Черты сходства. Черты сходства Что из перечисленного было следствием крещения Руси

Основной государственный экзамен

По ИСТОРИИ

Вариант № -001-

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответами к заданиям 23-30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы,
а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 31-35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33-35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31-35 выполняются на бланке ответов № 2.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом к заданиям 1-22 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

Ответ:
4

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя,
о котором идёт речь.

«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь,
и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж
за "поганого", т.е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной».

Ответ:
8

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императрицу, о которой идёт речь.

«Июньский переворот 1762 г. сделал её самодержавной русской императрицей… В сочинениях [её] отразились и разнообразные интересы, и увлечения её возбуждённой мысли. Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию, она занимала видное место в ряду русских писателей XVIII в… Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками… Она признавалась, что не понимает, как можно провести день, не измарав хотя бы одного листа бумаги… Её переписка с Вольтером и заграничным агентом бароном Гримом - это целые томы».

15

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву,
о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля... Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём "концентрического наступления" в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий "Центр" и другой - из района севернее Харькова главными силами группы армий "Юг"».

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Сравните Ливонскую и Северную войну. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

Ответ: _________.

Ответ: _________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Каталог заданий.
Задания Д3. История VIII–XVII веков: причины, следствия

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Что из названного позволило Москве стать центром объединения русских земель?

1) утверждение республиканской формы правления

2) политика, проводимая московскими князьями по отношению к Золотой Орде и основным соперникам

3) союз московских князей с государствами Западной Европы в борьбе против монгольского владычества

4) отсутствие разрушений в Москве в ходе Батыева нашествия

Пояснение.

Гибкая и дальновидная, моментами хитроумная и коварная политика московских князей и по отношению к Орде и по отношению к своим соперникам позволила Москве стать центром объединения русских земель. Остальные высказывания неверны:

1) утверждение республиканской формы правления - В Москве не было республиканской формы правления;

2) союз московских князей с государствами Западной Европы в борьбе против монгольского владычества - Москва не заключала договоров с государствами Западной Европы для борьбы с Ордой;

3) отсутствие разрушений в Москве в ходе Батыева нашествия - Москва была сожжена и разрушена Батыем.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1301.

Что со-глас-но ле-то-пи-си стало одной из при-чин при-зва-ния ва-ряж-ских кня-зей в IX в.?

1) раз-гром Русью Ха-зар-ско-го ка-га-на-та

2) не-удач-ная война Руси с Ви-зан-ти-ей

3) на-бе-ги по-лов-цев на Русь

4) меж-пле-мен-ные усо-би-цы на се-ве-ре Руси

По-яс-не-ние.

По-пыт-ка се-вер-ных сла-вян из-ба-вить-ся от вла-сти за-мор-ских ва-ря-гов в 862 г. при-ве-ла к меж-до-усо-би-цам и за-кон-чи-лась при-зва-ни-ем ва-ря-гов. Рус-скую землю ос-но-ва-ли три брата Рюрик (Ла-до-га), Тру-вор (Из-борск) и Си-не-ус (Бе-ло-озе-ро). Вско-ре Рюрик стал еди-но-лич-ным пра-ви-те-лем стра-ны.

Ответ: 4

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

Что из на-зван-но-го стало ре-зуль-та-том ре-форм Ни-ко-на в XVII в.?

1) учре-жде-ние пат-ри-ар-ше-ства в Рос-сии

2) из-ме-не-ние цер-ков-ных об-ря-дов

3) от-де-ле-ние церк-ви от го-су-дар-ства

4) пе-ре-да-ча цер-ков-ной зе-мель-ной соб-ствен-но-сти го-су-дар-ству

По-яс-не-ние.

Цер-ков-ная ре-фор-ма пат-ри-ар-ха Ни-ко-на - пред-при-ня-тый в 1650-х−1660-х годах ком-плекс бо-го-слу-жеб-но-ка-но-ни-че-ских мер в Рус-ской церк-ви и Мос-ков-ском го-су-дар-стве, на-прав-лен-ных на из-ме-не-ние су-ще-ство-вав-шей тогда в Москве (се-ве-ро-во-сточ-ной части Рус-ской Церк-ви) об-ря-до-вой тра-ди-ции в целях её уни-фи-ка-ции с со-вре-мен-ной гре-че-ской.

Пра-виль-ный ответ ука-зан под но-ме-ром 2.

При прохождении теста с этими ответами было набрано 80-95% баллов

  1. В каком ряду названы выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны
    A.M. Василевский, К.К. Рокоссовский
  2. Главной причиной совместного выступления европейских стран против России в годы Крымской войны было стремление не допустить
    укрепления позиций России в зоне владений Османской империи
  3. Для социального строя России конца XIX в. характерно
    увеличение числа людей, занятых умственным трудом
  4. К последствиям установления ордынского владычества на Руси относится
    получение русскими князьями ярлыков на княжение
  5. К реформам Петра I относится
    разделение страны на губернии
  6. Какая из названных причин побудила Александра II провести военную реформу?
  7. Какая из перечисленных реформ была проведена в 1860-1870-е гг.?
    земская реформа
  8. Какие из названных явлений политической жизни XVII в., свидетельствовали о перерастании монархии сословно-представительной в самодержавную?
    прекращение созыва Земских соборов
  9. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных
    • означенный торговый путь был самым важным в Европе в этот период
    • основным торговым партнёром Руси в это время была Византия
    • с начала X в. русские князья совершают военные походы на Византию
  10. Какие три из перечисленных положений характеризуют социально-экономическое развитие России начала XX века? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
    • вмешательство государства в экономику
    • отсутствие иностранных капиталовложений
    • преобладание монополий
    под сомнением
  11. Какое из перечисленных событий относится к 1943 г.?
    Тегеранская конференция глав СССР, США и Великобритании
  12. Какое из перечисленных событий относится к 1993 г.?
    первые выборы в Государственную Думу РФ
  13. Какое из перечисленных событий относится к периоду президентства Д.А. Медведева (2008-2012 гг.)?
    операция по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии
  14. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
    принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»
  15. Какое событие произошло позже других?
    начало работы I Государственной думы
  16. Какой государственный орган официально возглавлял В.И. Ленин?
    Совет народных комиссаров
  17. На XX съезде КПСС был (а)
    подвергнут критике культ личности И.В. Сталина
  18. Отмена временнообязанного состояния крестьян, разработка фабричного законодательства, издание циркуляра о «кухаркиных детях», ограничение прав земств - все это относится к царствованию
    Александра III
  19. Перекачка средств из деревни в город в 1920-х–1930-х гг. была одним из:
    источников финансирования индустриализации под сомнением
  20. Поражение Корниловского мятежа в августе 1917 г. привело к
    усилению позиций большевиков в Советах
  21. Проведение радикальных рыночных реформ в России первой половины 1990-х гг. было связано с
    усилением роли плановых государственных органов в экономике под сомнением
  22. Прочтите отрывок из воспоминаний российского учёного и государственного деятеля и укажите год, когда происходили описанные события.«Идея диктатуры приобрела актуальное значение как раз к тому моменту, когда Директория, упразднив областные правительства, готова была расправить свои государственные крылья и осуществлять свою программу действий. Наблюдения омских правых кругов за Директорией показали, что она не свободна от вмешательства в её деятельность партии с.-р., и это обстоятельство предрешило крайне враждебное отношение к Директории со стороны тех, кто на своей спине ещё во времена Февральской революции испытал, что представляет собой власть социалистов вообще. Директории противопоставляли диктатора? таким представлялся выход из создавшегося положения дел. А в это время будущий диктатор, адмирал Колчак, усердно занялся вверенной ему работой по военному министерству; сравнительно редко посещая заседания Совета министров, он часто выезжал на фронт, где знакомился с нуждами действующей армии».
    1918 г.
  23. Прочтите отрывок из документа и укажите период, к которому относится данный документ.«Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу».
    1905-1917 гг.
  24. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год, когда происходили описываемые события:«В тот же вечер у Рылеева, который уже знал о заготовлении манифеста, было собрание многих членов, которые беспрестанно приходили и уходили, чтоб узнать, на что решились директоры. Всем объявлено, что сборное место - площадь перед Сенатом и что явится диктатор в лице князя Трубецкого для распоряжения. На другой день повторилось почти то же. Беспрестанно приходили из полков с известиями и уверениями о готовности восстать за свободу; но тут же узнали, что на Финляндский полк и артиллерию надежда сомнительна...»
    1825 г.
  25. Прочтите отрывок из книги Р.А. Медведева и определите фамилию руководителя СССР, о котором в нём говорится. «Сравнительно небольшой и, прямо скажем, не поражающий фантазию внешними эффектами доклад нового Генсека на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС сразу же был встречен в обществе не просто как изложение намерений нового руководителя. За несколько предшествующих лет обществу пришлось выслушать две речи по такому же поводу. На сей раз она была с самого начала воспринята как нечто масштабное и поворотное для судеб страны, и дальнейший ход событий в полной мере это подтвердил. Сейчас линия на ускорение социально-экономического развития страны у одних вызывает снисходительную улыбку, у других - иронию. Но это был неизбежный этап осмысления ситуации, сложившейся в стране, путей выведения общества из заторможенного состояния. Перестройка началась именно с вывода об ускорении социально- экономического развития».
    М.С. Горбачёв
  26. Прочтите отрывок из мемуаров советского военачальника и укажите, к периоду какой наступательной операции советских войск относятся описываемые события. «Тут же соединившись с Москвой, я позвонил И.В. Сталину. Он был на даче. К телефону подошёл дежурный генерал, который сказал: - Сталин только что лёг спать. - Прошу разбудить его. Дело срочное и до утра ждать не может. Очень скоро И.В. Сталин подошёл к телефону. Я доложил полученное сообщение о... появлении Кребса и решение поручить переговоры с ним генералу В.Д. Соколовскому. Спросил его указаний. - Передайте Соколовскому, - сказал Верховный, - никаких переговоров, кроме безоговорочной капитуляции, ни с Кребсом, ни с другими гитлеровцами не вести. Если ничего не будет чрезвычайного, - не звоните до утра, хочу немного отдохнуть. Сегодня у нас Первомайский парад».
    Берлинская
  27. Прочтите отрывок из очерка, посвященного советскому государственному деятелю, и определите его фамилию. «Годы с 1964-го по 1976-й, несомненно, следует отнести к наиболее важному, интересному и продуктивному периоду [его работы]. Занимая высшую ступень исполнительной власти, он внёс существенный вклад в активизацию внешнеэкономической и политической деятельности Советского государства....[Его вклад] в развитие советской экономики... трудно переоценить. Результаты его работы видны и поныне: действующие крупнейшие гидроэлектростанции в Европейской части СССР и в Сибири, нефтяные и газовые промыслы, нефте- и газопроводы, заводы АвтоВАЗ, КамАЗ и многое другое...Он возглавлял правительство дольше всех в истории Российской империи, СССР и Российской Федерации».
    А.Н. Косыгин
  28. Прочтите отрывок из приказа полководца и назовите фамилию этого полководца.«Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите,что никто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое турки почитают неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остаётся в третий раз или победить, или умереть со славою».
    А.В. Суворов
  29. Прочтите отрывок из протокола допроса участника покушения и укажите исторического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. «Я не признаю себя виновным в том, что состоял участником преступного сообщества, именующего себя группой анархистов и имеющего целью своей деятельности насильственное ниспровержение установленного Основными законами образа правления, но признаю себя виновным в том, что, задумав заранее лишить жизни председателя Совета министров ___________, произвёл в него 1 сентября сего года два выстрела из револьвера браунинга и причинил ему опасные для жизни поранения, – каковое преступление, однако, совершено мною без предварительного уговора с другими лицами и не в качестве участника какой-либо революционной организации».
    П.А. Столыпин
  30. Прочтите отрывок из сочинения военного историка и назовите военачальника, о котором идёт речь. «Из-за...близорукости австрийского кабинета ему пришлось оставить дело в Италии недоконченным, с боями - вновь победоносными и беспримерными - совершить переход через неприступные Альпы, пробиваться через Сен-Готард и Чёртов мост в Швейцарию, спасая честь России, увековечивая славу русского оружия и бессмертное своё имя. За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах [он] был отмечен достоинством князя Российской империи, получил звание генералиссимуса российских войск. Но тут же в очередной раз оказался в немилости у Павла I, что приблизило кончину полководца».
    А.В. Суворов
  31. Прочтите отрывок из сочинения историка А.Н. Сахарова и укажите имя императора, о котором идет речь. «В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдат и офицеров за случаи мародерства. И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побежденной Франции. И к самому Наполеону после его свержения более не питал личной вражды. Напротив, он проявлял к нему великую душу».
    Александр I
  32. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь. «В отношении к татарам [князь] начал держать себя как независимый государь; онпрекратил платёж татарского "выхода" и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Хан... Ахмат решил восстановить свою власть над Русью и с большим войском двинулся к русским пределам. Русское войско выступило против неприятеля; войска противников подошли с двух сторон к пограничной реке Угре и долго стояли на её противоположных берегах, ибо ни Ахмат, ни [князь] не решались начать сражение, - "едини других бояхуся"... Войска противников стояли на берегах Угры до осени, когда начались морозы; татары были "наги, босы, ободралися", и в начале ноября Ахмат поспешно отступил от русских границ».
    Иван III
  33. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, о котором идёт речь.«Царь последовательно включал в опричнину одну за другой внутренние области государства, производил в них пересмотр землевладения и учёт землевладельцев, удалял на окраины или попросту истреблял людей, ему неугодных, и взамен их поселял людей надёжных. Изгнанию подвергались не только знатные потомки удельных князей, но и простые служилые люди и вся вообще дворня и служня, окружавшая подозрительных для [царя] господ».
    Иван IV
  34. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о которых идёт речь.«[Они] утверждали, прежде всего, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ или группа близких народов живёт своей самостоятельною, "самобытною" жизнью, в основе которой лежит глубокое идейное начало, "народный дух", проникающий во все стороны народной жизни. Для России этими исконными идейными началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является община, крестьянский мир как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки».
    славянофилы
  35. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и укажите, в каком веке происходили описанные события.«В то время как на востоке русские князья принуждены были ездить с поклоном к ханам степных варваров, на западе шла борьба с сильными врагами, которые начали грозить Руси ещё прежде татар… С двух других сторон нападают на Северо-Западную Русь враги, не менее опасные шведы и ливонские рыцари… Тогда Новгород Великий должен был взять на свою долю борьбу со шведами, а Псков, бедный средствами Псков, должен был вести борьбу с двумя самыми опасными врагами – Литвою и немцами…».
    XIII в.
  36. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите имя монарха, о котором идет речь. «Он вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя сформулировал предельно просто: чтобы сделать Россию столь же сильной, как и великие державы Европы, необходимо как можно быстрее перенять у Запада все необходимое. Именно тогда окончательно оформилась ориентация на западноевропейскую модель жиз- 8 ни, и это означало автоматически отрицание жизни старой России, последовательное и порой ожесточенное неприятие, разрушение старого, ненавистного...»
    Петр I
  37. Прочтите отрывок из статьи в газете «Известия» и укажите год выхода данной статьи. «Официальные круги Англии и Франции пытаются сейчас бурным ликованием по поводу достигнутого «мирового успеха» замаскировать подлинный характер мюнхенской сделки. Однако иллюзии проходят, а факты остаются. Останется очевидным, прозаическим фактом то, что капитуляция так называемых демократических стран перед агрессором, по видимости, отдалив войну, в действительности её приближает и притом в неизмеримо худших для Англии и Франции условиях».
    1938 г.
  38. Прочтите отрывок из хронографа 1617 г. и укажите, с каким периодом в истории России связаны описанные события.
    Смута
  39. Соотнесите фамилии общественных деятелей и направления общественной мысли в XIX в.
    • Плеханов=марксизм
    • Уваров=теория официальной народности
    • Аксаков=славянофильство
    • Грановский=западничество
    • Лавров=народничество
  40. Способ содержания должностных лиц на Руси за счёт местного населения (до XVI в.), при котором князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей, а местное население было обязано содержать их в течение всего периода службы, назывался
    кормление
  41. Укажите событие, в результате которого в России установилось двоевластие
    Февральская революция
  42. Укажите термин, о котором идёт речь Название слоя зажиточных крестьян, сложившегося в результате социальной дифференциации. В начале XX в. представителям этого слоя принадлежало около 20 % крестьянских хозяйств, в 1913 г. они производили 50 % товарного хлеба. В СССР этот слой крестьян был ликвидирован в ходе коллективизации путём насильственного изъятия имущества и высылки семей, принадлежавших к этому общественному слою, в отдалённые районы страны.
    Кулачество
  43. Укажите характерную черту нэпа
    наличие социального слоя предпринимателей под сомнением
  44. Установите соответствие между событиями первой половины XX в. и результатами этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
    • Восстание крестьян в Тамбовской губернии 1920-1921 гг. и Кронштадское восстание 1921 г. = принятие решения о переходе к новой экономической политике (нэпу).
    • Первая российская революция 1905-1907 гг. = создание Государственной думы.
    • мятеж левых эсеров в июле 1918 г. = установление однопартийной диктатуры.
    • Февральская революция 1917 г. = отречение царствовавшего императора.
  45. Что из названного было одним из итогов царствования Алексея Михайловича
    присоединение к России Левобережной Украины с Киевом
  46. Что из названного относится к XIX в.
    отмена крепостного права
  47. Что из названного относится к итогам преобразований первой четверти XVIII в.?
    интенсивное развитие мануфактурного производства
  48. Что из названного относится к последствиям ордынского ига
    сокращение численности городского населения под сомнением
  49. Что из названного являлось одним из итогов деятельности князя Александра Невского
    укрепление Москвы как центра объединения русских земель
  50. Что из перечисленного было одной из причин возникновения государства у восточных славян
    усложнение социальной структуры общества (появление князей, торговцев, ремесленников)
  51. Что из перечисленного было одной из причин политической раздробленности Руси
    рост вотчинного землевладения
  52. Что из перечисленного было характерным для западников в 1830-1850-х гг.?
    требование отмены крепостного права
  53. Что из перечисленного диктовало необходимость «перестройки» в СССР
    снижение темпов роста экономики страны
  54. Что из перечисленного относится к попыткам решения крестьянского вопроса в годы правления Николая I?
    создание Министерства государственных имуществ
  55. Что из перечисленного относится к последствиям «большого террора» в 1930-е гг. в СССР?
    усиление тоталитаризма
  56. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг.
    начало процесса реабилитации жертв политических репрессий
  57. Что из перечисленного повлияло на решение Александра II о проведении крестьянской реформы?
    поражение России в Крымской войне
  58. Что из перечисленного стало одним из последствий выступления декабристов?
    усиление политической реакции
  59. Что из перечисленного стало одним из последствий начала Гражданской войны в России
    отказ большевиков от созыва Учредительного собрания??? под сомнением
  60. Что из перечисленного стало следствием проведения большевиками новой экономической политики (нэпа) в деревне
    достижение уровня 1913 г. по основным показателям производства зерновых культур
  61. Что из перечисленного являлось одной из причин усиления Московского княжества в XIV в.?
    присоединение к Московскому княжеству Новгорода
  62. Что стало одним из последствий начала «холодной войны»?
    образование двух Германских государств - ГДР и ФРГ
  63. Что стало одним из последствий прихода большевиков к власти?
    отречение Николая II от престола
  64. Что стало одним из последствий публикации ноты от 18 апреля 1917 г., разъяснявшей позицию Временного правительства по вопросу войны и мира?
    уход в отставку министра иностранных дел
  65. Что стало одним из последствий распада мировой социалистической системы
    расширение НАТО на восток
  66. Что стало одним из результатов проведения сплошной коллективизации в СССР?
    создание условий для проведения форсированной индустриализации в СССР
  67. Что стало одной из предпосылок Смуты в России в конце XVI - начале XVII вв.?
    пресечение династии Рюриковичей
  68. Что стало одной из причин свёртывания нэпа?
    невозможность создания колхозов в условиях нэпа
  69. Что явилось одним из итогов индустриализации в 1930-е гг
    создание новых отраслей промышленности
  70. Что явилось одним из следствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?
    разрешение легальной деятельности политических партий

ПРОФИЛЬ - 11 класс

1 - вариант

Чаcть I.

1. Укажите характерную черту НЭПа:

1) отсутствие безработицы

2) наличие социального слоя предпринимателей

30 существование продразвёрстки

4) натурализация заработной платы

2. По Конституции СССР 1924 года верховным органом законодательной власти являлся:

1) Верховный Совет СССР 2) Совет народных комиссаров

3) Всесоюзный съезд Советов 4) Центральный исполнительный комитет

3. Что стало одним из последствий хлебозаготовительного кризиса 1927 годов?

1) свёртывание НЭПа

2) провозглашение курса на строительство социализма в одной стране

3) проведение денежной реформы

4) провозглашение политики «красного террора»

4. Что стало одной из причин свёртывание НЭПа?

1) невозможность вывести экономику страны на основе НЭПа на уровень 1913 года

2) несоответствие НЭПа идеологическим установкам большевиков

3) восстание моряков Кронштадта против социально-экономической политики, проводимой большевиками

4) массовые крестьянские выступления с требованиями проведения сплошной коллективизации

5. Кто из перечисленных политических деятелей входил в состав Новой оппозиции, созданной в 1925 году?

1) Н. И. Бухарин 2) Л. Д. Троцкий 3) В. М. Молотов 4) Г. Е. Зиновьев

6. Что из перечисленного было следствием проведения НЭПа?

1) ликвидация большевистской монополии на власть

2) достижение показателей довоенной Российской империи в области промышленного производства

3) ликвидация государственной монополии внешней торговли

4) установление экономической блокады России капиталистическими странами

7 . Что из перечисленного не относится к чертам политического развития в 1920-х гг.

1) сращивание государственного и партийного аппарата

2) развитие многопартийности

3) внутрипартийная борьба

4) утверждение однопартийной политической системы

8 . Первая международная конференция, в которой участвовали представители Советской России, произошла в городе

1) Лондоне 2) Париже 3) Генуе 4) Вашингтоне

9. План, предполагавший вхождение республик в состав РСФСР на основе принципа автономизации, был разработан:

1) И. В. Сталиным 2) В. И. Лениным

3) Л. Б. Каменевым 4) Н. И. Бухариным

10. Что из перечисленного являлось причиной образования СССР?

1) хозяйственное единство и взаимозависимость районов бывшей Российской империи

2) необходимость восстановления Российского государства в размерах империи

3) стремление национальных окраин к восстановлению единого государства

4) заинтересованность иностранных государств в торговом сотрудничестве с крупным государством

Часть II .

11. - 1 балл

Применявшаяся в годы нэпа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству, называется _______________ .

12. Ниже при-ве-ден перечень терминов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к со-бы-ти-ям 1917-1921 гг. Най-ди-те и за-пи-ши-те термины, от-но-ся-щие-ся к дру-го-му историческому периоду. - 2 балла

1) Совнарком

2) ра-бо-чий контроль

3) коллективизация

4) во-ен-ный коммунизм

5) индустриализация

6) продразверстка

13. Какие три из пе-ре-чис-лен-ных по-ло-же-ний легли в 1922 г. в ос-но-ву До-го-во-ра об об-ра-зо-ва-нии Союза Со-вет-ских Со-ци-а-ли-сти-че-ских Республик? Запишите в таб-ли-цу цифры, под ко-то-ры-ми они указаны.

1) законодательное за-креп-ле-ние пре-иму-ществ рус-ской нации в со-юз-ном государстве

2) отказ от раз-ра-бот-ки общей со-юз-ной Конституции

3) передача пол-но-мо-чий по обо-ро-не стра-ны со-юз-но-му центру

4) равенство всех со-юз-ных республик

5) сохранение за рес-пуб-ли-ка-ми пол-ной са-мо-сто-я-тель-но-сти в про-ве-де-нии внеш-ней политики

6) существование еди-ной де-неж-ной единицы

14. -2 балла

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) образование СССР

Б) переименование ВКП(б) во Всесоюзную коммунистическую партию

В) смерть В.И. Ленина

Г) декрет о концессиях

Д) создание Коминтерна

1) 1919 год

2) 1920 год

3) 1921 год

4) 1922 год

5) 1923 год

6) 1924 год

7) 1925 год

15. Установите соответствие между деятелями культуры и сферой их деятельности: -2 балла

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) М. И. Цветаева

Б) М. М. Тихвинский

В) И. И. Бродский

Г) И. Д. Шадр

Д) В. Е. Татлин

1) наука

2) музыка

3) киноискусство

4) литература

5) архитектура

6) художественная культура

7) скульптура

16. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дис-кус-си-он-ные проблемы, по ко-то-рым вы-ска-зы-ва-ют-ся различные, часто про-ти-во-ре-чи-вые точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в ис-то-ри-че-ской науке:

Внешняя политика СССР в 20-е годы XX века была направлена на мирное сосуществование с мировыми державами .

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить дан-ную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её . При из-ло-же-нии ар-гу-мен-тов обя-за-тель-но ис-поль-зуй-те ис-то-ри-че-ские факты. - 4 балла

Ответ за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Критерии оценки:

Контрольная работа по теме: «Советизация России».

ПРОФИЛЬ - 11 класс

2 - вариант

Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл - итого 10 баллов)

1. Что из названного относится к причинам перехода советского руководства к новой экономической политике?

1) недовольство крестьян действиями продотрядов

2) негативное влияние иностранных концессий на развитие советской экономики

3) недовольство горожан повышением платы за коммунальные услуги

4) начало Гражданской войны

2. Что из перечисленного явилось следствием денежной реформы 1920-х гг.?

1) гиперинфляция

2) появление в России твёрдой конвертируемой валюты

3) снижение роли денег в экономике

4) передача функций Государственного банка частным банкам

3. Решение о замене продразвёрстки продналогом было принято:

1) Учредительным собранием 2) X съездом РКП(б)

3) II Всероссийским съездом Советов 4) I Всесоюзным съездом Советов

4. Одним из лозунгов восстания матросов в Кронштадте в 1921 году был:

1) «Вся власть комбедам» 2) «Долой Советы»

3) «За Советы без коммунистов» 4) «Долой министров-капиталистов»

5. Рапалльский договор был заключён между Советской Россией и...:

1) Англией 2) Австрией 3) Германией 4) Францией

6. И. В. Сталин смог стать лидером партии и государства, так как:

1) других кандидатов на эту роль не было

2) это было прямое указание В. И. Ленина

3) к 1924 году он стал признанным лидером международного рабочего и коммунистического движения

4) он умело использовал разногласия между видными деятелями партии

7 . Главное содержание советской внешней политики в 1920-е гг. составляло стремление:

1) к преодолению дипломатической изоляции

2) к созданию единого антифашистского блока

3) к разрыву отношений с капиталистическими странами

4) к конфронтации с Германией и Японией

8 . Что из перечисленного относится к периоду, известному под названием «полоса признания СССР»?

1) создание Коминтерна

2) подписание советско-германского договора о ненападении и секретного протокола к нему

3) исключение СССР из Лиги Наций

4) установление дипломатических отношений с Великобританией и Францией

9. Что из названного относится к результатам экономических реформ в период НЭПа?

1) установление продовольственной диктатуры в деревне

2) восстановление денежного обращения в стране

3) создание сети частных акционерных банков

4) отмена государственной монополии внешней торговли

10. Что было одной из причин (предпосылок) образования СССР?

1) существование экономических связей между территориями бывшей Российской империи

2) начало массовой коллективизации

3) результаты референдума о создании СССР

4) заключение Брест-Литовского мирного договора

Часть II .

11. Напишите пропущенное понятие (термин). - 1 балл

Государственный орган, осу-ществ-ляв-ший общегосударственное планирование раз-ви-тия на-род-но-го хо-зяй-ства СССР и кон-троль за вы-пол-не-ни-ем на-род-но-хо-зяй-ствен-ных планов, со-здан-ный в на-ча-ле 1920-х гг., на-зы-вал-ся ________________ СССР.

12. Ниже приведён пе-ре-чень терминов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к событиям, явлениям, про-ис-хо-див-шим в СССР в 1920-е гг.- 2 балла

1) «скоростники»

2) хозрасчёт

3) золотой червонец

4) биржа труда

5) концессии

6) стахановцы

13 . Какие из перечисленных положений относятся к новой экономической политике Запишите в ответ соответствующие цифры. - 2 балла

1) утверждение частной собственности на землю

2) введение хозрасчета на государственных предприятиях

3) денационализация тяжёлой промышленности

4) появление кредитно-банковской системы и бирж

5) отмена государственной монополии внешней торговли

6) введение концессий

14. Установите соответствие между событиями и датами: -2 балла

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) принятие первой Конституции СССР

Б) Генуэзская конференция

В) переход к НЭПу

Г) создание Российской ассоциации пролетарских писателей

Д) начало крестьянских выступлений

1) 1919 год

2) 1920 год

3) 1921 год

4) 1922 год

5) 1923 год

6) 1924 год

7) 1925 год

15. Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристикой: -2 балла

16. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дис-кус-си-он-ные проблемы, по ко-то-рым вы-ска-зы-ва-ют-ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в ис-то-ри-че-ской науке:

«Введение нэпа в 1921 г. было при-зна-ни-ем боль-ше-ви-ка-ми по-ра-же-ния по-пыт-ки фор-си-ро-ван-но-го по-стро-е-ния коммунизма, от-ступ-ле-ни-ем назад, к капитализму».

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить дан-ную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её. - 4 балла

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

_____________________________________________________________________________

Критерии оценки:

23-20 б. - «5» 19-15 б. - «4» 14- 10 б. - «3» менее 10 б. - «2»

Контрольная работа по теме: «Советизация России».

КЛЮЧ

п/п

1 - вариант

2 - вариант

Чаcть I - 10 баллов

2

1

3

2

1

2

2

3

4

3

2

4

2

1

3

4

1

2

1

1

Чаcть II

11 - 1 б.

концессия

госплан

12- 2 б .

35

16

13 - 2 б .

346

246

14 - 2 б.

47621

64372

15 - 2 б.

41675

64127

16 - 4 б .

Аргументы за:

1. СССР стремился установить тесные экономические связи с различными странами мира, приглашая западных бизнесменов к сотрудничеству.

2. В 20-ееггг все международные конфликты СССР стремился разрешить дипломатическими мирными способами.

Аргументы против:

1. Деятельность Коминтерна, руководимая СССР, была направлена на подготовку к мировой революции.

2.СССР активно разжигал антибританские отношения в азиатских странах.

Правильный ответ дол-жен со-дер-жать аргументы.

1) в подтверждение, например:

Нэп при-вел к воз-вра-ще-нию част-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства производства;

При нэпе обост-ри-лось со-ци-аль-ное неравенство;

Введение нэпа не было за-пла-ни-ро-ван-ным шагом, а про-ис-хо-ди-ло под вли-я-ни-ем мас-со-во-го не-до-воль-ства по-ли-ти-кой «военного коммунизма»;

Нэп как по-ра-же-ние или от-ступ-ле-ние оце-ни-ва-ли мно-гие боль-ше-ви-ки (в том числе и Ленин — «отступление завершено»);

2) в опровержение, например:

Вся по-ли-ти-че-ская власть оста-ва-лась в руках пар-тии большевиков, ко-то-рая не со-би-ра-лась от-ка-зы-вать-ся от идеи по-стро-е-ния социализма: — в рас-по-ря-же-нии го-су-дар-ства оста-ва-лись круп-ные предприятия, же-лез-но-до-рож-ный транс-порт и недра («командные вы-со-ты социализма»);

Сохранялась го-су-дар-ствен-ная мо-но-по-лия внеш-ней торговли;

Существовали серьёзные огра-ни-че-ния для част-но-го предпринимательства;

Не была вос-ста-нов-ле-на част-ная соб-ствен-ность на землю;

В годы нэпа раз-ви-ва-лись раз-ные формы кооперации, счи-тав-ши-е-ся про-яв-ле-ни-ем со-ци-а-ли-сти-че-ской экономики.

Критерии оценки:

23-20 б. - «5»

19-15 б. - «4»

14- 10 б. - «3»

менее 10 б. - «2»

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) начало правления Бориса Годунова 2) начало регентства царевны Софьи

3) начало царствования Алексея Михайловича 4) свержение Василия Шуйского

8.Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь.

«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI "Суд о крестьянах" удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».

1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.

9.Что из перечисленного было следствием крещения Руси?

3) войны Руси с половцами 4) разгром Хазарского каганата

Ограничение срока перехода крестьян от одного землевладельца к другому правилом Юрьева дня было впервые закреплено

1) Русской Правдой2) Судебником Ивана III3) Судебником Ивана IV4) Соборным уложением

Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

1) Александра Невского 2) Ивана Калиты 3) Дмитрия Донского 4) Василия III

12.Что из перечисленного было следствием «стояния» на реке Угре в 1480 г.?

1) установление зависимости Руси от Орды

2) начало возвышения Москвы в качестве центра русских земель

3) освобождение Руси от ордынской зависимости

4) ликвидация политической раздробленности Руси

Укажите архитектурный памятник, сооружение которого относится ко времени правления Ивана III.

1) Софийский собор в Новгороде 2) Золотые ворота во Владимире

3) церковь Вознесения в Коломенском 4) краснокирпичный Московский Кремль

Укажите название сборника наставлений для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, созданного в XVI в.

1) «Четьи минеи» 2) «Домострой» 3) «Хронограф» 4) «Юности честное зерцало»

15. В каком из перечисленных сражений противником русского войска было шведское войско?

1) Невская битва2) Ледовое побоище 3) битва на реке Калке4) битва на реке Сити

16. Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬЯ СОБЫТИЯ

А) Иван Калита 1) подавление антиордынского восстания в Твери

Б) Дмитрий Донской 2) строительство белокаменного кремля в Москве

В) Юрий Долгорукий 3) победа над Дмитрием Шемякой

4) первое упоминание о Москве в летописи

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

17.Установите соответствие между событиями, явлениями XVII в. и историческими лицами, деятельность которых связана с этими событиями, явлениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ XVII в. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА

А) отмена местничества 1) царь Фёдор Алексеевич

Б) освобождение Москвы от польских интервентов 2) патриарх Никон

В) церковная реформа 3) Дмитрий Пожарский

4) Иван Болотников

18.Что из перечисленного относится к особенностям устройства Новгородской земли в период с 1130-х по 1470-е гг.? Выберите две особенности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Князь возглавлял городскую администрацию.

2) Власть князя передавалась по наследству, но была ограничена сильным боярством.

3) Верховной властью обладало вече. 4) Князя приглашало народное собрание.

5) Князь являлся крупным земельным собственником в Новгородской земле.

19 Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

2) экономическое разорение страны

3) формирование сословно-представительной монархии 4) учреждение патриаршества

| следующая лекция ==>