Передача интернет-провайдеру данных о сотрудниках - конечных пользователях интернетом. Провайдер ждет сведений о работниках Список лиц использующих оборудование абонента юридического лица

Появился новый жанр, у меня, во всяком случае. Рожден он многочисленными комментариями к появляющимся со скоростью пулеметной очереди нормативным правовым актам. Поскольку актов очень много, они длинные и трудночитаемые, комментаторы, включая депутатов и чиновников, причастных к их принятию, а также журналисты с универсальными знаниями, читают первые пару строк (или абзац в лучшем случае) и комментируют. Потом все это обсуждают.

Алексей Волков уже спокойно (в смысле без паники) и очень точно описал ситуацию с постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 № 758 с длинным названием «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Мы с ним на эту тему плотно пообщались, пришли к общему мнению, которое он традиционно точно изложил. Я уж было передумал написать на эту тему, но обилие комментариев теперь и к посту Алексея заставили изменить намерения.

Начну с того, что на 100% уверен, что авторы сего документы написали совсем не то, что было предписано, и до конца не поняли, что написали. Об этом говорят комментарии из Министерства связи и Правительства. Писали очень быстро, впопыхах, и похоже, в двух разных департаментах министерства. Сводить тексты было некому и некогда. Итак, аккуратно смотрим, что получилось на выходе.

Постановление вносит изменения в правила оказания трех видов услуг связи: универсальных, передачи данных и телематических. Соответственно, в нем три пункта с подпунктами.

Первый пункт касается только универсальных услуг, и больше ничего. Универсальные услуги связи в соответствии с законом «О связи» — это «услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания». По-русски если - то это таксофон в глухой деревне, где прокладка меди и установка аппарата никогда не окупится, но скорую помощь иногда вызывать надо. Или компьютер с доступом в интернет в почтовом отделении (оно же и местный банк, как правило). Кстати, этот компьютер на почте и есть пункт коллективного доступа (ПКД), и его функционирование вовсе не предполагает использование WiFi. Это просто возможность почитать электронную почту и посерфить в интернете со скоростью не менее 256 кбит/с с помощью средств, предоставленных оператором (компьютера или WiFi - роутера, например).

У операторов универсальных услуг с государством особые отношения в связи с этим, но нам до этого дела нет, в вашем офисе или кафе-пончиковой за углом оказывается совсем не универсальная услуга. Поэтому даже разбираться с тем, что конкретно представляет собой ПКД, смысла нет. Пусть оператор универсальных услуг разбирается, пункт касается только его. Отметим только (потом понадобится) что сведения о пользователе универсальной услуги, представленные при использовании ПКД (в постановлении указано, какие именно) хранятся оператором связи (не почтой) не менее 6 месяцев.

А вот второй и третий пункты постановления про нас с вами.

Регламентируют они два варианта использования интернета при получении услуг передачи данных и телематических услуг (в комментариях к постановлению много ссылок на их определения и отличия, место тратить не буду, отмечу лишь, что, организовав доступ в интернет в офисе своей компании или шашлычной, вы пользуетесь одной из них или обе).

Подпункты а) в пунктах 2 и 3 - про разовые услуги доступа к интернету с использованием ПКД. Что такое разовые услуги, в правилах их оказания не говорится, но это было написано и до ПП-758, что договор об оказании разовых услуг передачи данных и телематике предполагает использование ПКД, заключается путем осуществления пользователем конклюдентных действий, направленных на получение услуги, и считается заключенным с момента таких действий. ПП-759 дополняет эту норму требованием идентификации пользователя и используемого им оконечного оборудования оператора связи. Обратили внимание? Должно идентифицироваться оборудование оператора связи, а не пользователя. И чего его идентифицировать, если оператор его сам и поставил и точно знает его mac-адрес? Про смартфоны в качестве ПКД я пока не слышал, но и их IMEI, если смартфоны предоставлены оператором, оператор отлично знает. И это первая засада.

Идентификация пользователя осуществляется оператором связи путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность. Если кто не знает, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.03.1997 № 232, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. Я искренне удивился, когда читал разъяснения на сайте регулятора про водительские права, СМС и специальную веб-форму. Как оператор будет сличать данные в правах или СМС с основным документом, я не догадываюсь. Но Роскомнадзор к концу месяца обещает придумать методику, тогда и посмотрим. Здесь вторая засада. Нововведения в этих подпунктах накладывают обязанности только на оператора связи, владельцам кафе и гостиниц, администрации парков, аэропортов и метрополитена до этого никакого дела нет, и в их работе ничего не меняется. Требование к ним не относится.

Подпункты б) пунктов 2 и 3 обязывают пользователя телематики и передачи данных (юридическое лицо или индивидуального предпринимателя) собирать и раз в три месяца передавать своему провайдеру список лиц, использующих его (юридического лица или индивидуального предпринимателя) пользовательское (оконечное) оборудование, который содержит сведения об использующих это самое оборудование — фамилию, имя, отчество, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность. Это третья засада, и самая большая пока.

Очевидно, что работники, которым выдали компьютеры и смартфоны, должны попасть в этот список. А как быть с посетителями, получающими гостевой доступ, в том числе - посетителями кафе или пассажирами аэропортов со своими средствами доступа? А это зависит от того, что такое пользовательское (оконечное) оборудование. Проблема в хот-споте. Устройства, создающие этот самый хот-спот - оконечное оборудование или нет? В законе о связи это «технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей».

А вот в правилах оказания телематических услуг связи (это и есть доступ в интернет, строго говоря) наряду с пользовательским (оконечным) оборудованием используется термин «абонентский терминал» — совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи для передачи, приема и отображения электронных сообщений и (или) формирования, хранения и обработки информации, содержащейся в информационной системе. Ключевыми словами являются здесь отображение, хранение и обработка. Т.е. компьютер - это абонентский терминал, а оконечное оборудование - гораздо шире. И WiFi или проводной роутер под его определение вполне попадает.

Из этого следует весьма неутешительный вывод. При соответствующем желании надзорного органа требование показать список всех, пользующихся доступом в интернет, предоставленным юридическим лицом или ИП, вполне законен. Как к владельцу кафе, так и к оператору связи.

Уткнувшись в нечеткие определения понятий, мы опять получаем избирательность применения права в зависимости от трактовки норм надзирающими.

И в заключение про разных авторов. Помните требования к срокам хранения в п.1, на которые я обращал внимание? В пунктах 2 и 3 никаких сроков нет. Из чего делаю вывод, что писали разные люди, а «сбивать» в единое целое было некогда. Поскольку написал за свою жизнь массу нормативки, имею основания.

Да, кстати. Требование о предоставлении оператору списков лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенных уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, было и есть в Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность». Представители компаний, которым я об этом говорил, неизменно искренне удивлялись. Ни один из них такого списка никогда не предоставлял. Это так, для понимания ситуации.

Прошу помочь с юридической информацией. Насколько правомерно требование Провайдера о предоставлении личной инф. Работников. Ниже текст письма от провайдера, предоставляющего резервный канал выхода в интернет и фрагмент доп. Соглашения.

Уважаемый Абонент! АО "К" напоминает о необходимости соблюдения действующего законодательства в части исполнения требований п.22-1 "Правил оказания телематических услуг связи" о предоставлении списка лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование. Во исполнение требований указанных выше Правил АО "К" в декабре 2016 г. направило Вам Дополнительное соглашение к действующему Договору с приложением "Список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование". Просим Вас подписать Дополнительное соглашение, внести информацию в "Список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование" по форме, закрепленной действующим законодательством РФ.

Абонент обязан предоставить Оператору список лиц, использующих пользовательское оборудование. Список должен быть заверен уполномоченным представителем Абонента, содержать сведения о лицах, использующих (оконечное) пользовательское оборудование (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, обновляться не реже одного раза в квартал).

Ответ:

Требование оператора связи (интерент-провайдера) о предоставлении списка сотрудников - конечных пользователей интернета основано на законе - положениях Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и Правил оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575.

Обработка (передача) указанных персональных данных возможна без согласия работников на основании пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Согласно постановлению Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 организация должна передавать интернет-провайдеру данные о конечных пользователях Интернетом. Нужно ли получать у сотрудника согласие на передачу этих данных? Какова ответственность за непредоставление этих данных?

Нужно ли в целях передачи провайдеру сведений о том, кто из сотрудников организации пользуется Интернетом, предварительно получать их согласие на обработку персональных данных, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Трошина и Максим Кудряшов.

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 внесены изменения в Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32 (далее - Правила N 32) и в Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 32). Указанные Правила N 32 и Правила N 575 приняты в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).

Так, в соответствии с п. 26.1 Правил N 32 и п. 22.1 Правил N 575 предусматривается обязанность предоставления оператору связи юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование. Указанный список должен содержать сведения о лицах, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование (фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность), и обновляться не реже одного раза в квартал.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). По сути, это любые сведения, с помощью которых можно определить (идентифицировать) субъекта персональных данных, что в полной мере согласуется с положениями ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, заключенной государствами - членами Совета Европы 28.01.1981 (вступила в силу для РФ 01.09.2013).

Согласно ст. 86 ТК РФ обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 88 ТК РФ).

По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Однако как следует из ст. 6, ч.ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 152-ФЗ, при наличии оснований, предусмотренных п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется. Так, в частности, обработка работодателем персональных данных без согласия работника допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Обязанность работодателя предоставить оператору связи список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование оператора, предусмотрена Законом о связи, Правилами N 32, Правилами N 575. Таким образом, обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора обязанностей. Следовательно, по нашему мнению, после внесения в договор об оказании услуг связи соответствующих изменений предоставление вышеуказанного списка оператору связи в силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ не требует получения согласия работников.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Закона о связи в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных Законом о связи, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения. В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи. Таким образом, в случае если организация не предоставит оператору связи список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование оператора, то оператор имеет право приостановить оказание услуг связи, а по истечении шести месяцев вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи.

В заключение отметим, что в настоящее время законодательством не установлена административная, уголовная или иная ответственность за непредоставление оператору связи списка лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование оператора.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ .

После принятия Постановлений Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" (далее - Постановление N 758) и от 12.08.2014 N 801 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 801) изменились:

Правила оказания универсальных услуг связи (далее - Правила N 241);

Правила оказания услуг связи по передаче данных (далее - Правила N 32);

Правила оказания телематических услуг связи (далее - Правила N 575) -

(указанные Правила утв. Постановлениями Правительства РФ от 21.04.2005 N 241, от 23.01.2006 N 32, от 10.09.2007 N 575 соответственно).

Так, теперь оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа осуществляется оператором универсального обслуживания после проведения идентификации пользователей (абз. 1 п. 3(1) Правил оказания услуг связи).

Напомним, что оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", далее - Закон о связи).

Оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи (п. 13 ст. 2 Закона о связи).

К универсальным услугам связи относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа (п. 1 ст. 57 Закона о связи):

Услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;

Услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием средств коллективного доступа;

Услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа.

Средство коллективного доступа - оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него (п. 28.3 ст. 2 Закона о связи).

Точка доступа - средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пользовательского оборудования абонента (п. 28.4 ст. 2 Закона о связи).

Постановление N 758 устанавливает, что идентификация пользователя осуществляется оператором универсального обслуживания путем установления фамилии, имени, отчества пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность (абз. 2 п. 3(1) Правил N 241).

Примечание. Большинство операторов связи уже включили в типовые договоры условия о представлении списка сотрудников, использующих рабочий Интернет.

Однако работодателю следует помнить о том, что передача оператору связи персональных данных сотрудников без их согласия - это нарушение требований ст. 88 ТК РФ и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Именно поэтому надо проверить, получено ли согласие работников на обработку их персональных данных.

Постановлением N 801 установлены дополнительные способы идентификации клиентов, в том числе путем определения номеров сотовых телефонов (абз. 2 п. 3(1) Правил N 241), т.е. у оператора связи есть выбор способа определения пользователя. Если заключается срочный договор об оказании разовых услуг по передаче данных либо разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа, то оператор связи также осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оборудования (абз. 1 п. 24(1) Правил N 32, абз. 1 п. 17(1) Правил N 575).

Примечание. В случае если договор на оказание услуг связи заключен до принятия рассматриваемых изменений, никаких действий можно не предпринимать, в том числе не требуется перезаключать уже имеющиеся договоры.

В Постановлениях не прописано никаких переходных положений, а также того, что их действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (что, впрочем, не помешало ряду операторов связи уже разослать уведомления и дополнительные соглашения к договорам).

Оператор связи перед предоставлением интернет-доступа вправе предложить пользователю ввести номер своего мобильного телефона, на который будет направлен соответствующий код, либо пользователь может указать фамилию, имя и отчество, которые подтверждаются учетной записью на Едином портале государственных услуг, документом, удостоверяющим личность, или иным способом, не противоречащим законодательству.

Сведения о пользователях (Ф.И.О., реквизиты документа, удостоверяющего личность), которым были оказаны услуги связи с использованием пунктов коллективного доступа, а также об объеме и времени услуг хранятся оператором не менее 6 месяцев (п. 9 Правил N 241). В случае если точка доступа Wi-Fi установлена оператором связи, он должен отправить пользователю СМС с запросом на получение идентификационных данных или предложить специальную форму для указания данных перед открытием доступа в Интернет.

В случае если точка доступа Wi-Fi установлена частным лицом, никаких обязанностей в связи с изменениями у него не появится.

Следует отметить, что у работодателей появилась новая обязанность - представление оператору связи списка лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование (п. 26(1) Правил N 32 и п. 22(1) Правил N 575).

Пользовательское оборудование (оконечное оборудование) - это технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей (п. 10 ст. 2 Закона о связи), т.е. модемы, роутеры, мобильные телефоны и т.д.

Указанный список должен содержать следующие сведения:

Фамилию, имя, отчество (при наличии);

Место жительства;

Реквизиты основного документа, удостоверяющего личность (паспорта).

Список заверяется работодателем. Срок представления списка указывается в договоре между оператором и работодателем, но не реже раза в квартал.

Пример оформления списка лиц приведен в образце.

Образец

Список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование ООО "Фирма"

Фамилия, имя, отчество

Место проживания

Реквизиты документа, удостоверяющего личность

Иванов Александр Петрович

127221, г. Москва, просп. Мира, д. 33, кв. 10

Паспорт 4555 123456, выд. ОВД "Северное Медведково" 11.11.2003

Разуваева Анна Ильинична

140800, Московская обл., г. Дмитров, ул. Чекистская, д. 5, кв. 2

Паспорт 4608 599987, выд. отделом УФМС России по Московской области в Дмитровском районе 11.04.2009

Юрьева Надежда Павловна