Ь. Наличное бытие

В наличном бытии

a) как таковом следует прежде всего различать его определенность

b) как качество . Последнее же следует брать и в одном, и в другом определении наличного бытия, как реальность и как отрицание . Но в этих определенностях наличное бытие также и рефлектировано в себя, и положенное как таковое оно есть

c) нечто , налично сущее.

А) Наличное бытие вообще

Из становления происходит наличное бытие. Наличное бытие есть простая единость бытия и ничто. Из-за этой простоты оно имеет форму некоего непосредственного . Его опосредствование, становление, лежит позади него; оно сняло себя, и наличное бытие представляется поэтому некиим первым, из которого исходят. Оно выступает прежде всего в одностороннем определении бытия ; другое содержащееся в нем определение, ничто , равным образом проявится в нем, проявится в противоположность первому.

Оно есть не голое бытие, а наличное бытие ; взятое этимологически, Dasein означает бытие в известном месте ; но представление о пространстве здесь не приложимо. Наличное бытие есть вообще по своему становлению бытие с некоторым небытием , так что это небытие принято в простое единство с бытием. Небытие , принятое в бытие, таким образом, что конкретное целое имеет форму бытия, непосредственности, составляет определенность как таковую.

Это целое имеет равным образом форму т. е. определенность бытия, ибо бытие равным образом явило себя в становлении имеющим характер всего лишь момента, представляющим собой некое снятое, отрицательно-определенное (24а); но таково оно для нас, в нашей рефлексии ; оно еще не положено в себе самом. Определенность же наличного бытия как таковая есть положенная определенность, на что указывает также и выражение «наличное бытие ». - Следует всегда строго различать между тем, что есть для нас, и тем, что положено; лишь то, что положено в известном понятии, входит в развертывающее рассмотрение его, в состав его содержания. Определенность же, еще не положенная в нем самом - все равно, касается ли она природы самого понятия или она есть внешнее сравнение, - принадлежит нашей рефлексии; обращение внимания читателя на определенность последнего рода может лишь служить к уяснению того пути, который представится нам в самом ходе развития понятия, или же являться предварительным намеком на этот путь. Что целое, единство бытия и ничто, имеет одностороннюю определенность бытия, - это является внешней рефлексией. В отрицании же, в нечто и другом и т. д. эта односторонняя определенность дойдет до того, чтобы выступить как положенная . - Мы должны были здесь обратить внимание на это различие; но давать отчет обо всем, что рефлексия может позволить себе заметить, не следует, ибо это привело бы к пространности изложения, к предвосхищению того, что должно получиться в самом предмете. Если такого рода рефлексии могут служить к облегчению обозревания и тем самым и понимания, то они, однако, также влекут за собой ту невыгоду, что они выглядят неоправданными утверждениями, основаниями и основами последующего. Не следует поэтому придавать им большее значение, чем то, которое они должны иметь, и надлежит отличать их от того, что составляет момент в дальнейшем ходе развития самого предмета.



Наличное бытие соответствует бытию предшествующей сферы; однако, бытие есть неопределенное, в нем вследствие этого не получается никаких определений. Наличное же бытие есть некоторое определенное бытие, некоторое конкретное ; поэтому в нем сразу же открываются несколько определений, различные отношения его моментов.

B) Качество

Ввиду непосредственности, в которой бытие и ничто едины в наличном бытии, они не выходят за пределы друг друга; сколь далеко наличное бытие есть сущее, столь же далеко оно есть небытие, определено. Бытие не есть всеобщее , определенность не есть особенное . Определенность еще не отделилась от бытия ; она, правда, уже больше и не будет отделяться от него, ибо лежащее отныне в основании истинное есть единство небытия с бытием; на нем как на основании получаются все дальнейшие определения. Но здесь то соотношение, в котором определенность находится с бытием, есть непосредственное единство обоих, так что еще не положено никакого различения между ними.

Определенность, так самодовлеюще (für sich) изолированная, как сущая определенность, есть качество - некое совершенно простое, непосредственное. Определенность вообще есть более всеобщее, которое в одинаковой мере может быть также и количественным, равно как и определенным еще далее. Ввиду этой простоты нечего более сказать о качестве как таковом.

Но наличное бытие, в котором содержатся как ничто, так и бытие, само является масштабом для односторонности качества как лишь непосредственной или сущей определенности. Качество должно быть положено также и в определении ничто, благодаря чему непосредственная или сущая определенность полагается как некая различенная, рефлектированная определенность, и таким образом, ничто как определенность некоторой определенности есть также некое рефлектированное, некое отрицание . Качество, взятое с той стороны, что оно, будучи различенным, признается сущим , есть реальность ; оно же, обремененное некоторым отрицанием, есть отрицание вообще; это - также некоторое качество, но такое, которое признается недостатком и определится в дальнейшем как граница, предел.

Оба суть наличное бытие; но в реальности как качестве с ударением на то, что оно есть сущее , запрятано то обстоятельство, что оно содержит в себе определенность и, следовательно, также и отрицание; реальность признается поэтому чем-то только положительным, из которого исключены отрицание, ограниченность, недостаток. Отрицание, взятое как голый недостаток, было бы то же, что ничто; но оно есть некоторое наличное бытие, некоторое качество, только с ударением на небытие.

Примечание. [Реальность и отрицание]

Реальность может показаться словом, имеющим разнообразные значения, так как оно употребляется для выражения разных и даже противоположных определений. В философском смысле говорят, например, об исключительно эмпирической реальности, как о лишенном ценности существовании (Dasein). Но когда говорят о мыслях, понятиях, теориях, что они лишены реальности , то это означает, что они не обладают действительностью , хотя в себе или в понятии идея, например, платоновской республики может, дескать, быть истинной. Здесь не отрицается за идеей ее ценность, и оставляют стоять наряду с реальностью также и ее. Но сравнительно с так называемыми голыми идеями, с голыми понятиями, реальное признается единственно истинным. - Смысл, в котором внешнему существованию приписывается решение вопроса об истинности некоторого содержания, столь же односторонен, как односторонни те, которые представляют себе, что для идеи, сущности или даже внутреннего чувства безразлично внешнее существование (Dasein), и которые даже считают, что они тем превосходнее, чем более они отдалены от реальности.

По поводу выражения «реальность» мы должны коснуться прежнего метафизического понятия бога , которое преимущественно клали в основание так называемого онтологического доказательства бытия божия. Бог определялся как совокупность всех реальностей , и об этой совокупности говорилось, что она не заключает в себе противоречия, что ни одна из реальностей не упраздняет другую; ибо реальность следует понимать лишь как некоторое совершенство, как некое утвердительное , не содержащее в себе никакого отрицания. Реальности, стало быть, не противоположны и не противоречат друг другу.

Выставляющие это понятие реальности предполагают, что она остается еще и тогда, когда мы отмыслим всякое отрицание; но, отмыслив отрицание, мы тем самым упраздняем всякую определенность реальности. Реальность есть качество, наличное бытие; тем самым она содержит в себе момент отрицательного, и лишь благодаря этому она есть то определенное, которое она есть. В так называемом эминентном (25) смысле или как бесконечная - в обычном значении этого слова - т. е. в том смысле, в котором ее якобы следует понимать, она расширяется до неопределенности и теряет свое значение. Божественная благость, утверждали, не есть благость в обычном смысле, а в эминентном; она не отлична от правосудия, а умеряется (лейбницевское примиряющее выражение), ею, равно как и, наоборот, правосудие умеряется благостью; таким образом, благость уже перестает быть благостью и правосудие - правосудием. Могущество бога, говорят, умеряется его мудростью, но, таким образом, оно уже не могущество как таковое, ибо оно подчинено мудрости; мудрость бога, утверждают, расширяется до могущества, но, таким образом, она исчезает как определяющая цель и меру мудрость. Истинное понятие бесконечного и его абсолютное единство - то понятие, к которому мы придем позднее, - нельзя понимать как умерение, взаимное ограничение или смешение ; это - поверхностное, остающееся неопределенно туманным соотношение, которым может удовлетворяться лишь чуждое понятию представление. Реальность, как ее берут в вышеуказанной дефиниции бога, т. е. реальность как определенное качество, выведенное за пределы его определенности, перестает быть реальностью; оно превращается в абстрактное бытие; бог как чисто реальное во всем реальном или как совокупность всех реальностей есть то же самое лишенное определения и содержания, что и пустое абсолютное, в котором все есть одно.

Если же, напротив, брать реальность в ее определенности, то ввиду того, что она по существу содержит в себе момент отрицательного, совокупность всех реальностей оказывается также совокупностью всех отрицаний, совокупностью всех противоречий; она, скажем примерно, превращается в абсолютное могущество , в котором все определенное поглощается; но так как само оно существует лишь постольку, поскольку оно имеет рядом с собою нечто еще не упраздненное им, то, когда его мыслят расширенным до осуществленного, беспредельного могущества, оно превращается в абстрактное ничто. То реальное во всяком реальном, бытие во всяком наличном бытии , которое якобы выражает понятие бога, есть не что иное, как абстрактное бытие, есть то же самое, что и ничто.

Определенность есть отрицание, положенное как утвердительное, - это и есть положение Спинозы: Omnis determinatio est negatio (всякое определение есть отрицание) (26). Это положение имеет бесконечную важность; только следует сказать, что отрицание как таковое есть бесформенная абстракция. Но не следует обвинять спекулятивную философию в том, что для нее отрицание или ничто есть последнее слово; оно является для нее столь же мало последним словом, как и реальность - последней истиной.

Необходимым выводом из положения, гласящего, что определенность есть отрицание, является единство спинозовской субстанции или существование лишь одной субстанции. Мышление и бытие или протяжение, эти два определения, которые Спиноза именно имеет перед собою, он должен был слить воедино (in Eins setzen) в этом единстве, ибо как определенные реальности они суть отрицания, бесконечность которых есть их единство; согласно дефиниции, даваемой Спинозой, о чем будет сказано далее, бесконечность чего-либо есть его утверждение. Он поэтому их понимал как атрибуты, т. е. как такие, которые не обладают особым существованием, бытием в себе и для себя, а имеют бытие лишь как снятые, как моменты; или, правильнее сказать, они для него даже и не моменты, ибо субстанция совершенно лишена определений в самой себе, а атрибуты, равно как и модусы, суть различения, делаемые внешним рассудком. - Это положение точно так же не допускает субстанциальности индивидуумов. Индивидуум есть соотношение с собою благодаря тому, что он ставит границы всему другому; но эти границы суть тем самым также и границы его самого, суть соотношения с другим; он не имеет своего наличного бытия в самом себе. Индивидуум, правда, есть нечто большее , чем только всесторонне ограниченное, но это «большое» принадлежит другой сфере понятия; в метафизике бытия он есть некое всецело определенное; и против того, чтобы нечто подобное, чтобы конечное как таковое существовало в себе и для себя, выступает, предъявляя свои права, определенность именно как отрицание и увлекает его в то же отрицательное движение рассудка, которое заставляет все исчезать в абстрактном единстве, в субстанции.

Отрицание непосредственно противостоит реальности; в дальнейшем, в сфере собственно рефлектированных определений, оно противопоставляется положительному , которое есть рефлектирующая на отрицание реальность, - реальность, в которой как бы светится то отрицательное, которое в реальности как таковой еще запрятано.

Качество есть преимущественно лишь с той стороны свойство , с какой оно в некотором внешнем соотношении показывает себя имманентным определением . Под свойствами, например, трав понимают определения, которые не только вообще свойственны некоторому нечто, а свойственны ему как раз постольку, поскольку это нечто через них своеобразно сохраняет себя в отношении к другим нечто, не дает внутри себя воли чужим положенным в нем воздействиям, а само показывает в другом силу своих собственных определений, хотя оно и не отстраняет от себя этого другого. Напротив, таких более покоящихся определенностей, как, например, фигура, внешний вид, не называют свойствами, впрочем, и не качествами, поскольку их представляют себе изменчивыми, не тождественными с бытием .

Qualierung (качествование) или Inqualierung (вкачествование) - специфическое выражение философии Якова Беме , философии, проникающей вглубь, но в смутную глубь, - означает движение некоторого качества (кислого, терпкого, огненного качества и т. д.) в самом себе, поскольку оно в своей отрицательной природе (в своей Qual (27), муке) выделяется из другого и укрепляется, поскольку оно вообще есть свое собственное беспокойство в самом себе, в соответствии с которым оно порождает и сохраняет себя лишь в борьбе.

С) Нечто

В наличном бытии мы различили его определенность, как качество; в последнем, как налично сущем, есть различие, - различие реальности и отрицания. Насколько эти различия имеются в наличном бытии, настолько же они вместе с тем ничтожны и сняты. Реальность сама содержит в себе отрицание, есть наличное, а не неопределенное, абстрактное бытие. И точно так же отрицание есть наличное бытие; оно - не то ничто, которое должно было оставаться абстрактным, а оно здесь положено, как оно есть в себе, как сущее, принадлежащее к наличному бытию. Таким образом, качество вообще не отделено от наличного бытия, которое есть лишь определенное, качественное бытие.

Это снятие различения есть больше, чем голый отказ от него и внешнее новое отбрасывание его или простой возврат к простому началу, к наличному бытию как таковому. Различие не может быть отброшено, ибо оно есть . Следовательно, фактически имеющимся оказывается наличное бытие вообще, различие в нем, и снятие этого различия; не наличное бытие, лишенное различий, как вначале, а наличное бытие как снова равное самому себе благодаря снятию различия , как простота наличного бытия, опосредствованная этим снятием. Эта снятость различия есть собственная определенность наличного бытия. Таким образом, оно есть внутри-себя-бытие ; наличное бытие есть налично сущее, нечто .

Нечто есть первое отрицание отрицания как простое сущее соотношение с собою. Наличное бытие, жизнь, мышление и т. д. существенно определяются в налично сущее , живое , мыслящее (в «я») и т. д. Это определение имеет величайшую важность: благодаря ему не останавливаются, как на всеобщностях, на наличном бытии, жизни, мышлении и т. д.; не останавливаются также и на божестве (вместо бога). Представление справедливо считает нечто некоторым реальным . Однако нечто есть еще очень поверхностное определение, подобно тому, как реальность и отрицание , наличное бытие и его определенность, хотя уже более не суть пустые бытие и ничто, все же суть совершенно абстрактные определения. Вследствие этого они и являются самыми ходячими выражениями, и философски необразованная рефлексия чаще всего пользуется ими, вливает в них свои различения и мнит, что в них она обладает чем-то вполне хорошо и твердо определенным. - Отрицание отрицания есть как нечто лишь начало субъекта, - внутри-себя-бытие, пока что лишь совершенно неопределенное. Оно определяет себя в дальнейшем прежде всего как сущее для себя, затем продолжает определять себя и далее до тех пор, пока оно не получит впервые в понятии конкретную напряженность субъекта. В основании всех этих определений лежит отрицательное единство с собою. Но при этом следует различать между отрицанием как первым , как отрицанием вообще , и вторым, отрицанием отрицания, которое есть конкретная, абсолютная отрицательность, точно так же, как первое отрицание есть, напротив, лишь абстрактная отрицательность.

Нечто есть сущее как отрицание отрицания; ибо последнее есть восстановление простого соотношения с собою; но тем самым нечто есть точно так же и опосредствование себя с самим собою . Уже в простоте [категории] нечто, а затем еще определеннее в для-себя-бытии, субъекте и т. д. имеется опосредствование себя с самим собою; оно имеется уже и в становлении, но в нем оно есть лишь совершенно абстрактное опосредствование. В нечто опосредствование с собою положено , поскольку нечто определено как простое тождественное . - Можно обратить внимание читателя на присутствие опосредствования вообще в противовес утверждению о якобы голой непосредственности знания, в которой опосредствования якобы совершенно нет; но в дальнейшем нет нужды обращать особенное внимание читателя на момент опосредствования, ибо он находится везде и повсюду, в каждом понятии.

Это опосредствование с собою, которым нечто является в себе , взятое лишь как отрицание отрицания, не имеет своими сторонами каких-либо конкретных определений; таким образом, оно сжимается в простое единство, которое есть бытие . Нечто есть , и оно ведь есть также и налично сущее; оно, далее, есть в себе также и становление , которое, однако, уже более не имеет своими моментами только бытие и ничто. Один из них - бытие - есть теперь наличное бытие и, далее, налично сущее; второй есть также некое налично сущее , но определенное как отрицание нечто (Negatives des Etwas), - как другое . Нечто как становление есть переход, моменты которого сами суть нечто и который поэтому есть изменение , - есть ставшее уже конкретным становление. - Но нечто изменяется сначала лишь в своем понятии; оно, таким образом, еще не положено как опосредствующее и опосредствованное; пока что оно положено, как просто сохраняющее себя в своем соотношении с собою, а отрицание его - как некоторое также качественное, как только некоторое другое вообще.

В. Конечность

a) Нечто и другое; они ближайшим образом равнодушны друг к другу; другое есть тоже некоторое непосредственно налично сущее, некоторое нечто; отрицание, таким образом, имеет место вне их обоих. Нечто есть в себе в противоположность к своему бытию-для-другого . Но определенность принадлежит также и к его «в себе » и есть

b) его определение , переходящее также в характер (Beschaffenheit), который, будучи тождественным с первым, составляет имманентное и вместе с тем подвергшееся отрицанию бытие-для-другого, составляет границу нечто, которая

c) есть имманентное определение самого нечто, и последнее есть, следовательно, конечное .

В первом отделе, в котором мы рассматривали наличное бытие вообще, последнее как взятое в начальной стадии рассмотрения, имело определение сущего . Моменты его развития, качество и нечто, суть поэтому также утвердительные определения. Напротив, в этом отделе развивается заключающееся в наличном бытии отрицательное определение, которое там еще было только отрицанием вообще, первым отрицанием, а теперь определилось далее до внутри-себя-бытия нечто, до отрицания отрицания.

В результате снятия становления получили наличное бытие. Наличное - это то, что есть налицо, наличное, иногда говорят - насущное, "хлеб насущный" (кстати, интересно бы разобрать этимологию этого слова - "насущный").
Это наличное бытие есть - как бытие, то есть - если оно есть , то это - бытие. Но, кроме бытия, в нем должно присутствовать и "ничто", и оно тоже есть - только называется небытие . И вот эту разницу между "ничто" и "небытием" в наличном бытии необходимо понять.

Наличное бытие - это то, что есть налицо, значит небытие - это то, что скрыто, что не налично. Тут довольно простая связка противоположностей - "наличное бытие - не бытие"". Можно представить себе, что вы увидели предмет в первый раз в своей жизни, издалека, и вот то, что вы увидели - наличное бытие, вы ещё не знаете ничего о нём - ни его предназначение, ни свойств, ни качеств, ни вкуса, запаха, веса - только зрительный образ. Первый образ, который вы начинаете анализировать, постигая его небытие.
Небытие - это какая то определенность предмета, явления.

Вообще, это звучит так - Небытие, принятое в бытие так что конкретное целое имеет форму бытия, называется определенностью.

Сложно довольно таки.
Ну, к примеру - если изучаем асфальтированную дорогу, то асфальтированная - это и есть определенность дороги. Умный человек - его определенность - ум, деревянный пол - деревянный его определенность и тд.

Чтобы познать наличное бытие, необходимо изучить его определенности.
Далее цитата из "Социальная диалектика" автор - Попов М.В.
такая определенность, которая берется изолированно, сама по
себе, называется качеством.
Иногда люди с апломбом пишут, что
пользовались качественным анализом, но это означает лишь, что
они пользовались самым простым, самым примитивным
инструментом, хотя и совершенно необходимым. Если
исследование проходило только на качественном уровне, то не
только до сущности, но даже до количества не дошли, а ведь
количество, как отмечал Гегель, – это более глубоко понятое
качество.

То есть - определённости предмета или явления - это его качественные показатели.
Идём дальше, рассматриваем качество. Качество - есть, следовательно оно бытие, наличное бытие. А раз есть бытие, то должно быть и "ничто", что и следует рассмотреть.
Рассматривать можно ничто по отношению к бытию, а можно и бытие по отношению к ничто. Точнее - нужно рассматривать и так, и эдак и получим два определения.

Качество, взятое как бытие в противоположность ничто, называется реальностью.
А качество, взятое как ничто в противоположность бытию, называется отрицанием.

Тут можно привести в пример два высказывания - "он хороший" и "он не плохой". Вроде бы - говорится об одном и том же качестве человека - он не плохой, он хороший, но одно выражено через бытие, а другое - через ничто. То есть - через реальность и через отрицание соответственно. Хотя приятнее, когда говорят - "он хороший", чем когда "он не плохой", но тут необходимо добавлять другие определенности, качества, конкретизирующие в чём хороший, в чем неплохой - в целом или в частностях, сейчас не об этом.
Сейчас о том, что не нужно путать в логике реальность и отрицание.
Реальность - это выражение того, что есть. Отрицание - это выражение того, что есть через то, чего нет. Хотя - часто приходят к определению того, что есть в реальности через отрицание - через то, чего нет в реальности. К примеру - да, он не толстый, он - худой или наоборот - нет, он толстый, а не худой.
Опять ничего сложного, всё это - простые законы логики.

Теперь беремся за рассмотрение реальности и отрицания как двух сторон определенности.
Реальность - есть, следовательно она - бытие, наличное бытие (другого у нас пока нет). Раз она бытие, то содержит в себе ничто, отрицание . Значит - отрицание тоже есть, и тоже - бытие. Также и отрицание - есть, значит оно бытие, наличное бытие и содержит в себе реальность.
Различие между отрицанием и реальностью снимается, так как они оба являются наличным бытием, и заодно снимается различие между определенностью и наличным бытием , так как и отрицание и реальность - есть, они есть - наличное бытие.
Нет отдельно реальности, нет отдельно отрицания от наличного бытия и нет отдельно определенности от наличного бытия. Все различия сняты.
Раз нет отдельно определённости от наличного бытия, то получаем
определённое наличное бытие .
Тот же "деревянный пол" - это уже определённое наличное бытие и о том, какие сюрпризы есть в этом определённом наличном бытии - в следующий раз.

Здесь, в моем блоге, публикую переведенное мной.

* * *

Объективная логика: учение о бытии

Определенное бытие (качество)

Примечание об обозначениях:


  • курсивом обозначены категории из философии Гегеля (например, бытие , ничто , становление );

  • полужирным обозначены категории из философии Гегеля, при их первом использовании;

  • подчеркиванием обозначено логическое ударение.

Это не единственная возможная схема обозначений. Можно было обозначать категории из философии Гегеля с помощью заглавных букв, а логическое ударение с помощью курсива, как это сделано в английской версии статьи, однако подобная схема обозначений не является общепринятой для русского языка (где с заглавной буквы пишут только первое слово в предложении, и никогда - слова внутри предложения).

Бытие

А. Бытие
Б. Ничто

Ничто , более точно, чистое ничто, "есть простое равенство с самим собой, полная пустота, отсутствие какой-либо определенности или содержания". Таким образом,ничто идентично бытию , за исключением того, что думают, что бытие является полной противоположностью этого ничто . Следовательно, различие между бытием иничто не задано их внутренней природой, а постулируется самим мыслящим субъектом .

В. Становление

Чистое бытие и чистое ничто являются одним и тем же, однако при этом полностью отличаются друг от друга. Это противоречие разрешается с помощью их немедленного исчезновения и перехода, одного в другое. Возникающее при этом движение, называемое становлением , принимает форму подавляющих друг другавозникновения бытия и исчезновения бытия .

Определенное бытие

А. Наличное бытие

Переход между становлением и а) наличным бытием (определенным-бытием-самим-по-себе) достигается с помощью снятия . Этот термин - традиционный русский перевод для немецкого слова aufheben - означает момент развития, "в котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение" (Маркс, Карл. Экономико-философские рукописи 1844 года). Гегель утверждает, что снятие - одно из самых важных понятий в философии. Бытие и ничто были полными противоположностями, внутренне единство которых нуждалось в том, чтобы его выразили, или опосредовали , чем-то третьим: становлением . После достижения становления с помощью опосредования, их (т.е. бытия и ничто ) единство становится непосредственным . Противопоставлению бытия и ничто , все еще выживающему в становлении , пришел конец. С новой точки зрения - с точки зрения непосредственности, становление превращается в наличное бытие , в котором бытие и ничто уже не являются отдельными понятиями, но необходимо связанными "моментами", которые наличное бытие сохранило внутри себя. Снятие, таким образом, является завершением логического процесса, но одновременно начинает его с новой точки зрения .

Как моменты определенного бытия , бытие и ничто приобретают новую форму - форму аспектов б) качества . Внутри качества , бытие выходит на первый план, и, как икачество , является реальностью ; ничто , или небытие , уходит на задний план и скрывается в фоне бытия , и служит только для того, чтобы отделить какое-либо частноебытие от других, и, делая это, ничто становится отрицанием в наиболее общем виде , т.е. качество становится формой отсутствия чего-либо. Качество , таким образом, содержит как то, чем определенное бытие является , так и то, чем оно не является , что с самого начало и делало его (т.е. определенное бытие ) тем, что было чем-тоопределенным . Внутри качества , тем не менее, реальность и отрицание все еще являются отдельными друг от друга, все еще опосредованы , точно так же, как бытие и ничто были когда-то опосредованы в становлении . Взятые в их единстве, в их непосредственности, как произойдет при еще одном снятии, они становятся теперь моментами какого-либо в) нечто .

Нечто является первым случаем в "Науке логики", когда происходит "отрицание отрицания". Первое отрицание, отрицание в самом общем виде, есть просто то, чемопределенное бытие не является. Гегель называет это "абстрактным отрицанием". Когда это отрицание отрицается, что называется "абсолютным отрицанием", то то, чемопределенное бытие является, уже более не зависит от того, чем оно является не для целей определения себя самого, но вместо этого становится действительным частнымнечто в своем частном проявлении: бытие-внутри-себя . Отрицание этого (чего именно? нужно прояснить; предположительно - отрицание первого нечто ); то, чем оно не является, теперь "отрезано" от него (от чего? нужно прояснить; предположительно - от первого нечто ) и становится другим нечто , которое, с точки зрения первогонечто , является г) другим в самом общем виде. В конце, точно так же как становление опосредовало бытие и ничто , изменение теперь опосредует нечто и другого .

Б. Конечность

а) Нечто и другое являются отдельными друг от друга, но каждый из них содержит, внутри себя, как моменты, их прежнее единство, которое у них было в определенном бытии . Эти моменты теперь появляются вновь как бытие-в-себе , т.е. какое-либо нечто нечто только до тех пор, пока онопротивопоставлено другому ; и бытие-для-другого , т.е. какое-либо нечто , которое является каким-либо частным нечто только до тех пор, пока оно находится в каком-либо отношении с другим . (Взгляд Гегеля в этом отношении противоположен Кантовскому ноумену , непознаваемой "вещи в себе": бытие-в-себе , изолированное отбытия-для-другого , не является ничем, кроме пустой абстракции, и спрашивать, чем оно является - значит задавать вопрос, который сформулирован так, что на него невозможно ответить .)

Нечто уже не является каким-либо изолированным нечто , но находится как в позитивном, так и в негативном отношении с другим . Это отношение, тем не менее, отражается обратно на это нечто как изолированное (нужно прояснить: слово "изолированное" относится к тому, что отражается на нечто , или к самому нечто ), т.е. какв-себе (нужно прояснить), и делает его еще более определенным. Чем нечто является в противопоставлении к другому , есть его (этого нечто ) б) определенность ; чемнечто является в отношении к другому есть его (этого нечто ) конституция .

Момент, когда нечто перестает быть собой и становится другим , есть предел этого нечто . Этот предел также разделяется другим этого нечто , которое само является каким-либо нечто и отличается от первого нечто только тем, что оно находится по другую сторону предела . Таким образом, именно с помощью их общих пределов ,нечто и другое опосредованы один с помощью другого, и взаимно определяют друг у друга, их внутренние качества .

С точки зрения предела , нечто является каким-либо частным нечто только до тех пор, пока оно не является чем-то еще. Это означает, что самоопределенность этогонечто является только относительной и полностью зависимой от того, что оно не является тем, чем оно не должно являться, чтобы быть. Таким образом, это нечто является лишь временным, и содержит в себе свое собственное прекращение бытия внутри себя, и является в) конечным , т.е. обреченным рано или поздно прекратить свое бытие . Для конечных вещей, "час их возникновения есть в то же время час их исчезновения" . На этой границе (нужно прояснить: там, где нечто содержит свое собственное прекращение бытия ? или когда нечто исчезает? или когда нечто перестает быть отдельным от другого ?) (и почему при исчезновении нечто , предел забирается внутрь того нечто , которое исчезло, а не внутрь другого , которое осталось - видимо потому что нечто и другое соединяются), предел перестает играть свою опосредующую роль между нечто и другим , т.е. отрицается, и забирается обратно в одно / единство с другим - бытие-внутри-себя - у нечто , и превращается вограничение для этого нечто , т.е. в границу, вне которой это нечто перестанет существовать . Обратная сторона этого, тем не менее, в том, что предел также забирает с собой отрицание этого нечто (т.е. другого) , когда этот предел забирается обратно в нечто , и это отрицание является другим (для исходного нечто ), но теперь расположенным внутри этого нечто и наделенным ролью определения для самого этого нечто . В условиях, когда на нечто действует его собственное ограничение, токачество , которое с самого начала определяло нечто , становится другим для себя самого ; оно уже не просто является тем качеством , но должно быть тем качеством .Ограничение и обязанность являются соединенными друг с другом, противоречащими друг другу моментами конечного .

Снятие происходит еще раз. Ограничение и обязанность указывают "вне" этого конечного нечто , одно негативно и другое позитивно. Это "вне", в котором они объединяются, есть бесконечность .

Примечания


  1. .





  2. Hegel (1969), §93

  3. Hegel (1969), §132 . www.marxists.org. Проверено 23 июня 2016.

  4. Hegel (1969), §133 . www.marxists.org. Проверено 23 июня 2016.

  5. Hegel (1969), §179 . www.marxists.org. Проверено 23 июня 2016.

  6. Hegel (1969), §184-§187 . www.marxists.org. Проверено 23 июня 2016.

  7. Hegel (1969), §195-§198 . www.marxists.org. Проверено 23 июня 2016.

Наличное бытиё

(Dasein) - (эмпирическое) наличие (Vorhandensein ) вещи или лица, в противоположность определённости бытия (свойству, Was-Sein) и (метафизическому) бытию. Но с онтологической точки зрения свойство столь же налично, как и вещь. Нет определённого бытия (Sosein) без наличного бытия (Dasein) и нет наличного бытия без определённого бытия. Всякое определённое бытие чего-либо «есть» также наличное бытие чего-либо, и всякое наличное бытие чего-либо «есть» также определённое бытие чего- либо. Лишь «нечто» при этом не является одним и тем же. Например: наличное бытие дерева на его месте само по себе есть также определённое бытие леса, ибо без него лес был бы иным, следовательно, обладал бы другими свойствами; наличное бытие сука на дереве есть определённое бытие дерева; наличное бытие ветви на суку есть определённое бытие сука и т. д.

Наличное бытие одного всегда одновременно есть определённое бытие другого. Этот ряд можно продлить в обе стороны, а также перевернуть. Термин «Dasein» приобрёл новое значение в современной экзистенцфилософии. Наличное бытие человека, поскольку оно наиболее доступно нашему познанию, посредством аналитики наличного бытия используется для того, чтобы раскрыть сущность и смысл (имеющегося в человеческом наличном бытии) бытия (экзистенцфилософия = фундаментальная онтология); см. также Экзистенция; Essentia; Мир.