Безопасность КИИ: как определить, что делать и что если не делать. Что сулит закон о безопасности критической информационной инфраструктуры? 187 фз о критической информационной инфраструктуры исполнение

2 августа 2019 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на совершенствование системы межбюджетных отношений Федеральный закон от 2 августа 2019 года №307-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 24 октября 2018 года №2288-р. Федеральным законом уточняются условия и порядок распределения и предоставления межбюджетных трансфертов. Уточняются положения, регулирующие вопросы предоставления субвенций бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета, в том числе в форме единой субвенции.

2 августа 2019 , Демографическая политика Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменении порядка установления ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребенка Федеральный закон от 2 августа 2019 года №305-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 мая 2019 года №1092-р. Федеральным законом изменяется критерий нуждаемости, в соответствии с которым гражданам будет назначаться ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. С 1 января 2020 года право на получение такой выплаты получат семьи, у которых размер среднедушевого дохода не будет превышать двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Федерации. Кроме того, такая ежемесячная выплата будет производиться гражданам до достижения ребенком возраста трех лет.

2 августа 2019 , Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций Президент России подписал Федеральный закон об уточнении норм, касающихся обращения лекарственных средств для ветеринарного применения Федеральный закон от 2 августа 2019 года №297-ФЗ. Федеральным законом, в частности, Россельхознадзор наделяется правом на проведение контрольной закупки лекарственных препаратов для ветеринарного применения, находящихся в обращении. Минсельхоз России наделяется полномочиями по утверждению порядка назначения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, утверждению формы рецептурных бланков на эти лекарственные препараты, порядка их учета и хранения.

2 августа 2019 , Антитеррористическая безопасность Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в правовом регулировании вопросов обеспечения транспортной безопасности Федеральный закон от 2 августа 2019 года №270-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 21 марта 2015 года №469-р. Федеральным законом, в частности, устанавливается, что в число основных задач обеспечения транспортной безопасности входит категорирование объектов транспортной инфраструктуры, а также оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих категорированию, и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами.

2 августа 2019 , Общие вопросы промышленной политики Президент России подписал разработанные Правительством федеральные законы о совершенствовании механизма специальных инвестиционных контрактов Федеральные законы от 2 августа 2019 года №290-ФЗ, №269-ФЗ. Проекты федеральных законов были внесены в Госдуму распоряжениями Правительства от 13 апреля 2019 года №722-р, №723-р. В целях развития высокотехнологичного производства и совершенствования механизма заключения СПИК, уточняются требования к контракту и его сторонам, предмет и содержание, порядок заключения, изменения, расторжения и прекращения действия контракта. Для налогоплательщиков – участников СПИК налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%.

2 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Президент России подписал Федеральный закон о расширении списка продовольственных товаров, облагаемых НДС Федеральный закон от 2 августа 2019 года №268-ФЗ. В список продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость при их реализации по налоговой ставке 10%, включаются фрукты и ягоды, в том числе виноград.

2 августа 2019 , Земельные отношения. Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность Президент России подписал Федеральный закон об уточнении порядка оформления прав на садовые дома и другие объекты недвижимости Федеральный закон от 2 августа 2019 года №267-ФЗ. До 1 марта 2021 года допускается проведение государственного кадастрового учета или регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, на основании только технического плана, подготовленного в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем земельного участка, и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости.

2 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Президент России подписал Федеральный закон об уточнении требований к иностранным платежным системам Федеральный закон от 2 августа 2019 года №264-ФЗ. Федеральным законом устанавливаются требования к иностранным платежным системам, функционирующим в России, и к правилам иностранной платежной системы, включая систему управления рисками и требования к защите информации.

2 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Президент России подписал Федеральный закон о правовом регулировании деятельности операторов инвестиционных платформ Федеральный закон от 2 августа 2019 года №259-ФЗ. Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также устанавливаются правовые основы деятельности операторов таких платформ. При этом под инвестиционной платформой понимается информационная система в интернете, которая используется для заключения договоров инвестирования.

Президент России подписал Федеральный закон об изменениях в законодательстве в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Федеральный закон от 26 июля 2019 года №241-ФЗ. Федеральным законом в отношении многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70% и которые не включены в региональную программу капремонта общего имущества, а также в отношении домов, включенных в программу реновации, исключаются требования по обязательному учёту производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учёта. 1

1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который касается не только госучреждений и коммерческих организаций, но и индивидуальных предпринимателей.

Суть новой законодательной инициативы раскрывает Василий Степаненко , директор департамента информационной безопасности компании «Сервионика», входящей в группу «АйТеко».

Каковы предпосылки принятия нового федерального закона? Одна из причин - рост рисков, связанных с безопасностью данных. По оценкам ФСБ России, в 2016 году было совершено порядка 70 миллионов попыток атак на объекты критической информационной инфраструктуры РФ, и 2/3 из них - атаки, совершенные из-за границы.

Четверть целевых кибератак, зафиксированных «Лабораторией Касперского», были направлены на промышленные компании. По наблюдениям экспертов в сфере информационной безопасности, в 2017-м число APT-атак выросло в два раза, а среднее время присутствия злоумышленника в инфраструктуре - от вторжения до обнаружения - составляет три года.

Что предстоит усовершенствовать? Во-первых, ГосСОПКА - государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.

Во-вторых, защищенность информационных систем госорганов, включая усиление персональной ответственности руководства за обеспечение ИБ. Именно эти два пункта в значительной мере реализованы в федеральном законе о безопасности КИИ, принятом летом 2017 года.

На какие отрасли распространяется 187-ФЗ? Новый закон охватывает здравоохранение, науку, транспорт, связь, энергетику, банки, финансы, ТЭК, атомную энергетику, оборонную, ракетно-космическую, горнодобывающую, металлургическую и химическую отрасли промышленности.

К субъектам КИИ относится любое юридическое лицо, обладающее информационной системой, используемой в одной из этих отраслей. К значимым объектам КИИ, распределенным на три категории, относятся все информационные системы, инциденты с которыми могут нарушить выполняемые ими социально-значимые функции и нанести значительный ущерб.

К ним предъявляются наиболее серьезные требования по обеспечению ИБ, неисполнение которых может повлечь серьезные последствия вплоть до уголовного наказания.

Как исполнение положений закона будет регулироваться и контролироваться? Закон определяет четырех регуляторов: ФСТЭК (Федеральную службу по техническому и экспортному контролю) и ФСБ как основных, Банк России и Минкомсвязь как дополнительных, согласовывающих требования по обеспечению безопасности объектов КИИ для своей сферы регулирования.

Функции ФСТЭК состоят в категорировании и ведении реестра значимых объектов КИИ, разработке требований по обеспечению информационной безопасности объектов КИИ и контроле их выполнения. ФСБ отвечает за практические аспекты безопасности, являясь главным центром ГосСОПКА.

Что необходимо сделать субъекту КИИ, чтобы выполнить требования закона? Самостоятельно провести категорирование всех своих объектов КИИ и сообщить о них в письменной форме в ФСТЭК для внесения сведений в реестр значимых объектов КИИ.

Реагировать на компьютерные инциденты, незамедлительно информируя о них ФСБ и оказывая содействие должностным лицам в деятельности, связанной с предупреждением, обнаружением и ликвидацией последствий инцидентов. Обеспечивать выполнение порядка, технических условий установки и эксплуатации технических средств ГосСОПКА.

Как будет осуществляться надзор за выполнением законодательных требований? ФСТЭК будет следить за правильностью категорирования объектов КИИ и выполнением требований к обеспечению информационной безопасности значимых объектов.

Плановые проверки будут проводиться каждые 3 года, внеплановые - по произошедшим инцидентам, поручениям президента и правительства или по требованию прокуратуры.

Оценка безопасности объектов КИИ будет осуществляться органами ФСБ. ФСБ будет производить анализ сведений от технических средств ГосСОПКА, из реестра значимых объектов КИИ, сведений, предоставляемых субъектами.

Что будет, если нарушить этот закон? Невыполнение обязанности по категорированию и предоставлению сведений об отдельных объектах КИИ не преследуется по закону, однако невыполнение требований по обеспечению безопасности КИИ, в том числе повлекшее за собой тяжкие последствия или угрозу их возникновения, наказуемо.

Насколько сложно реализовать требования нового закона на практике? Большинство российских промышленных компаний тратят сегодня на информационную безопасность менее 50 млн рублей в год.

При этом опрошенные в ходе исследования «Сколько стоит безопасность» руководители 27% организаций оценили в аналогичную сумму потери от одного дня простоя инфраструктуры из-за кибератаки. Во многих компаниях нет отдельного бюджета на обеспечение информационной безопасности: он является частью ИТ-бюджета, составляя не более 20% от него.

Для реализации требований 187-ФЗ и подзаконных актов регуляторов требуются значительные средства, и руководителям субъектов КИИ необходимо как-то выходить из ситуации. На сегодняшний день один из наиболее обсуждаемых вариантов решения проблемы обеспечения полноценной защиты объектов КИИ - подключение их к корпоративным центрам реагирования (Security Operations Center - SOC).

Они предоставляют полный спектр услуг по мониторингу и администрированию систем защиты информации, выявлению и реагированию на инциденты. Такой подход, возможно, станет одним из важных трендов в области ИБ в России.

Услуги SOC позволят субъектам КИИ более экономно реализовать требования нового закона. С вступлением 187-ФЗ в силу обеспечение информационной безопасности становится непрерывным процессом, а не «заморозкой» системы в эталонном состоянии.

Москва, Кремль

Подписан Закон о безопасности критической информационной инфраструктуры России.

Он регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак.

Определены основные принципы обеспечения безопасности, полномочия госорганов, а также права, обязанности и ответственность лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами инфраструктуры, операторов связи и информационных систем, обеспечивающих взаимодействие этих объектов.

К объектам инфраструктуры отнесены информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.

Закреплены понятия компьютерной атаки, компьютерного инцидента и др. Определен порядок функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г.


Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 июля 2017 г., в "Российской газете" от 31 июля 2017 г. N 167, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 31 (часть I) ст. 4736


История рассмотрения и принятия Федерального закона

1. Категорирование объекта критической информационной инфраструктуры представляет собой установление соответствия объекта критической информационной инфраструктуры критериям значимости и показателям их значений, присвоение ему одной из категорий значимости, проверку сведений о результатах ее присвоения.

1) социальной значимости, выражающейся в оценке возможного ущерба, причиняемого жизни или здоровью людей, возможности прекращения или нарушения функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, транспортной инфраструктуры, сетей связи, а также максимальном времени отсутствия доступа к государственной услуге для получателей такой услуги;

2) политической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения ущерба интересам Российской Федерации в вопросах внутренней и внешней политики;

3) экономической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения прямого и косвенного ущерба субъектам критической информационной инфраструктуры и (или) бюджетам Российской Федерации;

4) экологической значимости, выражающейся в оценке уровня воздействия на окружающую среду;

5) значимости объекта критической информационной инфраструктуры для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.

3. Устанавливаются три категории значимости объектов критической информационной инфраструктуры - первая, вторая и третья.

4. Субъекты критической информационной инфраструктуры в соответствии с критериями значимости и показателями их значений, а также порядком осуществления категорирования присваивают одну из категорий значимости принадлежащим им на праве собственности, аренды или ином законном основании объектам критической информационной инфраструктуры. Если объект критической информационной инфраструктуры не соответствует критериям значимости, показателям этих критериев и их значениям, ему не присваивается ни одна из таких категорий.

5. Сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий субъекты критической информационной инфраструктуры в письменном виде в десятидневный срок со дня принятия ими соответствующего решения направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, по утвержденной им форме.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в тридцатидневный срок со дня получения сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, проверяет соблюдение порядка осуществления категорирования и правильность присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо неприсвоения ему ни одной из таких категорий.

7. В случае, если субъектом критической информационной инфраструктуры соблюден порядок осуществления категорирования и принадлежащему ему на праве собственности, аренды или ином законном основании объекту критической информационной инфраструктуры правильно присвоена одна из категорий значимости, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, вносит сведения о таком объекте критической информационной инфраструктуры в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры, о чем в десятидневный срок уведомляется субъект критической информационной инфраструктуры.

8. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, выявлены нарушения порядка осуществления категорирования и (или) объекту критической информационной инфраструктуры, принадлежащему на праве собственности, аренды или ином законном основании субъекту критической информационной инфраструктуры, неправильно присвоена одна из категорий значимости и (или) необоснованно не присвоена ни одна из таких категорий и (или) субъектом критической информационной инфраструктуры представлены неполные и (или) недостоверные сведения о результатах присвоения такому объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в десятидневный срок со дня поступления представленных сведений возвращает их в письменном виде субъекту критической информационной инфраструктуры с мотивированным обоснованием причин возврата.

9. Субъект критической информационной инфраструктуры после получения мотивированного обоснования причин возврата сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, не более чем в десятидневный срок устраняет отмеченные недостатки и повторно направляет такие сведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

10. Сведения об отсутствии необходимости присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости после их проверки направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, о чем в десятидневный срок уведомляется субъект критической информационной инфраструктуры.

11. В случае непредставления субъектом критической информационной инфраструктуры сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, направляет в адрес указанного субъекта требование о необходимости соблюдения положений настоящей статьи.

1) по мотивированному решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, принятому по результатам проверки, проведенной в рамках осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

2) в случае изменения значимого объекта критической информационной инфраструктуры, в результате которого такой объект перестал соответствовать критериям значимости и показателям их значений, на основании которых ему была присвоена определенная категория значимости;

3) в связи с ликвидацией, реорганизацией субъекта критической информационной инфраструктуры и (или) изменением его организационно-правовой формы, в результате которых были изменены либо утрачены признаки субъекта критической информационной инфраструктуры.

Во второй половине 2018 года оформилась нормативная база в теме КИИ. Это дает нам возможность ответить на все основные вопросы.

Для начала определимся с основными понятиями.

Что такое критическая информационная инфраструктура?

Критическая информационная инфраструктура – это информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, а также сети электросвязи, используемые для организации их взаимодействия. Ключевым условием отнесения системы к КИИ является ее использование государственным органом или учреждением, либо российской компанией в следующих сферах:

  • здравоохранение,
  • наука,
  • транспорт,
  • связь,
  • энергетика,
  • банковский (финансовый) сектор,
  • топливно-энергетический комплекс,
  • атомная энергетика,
  • оборонная промышленность,
  • ракетно-космическая промышленность
  • горнодобывающая промышленность,
  • металлургическая промышленность
  • химическая промышленность

Также к КИИ будут относиться системы, которые на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат российской компании или ИП, и обеспечивают взаимодействие указанных выше систем или сетей.

Понятие критической информационной инфраструктуры раскрыто в Федеральном законе №187-ФЗ от 26.07.2017 «О безопасности критической информационной инфраструктуры» .

О чем говорит 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры»?

187-фз является базовым документом для всей тематики КИИ.

  • Вводит основные понятия
  • Создает основу правового регулирования
  • Определяет принципы обеспечения безопасности КИИ
  • Вводит понятие Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (далее – ГосСОПКА)
  • Вводит основу для создания Национального координационного центра по компьютерным инцидентам (далее — НКЦКИ)
  • Описывает полномочия Президента и органов госвласти в области обеспечения безопасности КИИ
  • Содержит базу для определения категорий объектов КИИ
  • Создает законодательную основу ведения реестра значимых объектов КИИ
  • Определяет права и обязанности субъектов КИИ
  • Определяет задачи и требования системы обеспечения безопасности значимого объекта КИИ
  • Закладывает основу оценки безопасности КИИ
  • Распределяет права и обязанности по государственному контролю

Что такое ГосСОПКА?

ГосСОПКА — это единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты.

Данное определение мы видим в 187-ФЗ.

По своей сути, ГосСОПКА является территориально распределенной совокупностью центров (сил и средств), в числе которых - Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам .

Если обобщить, то структура ГосСОПКА выглядит следующим образом:

Подробности можно получить из следующих документов:

  • Указ Президента РФ от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации»
  • «Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 03.02.2012№803)
  • «Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 12.12.2014№ К 1274)
  • Методические рекомендации по созданию ведомственных и корпоративных центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации

Что такое НКЦКИ?

Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам – структура, отвечающая за обеспечение координации деятельности субъектов КИИ, является составной частью ГосСОПКА.

Создана приказом ФСБ России №366 от 24 июля 2018 года «О Национальном координационном центре по компьютерным инцидентам».

В функции НКЦКИ входит:

  • Координация мероприятий и участие в мероприятиях по реагированию на компьютерные инциденты
  • Организует и осуществляет обмен информацией о компьютерных инцидентах
  • Осуществляет методическое обеспечение
  • Участвует в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак
  • Обеспечивает информирование о компьютерных атаках
  • Собирает и анализирует информацию о компьютерных инцидентах и атаках