Экономическое отделение Открытого Лицея «Всероссийская заочная многопредметная школа. Заочная математическая школа Мгу заочная школа для школьников

Директор - к.ф.-м.н., доцент физического факультета Александр Сергеевич Воронцов.

Университетская гимназия (школа-интернат) - структурное подразделение Московского государственного университета. Открыта 1 сентября 2016 года. Обучение в гимназии проводится по 5 профилям: математическому, инженерному, естественнонаучному, гуманитарному и социально-экономическому.

Особенностями Университетской гимназии являются индивидуальный подход к каждому обучающемуся, модульность обучения, наличие проектной и исследовательской деятельности. Образовательный процесс предполагает постепенный переход от классно-урочной системы к нелинейным формам организации занятий. Исследовательская деятельность школьников осуществляется в научных лабораториях факультетов МГУ под руководством ведущих ученых.

Педагогический коллектив Университетской гимназии составляют профессора, преподаватели, научные сотрудники Московского университета, имеющие большой опыт работы со школьниками.

Открытый лицей ВЗМШ Российской Академии образования - государственное учреждение дополнительного образования, работающее более 40 лет. Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа» - означает, что к нам может поступить каждый, кого интересуют математика, физика, химия, биология, экономика, филология, история, правоведение.

Обучение в школе заочное. В начале каждого семестра все поступившие получают материалы, специально разработанные для заочного обучения а также разнообразные задачи для самостоятельной работы, контрольные и практические задания.

Учебные программы и пособия ВЗМШ созданы талантливыми учеными и опытными незаурядными педагогами.

Чтобы успешно заниматься в заочной школе, Вам придется научиться самостоятельно и продуктивно работать с книгой, грамотно, четко, коротко и ясно излагать свои мысли на бумаге.

Ваши контрольные работы будут тщательно проверять и рецензировать преподаватели ВЗМШ - студенты, аспиранты, преподаватели и научные сотрудники МГУ, а также других вузов и учреждений, где работают филиалы школы.

Многие из наших преподавателей в свое время сами закончили ВЗМШ, поэтому особенно хорошо понимают, как важно, помимо конкретных недочетов, указать пути восполнения пробелов в знаниях, порекомендовать дополнительную литературу. Вы сможете узнать об увлекательных вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников, попробовать свои силы в решении нестандартных задач, научиться самостоятельно работать с книгой и грамотно излагать свои мысли. Возможно, нам удастся помочь Вам выбрать профессию, найти свое место в мире.

Однако это не означает, что наша цель - подготовка в вуз. Учиться у нас просто интересно и совершенно неважно, будете Вы поступать в высшие учебные заведения или нет.

Учиться можно индивидуально или вместе с товарищами в группе «Коллективный ученик».

Если Вы хотите учиться индивидуально, то надо выполнить вступительную контрольную работу, которую Вы сможете найти на этом сайте. Если же Вы избрали форму обучения «Коллективный ученик», то для зачисления к нам достаточно направить в наш адрес заявление от руководителя группы с соответствующей просьбой. К такому заявлению необходимо приложить список группы «Коллективный ученик».
Преимуществом при поступлении пользуются подростки, проживающие в сельской местности, поселках и небольших городах, где нет крупных научных центров и учебных заведений, и поэтому дополнительное образование можно получить лишь заочно. Однако в последние годы к нам поступают школьники также из Москвы и Подмосковья.
Итак, если Вас интересует математика, пробуйте свои силы и поступайте к нам на математическое отделение.

Решения задач надо написать на русском языке в обычной ученической тетради в клетку и выслать простой бандеролью, не сворачивая в трубку. Желающие поступить сразу на несколько отделений каждую работу присылают в отдельной тетради. На обложке тетради укажите: фамилию, имя, отчество (ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ), год рождения, базовое образование (сколько классов средней школы будет закончено к сентябрю очередного учебного года), полный почтовый адрес (с индексом), откуда узнали о ВЗМШ (из Интернета, из журналов «Квант», «Наука и жизнь», от друзей, афиш ОЛВЗМШ или из других источников). Не забудьте указать на какое отделение хотите поступить (вступительные контрольные работы на все отделения ежегодно можно найти в журнале «Квант» № 6). Вступительные работы принимаются до 01.06.2009
Вступительные работы обратно не высылаются.
Скачать задачи вступительной контрольной работы на отделение математики 2009 года можно здесь

Московский университет является старейшим, крупнейшим и наиболее престижным в России высшим учебным заведением. Мечта любого российского школьника — стать студентом МГУ. Конечно, поступить на экономический факультет Московского университета — это труд очень нелегкий и длительный. И многие способные ребята часто сворачивают в самом начале этого тернистого пути, пасуя перед трудностями. Особенно тяжело приходится жителям регионов России: если москвичи могут посещать вечерние школы юных, слушать подготовительные курсы, участвовать в предметных олимпиадах и др., то школьники из регионов вынуждены готовиться самостоятельно. Даже такие, казалось бы, общедоступные вещи, как учебная и популярная литература, могут оказать пользу в основном тем школьникам, которые получают какое-то руководство в своих занятиях — либо со стороны семьи, либо со стороны школы или внешкольного учреждения. Ведь книгу надо рекомендовать учащемуся, заинтересовать ею, а, главное, помочь в ней разобраться. К тому же часто достать нужный и полезный учебник по экономике за пределами Москвы довольно проблематично.

Так что же делать тем ребятам, которые живут за пределами Москвы и мечтают в будущем учиться в Московском университете или в других ведущих вузах России? Они могут обратиться в Открытый Лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа».

Открытый Лицей был создан как Заочная Математическая Школа при МГУ в 1964 году по инициативе ректора МГУ академика И.Г. Петровского. В последующие годы в лицее были образованы отделения биологии, филологии, физики, экономики, химии, права, истории. ОЛ ВЗМШ является государственным учебно-научным учреждением дополнительного образования, сотрудники Лицея — преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов Московского университета. За время существования ОЛ ВЗМШ удостоверения о его окончании получили около 200 тысяч школьников, многие из них поступили и успешно закончили Московский университет, другие вузы, из их рядов вышло целое поколение ученых, исследователей, педагогов. Многим это просто помогло лучше разбираться в жизни, они научились ставить перед собой большие задачи и добиваться задуманного.

Экономическое отделение ОЛ ВЗМШ было создано в 1993 г. в связи с возросшим интересом школьников к экономической науке. Сотрудниками отделения являются преподаватели студенты и аспиранты экономического факультета, большинство из которых в свое время сами приехали учиться в Москву из разных городов России и стран СНГ. Отделение сотрудничает с преподавателями филологического и механико-математического факультетов университета.

Экономическое отделение ориентируется на международные стандарты экономического образования, активно используя в своей работе новые технологии дистантного обучения. За годы работы коллективом отделения была создана целая библиотека уникальных учебных пособий и создана методика, позволяющая вести заочное обучение на современном уровне, расширить свое образование, независимо от места жительства учащегося, успешно подготовиться к сдаче выпускных и вступительных экзаменов.

Обучение проводится по двум основным программам «Прикладная экономика» и «Экономика и география». Программа «Прикладная экономика» включает в себя изучение основ экономической теории, а также знакомство с практикой ведения бизнеса в увлекательной деловой игре по переписке, в которой каждый учащийся является владельцем какой-либо фирмы, расположенной в стране «Экономия». Учащиеся программы «Экономика и география», наряду с изучение основ экономической теории, также знакомятся с особенностями экономико-географического положения и природы стран современного мира, заочно участвуют в увлекательных путешествиях по странам и регионам мира.

Окончившим одну из основных программ предлагается специализация по выбору: «Основы предпринимательства и менеджмента», «Бухгалтерский учет и финансовый анализ», «Мировая экономика», «Экономика России: прошлое, настоящее и будущее» и др.

Учащимся, 10-11 классов желающим одновременно подготовиться к сдаче ЕГЭ для успешного поступлению на экономический факультет МГУ или в другие экономические вузы, предлагается специальная программа «Экономика ПЛЮС», включающая в себя наряду с экономическими дисциплинами изучение нескольких дополнительных предметов: математики, обществознания, русского языка и литературы. Для школьников, интересующихся географической наукой, существует программа «География ПЛЮС» - для поступающих на географический факультет МГУ и в друг вузы с повышенными требованиями по географии. Так, студентами экономического факультета университета стали выпускники программы, приехавшие в Москву из Норильска и Владимира, Вологды и Тамбова, Дубны и Чебоксар, Рязани и Байконура, Железногорска и Зеленограда, Кирова и Буденновска и многих других населенных пунктов России и стран СНГ.

В середине 60-х годов в МГУ и многих других вузах страны существовало много форм работы со школьниками, интересующимися математикой. Однако приспособлены они были, главным образом, для школьников крупных городов. Чтобы помочь тысячам школьников из отдаленных сел и городов найти свой путь к математике, разбудить их интерес к занятиям, научить работать с книгой потребовалась новая форма работы. Такой формой стало заочное, или как сейчас принято говорить, дистантное обучение.

ВЗМШ стала первой в нашей стране заочной школой.

Изначально школа была математической. Постепенно она расширялась, возникли отделения биологии, физики, филологии химии, экономики, истории и правоведения. Именно с этим связано изменение названия школы. Из математической она превратилась в многопредметную, получив название Открытый лицей "Всероссийская заочная многопредметная школа".

ВЗМШ - достойное дитя хрущевской оттепели 60-х. Она создавалась не для галочки в отчетах, а для детей. Создавалась инициативой, трудом и талантом незаурядных людей своего времени, энтузиастов и профессионалов высокого класса. Именно этим людям школа обязана своим духом энтузиазма и инициативы, оптимизмом и живучестью.

Среди скромных людей, которые двигали и двигают это великое дело нельзя не назвать бессменного директора ВЗМШ Владимира Федоровича Овчинникова, членов научного совета Елену Георгиевну Глаголеву, Михаила Борисовича Беркинблита, первого завуча Полину Иосифовну Масарскую.

В этой школе не слышно ни звонков, ни детских голосов. Здесь нет классов с досками и мелом. Вместо всего этого небольшая комната в одном из корпусов МГУ, заставленная столами и заваленная горами писем и бандеролей. Приезжающие к нам учителя, дети и их родители поражаются, как сотрудники ВЗМШ во всем этом ориентируются. И, тем не менее, это самая настоящая школа со своей программой и преподавателями

Понятно, что заочной школе требовались пособия, приспособленные специально для такого обучения (подробнее см. пособия). Израилю Моисеевичу Гельфанду удалось собрать превосходную команду математиков и педагогов. В числе первых авторов были А.А.Кириллов (ныне ученый с мировым именем), Н.Х.Розов (ныне декан ф-та педагогического образования МГУ, член-корреспондент Российской академии образования) Е.Г.Глаголева (кандидат педагогических наук, ученый секретарь Научного совета ВЗМШ, активно работающая до сих пор).

А для обеспечения массовости охвата учащихся требовалось много преподавателей. Для этих целей были привлечены студенты, аспиранты и молодые ученые мех-мата МГУ, а затем и других вузов.

Первый конкурсный набор для учащихся из 10 близлежащих около Москвы областей был объявлен весной 1964 года. Результат превзошел все ожидания: на 1 курс было прислано более 6000 работ. Зачислено было около полутора тысяч счастливчиков. В начале 70-х на конкурс приходило уже более 15000 работ из разных уголков СССР.

В настоящее время в школе учатся дети не только из России, но и стран СНГ и зарубежья. Кто-то в свое время удачно назвал ВЗМШ школой без стен.

Практически с первого года работы начали открываться большие возможности, заложенные в этом способе обучения. Большой интерес, вызванный заочной школой среди школьных учителей, привел к возникновению и реализации идеи "Коллективного ученика" - школьного кружка, работающего под руководством учителя по тем же программам, что и индивидуально занимающиеся ученики. (см. Коллективный ученик)

Удачную идею быстро подхватили, и вскоре в стране работали десятки заочных школ, в том числе и филиалы ВЗМШ.

В отличие от известной физико-математической школы-интерната, созданной чуть раньше в Москве для иногородних школьников, заочная форма обучения не предполагала отрыва учащихся от семьи, привычной среды, друзей, зато давала возможность попробовать свои силы и обоснованно решить насколько серьезно увлечение определенным предметом.

Такая форма обучения, несомненно, служит мощнейшим средством выравнивания стартовых возможностей детей, независимо от того, где и в какой среде они растут. Таким образом, школа изначально была ориентирована на провинцию, что, безусловно, не мешало учиться в ней школьникам из крупных городов.

Многие ребята, испытывающие трудности в первый год обучения, потом выходили на довольно высокий уровень, что помогало им определиться с будущей профессией и поступить в Вуз.

Сейчас позиция школы практически не изменилась, однако школа предоставляет возможность учиться в ней и московским школьникам. Хочется отметить, что на фоне множества учебников и программ пособия ВЗМШ привлекают внимание даже московских учителей. Факт примечательный!

Заочная форма обучения, по сравнению с другими, отличается большей гибкостью. Здесь не ставиться цель работать только с одаренными детьми, не предполагается жесткая специализация и не предопределяется дальнейшая судьба детей. Хотя для многих тысяч школьников обучение в ВЗМШ помогло определиться с выбором профессии. (см. отзывы)

Главное при заочном обучении привить школьнику умение самостоятельно работать с книгой, приучить к систематическому умственному труду. Нельзя не сказать еще об одном очень важном аспекте заочного обучения. Поскольку такая форма обучения требует письменного изложения, то это помогает школьнику развивать культуру мышления и речи.

За более чем 40-летнюю историю работы в ВЗМШ был создан и тщательно проверен комплекс учебных пособий, разработана система специальных контрольных заданий. Многие наши пособия неоднократно издавались массовым тиражом (в том числе и за рубежом) и переиздаются в настоящее время. Однако заочная школа не останавливается в своем развитии. За последние годы написано и издано много новых пособий, авторами которых являются выпускники мехмата и других факультетов МГУ.


В последнее время в связи с изменениями в программах общеобразовательных школ возникли идеи по использованию громадного опыта и развитой инфраструктуры заочных школ для помощи средней школе, особенно на селе и малокомплектным, в постановке профильных и специализированных курсов. В этом плане богатейший опыт ВЗМШ может оказать огромную помощь органам народного образования. Наша школа в самое ближайшее время планирует внедрение новых интерактивных технологий.

Заочная школа всегда принимала и принимает активное участие во всех областях жизни российского среднего образования. Тесные контакты всегда существовали с университетской школой-интернатом им. А.Н.Колмогорова.

Сотрудники ВЗМШ в течение ряда лет входили в методическую комиссию по математике и жюри Всесоюзной олимпиады школьников.

Плодотворным является сотрудничество ОЛ ВЗМШ с Московским Центром непрерывного математического образования (подробнее см. контакты).

Перечень легко продолжить, но главное ясно - ОЛ ВЗМШ прочно вписалась в систему среднего образования России, фактически основала и реализовала в ней новое направление, нашла в ней свое достойное место, завоевала признание передовой педагогической общественности.

Отделение математики: Прошлое. Настоящее. Будущее

Отделение математики в Лицее является старейшим. С него и началась более 40 лет назад история школы. Возглавил Научный совет Заочной математической школы (так она тогда называлась) крупнейший отечественный математик Израиль Моисеевич Гельфанд. Финансировать школу взялась Академия педагогических наук, ныне Российская академия образования. Мехмат МГУ предоставил пусть более чем скромное, но все же помещение, а главное преподавателей и студентов.

Создатели заочной школы понимали, что от качества пособий, которые получат первые ученики, будет во многом зависеть дальнейшая ее судьба.

В кратчайшие сроки И.М.Гельфанду удалось организовать издание массовым тиражом двух первых пособий заочной школы.

Это широко известные теперь книжки "Метод координат" (авторы И.М.Гельфанд, Е.Г.Глаголева, А.А.Кириллов) и "Функции и графики" (авторы И.М.Гельфанд, Е.Г.Глаголева, Э.Э.Шноль). Эти книги открыли серию пособий "Библиотечка физико-математической школы", публиковавшихся в Главной редакции физико-математической литературы издательства "Наука".

Первой вышла в свет книга "Метод координат". Разумеется, 40 лет назад авторы еще не знали, как писать книги для такой школы. Но как рассказывала Елена Георгиевна Глаголева первый "блин" не вышел комом и много лет эти пособие (теперь уже в переработанном виде) используется в программе ВЗМШ.

Эта книга была переведена на английский, немецкий, французский, испанский, арабский и другие языки. Когда авторы писали эту книгу, они старались, чтобы школьники забыли, что все это известно давно, и посмотрели на знакомые и иногда скучные вещи свежим взглядом.

Книги этой выдающейся серии - постоянные пособия математического отделения. Написанные "на одном дыхании", они по прошествии многих лет воспринимаются школьниками с таким же интересом.

Итак, в 1964 году был объявлен первый набор, и в небольшую комнату на мехмате посыпались бандероли с выполненной вступительной работой. Невольно вспоминается огромный переход из главного здания МГУ в корпус общежития весь заставленный мешками с почтой. В начале 70-х годов во время приемной кампании около 16 тысяч работ из разных уголков СССР надо было рассортировать по адресам и тщательно проверить. Преподаватели и студенты все вместе занимались сортировкой почты. Затем студенты и аспиранты под руководством штатных преподавателей ЗМШ должны были проверить все тетради, выставить баллы и отобрать около полутора тысяч счастливчиков, прошедших по конкурсу. Понятно, что такое количество ребят, интересующихся математикой, могло быть только благодаря государственной политике, направленной на повышение уровня научно-технического образования молодежи.

Уже через год после открытия ВЗМШ насчитывала 16 тысяч школьников, включая тех, кто стал учиться в группе "Коллективный ученик" под руководством своего же учителя математики. Нет нужды доказывать, что руководство такой группой является для учителя самой настоящей формой повышения квалификации.

В те годы в ЗМШ ежемесячно приходило на проверку около полутора тысяч работ школьников. Крошечный штатный коллектив, естественно не мог проверить такое огромное количество тетрадей. Вот тут то на помощь и пришли студенты сначала механико-математического факультета, а затем и образовавшегося факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Студенты объединялись в бригады (теперь это название странно звучит, но не будем забывать какие это были годы) по 6-7 человек, среди них избирался бригадир, который приходил в ЗМШ за тетрадями для своих проверяющих, а также вел контроль за качеством проверки работ. Но ведь студенты, сами вчерашние школьники, нуждались в руководстве. Поэтому одной из важнейших задач педагогов ЗМШ было научить студентов проверять и рецензировать работы школьников. Недостаток опыта у студентов возмещался энтузиазмом, желанием принести пользу. Через несколько лет после основания ВЗМШ студенты-преподаватели зачастую сами были выпускниками заочной школы и знали ее специфику.

Для студентов переписка со школьниками стала прекрасной педагогической практикой. Первыми наставниками студентов были пришедшие вместе со своим директором Владимиром Федоровичем Овчинниковым из знаменитой 2-ой московской физико-математической школы П.И.Масарская, Г.Б.Юсина, Н.Ю.Вайсман.

Владимир Федорович и до сих пор возглавляет обе эти уникальные школы. Педагог-новатор, он всегда, не заботясь о собственных удобствах, активно включается в практическую работу по осуществлению прогрессивных идей.

Студентам же приходилось учиться не только находить ошибки в решениях, но коротко и внятно объяснять своим далеким ученикам ошибки, допущенные в ходе решения, учиться хвалить за удачи, пусть даже самые скромные. В числе студентов, проверяющих работы школьников, были такие в будущем известные математики и педагоги, как Жозеф Михайлович Раббот, Виктор Львович Гутенмахер, Андрей Леонович Тоом, Николай Борисович Васильев. Выпускник мехмата, учитель математики 710-й Московской школы, а ныне известный депутат Московской горордской думы Евгений Бунимович тоже когда-то был преподавателем ЗМШ.

Заметим, что в те годы четверть поступавших на мехмат МГУ были выпускниками заочной школы, а диплом ВЗМШ высоко ценился приемными комиссиями вузов.

С преподавателями заочной школы велась постоянная работа: авторы пособий и актив, а часто и "сам И.М.Гельфанд" собирали для подробного инструктажа преподавателей всех "рангов". На таких семинарах обсуждались основные идеи, заложенные в то или иное пособие, основные принципы их реализации, типичные ошибки школьников и способы их найти и прокомментировать.

В рамках небольшой страницы сайта трудно рассказать обо всех, кто начинал и продолжает работать в ВЗМШ. Более подробную информацию вы можете посмотреть в разделе "авторы ВЗМШ".

Математическое отделение по сей день верно традициям, заложенным ее основателями.

Безусловно, за сорок лет существования происходили изменения в структуре и организации учебного процесса. Прежде всего, это все более ранний охват детей заочным обучением математике.

Так в 1972 году было введено трехгодичное обучение, затем в 1997 году появилась возможность учиться четыре года. Но и этого оказалось не достаточно. Просьбы учителей и родителей привели нас к тому, что с 2004 года на наше отделение могли поступить уже учащиеся 7 класса, таким образом, полный цикл сейчас составляет пять лет.

Однако для тех, кто по каким-то причинам узнал о существовании ВЗМШ позже, предоставляется возможность обучения по ускоренной программе. Учащиеся принимаются соответственно на четырехгодичное, трехгодичное и т.д. до одногодичного обучения включительно. При этом обучающиеся по ускоренной программе изучают все основные темы курса.

Во вступительной контрольной работе, публикуемой в прессе, указывается, ученики каких классов должны решить ту или иную задачу.

Оказалось, что идея заочной школы необыкновенно жизнеспособна: несмотря на тяжелейшие условия существования при отсутствии финансирования со стороны государства и вынужденые меры по введению в 90-е годы частичной оплаты дополнительных образовательных услуг, количество желающих заниматься математикой с середины 90-х годов росло. В настоящее время ежегодно на индивидуальном обучении в московской группе около 1000 учащихся и примерно 200-300 групп "Коллективный ученик".

Постепенно менялся и педагогический состав. В течение ряда лет руководителями курсов были ныне известные авторы пособий С.Л.Табачников, С.М.Львовский. Наряду с такими опытными преподавателями, как Н.Е.Сохор, Н.В.Антонова, Е.З.Скворцова работают молодые выпускники мех-мата МГУ Е.Е.Пушкарь и Е.А.Бернштейн. Они же стали авторами нескольких пособий ВЗМШ, успешно используемых в нашей программе.

В настоящее время в условиях возможного перехода к профильному обучению в старших классах заочная школа в широком смысле слова может сыграть активную роль в жизни общеобразовательной школы.

Прежде всего, мы видим огромные перспективы в помощи сельским школам, испытывающим в настоящее время дефицит квалифицированных педагогических кадров.

Всероссийская заочная многопредметная школа - Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М.В.Ломоносова объявляет очередной, 27-й набор на Биологическое отделение. Зачисление проводится по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, занимающиеся в этом учебном году в 8-м или 9-м классе, независимо от места проживания. Обучение проводится на русском языке. В конкурсе могут участвовать также кружки - им нужно выслать коллективно выполненную работу и заверенный печатью список членов кружка с указанием фамилии, имени и отчества руководителя и названия организации, при которой работает кружок. ВЗМШ высылает своим учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для восьмиклассников длится 3 года, для девятиклассников - 2 года.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВЗМШ

1. Какие приспособления помогают разным живым организмам обитать в условиях дефицита воды?

2. Предложите план действий по восстановлению исходного состояния реки, загрязненной в результате деятельности человека. Разумеется, действия зависят от того, какая именно река и от каких загрязнений пострадала. Поэтому план должен начинаться с обследования реки, а последующие действия определяться его результатами. Какие из предложенных вами мер "запускают" те или иные механизмы самовосстановления природных сообществ?

3. Составьте список примеров симбиотических взаимоотношений между двумя видами животных таким образом, чтобы все пары в списке оставались разными при замене названий видов названиями классов, к которым эти виды относятся. Постарайтесь, чтобы в ваш список вошло как можно больше примеров. Для каждого примера дайте пояснение, почему его можно считать симбиозом.

4. Перед вами - перечень млекопитающих: выхухоль, кашалот, коала, кролик, кулан, лама, морж, морская свинка, муравьед, сайгак, соболь, утконос, ушан, человек. Предложите как можно больше критериев, по которым их можно разделить на две группы. Для каждого критерия укажите, какие животные в какую группу попадут.

5. Отставной поручик Чебурков, обнаружив у себя в вещмешке семечко подсолнечника, посадил его на огороде. Урожай превзошел все ожидания: никому из соседей Чебуркова не удавалось получить от одного растения так много семян. Восторженный поручик призывает соседей выбросить свои запасы и покупать семенной материал у него. Но достаточно ли имеющихся данных для того, чтобы принять такое решение? Какую информацию, по вашему мнению, нужно получить, прежде чем переходить к широкому выращиванию потомков этого уникального подсолнечника?

6. Вероятность того, что человек заболеет некоторой болезнью, зависит от его конституции (индивидуальных анатомических и физиологических особенностей) и образа жизни. Перед вами список героев "Мертвых душ" Н.В.Гоголя: Чичиков, Манилов, Ноздрев, Собакевич, Коробочка, Плюшкин. Для каждого из них укажите, какими болезнями он может заболеть с большей вероятностью, чем другие персонажи, а какими - с меньшей. Ответы обоснуйте.

7. Перечислите различные признаки, по которым гормоны человека можно разделить на несколько групп. Для каждой из получившихся групп укажите входящие в нее гормоны. Попробуйте составить определители, классифицирующие гормоны человека (или хотя бы часть из них): а)по молекулярному строению; б)по физиологическому действию.

8. Вам поручено экспериментально установить механизмы, обеспечивающие возникновение ощущений голода и жажды у разных животных. Какие принципиально возможные гипотезы об этих механизмах вы можете предложить? Какие опыты следует поставить для проверки ваших гипотез?

Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1-5, 9-х классов - задачи 1, 2 и 6-8. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.

Работу следует выполнить в тетради: на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и надписанным вашим адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).

Работа должна быть отправлена не позднее 15 апреля 2000 года (по почтовому штемпелю). Наш адрес: 117 234, Москва, Воробьевы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ - Биология, конкурс .