Цари ассирии. Последние цари ассирии Ассирия правитель

Ассирия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н.э. и до её уничтожения в VII веке до н.э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.
Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Моссул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до н.э., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии.

Крупными городами были также Ашшур, Калах и Душ-Шаррукин («Дворец Саргона»). Цари Ассирии сосредоточили в своих руках почти всю полноту власти – они одновременно занимали должность верховного жреца, и военного вождя, а некоторое время даже – казначея. Царскими советниками были привилегированные военачальники (управляющие провинциями, обязательно служившие в армии и платившие царю дань). Земледелием занимались рабы и зависимые работники.



Ассирия достигла вершины мог ущества во время правления династии Саргонидов (конец VII–VII века до н.э.). Саргон II, основатель новой династии, захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости и раздвинул границы царства до Египта. Его сын Синнахериб запомнился тем, что после восстания в Вавилоне (689 г. до н.э.) сравнял этот город с землей. Своей столицей он избрал Ниневию, отстроив её с величайшей пышностью. Территория города была значительно увеличена и обнесена мощными укреплениями, был построен новый дворец, обновлены храмы. Для снабжения города и разбитых вокруг него садов хорошей водой соорудили акведук высотой 10 м.


Захватнические военные походы ассирийцы начали со второй половины VIII века до н. э., в результате чего образовалась огромная империя. Ассирийцы захватили всю Месопотамию, Палестину, и Кипр, территории современных Турции и Сирии, а также Египет (который, однако, потеряли спустя 15 лет). На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов). Своей империей ассирийцы управляли очень сурово, депортируя или казня всех бунтовщиков.


Различают три периода в истории Ассирии:
Староассирийский (XX–XVI вв. до н.э.)
Среднеассирийский (XV–XI вв. до н.э.)
Новоассирийский (X–VII вв. до н.э.)

Староассирийский период

Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка.
Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения) – они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура.


Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV века до н. э.. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.
С III тыс. до н.э. – номовое государство Ашшур на среднем Тигре.
В XXI в. до н.э. – входил в державу III династии Ура.
Около 1970 г. до н.э. – власть переходит к коренным ашшурцам.
Около 1720 г. до н.э. – правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстанавливает независимость.

Среднеассирийский период

В XIV–IX веках до н.э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы.
Середина XV в. до н. э. – зависимость от Митанни.
Ашшур-убаллит I (1353–1318 гг. до н.э.) – начало формирования империи.
Адад-нирари I (1295–1264 гг. до н.э.) – закончил оформление империи.
Вторая половина XIV–XIII вв. до н.э. – войны с хеттами и вавилонянами.
XII в. до н. э. – полоса упадка в борьбе с балканскими племенами мушков.
Тиглатпаласар I (1114–1076 гг. до н.э.) – новый подъём.


Около 1000 г. до н. э. – интервенция кочевников-арамеев, очередной упадок. После смерти Тиглатпаласара I ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но и даже отстоять территории к востоку от него. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а её экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец X вв. до н. э. из Ассирии до нашего времени не дошло почти никаких документов или надписей.

Новоассирийский период

Новоассирийское царство. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. Период наивысшего могущества Ассирии – VIII–VII век до н.э. Новая Ассирийская империя (750–620 г. до н.э.) считается первой империей в истории человечества.


Адад-нирари II (911–891 гг. до н.э.) – вывел страну из кризиса, последующие правители – в основном завоеватели.
Адад-нирари III (810–783 гг. до н.э.) – вначале правил под опекой матери Шаммурамат.
Первая половина VIII в. до н.э. – потеря владений под ударами Урарту.
Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н.э.) – новое возвышение Ассирии, разгром Урарту.
Салманасар V (ок. 727 – 722 гг. до н.э.) – завоевание Израильского царства.
671 г. до н. э. – Ассархаддон (680–669 гг. до н.э.) – завоевание Египта.
Ашшурбанапал (668–627 гг. до н.э.) – распространение власти Ассирии на Лидию, Фригию, Мидию, разгром Фив.
630-е гг. до н.э. – нападение Мидийцев, до этого бывших в союзе.
609 г. до н.э. – последняя территория – Харран на западе Верхней Месопотамии – завоёвана Вавилонией.

Ассирийское войско

Во время правления Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.) было реорганизовано. Ассирийское войско, ранее состоявшее из воинов, имевших земельные наделы. С этих пор основа армии состояла из обедневших земледельцев, вооружённых за счёт государства. Так возникло постоянное войско, носившее название «царский отряд», в который включались и пленные. Также имелся особый отряд воинов, охранявший царя. Численность постоянного войска так возросла, что некоторые походы Тиглат-Палассар осуществил, не прибегая к племенным ополчениям.
В ассирийском войске было введено однообразное вооружение. Солдаты применяли луки с металлическими наконечниками на стрелах, пращи, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, железные палицы. Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, ведущие осадные работы, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками; щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению – от легких круглых и четырёхугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах.






Основным войском считался кисир. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу).
Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение – панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу обычно составляли два воина: лучник и щитоносец.
Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооружённых воинов. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, ведущих бой под прикрытием тяжелых пехотинцев со щитами. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.
Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, которые начали использовать с 1100 года до н. э. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов – лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против иррегулярных войск.
Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск – конницы и «инженерных» войск. Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н. э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была ещё иррегулярной и не вытесняла боевые колесницы.
Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны и катапульты для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства – бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты). Финикийские мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер с острым носом для нанесения таранного удара судам противника. Гребцы в них располагались в два яруса. Корабли строились на Тигре и Евфрате и спускались в Персидский залив.








Алфавит Библиотека Ашшурбанипала

Армия. Отношение к покоренным народам. Ассирийская армия делилась на конницу, которая, в свою очередь, подразделялась на колесничью и простую конницу, и на пехоту – легковооруженную и тяжеловооруженную. Ассирийцы в более поздний период своей истории, в отличие от многих государств того времени, под влиянием индоевропейских народов – например, скифов, славившихся своей конницей (известно, что скифы были на службе у ассирийцев, а их союз был закреплен браком между дочерью ассирийского царя Асархаддона и скифским царем Бартатуа), стали широко применять простую конницу, что дало возможность успешно преследовать отступающего неприятеля. Благодаря наличию металла в Ассирии, ассирийский тяжеловооруженный воин был относительно хорошо защищен и вооружен. Помимо данных родов войск, впервые в истории в ассирийской армии применялись вспомогательные инженерные войска (набираемые в основном из рабов), которые занимались прокладкой дорог, сооружением понтонных мостов и лагерей-крепостей. Ассирийская армия одна из первых (а может быть, и самая первая) стала применять различные осадные орудия, такие как таран и специальное приспособление, чем-то напоминающую баллисту из воловьих жил, стрелявшую по осажденному городу камнями весом до 10 кг на расстояние 500-600 м. Царям и полководцам Ассирии были знакомы фронтальные и фланговые атаки и сочетание этих атак. Также довольно хорошо была налажена система шпионажа и разведки в странах, где планировались военные операции или была опасность для Ассирии. Наконец, довольно широко применялась система оповещения, наподобие сигнальных маяков. Ассирийская армия старалась действовать неожиданно и быстро, не давая противнику возможности опомниться, часто совершая внезапные ночные налеты на неприятельский лагерь. Когда было необходимо, ассирийская армия прибегала к тактике «взятия измором», уничтожая колодцы, перекрывая дороги и т.д. Все это делало ассирийскую армию сильной и непобедимой. Чтобы ослабить и держать в большем подчинении покоренные народы, ассирийцы практиковали переселение покорившихся народов в другие, нехарактерные для их хозяйственной деятельности районы ассирийской империи. Например, оседлые земледельческие народы переселяли в пустыни и степи, пригодные лишь для кочевников. Так, после захвата ассирийским царем Саргоно II государства Израиль 27000 тысяч израильтян были переселены в Ассирию и Мидию, а в сам Израиль заселили вавилонян, сирийцев и арабов, которые впоследствии стали известны под названием самаритян и вошли в новозаветную притчу о «добром самаритянине». Следует также отметить, что по своей жестокости ассирийцы превзошли все другие тогдашние народы и цивилизации, тоже не отличавшиеся особой гуманностью. Самые изощренные пытки и казни над побежденным врагом считались для ассирийцев нормальным явлением. На одном из рельефов видно, как ассирийский царь пирует в саду вместе со своей супругой и наслаждается не только звуками арф и тимпанов, но и кровавым зрелищем: на дереве висит отрубленная голова одного из его врагов. Подобная жестокость служила для запугивания врагов, а также отчасти имела религиозно-ритуальные функции.

Государственный строй. Население. Семья Первоначально город-государство Ашшур (ядро будущей Ассирийской империи) представлял из себя олигархическую рабовладельческую республику, управляемую советом старейшин, который менялся каждый год и набирался из наиболее зажиточных жителей города. Доля царя в управлении страной была невелика и сводилась к роли главнокомандующего армией. Однако постепенно царская власть усиливается. Перенос столицы из Ашшура без видимых причин на противоположенный берег Тигра ассирийским царем Тукульти-Нинуртом I (1244–1208 до н.э.) свидетельствует, по всей видимости, о желании царя порвать с ашшурским советом, который становился лишь советом города.Главной основой Ассирийского государства были сельские общины, которые являлись собственниками земельного фонда. Фонд делился на участки, принадлежавшие отдельным семьям. Постепенно, по мере успешных захватнических походов и накопления богатств, выделяются богатые общинники-рабовладельцы, а их бедные собратья по общине попадают к ним в долговое рабство. Так, например, должник обязан был к жатве предоставить богатому соседу-кредитору определенное количество жнецов взамен погашения процента на сумму займа. Также весьма распространенным способом попадания в долговое рабство была отдача должника во временное рабство кредитору в качестве залога. Знатные и зажиточные ассирийцы не выполняли никаких повинностей в пользу государства. Различия между богатыми и бедными жителями Ассирии показывала одежда, вернее, качество материала и длина «канди» – рубашки с коротким рукавом, широко распространенной на древнем Ближнем Востоке. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее было его канди. Кроме того, все древние ассирийцы отращивали густые длинные бороды, считавшиеся признаком нравственности, и тщательно за ними ухаживали. Бороды не носили только евнухи. До нас дошли так называемые «среднеассирийские законы», регламентирующие различные стороны повседневной жизни древней Ассирии и являющиеся, наряду с законами Хаммурапи, древнейшими юридическими памятниками.В древней Ассирии существовала патриархальная семья. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабами. Дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Положение жены также мало отличалось от рабского, так как жена приобреталась путем купли. Муж имел юридически обоснованное право прибегать к насилию по отношению к своей жене. Жена после смерти мужа доставалась родственникам последнего.Стоит отметить также, что внешним признаком свободной женщины было ношение покрывала, закрывавшего лицо. Эту традицию впоследствии переняли мусульмане.


Ассирийцы (арам. ܐܬܘܪ̈ܝܐ, самоназвания – атураи, сураи, встречаются также названия айсоры, суриани, халдеи, сиро-халдеи, сирийцы, арм. Ասորիներ, груз. ასურელები) – народ, происходящий от древнего населения Передней Азии. Происхождение возводится к обитателям Ассирийской империи. Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Месопотамии, принявшие в IV веке христианство.
Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух-, трёх-, а иногда и четырёх-язычны, владея помимо своего родного языка языками окружения – арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.
Ассирийцы живут в Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, Украине, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Надёжные данные по количеству ассирийцев отсутствуют. Общая численность, по разным источникам, составляет от 350 тысяч до 4 миллионов человек.

Последние цари Ассирии

Вопрос о последних царях Ассирии до сих пор вызывает споры ученых. При раскопках холма Калах-Нимруд Лэйярд обнаружил развалины сравнительно небольшого невзрачного здания, на стенах которого была высечена надпись:

«Ашшурэтельилани, царь Ассирийский, сын Ашшурбанапала, царя Ассирийского, потомок Асархаддона, царя Ассирийского».

Найдены обломки и с другими именами.

Самого последнего царя Ассирии вавилонский историк Берос называет Сараком. Очевидно, это сокращенное и несколько измененное имя Синшаришкун, которое было начертано на нескольких обломанных плитках с уцелевшими надписями, относящимися к последним годам его царствования.

Полагают, что Ашшурэтельилани и Синшаришкун – различные имена одного и того же царя (личное и тронное имя). Однако некоторые исследователи считают их двумя братьями, царствовавшими поочередно после смерти их отца – Ашшурбанапала.

Ученые до сих пор не пришли к соглашению по вопросу о дате смерти Ашшурбанапала. Кроме традиционных (635 г. до н. э.) предлагаются годы 633, 631 и 627. Во всяком случае, расхождение не превышает семи лет, что для древнего Востока не является особенно значительной цифрой. Вероятнее всего, следует остановиться на 627 г. до н. э.

Античная традиция сообщает, что Ашшурбанапал скончался уже в преклонных летах, когда могущество страны было надломлено. Однако в течение двух десятилетий она продолжала оказывать весьма упорное сопротивление своим врагам.

Благодаря таким клинописным документам, как «Хроника Гэда», или сведениям из архива Ниппура мы можем теперь последовательно проследить военные действия, которые вела Ассирия после Ашшурбанапала и вплоть до падения Ниневии.

После смерти царя военачальник Синшумулишир и сын Ашшурбанапала Синшаруишкун поспешили занять Вавилон. Однако вавилоняне восстали и изгнали ассирийский гарнизон. На помощь повстанцам поспешил из Халдеи Набопаласар. Ему удалось занять Урук и осадить Ниппур, оставшийся верным ассирийцам. В осажденном городе начался голод. Цены на ячмень возросли в тридцать раз. Некоторые богачи припрятали хлеб и пускали его в продажу за баснословные суммы. Они скупали даже у голодающих ниппурцев детей (например, за девушку платили 6 сиклей, т. е. 50 г серебра).

Ассирийские войска поспели на выручку Ниппура, и им удалось освободить этот город. В свою очередь, они подступили к Уруку, но были отбиты Набопаласаром.

В это время ассирийским завоевателям стало уже не до Сирии и Палестины. Фараон Псамметих осадил Ашдод и овладел им. Иудейский царь Иосия захватил Северную Палестину, заселенную ассирийскими колонистами.

Попытка Синшаруишкуна осенью 626 г. (или несколько позднее) вновь овладеть Вавилоном окончилась неудачей.

В конце 626 г. н. э. Набопаласар был провозглашен царем Вавилонии. На его сторону перешел один из крупнейших городов страны – Сиппар. Весной 625 г. до н. э. ассирийцы возобновили нападение на Вавилон. Они дошли до Сиппара и закрепились поблизости от него, в крепости Шаллат.

Из книги Когда заговорила клинопись автора Матвеев Константин Петрович

Глава XI Последние годы Ассирии «Слышны хлопание бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч, и блестят копья; убитых множество и груды трупов, нет конца трупам, спотыкаются о трупы их». Так писал древний хронист о

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

5. Последние императоры Великой Империи = русские цари-ханы начала XVII века Борис «Годунов»БОРИС ФЕДОРОВИЧ «ГОДУНОВ» 1598–1605 по . Был сыном предыдущего царя Федора Ивановича. История Годунова сильно искажена Романовыми . Царь Борис «Годунов» вовсе не старый опытный

Из книги История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима автора Бауэр Сьюзен Уайс

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

5. Последние императоры Великой Империи = русские цари-ханы начала XVII века Борис «Годунов» БОРИС ФЕДОРОВИЧ «ГОДУНОВ» 1598–1605 по . Был сыном предыдущего царя Федора Ивановича. История Годунова сильно искажена Романовыми . Царь Борис «Годунов» вовсе не старый опытный

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Дополнение Последние открытия и последние работы относительно «искусства степей» (1951 г.) История Топа, или тюрков-тобгачей, господствовавших в Северном Китае в V-м веке, исключительно интересна тем, как она демонстрирует нам тот же тип тюрко-монгольской орды, наполовину

Из книги История Древнего мира [От истоков Цивилизации до падения Рима] автора Бауэр Сьюзен Уайс

Глава пятьдесят первая Цари Ассирии и Вавилона Между 726 и 705 гг до н. э. Египет вновь объединяется, а Израиль рассыпается, когда Саргон II завоевывает почти весь мирВ 726 году, спустя два года после «принятия Мардука», Тиглатпаласар III умер, пробыв на ассирийском троне почти

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4 КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 ГОДА НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ. ЦАРИ САМУИЛ, САУЛ И ДАВИД (ОПИСАННЫЕ В КНИГЕ 1 ЦАРСТВ) – ЭТО РУССКО-ОРДЫНСКИЕ ЦАРИ-ХАНЫ: МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТВЕРСКОЙ, МАМАЙ И ДМИТРИЙ

автора Садаев Давид Челябович

Возвышение Ассирии О последних веках существования Староассирийского царства (XVIII-XV вв. до н. э.) известно совсем немного.Исторические источники для этого периода весьма скудны. Нам известны лишь имена трех десятков правителей, но о деятельности их мы почти ничего не

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Международная политика Ассирии В 1888 г. на полпути между Фивами и Мемфисом (в Телль-Амарне), на месте бывшей резиденции фараона Аменхотепа, египетская крестьянка нашла каменный ящик с 300 глиняными клинописными табличками. Удалось установить, что таблички содержат

Из книги Древний Восток автора

«Цари-Хоры» и «цари-Сеты»: распад и воссоединение Египта при II династии Около второй половины XXIX в. до н. э. в Египте воцаряется II династия. Первые ее правители решили обосноваться в Мемфисе насовсем: в Саккара переносится царский некрополь (комплекс погребений), а историк

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Культура Ассирии Культура Ассирии носила по преимуществу заемный характер в основном из Вавилонии. Только в громогласных восхвалениях своих побед и изображении войн на рельефах, а также в идеологическом обосновании своей необузданной экспансии ассирийцы оказались

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Гибель Ассирии Таково было Ассирийское царство на вершине своего могущества в середине VII в. до н. э. Очень скоро, однако, и это царство постигла гибель.Главной причиной её была ненависть всех народов к своим поработителям. В 20-х годах VII в. в Ассирии разгорелась

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Приложение 5 Армянская история Цари-ханы XIV–XVI веков как императоры римской империи якобы X–XIII веков н. э., они же - иудейские цари, они же - средневековые армянские католикосы 1. Три фантомных отражения одной и той же средневековой династии.Берем известный список

Из книги Хронология автора

Цари коринфян, спартанцев, правители морей, цари македонян и фессалийцев Цари коринфян из книг Диодора.После этого исследования остается сказать, как Коринф и Сикион были заселены дорийцами. Почти все народы Пелопоннеса, кроме Аркадии, были опустошены нашествием

Первой империей Древнего мира была Ассирия. Это государство просуществовало на мировой карте почти 2000 лет - с XXIV по VII век до нашей эры, и около 609 г. до н. э. прекратило свое существование. Первые упоминания об Ассирии были обнаружены у античных авторов, таких как Геродот, Аристотель и другие. Также Ассирийское царство упоминается и в некоторых книгах Библии.

География

Ассирийское царство находилось в верхнем течении и протянулось от нижнего течения Малого Заба на юге до гор Заграс на востоке и гор Масиос на северо-западе. В разные эпохи своего существования оно располагалось на землях таких современных государств, как Иран, Ирак, Иордания, Израиль, Палестина, Турция, Сирия, Кипр и Египет.

Многовековой истории известна не одна столица Ассирийского царства:

  1. Ашшур (первая столица, находилась в 250 км от современного Багдада).
  2. Экаллатум (столица верхней Месопотамии, находилась в среднем течении Тигра).
  3. Ниневия (находилась на территории современного Ирака).

Исторические периоды развития

Так как история Ассирийского царства занимает слишком большой временной промежуток, то эпоху его существования условно делят на три периода:

  • Староассирийский период - XX -XVI века до нашей эры.
  • Среднеассирийский период - XV-XI века до нашей эры.
  • Новоассирийское царство - X-VII века до нашей эры.

Каждый из периодов характеризовался своей внутренней и внешней политикой государства, у власти стояли монархи из различных династий, каждый последующий период начинался подъёмом и расцветом государственности ассирийцев, сменой географии царства и изменением внешнеполитических ориентиров.

Староассирийский период

Ассирийцы пришли на территорию реки Евфрата в середине XX в. до н. э., говорили эти племена на Первым построенным ими городом был Ашшур, названный в честь своего верховного божества.

В этот период еще не существовало единого Ассирийского государства, поэтому наибольшим владетельным номом стал Ашшур, который являлся вассалом царства Митании и касситской Вавилонии. Ном сохранял некоторую независимость во внутренних делах поселений. К Ашшурскому ному относилось несколько небольших сельских поселений во главе со старейшинами. Город развивался достаточно быстро благодаря удачной географическому расположению: именно через него проходили торговые пути с юга, запада и востока.

Говорить о правящих в этот период монархах не принято, так как правители не имели всех политических прав, характерных для носителей такого статуса. Этот период в истории Ассирии был выделен историками для удобства как предыстория Ассирийского царства. До падения Аккада в XXII веке до н.э. Ашшур входил в его состав, а после его исчезновения стал независимым на короткий период времени, и лишь в XXI веке до н. э. был захвачен Уром. Лишь спустя 200 лет власть переходит к правителям - ашшурцам, с этого момента начинается бурный рост торговли и товарного производства. Однако такое положение внутри государства просуществовало недолго, и через 100 лет Ашшур теряет свою значимость центрального города, и наместником в нем становится один из сыновей правителя Шамшт-Адада. Вскоре город оказывается под властью царя Вавилона Хаммурапи, и лишь около 1720 года до н. э. начинается постепенный расцвет независимого Ассирийского государства.

Второй период

Начиная с XIV века до нашей эры ассирийские правители в официальных документах уже именуются царями. Более того, при обращении к фараону Египта они говорят «Наш брат». В этот период идет активная военная колонизация земель: осуществляются вторжения на территорию государства Хеттов, набеги на Вавилонское царство, в города Финикии и Сирии, и в 1290-1260 гг. до н. э. заканчивается территориальное оформление Ассирийской империи.

Новый подъем захватнических войн ассирийцев начался при царе Тиглатпаласаре, который смог захватить Северную Сирию, Финикию и часть Малой Азии, более того, царь несколько раз выходил на кораблях в Средиземное море, чтобы показать свое превосходство перед Египтом. После кончины монарха-завоевателя в государстве начинается упадок, и все последующие цари уже не могут сохранить ранее захваченные земли. Ассирийское царство было вытеснено на свои коренные земли. Документов периода XI-X веков до н. э. не сохранилось, что свидетельствует об упадке.

Новоассирийское царство

Новый этап в развитие Ассирии начался после того, как ассирийцам удалось избавиться от арамейских племен, пришедших на их территорию. Именно государство, созданное в этот период, принято считать первой империей в истории человечества. Затяжной кризис Ассирийского царства смогли прекратить цари Адад-Нирари II и Адид- Нирари III (именно с его матерью Семирамидой связывают существование одного из 7 чудес света - Висячих садов). К сожалению, три следующих царя не смогли устоять под ударами внешнего противника - царства Урарту, и проводили неграмотную внутреннюю политику, что существенно ослабило государство.

Ассирия при Тиглапаласаре III

Настоящий подъем царства начался в эпоху царя Тиглапаласара III. Находясь у власти в 745-727 гг. до н. э., он смог захватить земли Финикии, Палестины, Сирию, Дамасское царство, именно в годы его правления был разрешен многолетний военный конфликт с государством Урарту.

Удачи во внешней политике обусловлены проведением внутриполитических реформ. Так, царь начал насильственное переселение на свои земли жителей с захваченных государств, вместе с семьями и имуществом, что привело к распространению арамейского языка на территории всей Ассирии. Царь решил проблему сепаратизма внутри страны, разделив крупные области на множество мелких во главе с наместниками, не допустив, таким образом, зарождения новых династий. Также царь взялся за реформирование состоявшее из ополченцев и военных колонистов, было реорганизовано в профессиональную регулярную армию, получавшую жалованье из казны, были введены новые рода войск - регулярная кавалерия и саперы, особое внимание было уделено организации службы разведки и связи.

Удачные военные кампании позволили Тиглатпаласару создать империю, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря, и даже короноваться как царь Вавилона - Пулу.

Урарту - царство (Закавказье), в которое вторгались ассирийские правители

Царство Урарту располагалось на нагорья и занимало территорию современных Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской АР Азербайджана. Расцвет государства пришелся на конец IX - середину VIII века до нашей эры, упадку Урарту во многом способствовали войны с Ассирийским царством.

Получив трон после смерти отца, царь Тиглатпаласар III стремился вернуть своему государству контроль над малоазийскими торговыми путями. В 735 году до н. э. в решающем сражении на западном берегу Евфрата ассирийцы смогли разбить армию Урарту и продвинуться вглубь царства. Монарх Урарту Сардури сбежал и вскоре умер, государство оказалось в плачевном состоянии. Его наследник Руса I смог установить временное перемирие с Ассирией, которое вскоре было нарушено ассирийским царем Саргоном II.

Воспользовавшись тем, что Урарту было ослаблено поражением, полученным от племен киммерийцев, Саргон II в 714 году до н. э. уничтожил урартское войско, и, таким образом, Урарту и зависимые от него царства оказались под властью Ассирии. После этих событий Урарту утратило свое значение на мировой арене.

Политика последних ассирийских царей

Наследник Тиглатпаласара III не смог удержать в своих руках основанную его предшественником империю, и со временем Вавилон объявил о своей независимости. Следующий царь, Саргон II, в своей внешней политике не ограничился владением только царством Урарту, он смог вернуть Вавилон под контроль Ассирии и короновался как вавилонский царь, также ему удавалось подавлять все восстания, возникающие на территории империи.

Царствование Синаххериба (705-680 гг. до н. э.) характеризовалось постоянным противостоянием царя со жрецами и горожанами. Во время его правления бывший царь Вавилона вновь попытался восстановить свою власть, это привело к тому, что Синаххериб жестоко расправился с вавилонянами и полностью разрушил Вавилон. Недовольство политикой царя привело к ослаблению государства и, как следствие, вспышкам восстаний, некоторые государства вновь обрели независимость, а Урарту вернул себе ряд территорий. Такая политика привела к убийству царя.

Получив власть, наследник убитого царя Асархаддон первым делом взялся за восстановление Вавилона и налаживание отношений со жрецами. Что касается внешней политики, царю удалось отразить вторжение киммерийцев, подавить антиассирийские восстания в Финикии и предпринять удачный поход в Египет, результатом которого стал захват Мемфиса и восхождение на трон Египта, однако удержать эту победу царю не удалось из-за неожиданной смерти.

Последний царь Ассирии

Последним сильным царем Ассирии был Ашшурбанипал, известный как наиболее грамотный правитель Ассирийского государства. Именно он в своем дворце собрал уникальную библиотеку из глиняных дощечек. Время его правления характеризовалось постоянной борьбой с вассальными государствами, желающими вернуть себе независимость. Ассирия в этот период воевала с царством Эламом, что привело к полному разгрому последнего. Египет и Вавилон хотели вернуть себе независимость, однако в результате многочисленных конфликтов им это не удалось. Ашшурбанипалу удалось распространить свое влияние на Лидию, Мидию, Фригию, разгромить Фивы.

Гибель Ассирийского царства

Смерть Ашшурбанапала положила начало смуте. Ассирия потерпела поражение от Мидийского царства, независимость получил Вавилон. Объединёнными войсками мидийцев и их союзниками в 612 году до н. э. был разрушен главный город Ассирийского царства - Ниневия. В 605 году до н. э. при Каркемише вавилонский наследник Навуходоносор разбил последние воинские части Ассирии, таким образом, Ассирийская империя была уничтожена.

Историческое значение Ассирии

Древнее Ассирийское царство оставило после себя множество культурных и исторических памятников. До нашего времени сохранилось множество барельефов со сценами из жизни царей и вельмож, шестиметровые скульптуры крылатых богов, множество керамики и ювелирных украшений.

Большой вклад в развитие знаний о Древнем мире внесла обнаруженная библиотека с тридцатью тысячами глиняных табличек царя Ашшурбанипала, где были собраны знания по медицине, астрономии, инженерии, и даже упоминался Великий потоп.

На высоком уровне развития находилась инженерия - ассирийцы смогли построить канал-водопровод и акведук шириной 13 метров и длиной 3 тысячи метров.

Ассирийцы смогли создать одну из сильнейших армий своего времени, на вооружении у них были колесницы, тараны, копья, в боях воины использовали обученных собак, армия была хорошо экипирована.

После падения Ассирийского государство наследником многовековых достижений стал Вавилон.

ܐܬܘܪ Atur ассир. : Atur ) - древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией . Новоассирийская держава ( -620 г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества .

Захватнические военные походы ассирийцы начали в первой половине IX века до н. э. Они захватили всю Месопотамию , Палестину и Кипр , территории современных Турции и Сирии , а также Египет (который, однако, потеряли спустя 15 лет). На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов). Своей империей ассирийцы управляли очень сурово, депортируя или казня всех бунтовщиков.

Ассирия достигла вершины своего могущества в третьей четверти VIII века до н.э. во время правления Тиглатпаласара III (745-727 г. до н. э.). Его сын Саргон II разгромил Урарту , захватил Северно-Израильское царство и раздвинул границы царства до Египта. Его сын Сеннахериб после восстания в Вавилоне (689 г. до н. э.) сравнял этот город с землей. Своей столицей он избрал Ниневию, отстроив её с величайшей пышностью. Территория города была значительно увеличена и обнесена мощными укреплениями, был построен новый дворец, обновлены храмы. Для снабжения города и разбитых вокруг него садов хорошей водой соорудили акведук высотой 10 м.

Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Мосул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до н. э., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии . Крупными городами были также Ашшур , Калах и Дур-Шаррукин («Дворец Саргона»). Цари Ассирии сосредоточили в своих руках почти всю полноту власти - они одновременно занимали должность верховного жреца и военного вождя, а некоторое время даже - казначея. Царскими советниками были привилегированные военачальники (управляющие провинциями, обязательно служившие в армии и платившие царю дань). Земледелием занимались рабы и зависимые работники.

История

Хронология

Различают три периода в истории Ассирии:

  • староассирийский (сер. 3-е тыс. до н. э. -XVI век до н. э.);
  • среднеассирийский ( - века до н. э.);
  • новоассирийский ( -VII века до н. э.).

Староассирийский период

Древнейшая история Ашшура (до XXI века до н. э.) неизвестна в деталях. И во многом понятие староассирийский период является искусственным, так как в данный отрезок времени самой Ассирии ещё не существовало. История протекала локально в городе Ашшур, либо в некоторые столетия он вовсе не имел политической самостоятельности . Несмотря на это, позднейшие ассирийские источники включали в царский список царей-гегемонов тех держав, что владели Ашшуром. Также в него включались и самостоятельные энси Ашшура этого периода, которые в строгом смысле слова не были монархами . Это в целом позволяет в целях хронологического удобства выделить данный период как предысторию Ассирии.

Ашшур несомненно входил в царство Аккада (XXIV -XXII века до н. э.), правда имел весьма второстепенное значение внутри этого государства. После падения Аккада вероятно наступил короткий период независимости, ибо Ашшур оказался отрезан от завоёванных гутиями центров Месопотамии. Затем, в XXI веке до н. э. входил в державу III династии Ура («Царство Шумера и Аккада»), сохранилась датированная этим веком надпись наместника Зарикума , «раба царя Ура » .

Религия

Религия Ассирии мало отличалась от вавилонских верований. В Вавилон перешли все ассирийские молитвы, гимны, заклинания, мифологические сказания, которые достались по наследству ассирийцам от аккадцев. Священные места ассирийцев стали священными местами вавилонян.

Быт и нравы

Правители Ассирии

Правитель Ашшура носил титул ишшиаккум (аккадизация шумерского слова энси ). Его власть была практически наследственной, но не полной. Он ведал почти исключительно делами религиозного культа и связанным с ним строительством. Ишшиаккум был также верховным жрецом (шангу ) и военным вождём. Обычно он же занимал и должность укуллу , то есть, видимо, верховного землеустроителя и главы совета старейшин. Этот совет, называемый «домом города», пользовался в Ашшуре значительным влиянием, в его ведении было решение важнейших государственных дел. Члены совета именовали себя «лимму» . Каждый из них поочерёдно выполнял в течение года функции управления (под контролем всего совета) и, видимо, возглавлял казначейство. По имени очередного лимму получал своё наименование год. (Поэтому лимму обозначают часто в современной науке греческим термином эпоним). Но постепенно состав совета всё больше замещался людьми, близкими к правителю. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало. Хотя порядок выдвижения лимму сохранился и впоследствии, когда ишшиаккум превратился в настоящего монарха.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ассирия"

Примечания

Литература

  • Нуреев Р. М. // Всемирная история экономической мысли : В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. - М .: Мысль , 1987. - Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. - С. 61-64. - 606 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-244-00038-1 .
  • Ascalone, Enrico. Mesopotamia: Assyrians, Sumerians, Babylonians (Dictionaries of Civilizations; 1). Berkeley: University of California Press, 2007 (paperback, ISBN 0-520-25266-7).
  • Grayson, Albert Kirk: Assyrian and Babylonian Chronicles (ABC), Locust Valley, N.Y.; Augustin (1975), Winona Lake, In.; Eisenbrauns (2000).
  • Healy, Mark (1991). The Ancient Assyrians. London: Osprey. ISBN 1-85532-163-7 . OCLC 26351868. books.google.com/?id=Hodh6fgx-DMC&printsec=frontcover&dq=isbn=1855321637.
  • Leick, Gwendolyn. Mesopotamia.
  • Lloyd, Seton. The Archaeology of Mesopotamia: From the Old Stone Age to the Persian Conquest.
  • Rosie Malek-Yonan (2005). The Crimson Field. Pearlida Publishing. ISBN 0-9771873-4-9 . OCLC 2005906414. books.google.com/?id=tMpAAAAACAAJ&dq=the+Crimson+Field.
  • Nardo, Don. The Assyrian Empire.
  • Nemet-Nejat, Karen Rhea. Daily Life in Ancient Mesopotamia.
  • Oppenheim, A. Leo. Ancient Mesopotamia: Portrait of a Dead Civilization.
  • Parpola, Simo (2004). «National and Ethnic Identity in the Neo-Assyrian Empire and Assyrian Identity in Post-Empire Times» (PDF). Journal of Assyrian Academic Studies 18 (2). www.jaas.org/edocs/v18n2/Parpola-identity_Article%20-Final.pdf.
  • Roux, Georges. Ancient Iraq. Third edition. Penguin Books, 1992 (paperback, ISBN 0-14-012523-X).
  • Saggs, H. W. F., The Might That Was Assyria, ISBN 0-283-98961-0
  • Virginia Schomp (2005). Ancient Mesopotamia: The Sumerians, Babylonians, and Assyrians. New York: Scholastic Library Pub. ISBN 0-531-16741-0 . OCLC 60341786.
  • Spence, Lewis. Myths and Legends of Babylonia and Assyria.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ассирия

– Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
– Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
Несколько купцов столпилось около офицера.
– Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.
– Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие.
– Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть!
– Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность.
– Да мне что за дело! – крикнул он вдруг и пошел быстрыми шагами вперед по ряду. В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства, и в то время как офицер подходил к ней, из двери выскочил вытолкнутый человек в сером армяке и с бритой головой.
Человек этот, согнувшись, проскочил мимо купцов и офицера. Офицер напустился на солдат, бывших в лавке. Но в это время страшные крики огромной толпы послышались на Москворецком мосту, и офицер выбежал на площадь.
– Что такое? Что такое? – спрашивал он, но товарищ его уже скакал по направлению к крикам, мимо Василия Блаженного. Офицер сел верхом и поехал за ним. Когда он подъехал к мосту, он увидал снятые с передков две пушки, пехоту, идущую по мосту, несколько поваленных телег, несколько испуганных лиц и смеющиеся лица солдат. Подле пушек стояла одна повозка, запряженная парой. За повозкой сзади колес жались четыре борзые собаки в ошейниках. На повозке была гора вещей, и на самом верху, рядом с детским, кверху ножками перевернутым стульчиком сидела баба, пронзительно и отчаянно визжавшая. Товарищи рассказывали офицеру, что крик толпы и визги бабы произошли оттого, что наехавший на эту толпу генерал Ермолов, узнав, что солдаты разбредаются по лавкам, а толпы жителей запружают мост, приказал снять орудия с передков и сделать пример, что он будет стрелять по мосту. Толпа, валя повозки, давя друг друга, отчаянно кричала, теснясь, расчистила мост, и войска двинулись вперед.

В самом городе между тем было пусто. По улицам никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты; кое где около кабаков слышались одинокие крики или пьяное пенье. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов. На Поварской было совершенно тихо и пустынно. На огромном дворе дома Ростовых валялись объедки сена, помет съехавшего обоза и не было видно ни одного человека. В оставшемся со всем своим добром доме Ростовых два человека были в большой гостиной. Это были дворник Игнат и казачок Мишка, внук Васильича, оставшийся в Москве с дедом. Мишка, открыв клавикорды, играл на них одним пальцем. Дворник, подбоченившись и радостно улыбаясь, стоял пред большим зеркалом.
– Вот ловко то! А? Дядюшка Игнат! – говорил мальчик, вдруг начиная хлопать обеими руками по клавишам.
– Ишь ты! – отвечал Игнат, дивуясь на то, как все более и более улыбалось его лицо в зеркале.
– Бессовестные! Право, бессовестные! – заговорил сзади их голос тихо вошедшей Мавры Кузминишны. – Эка, толсторожий, зубы то скалит. На это вас взять! Там все не прибрано, Васильич с ног сбился. Дай срок!
Игнат, поправляя поясок, перестав улыбаться и покорно опустив глаза, пошел вон из комнаты.
– Тетенька, я полегоньку, – сказал мальчик.
– Я те дам полегоньку. Постреленок! – крикнула Мавра Кузминишна, замахиваясь на него рукой. – Иди деду самовар ставь.
Мавра Кузминишна, смахнув пыль, закрыла клавикорды и, тяжело вздохнув, вышла из гостиной и заперла входную дверь.
Выйдя на двор, Мавра Кузминишна задумалась о том, куда ей идти теперь: пить ли чай к Васильичу во флигель или в кладовую прибрать то, что еще не было прибрано?
В тихой улице послышались быстрые шаги. Шаги остановились у калитки; щеколда стала стучать под рукой, старавшейся отпереть ее.
Мавра Кузминишна подошла к калитке.
– Кого надо?
– Графа, графа Илью Андреича Ростова.
– Да вы кто?
– Я офицер. Мне бы видеть нужно, – сказал русский приятный и барский голос.
Мавра Кузминишна отперла калитку. И на двор вошел лет восемнадцати круглолицый офицер, типом лица похожий на Ростовых.
– Уехали, батюшка. Вчерашнего числа в вечерни изволили уехать, – ласково сказала Мавра Кузмипишна.
Молодой офицер, стоя в калитке, как бы в нерешительности войти или не войти ему, пощелкал языком.
– Ах, какая досада!.. – проговорил он. – Мне бы вчера… Ах, как жалко!..
Мавра Кузминишна между тем внимательно и сочувственно разглядывала знакомые ей черты ростовской породы в лице молодого человека, и изорванную шинель, и стоптанные сапоги, которые были на нем.
– Вам зачем же графа надо было? – спросила она.
– Да уж… что делать! – с досадой проговорил офицер и взялся за калитку, как бы намереваясь уйти. Он опять остановился в нерешительности.
– Видите ли? – вдруг сказал он. – Я родственник графу, и он всегда очень добр был ко мне. Так вот, видите ли (он с доброй и веселой улыбкой посмотрел на свой плащ и сапоги), и обносился, и денег ничего нет; так я хотел попросить графа…
Мавра Кузминишна не дала договорить ему.
– Вы минуточку бы повременили, батюшка. Одною минуточку, – сказала она. И как только офицер отпустил руку от калитки, Мавра Кузминишна повернулась и быстрым старушечьим шагом пошла на задний двор к своему флигелю.
В то время как Мавра Кузминишна бегала к себе, офицер, опустив голову и глядя на свои прорванные сапоги, слегка улыбаясь, прохаживался по двору. «Как жалко, что я не застал дядюшку. А славная старушка! Куда она побежала? И как бы мне узнать, какими улицами мне ближе догнать полк, который теперь должен подходить к Рогожской?» – думал в это время молодой офицер. Мавра Кузминишна с испуганным и вместе решительным лицом, неся в руках свернутый клетчатый платочек, вышла из за угла. Не доходя несколько шагов, она, развернув платок, вынула из него белую двадцатипятирублевую ассигнацию и поспешно отдала ее офицеру.
– Были бы их сиятельства дома, известно бы, они бы, точно, по родственному, а вот может… теперича… – Мавра Кузминишна заробела и смешалась. Но офицер, не отказываясь и не торопясь, взял бумажку и поблагодарил Мавру Кузминишну. – Как бы граф дома были, – извиняясь, все говорила Мавра Кузминишна. – Христос с вами, батюшка! Спаси вас бог, – говорила Мавра Кузминишна, кланяясь и провожая его. Офицер, как бы смеясь над собою, улыбаясь и покачивая головой, почти рысью побежал по пустым улицам догонять свой полк к Яузскому мосту.
А Мавра Кузминишна еще долго с мокрыми глазами стояла перед затворенной калиткой, задумчиво покачивая головой и чувствуя неожиданный прилив материнской нежности и жалости к неизвестному ей офицерику.

В недостроенном доме на Варварке, внизу которого был питейный дом, слышались пьяные крики и песни. На лавках у столов в небольшой грязной комнате сидело человек десять фабричных. Все они, пьяные, потные, с мутными глазами, напруживаясь и широко разевая рты, пели какую то песню. Они пели врозь, с трудом, с усилием, очевидно, не для того, что им хотелось петь, но для того только, чтобы доказать, что они пьяны и гуляют. Один из них, высокий белокурый малый в чистой синей чуйке, стоял над ними. Лицо его с тонким прямым носом было бы красиво, ежели бы не тонкие, поджатые, беспрестанно двигающиеся губы и мутные и нахмуренные, неподвижные глаза. Он стоял над теми, которые пели, и, видимо воображая себе что то, торжественно и угловато размахивал над их головами засученной по локоть белой рукой, грязные пальцы которой он неестественно старался растопыривать. Рукав его чуйки беспрестанно спускался, и малый старательно левой рукой опять засучивал его, как будто что то было особенно важное в том, чтобы эта белая жилистая махавшая рука была непременно голая. В середине песни в сенях и на крыльце послышались крики драки и удары. Высокий малый махнул рукой.
– Шабаш! – крикнул он повелительно. – Драка, ребята! – И он, не переставая засучивать рукав, вышел на крыльцо.
Фабричные пошли за ним. Фабричные, пившие в кабаке в это утро под предводительством высокого малого, принесли целовальнику кожи с фабрики, и за это им было дано вино. Кузнецы из соседних кузень, услыхав гульбу в кабаке и полагая, что кабак разбит, силой хотели ворваться в него. На крыльце завязалась драка.
Целовальник в дверях дрался с кузнецом, и в то время как выходили фабричные, кузнец оторвался от целовальника и упал лицом на мостовую.
Другой кузнец рвался в дверь, грудью наваливаясь на целовальника.
Малый с засученным рукавом на ходу еще ударил в лицо рвавшегося в дверь кузнеца и дико закричал:
– Ребята! наших бьют!
В это время первый кузнец поднялся с земли и, расцарапывая кровь на разбитом лице, закричал плачущим голосом:
– Караул! Убили!.. Человека убили! Братцы!..
– Ой, батюшки, убили до смерти, убили человека! – завизжала баба, вышедшая из соседних ворот. Толпа народа собралась около окровавленного кузнеца.
– Мало ты народ то грабил, рубахи снимал, – сказал чей то голос, обращаясь к целовальнику, – что ж ты человека убил? Разбойник!
Высокий малый, стоя на крыльце, мутными глазами водил то на целовальника, то на кузнецов, как бы соображая, с кем теперь следует драться.
– Душегуб! – вдруг крикнул он на целовальника. – Вяжи его, ребята!
– Как же, связал одного такого то! – крикнул целовальник, отмахнувшись от набросившихся на него людей, и, сорвав с себя шапку, он бросил ее на землю. Как будто действие это имело какое то таинственно угрожающее значение, фабричные, обступившие целовальника, остановились в нерешительности.
– Порядок то я, брат, знаю очень прекрасно. Я до частного дойду. Ты думаешь, не дойду? Разбойничать то нонче никому не велят! – прокричал целовальник, поднимая шапку.
– И пойдем, ишь ты! И пойдем… ишь ты! – повторяли друг за другом целовальник и высокий малый, и оба вместе двинулись вперед по улице. Окровавленный кузнец шел рядом с ними. Фабричные и посторонний народ с говором и криком шли за ними.
У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках.
– Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал.
Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе.
– Куда идет народ то?
– Известно куда, к начальству идет.
– Что ж, али взаправду наша не взяла сила?
– А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит.
Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку.
Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов.
– Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь.
– Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их.
– Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого.
У стены Китай города другая небольшая кучка людей окружала человека в фризовой шинели, держащего в руках бумагу.
– Указ, указ читают! Указ читают! – послышалось в толпе, и народ хлынул к чтецу.
Человек в фризовой шинели читал афишку от 31 го августа. Когда толпа окружила его, он как бы смутился, но на требование высокого малого, протеснившегося до него, он с легким дрожанием в голосе начал читать афишку сначала.
«Я завтра рано еду к светлейшему князю, – читал он (светлеющему! – торжественно, улыбаясь ртом и хмуря брови, повторил высокий малый), – чтобы с ним переговорить, действовать и помогать войскам истреблять злодеев; станем и мы из них дух… – продолжал чтец и остановился („Видал?“ – победоносно прокричал малый. – Он тебе всю дистанцию развяжет…»)… – искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем».
Последние слова были прочтены чтецом в совершенном молчании. Высокий малый грустно опустил голову. Очевидно было, что никто не понял этих последних слов. В особенности слова: «я приеду завтра к обеду», видимо, даже огорчили и чтеца и слушателей. Понимание народа было настроено на высокий лад, а это было слишком просто и ненужно понятно; это было то самое, что каждый из них мог бы сказать и что поэтому не мог говорить указ, исходящий от высшей власти.
Все стояли в унылом молчании. Высокий малый водил губами и пошатывался.
– У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами.
Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.

Возникновение Ассирийского царства. В начале II тысячелетия до н. э. в верховьях рек Тигр и Евфрат возникло Ассирийское царство. Его столицей был город Ашшур. Основными занятиями населения Ассирии были земледелие и скотоводство. Поскольку через территорию страны проходили важнейшие торговые пути, огромную роль в её хозяйстве играла торговля. Эти пути связывали Южное Междуречье с Финикией, Малой Азией, Египтом. Ассирийские купцы везли в Шумер и Аккад медь, олово, строительный камень и лес, выгодно обменивая там всё это на зерно, финики и скот.

Рис. Ассирия

Начало железного века и перемены в хозяйстве Ассирии. Примерно в X веке до н. э. люди научились обрабатывать железо. Запасов этого металла на Земле больше, чем меди или олова, и встречается он чаще. Поэтому орудия труда из железа стоили дешевле бронзовых или медных и, главное, были гораздо прочнее. При помощи железных инструментов стало легче обрабатывать камень, строить каналы, пахать землю. Плуг с железным лемехом позволил обрабатывать такие почвы, которые прежними орудиями вспахать было невозможно. Люди получили возможность распахивать земли, лежавшие за пределами орошаемых речных долин, осваивать степи. Это способствовало быстрому распространению земледелия во многих районах Передней Азии и за её пределами.

Использование железного вооружения повысило боеспособность ассирийской армии. Ещё больше она возросла после реформы, проведённой в годы правления царя Тиглатпаласара. Придя к власти в 746 году до н. э., он вместо прежнего войска, состоявшего из крестьян-ополченцев, создал постоянную армию. Государство обеспечивало воинов оружием и доспехами. Война стала для них единственным источником существования.

Рис. Ассириец. Древнее изображение

Основу войска Тиглатпаласара составляла пехота, делившаяся на тяжёлую и лёгкую. Тяжеловооружённые воины имели копья, мечи и были защищены панцирем, шлемом и щитом. Оружием лёгких пехотников был лишь лук со стрелами или праща. Главную ударную силу войска составляли боевые колесницы. Ассирийцы первыми среди народов древности начали использовать конницу. Их всадники были вооружены длинными копьями и луками, из которых они умели стрелять на полном скаку. Кроме того, в ассирийской армии имелись отряды для прокладки дорог и наведения переправ через реки. Были в ней и разведчики. Ассирийцы одними из первых придумали осадные машины для взятия крепостей: тараны, способные пробить любые укрепления, и осадные башни, служившие для того, чтобы взбираться на стены. Благодаря храбрости, превосходству в вооружении и в организации войска ассирийцы были лучшими воинами своего времени.

Рис. Ассирийские воины. Древний рельеф

Возвышение Ассирии. Ассирийским царям подчинилось всё Междуречье, в том числе и некогда могущественное Вавилонское царство. Под их властью оказались Финикия, Сирия и даже далёкий Египет.

И всюду, где проходило ассирийское войско, лились реки крови. Своей жестокостью ассирийцы превзошли все остальные народы древности. Население городов, оказавших им сопротивление, ждала страшная расправа. Людей подвергали пыткам, убивали, а оставшихся в живых обращали в рабство. Многие города, чтобы избежать столь ужасной судьбы, сдавались завоевателям.

Одной из стран, завоёванных Ассирией, была Палестина. Здесь в X веке до н. э. еврейские племена создали своё государство Израиль, первым царём которого был Давид. Расцвет Израиля пришёлся на правление мудрого царя Соломона. После его смерти Израильское государство распалось на две части. Северную в VIII веке до н. э. подчинили себе ассирийские цари.

Рис. Крылатый бык. Ассирийская скульптура

В VIII-VII веках до н. э. Ассирийское царство достигло вершины своего расцвета и могущества. Оно превратилось в огромную державу, равной которой ещё не было в истории. Её населяли многие народы. Ассирийцы держали их в повиновении под страхом жестокой расправы. Покорённые народы ненавидели своих завоевателей и называли их столицу - Ниневию - «городом крови» и «логовом львов». Против угнетателей не раз вспыхивали восстания, которые подавлялись с неслыханной жестокостью. Ассирийцы облагали завоёванные народы огромной данью. Бесчисленные караваны везли в столицу ассирийских царей золото и кость из Египта, серебро и пурпур из Финикии, дорогие ткани из Сирии и Палестины. Ниневия быстро росла и богатела. Здесь возводились грандиозные храмы, пышные дворцы для царя и его приближённых. Богатства, получаемые ассирийскими царями с покорённых земель, позволили им окружить себя невиданной роскошью. Они содержали при своём дворе множество художников и учёных. Придворные писцы усердно изучали и переписывали литературные произведения и труды учёных Шумера и Вавилона. Они вели записи обо всех происходивших в государстве событиях. В Ниневии была собрана крупнейшая библиотека древности.

Рис. Ассирийская глиняная табличка

  • Найдите на карте Северное Междуречье, главный город Ассирии. Перечислите завоёванные ассирийцами города.

Крушение Ассирийской державы. Порабощенные народы не хотели мириться с рабской участью и разорительными поборами. Тогда, чтобы предотвратить восстания, ассирийцы начали переселять наиболее непокорных в другие области своего обширного государства. Их расселяли там среди чужих племён, говоривших на непонятном для пришельцев языке. Так произошло и с евреями, которых выселили из родных мест и поселили на восточной границе Ассирийской державы.

В VII веке до н. э. на Ассирию обрушились орды воинственных кочевников. Среди них были мидийцы и другие племена, обитавшие к северу от неё. Они нанесли непобедимым прежде ассирийцам несколько тяжёлых поражений. Воспользовавшись ослаблением противника, восстал Вавилон. Его правители вступили в союз с мидийцами. Совместными усилиями они разгромили войско ассирийского царя, подошли к его столице и осадили её.

Рис. Ассирийский царь, пирующий со своими приближёнными. Древний рельеф

Взять Ниневию союзникам сразу не удалось. Её окружал широкий ров и толстые неприступные стены. Эти стены были столь крепки, что разбить их не смогли даже мощные тараны. Тогда осаждавшие запрудили Тигр, на берегу которого стояла Ниневия. Его воды вышли из берегов и обрушились на город. То, что произошло дальше, описано в Библии - священной книге христиан, - задолго до этих событий предсказавшей падение Ниневии: «Поднимается на тебя разрушитель. Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнём сверкают их колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется. По улицам несутся колесницы - гремят на площадях, сверкают как молния. Царь ассирийский вызывает храбрых своих, но осада уже устроена. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Где теперь логовище львов? Разграблена, опустошена и разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? Где найду я утешителей для тебя? Спят защитники твои, царь ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его. Все, услышавшие весть о гибели твоей, будут рукоплескать, ибо на кого не распространялась беспрестанно злоба твоя?»

В 612 году до н. э. Ниневия пала. По легенде, последний царь Ассирии, чтобы не попасть в руки победителей, поджёг свой дворец и сам бросился в его пламя. Так погибла Ассирия, став жертвой мести покорённых ею народов.

Подведём итоги

В VIII-VII веках до н. э. самой могущественной державой Древнего мира было Ассирийское царство.

Реформа - преобразование, переустройство какой-либо стороны жизни людей.

Х век до н. э. Начало обработки железа.

VIII-VII века до н. э. Период наивысшего расцвета Ассирии. 612 год до н. э. Гибель Ассирийской державы.

Вопросы и задания

  1. Какое влияние оказала природа Ассирии на занятия её населения? Каковы были их основные занятия?
  2. Какое значение для развития хозяйства и военного дела имело открытие железа?
  3. Докажите, что войско ассирийских царей действительно было сильнейшей армией своего времени. Сравните его организацию и вооружение с организацией другой известной вам армии древности.
  4. Проанализируйте текст учебника и назовите основные причины, которые привели к падению Ассирийской державы.
  5. Используя материал параграфа и приведённое в нём библейское сказание, составьте письменный рассказ о гибели Ниневии. На чьей стороне ваши симпатии? Почему?