Геноцид армян: история младотурецкого злодеяния без мифов. Геноцид армян в османской империи День геноцида армян 1915

Многие турецкие политики не признают истребление армян геноцидом. Но как иначе можно назвать массовое убийство по национальному признаку? Ученые из Турции, Армении и других стран собрали документальные свидетельства резни, жертвами которой стало более миллиона человек.

Началось это примерно в 1000 километров от исторической родины армян - в Стамбуле.

В ночь на 24 апреля 1915 года турецкие жандармы арестовывают более 200 представителей столичной армянской интеллигенции - служащих, журналистов, учителей, врачей, аптекарей, предпринимателей и банкиров.

Уже полгода Османская империя втянута в Первую мировую войну. Задержанных обвиняют в предательстве и пособничестве врагу. Аресты видных представителей армянской общины продолжаются и в провинции. Армян пытают и публично казнят. Но настоящий кошмар еще впереди. Организаторы геноцида планируют стереть с лица земли целый народ.

Вплоть до второй половины XIX века армяне играли важную роль в жизни Османской империи. Будучи христианами, они, как и представители других немусульманских народов, веками не допускались к государственной службе.

Однако многим из них удалось нажить большое состояние. Не только на Армянском нагорье в Восточной Анатолии, но и в Стамбуле они контролировали ряд ключевых отраслей экономики: шелковую и текстильную промышленность, сельское хозяйство, кораблестроение и табачную индустрию.

Выходцы из армянского меньшинства первыми перенесли на турецкую почву современное драматическое и оперное искусство. Были авторами первых османских романов европейского образца.

Из 22 газет, выходивших в Стамбуле, девять печаталось на армянском языке. В 1856 году в Османской империи был провозглашен декрет о реформах. Все подданные, вне зависимости от религиозной принадлежности, получили право занимать высшие государственные должности. После этого армян в столице стало еще больше.

Лишь в последней трети XIX века отношения между османскими властями и армянским меньшинством резко ухудшились.

Все началось в 1877 году. Во время Русско-турецкой войны лидеры армянской общины обратились к российскому императору с просьбой оккупировать армянские районы азиатской Турции или добиться от османского султана Абдул-Хамида II предоставления им автономии. Их надежды не оправдались.

Но по условиям заключенного на следующий год Сан-Стефанского мирного договора султанское правительство обязалось защитить христиан от религиозных гонений и уравнять их в правах с мусульманами. Причем реформа должна была проводиться под надзором европейских наблюдателей.

Для османских правителей эти уступки стали настоящим унижением. Тем более что их многонациональная империя уже трещала по швам.

Еще в 1875 году великий визирь, главный министр султана, объявил о государственном банкротстве. Контроль за выплатой внешнего долга перешел к европейцам.

На следующий год против турецкого владычества восстали сербы, черногорцы и болгары. И по решению Берлинского конгресса 1878 года Османская империя лишилась обширных территорий на Балканах.

Абдул-Хамид II, правивший Турцией с 1876 года, воспринимал восстания своих христианских подданных и вмешательство европейских держав как заговор против его империи и ислама. Когда армянские революционеры и борцы за независимость начали устраивать теракты против османских чиновников и организовывать партизанские отряды, он принял жесткие меры.

В 1894 году конные отряды курдских ополченцев утопили в крови армянское восстание, разрушили дома бунтовщиков и перебили множество мирных жителей. И в Анатолии, и в Стамбуле в последующие годы мусульмане не раз устраивали резню армян, убив как минимум 80 тысяч человек. Погромы могли происходить по личному распоряжению султана, считают многие историки.

Через несколько лет относительного затишья конфронтация между армянским меньшинством и властями вновь обостряется. В 1913 году в результате государственного переворота к власти приходит группа лидеров комитета «Единение и прогресс». В стране устанавливается военная диктатура.

Эта организация - ультранационалистическое крыло движения «младотурок», свергнувших в 1909 году султана Абдул-Хамида II и посадивших на трон его безвольного брата Мехмеда V.

В стране провозглашена конституционная монархия. Теперь султан - лишь формальный правитель. Вся реальная власть сосредоточена в руках членов так называемого «триумвирата», состоящего из двух высокопоставленных офицеров и одного бывшего служащего телеграфной конторы: Энвер-паши, Джемаль-паши и Талаат-паши.

Их цель - сохранить распадающуюся державу любой ценой. Всякое стремление к национальной автономии они расценивают как измену. Они убеждены в превосходстве турок как представителей «титульной нации» над остальными народами империи. И полны решимости создать чисто турецкое мусульманское государство.

Националистическая пропаганда усиливается после очередного унизительного поражения Османской империи. За год до переворота в результате первой Балканской войны она теряет почти все свои европейские территории.

Более чем 500-летнему турецкому владычеству на Балканах приходит конец. Сотни тысяч мусульман бегут в Малую Азию, в основном - в районы проживания армян. Для турок эти беженцы - обездоленные единоверцы, которых нужно приютить и обустроить на новом месте. А ради этого не грех изгнать христиан и отнять их имущество.

Особого накала антиармянская истерия достигает в ноябре 1914 года после вступления Османской империи в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии. Губернатор провинции Диярбакыр, медик по образованию, открыто называет армян «вредными микробами, поразившими тело отечества». И задается вопросом: разве не долг врача - уничтожить опасную бациллу?

Идет война. Турецкому правительству уже не нужно действовать с оглядкой на Запад. К тому же события на Кавказском фронте дают властям предлог для начала антиармянской кампании. Там с середины зимы османская армия под командованием Энвер-паши атакует русских. Наступление оборачивается полным разгромом. Более трех четвертей турецких солдат гибнет от холода.

В апреле 1915 года в расчете на скорое русское контрнаступление восстает армянское население приграничного города Ван. Турецкий гарнизон изгнан, местная крепость и госучреждения разрушены. В Стамбуле - паника.

Официальная пропаганда раздувает этот инцидент до масштабов глобального антигосударственного заговора, нацеленного на развал империи.

В этой ситуации абстрактная идея создания моноэтнического государства воплощается в конкретный план истребления армян. Отдельные армянские погромы, которые с начала войны устраивают военизированные отряды, перерастают в организованный геноцид.

Позднее в меморандуме министерства внутренних дел это назовут «полным и всеобъемлющим разрешением» армянского вопроса. Возможно, оно было принято комитетом «Единение и прогресс» в дни между прорывом кавказского фронта и высадкой войск Антанты в Галлиполи близ Стамбула 25 апреля 1915 года.

Репрессии начинаются с незаконного ареста представителей армянской элиты. Вслед за этим следует приказ о депортации. Министр внутренних дел Талаат-паша поручает губернаторам провинций выслать все армянское население в подконтрольные туркам пустынные районы Сирии и Месопотамии.

Но истинный план правительства еще страшнее. По всем провинциям рассылаются спецуполномоченные центрального комитета, которые устно передают местным властям секретное распоряжение.

Им предписывается собрать и убить всех армянских мужчин и юношей, а женщин и детей отправить по этапу - в расчете на то, что многие из них умрут в пути от болезней, голода и холода.

Никаких официальных документов с распоряжениями Талаат-паши и других членов правительства об организации массовых убийств нет. Да и кто бы стал подписывать такие приказы и брать на себя ответственность за столь чудовищное злодеяние?

Однако в государственных архивах сохранились отдельные служебные записи, свидетельствующие об участии в репрессиях многих государственных учреждений.

А еще есть многочисленные свидетельства очевидцев: немецких дипломатов и медсестер, американских консулов и самих армян, переживших геноцид. По ним можно четко восстановить ход событий, происходивших в апреле 1915 года в Анатолии, а потом и на берегах Тигра и Евфрата.

Большая часть армян проживала в провинции Эрзурум на северо-востоке Анатолии на границе с Россией. Там и была впервые отработана схема депортации, которая затем использовалась в других регионах.

На местах создаются комиссия из полицмейстера, высших чинов администрации, представителя центрального комитета правящей партии и еще нескольких человек. Они готовят списки армян и оповещают их о предстоящем «переселении». Одновременно карательные отряды проводят резню и погромы в армянских поселениях.

К концу июня жандармы сгоняют всех жителей армянских деревень Восточной и Центральной Анатолии. И под вооруженным конвоем отправляют до десяти тысяч человек пешком в 600-километровый переход на север Сирии в город Алеппо.

Из Западной Анатолии армян вывозят на юго-восток страны эшелонами по Багдадской железной дороге. Вслед за деревенскими жителями депортируется армянское население городов.

Немецкие дипломаты шлют в Берлин депешу за депешей с описанием хода и масштабов репрессий. Но правительство кайзеровской Германии не хочет вмешиваться во внутренние дела союзной державы.

Немецкий посол в Стамбуле граф Пауль фон Вольф-Меттерних просит тогдашнего рейхсканцлера Теобальда фон Бетмана-Гольвега публично осудить истребление армян. На что тот отвечает: «Наша единственная задача - удержать Турцию до конца войны на нашей стороне вне зависимости от того, погибнут из-за этого армяне или нет». Многие германские офицеры даже участвуют в составлении планов депортации в качестве военных советников.

Один из ключевых элементов проекта по созданию моноэтнического государства - превращение армян-христиан в турок-мусульман. Сейчас уже невозможно подсчитать, сколько армянских женщин было насильно выдано замуж за турок и сколько армянских детей отдано в турецкие семьи и приюты для перевоспитания. По некоторым оценкам, их могло быть 200 тысяч. Тысячи армянских девушек были проданы бедуинам. Свидетельства армянских женщин - это один из основных источников информации о зверствах конвойных команд.

Первая остановка в пути - пересыльный пункт, по сути концентрационный лагерь под Алеппо. Десятки тысяч его узников умирают от голода, жажды и эпидемий. Оттуда армян гонят вдоль пустынных берегов Евфрата от одного временного лагеря к другому. Последний и самый крупный разбит в пустыне близ города Дер-Зор на территории современной Сирии (ныне - Дайр-эз-Заур).

Весной 1916 года пересылочный лагерь под Алеппо расформировывают. Каждый день в Дер-Зор прибывают все новые многотысячные партии депортированных. В переполненном лагере скапливается до 200 тысяч человек. Его коменданта Али Суэд-бея, пытавшегося облегчить участь армян, смещают с должности. На его место министр внутренних дел назначает Зеки-бея, который тут же организует резню.

В декабре 1916 года после серии массовых убийств завершается вторая фаза геноцида. Но сам лагерь продолжает действовать до конца войны. Когда в октябре 1918 года в Дер-Зор вступает британская армия, солдаты находят в нем всего тысячу человек, измученных голодом и болезнями.

В декабре 1916 года власти прекращают операцию по уничтожению армян и начинают заметать следы. Большинство лагерей к тому времени уже ликвидировано. В Анатолии, по официальной статистике, вообще не осталось армянского населения.

Несколько десятков тысяч человек могли спастись бегством в Россию. Из более чем 1,2 миллиона депортированных около 700 тысяч погибло на этапе. Еще 300 тысяч - в концлагерях. Лишь немногим удалось бежать и укрыться в крупных сирийских городах. По оценкам некоторых исследователей, жертв еще больше.

После капитуляции Османской империи в 1918 году западные страны-победительницы требуют осудить виновных в преступлениях против армян. Чтобы выторговать лучшие условия мира, новый султан Мехмед VI организует в Стамбуле военный трибунал, который приговаривает к смерти 17 организаторов геноцида: чиновников, военных и политиков. Многие турки возмущены таким приговором.

В августе 1920 года страны Антанты навязывают Турции Севрский мирный договор на жестких условиях. Османская империя распадается, признает независимость Армении и уступает часть Анатолии армянам и грекам. Это конец заигрываниям с Антантой.

Турецкие националисты во главе с Мустафой Кемалем отказываются ратифицировать договор в парламенте и в ходе нескольких военных кампаний выбивают греков из Малой Азии. Власти успевают привести в исполнение лишь три смертных приговора. 31 марта 1923 года, еще до официального провозглашения Турецкой республики, Кемаль объявляет амнистию всем осужденным.

Три главных виновника геноцида - министр внутренних дел Талаат-паша, министр морского флота и военный губернатор Сирии Джемаль, а также министр обороны Энвер - еще в 1918 году бегут в Германию.

Энвер погибнет через несколько лет в боях с Красной армией при попытке поднять антибольшевистское восстание в Средней Азии. Джемаль и Талаат будут расстреляны армянскими боевиками в ходе операции мщения «Немезида».

Убийцу Талаата, совершившего свой теракт в 1921 году в Берлине, немецкий суд признал невменяемым и выпустил на свободу.

Несмотря на все исторические свидетельства, турецкое правительство до сих пор отрицает сам факт геноцида армян и его масштабы. По официальной версии, это было лишь вынужденное переселение из районов боевых действий, в ходе которого случались и массовые расправы, но не плановое истребление.

«Мы настроены против армян по трем причинам. Во-первых, они обогатились за счет турок. Во-вторых, они стремятся создать собственное государство. В-третьих, они открыто поддерживают наших врагов. Они помогали русским на Кавказе, и наше поражение там по большей части объясняется их действиями. Поэтому мы пришли к твердому решению нейтрализовать эту силу до завершения войны. Отныне мы не потерпим ни одного армянина во всей Анатолии. Пусть живут в пустыне и больше нигде».

Талаат-паша, министр внутренних дел Османской империи, в разговоре с американским послом Генри Моргентау-старшим, август 1915 года:

«Каждый мусульманин, укрывающий армянина, будет казнен на месте, а дом его сожжен дотла. Если это чиновник, то он будет отстранен от службы и предстанет перед трибуналом; военнослужащие, поощряющие укрывателей, будут отданы под трибунал за неповиновение приказу».

Из приказа генерала Мехмеда Камиль-паши, командующего третьей турецкой армией

«Когда они пришли и приказали нам собираться в дорогу, мы все удивились. Всего за три дня до этого мы проверяли, созрел ли виноград и не пора ли собирать урожай. Тогда еще кругом царил мир и покой. И вдруг городской глашатай объявляет, что мы обязаны покинуть город и уже снаряжаются подводы, чтобы нас вывезти».

Из воспоминаний одного из выживших

«Люди готовились покинуть свою родину, бросив дома и землю. Они пытались распродать мебель, продукты питания и одежду, потому что им разрешили взять с собой лишь немногое. И соглашались на любую цену. На улицах было полно турок и турчанок, рыскавших в поисках швейных машинок, мебели, ковров и других ценных вещей, которые можно было заполучить почти даром. Швейные машины ценой 25 долларов продавались по 50 центов. Дорогие ковры расхватывали меньше чем за доллар. Все это напоминало пир стервятников».

Лесли Дэвис, американский консул в Харпуте, Восточная Анатолия

«Некоторых состоятельных армян предупредили, что через три дня они вместе со всем армянским населением должны покинуть город, оставив все свое имущество, которое объявляется государственной собственностью. Но турки не стали дожидаться назначенного срока и уже через два часа начали грабить армянские дома. В понедельник весь день продолжалась пушечная канонада и ружейная пальба. Вечером солдаты ворвались в сиротский приют для девочек в поисках укрывшихся армян. Одна женщина и девочка были застрелены при попытке закрыть входные ворота. Прочесав город, погромщики подожгли и сравняли с землей армянский квартал, как и окрестные армянские деревни».

Из воспоминаний Альмы Йоханссон, шведской монахини в составе немецкой благотворительной миссии в городе Муш, Восточная Анатолия

«Самых красивых армянских девушек постарше держат в заточении, чтобы они ублажали погромщиков из местной банды, которая хозяйничает в городе. Здешний представитель комитета «Единение и прогресс» собрал в одном из домов в центре города десять самых привлекательных арестанток, чтобы насиловать их вместе со своими товарищами».

Оскар С. Хейзер, американский консул в Трабзоне, северо-восточная Анатолия, 28 июля 1915 года

Нашу группу погнали по этапу 14 июня под конвоем из 15 жандармов. Нас было человек 400-500. Уже в двух часах ходьбы от города на нас стали нападать многочисленные шайки из деревенских жителей и бандитов, вооруженных охотничьими ружьями, винтовками и топорами. Они отняли у нас все, что было. За семь-восемь дней они убили всех мужчин и юношей старше 15 лет - одного за другим. Два удара прикладом - и человек мертв. Бандиты похватали всех привлекательных женщин и девушек. Многих увезли в горы на лошадях. Так похитили и мою сестру, которую оторвали от ее годовалого ребенка.

Ночевать в деревнях нам не разрешали, а заставляли спать на голой земле. Я видела, как люди ели траву, чтобы унять голод. А что творили жандармы, бандиты и местные жители под покровом темноты, вообще не поддается описанию».

Из воспоминаний армянской вдовы из городка Байбурт на северо-востоке Анатолии

«Они приказали мужчинам и мальчикам выйти вперед. Некоторые маленькие мальчики были одеты как девочки и спрятались в толпе женщин. Но моему отцу пришлось выйти. Он был взрослым мужчиной с усами. Как только они отделили всех мужчин, из-за холма появилась группа вооруженных людей, которые убили их у нас на глазах. Они закололи их штыками в живот. Многие женщины не вынесли этого и бросились с обрыва в реку».

Из рассказа выжившего из города Конья, Центральная Анатолия

«Оставшиеся на дороге трупы следует зарывать, а не сбрасывать в овраги, колодцы и реки. Вещи мертвых подлежат сожжению».

«Отстающих сразу пристреливали. Они гнали нас по безлюдным районам, через пустыни, по горным тропам, в обход городов, чтобы нам негде было взять воду и еду. Ночью мы мокли от росы, а днем изнемогали под палящим солнцем. Я помню только, что мы все время шли и шли».

Из воспоминаний выжившего

«На 52-й день пути они пришли в другую деревню. Там местные курды забрали у них все, что было - даже рубашки. И пять дней вся колонна шла под палящим солнцем голышом. Все эти дни им не давали ни кусочка хлеба, ни глотка воды. Сотнями падали замертво, языки у них были черные, как уголь. И когда к концу пятого дня они дошли до колодца, все, естественно, бросились к воде, но жандармы преградили им путь и запретили пить. Они потребовали платить им за воду - от одной до трех лир за чашку. А иногда не давали воды, даже получив деньги».

Из воспоминаний выжившего из города Харпут, Восточная Анатолия

На всех станциях, где бы ни останавливался наш поезд, мы видели напротив эти эшелоны вагонов для перевозки скота. Из крошечных зарешеченных окон выглядывали детские лица. Боковые двери вагонов были открыты, и можно было ясно различить внутри стариков и старух, молодых матерей с младенцами, мужчин, женщин и детей, которых втиснули туда, как овец или свиней».

Анна Харлоу Бирдж, член делегации Американского Совета уполномоченных по иностранным миссиям, - о поездке в Стамбул, ноябрь 1915 года

«Одним из первых убитых, которого мы увидели, был пожилой армянин с седой бородой. Из головы у него торчал камень, которым ему размозжили череп. Чуть поодаль лежали сожженные тела шести или восьми людей. От них остались только кости и фрагменты одежды. Мы объехали верхом все озеро Гёльджюк и за сутки насчитали не менее десяти тысяч тел убитых армян».

Лесли Дэвис, американский консул в Харпуте

«22 августа на этапе между Богазлияном и Эркилетом (Центральная Анатолия) шесть конвойных жандармов стали под страхом смерти вымогать у колонны ссыльных деньги. 120 армянских семей смогли насобирать лишь десять лир. Из-за того, что денег оказалось так мало, жандармы рассвирепели, выбрали всех мужчин, около 200 человек, и заперли их на местном постоялом дворе.

Потом они выводили их оттуда скованными по несколько человек, обыскивали, забирали все найденные деньги и прямо в кандалах отправляли в близлежащий овраг. Затем выстрелами из винтовок жандармы дали сигнал местным шайкам турецких головорезов, которые уже стояли наготове с дубинками, камнями, саблями, кинжалами и ножами. Они набросились и перебили всех мужчин и юношей старше 12 лет. Вся эта резня происходила на глазах жен, матерей и детей».

Из показаний шести армянских женщин из деревни Хаджикёй, записанных немецким консулом в Адане, 1 октября 1915 года

«Колонну прибывших депортированных армян остановили перед зданиями местной администрации. Всех мальчиков и девочек отняли у матерей и увели внутрь; после этого колонну погнали дальше. Затем жителей окрестных деревень оповестили, что любой желающий может прийти в город и выбрать себе ребенка».

Константинопольский патриарх Армянской апостольской церкви Завен Тер-Егиян, 15 августа 1915 года

«Турки увели всех половозрелых девочек и девушек и изнасиловали их. Две девочки сопротивлялись, и тогда жандармы забили их до смерти. Одна девушка по имени Роза Кирасян решила добровольно отдаться одному из жандармов, взяв с него слово, что он не будет ее обижать, а потом выдаст замуж за своего брата. Турки из Эркилета увели 50 девочек и 12 мальчиков».

Из показаний шести армянских женщин из Хачикея, сентябрь 1915 года

«В конце июня 1915 года, когда температура поднималась до 46 градусов, из Харпута депортировали группу из 100 армянских женщин и детей. К востоку от Диярбакыра их отдали на произвол шайке курдов, которые выбрали себе самых привлекательных женщин, девочек и детей.

Понимая, какая участь их ожидает в плену у этих извергов, напуганные женщины сопротивлялись изо всех сил и некоторые из них были убиты рассвирепевшими курдами. Перед тем как увезти с собой отобранных женщин, они сорвали почти со всех остальных одежду и погнали их по дороге голыми».

«После резни армян турки и курды обшаривали их трупы в поисках поживы. Один из них стал обыскивать меня и заметил, что я еще жив. Тайком от других он отнес меня к себе домой. Дал мне новое турецкое имя - Ахмед. Научил меня молиться на турецком. Я стал настоящим турком и прожил у него пять лет».

Из воспоминаний выжившего

«Людям приходится убивать и есть бродячих собак. Недавно они убили и съели одного умирающего. Это я знаю со слов очевидца. Одна женщина состригла себе волосы и обменяла их на хлеб. Я сама видела, как другая женщина слизывала с земли на дороге лужи крови какого-то животного. До сих пор все они питались травой, но теперь и она пожухла. На прошлой неделе мы побывали в доме у людей, которые не ели три дня. Там была женщина с маленьким ребенком на руках, которая пыталась накормить его хлебным мякишем. Но он уже не мог есть, захрипел и умер у нее на руках».

«Трупов в городе было так много, что местные санитарные службы не справлялись с их уборкой и военные предоставили для их вывоза большие фуры, запряженные волами. В них складывали по десять трупов и отправляли колоннами на кладбище. Зрелище было ужасное: груды ничем не прикрытых, голых тел со свисающими по бокам повозок головами, руками и ногами».

Джесси Б. Джексон, американский консул в Алеппо

«Я буду отправлять к вам армян караван за караваном. Все их золото, деньги, украшения и ценные вещи мы возьмем и поделим. Вы переправите их на плотах через Тигр. Когда прибудете в укромное место, убейте их всех и сбросьте тела в реку. Вспарывайте им животы и набивайте камнями, чтобы они не всплыли. Все их пожитки берите себе. А половину золота, денег и драгоценных камней будете отдавать мне».

Из обращения губернатора Диярбакыра (Южная Анатолия), бывшего врача Решид-бея к вождям местного курдского клана Раман - записано со слов одного из его представителей

«На следующий день мы сделали привал на обед и наткнулись на целый лагерь армянских ссыльных. Бедняги соорудили себе примитивные шатры из козьих шкур, чтобы укрыться в тени. Но большинство лежало прямо под палящим солнцем на раскаленном песке. Среди них было много больных, поэтому турки дали им день передышки. Трудно представить себе более удручающее зрелище, чем толпа людей посреди пустыни в это время года. Эти несчастные, наверное, ужасно страдают от жажды».

«В живых оставалось еще много маленьких детей, которые потерянно бродили среди трупов своих убитых родителей. Для их поимки и уничтожения повсюду были разосланы «четы» («эскадроны смерти», сформированные из курдов и специально выпущенных из тюрем уголовников). Они ловили детей тысячами и пригоняли на берег Евфрата, где хватали их за ноги и разбивали им голову о камни».

Из воспоминаний очевидца-грека

«Утром караван ссыльных окружил отряд конных черкесов - они забрали у них все, что еще оставалось, и сорвали с них одежду. После чего гнали толпу голых мужчин, женщин и детей до самого Карадага (горы на берегу Хабура - притока Евфрата). Там черкесы снова накинулись на несчастных с секирами, саблями и кинжалами. И стали рубить и колоть направо и налево, пока кровь не полилась рекой и вся долина не покрылась изувеченными телами.

Я видел, как губернатор Дер-Зора наблюдал за происходящим из коляски и подбадривал убийц возгласами «Браво!» Сам я зарылся в груду трупов. Когда все умирающие затихли, черкесы ускакали. Через три дня я и еще тридцать выживших выбрались из-под разлагающихся тел. Нам пришлось еще три дня добираться до Евфрата без еды и воды. Один за другим все теряли силы и падали замертво. Одному мне удалось наконец дойти до Алеппо, переодевшись дервишем».

Из рассказа выжившего Хосепа Саркисяна из города Газионтеп в Южной Анатолии

«На подходе к деревне по обочинам дороги лежало много мертвых. Как их убили, я не знаю. Но я своими глазами видел тысячи трупов. Дело было летом, поэтому из них вытекал растопленный жир. Зловоние стояло такое, что турки собрали все трупы, облили керосином и сожгли».

Из воспоминаний выжившего

«Добравшись до Евфрата, жандармы побросали всех оставшихся в живых детей младше 15 лет в реку. Тех, кто пытался выплыть, расстреливали с берега».

Из рассказа армянской вдовы из Байбурта

«Мы желаем, чтобы вы поручили американским страховым агентствам предоставить нам полный список армян, которые заключили с ними договор на страхование жизни. Почти все они уже мертвы и не оставили после себя наследников, которые могли бы получить положенные выплаты. Теперь все эти деньги, разумеется, должны поступить в казну».

Дёнме - крипто-еврейская секта привела Ататюрка к власти

Одним из самых деструктивных факторов, во многом определяющим политическое состояние на Ближнем Востоке и Закавказье уже 100 лет является геноцид армянского населения Османской Империи, в ходе которого по разным данным было уничтожено от 664 тысяч до 1,5 миллиона человек. А учитывая, что практически одновременно проходил геноцид понтийских греков, начавшийся в Измире, в ходе которого было уничтожено от 350 тысяч до 1,2 миллиона человек, и ассирийцев, участие в котором принимали курды, унесший от 275 до 750 тысяч человек, этот фактор уже более 100 лет держит в напряжении целый регион, постоянно подогревая вражду между населяющими его народами. Причем, как только намечается хоть небольшое сближение между соседями, дающее надежду на их примирение и дальнейшее мирное сосуществование, тут же в ситуацию вмешивается внешний фактор, третья сторона, и происходит кровавое событие, еще более разогревающее взаимную ненависть.


Для простого человека, получившего стандартное образование, сегодня абсолютно очевидно, что геноцид армян был и что виновата в геноциде именно Турция. Россия в числе более чем 30 стран признала факт геноцида армян, что, однако, мало сказывается на ее отношениях с Турцией. Турция же на взгляд простого человека абсолютно иррационально и упорно продолжает отрицать свою ответственность не только за геноцид армян, но и за геноцид других христианских народов - греков и ассирийцев. По сообщениям турецких СМИ, в мае 2018 года Турция открыла все свои архивы для исследования событий 1915 года. Президент Реджеп Эрдоган заявил, что после открытия турецких архивов, если кто-то осмелиться заявить о «так называемом геноциде армян», то пусть попробует доказать это, основываясь на фактах:

«В истории Турции не было никакого «геноцида» в отношении армян» , - заявил Эрдоган.

Подозревать в неадекватности президента Турции никто не решится. Эрдоган - лидер великой исламской страны, наследницы одной из величайших империй, по определению не может быть подобным, скажем, президенту Украины. Да и на откровенную и открытую ложь президент любой страны пойти не рискнет. Значит действительно, Эрдоган знает что-то такое, что неизвестно большинству людей в других странах, или тщательно скрывается от мирового сообщества. И такой фактор действительно существует. Он не касается самого события геноцида, он касается того, кто произвел это нечеловеческую жестокость и действительно ответственен за это.

***

В феврале 2018 года на портале турецкого «электронного правительства» (www.turkiye.gov.tr ) был запущен онлайн-сервис, на котором любой гражданин Турции мог проследить свою генеалогию, за несколько кликов узнать о своих предках. Доступные записи были ограничены началом 19 века, временами Османской империи. Сервис почти моментально стал настолько популярен, что вскоре рухнул из-за миллионных запросов. Полученные результаты повергли в шок огромное количество турок. Оказывается у множества людей, считавших себя тюрками, в реальности предки имеют армянское, еврейское, греческое, болгарское и даже македонское и румынское происхождение. Этот факт по умолчанию лишь подтвердил то, что в Турции знает каждый, но упоминать никто не любит, особенно при иностранцах. Говорить вслух об этом в Турции считается дурным тоном, но именно этот фактор сейчас определяет всю внутреннюю и внешнюю политику, всю борьбу Эрдогана за власть внутри страны.

Османская империя по меркам своего времени проводила относительно толерантную политику в отношении национальных и религиозных меньшинств, предпочитая, опять таки, по меркам того времени ненасильственные методы ассимиляции. В какой-то степени она повторяла методы поверженной ею Византийской империи. Армяне традиционно руководили финансовой областью империи. Большинство банкиров в Константинополе были армянами. Очень многие министры финансов являлись армянами, достаточно вспомнить блистательного Акопа Казазян-паша, считавшегося лучшим министром финансов за всю историю Османской империи. Безусловно, на протяжении всей истории были межнациональные и межрелигиозные конфликты, которые приводили даже к пролитию крови. Но ничего подобного геноцидам христианского населения в 20 веке в Империи не происходило. И вдруг случается такая трагедия. Любой здравомыслящий человек поймет, что на ровном месте подобное не происходит. Так почему и кто произвел эти кровавые геноциды? Ответ на этот вопрос кроется в истории самой Османской империи.

***



В Стамбуле в азиатской части города через пролив Босфор существует старое и уединенное кладбище Ускудар. Посетители кладбища среди традиционных мусульманских начнут встречать и удивляться могилам, не похожим на другие и не вписывающимся в исламские традиции. Многие из гробниц покрыты бетонной и каменной поверхностью, а не землей, и имеют фотографии умерших, что не вписывается в традицию. При вопросе, чьи это могилы, вам почти шепотом сообщат, что тут покоятся представители дёнме (Donmeh) (новообращенные или отступники - тур.), многочисленной и загадочной части турецкого общества. Могила судьи Верховного Суда находится рядом с могилой экс-лидера Коммунистической партии, а рядом с ними стоят могилы генерала и известного просветителя. Дёнме являются мусульманами, но как-бы не совсем. Большинство из современных дёнме - светские люди, голосующие за светскую республику Ататюрка, но в каждой общине дёнме и сейчас происходят тайные религиозные обряды, более похожие на иудейские, чем на исламские. Ни один дёнме никогда публично не признается в своей идентичности. Сами же дёнме узнают про себя только по достижении 18 лет, когда их родители открывают им тайну. Эта традиция ревностного сохранения двойной идентичности в мусульманском обществе передается на протяжении поколений.

Как я писал в статье «Остров Антихриста: плацдарм для Армагеддона» , дёнме, или саббатианцы являются последователями и учениками иудейского раввина Шаббтая Цви, который в 1665 году был провозглашен еврейским мессией и внес самый большой раскол в иудаизм за почти 2 тысячелетия его официального существования. Избегая казни со стороны султана, вместе со своими многочисленными последователями Шаббтай Цви в 1666 году принял ислам. Не смотря на это, множество саббатианцев и сейчас являются членами трех религий - иудаизма, ислама и христианства. Турецкие дёнме первоначально были основаны в греческих Салониках Якобом Керидо и его сыном Берахио (Барухом) Руссо (Осман-баба). В дальнейшем дёнме распространились по всей Турции, где назывались в зависимости от направления в саббатианстве измирларами, каракашларами (чернобровыми) и капанджиларами (владельцами весов). Основным местом сосредоточения дёнме на азиатской части Империи был город Измир. Движение младотурок в значительной степени состояло из дёнме. Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, являлся дёнме и членом масонской ложи «Veritas», подразделением ложи «Великий Восток Франции».

На протяжении своей истории дёнме неоднократно обращались к раввинам, представителям традиционного иудаизма, с просьбами признать их иудеями, подобно караимам, отрицающим Талмуд (устную Тору). Однако всегда получали отказ, который в большинстве случаев носил политический характер, а не религиозный. Кемалистская Турция всегда была союзником Израиля, которому было политически не выгодно признавать, что этим государством фактически руководят евреи. По этим же причинам Израиль категорически отказывался и до сих пор отказывается признавать геноцид армян. Пресс-секретарь МИД Эмануэль Нахшон недавно заявил, что официальная позиция Израиля не изменилась.

«Мы очень чутки и отзывчивы к страшной трагедии армянского народа во время Первой мировой войны. Исторические дебаты о том, как расценивать эту трагедию, - это одно, а признание того, что что-то страшное произошло с армянским народом, - это совсем другое, и это гораздо важнее».

Первоначально в греческих Салониках, входящих в то время в Османскую империю, сообщество дёнме состояло из 200 семей. В тайне они практиковали свою собственную форму иудаизма, основанную на «18 заповедях», якобы оставленных Шаббтаем Цви, наряду с запретом на смешанные браки с истинными мусульманами. Дёнме никогда не интегрировались в мусульманское общество и продолжали верить, что Шаббтай Цви однажды вернется и приведет их к искуплению.

По весьма заниженным оценкам самих дёнме, сейчас в Турции их количество составляет 15-20 тысяч человек. Альтернативные источники говорят о миллионах дёнме в Турции. Весь офицерский и генеральский состав турецкой армии, банкиры, финансисты, судьи, журналисты, полицейские, юристы, адвокаты, проповедники на протяжении всего 20 века являлись дёнме. Но начиналось это явление в 1891 году с создания политической организации дёнме - Комитета «Единение и прогресс», позже назвавшийся «младотурками», ответственного за развал Османской империи и геноцид христианских народов Турции.

***



В 19 веке международная еврейская элита планировала создать еврейское государство в Палестине, но проблема заключалась в том, что Палестина находилась под властью Османской империи. Основатель сионистского движения Теодор Герцль хотел договориться с Османской империей о Палестине, но потерпел неудачу. Поэтому следующим логическим шагом стало получение контроля над самой Османской империей и ее уничтожение с целью освобождения Палестины и создания Израиля. Именно для этого был создан Комитет «Единение и прогресс» под видом светского турецкого националистического движения. Комитет провел, по крайней мере, два съезда (в 1902 и 1907 годах) в Париже, на которых была спланирована и подготовлена революция. В 1908 году младотурки начали свою революцию и принудили султана Абдула Хамида II к подчинению.

Небезызвестный «злой гений русской революции» Александр Парвус являлся финансовым советником младотурков, а первое большевистское правительство России выделило Ататюрку 10 млн. рублей золотом, 45 тыс. винтовок и 300 пулеметов с боеприпасами. Одной из основных, сакральных, причин геноцида армян являлся тот факт, что евреи считали армян амалекитянами, потомками Амалека, внука Исава. Сам Исав был старшим братом-близнецом основателя Израиля Иакова, который пользуясь слепотой их отца, Исаака, украл у старшего брата первородство. На протяжении всей истории амалекитяне были главными врагами Израиля, с которыми сражался еще Давид во времена царствования Саула, который и был убит амалекитянином.

Главой младотурок стал Мустафа Кемаль (Ататюрк), который являлся дёнме и прямым потомком иудейского мессии Шаббтая Цви. Еврейский писатель и раввин Иоахим Принц в своей книге «The secret Jews» на стр. 122 подтверждает этот факт:

«Восстание Младотурков в 1908 году против авторитарного режима Султана Абдул Хамида началось среди интеллигенции Салоник. Именно там возникла потребность в Конституционном режиме. Среди лидеров революции, приведшей к созданию более современного правительства в Турции, были Джавид Бей и Мустафа Кемаль. Оба были ярыми дёнме. Джавид Бей стал министром финансов, Мустафа Кемаль стал лидером нового режима и принял имя Ататюрк. Его противники пытались использовать его принадлежность к дёнме, чтобы дискредитировать его, но без успеха. Слишком многие из Младотурков в недавно сформированном революционном кабинете молились Аллаху, но их настоящим пророком был Шаббтай Цви, Мессия Смирны (Измира - прим. автора)».

14 октября 1922 года The Literary Digest опубликовал статью под названием «The Sort of Mustafa Kemal is», в которой говорилось:

«Испанский еврей по происхождению, ортодоксальный мусульманин по рождению, обученный в немецком военном колледже, патриот, изучавший кампании великих полководцев мира, включая Наполеона, Гранта и Ли—это, как говорят, лишь несколько выдающихся характеристик личности нового «Man on Horseback», который появился на Ближнем Востоке. Он настоящий диктатор, свидетельствуют корреспонденты, человек такого типа, который сразу же становится надеждой и страхом народов, разорванных на куски неудачными войнами. Единство и власть вернулись в Турцию во многом благодаря воле Мустафы Кемаля Паши. По-видимому, никто еще не называл его «Наполеоном Ближнего Востока», но, вероятно, рано или поздно это сделает какой-то предприимчивый журналист; для пути Кемаля к власти его методы автократичны и тщательно продуманы, даже его военная тактика, как говорят, напоминает Наполеона».

В статье, озаглавленной «When Kemal Ataturk Recited Shema Yisrael» еврейский автор Хиллел Халкин, процитировал Мустафу Кемаля Ататюрка:

«Я - потомок Шаббтая Цви - уже не еврей, а ярый поклонник этого пророка. Я считаю, что каждому еврею в этой стране было бы неплохо присоединиться к его лагерю».

Гершом Шолем написал в своей книге «Kabbalah» на стр. 330-331:

«Их литургии были написаны в очень небольшом формате, чтобы их можно было легко спрятать. Все секты так успешно скрывали свои внутренние дела от евреев и турок, что долгое время знание о них основывалось только на слухах и сообщениях посторонних. Рукописи дёнме, раскрывающие детали их Саббатианских идей, были представлены и исследованы только после того, как несколько семей дёнме решили полностью ассимилироваться в турецкое общество и передали свои документы друзьям из числа евреев Салоник и Измира. До тех пор, пока дёнме были сосредоточены в Салониках, институциональные рамки сект оставались нетронутыми, хотя несколько членов дёнме были активистами движения Младотурков, которое возникло в этом городе. Первая администрация, пришедшая к власти после революции младотурок в 1909 году, включала трех министров - дёнме, в том числе министра финансов Джавида Бека, который был потомком семьи Баруха Руссо и был одним из лидеров его секты. Одно из утверждений, которое обычно делалось многими евреями Салоник (отрицалось, однако, турецким правительством), состояло в том, что Кемаль Ататюрк имел происхождение дёнме. Этот взгляд с нетерпением поддержали многие религиозные противники Ататюрка в Анатолии».

Генеральный инспектор турецкой армии в Армении и военный губернатор египетского Синая во время Первой мировой войны Рафаэль де Ногалес написал в своей книге «Four Years Beneath the Crescent» на стр. 26-27 о том, что главный архитектор Геноцида армян Осман Талаат (Talaat) был дёнме:

«Это был ренегат иврита (дёнме) из Салоник, Талаат, главный организатор массовых убийств и депортаций, который, ловя рыбу в мутной воде, преуспел в карьере от почтового клерка скромного ранга до Великого визиря Империи».

В одной из статей Марселя Тинайре в L"Illustration в декабре 1923 года, которая была переведена на английский язык и опубликована как «Saloniki», написано:

«Сегодняшние дёнме, связанные с Free Masonry, обученные в западных университетах, часто исповедующие тотальный атеизм, стали лидерами революции младотурок. Талаат Бек, Джавид Бек и многие другие члены комитета «Единства и Прогресса» были дёнме из Салоник».

The London Times 11 июля 1911 года в статье «Евреи и положение в Албании» писала:

«Общеизвестно, что под масонским покровительством был сформирован Комитет «Салоники» с помощью евреев и дёнме, или крипто-евреев Турции, штаб-квартира которых находится на Салониках, и организация которого даже при султане Абдул Хамиде приняла масонскую форму. Такие евреи, как Эммануэль Карассо, Салем, Сасун, Фарджи, Меслах и дёнме, или крипто-евреи, такие как Джавид Бек и семья Балджи, приняли влиятельное участие как в организации Комитета, так и в работе его центрального органа в Салониках. Эти факты, которые известны каждому правительству в Европе, известны также во всей Турции и на Балканах, где все более заметна тенденция признать евреев и дёнме ответственными за кровопролитные промахи, которые совершил Комитет ».

Эта же газета 9 августа 1911 года опубликовала письмо в свою константинопольскую редакцию, в котором были комментарии по ситуации от главных раввинов. В нем в частности было написано:

«Я просто отмечу, что, согласно информации, которую я получил от подлинных масонов, большинство лож, основанных под эгидой Великого Востока Турции со времен революции, были с самого начала лицом Комитета «Единения и Прогресса», и они тогда не были признаны британскими масонами. Первый «Верховный Совет» Турции, назначенный в 1909 году, содержал трех евреев - Caronry, Cohen и Fari, и трех дёнме - Djavidaso, Kibarasso и Османа Талаата (главного руководителя и организатора геноцида армян - прим. автора)».

Продолжение следует…

Александр Никишин для

Карен Вртанесян

ИСТОРИЯ ГЕНОЦИДА АРМЯН 1853 – 1923 ГГ.

Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом. Именно в этот день в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. В списки подлежаших аресту попали люди разных политических взглядов и профессий: писатели, артисты, музыканты, учителя, врачи, юристы, журналисты, бизнесмены, политические и религиозные лидеры; единственное, что их роднило - национальная принадлежность и положение в обществе. Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице с небольшими перерывами до конца мая, при этом никаких обвинений задержанным не предъявлялось.

Еще в феврале-марте из провинций начали поступать сведения об арестах и убийствах армянских лидеров, но именно с константинопольских арестов началось полномасштабное уничтожение армянской элиты по всей стране. Так, по сообщениям американцев, в апреле–мае были арестованы армянские профессора и деятели культуры в Ване; в Харпуте первыми (в июне–июле того же года) под удар геноцидальной машины попали представители армянской интеллигенции . Целью акции было обезглавить армянство, лишить народ даже малейшего шанса самоорганизоваться перед лицом опасности полного истребления. Схема была проста, но эффективна: первыми ликвидировались представители элиты, после этого начиналось уничтожение остальных.

В Константинополе аресты старались проводить без лишнего шума: обычно приходил полицейский в штатском и просил хозяина дома последовать в участок “буквально на пять минут, чтобы ответить на несколько вопросов” . К другим приходили ночью, поднимали из постели и прямо в пижаме и тапочках отвозили в центральную тюрьму города . Многие люди, никак не связанные с политикой и считающие себя лояльными поданными Османской империи, даже представить не могли, что их ожидает в самом ближайшем будущем. Были случаи, когда те, кого полицейские не застали дома, сами приходили в полицию, недоумевая, что вдруг понадобилось от них властям

Арестованный 24 апреля доктор Тигран Аллахверди, например, сам являлся членом партии младотурок. Он неоднократно организовывал акции по сбору средств и передавал в партийную кассу крупные суммы денег . Среди арестованных находился также профессор Тиран Келеджян, который всю жизнь преподавал в турецких учебных заведениях и издавал турецкоязычную газету “Сабах”. Будучи доставленным в лагерь для интернированных, Келеджян узнал в начальнике лагеря одного из своих бывших учеников. Тот тайно предупредил профессора, что получен приказ за подписью Талаата об уничтожении заключенных, и посоветовал ему выбираться из лагеря любой ценой. Позднее, так и не сумевшего ничего предпринять для своего спасения Келеджяна, убили по дороге в Сивас, куда он был отправлен якобы для того, чтобы предстать перед военным трибуналом. Из 291 узников лагеря выжили лишь сорок человек .

В числе этих сорока был и великий армянский композитор и музыковед Комитас. По слухам, после ареста ему разрешили вернуться в Константинополь благодаря личному вмешательству принца Меджида, чьей жене он в свое время преподавал музыку . Однако потрясения, пережитые им во время ссылки не прошли даром: неуверенность в завтрашнем дне, атмосфера постоянного страха, наполнявшая в те дни город, невольное чувство вины за оставшихся в лагере на верную погибель друзей, одиночество - все это в скором времени вызвало у Комитаса помутнение рассудка. Он умер в 1935 году в Париже, проведя последние девятнадцать лет своей жизни в психиатрических клиниках.

Всего в течение нескольких недель в одном только Константинополе было арестовано около 800 видных армян, из которых уже к концу лета мало кто остался в живых. Жертвами младотурецкого террора стали писатели Даниэл Варужан, Сиаманто, Рубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тлкатинци, Ерухан, Тигран Чекурян, Левон Шант и десятки других.

Чуть позднее были арестованы и уничтожены депутаты от партии Дашнакцутюн в османском парламенте: Вардгес, Хажак, писатель и публицист Григор Зограб... Армяне, положившие столько жизней на алтарь освобождения Турции от султанского деспотизма, теперь бесжалостно истреблялись вчерашними соратниками по революционной борьбе.

В пламени геноцида погибли тысячи священослужителей: от простых священников до архиепископов. «… епископ Смбат Саадетян из Карина, угнанный со своей паствой в сторону Месопотамии, убит разбойниками недалеко от Камаха. Трапезундский архимандрит Геворк Турян, сосланный военным судом Карина, убит в пути; … архимандрит Байберда Анания Азарапетян был повешен по решению местных властей; архимандрит Муша Вартан Акопян умер в тюрьме, избитый палками; архимандрит Тигранакерта Мкртич Члхатян умер в тюрьме от пыток … » - сообщает 28 декабря 1915 г. патриарх западных армян архиепископ Завен главе епархии в Америке архимандриту Вегуни .

Удар, нанесенный армянскому народу младотурецким режимом весной–летом 1915 года, оказался беспрецедентным по своей разрушительности. Именно поэтому, рассеянные сегодня по всему миру армяне отмечают 24-е апреля, как день поминовения жертв геноцида. В Армении в этот день десятки тысяч людей совершают восхождение к Мемориалу геноцида на холме Цицернакаберд в Ереване, в армянских церквях во всех странах мира проводятся траурные службы.

Список использованной литературы:

“Геноцид армян в Османской империи” - сборник документов и материалов под редакцией М. Г. Нерсисяна, 2-е издание. Ереван: “Айастан”, 1983.
Киракосян Джон, “Младотурки перед судом истории” . Ереван: “Айастан”, 1989.
Balakian, P., The Burning Tigris. The Armenian Genocide and America’s Response. New York: Harper Collins Publishers, 2003.
Soulahian Kuyumjian, R., Archeology of Madness. Komitas. Second Edition. Princeton, NJ: Gomidas Institute, 2001.

Tut napisano komu prinadlezhali zemli gde zhili armyane: "На востоке и на юге Современной Турции располагались земли Западной Армении, Малой Армении и Армянской Киликии, население которых состояло главным образом из этнических армян."

A eto dokazatel"stva zhestokosti i zverstva turkov, ne tol"ko po otnosheniyu k armyanam

В радикальном исламе есть такой подход:

" В первый день (читай турок) гость в чужом доме, во второй имеет равные права с хозяином, в 3 - хозяин". Реактивная политика Турции во все века отображает только этот подход.
Vzyato mnoyu iz interneta.

В 1919 г. судом Османской империи были осуждены на смертную казнь Энвер-паша, Джемаль-паша, Таллият-паша за массовые преступления, убийства армян, чтобы снять с государства этот позор и показать как частную инициативу всего лишь министров внутренних дел, и т.п.Кстати, во время суда их в Турции уже не было(кто бы сомневался). В 1915г после резни армян энвер-паша переселился через вроде-бы куплю-продажу в дом-особняк армянина Касабяна, наверно до того своего подобающего дома не было.И туркам, и азерам свойственно делать одно, говорить другое.Свежий пример, сбитый российский самолет, с первых минут ложь на лжи на самом высшем уровне и удар в спину страны, называемой другом.Разве это не по-турецки? Примеров миллионы,все не приведешь. Скажу лишь, что вы, родившийся в азербайджане и живущий в турции, являетесь жертвой лживой пропаганды этих стран как ребенок преступных родителей, обреченный жить с этим позором или снова убить, чтобы заставить замолчать свидетелей и свою совесть.

Во первых и самых главных - почему никто из вас не отвечает прямо на поставленные вопросы, чёрным по белому написанные в моём первом послании, а виляет тудой-сюдой и уводит дискуссию со своего главного пути? Не показатель ли это лживости, подлости, паршивости, бессовестности и безграмотности Вашего народа? (не утверждаю, просто спрашиваю, но факты, ох уж эти факты, никуда от них не убежишь, верно?) Ответьте прямо сначала на мои вопросы, именно ответьте и только после задавайте свои. Я согласен, что можно отвечать вопросом на вопрос, но только в том случае, если Ваши встречные вопросы по теме дискуссии. А на текущий момент такого не наблюдается, как говорится "я про Ивана, а Вы про болвана"...

За Энвер Пашу даже не буду рассказывать, нечего "метать бисер перед свиньями", всё равно не поймёте. Так понимаю, что про него Вы прочитали в Википедии (а на большее Ваш народ, идущий на поводу русских, и не способен), так вот, Вы хоть подумали, почему "документ" об Энвер Паше на английском языке??? Ну поднапрягите извилины, или они вообще стёрлись в полосочку? Ах Вы не знаете!!! Немудрено, что Вы не знаете... В 19-ый год, в годы оккупации Турции Англией и её паршивыми приспешниками вроде... не буду говорить каких народов, такие личности как Энвер Паша представляли главную опасность для оккупантов. Вследствии чего от них и пытались избавится, всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Я не жду, что Вы чего то поймёте, и больше не буду отвечать сошкам как Вы, ничего кроме интернета не знающим, но всё написанное Вашими соотечественниками да и Вами до сих пор, ничем кроме "поросячьего или щенячьего визга" не является и "айтаракумен республика"... Создаётся впечатление, что нет вообще у Вас образованных людей. Есть?! Ну так давайте его сюда!!!

Удивлена, встретив азера, умеющего читать, писать, да еще по-русски и английски.По вашему совету решила тоже заняться самообразованием. Для начала начну с венгерского языка, чтобы в оригинале ознакомиться с документами по судопроизводству Рамиля Сафарова.То, что вы пишете многословно, имеет хотя бы одну цель-повысить индекс запутывания, чтобы скрыть истину. А может ты тролль.... Англичане видишь ли, собственную голову надо было иметь.Это мой последний коммент.

Цитата: Митруша Митрушкин

Во-вторых, Вы так душевно приглашаете всех в Турцию для изучения сфальсифицированных документов об отсутствии Геноцида, что невольно задаёшься вопросом - Вы на самом деле верите в то, что русскому или армянину сейчас безопасно находиться в вашей стране? Или смерть любого из вышеперечисленных будет считаться вашей личной заслугой?

В-четвёртых, если вам не понятно, кто такие армяне и что такое Армения, то откройте любую карту мира или любой документ или исторический очерк периода до н.э. и убедитесь в том, где и кем были армяне и Армения, когда вашей Турции и Османской империи даже запаха не было. Далеко ходить не надо, да вы и не станете, откройте википедию.

В-пятых, за неподобающие выражения в комментариях, за действия провокационного характера, за попытки исковеркать историю и уйти от ответственности за действия ваших предков - ваш аккаунт блокируется сроком на 101 год.

Есть народ хаи, которые всеми правдами и неправдами пытаются "подмять под себя" земли, на которых живут. Вы здесь перепутали армян с турками и Турцией. Для вас совершенно естественное дело захватить чужие территории и не стесняясь присвоить культуру захваченной страны. Назвать Конствнтинополь Стамбулом, переделать христианские церкви в мечети, для вас совершенно естественные действия. Однажды в Риме была свидетелем реакции азербайджанца на древнюю карту мира. Увидеа Армению среди незнакомых ему стран, возмущенно спросил, - Где Азербайджан? Гид удивилась и искренне спросила, - а что это такое?- Ох, как азеро-турок взбесился, ушел пешком, оставив пожилую мать одну в растерянности.
2) Про полтора миллиона армян... На этот вопрос должны ответить вы, турки. Читала свидетельства британских миссионеров, которые в ужасе рассказывали о непроходимых дорогах, заваленных трупами...

Ну хорошо, вы можете не верить архиву, дайте ваши доказательства!!! - С какой стати мы вам, убийцам, должны давать какие-то доказательства? Вы и без наших доказательств знаете все, другое дело, что если что-то зависит от ваших источников у вас есть возможность согласно вашей ментальности менять и искажать - ложь, фальсификация, подлоги и бессовестное наглое вранье. Зачем мы будем с вами связываться, когда у нас есть все доказательства, из самых разных источников, причем, неармянских.
3) Почему были погибшие среди армян - Смешно отвечать на этот глупейший вопрос.
4) А что касается сбитого самолёта... Действительно, Путин достаточно умный человек и не нам с Вами обсуждать этот вопрос.

Знаете, Конфуций сказал, "иногда, что бы исправить нацию, нужно её полностью уничтожить, оставив небольшую часть младенцев мужского и женского рода, что бы подвид продолжался", ну это немного свободная интерпретация его слов, конечно. А ведь Конфуций прав, надеюсь, именно Путину предстоит воплотить эту идею в жизнь и очистить человечество от нации, которой ни один другой народ не дал хотя бы мало-мальской положительной характеристики. Посмотрите пословицы разных народов о турецкой сути. Дай Бог здоровья Путину!

Ежегодно 24 апреля в мире отмечается День памяти жертв геноцида армян в память о жертвах первого в XX веке истребления людей по национальному признаку, которое было осуществлено в Османской империи.

24 апреля 1915 года в столице Османской империи Стамбуле прошли аресты представителей армянской интеллигенции, с которых и началось массовое уничтожение армян.

В начале IV века нашей эры Армения стала первой страной в мире, в которой христианство утвердилось в качестве официальной религии. Однако многовековая борьба армянского народа с завоевателями завершилась утратой собственной государственности. На долгие века земли, где исторически проживали армяне, оказались не просто в руках завоевателей, а в руках завоевателей, исповедующих другую веру.

В Османской империи армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта — «зимми». Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и были лишены права свидетельствовать в суде.

Сложные межнациональные и меконфессиональные отношения в Османской империи значительно обострились к концу XIX века. Череда русско-турецких войн, в большинстве своём неудачных для Османской империи, привела к появлению на её территории огромного числа беженцев-мусульман с утраченных территорий — так называемых «мухаджиров».

Мухаджиры крайне враждебно относились к христианам-армянам. В свою очередь, армяне Османской империи к концу XIX века, устав от бесправного положения, всё громче требовали уравнивания в правах с остальными жителями империи.

На эти противоречия накладывался общий упадок Османской империи, проявлявшийся во всех сферах жизни.

Во всём виноваты армяне

Первая волна массовых убийств армян на территории Османской империи прошла в 1894−1896 годах. Открытое сопротивление армян попыткам курдских вождей обложить их данью обернулось массовыми расправами не только над теми, кто участвовал в протестах, но и над теми, кто оставался в стороне. Принято считать, что убийства 1894−1896 годов не были напрямую санкционированы властями Османской империи. Тем не менее их жертвами, по разным оценкам, стали от 50 до 300 тысяч армян.

Резня в Эрзуруме, 1895 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Public Domain

Периодические локальные вспышки расправ над армянами происходили и после свержения в 1907 году султана Турции Абдул-Хамида II и прихода к власти младотурков.

Со вступлением Османской империи в Первую мировую войну в стране всё громче стали звучать лозунги о необходимости «единения» всех представителе турецкой расы для противостояния «неверным». В ноябре 1914 года был объявлен джихад, что подогрело антихристианский шовинизм среди мусульманского населения.

Ко всему этому добавлялся тот факт, что одним из противников Османской империи в войне была Россия, на территории которой проживало большое количество армян. Власти Османской империи стали рассматривать собственных граждан армянской национальности как потенциальных предателей, способных оказать помощь противнику. Такие настроения крепли по мере всё новых и новых неудач на восточном фронте.

После разгрома, учинённого русскими войсками турецкой армии в январе 1915 года под Сарыкамышем, один из лидеров младотурков Исмаил Энвер, он же Энвер-паша, заявил в Стамбуле, что поражение стало результатом армянской измены и что настало время депортировать армян из восточных областей, которым грозит русская оккупация.

Уже в феврале 1915 года против османских армян стали применяться чрезвычайные меры. 100 000 солдат армянской национальности были разоружены, введённое в 1908 году право гражданских армян на ношение оружия было отменено.

Технология уничтожения

Правительство младотурков планировало осуществить массовую депортацию армянского населения в пустыню, где люди были обречены на верную смерть.

Депортация армян по багдадской ж/д. Фото: Commons.wikimedia.org

24 апреля 1915 года реализация плана началась со Стамбула, где были арестованы около 800 представителей армянской интеллигенции, которые были убиты в течение нескольких дней.

30 мая 1915 года меджлис Османской империи утвердил «Закон о депортации», ставший основанием для массовой расправы над армянами.

Тактика депортации заключалась в первоначальном отделении от общего числа армян в том или ином населённом пункте взрослых мужчин, которые вывозились из города в пустынные места и уничтожались во избежание оказания сопротивления. Молодые девушки из числа армянок передавались в качестве наложниц мусульманам или просто подвергались массовому сексуальному насилию. Стариков, женщин и детей гнали колоннами под конвоем жандармов. Колонны армян, зачастую лишённых еды и питья, гнались в пустынные районы страны. Тех, кто падал без сил, убивали на месте.

Несмотря на то, что причиной депортации была объявлена нелояльность армян на восточном фронте, репрессии в их отношении стали проводится на территории всей страны. Практически сразу депортации превратились в массовые убийства армян в местах их проживания.

Огромную роль в расправах над армянами сыграли военизированные формирования «четтес» — преступников, специально освобождённых властями Османской империи для участиях в массовых расправах.

В одном только городе Хынысе, большинство населения которого составляли армяне, в мае 1915 года были убиты около 19 000 человек. Жертвами расправы в городе Битлисе в июле 1915 года стали 15 000 армян. Методы расправ практиковались самые жестокие — людей резали на части, приколачивали к крестам, сгоняли на баржи и топили, сжигали живьём.

Тех же, кто достиг живым лагерей вокруг пустыни Дер Зор, расправа настигла там. В течение нескольких месяцев 1915 года там были уничтожены около 150 000 армян.

Исчезнувшие навсегда

Телеграмма посла США Генри Моргентау в Государственный департамент (16 июля 1915 года) описывает уничтожение армян как «кампанию расового искоренения». Фото: Commons.wikimedia.org / Henry Morgenthau Sr

Иностранные дипломаты получали свидетельства о масштабном уничтожении армян практически с самого начала геноцида. В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран Антанты (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Однако втянутые в большую войну державы оказались не в состоянии прекратить массовое уничтожение людей.

Хотя пик геноцида пришёлся на 1915 год, фактически расправы над армянским населением Османской империи продолжались вплоть до окончания Первой мировой войны.

Общее число жертв геноцида армян по сей день окончательно не установлено. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 по 1918 годы в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян. Те, кто смог уцелеть в бойне, в массовом порядке покидали родные земли.

По разным оценкам, в Османской империи к 1915 году проживали от 2 до 4 миллионов армян. В современной Турции проживает от 40 до 70 тысяч армян.

Большинство армянских церквей и исторических памятников, связанных с армянских населением Османской империи, были уничтожены либо превращены в мечети, а также хозяйственные помещения. Лишь в конце XX века под давлением мировой общественности в Турции началось восстановление некоторых исторических памятников, в частности церкви Святого Креста на озере Ван.

Карта основных районов уничтожения армянского населения. Концентрационные лагеря