Считалочка обучение счету. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Казалось бы, в счете нет ничего сложного, однако малыши совершенно отказываются понимать, почему после десяти идет одиннадцать, а после двадцати – двадцать один. Они меняют местами цифры или же вовсе их пропускают, доводя своих родителей до отчаяния. «Вроде бы не глупый мальчик, а не может понять такие мелочи! Что же дальше – то будет?».

Дело все в том, что память малыша весьма избирательна. Дети усваивают только те вещи, которые их заинтересовали, обрадовали, удивили или же чем – то испугали. Вряд ли они быстро запомнят что–то неинтересное на их взгляд, даже если взрослые на этом настаивают. Поэтому родителям необходимо заинтересовать кроху, чтобы он сам захотел заниматься счетом. В этом случае маленькие непоседы даже не заметят, как станут легко считать.

Лингвистами давно замечено, что при изучении языков человек легче всего осваивает именно числительные. Если изучение письма и азбуки нуждается в особенных условиях, то для обучения счету ни надо сидеть за столом с карандашом и книгой. Считать можно везде: дома, в транспорте, на прогулке.

Как научить считать до 10?

Ребенку уже исполнилось два года значит, пора начинать учиться считать. Сначала научите его считать до пяти. Гуляя на прогулке, изучайте количество деревьев, детей на площадке, подъезды в доме, машины. Подсчитывать можно совершенно все. Одевая малыша, обращайте его внимание на то, что колготки одни, а носков всегда два, шапка одна, двое сапог и так далее. Возвращаясь с прогулки, обязательно просмотрите всю обувь в коридоре. Пусть сын или дочь самостоятельно поразмышляет о том, сколько человек может обуться в четыре ботинка.

При чтении книжки не пропускайте иллюстрации. Пусть малыш скажет вам количество нарисованных мячиков, щенят, котят и так далее. Также помните, что хороши при обучении счету стихи – небольшие стишки с рифмой.

Помимо всего прочего, малыш должен осознать, что он не просто так учится считать – он извлекает из этого пользу. Таким образом, он теперь знает, как можно разделить конфеты поровну. Накрывая на стол, обратитесь к малышу за помощью, пусть он подаст Вам определенное количество ложек, потому – что будет обедать такое – то количество человек, а не наоборот, например: «Обедать будет четверо, потому что на столе лежит четыре ложки».

Прежде чем идти в магазин, скажите малышу: Нам нужно столько всего купить… Запомни: лук, свеклу, морковь, картошку, хлеб – всего пять покупок. Напомни мне, пожалуйста, а то вдруг я что – то забуду». При перечислении покупок, загибайте пальцы, после чего попросите свое чадо повторить список. Совершая покупки в магазине, если ребенок Вам забывает подсказывать, что надо купить, спрашивайте его сами: «Ты не помнишь случайно, что нам надо купить?». После того, как покупки сделаны, обязательно пересчитайте их. Если вдруг чего – то не хватает, проверьте все вместе с чадом еще раз. Малыш, поняв, что маме без него не справиться, постарается сконцентрироваться, и тем самым потренирует свои навыки в счете и слуховую память. Если малыш вспомнил весь список покупок, то обязательно его похвалите. В следующий раз задание надо усложнить.

Игра в магазин поможет закрепить навыки счета. С малышами проще будет играть без денег. Трехлеткам, кстати, больше интересен процесс оплаты. При этом можете играть, не применяя настоящие деньги, а используя «семейную валюту»: конфеты, фантики или пуговицы. Можете поощрять "умника" за правильные подсчеты. Например, предложите ему разделить на троих пять конфет, а лишние пусть останутся у него.

Цифровая азбука

Если ребенок научился считать, можете переходить непосредственно к изучению цифр. Обычно, малыши просто заучивают числа от одного до десяти. Главное, чтобы малыш понимал, что цифры обозначают количество определенных предметов. Три ли это котенка, три яблока или три шарика – это всегда обозначают одной цифрой. Малышам очень нравятся магнитные цифры и различные «книжки-липучки», которые прикрепляют к холодильнику, кафельной плитке или к специальной доске. Если цифры всегда будут у чада перед глазами, то он их выучит даже незаметно для себя.

Когда малыш выучит цифры от одного до десяти, то вводите понятие «ноль». Для этого можете предложить ребенку посчитать то, чего нет. «Если у нас есть конфеты, то мы их может посчитать, а если мы съели все конфеты, и не осталось ничего, то мы имеем «ноль конфет». Слово «ноль» обозначает то, что «ничего нет».

Детям более старшего возраста (четыре – пять лет) можно объяснить то, как образуются числа. Положите десять счетных палочек в ряд – в древности десять называли сокращенно «дцать». Одну палочку положите сверху (желательно чтобы она была другого цвета). Таким образом, «один» на «дцать» получается «одиннадцать». В верхний ряд добавляйте по одной палочке и постепенно доходите до двадцати. Затем поясните образование десяток: два десятка будет «два-дцать», а три десятка будет «три-дцать» и т.д.

Исключением является число сорок, в древности это значило «очень много» и девяносто, означающее «девять до ста».

Как научить считать от одного до ста?

Когда учите малыша высчитывать предметы от одного до ста не надо требовать мгновенного запоминания. Лучше всего двигаться поэтапно, например, увеличивать знания на десяток каждую неделю. На следующий день, прежде чем приступать к изучению новых цифр, следует повторить то, что было пройдено вчера. Дальше двигаться можно лишь в том случае, если он хорошо усвоил предыдущий материал. Таким образом, постепенно им будет изучен счет от одного до ста. При этом необходимо помнить, что малыш должен понимать счет, а не запоминать его. Математика основана на поиске закономерностей и понимании. Ребенку надо разобраться, по какому именно принципу цифры расположены так, а не иначе.

Закрепляя изученный материал, предложите вашему дошкольнику следующее задание:

Какое число находится перед цифрами 5;9;21;46;85;100.

Назвать число, находящееся после цифр: 8;16;26;57;82;99.

Назвать число, находящееся между цифрами 5 и 7; 11 и 13;45 и 47.

Найти пропущенное число: 5,6,7,9,10.

Если для вашего ребенка счет до ста не вызывает трудностей, то можете начинать изучать обратный счет. Демонстрировать его лучше всего на пальцах рук, загибая их, или же на счетных палочках. Начинать стоит с пяти. Здесь многое зависит от особенностей малыша, а именно от того, какое мышление у него лучше развито: воображение или пространственное. Случается, что кроха легко производит довольно сложные математические расчеты, при этом, обратный счет для него оказывается затруднительным. Не стоит давить! Покажите ему обратный счет на наглядных примерах, к примеру, при спуске в лифте.

Прикладная математика

В наши дни первоклассники могут пользоваться компьютером и калькулятором, однако им довольно нелегко делать подсчеты в уме. Мозг, так же как и мышцы, нуждается в регулярной тренировке. А устный счет, изучаемый с раннего детства, хорошо помогает развитию умственных способностей.

Некоторые родители уверены, что их дети, особенно до 5 лет, еще не готовы заниматься устным счетом. Но готовность к математическим занятиям просто вдруг не появляется, она формируется. Если такую готовность не развивать, то она может и к десяти годам никак не проявиться. Уже с трехлетнего возраста, вместе с цифрами, можно преподносить малышу первые уроки математики. Вы убедитесь в том, что результаты превзойдут все ваши ожидания.

Следует объяснить дочке или сыну что такое «больше-меньше». Читая книгу, обращайте внимание ребенка на рисунок. Предложите ему посчитать изображения на нем: цветочки, бабочек и так далее. Например, каждой ли бабочке хватит по цветку? Кого больше здесь: цветков или бабочек? При игре в кубики, обязательно их считайте. Пусть малыш продемонстрирует, каких именно кубиков больше: маленьких или больших, желтых или красных, деревянных или пластмассовых. Первое время мальцу может быть нелегко различать такие понятия как «маленький кубик и большой» и «каких кубиков здесь больше», однако в этом нет ничего страшного.

Главное тренировка

Чтобы объяснить малышу понятие «поровну» применяйте такие примеры, как: «У Лены есть две куклы и у Маши, так же, две. У кого больше кукол? Ни у кого! Потому что их поровну». Предложите малышу разделить четыре яблока поровну на двух человек, шесть на трех и так далее. Затем переходите к простым логическим задачам. Например – на ветке сидит четыре белки, у каждой есть по одному орешку. Сколько орешков всего?

Стало все получаться? Пора приступать к осваиванию элементарных математических действий: минус, плюс, равно. « У тебя есть два яблока, тебе дали еще одно. Таким образом, получилось три яблока». Считать до 10 лучше учиться на пальцах рук – это к тому же и полезная гимнастика. Чтобы сложить два и четыре, необходимо поднять два пальца на одной руке, и четыре – на другой и посчитать, сколько всего «открыто» пальчиков. Тоже самое можно выполнять при помощи конфет, игрушек и счетных палочек. Бесполезно настаивать, чтобы малыш просто запомнил, что пять плюс три будет восемь. Ребенку необходимо понять механизм счета: сначала необходимо узнать, сколько всего было, затем – сколько прибавили, а потом уже сколько стало. Аналогично объясняйте и вычитание: вычисляем, сколько было, потом – сколько нужно отнять, затем – сколько осталось. Запомнить здесь надо следующее: при сложении всегда получается больше, нежели было, а при вычитании наоборот, становится меньше.

Объясните малышу, что в какой бы последовательности он не складывал предметы, результат получится один и тот же. Например, если на стол положить сначала три яблока, потом еще две груши, то на столе будет лежать пять фруктов. И если сначала положить две груши, а потом уже два яблока – все равно получится пять фруктов. Этим Вы объясните своему чаду первостепенный закон сложения «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется».

Сегодня в продаже есть большой выбор пособий и книг по раннему детскому развитию. Однако прежде чем приобрести их для своего малыша, изучите их сами очень внимательно. Следует избегать примеров, в которых есть фразы, как «попробуй угадать, сколько получится» или «определи без счета». Поскольку это ошибочный подход к математическим занятиям. Математика, как известно, является точной наукой, она не угадывает, а высчитывает. Нельзя обучать детей счету с помощью таких вопросов, как «догадайся», «угадай», поскольку они обладают неоднозначными ответами и малыш может подумать, что правильный ответ можно просто угадать, а не вычислить.

Нередко родители первоклашек сетуют на то, что их дети обладают гуманитарным складом ума и у них отсутствуют способности к математике. Однако чтобы заниматься математикой - не нужно обладать особенными способностями. Математические вычисления способствуют сами по себе повышению умственных способностей, развивают память, смекалку, помогают формироваться логическому мышлению. Чем раньше Вы приметесь тренировать мозг крохи при помощи математических вычислений, тем быстрее ваши старания принесут хороший результат.

Довольно часто родители сталкиваются с задачей научить ребенка считать. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, однако для маленького ребенка порой бывает очень трудно научиться счету. Малышам, как правило, свойственно запоминать только то, что им интересно, поэтому взрослым нужно постараться сначала заинтересовать кроху, тогда процесс приобретения новых знаний пройдет намного легче.

Если подавать арифметику как сухое скучное занятие, ребенка будет сложно заинтересовать им

Оптимальный возраст для начала обучения ребенка счету

Начинать учить детей счету лучше всего в тот период, когда их мозг очень активно развивается. Обычно это происходит в возрасте до 6-7 лет. Родителям важно еще до момента поступления в школу начинать развивать у малыша навыки обучения счету.

Дети уже в раннем возрасте, как только начинают разговаривать, проявляют интерес к счету. Родителям необходимо поддерживать этот интерес с помощью специальных развивающих игр.

Основные правила обучения счету

Если вы хотите обучить малыша счету, необходимо придерживаться главных правил обучения:

  1. Получаемый объем информации ребенком. Занятия следует совершать три раза в день, продолжительность каждого из которых не должна превышать 10 минут. Таким образом у ребенка не появится усталость от изобилия информации, не исчезнет интерес к новым знаниям.
  2. Не повторять пройденный материал каждый день. Его лучше вспоминать лишь в тех случаях, когда накопленные знания потребуются для решения более тяжелых заданий.
  3. Не давать малышу слишком сложные задания. Не стоит ругать ребенка, если у него не получается достичь желаемого результата. Возможно, ему на самом деле тяжело справиться с поставленной задачей. Подбирайте ребенку такие задачи, которые ему под силу решить.
  4. Закреплять полученные знания в повседневной жизни. Чаще занимайтесь с ребенком подсчетом всего, что находится вокруг: машины, птички на дереве, количество тарелок на столе, автобусов на дороге и т. д.
  5. Соблюдайте очередность этапов. По мнению психологов, процесс приобретения новых знаний у ребенка состоит из трех этапов: этап привыкания, этап понимания полученной информации, запоминание материала.

Самое главное – не торопить малыша. Наберитесь терпения, чаще общайтесь с крохой, сравнивайте при разговоре предметы, говорите о числах, оказывайте поддержку и помощь в получении знаний.



Учить ребенка счету можно и на прогулке, где попадаются примечательные интересные предметы

Методики обучения малыша

Чтобы научить ребенка правильному счету в уме, необходимо использовать следующие методы:

  1. Пальцы рук. Этот метод один из самых популярных среди родителей. Его суть заключается в подсчете пальчиков на руках. Метод помогает развивать зрительную память малыша, моторику рук, а также способствует быстрому обучению считать предметы.
  2. Материал для счета. Идеально подходит для обучения малыша считать примеры. В качестве материала подойдут обычные игрушки или определенные развивающие наборы. При выборе такого набора отдавайте предпочтение более ярким и красочным, убедитесь, что они сделаны из экологически чистых и безопасных материалов.
  3. Развивающие детские книги (рекомендуем прочитать: ). В настоящий момент в магазинах представлен огромный ассортимент интересных книг для развития ребенка дошкольного возраста. Старайтесь выбирать учебное пособие, написанное простым и понятным языком для малыша, чтобы в ваше отсутствие он мог сам продолжать учиться считать предметы.

Следите за тем, чтобы мозг ребенка не перезагружался во время занятий. Слишком большой объем информации способен утомить малыша и не принесет желаемого результата. В начале занятий учите его считать примеры до 10, уделяйте этому не более 10-15 минут, в дальнейшем можете заниматься с малышом до 30 минут. Во время каждого нового занятия повторяйте ранее пройденный материал.

Учимся считать до 10

Начинать малыша учить счету до 10 можно уже в два-три года. Сначала он должен обучиться считать до 5, а потом до 10. В таком возрасте малыши уже знают, что у них есть две ножки и значит надо надеть два носка. В 3-4 года можно ребенку давать более сложные задания. Самое главное, чтобы ребенок стал понимать значение слов «поровну», «больше», «меньше». Можете приводить ему простые примеры: «У Маши было три мандарина, а Кати – два. У какой девочки больше фруктов, а у какой меньше?»

Чтобы малышу было легче освоить счет до 10, предложите ему посчитать свои пальчики. Дайте крохе задание сложить 2+1, пусть он поднимет один пальчик на левой руке и два на правой, а затем посчитает общее количество поднятых пальчиков.

Такие же манипуляции можно проводить, чтобы малыш научился вычитать: ребенок загибает несколько пальчиков, а потом считает количество оставшихся в поднятом положении. То же самое можно проделывать с различными предметами: карандашами, ручками и т. д.

Учимся считать до 20

Когда малыш научится счету до 10, переходите к обучению счета до 20. В качестве материала для счета хорошо подойдут машины на улицы. По дороге в детский сад можете предложить посчитать их количество. Когда ребенок хорошо освоит урок, попробуйте посчитать автомобили в обратном порядке.

Малышу может показать довольно трудным складывать числа от 1 до 20, поэтому занятия нужно проводить с игровым уклоном. К примеру, можно сказать: восьмерка решила прибавить к себе тройку. Она сначала взяла у тройки двойку и превратилась в десятку. Тройка стала единичкой. Сколько же будет, если восьмерка прибавит к себе тройку?

Мозгу малыша требуются ежедневные тренировки. Если малыш в раннем возрасте начнет заниматься устным счетом, то будет обладать хорошо развитыми умственными способностями.

Обучение устному счету

Когда малышу исполнится 5 лет, старайтесь отучать его от использования счетного материала, в том числе и своих пальцев. Пусть он учиться устному счету. Если в первое время ему это очень помогало, то в дальнейшем только будет мешать процессу приобретения новых знаний.

После пяти лет детей необходимо учить сложению и вычитанию чисел в пределах до 10 на автомате, т.е. нужно добиться того, чтобы малыш запоминал результаты вычислений. Для достижения этих целей хорошо помогает использование математических цепочек. Не забывайте, что в процессе получения знаний должен сохраняться игровой характер. Для больших чисел есть отдельные методики.

Учимся считать в 1 классе

Для каждого малыша наступает важный момент в жизни – он идет в 1 класс. Это время, когда формируется основа всех знаний о будущем. В первом классе у ребенка происходит смена деятельности, но особенность познавать все с помощью игр не исчезает. Малыш примеряет на себя роль ученика, развивает умения самоорганизации. Ему необходимо освоить навыки планирования своей работы, контроля и оценки своих поступков, общения со сверстниками и учителем.

Большое внимание у первоклассников уделяется устной работе. Для обучения первоклассников счету в уме и закрепления полученных ранее знаний педагоги применяют некоторые способы с игровым уклоном:

  1. Метод кубиков Зайцева. Является очень распространенным методом игрового характера, цель которого – быстро обучиться счету. Малыши с большим интересом набираются знаний, используя кубики. Суть метода состоит в использовании нескольких таблиц, с помощью которых дети намного проще и быстрее обучаются сложению и вычитанию чисел в уме. Данный способ можно применять и родителям во время развивающих занятий с чадом в дошкольном возрасте. В наборе кубиков Зайцева есть обучающее пособие и диск с песнями, что позволяет стать процессу приобретения новых знаний очень интересным и простым.
  2. Метод Глена Домана. Этот метод заключается в том, что дети учатся считать с помощью специальных карточек, на которых изображены точки. Способ позволяет развивать зрительную память малыша, и умение считать количество предметов.

Учителя в своей практике могут применять и другие методики обучения счету, поэтому родителям желательно заранее уточнить, каким способом будет проходить процесс обучения в школе. Чтобы достичь высокого результата, специалисты советуют не использовать разные методы обучения – это может не лучшим образом сказаться на ребенке.


Методика Домана может применяться и для раннего возраста, но во время подготовки к школе она особенно эффективна

Учимся считать во 2 классе

Следующее важное испытание для малыша – поступление во второй класс. Некоторые педагоги следуют выполнению только школьной программы и не оказывают должного внимания процессу обучению своих учеников. Получается так, что ребенок вроде и умеет складывать и вычитать, но в то же время он неспособен понять, почему из одного числа получается другое.

В математике очень важно соблюдать последовательность действий и регулярно тренировать память. Только в таком случае малыш сможет уверенно считать в уме двузначные числа.

Если же родители столкнулись с проблемой неуспеваемости их ребенка в школе, педагоги советуют больше заниматься с ним дома. Примеры для домашних занятий:

  1. Сложить в уме двузначные числа 30+34. Можно предложить малышу разбить 34 на 30 и 4. Так малышу будет проще выполнить сложение. Как можно чаще тренируйте зрительную память при выполнении повседневных дел.
  2. Выполнить сложение 40+35. Некоторым детям намного легче выполнять сложение в обратную сторону. Для этого нужно округлить меньшее число до ближайшего десятка: 40+40. Затем просто отнять лишнюю часть: 80-5=75.
  3. Тренируйтесь складывать и вычитать в уме простые примеры. Например: 2+3 или 2+2. Потом начинайте усложнять задачи: 3+7=10, 10-2=8, 10-8=2. Если малыш будет хорошо уметь решать простые задачи, то для него не составят труда задания с двузначными и трехзначными числами.
  4. Если у ребенка богатая фантазия, можно предложить ему считать предметы или животных в уме. Каждый малыш индивидуален, поэтому родители должны выбрать наиболее подходящую методику обучения, исходя из его особенностей.


Устный счет будет легче освоить ребенку-фантазеру, который заменит скучные числа животными или игрушками

Не стоит думать, что желаемый результат будет достигнут быстро, наберитесь терпения. Малышу не так просто обучиться счету, как может показаться на первый взгляд.

Специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Следить во время занятий, как малыш реагирует на процесс обучения. Если ему скучно и неинтересно, лучше попробовать другую методику.
  • Не заставляйте кроху заниматься обучением против его воли. Таким образом вы не добьетесь желаемого результата.
  • Не нервничайте во время занятий и не ругайте малыша.
  • Регулярно повторяйте уже изученный материал.
  • Хвалите малыша за каждое достижение.

Научить ребенка быстро считать не так уж и сложно (рекомендуем прочитать: ). Просто родителям необходимо подойти к этому со всей ответственностью, проявить любовь, терпение и понимание к малышу, тогда результат не заставит себя ждать.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Ребенок сам подскажет вам , когда ему потребуется знание цифр и чисел. Это будет момент, когда вместо одного яблока он захочет взять два или ему понадобится отличить цифру любимого канала на кнопке пульта.

Чаще всего счет самостоятельно начинают осваивать 2-3 летние малыши , и задача родителей в этот момент – поддержать интерес к цифрам.

Некоторые родители предпочитают «не отбирать у детей детство» и оставить счет школе.

Но это худшее, что вы можете сделать для ребенка.

Если он придет в первый класс уже подготовленным, ему будет намного проще адаптироваться, тем более, что практически все школьные программы сейчас уже рассчитаны на умеющих читать, писать и считать на начальном уровне детей.

3-5 лет – возраст, в котором дети способны и могут усвоить счет до 10 и даже 100 , особенно, если воспользоваться несложными методиками.

Упражнения, методики и техники

Знаменитый детский педагог Мария Монтессори воспитывала по специальной системе маленьких гениев. Под ее руководством азбуку и счет осваивали даже годовалые малыши. Причем это были знания на очень глубоком уровне.

До сих пор во многих детских садах используют систему Марии Монтессори , основанную исключительно на «методе пряника» и занимающиеся по ней дети показывают блестящие успехи в изучении счета.

Секрет техники в том, что преподаватели разговаривают с детьми на равных, и пытаются понять их язык, вместо того, чтобы навязывать свой.

Счетные палочки не теряют своей популярности многие десятилетия. Они помогают ребенку понять, что за цифрами стоят реальные предметы, с ними легко освоить основные манипуляции — сложение и вычитание.

Счет на пальчиках хорош тем, что его можно применять повсеместно – гуляете вы с малышом или смотрите телепередачу. «Загибать пальцы» можно на красные машины или рекламные паузы между мультфильмами. Это счетное средство всегда под рукой.

Считалки и кричалки помогают запомнить последовательность цифр. Например: «У одной девчонки ровно две косички, а у трех мальчишек четыре к ним банта», и так далее.

Народные сказки и басни . Персонажей в них обычно 3 (богатыри, лебедь, рак и щука, три сестрицы), а в «Репке» или «Теремке» число персонажей вырастает до пяти-шести.

Ассоциируя каждого персонажа с номером, ребенку легче запомнить еще и сюжет сказки, так что «математически-литературным методом» вы убиваете сразу двух зайцев.

Притворитесь незнайкой . Когда ребенок попросит вас сосчитать небольшое количество предметов, скажите, что забыли счет и справляться с этим нужно вместе.

Не вызывайте у малыша панику – плавно подведите его к верному ответу.

Тренинги по ТВ . Многие видеоняни в специализированных передачах прекрасно справляются с задачами обучения детей азбуке, счету или даже иностранному языку.

Программа «Подводный счет» — телеканал «Карусель»

Учимся считать до 10

Превратите уроки счета в игру . Это может быть игра в экономиста или продавца: «Дайте мне шесть яблок» или «Отсчитайте десять салфеток».

Ребенок может использовать во время такой игры счеты и палочки , делать пометки в тетради. Но если он капризничает и категорически отказывается проделывать действия, связанные со счетом – не давите на него.

Все время повторяйте с малышом цифры – даже завязывая шнурки: один шнурок завязан, два шнурка завязано, три пуговицы застегнуто, одна шапка надета.

Повторение – мать учения . Постепенно малыш и сам станет проговаривать несложные считалки и отождествлять их с предметами.

Считалочка от 1 до 10 — интернет-канал Умачка

Учимся считать до 100

Избирательная память ребенка запоминает только то, что малышу интересно. Если в семье растет гуманитарий – не ждите счета до ста на ранних порах, лучше пробуйте «буквенные загадки».

Самый простой способ выучить счет до 100 – это взять десять раз по десять. Если ребенок хорошо знает счет до десяти, то 21 будет 2 и потом 1 (не плюс, а именно потом – сразу объясните разницу между числом и сложением).

Не забудьте объяснить, что такое ноль и почему он превращает два в 20, а три – в тридцать. Это может оказаться одним из самых сложных этапов в счете до ста. Не ругайте ребенка, если он не сразу разберется что к чему.

Кстати, на подсознательном уровне знание о правильном счете все же хранится, и если на первых порах малыш упорно не хочет считать до ста – возможно, он сделает это позже, уже в школе.

Помните о том, что детский мозг – сложная штука!

Если ребенок справится с задачей — например, запомнит монетки до 20 — выдайте ему «призовой фонд». Постепенно доведите число монет до 100 и позвольте ребенку купить все что угодно в награду за обучение.

Подведем итоги

Обязательно поощряйте малыша за правильно выполненные действия. Если он принес к столу верное число ложек или правильно назвал число лампочек в люстре – не скупитесь на похвалу или даже конфеты .

Которые, кстати, тоже можно давать по числу от 1 до 10 – пусть ребенок скажет наугад. Так постепенно он поймет, что число 10 – самое большое.

И помните, что вы сами были маленькими. Вам точно так же трудно было понять, чем пятерка отличается от шестерки, и почему перевернутая шестерка это уже девятка.

Вам было трудно? Так же трудно сейчас и ребенку . Поддерживайте его на пути освоения счета, и возможно, именно в вашей семье вырастет новый Перельман или новая Мария Склодовская-Кюри.

При поступлении в первый класс обычно не проверяют умение ребёнка считать. Но по факту уже на первых уроках дети сталкиваются с необходимостью применения математических навыков. Помочь ребёнку освоить базовые основы счёта ещё до школы - задача родителей.

Зачем учить детей счёту до школы

Из всех живущих на Земле существ, считать умеют только люди – это одна из высших функций головного мозга. Математика нужна каждому из нас в повседневной жизни: посчитать деньги, соотнести количество гостей и вилок-ложек и т.д. Даже дошкольники нередко сталкиваются с необходимостью применить арифметические умения: проверить, правильно ли продавец дал сдачу в магазине, переставить фишку в игре-ходилке. То есть у сложной, но очень интересной науки есть практическое применение.

Другая причина раннего знакомства со счётом - развитие маленького человечка. В возрасте 2-3 лет кроха уже способен усваивать математические понятия. Более того, чем младше ребёнок, тем легче и быстрее идёт обучение. Конечно, речь здесь исключительно об игровой форме – занятия не должны напоминать нудные уроки. Доказано, что обучение счёту (особенно устному) совершенствует память, внимание, логическое мышление, развивает интеллект и смекалку. Дети, умеющие в уме оперировать числами, быстро соображают во всём. В школе они успевают не только по арифметике, но и по другим предметам. Не зря математику называют царицей наук – по её законам происходит всё в этом мире.

Математика - наука всех наук.

Начало

Начинать обучение счёту можно уже с двух лет (иногда даже немного раньше). Одевая малыша, пересчитываем его части тела: обнаруживается, что ручек у крохи две, ножек, глаз и ушей – столько же, а вот нос – всего один. Голова тоже одна, поэтому и шапка нужна одна, а вот для двух рук нужны обязательно две варежки. Чуть позже оказывается, что пальчиков на кистях и стопах по пять. Ещё через некоторое время начинайте периодически задавать ребёнку вопросы - сколько глаз (носов, рук, лапок, хвостов) у куклы (мишки, зайки и т.д.)? Пересчитывать с ребёнком можно что угодно - ступеньки, цветочки на картинке в книжке, пуговицы, кусочки пищи в тарелке, камешки, птичек и т.д. И делать это нужно всегда и везде: на прогулке, в процессе мытья посуды, сервировки стола, одевания, купания, игр. А запомнить последовательность числового ряда помогут стишки, считалочки и прибаутки. Только ребёнку не стоит бездумно заучивать и произносить: раз-два-три-четыре… Малыш должен знать, что «три» - это не просто слово, это три каких-либо предмета. И обязательно почитайте ребёнку сказку «Козлёнок, который умел считать до 10».

Козлёнок, который всех сосчитал.

Знакомство с цифрами

Если двухлетка ещё не способен к абстрактному мышлению, то детишки 3-х-4-х лет уже вполне готовы к знакомству с цифрами - знаками, обозначающими количество. Для этого понадобятся карточки с их изображениями либо фигурки из картона, дерева, пластика и т.д.

Берём 3 кубика (машинки, куклы, палочки) и кладём рядом цифру 3. Берём 5 игрушек - кладём рядом цифру 5, чётко проговаривая каждое действие. Затем наступает очередь юного ученика. Теперь уже родитель только выкладывает определённое количество предметов, а ребёнок самостоятельно находит карточку с нужной цифрой.

Слепить цифры из пластилина - тоже можно.

Кстати, малыша примерно с 4-х лет уже можно «тренировать» в обратном счёте. Чтобы урок не оказался скучным, обыграйте действия: например, отсчитывайте секунды, оставшиеся до запуска ракеты. Этот важный навык готовит ребёнка к следующему этапу - освоению вычитания. Ну, и, конечно, в процессе обучения развиваются внимание и память.

Пара слов о методиках

Существуют авторские методики обучения дошкольников навыкам счёта - программы Никитиных и Зайцева, Монтессори и Домана и многих других известных людей, посвятивших жизнь исследованию раннего развития. Можно, конечно, сконцентрироваться на чём-то одном. Но, как показывает практика, у каждой методики есть не только достоинства, но и недостатки.

Например, популярный метод обучения счёту Домана предполагает показ ребёнку карточек с крупными яркими точками (диаметр - 2 см). Для начала используются карточки, на которых количество точек не превышает 5-ти. Позже количество объектов доходит до 20-ти, затем - до 100. Взрослый просто демонстрирует юному математику материал и чётко называет ему число. Скоро ребёнок уже безошибочно, даже не пересчитывая точки, сам легко отвечает на вопрос «Сколько?» При этом ему не составит труда различить карточки с 19-тью и 20-тью кружками. Малыш очень быстро учится визуально воспринимать количество. Мы, взрослые, которым в детстве не была предоставлена возможность подобного обучения, вряд ли можем представить себе - каково это. Затем наступает очередь демонстрации малышу комбинации листков: например, берётся материал с 10-ю и 2-мя точками, действие проговаривается: «10 плюс 2 равно 12».

Карточки Домана.

Судя по отзывам, дети очень быстро учатся устному счёту. Они легко в уме справляются со сложением двухзначных чисел. Но методика не затрагивает других важных математических понятий - шире-уже, выше-ниже, длиннее-короче и т.д. Она просто обучает считать автоматически - не развивается ни логика, ни интеллект. Ребёнок становится похожим на «ходячий калькулятор», который не может самостоятельно сообразить, как использовать свои умения на практике, зато охотно отвечает на вопросы взрослых. Та же ситуация и с другими методиками - в программах Монтессори совсем не уделяется внимание развитию правого полушария, метод Зайцева быстро обучает счёту, но не способствует совершенствованию необходимой для письма мелкой моторики, в системе Никитиных обходится стороной творчество и развитие речи. Поэтому существует и другой вариант - выборочное использование наглядного материала, идей, правил и игр нескольких программ.

Каждый ребёнок индивидуален, и только родители знают особенности развития и интересы своего чада. Используя находящуюся в открытом доступе информацию, любой взрослый вполне способен составить для собственного малыша уникальную «программу» обучения математике.

Оперируем числами

Научившегося считать хотя бы в пределах пяти ребёнка начинайте знакомить со сложением-вычитанием. Здесь, конечно, не обойтись без наглядного материала - одинаковых и различающихся по некоторым признакам предметов. Готовые наборы легко найти в магазине, но и изготовить пособия самостоятельно не так сложно.

Один плюс три равно четыре.

Элементарный способ: вырезать картинки из книг и журналов и наклеить их на плотный картон. Впрочем, в хозяйстве каждого малыша сегодня найдутся игрушки, способные служить счётным материалом - кубики, кольца пирамидок, палочки, фигурки из киндер-сюрпризов, маленькие машинки и т.д.

Карандаши тоже подойдут. Это - цифра три.

Берём, например кубик и говорим: «Один». Затем приставляем к нему другой кубик и произносим: «Плюс один равно два». Таким же образом демонстрируйте малышу и примеры вычитания. Не бойтесь оперировать понятиями «+», «-», «=». Можно объяснить их значение малышу, но это не обязательно: достаточно предоставить детям факты, и прирождённые исследователи сами очень быстро выведут закономерность. Также не забудьте о понятиях «больше-меньше» и их обозначениях «>» и «<». Освоить новый материал помогут игрушки. Например, накройте стол для 5-ти гостей - плюшевых зверей. Расставьте 4 тарелки и обратите внимание крохи на то, что одному гостю блюда не хватило. Это значит, что посуды меньше, а зверей больше. Добавляем одну тарелку - и вот уже предметов стало поровну. Другой простой наглядный вариант - нарисовать на большом листе бумаги цветок с 6-ю лепестками и вырезать из картона такое же количество бабочек. Сначала вручаем малышу, например, 4 бабочки и просим рассадить их на лепестки. Ребёнок видит, что два из них осталось незанятыми. Проговариваем: «4 меньше, чем 6» , а затем добавляем: «На два».

Учимся, играя

Дошкольники учатся только через игру. Дети хорошо усваивают лишь то, что им действительно интересно. И авторы методик раннего развития это прекрасно понимают.

Обучение по программе Сергей Полякова.

Например, в программе Сергея Полякова есть игра, позволяющая малышам быстрее освоить устный счёт и постичь состав числа. Перед ребёнком в ряд выкладывается 5 кубиков (начинать рекомендуется с меньшего количества). Затем взрослый берёт в руку 2 кубика и прячет её за спиной. Перед малышом остаётся три предмета, и он должен ответить на вопрос: «Сколько кубиков спрятано в руке?» При этом автор методики предостерегает от пересчитывания предметов пальцами (а именно так обычно взрослые и учат детей) - всё должен происходить в уме, визуально. Крохи очень быстро запоминают, как выглядят 5 кубиков, а как 3. А теперь ещё несколько игр, способных заинтересовать ребёнка счётом:

  • Магазин - все малыши с удовольствием включатся в процесс, от родителей требуется подготовка - изготовление карточек-денег с цифрами.
  • Хлопки - перед ребёнком выкладываются карточки с цифрами «рубашками» вверх; малыш открывает карту, видит знак и должен хлопнуть в ладоши такое количество раз.
  • Числовые соседи - чаще просите ребёнка назвать число, живущее, например, между 5 и 7, 4 и 6 и т.д.
  • Игры-ходилки - такие, где сначала бросаешь кость, а затем делаешь нужное количество ходов; для совсем малышей подобную игру можно изготовить самостоятельно, склеив кубик, где количество точек на гранях не превышает 3-х.
  • Детское домино - не простое, с точками или картинками, а специальное: на одних половинках фишек - цифры, на других - изображения фруктов, овощей и других предметов; с помощь такого пособия дети учатся соотносить количество вещей со знаками.
  • Помощь на кухне: «Сколько человек будут обедать? Давай считать: мама, папа, Катя и ты. Сколько нужно тарелок? Достань нужное количество ложек-вилок!»
  • Раскладываем монетки: предложите малышу рассортировать монеты по достоинству.
  • Разложи по порядку: попросите ребёнка разложить в порядке увеличения карточки с цифрами.
  • Пропавшие карточки: взрослый выкладывает ряд из карточек с цифрами, намеренно пропуская некоторые элементы числового ряда; ребёнку предлагается восполнить пробелы.
  • Лишние предметы: вырежьте из книг и журналов картинки с изображениями одной тематики, добавьте к ним несколько не относящихся к теме вырезок и предложите ребёнку найти лишние предметы и сосчитать их.
  • Чтение сказок - после совместного прочтения очередной сказки попросите ребёнка вспомнить и подсчитать число положительных (отрицательных) персонажей, количество друзей (врагов) главного героя.

Способов заинтересовать математикой и обучить счёту - много. Идеи окружают нас повсюду – стоит только внимательнее приглядеться.

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте "Семь ступенек к книжке" я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: "У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала". Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5"; "- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2".

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное . Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета "по линеечке":

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5";

"Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2".

Этот способ счета с использованием такого примитивного "калькулятора", как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью , выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание "примеров" с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия "больше" и "меньше". Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически "с чистого листа". Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр "кубики знаний", или "learning bricks", по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра "Приставляем цифры к кубикам" с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра "Гномики в домике" с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру "Гномики в домике". Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: "Один гномик пришел в домик". Потом спросите: "А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?" Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: "А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?" На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: "Один останется".

Потом усложните игру. Скажите: "А теперь сделаем домику крышу". Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.