Значение предлога или в русском языке. Конспект занятия «Название предметов мебели

ольга шувайкина
Конспект занятия «Название предметов мебели. Употребление пространственных предлогов»

Программное содержание

Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных.

Материалы, оборудование

Кукольная мебель: стол, стул, шкаф, кровать; игрушки: кукла, утята, котята, зайчата.

Методы, приёмы

Художественное слово, игра «Кто что умеет делать».

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

2. Постановка цели.

Игра «Доскажи словечко».

Если ты захочешь спать, в спальне ждёт тебя….(кровать).

С пирогами чай попьём за обеденным…. (столом).

Как приятно нашей Тане поваляться на…. (диване).

Свитер, кофту, тёплый шарф аккуратно сложим в….(шкаф).

Дети отвечают, затем садятся на свои места.

Картинки с предметами мебели вывешиваются на доске.

Воспитатель: ребята, как вы уже догадались сегодня на занятии мы будем говорить о мебели.

2. Основная часть.

Воспитатель: ребята, это комната. Здесь живёт девочка Катя. Скажите, какие предметы находятся в комнате?

Дети: стол, стул, шкаф, кровать.

Воспитатель: правильно, стол, стул, шкаф, кровать- это мебель.

Ребята, где сидит Катя?

Дети: Катя сидит на стуле.

Воспитатель: вместе с Катей в комнате живут её друзья- котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Они очень любят прятаться. Катя вышла из комнаты, а животные спрятались.

Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати.

Вернулась Катя, видит, нет её друзей (около стула нет никого, на шкафу их тоже нет и за шкафом тоже нет никого).

Воспитатель: ребята помогите Кате найти животных.

Арина, кого ты хочешь найти? Где он спрятался?

Ребёнок отвечает.

Павлик, а ты кого найдёшь?

3. Физ. минутка.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики

Ручками хлопают

Ножками топают

Глазками моргают

После отдыхают.

Игра «Поиграй с мячом».

Ребята, положите мяч на стул, под стул, около стула.

Дети садятся на свои места.

Ребята, а сейчас мы с вами постараемся составить рассказ про Катю и её друзей.

Жила-была девочка Катя. Вместе с ней жили её друзья –котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Однажды, когда Катя вышла из комнаты животные спрятались. Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати. Катя пришла, а животных нет.

Воспитатель: ребята, кто хочет рассказать про Катю?

4. Итог занятия.

Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии (о мебели).

Что мы с вами делали? (составляли рассказ про Катю).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Закрепление предлогов В-ИЗ». Лексическая тема «Школа» Цель: Закрепить полученные знания детей о школе, школьных принадлежностях Задачи: Образовательные:закрепить предлоги в, из; закреплять согласование.

Конспект занятия «Путешествие в Царство мебели» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.

Конспект занятия по формированию пространственных представлений и развитию навыков пространственной ориентировки Тема: «Развивать навыки пространственной ориентировки и умения определять пространственные направления от себя» Выполнила: Воспитатель Денисова.

Конспект занятия по математическому развитию «Определение веса предметов. Сравнение предметов по длине» (средняя группа) Задачи: 1. Учить детей определять вес предметов (тяжелый, легкий, самый легкий). 2. Продолжать упражнять детей в умении сравнивать предметы.

Конспект занятия по развитию пространственных представлений с помощью плана класса для детей 10 лет с ОВЗ Тема: «План класса». Цель: Формирование пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана класса. Задачи: Находить.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое мебели» «Путешествие в прошлое мебели» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, коммуникативное развитие Интеграция образовательных.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация предлогов «в» и «на» Цель: Уточнить понимание предлогов «в» и «на». Упражнять в употребление предлогов «в», «на» с существительными в предложном падеже.

Название занятия «Спасение феи Фионы» Название занятия Спасение феи Фионы Цели и задачи Образовательные Познавательное развитие: Совершенствовать умение составлять число 5.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну предлогов» Тема: Путешествие в страну предлогов. Группа: подготовительная. Цель: закрепление правильного употребления предлогов и падежных окончаний.

Конспект ННОД в младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного. Понятие круг» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе

Неделя русского языка и литературы МОУ Томинская СОШ МОУ Томинская СОШ учебный год учебный год Учитель русского языка и литературы Чуйдук Наталья Александровна Учитель русского языка и литературы Чуйдук Наталья Александровна






1-й этап «Разминка» 1.Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: 1.Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: Ты богат, я очень беден, Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт, Ты прозаик, я поэт, Ты румян, как маков цвет, Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. Я, как смерть, и тощ, и бледен.


1-й этап «Разминка» 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?


1-й этап «Разминка» 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: а) После драки кулаками... а) После драки кулаками... б) Соловья баснями... б) Соловья баснями... в) Шила в мешке... в) Шила в мешке... г) Яйца курицу... г) Яйца курицу...




1-й этап «Разминка» 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. а)Трус своей лени боится. а)Трус своей лени боится. б)Лучшее врач хорошего. б)Лучшее врач хорошего. в)Голода не бойся, по пояс мойся. в)Голода не бойся, по пояс мойся. г)Мы сами с ушами. г)Мы сами с ушами. 9. Чем отличается поступок от проступка? 9. Чем отличается поступок от проступка?


2-й этап «Дуэль» (из истории слов и выражений) объяснить значение данного выражения. объяснить значение данного выражения. а)Вернуться к своим пенатам. а)Вернуться к своим пенатам. (3 балла) (3 балла) б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? (1 балл) б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? (1 балл) в)Он в этом деле собаку съел. в)Он в этом деле собаку съел. (2 балла) (2 балла)


3-й этап «Заморочки из бочки» 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны. Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны. 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу! Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу!


3-й этап «Заморочки из бочки» 4.Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: 4.Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: Март ап гро рель зой май во тра дой вой. Март ап гро рель зой май во тра дой вой. 5.Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: 5.Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: -ливый человек, -ственные возгласы, -ливый человек, -ственные возгласы, -ствовать хорошее начинание, -ствовать хорошее начинание, передавать кому-либо ~? передавать кому-либо ~?


4-й этап «Шарады» 1. Мой первый слог - число с нулями, у всех людей последних два, а вместе догадайтесь сами всем городам она глава. 1. Мой первый слог - число с нулями, у всех людей последних два, а вместе догадайтесь сами всем городам она глава. 2. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету. 2. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету. 3.Мы - для пильщиков подставка, мы - для кучера сиденье. 3.Мы - для пильщиков подставка, мы - для кучера сиденье. Но попробуй-ка поставь-ка нам другое Но попробуй-ка поставь-ка нам другое ударенье, ударенье, Осторожней будешь с нами: забодаем мы Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами рогами


4-й этап «Шарады» 4. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда. 4. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда. 5. Мой первый слог провал, банкротство, второй синоним к невелик, 5. Мой первый слог провал, банкротство, второй синоним к невелик, а все с мукой имеет сходство, а все с мукой имеет сходство, на кухне он лежать привык. на кухне он лежать привык. 6. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким как огонь горячий. 6. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким как огонь горячий.


4-й этап «Шарады» 7. Я цвет одинаковый часто имею. И с г зеленею, и с к зеленею. 7. Я цвет одинаковый часто имею. И с г зеленею, и с к зеленею. Но с к вам со мною рискованно быть. Но с к вам со мною рискованно быть. Могу я до слез довести и убить: Могу я до слез довести и убить: 8.С м приятен, золотист, очень сладок и душист. 8.С м приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. 9.Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный. 9.Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный.


4-й этап «Шарады» 10.Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. 10.Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. А в целом леса, города и равнины, А в целом леса, города и равнины, к целому полны любовью сердца. к целому полны любовью сердца. 11.Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна. 11.Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна.


4-й этап «Шарады» 12. Предлог и стройматериал морской выдерживает вал. 12. Предлог и стройматериал морской выдерживает вал. 13. Мой первый слог предлог, 13. Мой первый слог предлог, а во втором мы проживем все лето, а во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. давно уж ждет ответа.


4-й этап «Шарады» 14.Союз, предлог и падежная форма 14.Союз, предлог и падежная форма личного местоимения личного местоимения Дают вкусный плод Дают вкусный плод южноамериканского растения. южноамериканского растения. 15.Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, 15.Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, приставку в слове выписать, приставку в слове выписать, корень в слове препод­носить. корень в слове препод­носить.


Ответы. 1-й этап. 1. Антонимы 1. Антонимы 2. Спрут прут 2. Спрут прут 3. Китайское яблоко 3. Китайское яблоко 4. С-о-с-на 4. С-о-с-на 5. В родительном: на -с 5. В родительном: на -с 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. 9.Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы. 9.Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы.


Ответы. 2-й этап. а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо. в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо.


Ответы. 3-й этап. 1. Коса 1. Коса 2. ЗарядИте и пустИте или зарЯдите и пУстите 2. ЗарядИте и пустИте или зарЯдите и пУстите 3. Поставить запятую перед союзом и. 3. Поставить запятую перед союзом и. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 5. Привет. 5. Привет.




Предлог является служебной частью речи, главной функцией которой является связь между местоимениями, существительными, числительными и словами, принадлежащими к другим частям речи.

Понятие предлога

Предлоги обозначают отношения между двумя объектами (лодка с парусом), между объектом и действием (смотреть на речку), между объектом и признаком (готовый на самопожертвование). Предлоги не могут изменяться по падежам, числам, времени и родам.

Они никогда не выступают самостоятельными членами в предложении. Зачастую в предложении предлоги ставятся либо перед существительными, либо перед определениями, которые относятся к существительному. Например: в красном платье. Некоторые предлоги могут употребляться и после существительного. Например: чего ради или ради чего.

Виды предлогов по образованию

Согласно способ образованию предлоги делятся на две категории: непроизводные и производные. Непроизводные предлоги (иногда их называют первообразными) – это предлоги, которые не имеют связей с другими части речи, то есть не образованны от них. Примеры непроизводных предлогов: при, из-за, от, с, без.

Производные предлоги (непервообразные) – это предлоги, которые образовались на основе слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи. Производные предлоги делятся на три группы:

Наречные: напротив, вокруг, вдоль, вблизи;

Отыменные: в виде, за счет, ввиду, по поводу, в течение;

Отглагольные: включая, начиная, исключая, спустя, благодаря.

Виды предлогов по строению

Согласно строению, предлоги делятся на две группы: простые и составные. Простые предлоги пишутся слитно: около, благодаря, вокруг, вследствие. Составные предлоги включают в себя два и более слова, которые следует писать раздельно: в продолжение, в связи с, по направлению к, в зависимости от, за исключением.

Морфологический разбор предлога

Предлоги следует разбирать по такой схеме:

1. Часть речи, грамматическая роль (для чего в предложении служит данный предлог);

2. Выделение морфологических признаков:

Производный или непроизводный;

Простой или составной.

Например: Мария Ивановна, заложив руки за спину, быстро ходила по гостиной из угла в угол, смотря вперед себя, и задумчиво покачивала головой. В данном предложении есть четыре предлога:

- по : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в дательном падеже;

- из : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в родительном падеже;

- в : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в винительном падеже;

Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

Виды предлогов.

По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

  1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
  2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
  3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

По происхождению предлоги бывают:

  • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
  • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

Производные предлоги.

Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

  1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
  2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
  3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

Предлоги и согласование падежей.

Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

Разряды предлогов по лексическому признаку.

Предлог может выражать:

  • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
  • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
  • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
  • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
  • Отношение причины: зарыдать от горя ;
  • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
  • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

И другие разряды.

Как делать морфологический разбор предлога?

План разбора предлога :

1)Часть речи, назначение данной части речи;

2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

3)Тип предлога: производный или непроизводный;

4)К какому слову относится;

5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

6)Разряд предлога по лексическому признаку.

Пример морфологического разбора предлога.

На крыльце стояли двое: он и с ним.

На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.

Слайд 1

«Предлог»
Мишукова Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ Сосновской СОШ №1, р. п. Сосновка Тамбовской обл.

Слайд 2

Отгадай! Он членом предложенья не бывает, Но дело этот малый твёрдо знает. Другим словам он руку помощи даёт. Им помогает, связи бережёт, Но пишется от слов всегда отдельно. Считает: приставать к ним очень скверно.
Не найти никак предлог Рассказать вам про ПРЕДЛОГ. Так расскажем просто так, Что он делает и как.
предлог

Слайд 3

Термин «предлог» в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около 200, но по частоте употребления они занимают четвёртое место (после существительного, глагола и местоимения)..
Что обозначает этот термин?

Слайд 4

Информация из словарей.
Из словаря С. И. Ожегова Предлог – В грамматике: неизменяемая часть речи, слово, выражающее отношение между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложения.
Из словаря В. И. Даля Предлог – одна из частиц, несклоняемая часть речи, управляющая падежами имён.

Слайд 5

Для чего нужны предлоги в речи?
1. Предлоги – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении: На земле родной живу. По земле родной хожу. Я к земле прижмусь щекой: Пахнет пряною травой.

Слайд 6

2. Предлоги – не изменяются и не являются членами предложения. 3. Предлоги соединяют слова, изменяя их форму, то есть они участвуют в образовании форм слова: гулял во дворе, вышел на тропу. 4. Предлоги связывают слова в предложение: Девочка сидела _____ скамейка. Девочка сидела на скамейке.

Слайд 7

Правописание предлогов.
1.Предлоги пишутся перед именами существительными, так как между предлогом и существительным можно вставить слово: вышел из дома – вышел из этого дома 2.Предлог пишется перед прилагательным и числительным, их можно опустить или вставить между ними слово: в красивую коробку – в эту красивую коробку, в коробку; на третьем этаже – на нашем третьем этаже, на этаже.

Слайд 8

Правописание предлогов.
3.Предлоги пишутся перед личными местоимениями: у меня, для вас, к ним 4.Предлогов перед глаголами не бывает: наварил, сделал, отпускает Если предлог оканчивается на парную согласную, а слово начинается с парной согласной, то надо быть! очень внимательным при написании слов: без шума, под телегой. Предлоги могут быть составными, то есть состоять из двух слов: вдоль по дороге.

Слайд 9

Предлоги с буквой «А» Предлоги с буквой «О» Предлоги другие Предлоги с буквой «З»
за на над (надо) о, от, ото, до, по, под (подо), про, обо, об, во, со, вокруг, около с, в (вы), у, перед, пред, вдоль, вблизи, кругом из, близ, через, чрез, без, из-за, из-под, сквозь
Предлоги всегда пишутся одинаково. Поэтому их нужно запомнить.

Слайд 10

Не путай предлоги и приставки.
Предлог - это слово, поэтому между ним и другим словом можно вставить (опустить) слово. Приставка - это часть слова, поэтому между приставкой и продолжением слова нельзя вставить слово: без ума – безумный, забежал за угол. ! Будь особенно внимательным при написании предлогов и приставок, оканчивающихся на парную согласную: под точкой, подточил, под шум, подшил, сделал с другом

Слайд 11

пространственные (в, на, из-за, под, около, вокруг, к, над) временные (через, к, до, с, перед, в течение) причинные (по, от, ввиду, вследствие, из-за, за) образа действия (с, без, в, по) целевые (для, ради, на) дополнительные (о, об, про, с, по, насчёт)
По значению предлоги делятся на разряды:

Слайд 12

непроизводные, само название говорит о том, что в современном языке они не произведены ни от каких слов; к ним относятся (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о (об), от, по, под, при, про, ради, с, у, через) производные, т. е. произведены от слов современного русского языка, от существительных, наречий, деепричастий (в течение, согласно, в продолжение, ввиду, вопреки, навстречу, наперекор, благодаря, несмотря на)
По происхождению предлоги делятся на:

Слайд 13

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народов коми выражение на дороге звучит так: туй вылын – «дороге на» (туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся (Будапештбен – «в Будапеште» - бен – предлог в)
Это интересно!

Слайд 15

Повторение-игра.
Шуточные вопросы. 1.Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (с-о-с-на) 2. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (к-о-за) А из двух? (к-от) 3.Из каких 4-х предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (на-со-с)
Шарады. 1. Мой первый слог – предлог, А во втором мы проживём всё лето, А целое от нас и вас Давно уж ждёт ответа. (за-дача) 2. Я храню сокровищ много. Но легко меня извлечь. Ты прибавь меня к предлогу – Превращаюсь тут же в речь. (до-клад) 3. Предлог и стройматериал Морской выдерживает вал. (у-тёс)

Слайд 16

Удачи в изучении предлогов!

Слайд 19

http://www.babycrew.ru – клипарт дети, http://www.tvoyrebenok.ru/detskie-fony-dlja-prezentacij.shtml – фоны, http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0&noreask=1&img_url=s56.radikal.ru%2Fi153%2F0904%2F22%2Fb86a01f3062at.jpg&pos=6&rpt=simage&lr=13 раскрытая книга; http://fotodnya.info/moda/matematika-i-devizy.html – сова;
Интернет-ресурсы:
Литература: В. И. Даль Толковый словарь русского языка (современная версия для школьников), М., Зскмо, 2005 С. И. Ожегов Словарь русского языка, М., ОНИКС Мир и Образование, 2005 Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова Русский язык в начальной школе, М., АСТ Астрель, 2007 Г. В. Александрова Занимательный Русский язык, Санкт-Петербург, ТРИГОН, 1998