Императорские династии китая в средние века. Китай (средние века) С историей средневекового китая связаны императорские династии

Феодальное общество в Китае начало зарождаться в III-IV веках, гораздо раньше, чем в Европе. Все земли были собственностью императора. Крестьяне брали землю в аренду у государства и платили за это деньги в казну. “Сильные семейства” (крупные землевладельцы), обладавшие относительной независимостью, увеличивая число зависимых от них крестьян, тем самым уменьшали число податного населения. Поэтому правительство время от времени конфисковывало земли этих семей и раздавало крестьянам. В результате в Китае развивался государственный феодализм. Государство раздавало земли и при условии службы в армии. Владельцы этих земель платили лишь арендную плату в казну, а доходы шли в их карман.
Постепенно обретающие силу феодалы с VIII века стали захватывать государственные земли. Тем временем не прекращались набеги тюркских племен с севера. В конце VI века военачальник Янь Цзань основал династию
Суй (586-618 гг.) и создал единое государство со столицей Чаньань. В 589 году он присоединил и Южный Китай. Во время правления этой династии был вырыт Великий канал длиной в 1700 км, соединивший Янцзы и Хуанхэ. Объединение всего Китая способствовало развитию сельского хозяйства, ремесла и торговли. В 618 году династию Суй сменила династия Тан. Императора династии Тан называли “сыном Неба”. Эта династия захватила Корею и Вьетнам, контролировала Шелковый путь до Центральной Азии. С 751 года, после поражения от арабов, Китай лишился этого права. Существование централизованного государства в правление Суй и Тан положительно отразилось на экономике страны. Начиная с VIII века крестьяне платили оброк и в казну, и феодалу. Жизнь крестьянина была тяжела. Когда чаша терпения переполнилась, крестьяне поднялись на восстание в 874 году под руководством Хуан Чао. Восставшие захватили города Кантон и Чаньань. Провозгласив себя императором, Хуан Чао отменил налоги и раздал крестьянам зерно из государственных амбаров. Однако феодалы вызвали на помощь кочевые племена с севера, которые в 884 году разгромили восставших. Хуан Чао погиб. Но и после этого еще около 20 лет в различных частях империи продолжалась борьба крестьян. Во время восстания часть земель убитых феодалов перешла в руки крестьян. Жизнь народных масс временно облегчилась. После восстания Хуан Чао в стране развернулись междоусобные войны. На севере Китая сменилось пять династий. В 960 году в Китае утвердилась династия Сун. На северо-востоке Китая племена чжурчжэней также образовали свое государство и назвали его “Империя Цзинь” (золотая). Продолжительные войны с чжурчжэнями ослабили Китай. По договору между Сун и Цзинь захваченные китайские земли остались у чжурчжэней. Китайский император признал себя вассалом чжурчжэней и обязался платить им огромную дань серебром и шелком.
С начала XIII века началось завоевание Китая монголами. И только в результате “восстания красных повязок” в 1368 году монгольскому игу был положен конец. К власти пришла династия Мин (1368-1644 гг.). В первые годы своего правления эта династия осуществила прогрессивные реформы:

  • крестьяне на три года были освобождены от налогов и повинностей;
  • земли, отнятые у монгольских феодалов, были розданы крестьянам;
  • были снижены налоги с ремесленников и купцов.

Это способствовало хозяйственному подъему в XV-XVI веках. В те годы границы Китая включали внутренние районы современного
Китая и Маньчжурию. Корея, Вьетнам и Тибет были зависимы от Китая. При правлении династии Мин земля в основном находилась в государственной собственности. Существовала форма собственности под названием “специальная”, или “народная”. Владеющие такой землей феодалы и мелкие собственники платили налог государству. Пекин и Нанкин являлись двумя столицами. Были заложены и новые города – Шанхай и др.
В 1626-1643 годах, воспользовавшись ослаблением династии Мин, чжурчжэни трижды преодолевали Великую Китайскую стену и, перебив население, заполучили большую добычу. В 1626 году началось восстание в провинции Шанси. Расширившись, это восстание положило конец династии Мин в 1644 году. Чтобы подавить восстание, китайские феодалы позвали на помощь манчжуров, которые надолго укрепились в стране. Манчжурская династия правила в Китае с 1644 по 1911 годы. Страной управляли императоры из династии Цинь. Их называли богдыханами и опирались они на “восьмизнаменное войско”. В этой армии служили манчжуры и доказавшие им свою верность китайцы.

16. Материальная культура средневекового Востока

По своей сущности, средневековая эпоха была феодальной и развивалась в двух мало схожих вариантах: один - государства запада; другой - средневековые цивилизации востока, среди которых конфуцианская цивилизация (Китай); Япония; индийское государство, цивилизация монголов и ближневосточный исламский мир.

1. Средневековый Китай

Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это происходило с крушением великих империй прошлого на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал древний. Но изменения все-таки происходили. Зарождение здесь феодальных отношений историки датируют временем от XI до IV в. до н.э., хотя считается, что развитие они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось рабовладение, а новые общественные формации возникали в их своеобразном, “восточном”, варианте. Серьезные изменения шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства.

В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуций (551--479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью китайской цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями. Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков стали государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества. Конфуцианство - это спасение на земле Конфуцианство -- очень “земная” религия. Рациональность и практицизм выражены в нём настолько сильно, что некоторые ученые вообще не считают его религией в полном смысле слова. Методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, которым должен следовать человек, -- вот что в первую очередь интересовало средневековых последователей Конфуция.

Этап централизации Китая был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в. Эра же истинного его расцвета связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало Х в.) и династией Сун (X--XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло, торговля, изящные искусства, и особенно - поэзия.

Слабый народ -- сильное государство: основной лозунг средневекового Китая. Власть, игравшая роль покровителя и управителя в большой семье, персонифицировалась в лице императора. Все остальные социальные слои, на какой бы ступени иерархической лестницы те не стояли, являлись непосредственно его подданными. Поэтому в феодальном Китае не зародилась, как это было в Западной Европе, система вассалитета; единственным сюзереном было государство. Кроме того, в Китае была распространена система коллективной ответственности. Так, за преступление отца мог поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне подвергался наказанию, если на его территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались и уездные чиновники. Однако установка на коллективизм имела и обратную сторону. В Китае огромную силу приобрели семейно-клановые связи, освященные и возвеличенные конфуцианством.

Большинство историков полагают, что с падением империи Хань на рубеже II-III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства, власть в которых приближалась к военной диктатуре. Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и южную части, что сказалось на последующем его развитии.

Политические изменения в Китае III-VI вв. тесно связаны со сдвигами в этническом развитии. Хотя иноплеменники проникали и прежде, но именно IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе. Пришедшие из центральных районов Азии племена оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. На юге процессы ассимиляции некитайского населения шли быстрее и менее драматично, оставляя значительные пространства не колонизированными. Это нашло отражение во взаимной обособленности сторон, а также в языке сложились два основных диалекта китайского языка.

Процесс этнической консолидации китайцев, начавшийся в VII в., в начале XIII в. приводит к формированию китайского народа. Этническое самосознание проявляет себя в выделении китайского государства, противостоящего иноземным странам, в распространении универсального самоназвания «хань жэнь» (люди хань). Вырос бюрократический аппарат. Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглавлявшее шесть ведущих органов исполнительной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Имперская канцелярия. Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограниченной.

Экономика Китая VII-XII вв. основывалась на аграрном производстве. Система землепользования включала в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мелкокрестьянскую земельную собственность и поместья держателей государственных земель. Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной монеты установленного веса. Налоговые поступления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов.

В китайском средневековом обществе размежевание шло по линии аристократов и не аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. Пик влияния аристократических кланов приходится на VII-VIII вв. Но уже к началу XI в. власть аристократии слабеет и начинается процесс сращивания ее с чиновной бюрократией.

В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство. Со временем усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием индивидуального долга.

В 1280 г. Китай полностью оказался во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215-1294) ставка была перенесена в Пекин. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжалось более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время. Несмотря на военную мощь, империя Юань не отличалась внутренней прочностью, ее сотрясали междоусобицы, а также сопротивление местного китайского населения, восстание тайного буддийского общества «Белый лотос».

Характерной особенностью было разделение населения страны на четыре неравные категории. Китайцы севера и жители юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта после самих монголов и выходцев из исламских стран западной и центральной части Азии. Таким образом, этническая ситуация эпохи характеризовалась не только национальным угнетением со стороны монголов, но и узаконенным противопоставлением северных и южных китайцев. Господство империи Юань держалось на мощи армии. Каждый город содержал гарнизон, а в Пекине стояла ханская гвардия из 12 тыс. человек. В вассальной зависимости находились Тибет и Корея.

Минский Китай (1368-1644). Вспыхнувшие в середине XIV в. антимонгольские восстания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юаньского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором новой династии - Мин (1368-1644).

В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности. В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в.

прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими чертами религиозной жизни страны были китаиза-ция местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., но к концу столетия начинают нарастать негативные явления. Нарастание кризисных явлений начинается с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране. Императоры были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков. Деятельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смерти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом удавиться.

Период XVI - первая половина XVII вв. характеризовался затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре, кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзы-чэнем. В 1644 г. его войска заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

Таким образом, история средневекового Китая представляет собой настоящий калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все другие державы мира.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуанчжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.

Тысячелетиями огромный культурный Китай существовал в окружении варварских кочевых племен на Севере и относительно малых и слабых государственных образований на Юге и Востоке, Такое положение, сохранившееся и в средние века, отразилось на внешнеполитических воззрениях как элиты, так и всего китайского народа, считавшего свою страну центром земли и остального человечества, у которого нечему учиться культурным китайцам. Комплекс этноцивилизационного превосходства отразился даже на такой прагматической сфере деятельности, как дипломатия.

Официальная китайская дипломатия исходила из концепции "предопределенного вассалитета" остального мира от Китая, поскольку "Небо над миром одно, Мандат Неба выдан китайскому императору, следовательно, весь остальной мир - вассал Китая... Император получил ясный приказ Hеба править китайцами и иностранцами... С тех пор как существуют Небо и Земля, существует и деление на подданных и государей, низших и высших. Поэтому существует определенный порядок в отношениях Китая с иностранцами".

О сути такого "определенного порядка" говорит иероглиф "фань", обозначающий одновременно иностранца, чужеземца, подчиненного, дикаря. По представлениям китайцев их страна - круг, вписанный в квадрат мира, а в уголках квадрата существуют вышеупомянутые фань, относиться к которым гуманно нельзя, поскольку "принцип морали - для управления Китаем, принцип нападения - для управления варварами". Завоеванным Китаем уголкам мирового квадрата давались соответствующие названия: Аньдун (Замиренный Восток), Аннам (Замиренный Юг).

Знание мира у китайской верхушки было, но оно принципиально игнорировалось: весь некитайский мир рассматривался как нечто периферийное и однообразное, многообразие мира и реальность заслонялись шовинистической китаецентристской догмой.

На практике апологеты "предопределенного вассалитета" удовлетворялись номинальным вассалитетом: главными обязаностями "вассала" были посещение Пекина (официально трактуемое как проявление верноподданничества) с подарками китайскому императору (трактуемыми как дань) и получение "вассалом" еще более ценных подарков от императора, именуемых "милостью и жалованьем".

Объясняется указанный феномен китайской дипломатии тем, что концепция "предопределенного вассалитета" была рассчитана не столько на иностранцев, сколько на самих китайцев: видимость вассалитета - дополнительное доказательство святости власти династии, которая таким образом убеждала народ, что перед ней "все иностранцы в трепете подчинились", "бесчисленные государства спешат стать вассалами... принести дань и узреть Сына Неба". Таким образом, в Китае внешняя политика находится на службе внутренней политики прямо, а не опосредованно, как на Западе. Параллельно убеждению масс в стремлении большинства стран "приобщиться к цивилизации" нагнеталось также ощущение внешней опасности от закоренелых варваров с Севера для сплочения общества и оправдания жесткой налоговой эксплуатации: "Отсутствие внешних врагов ведет к распаду государства".

С целью усиления психолого-идеологического воздействия дипломатии в нужном направлении на иностранцев и собственный народ была абсолютизирована церемониальная сторона дипломатических контактов. В соответствии с дипломатическим ритуалом коу-тоу, просуществовавшим до 1858 г., иностранные представители должны были выполнить ряд унижающих их личное и государственное достоинство их стран условий аудиенции с китайским императором, в том числе 3 коленопреклонения и 9 падений ниц.

В 1660 г. цинский император так прокомментировал прибытие в Пекин российской миссии Н. Спафария: "Русский царь назвал себя Великим Ханом и вообще в грамоте его много нескромного. Белый царь всего лишь глава племен, а самонадеян и грамота его кичливая. Россия находится далеко на западной окраине и недостаточно цивилизована, но в присылке посла видно стремление к выполнению долга. Поэтому велено Белого царя и его посла наградить милостиво". Отказ Н. Спафария стать на колени при получении даров императора был расценен как "недостаточное обращение русских к цивилизации". Китайский сановник откровенно заявил русскому послу, что "Русь не вассал, но обычай переменить нельзя". На что Спафарий ответил: "Ваш обычай от нашего разнится: у нас идет к чести, а у вас к бесчестью". Посол уезжал из Китая с убеждением, что "они легче потеряют царство свое, чем покинут обычай свой".

В то время как официальная дипломатия выполняла роль атрибута имперского величия Китая, конкретные задачи внешней политики решались методами тайной неофициальной дипломатии, т. е. китайская дипломатия - с двойным дном (тайная дипломатия в других странах решает только немногие деликатные конкретные задачи). Тайная дипломатия старого Китая проникнута духом легизма с его приоритетом государственных интересов любой ценой (цель оправдывает средства) и исходит из реального положения вещей, а не из догм официальной политики.

Поскольку война для огромного земледельческого Китая всегда была бременем, он всегда исходил из того, что "дипломатия - альтернатива войне": "сначала разбей замыслы врага, потом его союзы, затем его самого". Дипломатию - игру без правил - Китай довольно успешно превратил в игру по своим правилам, используя стратагемный подход в качестве дипломатического каратэ, фатального для противников Поднебесной. Стратагема - стратегический план, в котором для противника заложена ловушка или хитрость. Дипломатическая стратагема - сумма целенаправленных дипломатических и иных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана решения кардинальных задач внешней политики; философия интриги, искусство введения в заблуждение, активная дальновидность: умение не только просчитать, но и запрограммировать ходы в политической игре (см. монографию Харро фон Зенгера).

Инструментарий китайской дипломатии состоял не только из хитроумных ловушек, но и из разработанных на все случаи опасной международной жизни конкретных внешнеполитических доктрин:

  • - горизонтальная стратегия - в самом начале и в упадке династии. Слабый Китай вступает в союзы с соседями против дальнего для Китая, но близкого соседям противника. Таким образом соседи отвлекаются в противоположном от Китая направлении;
  • - вертикальная стратегия - в апогее династии сильный Китай наступает на соседей "в союзе с далекими против близких";
  • - комбинационная стратегия смены союзников как перчаток;
  • - сочетание военных и дипломатических методов: "пером и мечом надо действовать одновременно";
  • - "использование яда в качестве противоядия" (варваров против варваров);
  • - симуляция слабости: "прикинувшись девицей, броситься как тигр в открытые двери".

Постоянной темой дискуссий в китайском руководстве был вопрос о размерах империи. Китай в экологическом отношении представлял собой вполне определенную природную зону, что ставило под вопрос целесообразность присоединения новых территорий, непригодных для ведения с/х привычными для китайцев способами. С другой стороны, присоединение этих новых территорий создавало буферную зону между линией передовой обороны и земледельческой метрополией, в которой концентрировалось подавляющее большинство населения страны. Здесь свое слово говорили экономические расчеты содержания передовой линии обороны и армия, "крылья, когти и зубы государства".

Глава XI. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

1. Империя Тан. В начале VII века в Китае утвердилась династия Тан, управлявшая стра­ной около 300 лет. Единое государство возглав­лял император с неограниченной властью: он считался «Сыном Неба». В его распоряжении была большая армия и много чиновников.

Империя Тан стремилась подчинить себе соседей. В зависимость от Китая на время попа­ли Корея и Вьетнам, китайская армия овладе­ла Великим шелковым путем вплоть до Средней Азии. После поражения от арабов в середине VIII века Китай потерял над ним полный кон­троль. Но торговля по этому пути с Ираном, Средней Азией и Византией продолжалась.

Китай вел и морскую торговлю со странами, расположенными по берегам Индийского океа­на. В приморских городах в Китае свои посто­янные поселения создавали арабы и персы. Для облегчения перевозок внутри страны был соору­жен Великий канал длиной 1700 км. Он соеди­нил могучие реки Янцзы и Хуанхэ, связал их с юго-восточным морским побережьем, а позже его протянули далеко на север. Канал использо­вали и для орошения полей.

Сначала земля в Китае считалась собствен­ностью императора. Крестьяне получали от го­сударства небольшие наделы. Они платили на­логи в казну, работали на строительстве двор­цов, крепостей и храмов. Позднее военачальни­ки и чиновники начали присваивать земли с живущими на них крестьянами и облагали их тяжелыми оброками. Возникали имения с сот­нями крестьянских дворов. Многие крестьяне бежали из родных деревень в горы и леса, где собирались в большие отряды.

2. Крестьянская война в конце IX века. В 874 году на северо-востоке Китая началось восстание. Крестьянские отряды объединились в большую армию во главе с торговцем солью, смелым и решительным Хуан Чао. Армия кре­стьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый порт Гуанчжоу (Кантон), где произошли кровавые стычки по­встанцев с жившими в порту иностранцами.

Отсюда повстанцы направились к столице Китая - городу Чанъань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При ее приближении импе­раторские войска разбежались, а император со своим двором покинул столицу. Вступив в Чанъань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Он отменил тяжелые налоги и прика­зал выдавать бедноте хлеб из императорских амбаров. Повстанцы перебили знатных людей и высших чиновников, а их богатства и ценные вещи поделили между бедняками.

Императору удалось собрать войско, и оно осадило Чанъань. В городе начался голод, и повстанцам пришлось уйти из столицы. Власти призвали себе на помощь жестоких кочевников с севера; в народе их прозвали «черными воро­нами».


Лишь в 884 году повстанцы потерпели пора­жение. Они были рассеяны, а их вождь покон­чил с собой. Но и после этого еще долгие годы крестьяне продолжали партизанскую войну в различных частях империи, отстаивая свои пра­ва на землю.

3. Империя Сун. Завоевания монголов. В течение полувека в стране не прекращались междоусобицы. Ослабленная восстаниями и воинами, династия Тан была свергнута На севере Китая сменилось пять династий: это вре­мя было названо «Период пяти династий и де­сяти царств». В 960 году в Китае утвердилась династия Сун. Ее правление прошло в борьбе с соседями и народными восстаниями.

В начале XIII века на северной границе Ки­тая появились племена монголов. Монголы сна­чала жили на территории нынешней Монголии Они были кочевниками-скотоводами, занима­лись охотой и рыбной ловлей. Монголы делились на племена и роды. Среди родичей возвысились знатные. Во главе племени стоял хан - военный вождь, передававший власть по наследству в своей семье.

В 1206 году съезд представителей монголь­ских племен выбрал правителем всех монголов Чингисхана. Он был искусным полководцем и в своем окружении нашел немало талантливых военачальников. Чингисхан создал большое, дисциплинированное войско, в основном кон­ное, которое направил в далекие завоеватель­ные походы. Войско было четко организовано: оно делилось на подразделения в 10 тысяч во­инов («тьма» - во главе с «темником»), каждое из которых делилось на тысячи (с «тысяцки­ми»), сотни (с «сотниками») и десятки. Такое деление, в известном смысле напоминавшее римскую армию, делало войско монголов хоро­шо управляемым и мобильным (подвижным).

Арабский историк писал о завоеваниях мон­голов: «Не было от сотворения мира катастро­фы, более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до скончания веков». И в са­мом деле, вторгаясь в страны с древней культу­рой, монгольские всадники вытаптывали возде­ланные поля, грабили и разрушали города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей, прежде всего ремесленников, пре­вращали в рабов. Детей, особенно мальчиков, монголы брали в свои семьи, чтобы вырастить их в своих традициях и восполнить число вои­нов, которых им нужно было очень много.

В1211 году войско Чингисхана обрушилось на Северный Китай. В течение четырех лет оно овладело частью империи Цзинь вместе со сто­лицей Пекином. Монголы переняли у китайцев осадные орудия, научились брать штурмом крепости. В следующие годы Чингисхан и его полководцы совершили поход на запад: были завоеваны Средняя Азия, Поволжье, Северный Кавказ и часть Закавказья, часть Ирана. На всех завоеванных территориях Чингисхан при­нуждал боеспособных мужчин вступать в свою армию, которая становилась многочисленной и многоязычной. Но командирами были только монголы, и из них же состояли самые боевые и преданные хану отряды. После смерти Чингис­хана монголы завоевали Восточную Европу и двинулись на запад, но, уже истощив свои силы и встретив упорное сопротивление, отступили. Завоевание Китая монголы продолжали еще около 70 лет. Они заняли столицу империи Сун и с конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пеки­не. Монгольская знать захватила в Китае мно­го земель. Постепенно великие ханы перенима­ли китайские порядки и допускали к управле­нию образованных китайцев.

В середине XIII века Монгольская держава распалась на четыре государства - улусы. В них правили потомки Чингисхана - Чинги-сиды. Они перестали признавать власть велико­го хана.

4. Освобождение Китая от власти монголов.

В середине XIV века в Китае поднялось восста­ние против монголов. Оно было названо по от­личительному знаку повстанцев восстанием Красных повязок. Борьбу начали крестьяне, к ним присоединились горожане. Началась осво­бодительная война, которая продолжалась око­ло 20 лет.

Повстанцы совершили поход на север и за­няли Пекин. Последний монгольский импера­тор с остатками войска бежал в северные степи. В 1368 году Китай добился независимости.

После освобождения от власти монголов в Китае наступил хозяйственный подъем. Заново были отстроены разрушенные города. Земли, отнятые у монгольской знати, поделили на участки и передали в пользование крестьянам. Все, кто возделывал заброшенные земли, на три года освобожда­лись от повинностей.

5. Художественные ремесла. Китай славился производством шелка. Из шелка шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На шелке вышивали сцены из ска­зок, картины родной природы.

Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Производство фарфо­ра требовало большого опыта, знаний и мастер­ства, оно, как и производство шелка, хранилось в строгом секрете. Много изделий из фарфора вывозил Китай в далекие страны: Византию, Багдадский халифат, европейские государства, где они очень высоко ценились.

Замечательные произведения мастера изго­товляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покры­вали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

6. Изобретения. Китайцы научились печа­тать книги раньше европейцев: мастера изго­товляли их, вырезая текст на деревянных дос­ках (см. § 30), причем каждый новый текст при­ходилось вырезать на новой доске. В XI веке был изобретен разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Но это изобретение не нашло тогда широкого применения в Китае и вообще в странах Дальнего Востока, так как для печатания книг требовались тысячи иероглифов.

В VIII веке в столице Китая стала выходить ежедневная газета «Столичный вестник». В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газету размножали с вы­резанного на досках текста.

В Китае был изобретен порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в воен­ном деле. Порохом начиняли зажигательные снаряды. В XIII веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в XIV веке - метал­лические пушки, которые заряжались камен­ными и железными ядрами.

Китайские моряки раньше других начали применять в мореплавании компас, изобретен­ный еще в древности. Из Китая компас вывез­ли на запад арабы, а от них его заимствовали ев­ропейцы.

7. Образование и научные знания. Для уп­равления огромной страной нужно было много грамотных людей. Только сдавшие сложные экзамены могли стать чиновниками и войти в особое сословие служилых дворян. Чиновников готовили в городах в специальных школах.

Средневековый Китай продвинулся дальше европейцев в ряде отраслей науки. Астрономы измерили длину градуса меридиана. Задолго до европейцев они открыли пятна на Солнце, а в XIII веке создали календарь, в котором длитель­ность года расходилась с истинной величиной лишь на 27 секунд. Китайцы представляли все­ленную в виде яйца, где Земля напоминает желток, а небо - вращающуюся вокруг него скорлупу; к небу прикреплены Солнце, Луна и звезды. Астрономы знали причины солнеч­ных и лунных затмений, умели их предсказы­вать.

Врачи хорошо знали лечебные свойства рас­тений. Издавна они применяли корень жень­шеня для лечения от переутомления и дряхлости. Большим достижением китайской медицины были прививки от оспы. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание и прижи­гание.

Китайцы тщательно изучали историю своей страны. Они говорили: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Во времена правления каждого императора собирали и хранили его указы и другие документы, чтобы в будущем облегчить труд историков. Ученые составляли подробную, многотомную историю правления прежней династии.

Китайские путешественники побывали в Средней Азии, Индии и Индонезии, описали жизнь и обычаи многих народов.

Китайцы хотели овладеть морским путем вдоль южных берегов Азии. В начале XV века император снарядил 7 экспедиций во главе с опытным мореплавателем Чжэн Хэ. Китайский флот в составе 50-60 кораблей с 30 тысячами моряков, воинов и купцов посетил Зондские и Молуккские острова, Индию, Иран, юг Ара­вии. Во время одного из плаваний корабли доб­рались до восточного берега Африки. Были со­ставлены подробные карты морского побережья Юго-Восточной и Южной Азии.

8. Литература и искусство. VIII-IX века были «золотым веком» китайской поэзии: в это время творили около 2 тысяч поэтов.

В XIV веке расцвело искусство историческо­го романа. Особой известностью и любовью пользовались романы «Троецарствие» и «Реч­ные заводи». Их читают и в наше время.

Китайские постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы стро­или пагоды - буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загну­тые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.

После освобождения Китая от власти монго­лов был полностью перестроен Пекин. В цент­ре квадратной территории был возведен Храм Неба. Это здание, имеющее в плане круг - знак Солнца или неба, с синими остроконечными крышами в форме конусов, напоминает о непре­рывном движении природных стихий.

В пагодах помещали статуи и рельефы - изображения божества. Образы Будды, его уче­ников и последователей отличаются ясностью и чистотой, они представляют красоту человека-мудреца в его величии и спокойствии.

В средневековом Китае главным видом искус­ства была живопись. Художники получали обра­зование в специальных школах, а в столице была открыта академия живописи. Здесь часто устра­ивали выставки картин лучших художников.

Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Они изображали пейзажи - виды природы, которые китайцы называли «горы и воды». В танское время природу представляли сказочным миром, красочным, праздничным и светлым. Потрясения, пережи­тые страной в сунское время, внесли в пейзажи щемящую грусть, воспевание тишины и покоя. Природа предстает как единственное надежное прибе­жище человека в мире войн, мятежей и бедствий.

Пейзаж всегда был тесно свя­зан с человеком, выражал его чувства; через состояние приро­ды передавалось и настроение мастера. Кроме пейзажей, художники писали также плоды, нежные цветы и листья, зверей и птиц. Такие картины называ­лись «цветы и птицы». В картинах большую роль играли красиво выписанные и расположен­ные иероглифы.

В Средние века культура Китая была очень высокой. Она оказала большое влияние на куль­туру Кореи, Индокитая, Японии.