Структура условного обозначения.

Общие сведения

Устройство зарядное типа УЗ-С-6/12-6,3 УХЛ3.1 является статическим преобразователем однофазного переменного тока в постоянный и предназначено для зарядки аккумуляторных батарей легковых автомобилей, мотоциклов, мотороллеров напряжением 6 и 12 В емкостью до 60 А·ч.

Структура условного обозначения

УЗ-С-6/12-6,3 УХЛ3.1:
УЗ - устройство зарядное;
С - ступенчатое;
6/12 - номинальное выпрямленное напряжение, В;
6,3 - номинальный зарядный ток, А;
УХЛ3.1 - климатическое исполнение и категория размещения по
ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.

Условия эксплуатации

Диапазон рабочих температур от минус 10 до 40°С. Относительная влажность воздуха до 98% при температуре 25°С. Пожаробезопасность устройства обеспечивается: конструкцией изделия; использованием соответствующих материалов; наличием защиты от коротких замыканий на стороне переменного тока, от коротких замыканий выпрямленного тока, от неправильного подключения аккумуляторной батареи. Устройство зарядное соответствует требованиям ТУ 16-435.161-87. ТУ 16.435.161-87

Технические характеристики

Номинальное напряжение питающей сети, В - 220 - + Частота тока, Гц - 50 Напряжение заряжаемой аккумуляторной батареи, В - 6; 12 Номинальный зарядный ток, А - 6,3(12 В); 1,6(6 В) Максимальная потребляемая мощность, Вт, не более - 130 Масса, кг, не более - 4+0,5 Гарантийный срок эксплуатации - 3 года со дня продажи через розничную торговую сеть.

Конструкция и принцип действия

Устройство представляет собой выпрямитель, собранный по двухполупериодной схеме на диодах VD1-VD4 и подключенный ко вторичным обмоткам понижающего трансформатора (рис. 1).

Электрическая принципиальная схема устройства зарядного FU1 - вставка плавкая ВПБ6-10 ОЮО.481.021 ТУ, FU2 - вставка плавкая ВПБ6-42 ОЮО.481.021 ТУ, С - конденсатор К73-17-630 В - 0,22 мкФ+10% ОЖО.461.104 ТУ, SK - предохранитель тепловой (термовыключатель) ПТ1-3140°C АУБК.646170.006 ТУ, R - резистор С2-33Н-0,5-270 кОм+10%-А-Ж-В ОЖО.476.093 ТУ, SA - переключатель ПГК-11П1Н-А АГО.380.204 ТУ, TV - трансформатор ДЖИЦ.671.113.005, VD1-VD4 - диоды Д242А АО.336.206 ТУ, РА - амперметр М42301 10А-2,5 ТУ 25-04.4058-81, HL - лампа МН-26-0,12-1 ИКАЯ.675100. 100 ТУ Устройство конструктивно представляет собой прибор, выполненный на пластмассовом основании, к которому крепятся: трансформатор, передняя панель и боковые кожухи. На передней панели смонтированы выпрямительный блок, сигнальная лампа, амперметр со шкалой 0-10 А для контроля зарядного тока, регулятор тока и выходные гнезда "+" "-6 В" и "-12 В", к которым подключается съемный шнур для подсоединения к аккумуляторной батарее. Пластмассовые кожухи, закрывающие всю конструкцию устройства, крепятся друг к другу и к основанию устройства шурупами, и имеют вентиляционные отверстия для охлаждения. Габаритные размеры устройства зарядного приведены на рис. 2.

В комплект поставки входят: устройство зарядное, съемные соединительные провода, одиночный комплект ЗИП, эксплуатационная документация, упаковка.

Устройство зарядное автоматическое УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1 предназначено для заряда 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования. Перед началом эксплуатации устройства необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.

Устройство УЗ имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).

Устройство рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.

Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.

Технические данные

  • Напряжение питающей сети - 220 ± 22 В;
  • Частота сети - 50 ± 05 Гц;
  • Диапазон установки тока заряда - 0,5 - 6,3 А;
  • Потребляемая мощность, не более -150 Вт;

На лицевой панели расположены:

  1. светодиод "СЕТЬ", сигнализирующий о включении устройства в сеть;
  2. амперметр - для контроля тока заряда;
  3. ручка для установки тока заряда;
  4. кнопка "РЕЖИМ" включающая устройство зарядное в автоматический или ручной режим заряда;
  5. кнопка "КОНТРОЛЬ";
  6. светодиод "ЗАРЯД".

В верхней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами "+" и "-", для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.

В нише задней стенки устройства зарядного находятся предохранители.

Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного "Электроника".

Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного "Электроника" (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате, конденсаторы С1 и С2 могут не устанавливаться). ВНИМАНИЕ! Схема содержит некоторые ошибки, об этом читайте в комментариях!

Рис. 3. Монтажная плата устройства зарядного "Электроника".

Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического "Электроника".

Табл. 1. Перечень элементов к принципиальной схеме прибора "УЗС-П-12-6,3".

Позиционное обозначение Наименование элемента и тип Кол-во Примечания
R1, R2, R7, R8, R12, R23 Резисторы МЛТ-0,25 - 1,0 кОм ± 10 % 6
R3 МЛТ-0,25 - 500 Ом ± 10 % 1
R4 МЛТ-1 - 160 Ом + 10 % 1
R5 МЛТ-0,25 - 200 Ом + 10 % 1
R6 МЛТ-1 - 300 Ом ± 10 % 1
R9 МЛТ-0,25 - 20 кОм ± 10 % 1
R10 МЛТ-0,25 - 75 кОм ± 10 % 1
R11 МЛТ-1 - 1,0 кОм ± 10 % 1
R13 МЛТ-0,25 - 3,0 кОм ± 10 % 1
R14 МЛТ-0,25 - 1,2 кОм ± 10 % 1
R15, R19 СПЗ-38 - 3,3 кОм 2
R16 ППЗ-40 - 4,7 кОм 1
R17, R24 МЛТ-0,25 - 10 кОм ± 10 % 2
R18 МЛТ-0,25 - 18 кОм ± 10 % 1
R20, R22 МЛТ-0,25 - 3,6 кОм ± 10 % 2
R21 МЛТ-0,25 - 9,1 кОм + 10 % 1
R25 МЛТ-0,25 - 300 Ом + 10 % 1
R26 МЛТ-0,25 - 51 кОм ± 10 % 1
шунт - 75 mV 1
СЗ,С10,С11 Диоды К73-17-63В - 0,1 мкФ 3
С4 К50-35-16В - 220 мкФ 1
С5 К50-35-16В - 100 мкФ 1
С6, С7 К50-35-25В - 220 мкФ 2
С8, С9 МБМ-160В - 0, 1 мкФ 2
VD1 - VD4, VD7 - VD9, VD11 - VD15 Диоды КД410А 12
VD10 КС 147 А 1
VD16 Д816А 1
VS1, VS2 КУ202Г 2
VD5 Индикаторы АЛ307БМ 2
VD6 АЛ307ГМ 1
SA1 Кнопки П2К (с фиксацией) 1
SB2 П2К (без фиксации) 1

Ниже приведена принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.

Рис. 5. Принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.

Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

  • PCBWay - всего $5 за 10 печатных плат, первый заказ для новых клиентов БЕСПЛАТЕН
  • Сборка печатных плат от $88 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет
  • Онлайн просмотрщик Gerber-файлов от PCBWay !

Комментарии (25):

#1 Виктор Сентябрь 04 2016

кто нибудь собирал? а то у меня не запустилось. Даже диод сеть не горит. Ток не регулируется сразу 8А выдает.

#2 Виктор Сентябрь 08 2016

эта схема не роботоспособна. она с ошибками не собирайте ее и не тратьте свое время.

#3 root Сентябрь 08 2016

Из сути ваших комментариев выплывает что схема с ошибками и не работоспособна (на ошибки вы не указали) потому что вы ее собрали и она не заработала сразу?
А вы пробовали разобраться в ее работе, сверить монтаж и печатную плату, проверить на исправность транзисторы, сверить номиналы резисторов и прозвонить диоды, проверить на исправность главные шлюзы данного устройства - тиристоры?
В статье приведена принципиальная схема зарядного устройства, которое выпускалось серийно.


Не исключено что в схеме могут быть неточности, такое не редко можно встретить, но то что собранное устройство не запустилось сразу - это еще не признак наличия ошибок в схеме.

#4 Виктор Сентябрь 12 2016

много принципиальных ошибок.есть более правильная схема на ней все учтено. Я ее собрал а сейчас пытаюсь запустить как оказалось по другой схеме похожей на эту.

#5 Виктор Сентябрь 12 2016

как оказалось R3 неправильно включен как и светодиод VD6. VT9,VT10 перепутаны коллектор эмиттер. Емкость конденсаторов электролитических указаны неверно надо делить на 10. точка подключения минуса от тиристоров должна ити к R6,R23,R24/

#6 Виктор Сентябрь 12 2016

R5 =20kOm иначе светодиод сгорит.

#7 Виктор Сентябрь 12 2016

стабилитрон Д816А до 24В стабилизирует а конденсатор параллельно ему на 16В стоит.

#8 Виктор Сентябрь 13 2016

После устранения всех замечаний по схеме и последствий небольшого КЗ схема запустилась и работает согласно описанию из паспорта данного прибора.

#9 АЛЕКСАНДР Сентябрь 14 2016

Помогите сузить район поиска неисправности. на холодную при включении в обоих режимах заряд начинался частой пульсацией. Через некоторое время все становилось нормально. но сегодня вообще перестал заряжать ни в каком режиме. Спасибо.

#10 root Сентябрь 14 2016

Александр, попробуйте заменить все электролитические конденсаторы в зарядном устройстве.

#11 sashasbs Октябрь 30 2016

Периодически сгорает один предохранитель на 6,3а (заряжал на 4 а) сейчас снизил до 3а пока предохранитель поставил на 5а схема работает и ещё бывает иногда не выключается зарядка в автоматическом режиме. Может кто знает в чём причина и куда копать????

#12 Ярослав Ноябрь 16 2016

Подскажите, при зарядке аккумулятора, вольтметр показывает напряжение 16,2 Вольта. Это ведь не совсем нормально. Можно как то изменить этот параметр?

#13 root Ноябрь 16 2016

Чем больше ток заряда, тем выше будет значение напряжения на клеммах аккумулятора с подключенным зарядным устройством. Так что можете не пугаться значения 16В, следите за током заряда и разберитесь с тем какое его значение лучше для вашего аккумулятора, а также узнайте рекомендуемое время заряда в таких условиях.

#14 Алексей Ноябрь 25 2016

Сделал как писал выше Виктор, а именно: по рисунку 3 поменял местами проводаЮ которые заходят в точки 4 и 9 и все заработало. Зарядник ко мне пришел с оторваной платой, поэтому после сборки не работало как надо. R5 не менял.

#15 Юрий Декабрь 17 2016

Подскажите можно ли этим зарядным устройством подзаряжать необслуживаемую аккумуляторную батарею. Для необслуживаемой аккумуляторной батареи главным параметром является не ток заряда а напряжение, и оно должно быть не более 14,4В. У меня имеется необслуживаемый аккумулятор на 45 а/ч. и данное зарядное устройство. Я выставлял ток заряда 1,5А. Напряжение при этом было уже 15В. Если выставить ток заряда 2А то напряжение становиться около 16В, что для необслуживаемого аккумулятора недопустимо.

#16 Дима Декабрь 24 2016

поставьте то 1А и пусть себе заряжается, будет подольше но без перенапряжения

#17 Юрий Январь 15 2017

Помогите настроить данную зарядку. Что и как выставляется подстроечными резисторами? Может у кого есть карата напряжений?

#18 Александр Февраль 23 2017

После ремонта перестал производить зарядку. Сеть включается (что и ремонтировалось) , а заряда нет. Я где-то читал, что что-то регулируется подстроечным резистором r15 (по схеме). Так вот вопрос: если все включить и подключить Акб и попробовать это R15 покрутить НИ ЧЕГО НЕ ВЗОРВЁТСЯ? Опыт в электронике у меня- в 7 - 10 классе собрал несколько транзисторных приемничков:)

#19 root Февраль 23 2017

Если не знаете для чего нужен тот или иной компонент в схеме то лучше ничего не крутить, за исключением тех которые вынесены на переднюю панель устройства.
На схеме по линии питания 220В установлен предохранитель (2А) - посмотрите чтобы он присутствовал, а то может быть вместо него стоит перемычка или кусок намотанной проволоки. Также можете в разрыв цепи перед аккумулятором включить предохранитель на 5А, ручку "ток заряда" установить в крайнее положение (минимальный ток) и потом приступить к проверке работоспособности устройства.

#20 Александр Июнь 16 2017

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Проблема в том что устррйство перестало работать в автоматическом режиме. Как это исправить?

#21 Алексей Сентябрь 29 2017

Джва года такой валялся, решил сегодня взяться. Нашёл пробитый стабилитрон VD10 на 4,7 вольт. После его замены крутил подстроечник R19, чтобы в автоматическом режиме импульсы зарядки прекращались по достижении 15 вольт.

Вместо аккумулятора подключал имитатор, состоящий из регулируемого блока питания и мощного малоомного резистора.

#22 sashasbs Октябрь 27 2017

и ещё бывает иногда не выключается зарядка в автоматическом режиме. Отвечаю сам себе --- Заменил электролитический конденсатор C5 (по схеме рисунок 5 статьи) который у меня стоял 50 мкф х 50 вольт; поставил 100мкф х 50вольт и автоматический режим заработал.

#23 wenya Декабрь 19 2017

Можно ли использовать тиристоры ку202н, вместо схемных ку202г?

#24 miolk Апрель 02 2018

можно, КУ202Н на более высокое напряжение рассчитаны, а по току такие же.

#25 Оксана Август 22 2019

Привет. А как поставить в автоматический режим? Нажать на кнопку? Или наоборот?

Устройство зapядное УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 "Рассвет-2" предназначено для заряда и подзаряда aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей и мотоциклов.

Зapядное устройство Рассвет-2 производит заряд стабилизированным током в любом из двух режимов:

В ручном - заряд 6 В и 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй.
В автоматическом - заряд и подзаряд 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй.

Устройство зapядное "Рассвет-2" имеет электронную защиту от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам бaтapeи.

Кроме того "Рассвет-2" позволяет определить степень заряженности aккумулятopной бaтapeи, исправность АKБ, полярность клемм бaтapeи при отсутствии на них маркировки.

Зapядное устройство УЗ-12-6 УХЛ3.1 "Рассвет-2М" предназначено для заряда и подзаряда исправных кислотных aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей с номинальным напряжением 12В и 40-75 А*ч.

Устройство обеспечивает заряд aккумулятopных бaтapeй в режиме, близком к режиму "постоянного напряжения",что обеспечивает их сохранность и долговечность. Зapядное устройство "Рассвет-2М" имеет защиту электрических цепей от короткого замыкания.

ОПИСАНИЕ ЗУ РАССВЕТ-2

Зарядное устройство Рассвет-2 для автоаккумуляторов изготовлено в виде отдельного блока, закрытого корпусом от попадания непогоды и влаги. На основании корпуса крепятся силовой трансформатор, мощные управляющие тиристоры на радиаторах, плата стабилизации тока заряда и управления тиристорами, клеммы для подсоединения заряжаемого АКБ и выключатель питания. В качестве мощных регулирующих элементов применены тиристоры работающие в ключевом режиме.

Технические характеристики зapядных устройств "РАССВЕТ-2" и "РАССВЕТ-2М"

РАССВЕТ-2

РАССВЕТ-2М

Номинальное напряжение питания, В
Частота, Гц
Номинальное напряжение заряжаемых АKБ, В

Зapядный ток в режиме "4А max", А
- максимальный
- минимальный

Зapядный ток в режиме "6А max", А
- максимальный
- минимальный

Номинальное значение тока, А
Регулировка величины тока плавная, в диапазоне, А
Рабочий диапазон температур
Габаритные размеры, мм
Масса, кг
Расход электроэнергии, кВт.ч, не более
.

ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗУ РАССВЕТ-2

5.1.3. Под крышкой 12 установлен предохранитель. Крышка 12 крепится к корпусу 1 винтом. Для обеспечения доступа к предохранителю при его замене необходимо снять крышку 12.

Примечание. Ввиду непрерывного совершенствования конструкции УЗ возможны несущественные отличим в изделии от описанного выше.

5.2. Проверка работоспособности:

5.2.1 Для проверки работоспособности УЗ необходимо:
1) установить ручку 5 в крайнее левое положение;
2) нажать кнопку 3-ручной режим работы.
3) подключить шнур питания 9 к сети, при этом должен светиться индикатор сети 6;
4) подсоединить к зажимам И автомобильную 12 В лампу мощностью 21 Вт (21 кд);
5) нажать кнопку "Контроль" 4 и, не отпуская ее, повернуть ручку 5 по часовой стрелке, при этом лампа и индикатор тока 7 должны светиться. При отжатой кнопке 3 - автоматический режим работы - свечение лампы будет пульсирующим.

6. ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК РАБОТЫ

6.1. После хранения УЗ на холоде или после перевозки в зимних условиях перед включением в сеть выдержите его при температуре воздуха помещения в течение 4 часов.

6.2. Кнопку 3 установить в положение требуемого режима работы "Авт" (автоматический) или "Руч" (ручной). Зажимы 11 подсоединить к клеммам аккумуляторной батареи согласно маркировке. Шнур питания 9 подключить к сети.

6.3. Заряд 12В и 6В аккумуляторных батарей в ручном режиме:

6.3.1. Ручкой 5 установить требуемый зарядный ток, величина которого должна соответствовать указанной в инструкции на аккумуляторную батарею. При наличии тока должен светиться индикатор 7. Величина напряжения устанавливается автоматически и по мере заряда батареи будет возрастать при неизменной силе тока.

Примечания:
I. Величина напряжения исправных свинцово-кислотных аккумуляторных 6В батарей повышается в конце их заряда до 8.1В, 12В - до 16.2 В
2. Признаком окончания заряда батареи является обильное газовыделение, постоянство напряжения и плотности электролита во всех аккумляторах а течение двух часов.
3. Разность плотностей электролита полностью заряженной батареи в каждом аккумуляторе не должна превышать 0,01г/см 3 . Если разность превышает указанную величину, то плотность электролита необходимо откорректировать.

Примерные нормы корректировки плотности электролита, г/см 3

Требуемая плотность электролита в АКБ г/см 3 Реальная плотность электролита, г/см 3
1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34
1,24 254 220 201 181 158 133 105 74 40 0 24 47 68 87 105 112 138 153 167 181
1,26 290 275 159 241 222 200 176 149 119 84 45 0 23 44 63 82 99 115 130 145
1,28 342 330 316 301 285 266 246 223 198 169 136 97 53 0 21 41 59 77 93 108
1,30 396 385 374 362 348 333 316 242 277 253 226 194 158 115 63 0 20 38 56 72

Слева от жирной черты: после удаления указанного объема электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см 3 .

Справа от жирной черты: после удаления указанного объема электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды.

6.3.2. После окончания заряда батареи шнур питания 9 отсоединить от сети, а кабели нагрузки - от аккумуляторной батареи.

6.4. Заряд и подзаряд 12 В аккумулятроной батареи в автоматическом режиме:

6.4.1. Установить ручку 5 согласно указаниям предыдущего раздела.
6.4.2. В автоматическом режиме зарядный ток подается на аккумуляторную батарею циклически. Длительность цикла тока составляет 5..35 с. Во время протекания тока светится индикатор 7. Между циклами тока следует бестоковая пауза, при которой индикатор 7 не светится. По мере заряда аккумуляторной батареи пауза увеличивается от 0,5...1с, при разряженной до 50% батарее - до 0,5...2 мин, и 6олее в конце ее заряда (зараженность батареи 95...100%).
6.4.3. Если после заряда в течение 0.5...2 ч (в зависимости степени заряженности батареи) пауза не увеличивается, то это является признаком неисправности аккумуляторной батареи

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЗУ РАССВЕТ-2

УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНО-ВЫПРЯМИТЕЛЬНОЕ БЫТОВОЕ ТИПА УЗС-П-12-6,3

УХЛ 3.1

Руководство по эксплуатации.

Введение

ВНИМАНИЕ!

Прежде чем начать работу с устройством зарядным, внимательно изучите настоящее руководство.

При зарядке или подзарядке устройство зарядное следует размещать в специально оборудованном месте или отсеке, исключающем контакт с взрывоопасными газами, а аккумуляторная батарея должна размещаться в хорошо вентилируемой зоне.

Чтобы прекратить зарядку, нужно вначале отсоединить устройство зарядное от питающей сети, затем проводник, ведущий к аккумулятору.

Невозможно перезарядить неперезарежаемые батареи.

Ремонт и техническое обслуживание устройства зарядного должны производиться только в специализированных организациях, имеющих сертификат на ремонт и техническое обслуживание бытовой и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов.

Сохранять руководство по эксплуатации до конца эксплуатации устройства зарядного.

1.Общие указания

1.1. Устройства зарядно-выпрямительные УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1. «Электроника», «Электроника-М», «Электроника-И» (в дальнейшем-устройство зарядное) с плавным регулированием стабилизированного тока зарядки предназначены для зарядки и подзарядки стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей типа 6 СТ и 3 СТ емкостью до 60 Ач в автоматическом и ручном режимах.

Разрешается заряжать батареи емкостью более 60 Ач, но при этом ток зарядки не должен превышать 6,3 А.

1.2. 12-вольтовая батарея может заряжаться как автоматическом, так и в ручном режимах, а 6-вольтовая батарея заряжается только в ручном режиме. Последовательно соединенные две 6-вольтовые батареи заряжаются как одна 12-вольтовая батарея.

Одновременно может заряжаться только одна 12-вольтовая батарея.

1.3. Устройство зарядное позволяет определить полярность аккумуляторных батарей при отсутствии на них маркировки.

1.4. Устройство зарядное имеет электронную защиту от короткого замыкания со стороны нагрузки и ошибки полярности при подключении их к аккумуляторной батарее.

1.5. При покупке устройства зарядного требуйте проверки его работоспособности.

Проверьте комплектность устройства зарядного. Убедитесь в том, что поставлена дата продажи, подпись продавца и штамп магазина.

1.6. После хранения или перевозки устройства зарядного перед включением в сеть дайте ему прогреться до температуры окружающей среды эксплуатации в течение, не менее, 2-х часов.

2.Технические характеристики

2.1. Питание устройства зарядного осуществляется от сети переменного тока напряжением (220±22) В частотой 50 и 60 Гц.

2.2. Ток зарядки……………………………………………………………………….6,3 А.

2.3. Номинальное напряжение заряжаемой батареи………………………………...12 В.

2.4. Диапазон регулирования стабилизированного тока зарядки……….от 0,2 до 6,3 А.

2.5. Условия эксплуатации устройства:

а) температура окружающего воздуха………………………………..от 10˚С до 40˚С.

б) относительная влажность воздуха до 98% при температуре 25˚С.

2.6. Габаритные размеры, мм, не более……………………………………...255×230×100.

2.7. Масса устройства без упаковки, кг, не более………………………………………3,6.

2.8. Сведения о содержании драгоценных материалов:

Золото………………………………………………………………………..0,0172491 г.

Серебро……………………………………………………………………… 0,021162 г.

Схема:


3.Комплектность

В комплект поставки входят:

1) устройство зарядное………………………………………………………………..1 шт.

2) тара потребительская……………………………………………………………....1 шт.

3) руководство по эксплуатации……………………………………………………..1 шт.

4.Устройство

4.1 .Органы управления и индикации устройства зарядного выведены на лицевую панель:

Вустройстве зарядном «Электроника» стрелочный индикатор предназначен для индикации величины тока зарядки.

В устройстве зарядном «Электроника–И» величина тока зарядки определяется по маркировке, нанесенной около загорающего (включившегося) светодиодного индикатора;

В устройстве зарядном «Электроника-М» величина тока зарядки определяется по нанесенной на панели маркировке;

Регулятор предназначен для регулирования величины тока зарядки.

Индикаторы предназначены для определения режима работы устройства зарядного.

Кнопка КОНТРОЛЬ предназначена для контроля работоспособности и запуска устройства зарядного при подключении незаряженной емкостной нагрузки, а также слабозаряженной аккумуляторной батареи.

Элементы схемы размещены в корпусе. Шнур питания и кабели нагрузки размещены в отсеке устройства.

Ручка предназначена для переноса устройства зарядного в не рабочем состоянии.

У зарядного устройства «Электроника–И» шаг индикации значения зарядного тока составляет:

0,5А – у12 разрядного индикатора тока;

1,0А – у 6 разрядного индикатора тока.

5.Указания мер безопасности

5.1. Устройство зарядное соответствует требованиям ГОСТ Р51318.14.1-99 «Совместимость технических средств электромагнитная» и ГОСТ Р МЭК 60335-2-29-98 «Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов».

5.2. Категорически запрещается:

1) безнадзорная эксплуатация устройства зарядного;

2) эксплуатация устройства зарядного при снятом кожухе;

3) при работе устройства зарядного закрывать вентиляционные отверстия в его корпусе;

4) использовать предохранители самодельные и не соответствующих номиналов;

5) попадание на зажимы кабелей нагрузки электролита, во избежание нарушения их покрытия. При обнаружении на зажимах следов окисных отложений необходимо удалить их, протерев зажимы и выводы аккумуляторной батареи раствором питьевой соды или 10%раствором нашатырного спирта, а затем промыть водой и насухо протереть;

6) использовать соединительные провода и шнур питания с поврежденной изоляцией;

7) категорически запрещается использовать устройство зарядное при запуске двигателя автомобиля.

5.3. По окончании эксплуатации устройство зарядное, не подлежащее ремонту, утилизировать обычным способом – сдавать на полигон твердых отходов.

6.Проверка на работоспособность

Перед эксплуатацией устройства зарядного проверьте его на работоспособность. Для этого:

1) установите регулятор до конца влево, переключатель на режим работы РУЧ. Подключите 12-вольтовую автомобильную лампу накаливания мощностью (10-25) Вт к зажимам кабеля нагрузки.

2) подключите шнур питания к сети, при этом должен включиться (загореться) индикатор, нажмите кнопку КОНТРОЛЬ, не отпуская кнопку поверните ручку регулятора в крайнее правое положение, при этом яркость свечения лампы и индикатора должна возрастать;

3) отключите шнур питания от сети,

4) отключите лампу накаливания.

7.Порядок работы

Режим зарядки батарей согласно требованиям «Инструкции по эксплуатации» батарей аккумуляторных . Рекомендуемая номинальная величина тока зарядки А=0,1С, где С – номинальная емкость батареи.

При работе с устройством зарядным соблюдайте требования безопасности согласно разделу «Введение» и разделу 5 данного руководства по эксплуатации.

Устройство зарядное функционирует только с емкостной нагрузкой. Для запуска устройства зарядного, при подключении к устройству слабозаряженной аккумуляторной батареи или незаряженной емкостной нагрузки, необходимо нажимать кнопку КОНТРОЛЬ до включения устройства (до1/3секунд), что определяется включением индикатора.

В устройстве зарядном «Электроника – М» величина зарядного тока определяется по маркировке, нанесенной на панели, а также по яркости свечения индикатора. Отклонение величины тока зарядки от маркированного значения при номинальном значении напряжения питания не более ±0,5А. При зарядке аккумуляторной батареи с наличием сульфатации значение зарядного тока может отличаться от указанного.

7.1. Работа устройства зарядного при зарядке 12-вольтовой и 6-вольтовой аккумуляторных батарей в ручном режиме .

7.1.1. Установите ручку регулятора в левое крайнее положение, переключатель на режим работы РУЧ.

7.1.2. Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

7.1.3. Включите устройство зарядное в сеть: должен включиться (загореться) индикатор, установите регулятором тока необходимую величину тока зарядки, при этом должен включиться (загореться) индикатор, сигнализирующий о протекании зарядного тока. Признаком окончания процесса зарядки является обильное газовыделение, кипение во всех элементах батареи, а также постоянство плотности электролита и напряжения на батарее в течение 2-3 часов.

Следует помнить, что кипение наступает также при нагреве электролита свыше 45˚С. В этом случае нужно дать электролиту остыть до 30˚С и затем продолжить зарядку.

7.2. Порядок работы при зарядке 12-вольтовой аккумуляторной батареи в автоматическом режиме.

7.2.1. Установите ручку регулятора в левое – крайнее положение. Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

7.2.2. Включите устройство зарядное в сеть, при этом должен включиться индикатор.

7.2.3. Установите ручкой регулятора необходимую величину зарядного тока, включается индикатор, переключатель на режим работы АВТ. Стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, индикатор отключается, а стрелка индикатора на нулевой отметке. После бестоковой паузы начинается процесс зарядки аккумуляторной батареи: зарядка-пауза-зарядка-пауза-. Длительность бестоковой паузы зависит от степени заряженности аккумуляторной батареи.

7.2.4. Признаками окончания процесса зарядки являются длительные без токовые паузы, обильное газовыделение, а также постоянство плотности электролита и напряжения на аккумуляторной батарее.

Для окончательной зарядки аккумуляторной батареи рекомендуем в конце процесса зарядки перейти на ручной режим.

ВНИМАНИЕ!

Стабилизация тока зарядки устройства зарядного в режиме«РУЧ.» и в режиме «АВТ.» не осуществляется при зарядке аккумуляторных батарей с наличием сульфатации электродной массы, с прорастанием сепараторов или их разрушением, с короблением электродов, с наличием вредных примесей в электролите. В большинстве случаев при этом происходит самопроизвольное неуправляемое снижение тока зарядки.

7.3. Порядок работы при определнии состояния 12-вольтовой аккумуляторной батареи.

7.3. 1.Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».

7.3.2. Подключите устройство зарядное к сети. Установите ручкой регулятора необходимую величину тока зарядки, переключатель на режим работы АВТ.

7.3.3. Включается индикатор, а стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, отключается индикатор, а стрелка индикатора на нулевой отметке. Проконтролируйте по индикаторам бестоковую паузу. Если бестоковая пауза длится (0,5-1) секунд, аккумуляторную батарею необходимо зарядить. Если бестоковая пауза длится (1-2) минуты, аккумуляторная батарея не требует зарядки.

УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНОЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ УЗА-12

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

1. Необходимые сведения об устройстве УЗА-12

В отличие от ближайших аналогов АЗУ– Н, ЗУ-1 устройство обеспечивает более бережный индивидуальный заряд АКБ, что увеличивает срок ее службы и не требует безотлучного дежурства аккумуляторщиков при зарядке.

Для больших и средних АТП это немалый источник экономии.

Кроме того, минимальное кипение АКБ в процессе заряда и возможность установки устройства на значительном расстоянии от АКБ позволяют повысить безопасность процесса зарядки АКБ.

Устройство также позволяет оценить емкость АКБ с приемлемой точностью, не прибегая к циклам заряд-разряд.

Устройство позволяет производить заряд батарей различных типов с конечным напряжением заряда до 16В и зарядным током до 20А.

Устройство позволяет производить, при необходимости, зарядку отдельных банок батарей с открытыми перемычками, например, после ее ремонта.

2. Первое включение устройства

Включите сетевую вилку устройства в розетку. Включите выключатель «Сеть» расположенный под решеткой вентилятора на передней панели устройства.

Включится цифровой индикатор, светодиод В (Вольты), кратковременно включится вентилятор.

Подключите батарею к выходным клеммам устройства.

Если после подключения начинают мигать красный и зеленый светодиоды «АКБ», то Вы ошибочно подключили батарею в другой полярности . Это не опасно - просто устраните ошибку.

После правильного подключения цифровой индикатор будет показывать напряжение на батарее, и светиться зеленый светодиод АКБ.

Не спешите начинать заряд! Обратите внимание на то что, по напряжению на исправной батарее можно с достаточной точностью оценить ее степень заряженности.

Если вы сделаете это, то сможете после окончания заряда оценить реальную емкость батареи без проведения цикла заряд-разряд.

Примечание 1.

Для того чтобы такая оценка степени заряженности по напряжению была справедливой, необходимо чтобы с момента окончания заряда батареи от зарядного устройства или генератора автомобиля прошло не менее 2-3 часов, а температура батареи должна быть около 25 градусов.

Кроме того надо удостовериться, что в батарее нет короткозамкнутых банок (это можно сделать и после окончания заряда).

Примечание 2 .

Если перемычки между банками закрыты корпусом батареи, то проверить наличие напряжения на банках можно цифровым тестером, например DT-830, погружая наконечники в электролит (но не касаясь пластин!) по центру отверстий и измеряя напряжение.

Для оценки степени заряженности обычной автомобильной батареи воспользуйтесь приведенной ниже таблицей.

Степень заряженности АКБ в %

Напряжение на АКБ - Вольт

Меньше 11,6

Пример: напряжение на батарее до начала заряда составляет 12,1В, что соответствует степени заряженности батареи 50 %. После окончания заряда устройство показывает, что в ходе заряда ей был сообщен заряд 30 ампер-часов. Можно оценить емкость батареи в 60 ампер-часов.

Конечно, при применении специального устройства тестового разряда, например УТР-1, результат будет точным, но на проведение цикла заряд-разряд будет безвозвратно израсходована часть ресурса батареи и несколько десятков часов Вашего времени.

2.Заряд

Пускай Вас не пугает отсутствие привычных переключателей и ручек. Вы сами убедитесь, что работать с кнопками просто и удобно.

Нажмите левую верхнюю кнопку и удерживайте ее нажатой до тех пор пока не мигнет цифровой индикатор (это 1-2 секунды). Должен загореться также светодиод «Режим 1».

Нажмите правую верхнюю кнопку «Установка» (не держите кнопку долго, просто нажмите и отпустите).

В правом нижнем углу индикатора появится мигающая точка - это приглашение установить требуемый зарядный ток.

Чтобы установить требуемое значение зарядного тока нажмите верхнюю левую кнопку и удерживая ее посмотрите, как с шагом в 1 Ампер увеличивается установка зарядного тока. Нажмите и удерживайте нижнюю кнопку – установленный ток будет уменьшаться.

Нажмите однократно эти кнопки и убедитесь, что при каждом нажатии установленный ток увеличивается или уменьшается на 1 Ампер.

Установите требуемую величину зарядного тока. Через несколько секунд зарядный ток начнет плавно возрастать. Вы увидите это по показаниям цифрового индикатора. Процесс заряда начался.

В процессе заряда устройство последовательно работает в трех режимах.

Режим заряда 1.

В режиме 1 происходит зарядка батареи стабилизированным током установленной Вами величины. Это основной режим в течении которого батарее сообщается от 80% до 90% ее заряда. В ходе заряда напряжение на батарее будет возрастать и когда оно достигнет установленной величины (заводская установка –14,7 В) процесс заряда временно прекратится, до тех пор, пока, пока напряжение на АКБ не упадет ниже установленного значения (заводская установка –13,3). Этот цикл повториться три раза, после чего устройство перейдет в режим 2.

Режим заряда 2.

В режиме 2 устройство продолжает заряд циклами до установленного напряжения (заводская установка –14,7 В), но ток заряда в каждом цикле снижается. После четырех циклов режим 2 завершается, и устройство переходит в режим 3.

Режим заряда 3.

В режиме 3 производится заряд батареи при постоянном напряжении (заводская установка-14,4 В). В ходе заряда ток заряда будет падать и когда он упадет ниже заданной величины (заводская установка – 2 Ампера) заряд автоматически прекращается, цифровой индикатор показывает заряд, сообщенный батарее в ампер-часах, и включается мигающий светодиод «Готов». Заряд закончен и Вы, в основном, освоили работу с устройством.

3. Работа с устройством (для опытных пользователей).

Многообразие выпускаемых различными производителями АКБ,

их состояние и, особенности конкретного типа батарей настолько разнообразны, что дать однозначные рекомендации по их заряду невозможно. Поэтому в данном устройстве для пользователя открыты все параметры, определяющие процесс зарядки, и он может использовать эту возможность для творческого применения своего неповторимого опыта. В дальнейшем, после завершения отработки программы, предполагается закрыть доступ к ряду параметров.

Не бойтесь заблудиться в параметрах – Вы всегда можете вернуться к первоначальным (заводским) установкам.

Чтобы вернуться к заводским установкам выключите сетевой выключатель устройства, отключите АКБ. Нажмите все три кнопки и, удерживая их, включите устройство сетевым выключателем. Через 2-4 секунды отпустите кнопки. Вы вернулись к заводским установкам.

Программирование параметров процесса заряда.

Для того чтобы получить доступ к параметрам необходимо нажать и удерживать правую верхнюю кнопку до появления на индикаторе букв LSE. Вы вошли в меню. Нажимая левые кнопки, вы можете «перелистать» меню для выбора нужного вам параметра. Далее для установки нужной величины параметра, удерживая правую кнопку измените значение параметра левыми кнопками.

Назначение параметров.

HSE и LSE - максимальный и минимальный ток заряда.

Параметр полезен если на данном устройстве производится заряд определенных типов АКБ (например для 60 А*час можно ограничиться токами от 5 до 6 А).

Сnt - число циклов до заряда от 1 до 7 (смотри описание режимов 1 и 2).

При установке Сnt в 0 может производиться заряд АКБ в режиме,

предусмотренном ГОСТ 959-91 для испытаний АКБ на емкость. При этом производится заряд АКБ установленным током до конечного напряжения и затем тем же током еще 5 часов. После достижения конечного напряжения в течение 5 часов контроль напряжения не производится и АКБ начинает кипеть. Этот режим может быть полезен для борьбы со слабой сульфитацией и для выравнивания степени заряженности отдельных банок АКБ.

Примечание: Выравнивание – модное название для перезаряда.

uoF - напряжение на батарее, при котором заряд прекращается- Вольты.

Заводская установка-14,7В пригодна для обычных автомобильных АКБ. Рекомендации по зарядке других типов АКБ:

свинцово-кислотных АКБ с глубоким циклом – от 14,6 до 15В;

гелиевых батарей от 14,1 до 14,4 В;

свинцово-кальциевых АКБ - 14,3 В;

никель-кадмиевых АКБ - 16 В;

никель-железных АКБ – 16 В.

Заводская установка-14,4 В пригодна для обычных автомобильных АКБ (можно уменьшить напряжение до 13,9 В). Рекомендации по зарядке других типов АКБ:

свинцово-кислотных АКБ с глубоким циклом – от 13,3 до 13,4В;

гелиевых батарей от 13,5 до 13,7 В;

свинцово-кальциевых АКБ - 13,2 В;

никель-кадмиевых АКБ - 14 В;

никель-железных АКБ – 14,5 В.

uon - напряжение на АКБ, при котором заряд возобновляется (смотри описание режимов 1 и 2). Для автомобильных АКБ 13,3.

Det- минимальная выдержка между циклами до заряда в минутах.

Сit - период включения повторного заряда в днях. Параметр используется при программировании устройства в режиме хранения АКБ.

LaH - установка предельного заряда подаваемого на АКБ в ампер-часах.

Заводская установка-210 А*час.

Если Вы на данном посту заряжаете АКБ определенного типа установите параметр в соответствии с емкостью АКБ.

SaH - отключение устройство после подачи на АКБ предельного заряда.

y-разрешено;

n-запрещено.

Заводская установка-y.

Sho - выбор типа индикации в процессе заряда:

u- напряжение на АКБ;

I- ток заряда;

uI - универсальный режим: ток во время заряда, напряжение во время

паузы, ампер-часы после окончания заряда.

CH-суммарный заряд в ампер-часах;

tc - температура устройства.

РdL - отключение цифрового индикатора при паузе в работе с устройством более 2 минут.

y-разрешено;

n-запрещено.

Заводская установка-n.

Cpo-автоматический пуск устройства.

y-разрешен;

n-запрещен.

Заводская установка-n.

Параметр используется для включения устройства на заряд сразу после включения выключателя «Сеть» и в режиме хранения АКБ.

Остальные параметры являются технологическими, и мы не рекомендуем изменять их значения.

Программирование режима хранения АКБ.

В режиме хранения АКБ необходимо разрешить автоматическое включение устройства установив CPO в « y», установить PdL в «y» (рекомендуем), задать интервал подзаряда в сутках параметром Сit.

После этого включить устройство в режим заряда АКБ как обычно.

После окончания заряда начнется отсчет времени до следующего подзаряда.

Дополнительные возможности устройства.

Десульфатация. (Только для опытных пользователей.)

При эксплуатации АКБ в ходе разряда на пластинах образуется сульфат свинца - это нормальный цикл работы АКБ, называемый двойной сульфатацией.

При заряде сульфат разлагается и повышается плотность электролита.

Если разряженная АКБ хранилась в течение нескольких месяцев то кристаллы сульфата становятся настолько крупными, что покрывают пластины сплошной коркой, через которую не может проникать электролит и АКБ полностью теряет работоспособность.

При попытке зарядить такую АКБ устройство очень быстро сообщает об окончании заряда. При этом полученный батареей заряд очень мал.

Если при эксплуатации АКБ уровень электролита не поддерживался, то по мере падения его уровня выступающая над электролитом часть пластин также сульфатируеся и АКБ частично теряет работоспособность. Известны различные способы борьбы с сульфатацией:

длительный заряд малыми токами;

слив электролита, заливка дистиллированной воды и заряд;

заряд реверсивными токами.

Данное устройство позволяет произвести заряд реверсивным током при условии подключения внешней нагрузки параллельно клеммам АКБ. В качестве внешней нагрузки может быть использована 12В лампочка с током 1-3А или реостат. При этом АКБ будет заряжаться от устройства импульсами тока с частотой 100 Герц, а в паузах АКБ будет разряжаться через лампочку.

Заключение.

Мы будем благодарны нашим коллегам , практически занимающимся зарядом АКБ, если Они поделятся с нами своим опытом работы с устройством и предложениями по его совершенствованию и модернизации.

Наш адрес: корп.11

Е-mail: *****@***ru