Типовая учетная политика казенного учреждения. Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям Положение об учетной политике на год

Казенные учреждения - одна из форм некоммерческих организаций. Как и коммерческие компании, эти учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, ведение которого невозможно организовать без наличия такого нормативного документа, как учетная политика казенного учреждения. О ней мы и поговорим сегодня в настоящем материале.

Итак, кратко рассмотрев правовые особенности деятельности казенных учреждений, можно сделать вывод, что именно с учетом специфики деятельности казенного учреждения следует формировать учетную политику последнего.
Учитывая, что деятельность казенного учреждения ведется в рамках бюджетной сметы, кто-то может возразить, что такому учреждению учетная политика не нужна, поскольку ее основные элементы устанавливаются на уровне распорядителя бюджетных средств. Однако такое мнение идет вразрез с требованиями бухгалтерского законодательства.
Основным нормативным документом в области бухгалтерского учета является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), и сфера его применения распространяется в том числе на некоммерческие организации. Более того, он обязателен к применению и организациями государственного сектора, в число которых входят государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

С 01.01.2018 вступают в силу новые стандарты учета. Вносим изменения в учетную политику предприятия бюджетной сферы по списку приказов Минфина от 31.12.2016:

  1. № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
  2. № 257н «Основные средства».
  3. № 258н «Аренда».
  4. № 259н «Обесценивание активов».
  5. № 260н «Представление бухгалтерской финансовой отчетности».

Важные изменения коснулись учета основных фондов в учреждении. Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Например, чтобы не учитывать на балансе отдельно шкаф, стол и офисное кресло, можно оприходовать группу ОС, как «Комплект офисной мебели» с подробным описанием в инвентарной карточке. Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства.

В части методов начисления амортизации в 2019 году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце 2019 года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.

Для НКО: ПБУ, учетная политика организации 2019 года

Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» были утверждены приказом Минфина № 69н от 28.04.2017. Нововведения вступили в силу с 06.08.2017. Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:

  1. Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц. Исключение: филиалы и дочерние компании.
  2. Если положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ведет к искажению бухгалтерской информации, то допустимо отступление от установленных норм, но это придется обосновать в УП.
  3. Если утвержденные нововведения можно применять с нового отчетного периода либо осуществить добровольный переход ранее, то при добровольном переходе необходимо отразить данное условие в бухотчетности.
  4. При формировании отчетности по МСФО организация должна применять федеральные стандарты. Если способ ведения бухучета, установленный ФС, противоречит МСФО, то организация вправе не применять данный способ, но следует обосновать это в УП.

Для бюджетников: инструкция № 157н изменена

В следующем году использовать «старый» рабочий план счетов учреждения не получится. Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов, а также дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в 2019 году в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию».

Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов. Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки.

Новое в налоговом законодательстве

Изменения Налогового кодекса (25 глава) в 2019 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета. Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    1. Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
    2. Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить данную льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г. (п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст. 381.1 НК РФ).

Учетная политика – 2018: основные изменения и корректировки

Пунктом 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора вступают в силу 1 января 2018 года. Среди них и Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора предусмотрено, что федеральный стандарт, регулирующий составления учетной политики, должен был быть принят в апреле 2017 года. Сейчас уже ноябрь, а данный стандарт пока размещен на сайте Минфина в форме проекта. Предполагаемая дата (срок) вступления его в силу – 1 января 2018 года. Время перевести проект в статус нормативного акта еще есть. Надеемся, что законодатель успеет сделать это к обозначенному сроку.

В рамках данной консультации рассмотрим особенности формирования учетной политики на 2018 год с учетом проекта стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» и положений утвержденных федеральных стандартов, вступающих в силу 1 января 2018 года.

Правовое обоснование внесения изменений в учетную политику

Пунктом 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Аналогичные случаи внесения изменений (с добавлением отдельных уточнений) установлены п. 8 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В частности, из этого пункта следует, что основаниями для внесения изменений в учетную политику являются:

    разработка или выбор субъектом учета способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию ;

    существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций .

Поскольку со следующего года начинают применяться федеральные стандарты, регулирующие вопросы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, а сами федеральные стандарты содержат положения, отличающиеся от положений ныне действующих нормативных актов в области бухгалтерского учета, вне зависимости от того, утвердят ли к 1 января 2018 года Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетную политику на 2018 год все же необходимо будет скорректировать.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, только при согласовании с органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), изменения в учетную политику могут быть внесены в течение года (п. 10 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Интерес представляет п. 11 стандарта, которым установлены действия учреждения, не считающиеся изменением учетной политики. Приведем информацию из этого пункта в виде схемы.

Пример.

Федеральным стандартом «Основные средства» установлены случаи определения первоначальной стоимости объекта основных средств исходя из справедливой стоимости. Методы определения первоначальной стоимости объекта ОС установлены Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Учетн ой политикой учреждения предусмотрено, что при получении объекта основных средств безвозмездно его справедливая стоимость определяется:

методом рыночных цен, если объект ранее не находился в эксплуатации (при этом в учетной политике установлено, что используется максимальная из предложенных цена на аналогичный объект);

– методом амортизированной стоимости замещения, если передаваемый объект ранее находился в эксплуатации.

В течение финансового года было принято решение об определении стоимости получаемых безвозмездно объектов основных средств, ранее не находившихся в эксплуатации, исходя из средней стоимости, сложившейся на рынке. Для определения средней стоимости необходимо использовать информацию не менее чем с пяти разных страниц, отражающих о цене на запрашиваемый объект. Новые правила определения справедливой стоимости объекта ОС были зафиксированы в учетной политике учреждения. Согласно п. 11 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» смена метода определения справедливой стоимости объекта не является изменением учетной политики.

Применение новых положений учетной политики

Вступление в силу в течение финансового года нормативно-правового акта, положения которого следует применять начиная с 1 января текущего года, – достаточно частое явление. Иногда такие нормативно-правовые акты требуют внесения изменений в учетную политику. В связи с этим в Федеральном стандарте «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» выделяются:

    перспективное применение измененной учетной политики;

    ретроспективное применение измененной учетной политики.

Таким образом, внесение в учетную политику в течение года изменений, которые требуют корректировки показателей бюджетного учета за предшествующий период, является ретроспективным изменением учетной политики.

Для справки.

Оценочное значение – рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся:

а) сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

б) величины оценочных резервов;

в) величины амортизационных отчислений;

г) величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета;

д) иные аналогичные показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, исходя из положений Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», должны оцениваться в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Читайте также

  • Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»
  • Применение Федерального стандарта «Основные средства» с 2018 года
  • Новое в бухгалтерском учете и отчетности учреждений с 2017 года
  • Изменения в бухгалтерском учете учреждений с 2017 года
  • Учетная политика – 2016: изменения, дополнения, корректировки

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Если соответствующий нормативный правовой акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики либо такое изменение вызвано другими обстоятельствами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, последствия данного изменения отражаются путем применения измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни так, как если бы учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни (ретроспективное применение измененной учетной политики).

При этом подлежат корректировке входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (предшествующих годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года под заголовком «Пересчитано».

Здесь же отметим, что если изменение учетной политики обу­словлено применением вновь принятого нормативного правового акта или измененного нормативного правового акта, то раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом (п. 18 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Положения, которые следует отразить в учетной политике на 2018 год

Учетная политика формируется исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций с учетом законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также согласно учетной политике органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 4 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, другими нормативными правовыми актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, не установлены правила его отражения в учете, субъект учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Учетная политика включает в себя следующие разделы.

Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Инструкция № 157н

Порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядок отражения в учете событий после отчетной даты

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий счета бухгалтерского учета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий счета бухгалтерского учета, применяемые для ведения синтетического и аналитического учета

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

Формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета. Утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные законодательством РФ

Правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете

Технология обработки учетной информации

Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля

Иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

Иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета

Корректируя учетную политику на 2018 год, нужно внести изменения в следующие разделы.

Рабочий план счетов.

Поправки в этот раздел учетной политики вносятся с учетом новых положений Инструкции № 157н. Сейчас на государственной регистрации находится Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Изменения, которые вносятся данным приказом в Единый план счетов, неактуальны для казенных учреждений, входящих в систему силовых министерств и ведомств. В то же время вступающие в силу 1 января 2018 года федеральные стандарты предполагают корректировку Единого плана счетов и дополнение его новыми счетами, например:

– Федеральным стандартом «Основные средства» предусмотрено выделение новой группы основных средств – «Инвестиционная недвижимость», в которую будут включаться объекты недвижимости (ее часть), полученные по (имущественного найма) и предназначенные для последующей передачи в субаренду (поднаем) либо безвозмездное пользование. Полагаем, что учет объектов этой группы будет вестись на отдельном балансовом счете. Сейчас имущество, полученное учреждением по договорам безвозмездного или возмездного пользования (кроме лизинга), подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»;

– Федеральным стандартом «Аренда», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н, установлено отражение поступившего по договору операционной аренды имущества в составе нефинансовых активов (то есть на балансовых счетах) как самостоятельного объекта бухгалтерского учета – права пользования активом (сейчас учет арендованного имущества ведется на забалансовом счете 01).

Полагаем, позже Минфином будет разработан еще один приказ, который будет учитывать данные изменения и положения которого нужно будет отразить в рабочем плане счетов.

До внесения изменений в Инструкцию № 157н учреждение вправе скорректировать данный раздел учетной политики:

    добавив новые счета бюджетного учета, которые будут использоваться в работе (ввести аналитику к используемым счетам бюджетного учета);

    исключив не используемые в деятельности учреждения счета.

Методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В данном разделе учетной политики на 2018 год рекомендуем прописать:

1) порядок оценки справедливой стоимости актива. Пунктами 55, 56 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организацийгосударственногосектора» установлено, что при определении справедливой стоимости актива нужно использовать метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения. В учетной политике следует отразить порядок применения данных методов;

2) используемый метод начисления амортизации. Напомним, что Федеральным стандартом «Основные средства» вводятся несколько методов суммы амортизационных отчислений: линейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод расчета амортизации пропорционально объему продукции (п. 36). Метод начисления амортизации, который будет применять учреждение, закрепляется в учетной политике. При выборе метода начисления амортизации учреждение исходит из того, какой метод наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических или полезного потенциала, заключенных в активе.

Выбранный метод начисления амортизации применяется относительно объекта основных средств последовательно от периода к периоду, кроме случаев изменения ожидаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта. При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов ОС, входящих в одну группу, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

При изменении предполагаемого способа получения экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе, обоснованность применяемого метода начисления амортизации оценивается на 1 января года, следующего за годом такого изменения (п. 38 Федерального стандарта «Основные средства»). Если в предполагаемом способе получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств произошли значительные изменения, метод начисления амортизации, который будет использоваться в течение оставшегося срока полезного использования основного средства, может быть изменен. При этом пересчет амортизации, накопленной на дату пересмотра метода ее начисления, не требуется.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Казенные учреждения в силу положений п. 6 и 20 Инструкции № 157н должны самостоятельно разработать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации и осуществлять данные мероприятия в соответствии с утвержденным порядком. Однако некоторые учреждения, не желая прописывать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации, указывают в ней, что инвентаризация осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. На сайте Минфина на момент подготовки журнала к печати размещен проект приказа, которым вносятся изменения в названные методические указания. Из них следует, что данный документ не применяется государственными (муниципальными) учреждениями. Поэтому если в учетной политике учреждения есть ссылка на этот нормативный акт, то лучше ее убрать, а саму учетную политику дополнить положениями о порядке проведения инвентаризации.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты.

На сайте Минфина размещен проект приказа об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (далее – Федеральный стандарт «События после отчетной даты»). Предполагается, что он вступит в силу 1 января 2018 года. Поэтому положения учетной политики, устанавливающие порядок отражения в учете событий после отчетной даты, начиная с даты вступления в силу названного стандарта должны соответствовать ему. Напомним, что ранее учреждения, устанавливая порядок отражения в учете событий после отчетной даты, руководствовались ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н. В части, в которой применяемый в учреждении до 1 января 2018 года порядок отражения событий после отчетной даты не соответствует положениям Федерального стандарта «События после отчетной даты», он подлежит корректировке.

Порядок присвоения инвентарных номеров.

Пунктом 9 Федерального стандарта «Основные средства» установлено, что каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, предусмотренном учетной политикой субъекта учета, согласно положениям данного стандарта и Инструкции № 157н. Таким образом, в учетной политике следует определить порядок присвоения инвентарных номеров.

Оценка объектов основных средств.

Пунктом 27 Федерального стандарта «Основные средства»определено, что в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания такого объекта. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями настоящего стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) данного объекта. Этим же пунктом установлено, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств.

Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонта формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Федерального стандарта «Основные средства» (п. 28). В этом же пункте сказано, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение положений данного пункта при ведении учета основных средств, групп основных средств.

Таким образом, в учетной политике необходимо указать группы основных средств, в отношении которых будут применяться п. 27, 28 Федерального стандарта «Основные средства», либо отметить, что данные пункты не будут применяться.

В завершение заметим, что учетная политика – это важный внутренний (локальный) акт учреждения. Его всегда запрашивают при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому советуем внимательно отнестись к его составлению и учесть в нем все особенности деятельности учреждения, а также положения новых нормативных актов, регулирующих вопросы бюджетного учета.


учетная политика основные средства амортизация

Что включить в учётную политику бюджетной организации на 2018 год?

В учётную политику для бухучёта включите:

  • рабочий план счетов. Включите только те счета, которые применяете, в том числе которые ввели самостоятельно;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок учёта и раскрытия в отчётности событий после отчётной даты;
  • формы первичных документов, регистров бухучёта и других документов без унифицированной формы;
  • порядок проведения внутреннего финансового контроля;
  • положения о формировании и учёта резервов;
  • другие условия, которые необходимы для организации и ведения бухучёта.

Не включайте в учётную политику:

  • правила из инструкций по бухучёту. Вписывать надо только те, которых нет в инструкциях или которые вы выбрали из нескольких вариантов;
  • нормы трудового, гражданского и налогового законодательства;
  • личные данные сотрудников;
  • способы и методику учёта, которые не относятся к видам деятельности учреждения.

Такой вывод следует из статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, пункта 6 Инструкции к Единому пла- ну счетов № 157н.

Важно! Стоимостной критерий амортизируемого имущества в учётной политике не указывайте.

С 2018 года меняются величины пределов, по которым основное средство признают, как амортизируемое имущество:

  • до 10 000 рублей – основное средство списывают с балансового учёта при вводе в эксплуатацию;
  • свыше 10 000 рублей, но менее 100 000 рублей – начисляют 100-процентную амортизацию при вводе в эксплуатацию;
  • свыше 100 000 рублей – амортизацию начисляют одним из выбранных методов.

Пороговые значения обязательны для всех учреждений, поэтому их не нужно дополнительно описывать в учётной политике.

Изменения в учётной политике на 2018 год для бюджетных учреждений

Изменения в учётной политике возможны в трёх случаях:

  • изменилось законодательство по бухучёту, в том числе федеральные или отраслевые стандарты;
  • учреждение разрабатывает и внедряет новые способы ведения учёта. Например, передаёте учёт в централизованную бухгалтерию;
  • изменились условия деятельности учреждения. Например, прекратили заниматься одним из видов деятельности.

Учётную политику на 2018 год надо дополнить новыми положениями и убрать из неё устаревшую информацию. Так как с января бюджетные и казённые учреждения (государственные и муниципальные) начали работать по федеральным стандартам и обновлённым инструкциям № 33н, № 157н и № 174н.

Рабочий план счетов

Рабочий план счетов нужно скорректировать в связи с поправками в Инструкцию № 157н. Новые счета, которыми будет пользоваться учреждение, включают в рабочий план (см. Таблица 1).

Счета бюджетного учёта, исключённые с 2018 года, можно посмотреть в Таблице 2. А счета бюджетного учёта, которые заменили на новые , – в Таблице 3.


Учёт основных средств

Из учётной политики должно следовать, какое имущество учитывают, как инвентарный объект. Теперь основные средства, срок полезного использования которых одинаков и стоимость несущественна, разрешено объединить в один инвентарный объект. Единицей учёта может быть и часть объекта имущества, если можно определить период поступления будущих экономических выгод от неё или полезного потенциала.

Как отдельное основное средство можно учесть и часть имущества с отличным от остальных частей сроком полезного использования. Стоимость этой части должна составлять значительную величину от общей стоимости имущества. Причём такая единица учёта основных средств определяется вне зависимости от возможности физического обособления части объекта.

Правила амортизации

С 2018 года амортизацию можно начислять тремя способами: линейным, методом уменьшаемого остатка и пропорционально выпуску продукции. Укажите в учётной политике, какой метод выбрали. При этом амортизировать можно как отдельный объект, так и группу имущества.

Метод уменьшаемого остатка, особенно с применением коэффициента ускорения, позволит в течение первых лет эксплуатации снизить остаточную стоимость имущества. Это окажет влияние на налоговую базу по налогу на имущество. Метод пропорционально объёму продукции возможно применять, когда заранее известно, что основное средство будет использоваться исключительно в какомлибо производстве, и после его прекращения дальнейшее использование объекта не предполагается.

Обесценение активов

В учётной политике должен появиться новый раздел об обесценении активов. Например, пару лет назад учреждение купило кассовый аппарат. Его использовали в платной деятельности. Не прошло и года, как чиновники потребовали переходить на онлайн-кассы. Оказалось, что данную модель нельзя перепрограммировать под онлайн-кассу. То есть теперь вложение в этот актив не окупится. Возникает мысль кассу продать, но цена на неё теперь ничтожна: касса, которую нельзя использовать, никому не нужна. То есть этот актив обесценился.

Опишите группы активов, по которым может быть запланировано обесценение. Первый тест на обесценение (выявление возможных признаков обесценения) надо будет проводить после годовой инвентаризации в 2018 году.

Расчёты по аренде

В методологической части учётной политики нужно прописать порядок применения стандарта «Аренда», если учреждение имеет арендные отношения либо отношения по безвозмездной передаче имущества в пользование. Если сдаёте или берёте имущество в аренду, в учётной политике нужно раскрыть:

  • момент признания объекта аренды;
  • метод начисления амортизации по имуществу;
  • порядок признания результатов текущего финансового года из доходов и расходов будущих периодов;
  • порядок признания доходов от арендных платежей.

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, приведенный в статье, поможет сориентироваться в основных организационных, нормативных и методологических аспектах составления этого документа. Рассмотрим особенности формирования учетной политики бюджетного учреждения.

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.
  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения» .

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

О требованиях к бухгалтеру бюджетного учреждения читайте .

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте .

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения» .

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);
  • иные организационно-методологические решения.

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать .

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов , график документооборота , формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте .

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении» .

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте .

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)» .

Учет обязательств

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте .

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

Санкционирование расходов

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях» .

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2019 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;

О том, как оформить такой приказ, читайте в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?» .

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)» .

Итоги

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.