Основные направления международных морских путей в тихом океане. Три основных морских пути Транспортные морские пути тихого океана

Выбор правильного направления движения для быстрой и выгод­ной доставки грузов в порт назначения является необходимым усло­вием экономически рациональной организации транспортного судо­ходства. Теоретически судно может перемещаться в открытом море любым путём, доступным ему по габаритам. Однако на скорость и безопасность движения оказывают влияние ветер, волнение, течение, туманы, наличие льда, подводные и надводные навигационные опас­ности, густота движения судов, возможность пополнения судовых запасов, наличие запретных для плавания районов и пр.

Для безопасного плавания необходимы морские карты . Их вы­пускают нескольких видов, в зависимости от назначения:

навигаци­онные (генеральные, путевые, частные, планы);

вспомогательные (карты-сетки для океанского плавания, радионавигационные и др.);

спра­вочные (часовых поясов, гидрометеорологические, земного магнетизма, звёздного неба и пр.).

Кроме того, по районам Мирового океана выпускаются лоции . Это книги с описанием условий плавания и береговой полосы. Дополнительно издаются различные навигацион­ные пособия : книги огней и знаков, радионавигационных средств. Обо всех изменениях на картах, в лоциях и навигационных пособиях сообщается в Извещениях мореплавателям . Всю эту работу выпол­няют специальные гидрографические организации. В связи с разви­тием информационных технологий все современные суда оснащаются электронными картами.

В океане кратчайшим расстоянием является ортодромия - линия или дуга большого круга, проходящая через две точки на поверхности Земного шара. В меркаторской проекции на морских картах изобра­жается кривой линией, обращённой выпуклостью к ближайшему по­люсу. Это самое короткое расстояние между точками отхода и прихо­да, но в силу названных выше причин такой путь может оказаться не самым выгодным и безопасным, т. к. иногда заводит в район штормов или льдов и т. п.

К главным мировым торговым путям относят восемь важнейших направлений морской торговли:

Североатлантический путь,

торговый путь Средиземное море - Азия - Австралия,

Южноамериканский путь,

торговый путь Карибского моря,

Южно-тихоокеанский путь,

Северо-тихоокеанский путь,

Путь Европа - Южная Америка

и Южно­африканский путь.

(Л.К. Кендалл. Морской бизнес. ‒ М.: Транспорт, 1978. С. 7)

Первое место по интенсивности судоходства в начале XXI века занимает Атлантический океан (примерно 3/5 всех морских перево­зок). По берегам этого океана находится большинство крупных пор­тов мира. Важнейшее направление - североатлантическое, соединяю­щее два наиболее мощных центра современной мировой экономики - США и Европу. К нему примыкают морские трассы Средиземного, Норвежского и Северного морей. Менее интенсивны в Атлантичес­ком океане другие направления:

южно-атлантическое (Европа - Юж­ная Америка)

и западно-атлантическое (Европа - Африка).

Значение Атлантического океана в мировой экономике в связи с интенсивным развитием стран Юго-Восточной Азии постоянно падает .

Тихий океан занимает второе место по объёму морских перевозок (примерно 1/4), но его доля постоянно увеличивается . Важнейшим направлением считается транстихоокеанское , соединяющее порты США и Канады со странами Юго-Восточной Азии. Номенклатура перевозимых грузов самая разнообразная: от продовольствия до ма­шин и оборудования. К трансокеанским относятся и транспортные мосты (угольный, железорудный, бокситовый), соединяющие Авст­ралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Развиты су­доходные линии и вдоль Азиатского и Американского материков.

Третье место по объёму перевозок занимает Индийский океан (1/6). Наиболее существенное значение в нём имеют морские пере­возки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал. По ин­тенсивности перевозок нефти из Персидского залива Индийский оке­ан занимает первое место. Меньшее значение в мировой экономике имеют трансокеанские направления, связывающие Австралию с Аф­рикой и Европой вдоль мыса Доброй Надежды.

В Северном Ледовитом океане торговое мореплавание осуще­ствляется эпизодически.

С учётом опыта плавания, для океанских переходов созданы специальные пособия - «Океанские пути мира ». Они разработаны в двух вариантах: для судов с сильными энергетическими установками и со слабыми. Кроме того, практикуется переход через океан под провод­кой гидрометеобюро. В этом случае капитан регулярно получает ре­комендации о пути следования от береговой станции на основе имею­щейся у неё гидрометеорологической информации. В любом случае окончательное решение о выборе пути остаётся за капитаном.

Для повышения безопасности мореплавания, применительно к местным условиям, разработаны рекомендованные пути следования судов . Там, где движение судов особенно интенсивно, практикуется установление зон или районов разделения движения . Например, в Гибралтарском, Балтийских (Датских), Черноморских проливах, Ла-Манше и др. Через эти проливы большие судопотоки, поскольку они являются наиболее выгодными морскими торговыми путями. Ниже приведены краткие сведения о наиболее важных, с точки зрения тор­гового мореплавания, проливах .

Балтийские проливы (иначе Датские ) состоят из трёх проли­вов: Большой Бельт, Малый Белый Зунд. Они соединяют Балтийское море и Северное через широкие проливы Скагеррак и Каттегат. Бал­тийские проливы разделяют берега Дании и Швеции.

Малый Бельт имеет длину 120 км, минимальную ширину 700 м, проходную глубину 15 м. Через него есть мост. Проход судов сложен. Большинство судов пользуется проливом Большой Бельт. Его длина 117 км, минимальная ширина 18,5 км, проходные глубины 20-25 м, на фарватере до 30 м. Зунд имеет длину 100 км, минимальную ширину 4 км, по проходам глубину 7 м. Проход через него крупным судам затруднён, но при входе в Балтийские проливы лоцманская проводка добровольная, при транзитном проходе проливов сборы не взимаются.

Проливы Ла-Манш (Английский канал ) и Па-де-Кале (Дуврский ) соединяют Северное море с Атлантическим океаном. Разделяют бе­рега Англии и Франции. Минимальная ширина 18 миль. Специаль­ных правил прохода вне территориальных вод прибрежных государств нет. Район чрезвычайно оживлённого судоходства: каждые сутки в обоих направлениях проходит около тысячи судов. Под проливом проходит железнодорожный тоннель.

Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атланти­ческим океаном. Длина - 65 км, ширина минимальная 14,2 км, глуби­на от 338 до 1181 м. На полуострове Гибралтар площадью 5 кв. км расположена военно-морская база. Высота скалы Гибралтара 429 м. Внутри скалы высечены крепостные сооружения. Относится к кате­гории международных проливов, поэтому проход через пролив всех судов свободный.

Малаккский и Сингапурский проливы соединяют Андаманское море (часть Индийского океана) с Южно-Китайским морем. Длина Малаккского пролива около 432 миль, ширина в самой узкой части 21,6 мили. Он переходит в выходящий в Южно-Китайское море Син­гапурский пролив, длина которого 110 км, ширина от 4,6 км до 21 км. Международных соглашений по режиму проливов нет. Проход судов свободный, но условия плавания трудные, поэтому крупнотоннаж­ным судам рекомендуется лоцманская проводка. Через проливы про­ходит один из важнейших морских путей. Разделяет берега Малайзии и Сингапура на северо-востоке и Индонезии на юго-западе (о. Сумат­ра). В последние годы приобрёл известность, как район опасный в отношении пиратства.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Проходит между материком Южная Америка и архипелагом остро­вов Огненная Земля и др. Омывает побережье двух государств: Аргентины и Чили. Длина пролива 575 км. Ширина в самом узком месте до двух миль (3,5 км). Открыт для свободного прохода су­дов, но плавание по нему опасно. После сооружения Панамского канала значение Магелланова пролива для мирового судоходства утрачено.

Баб-эль-Мандебский пролив (араб. Ворота скорби, Ворота слез ) соединяет Красное море с Аравийским морем (часть Индийского оке­ана). По нему проходит морской транспортный путь мирового значе­ния. Отделяет Аравийский полуостров от Африки. Длинна 109 км, наименьшая ширина 26 км. Глубина фарватера 31 м. На середине пролива находится небольшой остров Перим. На Африканском бере­гу расположена Эфиопия, на Аравийском - Йемен.

Босфор и Дарданеллы (Черноморские проливы ) являются райо­ном активного судоходства. Босфор соединяет Чёрное и Мраморное море и имеет длину 30 км, среднюю ширину 2 км, минимальную глубину на фарватере 20 м. Дарданеллы соединяют Эгейское Мра­морное море и имеют длину 120, 5 км, ширину - 1,3-2,7 км, глубину 40-153 м. Через проливы в среднем проходит в сутки около 150 судов.

Порядок прохода Черноморскими проливами регулируется Кон­венцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтре (Швейцария) в 1936 г. Ограничения свободы судоходства применяют­ся только в отношении военных судов, торговые суда всех стран пользу­ются правом свободного прохода проливов.

После распада СССР Турция ужесточила порядок прохода судов из Чёрного в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданел­лы. Новые ограничения объясняются требованиями безопасности мореплавания и экологии. С 3 октября 2002 г. морские власти Турции изменили правила регулирования движения судов через турецкие про­ливы. Так, судам длиной более 200 м (в основном это танкеры грузо­подъёмностью от 60 000 т) запрещено одновременно двигаться по проливам во встречных направлениях. Это привело к увеличению времени ожидания прохода для танкеров и соответственно к повыше­нию стоимости их фрахта.

В среднем, каждый месяц Россия экспортирует 3,5 млн. т нефти и нефтепродуктов из Новороссийска и 1 млн. т из Туапсе. Некото­рые эксперты считают, что ограничения прохода через проливы слу­жат для Турции политическим аргументом в поддержку транспор­тировки нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан (открыт в 2006 г.), который даёт каспийской нефти выход на Средиземное море в обход России.

На организацию движения судов существенное влияние оказыва­ют искусственные каналы , построенные для сокращения протяжён­ности морских перевозок. Они имеют также большое военно-стратегическое значение.

Старейший из них - Суэцкий канал , соединяющий Средиземное и Красное моря. Сооружён в 1859-1869 гг. Проходит по территории Египта. У северного входа в канал находится Порт-Саид, на южном - г. Суэц.

Длина канала 86 миль, с подходными морскими каналами 93 мили, ширина по поверхности 120-150 м, по дну 45-60 м, проходные глуби­ны 16 м, что позволяет проход судов до 150 тыс. т водоизмещения.

Шлюзов нет. С севера два входа, а с юга - один. Движение карава­нами, со скоростью 7 узлов. В районе Большого Горького озера караваны с севера и с юга расходятся. Очерёдность судов в караване определяет администрация канала. Быстроходные суда ставятся в го­лове каравана. Существуют свои правила плавания и правила обмера судов. Администрация канала находится в г. Исмаилия.

Среднесуточный проход судов - около 70. Через канал проходит 14 % всех международных морских перевозок, из которых - 70 % нефть и нефтепродукты. Он сокращает путь из Индийского в Атлантичес­кий океан и обратно примерно в два раза. Это немаловажно, учиты­вая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы), и в западном направлении (дальневосточный им­порт) ежегодно пропускается не менее 80 млн. т грузов.

В течение восьми лет с 1967 по 1975 гг. движение по каналу было прекращено в связи с арабо-израильской войной. За эксплуатацию канала Египет получает ежегодно до 2 млрд. долл.

Следующий по возрасту Коринфский канал , пересекает Коринф­ский перешеек в Греции и соединяет Эгейское и Ионическое моря. Построен в 1881-1893 гг. Длина 6,3 км, ширина 24,6 м, глубина 8 м. Могут проходить суда, водоизмещением до 5 тыс. т. Движение попе­ременное, одностороннее. За год проходит около 15 тыс. судов.

Кильский канал соединяет Северное и Балтийское моря, проло­жен через Ютландский полуостров. Построен в 1887-1895 гг. Прохо­дит по территории Германии. Длина 98,7 км, ширина по поверхности 104 м, по дну 44 м, глубина 11,3 м. Движение одностороннее, но есть 11 расширений для расхождения судов. Шлюзы только для защиты канала от резких колебаний уровня моря.

Панамский канал соединяет Тихий и Атлантический океаны. Проложен через Панамский перешеек. Направление канала с северо-запада на юго-восток. Постройка начата в 1879 г. Францией, в 1904 г. право строительства перешло к США. Первое судно прошло в 1914 г., официальное открытие канала состоялось в 1920 г. Канал контроли­ровался США вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего был передан правительству Панамы.

По каналу суда двигаются своим ходом, а в шлюзы затягиваются с помощью электровозов. Применяется принудительная лоцманская проводка: полностью управляет судном лоцман и специальная швар­товная команда. Время прохода каналом десять часов (в среднем), минимальное - четыре часа. Максимальное число шлюзований в сутки 40-50. В год канал может пропустить около 17,5 тыс. судов. Фактически проходит 12-14 тысяч. Проход каналом в десять раз дешевле пути вокруг мыса Горн, поскольку сокращает расстояние в 2,5-3 раза.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных (например, - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), (27), (26), Кипр (23), (22), (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство , и весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью и западноевропейских стран (в том числе , ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Крупнейшие морские порты мира

Порт

Страна

Грузооборот (млн.т)

Сингапур

Сингапур

325

Роттердам

320

Новый Орлеан

США

225

Шанхай

Китай

185

Сянган

Китай

175

Тиба

Япония

170

Хьюстон

США

160

Нагоя

Япония

155

Ульсан

Р.Корея

150

Антверпен

130

Лонг Бич

США

125

Инчхон

Р.Корея

120

Пусан

Р.Корея

115

Иокогама

Япония

115

Гаосюн

115

Лос-Анджелес

США

115

Гуанчжоу

Китай

100

Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.
Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

Основные направления морских перевозок:

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В сформировались несколько направлений морского судоходства:

  1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
  2. Южноатлантическое связывающее Европу с Южной Америкой.
  3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

Второе место по объему морских перевозок занимает . Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, стран Ю-В Азии Австралии, США и . Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы ( (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Основные направления мировых грузоперевозок:

Нефть и нефтепродукты:

  • из стран Ближнего Востока в , США и ;
  • из района Карибского моря в США и Западную Европу.
  • из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

Железная руда:

  • из в Японию;
  • из Австралии в Западную Европу и Японию.

Зерновые культуры:

  • из США, Канады, Австралии и в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

В Тихом океане пролегают самые большие по протяженности трансокеанские пути: центральный путь Сингапур-Панама имеет протяженность 10,8 тыс. миль, а переходы в 6 - 7 тыс. миль без захода в промежуточные порты считаются обычными в Тихом океане. На огромных площадях Тихого океана гидрометеорологические условия более сложные, чем в других океанах.

С точки зрения интенсивности мирового судоходства можно выделить три основных направления: американо-азиатское, американо-австралийское и азиатско-австралийское.

Американо-азиатское направление является главным и, в свою очередь, включает три наиболее используемых маршрута. Путь первого, наиболее оживленного маршрута судоходства, про-ходит от портов Северной Америки (Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) в западную часть Тихого океана и обратно из портов Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила) в США и Канаду. Он проходит в суровых гидрометеорологических условиях штормового сезонного района. Без захода в промежуточные порты его протяженность более 4,5 тыс. миль. Это основной путь поставок в Японию и другие страны различных руд, каменного угля, зерновых грузов из США, а из Канады каменного угля, зерна, леса и пиломатериалов, других грузов и различных полуфабрикатов.

Второй маршрут проходит от Панамского канала и портов западного побережья Южной Америки (через Гавайские острова) на порты Филиппин, Малайзии, КНР, Тайваня и Японии. Центральный путь проходит от Панамского канала на Сингапур. Этот путь пролегает через район редких штормов в экваториальном районе.

Третий, довольно редко используемый, маршрут проложен от Мыса Горн в порты Азиатских стран. В южной части его путь пролегает в штормовом районе (сезонном) со сложными гидрометеорологическими условиями.

Американо-австралийское направление соединяет основные порты Австралии (Сидней, Мельбурн) и Новой Зеландии (Веллингтон, Окленд) с различными портами континента Америка по трем основным судоходным путям: Сидней - Гавайские острова - порты Северной Америки; Сидней - Панамский канал и Сидней - порты Южной Америки (Вальпараисо, Кальяо). Суда, идущие в Южную Америку в опасный период, прокладывают курс к портам назначения в границах сезонного района редких штормов; в период благоприятных погодных условий - огибая Новозеландские острова с юга и используя попутное течение западных ветров. На судах регулярных линий в американские порты доставляется шерсть, свинец, цинк и другое сырье, а в обратном направлении, на Австралию - машины и оборудование, станки, приборы, различная техника.

Азиатско-австралийское, в отличие от предыдущих, имеет генеральное направление Север - Юг и связывает австралийские и новозеландские порты с японскими. Интенсивное судоходство на этом океанском пути во второй половине XX столетия связано с ростом экономического и технического потенциала Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, развитом судостроения и ростом объемов мировой торговли. Судоходные компании Японии и других стран ЮВА организовали на этом маршруте регулярные грузовые линии по перевозке железной руды, каменного угля, шерсти и другого сырья, зерновых и продовольственных товаров из Австралии в порты ЮВА и Японии.

Вдоль побережья Южной Америки проходят океанские пути,| связывающие порты южноамериканских стран с тихоокеанскими и атлантическими (через Панамский канал) портами США. Основные сырьевые потоки (железной руды и руд цветных металлов, селитры, серы и других полезных ископаемых) имеют направление из портов западного побережья Южной Америки в порты восточного побережья Соединенных Штатов, где расположена основная промышленная база США, через Панамский канал.

Средняя глубина — 3988 м. Самая глубокая точка океана (она же является самой глубокой точкой в мире) расположена в Марианской впадине и называется Бездной Челленджера (11.022 м).
. Средняя температура: 19-37°С. Самая широкая часть Тихого океана расположена в экваториально-тропических широтах, поэтому температура поверхностных вод значительно выше, чем в других океанах.
. Размеры: площадь — 179,7 млн. кв.км, объем — 710,36 млн. кв.км.

Чтобы представить, насколько велик Тихий океан, достаточно цифр: он занимает треть нашей планеты и составляет почти половину Мирового океана.

Соленость — 35-36 ‰.

Течения Тихого океана


Аляскинское — омывает западное побережье Северной Америки и доходит до Берингова моря. Распространяется на большие глубины, вплоть до дна. Скорость течения: 0,2-0,5 м/с. Температура воды: 7-15°С.

Восточно-Австралийское — самое крупное возле австралийских берегов. Начинается на экваторе (Коралловое море), проходит вдоль восточного побережья Австралии. Средняя скорость — 2-3 узла (доходит до 7). Температура - 25°С.

Куросио (или Японское) — омывает южные и восточные берега Японии, перенося теплые воды Южно-Китайского моря в северные широты. Имеет три ветви: Восточно-Корейское, Цусимское и Соя. Скорость: 6 км/ч, температура 18-28°С.

Северо-Тихоокеанское — продолжение течения Куросио. Пересекает океан с запада на восток, возле берегов Северной Америки разветвляется на Аляскинское (уходит к северу) и Калифорнийское (к югу). Возле берегов Мексики сворачивает и пересекает океан в обратном направлении (Северо-Пассатное течение) — вплоть до Куросио.

Южное Пассатное — протекает в южных тропических широтах, тянется с востока на запад: от берегов Южной Америки (Галапогосских островов) до берегов Австралии и Новой Гвинеи. Температура - 32°С. Дает начало Австралийскому течению.

Экваториальное противотечение (или Межпассатное) — тянется с запада на восток между Северо-Пассатным и Южно-Пассатным течениями.

Течение Кромвеля — подповерхностное противотечение, которое проходит под Южным Пассатным. Скорость 70-150 см/сек.

Холодные:

Калифорнийское — западная ветвь Северо-Тихоокеанского течения, протекает вдоль западных берегов США и Мексики. Скорость — 1-2 км/ч, температура 15-26°С.

Антарктическое циркумполярное (или течение Западных Ветров) — огибает весь земной шар между 40° и 50° ю.ш. Скорость 0,4-0,9 км/ч, температура 12-15 °С. Это течение часто называют "ревущими сороковыми", так как здесь свирепствуют мощные штормы. От него в Тихом океане ответвляется Перуанское течение.

Перуанское течение (или течение Гумбольдта) — протекает с юга на север от берегов Антарктиды вдоль западного побережья Чили и Перу. Скорость 0,9 км/ч, температура 15-20 °С.

Подводный мир Тихого океана

Флора и фауна подводного мира в Тихом океане — самая богатая и самая разнообразная. Здесь обитает почти 50% всех живых организмов Мирового океана. Самым густонаселенным считается акватория близ Великого Бальерного рифа.

Вся живая природа океана расположена согласно климатическим поясам — на севере и юге скуднее, чем в тропиках, зато общая численность каждого вида животных или растений здесь больше.

Тихий океан дает больше половины мирового улова морепродуктов. Из промысловых видов наиболее популярны лососевые (95% мирового улова), скумбрии, анчоусы, сардины, ставриды, палтусы. Ведется ограниченный китовый промысел: усатых и кашалотов.

О богатстве подводного мира красноречиво свидетельствуют цифры:

  • более 850 видов водорослей;
  • более 100 тыс. видов животных (из них свыше 3800 видов рыб);
  • около 200 видов животных, обитающих на глубине более 7 тыс. км.;
  • более 6 тыс. видов моллюсков.

В Тихом океане обитает самое большое число эндемиков (животных, которые водятся только здесь): дюгони, морские котики, каланы, сивучи, голотурии, полихеты, леопардовые акулы.

Природа Тихого океана изучена только процентов на 10. Каждый год ученые обнаруживают все новые виды животных и растений. Например, только в 2005 году было найдено более 2500 новых видов моллюсков и более 100 видов ракообразных.

Исследование Тихого океана

Согласно исследованиям ученых, Тихий океан — самый древний на планете. Его формирование началось в меловой период мезозоя, то есть более 140 млн. лет назад. Освоение океана началось задолго до появления письменности. Люди, жившие на берегу величайшей акватории, пользовались дарами океана уже тысячелетия назад. Так, экспедиция Тура Хейердала на бальсовом плоту Кон-Тики подтвердила теорию ученого о том, что острова Полинезии могли заселить выходцы из Южной Америки, которые смогли пересечь Тихий океан на таких же плотах.

Для европейцев история освоения океана официально исчисляется с 15 сентября 1513 года. В этот день путешественник Васко Нуньес де Бальбоа впервые увидел водную гладь, расстилавшуюся до горизонта, и окрестил ее Южным морем.

По легенде свое название океан получил от самого Ф. Магеллана. Во время своего кругосветного путешествия великий португалец впервые обогнул Южную Америку и оказался в океане. Проплыв по нему более 17 тысяч километров и не испытав за все это время ни одного шторма, Магеллан окрестил океан Тихим. И только более поздние исследования доказали, что он ошибался. Тихий океан на самом деле — один из самых неспокойных. Именно здесь случаются самые крупные цунами, а тайфуны, ураганы штормы здесь бывают чаще, чем в других океанах.

С этих пор началось активное исследование самого большого океана на планете. Перечислим лишь самые знаменательные открытия:

1589 г. — А.Ортелий публикует первую в мире детализированную карту океана.

1642-1644 — океан покоряет А.Тасман и открывает новый материк — Австралию.

1769-1779 — три кругосветных плавания Д. Кука и исследование южной части океана.

1785 — плавание Ж. Лаперуза, исследование южной и северной частей океана. Таинственное исчезновение экспедиции в 1788 году до сих пор будоражит умы исследователей.

1787-1794 — путешествие А. Маласпина, который составил подробную карту западного побережья Америки.

1725-1741 — две Камчатские экспедиции под руководством В.И. Беринга и А. Чирикова, исследование северной и северо-западной части океана.

1819-1821 — кругосветное путешествие Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, открытие Антарктиды и островов в южной части океана.

1872-1876 — организована первая в мире научная экспедиция по изучению Тихого океана на корвете "Челленджер" (Англия). Были составлены карты глубин, рельефа дна, собрана коллекция флоры и фауны океана.

1949-1979 — 65 научных рейсов судна "Витязь" под флагом Академии Наук СССР (измерение глубины Марианской впадины и подробные карты подводного рельефа).

1960 — первое погружение на дно Марианской впадины.

1973 — создание Тихоокеанского океанологического института (г. Владивосток)

С 90-х годов ХХ столетия началось комплексное изучение Тихого океана, которое объединяет и систематизирует все полученные данные. В настоящее время приоритетными являются направления геофизики, геохимии, геологии и коммерческого использования дна океана.

Со дня открытия бездны Челленджера в 1875 году на самое дно Марианской впадины спускались всего три человека. Последнее погружение состоялось 12 марта 2012 года. А отважным водолазом был ни кто иной, как знаменитый кинорежиссер Джеймс Кэмерон.

Для многих представителей фауны Тихого океана свойственен гигантизм: гигантские мидии и устрицы, моллюск тридакна (300 кг).

В Тихом океане свыше 25 тысяч остров, больше чем во всех других океанах вместе взятых. Здесь же находится и самый древний остров на планете — Кауаи, чей возраст исчисляется 6 миллионами лет.

В Тихом океане "рождается" более 80% цунами. Причина тому — большое количество подводных вулканов.

Тихий океан полон тайн. Здесь много мистических мест: Море Дьявола (возле Японии), где пропадают корабли и самолеты; кровожадный остров Пальмира, где гибнут все, кто там остается; остров Пасхи со своим загадочными идолами; Лагуна Трук, где находится самое крупное кладбище военной техники. А в 2011 году недалеко от Австралии был обнаружен остров-признак — остров Сэнди. Он то появляется, то исчезает, о чем свидетельствуют многочисленные экспедиции и спутниковые фото Google.

На севере океана обнаружен так называемый Мусорный континент. Это большая мусорная куча, содержащая свыше 100 млн.тонн пластиковых отходов.

Самый большой и самый древний из всех океанов. Его площадь составляет 178,6 млн. км2. Он может свободно вместить все материки и вместе взятые, поэтому его иногда называют Великим. Название же «Тихий» связано с именем Ф. , совершавшего кругосветное путешествие и проплывавшего через Тихий океан при благоприятных условиях.

Этот океан действительно великий: он занимает 1/3 поверхности всей планеты и почти 1/2 площади . Океан имеет овальные очертания, особенно он широк у экватора.

Народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних пор совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Сведения об океане были накоплены в результате плаваний Ф.Магеллана, Дж. . Начало широкого его изучения было положено в XIX веке первой кругосветной русской экспедицией И.Ф. . В настоящее время создана специальная по изучению Тихого океана. За последние годы получены новые данные о его природе, определена глубина, изучаются течения, рельеф дна, океана.

Южная часть океана от берегов островов Туамоту до берегов представляет собой область спокойствия, и устойчивой . Именно за это спокойствие и тишину Магеллан и его спутники назвали океан Тихим. Но к западу от островов Туамоту картина резко меняется. Спокойная погода здесь бывает редко, обычно дуют бурные ветры, нередко переходящие в . Это так называемые южные шквалы , особенно свирепые в декабре. Менее часты, но более сильны тропические циклоны. Они поступают в начале осени из , у северной оконечности они переходят в теплые западные ветры.

Тропические воды Тихого океана чисты, прозрачны и имеют среднюю соленость. Их глубокий темно-синий цвет поражал наблюдателей. Но иногда воды здесь приобретают зеленый цвет. Это связано с развитием морской жизни. В экваториальной части океана благоприятные погодные условия. Температура над морем держится около 25°С и почти не меняется в течение года. Здесь дуют ветры умеренной силы. Временами бывает и полный штиль. Небо чистое, ночи очень темные. Особенно устойчиво равновесие в зоне островов Полинезии. В поясе штилей часты сильные, но кратковременные ливни, преимущественно после полудня. Ураганы здесь чрезвычайно редки.

Теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. Вдоль восточных берегов Австралии протянулся Большой риф. Это самый крупный «хребет», созданный организмами.

Западная часть океана находится под воздействием муссонов с их внезапными капризами. Тут возникают ужасные ураганы и . Особенно свирепы они в северном полушарии между 5 и 30° . Тайфуны часты с июля по октябрь, в августе их бывает до четырех за месяц. Они зарождаются в районе Каролинских и Марианских островов и потом «делают набеги» на берега , и . Так как на западе тропической части океана жарок и дождлив, острова Фиджи, Новые Гебриды, Новая недаром считаются одними из самых нездоровых мест на земном шаре.

Северные районы океана похожи на южные, только как бы в зеркальном отражении: круговое вращение вод, но если в южной части против , то в северной - по часовой; неустойчивая погода на западе, где тайфуны заходят севернее ; поперечные течения: Северное Пассатное и Южное Пассатное; на севере океана мало плавучих льдов, так как Берингов пролив очень узок и защищает Тихий океан от влияния Северного Ледовитого. Это отличает север океана от его юга.

Тихий океан самый глубокий. Средняя глубина его 3980 метров, а максимальная достигает 11022 м в . Побережье океана находится в сейсмической зоне, так как это граница и место взаимодействия с другими литосферными плитами. Это взаимодействие сопровождается наземными и подводными и .

Характерная особенность - приуроченность наибольших глубин к его окраинам. Глубоководные впадины тянутся в виде узких длинных желобов в западной и восточной частях океана. Крупные поднятия разделяют ложе океана на котловины. На востоке океана расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов.

В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту акваторию, значительную его часть составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В некоторых странах на морском дне выращивают моллюсков, различные водоросли и используют их в пищу. На шельфе ведут разработку россыпей металлов, у берегов полуострова Калифорния добывают нефть. Некоторые страны опресняют морскую воду и используют ее. Через Тихий океан проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережья материков.

Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению вод океана и к истреблению некоторых видов животных. Так, в XVIII веке были истреблены морские коровы, открытые одним из участников экспедиции В. . На грани истребления находятся котики, киты. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность для океана представляет загрязнение вод , отходами промышленности.

Расположение: ограничен восточным побережьем , западным побережьем Северной и Южной Америки, на севере, на юге.
Площадь: 178,7 миллионов км2
Средняя глубина: 4 282 м.

Наибольшая глубина: 11022 м (Марианская впадина).

Рельеф дна: Восточно-Тихоокеанское поднятие, Северо-Восточна, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и другие котловины, глубоководные желоба: Алеутский, Курило- , Марианский, Филиппинский, Перуанский и другие.

Обитатели: большое количество одноклеточных и многоклеточных микроорганизмов; рыба (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь, белуга, кета, горбуша, нерка, чавыга и многие другие); тюлени, нерпы; крабы, креветки, устрицы, кальмары, осьминоги.

: 30-36,5 ‰.

Течения: теплые – , Северо-Тихоокеанское, Аляскинское, Южно-Пассатное, Восточно-Австралийское; холодные – Калифорнийское, Курильское, Перуанское, течение Западных ветров.

Дополнительная информация: Тихий океан является самым большим в мире; впервые его пересек Фернан Магеллан в 1519 году, океан получил название «Тихий», потому что за все три месяца путешествия корабли Магеллана не попали ни в один шторм; Тихий океан принято делить на северную и южную области, граница которых проходит по линии экватора.