Статья 12.16 1. Как избежать наказания за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением? Какое наказание за езду по одностороннему движению

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 175-ФЗ)

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, -

(в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 252-ФЗ)

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

(часть 4 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)

6. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, -

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 143-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

7. Нарушение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

ГИБДД придумала нововведение. Машина ДПС оборудуется видеофиксатором «Паркон», который при проезде по улице регистрирует номера неправильно припаркованных автомобилей. Затем автомобиль с «Парконом» проезжает второй раз по улице и фиксирует нарушителей заново. Происходит автоматическое распознавание номеров автомобилей нарушителей и сопоставление со снимками, сделанными в первый раз. Остался автомобиль стоять на месте - всё, это нарушитель, он сохраняется в базе. Данные передаются в ГИБДД и владельцы автомобилей получают по почте письма счастья.

Ну а если автомобиль ДПС проехал по одному и тому же месту 6 раз, владельцы автомобилей получают по почте целых 5 писем счастья за одно и то же нарушение. Автомобиль-то никуда не двигался.


в Татарстане эксперимент, длившийся несколько лет, признали неэффективным, поскольку оштрафованные автовладельцы доказали незаконность выписываемых им штрафов. «Паркон» - это не автоматическое средство фиксации, оно работает при помощи человека. По сути, это простая фотокамера, а присылать штрафы по почте можно только с использованием систем, работающих в автоматическом режиме.

Цитата из решения Верховного суда Татарстана (документ приложен): «для получения доказательств по делу об административном правонарушении в деятельности Госавтоинспекции допускается применение технического средства измерения скорости движения транспортных средств. Данных о том, что «Паркон» внесен в Государственный реестр средств измерения, и имеет сертификат, как средство измерения, не имеется ».

В настоящее время в Казани из более двух десятков «Парконов», закупленных изначально, используются только три. Остальные приборы продают в другие области, а там и рады стараться. Вот лишь небольшая выборка практики:

1. Судья Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Черепанов М.А., дело № 12-276/2012 .

Факт нарушения требования дорожного знака 3.27, 3.28 ПДД РФ водителем автомобиля, государственный регистрационный знак, подтверждается фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства «ПАРКОН», имеющего функции фотовидеосъемки.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ инспектора по исполнению административного законодательства ОГИБДД УМВД России по г. Магнитогорску Челябинской области старшего лейтенанта полиции Приходченко А.В. от о привлечении Сементина В.С. к административной ответственности по ч. 4 ст.12.16 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Сементина В.С. без удовлетворения.

2. Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Забелина В.А., дело №12-65/12 .

Вина ФИО2 подтверждается в совокупности собранными по делу доказательствами, а именно данными специального технического средства – «ПАРКОН», номер, сертификатом соответствия, ПОСТАНОВЛЕНИЕм по делу об административном правонарушении 02 от 16.12.2011 года, карточкой нарушений водителем ПДД, схемой дислокации дорожных знаков 3.27 в Центральном районе г.Хабаровска.

Как следует из материалов дела, а именно Руководства по эксплуатации видеофиксатора нарушений правил парковки транспортных средств «Паркон», он предназначен для выявления нарушений правил парковки и других нарушений ПДД, связанных с нарушением времени допустимого пребывания на выделенных участках, или с самим фактом нахождения в запрещенных для этого местах, в первую очередь, для выявления несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части.

Поскольку изделие «ПАРКОН» не является измерительным прибором, оно не требует свидетельства о поверке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ инспектора по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Хабаровску ФИО1 02 от 16.12.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО2 с назначением ему наказания в виде административного штрафа в сумме 300 рублей – оставить без изменения, жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Примерно то же самое в решениях судей

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

6. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

7. Нарушение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 12.16 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого деяния являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Объективная сторона деяния сводится к совершению действий или бездействию, связанным с несоблюдением требований дорожных знаков или разметки проезжей части дороги. Положения ч. 1 комментируемой статьи 12.16 КоАП РФ носят общий характер и охватывают собой любое нарушение правил, кроме регламентированных иными частями настоящей статьи. Подобная конструкция правовой нормы не всегда оправданна и обоснована, поскольку, с одной стороны, общие предписания ч. 1 способствуют произволу со стороны уполномоченных на привлечение к ответственности должностных лиц, которым предоставлено право самостоятельно оценивать наличие (отсутствие) в действиях водителя состава правонарушения. В большинстве случаев в действиях водителя уполномоченное должностное лицо выявляет состав правонарушения и применяет к нему меры административной ответственности, зачастую необоснованно.

С другой стороны, положения ч. ч. 2 — 7 настоящей статьи 12.16 КоАП предусматривают изъятие из нарушений, регламентированных ч. 1, причем смысл таких изъятий непонятен. В данном случае представляется обоснованной регламентация рассматриваемых правонарушений лишь в рамках предписаний ч. 1 в совокупности с предписаниями Правил дорожного движения.

Объективная сторона правонарушений, изъятых из ч. 1 настоящей статьи, сводится к совершению отдельных видов правонарушений, а именно:

— поворот налево или разворот с нарушением требований дорожных знаков или дорожной разметки;

— движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, в том числе и неоднократно;

— несоблюдение требований дорожных знаков или дорожной разметки, запрещающих остановку или стоянку. В качестве самостоятельного правонарушения рассматривается совершение аналогичного деяния на территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга;

— несоблюдение требований дорожных знаков, запрещающих движение грузовых автотранспортных средств, в том числе на территории Москвы и Санкт-Петербурга.

Следует заметить, что совершение правонарушений на территории городов федерального значения не только рассматривается в качестве самостоятельного правонарушения, но и многократно увеличивает меры ответственности, например, в отношении движения грузовых транспортных средств санкции увеличиваются в десять раз.

2. Субъектом данных правонарушений является водитель, лицо осуществляющее управление транспортным средством и допустившее нарушение требований указанных в статье дорожных знаков и дорожной разметки. Субъективная сторона выражается в совершении умышленных действий.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П ч. 5 комментируемой статьи 12.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку установленное ей регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов Российской Федерации как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации.

Навигация по записям

Текст статьи 12.16 КоАП РФ в новой редакции.

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 252-ФЗ)
4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.


5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 1 июля 2012 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ)
6. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 июня 2015 года Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 143-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.


7. Нарушение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ)
____________________________________________________________________
Часть 7 настоящей статьи (в редакции настоящего Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ) применяется с 1 июля 2013 года - пункт 2 статьи 36 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ.

____________________________________________________________________
(Статья в редакции, введенной в действие с 21 ноября 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 12.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом рассматриваемого деяния являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Объективная сторона деяния сводится к совершению действий или бездействию, связанным с несоблюдением требований дорожных знаков или разметки проезжей части дороги. Положения ч. 1 комментируемой статьи носят общий характер и охватывают собой любое нарушение правил, кроме регламентированных иными частями настоящей статьи. Подобная конструкция правовой нормы не всегда оправданна и обоснована, поскольку, с одной стороны, общие предписания ч. 1 способствуют произволу со стороны уполномоченных на привлечение к ответственности должностных лиц, которым предоставлено право самостоятельно оценивать наличие (отсутствие) в действиях водителя состава правонарушения. В большинстве случаев в действиях водителя уполномоченное должностное лицо выявляет состав правонарушения и применяет к нему меры административной ответственности, зачастую необоснованно.

С другой стороны, положения ч. ч. 2 - 7 настоящей статьи предусматривают изъятие из нарушений, регламентированных ч. 1, причем смысл таких изъятий непонятен. В данном случае представляется обоснованной регламентация рассматриваемых правонарушений лишь в рамках предписаний ч. 1 в совокупности с предписаниями Правил дорожного движения.

Объективная сторона правонарушений, изъятых из ч. 1 настоящей статьи, сводится к совершению отдельных видов правонарушений, а именно:

Поворот налево или разворот с нарушением требований дорожных знаков или дорожной разметки;

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, в том числе и неоднократно;

Несоблюдение требований дорожных знаков или дорожной разметки, запрещающих остановку или стоянку. В качестве самостоятельного правонарушения рассматривается совершение аналогичного деяния на территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга;

Несоблюдение требований дорожных знаков, запрещающих движение грузовых автотранспортных средств, в том числе на территории Москвы и Санкт-Петербурга.

Следует заметить, что совершение правонарушений на территории городов федерального значения не только рассматривается в качестве самостоятельного правонарушения, но и многократно увеличивает меры ответственности, например, в отношении движения грузовых транспортных средств санкции увеличиваются в десять раз.

2. Субъектом данных правонарушений является водитель, лицо осуществляющее управление транспортным средством и допустившее нарушение требований указанных в статье дорожных знаков и дорожной разметки. Субъективная сторона выражается в совершении умышленных действий.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П ч. 5 комментируемой статьи признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку установленное ей регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов Российской Федерации как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации.

Следующий комментарий к статье 12.16 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 12.16 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Дорожные знаки (предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные и иные знаки) (по ГОСТ 10807-78, ГОСТ Р 51582-2000 и ГОСТ 23457-86) определены приложением 1 к Правилам дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67).

Непосредственным объектом правонарушения являются безопасность дорожного движения, а также правила, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

2. С объективной стороны административное правонарушение характеризуется совершением действия, выраженного в несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. Нарушение правил разметки может выражаться в виде наезда на прерывистые линии разметки, за исключением перестроения.

3. С субъективной стороны нарушение характеризуется виной в форме неосторожности. Субъектом правонарушения является водитель, нарушивший требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Если водитель решит остановиться или припарковать свое авто там, где этого делать нельзя (кроме случаев, описанных в части пятой анализируемой статьи), то ему придется заплатить штраф в размере 1500 рублей .

Области проезжей части, где можно останавливаться или размещать автомобиль на продолжительную стоянку (таковой считается остановка, длящаяся более 15 минут), обозначены специальными знаками и/или разметкой.

Также на отдельных участках улиц и дорог устанавливают соответствующие запрещающие знаки. Их зоной действия считается пространство до ближайшего пересечения с другой дорогой или до другого знака, отменяющего действие того, что был установлен ранее.

Водители также не имеют права останавливаться на следующих участках проезжей части:

  1. Трамвайные пути – если моторное ТС станет препятствием рельсовому.
  2. Тоннели, эстакады, ж/д переезды, мосты, а также пространство под этими конструкциями – этот запрет перестает действовать, если проезжая часть содержит три и более полос в одну сторону: в таком случае можно использовать крайний правый ряд (если там нет запрещающих знаков или других условий, делающих стоянку и/либо остановку невозможной).
  3. Вблизи линий разметки – если от сплошной (за исключением линий, обозначающих край проезжей части) либо разделительной полосы до противоположного края дороги, с учетом припаркованного авто, будет меньше 3 метров дистанции. Это минимальный безопасный интервал, чтобы другие водители могли объехать препятствие без риска столкновения со встречным транспортом.
  4. На пешеходных переходах и на дистанции ближе 5 метров до них – это правило подразумевает, что водитель может остановиться на правой половине дороги сразу же, как только проедет пешеходную «зебру».
  5. В условиях недостаточной видимости – чаще всего это зоны перед поворотами и участки с резкими рельефными изменениями (подъем либо спуск), в которых обзор хотя бы в одну сторону меньше ста метров. Обычно такие отрезки дороги обозначаются специальными предупреждающими знаками. Водитель не имеет права совершить здесь остановку либо стоянку, однако может воспользоваться обочиной – так он не станет неожиданным препятствием для остальных участников движения.
  6. На перекрестках и ближе пяти метров от них в обе стороны (кроме трехсторонних перекрестков, пересечений со сплошной разметкой либо полосой, разделяющей противоположные потоки машин).
  7. На транспортных остановках в городах и в местах, где стоят машины, оказывающие услуги такси, – останавливаться можно за 15 м до этих объектов. Расстояние отсчитывается в обоих направлениях от разметки, которой обозначены зоны остановки общественного транспорта или такси, либо от соответствующих дорожных знаков. Однако водитель может остановиться в нарушение этого пункта, если ему нужно оперативно высадить пассажиров. При этом он должен удостовериться, что не станет препятствием для пешеходов и других ТС.
  8. Если своей остановкой ваш транспорт перекроет обзор светофора и/либо дорожного знака для водителей, станет препятствием для передвижений пешеходов либо перекроет въезд/выезд другим ТС. Особенно актуально данное условие для грузовых авто и другого крупногабаритного транспорта.
  9. На полосах, по которым перемещаются велосипедисты, - такие участки обозначаются соответствующим символом колесного транспорта и стрелкой, указывающей, в какую сторону осуществляется движение.
  10. На главной дороге за границами населенного пункта (это может быть перечеркнутый знак (графическое обозначение города) или табличка с названием) – для остановки и/либо стоянки водителю в такой ситуации необходимо использовать обочину.