Чтимая икона пресвятой богородицы в цетинье. Московская сретенская духовная семинария

Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству . У них она пребывала три века.

Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев "с каким-то военным ," и изъял святыни. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию , в город Ревель (ныне Таллин). В году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой "вернуть" святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи .

Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Таллинском Александро-Невском православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию , где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна . После её кончины, 13 октября года в пригороде Копенгагена ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому) . Затем они были помещены в православном соборе Берлина . Но в году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу .

В Югославских землях

Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни в часовне королевского дворца, а после в церкви загородного дворца на острове Дединьи . В апреле

Филермская икона Божией Матери

Недалеко от города Родоса на одноименном острове в Средиземном море в горах находятся развалины античного селения Филеримос, где неподалеку сохранилась небольшая древняя церковь, посвященная Богоматери. С этим храмом связана история Филермской иконы Божией Матери, написанной, по преданию, св. Евангелистом Лукой. Именно отсюда, гонимые турецкими завоевателями, рыцари ордена иоаннитов перевезут эту великую святыню на остров Мальту, а оттуда она перейдет в конце XVIII века в Россию…

Об острове Родосе упоминает в своих записках русский игумен Гавриил, говоря, что “остров Родос, большой и очень богатый всем. На этом острове был (в рабстве) два года русский князь Олег”. (Речь идет об Олеге Святославовиче, деде Игоря, героя “Слова о полку Игореве”).

Но вернемся к самым истокам, к дням земной жизни Пресвятой Богородицы, к тому, как появился на свет этот Ее чудотворный образ, через который обильная благодать изливается на род человеческий в течение уже почти двух тысячелетий.

Первым иконописцем, согласно древнему церковному преданию, был апостол и евангелист Лука. Кто был по происхождению писатель третьего Евангелия св. Лука, в точности неизвестно. Евсевий Кесарийский говорит, что он происходил из Антиохии, а, следовательно, был “прозелит”, то есть язычник, принявший иудейство. Св. Лука был весьма одаренным человеком: он был не только автором Евангелия и Деяний апостолов, но также врачом и искусным живописцем. По всей видимости, Лука принадлежал к 70-ти апостолам, избранным Господом для служения. Начиная со второго путешествия апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Есть сведения, что после мученической кончины Ап. Павла св. Лука проповедывал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Апостола Андрея.

Церковное предание говорит нам о том, что первой иконой, которую написал св. Лука, был образ Пресвятой Богородицы. Написан он был в то время, когда Богородица жила в доме усыновленного Ей Самим Спасителем св. Иоанна Богослова. Принято считать, что образом этим была Владимирская икона Божией Матери, которая из Иерусалима перешла потом в Константинополь, после чего была послана в начале XII века в Россию великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Пресвятая Дева, когда увидела этот образ, сказала: “Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет”. И эти слова стали пророческими. Не только от этого образа, но и от многих и многих других священных изображений Божией Матери совершались и совершаются неисчислимые чудеса избавления от различных болезней и бед.

Попытаемся же представить себе Пресвятую Деву такой, какой увидел ее св. Лука и постарался запечатлеть в красках для других поколений.

Внешний вид и нравственное достоинство Богородицы

Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. “Она была, - читаем у него, - роста среднего, или, как некоторые говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные”.

“Она была Девою, - говорит св. Амвросий, - не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьею своих мыслей, правилом Ее было никого не оскорблять, всем благо желать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты”.

Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: “Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ее. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать”.

“У нас все знают, - писал св. Игнатий Богоносец, - что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения”.

Св. Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: “Когда я введен был пред лик Богообразной, светлейшей Девы, - меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия”.

Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая Ее для великого дела быть Матерью Божией, поставили Ее выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Ее усердие к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божии, всегдашняя внимательность к путям Промысла Божия, преданность воле Божией, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а, главное, безусловное во всем смирение: вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения.

Путь святой иконы

Св.Евангелист Лука показывает

свою работу Богоматери

Как гласит церковное предание, св.Лукой было написано около семидесяти икон Богоматери. Из них нам известны четыре. Это, прежде всего, как уже говорилось, Владимирский образ, написанный на доске того стола, за которым трапезовали Спаситель, Матерь Божия и Иосиф Обручник. Владимирская икона прославилась на русской земле бесчисленными чудотворениями. Через нее Богородица не раз спасала Русь и ее столицу Москву от разграбления и уничтожения. Перед ней молились русские великие князья и цари в минуты опасности для государства. На пелену в киоте Владимирской иконы клались жребии при избрании русских митрополитов, а впоследствии и патриархов. Множество исцелений от тяжких болезней и бед посылала Матерь Божия через этот свой образ и списки с него православным людям.

Второй издревле чтимый образ, написанный евангелистом, - образ Богоматери-Одигитрии, который находился в Константинополе и получил название Влахернского (Е.Поселянин, “Сказания о чудотворных иконах. ”, с.423). В латинской рукописи XII века об этой иконе говорится так: “В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре - святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится “путеводительница”, потому что некогда было двое слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал святой Лука Евангелист, [изобразив] Спасителя на руке ее. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами” (“Чудотворная икона в Византии и древней Руси”, “Мартис”, М.-1996. С. 443)

Икона эта первоначально находилась на родине св.Луки - в Антиохии, откуда была перенесена в Иерусалим. Супруга греческого императора Феодосия II Евдокия, путешествовавшая по св. местам Палестины в 436-437 годах, приобрела эту икону и послала в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Та поместила чудный образ во Влахернский храм, где икона явила многочисленные чудеса исцелений. (Заметим, что во Влахернском храме, где юродивый Андрей видел Покров Богоматери, по неисповедимым судьбам Божиим, встретились две иконы Божией Матери, написанные Евангелистом Лукой - Одигитрия и Филермская, о которой мы расскажем позже).

Третья икона, приписываемая кисти св.Евангелиста - “Млекопитательница”. Ее история связана с именем основателя единственной на Востоке лавры св.Саввы Освященного, который перед своею блаженной кончиною предрек, что через некоторое время лавру посетит соименный ему богомолец царского рода из Сербии, которому и надлежит вручить эту икону. Св. Савва отошел ко Господу в 532 году, и несколько веков монастырское предание хранило его завещание. Исполнение предсказаний св.Саввы наступило лишь в XIII веке, когда в Палестину действительно прибыл св. Савва, архиепископ Сербский. Ему было передано пророческое завещание св.Саввы Освященного и вручены сразу две великие святыни: икона “Млекопитательница” и другая икона - “Троеручица”, после молитвы перед которой приросла отсеченная рука св. Иоанна Дамаскина.

христианских святынь. Поистине поражаешься обилию величайших реликвий, находившихся тогда в каждой церкви и монастыре Константинополя.

Достаточно упомянуть, например, плат, на котором чудесным образом отпечатался лик Христа, о письме, собственноручно написанном Спасителем царю Авгарю, терновом венце, плаще,биче, трости, обуви, плащанице и плате погребения Спасителя. Здесь хранились также одежда Пресвятой Богородицы, ее обувь и другие разные и священные предметы Спасителя и Его Пречистой Матери. Кроме этого, огромное число чудотворных икон и мощей святых собрал у себя царствующий град.

Около 430 года императрица Евдокия, супруга Феодосия II распорядилась доставить Филермскую икону из Иерусалима в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. Во время пребывания иконы в храме Константинополь четыре раза подвергался смертельной опасности от врагов - арабов, персов, славянских князей Аскольда и Дира. Во дни опасности жители Константинополя возносили усердные моления Царице Небесной перед ее чудотворным образом, и всякий раз получали избавление от грозившего городу разорения. (см. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. Спб, 1994. С.62).

В 626 году по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед этим образом, Царьград был спасен от нашествия персов. В благодарность за избавление от опасности была составлена благодарственная песнь Матери Божией, которую молящиеся должны были выслушивать стоя. Это песенное последование было названо “акафистом”, что в переводе с греческого и означает “неседальное пение”. Так что появление самого первого из многих тысяч составленных позже акафистов связано с благодеяниями Божией Матери, явленными ею через свою Филермскую икону. Заступничеству Божией Матери за род человеческий посвящена суббота в пятую неделю Великого поста, которая так и называется: суббота Акафиста.

В 1204 году во время четвертого крестового похода Константинополь подвергся раграблению и поруганию. Западные христиане уже не считали православных своими братьями, а считали “схизматиками”, т.е. раскольниками, которых можно “учить” огнем и мечем. Большая часть святынь Константинополя была увезена крестоносцами. Филермская икона попала в руки латинян и была перенесена снова в Палестину, где находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров, имевших большое влияние в Святой земле. Однако, вскоре мусульмане вытеснили иоаннитов из Палестины, и те обрели убежище на Кипре, где жили в течение 19 лет (1291-1310 гг.). После этого они перебрались на остров Родос, куда была пренесена резиденция капитула ордена. Остров, покрытый благовонными лимонными, апельсиновыми и гранатовыми рощами, с мягким и теплым климатом, показался иоаннитам хорошим местом для постоянного пребывания.

Прибывшая сюда вместе с другими святынями икона была помещена в специально построенной для нее в селении Филеримос неподалеку от столицы острова церкви. Иоанниты очень почитали икону, считая ее своей покровительницей, и святыня постоянно путешествовала с ними. Защищаясь от турецких набегов, рыцари превратили Родос в хорошо укрепленную крепость, построив мощные каменные стены. Однако, через два века в 1522 г. турки завоевали остров, и иоанниты капитулировали. Только через несколько лет они нашли прибежице на о.Мальта. Здесь соединились древние святыни: десная рука Иоанна Предтечи, часть древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя Св.Иоанна Предтечи, в который и была помещена икона Богоматери в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами. (См. Архимандрит Августин (Никитин). Филермская икона Божией Матери. Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып.VII.Спб.,1995.С.123.).

С этого момента судьба святынь становится неразрывной, о чем и пойдет речь в следующей главе.

Виктор Васильев

Вместо предисловия | О православном почитании святыни

Десница Крестителя. Иордан | Чудо о змие | Спасение из плена | В Царьграде

Животворящее древо Креста Господня. Голгофа | «Сим победишь» | Обретение Честного Креста святою Еленою | Возвращение Креста Господня из Персии | Дальнейшая история Креста Господня

Благословение Богоматери. Филермская икона | Внешний вид и нравственное достоинство Богородицы | Путь святой иконы

Мальта, Россия, Сербия. Рыцарство и революция | Благословение царствующему дому | Святыни в Гатчине | Вдовствующая императрица | На братской Сербской земле

Празднование святыням в Гатчине | Протоиерей Алексий | Вместо заключения

Святые обители Черногории сберегают множество славных христианских святынь. Одной из наиболее старинных является Филермская икона Божией Матери. Она притягивает к себе православных паломников со всего мира. Святой лик относится к старейшим иконам, написанным евангелистом Лукой. Образ хранится отдельно от других бесценных реликвий в «Голубой часовне» Народного музея на территории монастыря города Цетинье.

Уже пять веков как это место стало резиденцией Черногорско-Приморских митрополитов. Здесь собраны величайшие святыни христианского мира – частица Животворящего Древа от Креста Господня, кисть десницы Господа Иоанна Крестителя и, конечно же, чудотворная Филермская икона Богоматери, черногорцы именуют ее «Божия Матерь Филермоза». Лик Богородицы помещен в подсвеченную стеклянную витрину отдельной комнаты без окон. Как утверждают хранители, такие условия оптимально позволяют обеспечить безопасность и сохранность святой реликвии. Хотя, надо заметить, это не лучшие условия для посещения иконы паломниками и смиренной молитвы к ней.

Создание Филермской иконы Божьей Матери

Согласно древнему преданию, Филермская икона Пресвятой Богородицы – это один из редких образов, созданных во времена, когда Пресвятая Дева жила среди людей. Авторство лика принадлежит первому иконописцу, святому апостолу и евангелисту Луке. Прижизненное изображение получило благословение самой Божьей Матери. До нас не дошла достоверная информация о том, кем именно был Лука. Предполагают, что он входил в число 70 апостолов, которых Иисус избрал для служения.

При создании первых Богородичных икон художник более всего использовал опыт созерцания лика Богоматери, свои впечатления от характера и образа Марии. Ведь еще не были установлены каноны – требования касаемо композиции, цветовых решений, акцентов, символических знаков.

Благодаря церковному историку Никифору Каллисту, сохранилось предание о внешнем виде и нраве Пресвятой Девы. Она была среднего роста, с русыми волосами, темными дугообразными бровями над «быстрыми» глазами. Немного продолговатый нос и яркие губы на овальном лице. Также отмечает длинные руки и пальцы. Святой Амвросий выделяет смиренность, вдумчивость и целомудрие в речи, благоразумие Приснодевы. Она почитала старших, была спокойна, благожелательна, независтлива и добродетельна, движения скромные, тихая поступь, голос ровный. На изображении иконописец должен был отразить то, что видел в жизни – «олицетворение чистоты».

История иконы

Филермская икона Божией Матери была написана святым Лукой в 46 году от Рождества Христова и принесена им к антиохийским монахам-назореям, посвятившим себя христианскому подвижничеству. Образ оставался там почти 300 лет. Затем икону отправили в Иерусалим.

В 430 году супруга Императора Византии Евдокия отправилась с паломниками посетить Святую Землю и оттуда по благословению передала сестре мужа, которую именовали Благоверной Пульхерией. Она с особыми почестями при большом скоплении людей установила образ Божьей Матери в новом Влахернском храме Константинополя. Верующие устремились к чудесной иконе. Получали исцеление, успокоение, молясь и преклоняясь лику Царицы Небесной.

626 года реликвия в ответ на горячие мольбы явила миру великое чудо – спасла Константинополь от завоевания персами. За это верующие составили благодарственную песню, которую следовало слушать стоя. Такое действо назвали акафистом. Царьград был местом обитания святой иконы более 700 лет.

Обретение имени «Филермская»

Этот период был прерван крестоносцами, образ Приснодевы отправили в Иерусалим, где он попал во владение рыцарей римо-католиков из Акры. Спустя 88 лет Акру завоевали турки. Покидая город, рыцари вывезли икону на территорию острова Крит. А в 1309 году образ Божьей Матери переправили на Родос на целых 200 лет. В XIV веке для святого лика рыцарями был возведен храм, посвященный Заступнице. Местом для строения выбрали фундамент разрушенной старинной византийской базилики, что находится в Ялисе на горе Филермиос. Эту церковь можно увидеть сегодня, она хорошо сохранилась. Здесь молятся, обращаясь к одному из списков, сделанному с иконы Филермской Божией Матери, католики и православные (каждые на своей части храма).

Летом 1522 года флот с непобедимым войском султана Сулеймана I ступил на землю Родоса, началась осада крепости и столицы. После падения обороны был принят документ об условиях сдачи. Рыцари согласились уступить Порте с островами за позволение в течение 12 дней собрать, а затем вывезти с захваченной территории христианские святыни, собственное имущество. Турки же обязались не разрушать родосские монастыри, храмы.

В Италии

Желая оставаться независимыми, рыцари около 7 лет возили реликвии по всей Италии, были в Неаполе, Ницце, Риме, Мессине, на острове Кандия. Только к 1530 году мытарства закончились, Карл V (император Римской Империи) передал во владение рыцарскому ордену острова Комино, Гоцо, Мальту и др. территории. Пристанищем для святынь, а также для Филермской иконы Пресвятой Девы стал форт Святого Ангела. А позже – резиденция Мальтийского ордена, замок святого Михаила.

С чудесной помощью иконы Пресвятой Богородицы связывают победу рыцарей над турками при нападении в 1565 году. С 1568 по 1571 святые реликвии рыцарского ордена находились в церкви Святой Победной Богоматери. А после все бесценные артефакты с почестями перенесли к новой часовне Госпожи Филермской на земле собора святого Иоанна (г. Ла-Валетта).

При завоевании Мальты французами Наполеона (1798 году), несмотря на то что имущество ордена было разграблено, наибольшие христианские святыни спасли. Великий магистр Гомпеш увез десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста, чудотворный Филермский образ Богородицы.

Обретение и утрата гатчинских великих святынь

Император Павел I принял титул Великого магистра. Рыцари Мальтийского ордена прибыли в Гатчину под защиту России. 12 октября 1799 года состоялось перенесение великих святынь в столицу. Государь повелел изготовить для Филермской иконы 7-фунтовую золотую ризу, украшенную драгоценными камнями. Затем святыни перевезли в Петербург (собор Спаса Нерукотворного). Страшный пожар произошел 1837 года, но реликвии не повредись.

Люди желали видеть святыни, молиться им, а придворный храм был для них закрыт. После обращения православных император принял решение каждый год переносить святые предметы в Гатчину для народного поклонения. Что и было исполнено с 1852 по 1919 год. Ежегодно 12 октября проводили крестный ход с мощами и иконой из дворца к церкви собора. Кроме того, придворные художники сделали копию оригинала иконы. После украшения драгоценной ризой список разместили в Павловском соборе.

1820-1817 годы – Александр I запретил Мальтийский орден, но члены ордена не оставляли попыток вернуть святыни. В 1915-м по обращению судьи судебной палаты о. Мальта Пулличино император Николай II распорядился сделать фотографии чудотворной Филермской иконы Божией Матери, а затем переправить Мальтийскому музею.

После событий 1917 года святая икона была отвезена в Гатчину, затем святыни изъяли и увезли в Эстонию. Позже список образа Богородицы тайно передали Мальтийскому ордену на Римскую землю, где с 1975 он выставлен в базилике города Ассизи. А подлинные реликвии вывезли изгнанной императрице Марии Федоровне в Данию. 13 октября 1928 г. святыни передали Русской Православной Церкви. После ряда событий Филермская икона оказалась (с 30 октября 1994 года) в историческом музее города Цетинье (Черногория). Попытки вернуть ее не дали результата.

Списки Филермской иконы Божьей Матери

К сожалению, гатчинские святыни для РПЦ утрачены. Но сохранились чудотворные списки чудесного Филермского образа Богородицы. Например, Павловский собор Гатчины хранит копию иконы Девы Марии, выполненную расстрелянным протоиреем Алексием (Благовещенским).

Молитвы к Филермской иконе Божией Матери

Днем празднования иконы Филермской Божьей Матери является 25 октября. В этот день молитва к святому образу обретает особую силу и значение. Приснодева помогает, укрепляет каждого, кто чист душой, искренен.

О чем можно молиться перед ликом Филермской Богородицы? Молящиеся просят об укреплении веры, духовных сил, благочестии, сохранении от расколов, ссор, ересей. Икона покровительствует иночествующим и праведным людям, защищает их от врагов веры и Бога.

В богослужебном календаре Русской православной церкви с 1800 года установлено празднование - ежегодно совершать 12 октября (25 окт. нового стиля) молитвенную память знаменательного события - перенесения в 1799 году из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя.

В 1951 году в Черногорский монастырь св. Василия Острожского как снег на голову нагрянули представители югославской спецслужбы "Удба". После недолгой ревизии было оформлено изъятие некоторых церковных "вещей" — так было записано в протоколе.

Эти таинственные "вещи" не менее таинственно вдруг исчезают в том же году, и только через полтора десятка лет обнаруживаются их следы. В 1968 году один из полицейских под большим секретом сообщает Цетинскому игумену Марку и епископу Даниилу, что "вещи" были переданы спецслужбой в Цетинский исторический музей, где они и находились все это время в государственном хранилище. Церковнослужителями было положено немало сил, чтобы вернуть две из них и положить в Цетинский монастырь. Но только 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий наконец объявил, что под скромным наименованием церковных "вещей", найденных в монастыре св. Василия Острожского, скрывались величайшие христианские святыни: Филермская икона Божьей Матери, написанная по преданию апостолом Лукой (кстати, икона так и осталась в Цетинском историческом музее), частица древа от Животворящего Креста Господня и десница святого Иоанна Крестителя.

Обширная история этих реликвий чрезвычайна увлекательна и таинственна. За неимением места — лишь отметим некоторые её моменты.

СВЯТОЙ ПРОРОК ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ - ПРОПОВЕДНИК ПОКАЯНИЯ И ПРЕДТЕЧА ГОСПОДЕНЬ

Об Иоанне Крестителе в Священном Писании сказано: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него» (Ин. 1, 6-7). По словам Блаженного Августина, епископа Ипонийского, он «всех превосходит, пред всеми имеет преимущество; всяк, кто токмо рожден от жены, ниже Иоанна». Из Евангелия и жития великого Пророка известно, что он был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы, родственницы Девы Марии. Родился святой Иоанн шестью месяцами ранее Иисуса Христа. С молодости исполненный благодати Святого Духа, он ушел в пустыню, дабы строгим постом, богомыслием и молитвой приготовить себя к пророческому служению. В возрасте около 30 лет он вышел на проповедь покаяния на берег реки Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя мира. По словам церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды — Христа, Спасителя мира. Посему Церковь именует его Предтечей, который пришел приготовить путь Господу. Именно он первым засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия. Он сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана и подтвердил таинственное явление Пресвятой Троицы в день Крещения. По словам Святителя Иоанна Златоуста, «Христос не нуждался в крещении, но крещение имело нужду в силе Христовой. Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна».

Исполнив всякую правду, Предтеча вскоре мученически окончил земную жизнь. По приказанию царя Ирода Антипы (тетрарха Галилеи и Переи с 4 г. до н.э. по 39 г. н. э.), обличенного пророком за нечестие, Иоанн был усечен мечем в крепости Махерон. В историю эта крепость с роскошным царским дворцом, построенная к востоку от Мертвого моря, вошла не как неприступная цитадель, замечательная в военном отношении, а как тюрьма, в которой закончилась земная жизнь Иоанна Крестителя. Иоанн, до своего ареста трудившийся в южной Перее, был заключен в эту крепость Махерон за то, что осудил женитьбу правителя Галилеи Ирода Антипы на собственной невестке Иродиаде, что противоречило законам, содержащимся в Книге Левит. Иродиада — внучка Ирода Великого от его сына Аристовула.С ее именем связывается история смерти Иоанна Крестителя. Она была замужем за дядей своим Филиппом и имела уже от него взрослую дочь Саломию, но увлеклась преступной связью с братом его, Иродом Антипой. Эта преступная связь произвела на всех тяжелое впечатление; народ глухо роптал, но не смел высказать своих чувств. Тогда мстителем за поруганный нравственный закон выступил Иоанн Креститель, который, наподобие своего первообраза Илии, смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Пророк Божий открыто обличал Ирода Антипу за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). Это разъярило Иродиаду, и она добилась того, что голова "величайшего из рожденных женами" пала под мечом палача. Однажды, в день своего рождения Ирод Антипа устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломея плясала перед гостями и угодила Ироду. И он поклялся исполнить любое ее желание. Танцовщица по наущению матери попросила тотчас же принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь Ирод был смущен столь дерзкой просьбой, и все же приказал отрубить голову пророку, томившемуся в крепости (см. Ев. Матфея XIV, 1-12; Марка VI, 14-29; Луки IX, 7-9). Жена царского домоправителя Хузы, благочестивая Иоанна, погребла голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде в Иерусалиме на горе Елеонской на том участке, на котором стояло одно из поместий Ирода Антипы, находящееся в управлении её мужа .Обезглавленное тело Иоанна Предтечи взяли в ту же ночь его ученики и увезли в Самарию. Тело Предтечи было похоронено рядом с могилой пророка Елисея в древней Самарии — столице Израильского царства, которую Ирод I переименовал в Себасту (известную нам как Севастия).

ИЗ СЕВАСТИИ В АНТИОХИЮ

А через некоторое время апостол и евангелист Лука, возвращаясь на свою родину в Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане, несмотря на авторитет апостола, воспротивились этому и разрешили взять только правую руку по плечо, ту руку, которой Иоанн крестил Спасителя в Иордане. Евангелист Лука принес ее в родной город Антиохию. Наступили времена Юлиана Отступника (361-363), когда христиане подверглись жесточайшему гонению. Христианские святыни безжалостно истреблялись: храмы рушись, мощи святых извлекались из могил и сжигались. Тело Иоанна Крестителя либо без следа было уничтожено, либо сокрыто в теперь неизвестном нам месте. Десница же пророка сохранилась — жители Антиохии спрятали ее в одной из городских башен, откуда она была извлечена только после смерти беззаконного императора. И наступило время славы десницы Предтечи, и творились ею различные чудеса. Всегда в крещенский сочельник архиерей поднимал над толпой святыню — и она когда сжималась, а когда распрямлялась, предсказывая то голод, то изобилие. Десница находилась в храме святого апостола Петра до агарянского нашествия.

ИЗ АНТИОХИИ — В КОНСТАНТИНОПОЛЬ

Когда же возникла опасность поругания святыни из-за захвата Антиохии магометанами арабами, десницу перевезли в Константинополь. Святая Церковь 7(20) января молитвенно воспоминает перенесение десной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Царьград (956) и чудо святого Иоанна Предтечи на агарян в Хиосе. В Х веке некий дьякон Иов из Антиохии унес ее в город Халкидон, откуда она по повелению византийского императора Константина Порфирородного (912-920, 945-959) была доставлена в Константинополь. Сначала десница находилась в церкви Пресвятой Богородицы Фарской, потом ее передали в монастырь Памакаристос, и, наконец, в храме Святой Софии она обрела покой. Незадолго до завоевания в 1204 году крестоносцами Константинополя русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. При разграблении Константинополя крестоносцами часть святынь была увезена из пределов Византии: так император Латинской империи Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука (кисть) продолжала храниться в Константинополе. В 1261 году греки вернули себе Константинополь. В конце XIV - начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. В 1453 году, когда Византийская империя окончательно пала, Константинополь был захвачен османами, а его святыни по воле завоевателя МехметаIIэль-Фатиха были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.

У ГОСПИТАЛЬЕРОВ

Турки, однако, к этой христианской святыне, связанной с именем величайшего пророка Иоанна Крестителя, выразили свое почтение. Примечательно, что и ныне в Стамбуле (прежние названия этого города - Византий, Константинополь), правда как музейная экспозиция, хранится палец руки Предтечи, а в Дамаске в небольшой часовне, расположенной внутри мечети, хранится часть главы Иоанна Крестителя (другая часть святой главы находится и на горе Афон).

Сын Мехмета II cултан Баязид II (1481-1512), царствование которого представляло сплошной ряд войн с Венгрией, Польшей, Венецией, Египтом и Персией, для усиления своего могущества обнажает меч и против родного брата Джема, оспаривавшего у него престол при поддержке Египта. Для того, чтобы нейтрализовать своего брата, как опасного соперника, находящегося в распоряжении госпитальеров — воинственных рыцарей ордена Святого Иоанна, султан Баязид II в 1484 году посылает им руку Пророка на остров Родос, где была их резиденция. В Порте же остался отделенный от десницы палец (мизинец), хранящийся в храме св. пророка Иоанна Крестителя известного своим строгим благочинием Студийского монастыря, расположенного в Константинополе на берегу Мраморного моря. При завоевании Константинополя турками храм был превращен в мечеть, а мизинец десницы Предтечи попал в собрание святынь султана и поныне пребывает в музее Стамбула в ковчеге, имеющем форму руки. Кстати, на деснице Крестителя нет двух пальцев: мизинца (хранится в Стамбуле в Оттоманском музее) и безымянного (хранится в итальянском городе Сиена). Безымянный палец, отсеченный от Десницы, Никейский император Феодор I Ласкарис (1204- 1222) подарил Сербской Церкви и ее первому архиепископу святому Савве I (1219-1233), который был рукоположен в Никее в 1219г. патриархом Константинопольским Мануилом I(1215-1222). В течение многих десятилетий эта святыня хранилась в Жичском монастыре в Сербии (древняя Печская епархия), резиденции патриархов, где происходило коронование царей Сербских, но вскоре, вслед за перемещением престола Сербского архиепископа, святыня была перенесена в Печ. В 1458 году, когда под ударами турок пало Сербское царство, Елена Бранкович, супруга сына деспота Лазаря Баранковича, перенесла ковчег сбезымянным перстом св. Иоанна Предтечи в Морею (южный полуостров Греции) - к своему отцу Фоме Палеологу. Династия Палеологов была у власти с 1261г. до самого падения Византии в 1453г., а после падения Константинополя, семья Палеологов, состоящая из двух братьев последнего Византийского Императора Константина XI Драгаса — Дмитрия и Фомы, владела лишь небольшими уделами в Пелопоннесе. Когда же пали Константинополь и Морея, Фома Палеолог бежал в Италию и передал святыню папе Пию II (1458—64), главной мечтой которого был крестовый поход против турок для возвращения Византии. Папа Пий II, будучи родом из Сиены, даровал эту святыню местному кафедральному храму Святой Марии Сиенской, где она хранится и поныне в раке. Один раз в году этот святой перст Иоанна Крестителя выносится для поклонения верующим, которые приезжают в этот день в Италию со всего мира.

Вскоре, однако, в эпоху крестоносцев Десница Предтечи (уже без двух пальцев) оказалась на острове Мальта. Мир Порты с иоаннитами оказался коротким, и уже в 1522 году турки захватили остров Родос. Рыцари бежали на Мальту, увезя с собой, кроме руки Пророка, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери. Через пятьдесят лет они воздвигли на Мальте храм Святого Иоанна специально для хранения святынь. Там они и находились более двухсот лет.

Филермская икона Божией Матери


По преданию, икона написана св. евангелистом Лукой и является последним образом Богородицы в Ее земной жизни. Около 46 года эта икона была принесена на родину св. Луки в Антиохию. В 4 веке попала в Иерусалим, затем около 430 года образ перевезли в Константинополь и поместили во Влахернском храме. В результате захвата Константинополя крестоносцами в начале XIII века святыня оказалась в Палестине и вскоре досталась Ордену св. Иоанна Иерусалимского, рыцари которого принесли образ на остров Родос, где для драгоценной реликвии в селении Филеримос была построена церковь. В 1530 году остров захватили турки, и Орден избрал своей резиденцией о. Мальту. Летом 1798 года французская эскадра под командованием генерала Бонапарта захватила средиземноморский оплот рыцарей-иоаннитов. Мальтийцы обратились за покровительством к русскому императору с просьбой принять титул Великого Магистра и в качестве дара поднесли чтимую икону Павлу I. Сейчас находится в Народном музее города Цетинье, Черногория.

Часть древа Креста Господня

Церковное предание сообщает о многих частях Святого Креста, издревле отделенных от него. Подобные святыни являлись желанной наградой каждого рыцаря крестовых походов. Находясь в Иерусалиме, с 1118 по 1187 год иоанниты вместе с храмовниками были хранителями Креста. С благословения Ордена святого Иоанна Иерусалимского будущие рыцари — мальтийцы получили драгоценную часть древа и сберегали ее в течение 600 лет. В 1799 году подарена русскому императору. В настоящее время выставлена для поклонения в Цетинском монастыре.

Из Мальты — в Россию

Когда турки в 1522г. изгнали рыцарей крестоносцев ордена св. Иоанна с острова Родос, начались долгие скитания святыни. Семь лет рыцари тайно возили ее по Италии и только в 1530 году высадились на Мальту. Этот остров им подарил император «Священной Римской империи» Карл V и он же король Испании Карл I (1519-1556). Так рука Иоанна Предтечи оказалась на Мальте. К 1797 году сложилась благоприятная ситуация для сближения России с Мальтийским Орденом. Под ударом французской революции это рыцарское объединение, возникшее еще в XII веке, потеряло большую часть своих европейских землевладений. За помощью Орден обратился к российскому императору Павлу I (1796-1801), только что вступившему на престол. Это была удачная возможность для распространения влияния России на Востоке, так как в Средиземном море появлялся выгодный союзник, а сам остров Мальта мог служить военно-морской базой. Орден также мог стать оплотом для борьбы с революционными идеями, распространявшимися в Европе. В январе 1797 года Павел подписал Конвенцию, согласно которой на польских землях, незадолго до этого присоединенных к России, создавалось католическое Великое Приорство Российское Мальтийского Ордена, то есть землевладение, доход от которого шел в орденскую казну. Для размещения администрации приорства в собственность Ордену передали бывший Воронцовский дворец в Петербурге.

Тогда же было решено построить в Гатчине загородный дворец для мальтийцев - Приорат, который намечалось сделать летней резиденцией Великого приора Мальтийского ордена принца Кондэ, эмигрировавшего сначала с о. Мальта во Францию, а затем сбежавшего из революционной Франции в Россию. Исходя из задания, архитектор Н. А. Львов возвел вблизи Павловского дворца в Гатчине целый архитектурный комплекс, расположенный на берегу небольшого озера на насыпной террасе и напоминающий монастырь, чьи высокие вальмовые (четырехскатные) крыши, башня со шпилем и одноэтажная пристройка с готическими окнами (Капелла) создают впечатление католической старины. После занятия острова Мальты войсками революционной Франции резиденция ордена была перенесена в Петербург.


В 1798 году Павел I принимает титул гроссмейстера, или Великого Магистра Державного ордена Ордена св. Иоанна Иерусалимского, т.е. главы духовного рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского. «Движимые чувством благодарности за оказанные Ордену благодеяния и в знак покорности... новому магистру» рыцари поднесли Павлу I хранящиеся у них величайшие христианские реликвии — десную руку Иоанна Предтечи, чудотворную икону Божией Матери Филермо и часть Древа Животворящего Креста Господня. По желанию государя торжественная передача бесценных христианских сокровищ состоялась в его любимой гатчинской резиденции. Вот как описывается это событие, происходящее в Гатчине осенью 1799 года.

«К тому времени дочь Павла Петровича Елена обручилась с наследным принцем Мекленбург-Шверинским. Бракосочетание было назначено на 12 октября (среда) 1799 года. За три дня до этого в церкви (дворцовая Троицкая церковь в Гатчине-прим.) прошла репетиция «порядков надлежащих при венчании». К свадьбе решили приурочить и праздник Перенесения привезенных с Мальты священных реликвий.

С раннего утра в Гатчину стали съезжаться знатные особы. Из дворца в сторону Спасских ворот (въезд в город из Петербурга) во главе с императором двинулась целая кавалькада. Ей навстречу шествовали представители Ордена. Соединившись у ворот, процессия, сопровождаемая горожанами, крестным ходом направилась к дворцу.

Во главе крестного хода шествовал митрополит Гавриил (Петров) с духовенством, за которыми в золотой карете ехал будущий кавалер императорского ордена святого апостола Андрея Первозванного граф Джулио Ренато Лита Висконти Арезе (1765-1839), принявший впоследствии православие и имя Юлия Помпеевича. Он вез на красной бархатной подушке золотой ковчег с десницей святого Иоанна Крестителя. За графом следовали мальтийские рыцари, везшие небольшую чудотворную икону Божией Матери Филермо и крест из части древа Животворящего Креста Господня. Рядом с каретой в сопровождении свиты из числа рыцарей шел император Павел I в полном облачении Великого Магистра: на нем был красный супервест и сверху черная мантия, на груди отливал старинным серебром древний мальтийский крест; голову императора венчала золотая магистерская корона. Когда крестный ход подошел к дворцу, государь взял Десницу и с пением тропаря внес ее в храм. Святыни положили на заранее приготовленное место. Затем было совершено таинство брака великой княжны Елены Павловны и принца Мекленбург-Шверинского Фридриха-Людовика. Через неделю, 19 октября, венчалась еще одна, старшая, дочь царской четы, шестнадцатилетняя Александра. Ее жених, австрийский эрцгерцог Иосиф, был католиком, поэтому в Белом зале дворца состоялось бракосочетание и по католическому обряду. Павел I благословлял обеих дочерей-принцесс мальтийскими святынями.

По высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник Перенесения христианских реликвий из Мальты в Гатчину, а по поручению Святейшего Синода составлена «на перенесение честныя руки Предтечевы» особая служба, в которой и «...сокрушенная теплая молитва к виновнику торжества, Иоанну Крестителю, ...благодарение Богу», и исчисление новых благ промысла Божия, «когда...рука Предтечи возсияла в концах северных, на благословение Дому Цареву и всем людям державы Его». Праздник был включен в месяцеслов и поныне торжественно отмечается православной церковью 12/25 октября.

В обретении христианских святынь Павел I усматривал особую Божью милость к России. Император заказал богатые золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы и для Креста Господня, который состоял из трех частиц: одной продольной и двух малых квадратов — поперечин. На новой ризе иконы Божией Матери, сияние вокруг лика было исполнено на фоне мальтийского креста — в память того, что образ получен от рыцарей-мальтийцев. Работы выполнил ювелир Ф.К. Теремен.


Все дни осенних торжеств 1799 года были отмечены большим количеством церковных церемоний, ведь в Гатчину съехался весь Святейший Синод. 14 октября провозглашали «многая лета» императрице Марии Федоровне — ей исполнилось сорок лет. 21 и 28 октября прошли благодарственные молебны по случаю побед русских войск над французскими и голландскими армиями. 22 октября отмечали празднование в честь иконы Казанской Божией Матери. В конце октября и начале ноября совершили «наречение» архимандритов Феофилакта и Амвросия в епископы. 4 ноября перед войсками состоялась панихида по убиенным на войне, которую отслужили члены Святейшего Синода «на покрытом черным сукном помосте по средине плаца». Царская фамилия и двор присутствовали в траурных одеждах. 14 ноября «учинено было Общее собрание Правительствующего Сената». Последней церемонией стал пышный прием, оказанный Павлом I депутатам Ордена св. Иоанна Иерусалимского Англо-Баваро-Российским…

1 ноября 1799 г. двор отправился в Петербург. Император спешил на освящение Михайловского замка. Несчастный государь не знал, что ему уже никогда не придется вернуться в любимую Гатчину».

Праздник Перенесения священных реликвий из Мальты в Гатчину торжественно отметили еще лишь раз в 1800 г., но после насильственной смерти Павла I этот праздник только значился в месяцеслове. Пятьдесят лет реликвии хранились в Зимнем дворце.

В 1852 г. в Гатчине закончилось шестилетнее строительство великолепного собора во имя святого апостола Павла. Его освящение проходило в присутствии Императора Николая I, тогда-то прихожане и обратились с просьбой к Императору передать мальтийские святыни в храм. Однако Николай I согласился лишь на ежегодное перенесение реликвий. И с 1852 г. вплоть до 1919 г. все три святыни перевозились из Зимнего дворца в Гатчину в дворцовую церковь накануне праздника. Оттуда 12(25) октября совершался крестный ход в Павловский собор, где святыни выставлялись на поклонение на десять дней, а 22(4 ноября) октября они вновь возвращались в Петербург.

После октябрьского переворота святыни, являвшиеся собственностью Императорского Дома Романовых, оказались в ризнице Архангельского собора Московского Кремля. 6 января 1919 года по благословению святейшего Патриарха Тихона (Белавина) протопресвитер бывшего придворного духовенства Александр Дернов перевез из Москвы в Гатчину на хранение в Павловский собор икону Божией Матери Филермской, десную руку Иоанна Предтечи и Частицу голгофского Креста. Они были, «по обыкновению в старинном драгоценном уборе» и упакованы в двух футлярах. На некоторое время реликвии выставили для поклонения. В том же девятнадцатом году, в октябре месяце в город пришла Белая армия. Что произошло дальше объясняет письмо гатчинского протоиерея Алексия Благовещенского Патриарху Тихону и протопресвитеру Александру Дернову от 6/19 октября 1920 года. «... 13 октября 1919 года настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда народ разошелся по домам, явился в собор настоятель, протоиерей Иоанн Богоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, не спросив на это разрешения ни у причта, ни у прихожан...».

Когда в 1923 году итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского ордена, оказалось, что это сделать невозможно — они бесследно исчезли.

По запросу Наркомата просвещения тогдашний настоятель Павловского собора в Гатчине протоиерей Андрей Шотовский писал: "Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божьей Матери - (золотая-прим. ред.) риза и ларцы для мощей и креста. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины". Далее отец Андрей сообщал, что на следующий день в собор прибыл граф Игнатьев в сопровождении офицера. Настоятель же собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр и передал их графу, который и увез их в неизвестном направлении.

Наркомат иностранных дел в 1923 году запросил сведения о местонахождении Филермской иконы, которая «якобы передана в Гатчинский дворец». В свою очередь, отдел по делам музеев «просил предоставить заключение, настолько ли велика ее ценность, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России». Выяснял судьбу реликвий хранитель Гатчинского дворца В. К. Макаров. Он обратился к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому, который в ответе на запрос от 14 января 1924 года сообщил, что 13 октября 1919 года был устроен «кругом города» крестный ход со святынями, в тот же день вечером реликвии были упакованы при протоиерее Иоанне Богоявленском, графе Игнатьеве и «еще каком-то военном человеке» и увезены, а в Павловском соборе осталась лишь копия Филермской Божией Матери, заказанная еще при Николае I, хотя «серебряная риза с нее снята и сдана по требованию местного исполкома в Троцкий (Троцк-название Гатчины в то время-прим. ред.) финотдел».

ЧЕРЕЗ ВСЮ ЕВРОПУ — В СЕРБИЮ

Обнаружились «гатчинские» реликвии в Эстонии, где какое-то время они находились в православном соборе в Ревеле. По воспоминаниям Наталии Карачаровой, переводчицы мемуаров Павла Граббе, в 1921 году Павел был послан отцом в Таллинн со специальным заданием- тайно привезти в Данию некую посылку. В Таллинне, к Павлу подходит некто с предложением... перевезти в Данию реликвии, принадлежащие царской семье. Инкогнито, которого Павел Граббе позже идентифицировал как князя Алексея Игнатьева (по словам Н. Карачаровой, возможно, это был тот самый Игнатьев, который представлял русскую эмиграцию во Франции), рассказывает Павлу историю «гатчинских» реликвий. «Когда в 1919-м году генерал Юденич вытеснил из Гатчины большевиков, эти святыни были там. Потом белую армию вынудили отступить, и один патриот спас эти реликвии. Он завернул их в кусок парусины и пешком вынес из страны. Они были скрыты в православном женском монастыре, неподалеку отсюда, где сейчас и находятся. В Эстонии сокровища не в безопасности. Большевики, эстонское правительство, Ватикан, даже сами мальтийские рыцари, и Бог знает, кто еще, ищут их для своих целей. Одни только драгоценные камни поистине сказочны и стоят целого состояния. Рано или поздно кто-нибудь обнаружит, где они спрятаны. Вот почему мы должны доставить их в надежное место. Вы обладаете возможностью вывезти эти сокровища, чтобы они были в сохранности до тех пор, пока государь снова не встанет во главе страны. Особая значимость этих реликвий состоит в том, что они подтверждают легитимность монаршей власти в глазах подданных», — сказал Павлу князь. Затем с завязанными глазами Павла привезли на место хранения святынь и показали их ему. «Одним из увиденных предметов была довольно большая икона Богоматери, украшенная драгоценными камнями, которые сверкали в свете свечей. Когда Павел взглянул внимательнее, то увидел, что лик Девы потемнел от времени, но выражение её, серьезное и таинственное, было ясно различимо. Облачение её было из золота, украшенное жемчугом, изумрудами и рубинами. С золотого ворота свисало ожерелье из цейлонских сапфиров нежно-голубого оттенка. Князь перекрестился. Момент был торжественный.


Второй предмет на столе оказался еще более замечательным, чем первый. Ящичек из золота со стеклянной крышкой, рака, реликварий. Золотой ободок, в который было вставлено стекло, инкрустирован несколькими ярко-голубыми сапфирами. Крупными, как детские шарики для игры. Склонившись над ним, Павел увидел иссохшую руку, плотно прикрепленную к потертому куску бархата. Это была правая рука, на которой не хватало нескольких пальцев. Это было просто невероятно…» Павлу Граббе удалось с дипломатической почтой пересечь все границы и доставить все «гатчинские» реликвии в Копенгаген, где они сразу же были переданы фрейлине Его Императорского Величества вдовствующей Императрицы Марии Федоровны (датчанке по происхождению), матери св. императора Николая II Романова. После ее смерти (30 сентября/13 октября 1928 года) дочери, великие княгини Ксения и Ольга, решили, что святыни должны находится у главы Зарубежной Русской Церкви митрополита Антония (Храповицкого). Чтимый Образ Пресвятой Богородицы Филермской доставили в Германию в православный кафедральный собор Берлина. В 1932 году епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал все «гатчинские» святыни югославскому королю Александру (убит в 1934 году), и они хранились в специальной часовне в королевском дворце, а затем в церкви загородного дворца на острове Дединьи.

В период гитлеровской оккупации, в апреле 1941 года 18-летний король Югославии Петр II (1934-1945), уезжая в изгнание в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог с главой Сербской Православной Церкви Патриархом Гавриилом (Дожичем) (1938-1950). Ему он и передал святыни на сохранение. Перед арестом и отправкой в концлагерь патриарх успел сокрыть их у архимандрита Леонтия Митровича, в отдаленном Черногорском монастыре Святого Василия Острожского. Там они тайно сохранялись всю войну. До недавнего времени следы реликвий считались навсегда потерянными. Однако, это оказалось не совсем так. Как уже было сказано, в 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты - специальная служба "Удба". Они взяли святыни и отвезли их в Титоград (ныне город Подгорица). Через какое-то время богоборцы передали Филермскую икону Божией Матери и другие святыни в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье. В 1968 году один из полицейских тайно сообщил о святынях Цетинскому игумену Марку (Каланья) и епископу Даниилу. Им и удалось в 1978 году добиться передачи Десницы и части Честного Креста Господня монастырю Рождества Богородицы в Цетинье. Но все это делалось в большой тайне, в которую было посвящено лишь несколько человек. С этого времени и до сего дня эти две святыни пребывают в Цетинском мужском монастыре.

В 1993 году, во время визита в Югославию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II уже всем стало известно, что две реликвии из трёх, которые удалось вызволить из музейного плена, находятся в Черногории в Цетинском монастыре, а чудотворная Филермская икона Божией Матери - в историческом музее города Цетинье . В присутствии двух Патриархов, сербского и российского, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий сообщает прихожанам и паломникам радостную весть о том, что Десница Иоанна Предтечи вновь явлена миру.

Святейший Патриарх Алексий за богослужением благословил Десницей Предтечи народ Божий, призывая всех, в особенности страждущие народы Югославии, а также и всех их врагов, к покаянию и примирению с Богом и друг с другом. Это был самый канун войны, расколовшей на части Югославию. Призыв быть достойными всенародному явлению этой церковной святыни не всеми был услышан…

В молитве Предтече и Крестителю Господню Иоанну мы взываем: «Крестителю Христов, обнови души наши покаянием, яко вторым Крещением, очисти нас, грехами оскверненных, и понуди внити в Царствие Небесное». Можно верою усмотреть промысел Божий в том, что Десница Иоанна Крестителя не просто оберегает от потрясений то место, где находится , но таинственно являет вразумляющую и благодатную силу Божию для осознания наших грехов, для спасительного обращения через покаяние к Богу и обретения радости Царствия Небесного.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, встречая 7 июня 2006 года в московском храме Христа Спасителя доставленную из аэропорта Десницу Предтечи , сказал:«Это милость Божия, что к нам прибыла святыня, от которой мы черпаем благодать, дающую нам силу и мужество быть верными Христу ". Он первым приложился к ней.

Протоиерей Николай Преображенский .

Составлено по материалам: Императорская церковь Гатчинского дворца. Составители Т.А. Кустова, И.Э. Рыженко. Изд. прихода Троицкой церкви. Гатчина. 64 стр. 2006; http://www.patriarchia.ru/ ; http://www.mitropolia-spb.ru/ ; http://www.maltavista.ru/library ; http://www.47news.ru/1/3135/ ; http://www.interfax.ru/ ; http://www.tserkov.info/numbers/shrines/?ID=1818 .

Примечания.

Первое (IVв.) и второе (452г.) обре тение честной главы празднуется 24 февраля(9 марта), а 25 мая (7 июня) — третье обретение главы (ок. 850г.).

После захвата Константинополя крестоносцами начался распад Византии: образовались Латинская (1204-1261), Никейская (1204-1261) и Трапезундская империи (1204-1461).

Слово "крестоносец" происходит от креста, который солдаты несли на своих знаменах, щитах и одеждах, поначалу как символ христианской веры и их миссии. Во время восьмого крестового похода, или "Войны крестов", который продолжался до 1272 года, крестоносцы несли уже кресты самой разной формы, они служили им отличительными признаками, когда требовалось выяснить отношения силой оружия. В добавление к этому, как только появилось цветовое обозначение, каждое государство стало изображать свой крест своим цветом. Согласно английскому летописцу Мэтью Пари, у Англии был белый крест, у Франции красный, у Фландрии зеленый, синий или голубой у Италии, и "джульс" (геральдический красный) у Испании; крестоносцы из Шотландии несли крест святого Андрея; тамплиеры взяли красный восьмиконечный крест на белом фоне, а рыцари ордена святого Иоанна изображали на своих знаменах восьмиконечный белый крест на черном фоне (теперь известный как "мальтийский крест").

Иоанниты, госпитальеры, члены духовно-рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами ок. 1050 г. Названы по иерусалимскому госпиталю св. Иоанна (дому для паломников, от лат. hospitalis- странноприимный), в котором после 1-го крестового похода находилась первоначальная резиденция рыцарей - основателей ордена. В 1113 папой был утвержден устав И. Помимо обслуживания крестоносцев и паломников, И. обязаны были исполнять военную службу (которая приобрела особенно большое значение в 13 в.). Они активно участвовали в крестовых походах против мусульманских государств. В 12-13 вв. орден стал крупной военно-политической силой, имел свои подразделения во многих странах Западной Европы, приобрёл обширные земельные владения на Ближнем Востоке и в Западной Европе. После вытеснения крестоносцев с Востока И. в 1291 переселились на Кипр, в начале 14 в. обосновались на о. Родос (отсюда их другое название - родосские рыцари), в 1530 - на о. Мальта (стали называться также Мальтийским орденом). Французская революция 1789—99 гг. нанесла удар ордену. В 1798 И. лишились Мальты, а затем и других владений, утратив прежнее значение. Когда. 12 июня 1798 г., после непродолжительного сопротивления, Мальта была сдана Наполеону Великим Магистром Фердинандом фон Гомпешем, никто из католических правителей Западной Европы не протянул католическому Ордену руку помощи, но это сделал православный русский император. Священная Римская империя воевала с революционной Францией, войска французов вошли в Рим и объявили Италию, тогда часть империи, республикой. Папа Римский был захвачен, арестован и вывезен во Флоренцию. Император «Священной Римской империи» Франц II(1792-1804) (он же под именем Франц IАвстрийский император в 1804-1835), понимая угрожающую ситуацию с Папой и с орденом, искал поддержки у Павла I. Буквально силой отобрав у бывшего гроссмейстера ордена вывезенные со Средиземноморья святыни, он со специальным посольством отправил их в Россию. Вослед потянулись тысячи рыцарей разгромленного французами Мальтийского ордена - самого аристократического в Европе. С ответом Павел Iне заставил ждать: моментально направил Суворова с войском в Северную Италию, где фельдмаршал после знаменитого перехода через Альпы серьезно потеснил французов и намеревался, вероятно, освободить и понтифика из плена, хотя тот, пленённый, видимо под нажимом французского военного министра генерала Бертье, отказался признать русского императора главой Мальтийского ордена. Именно из желания взять под опеку древнее христианское рыцарство, а вовсе не из каких-то западнических стремлений Павел Iпринял титул Великого гроссмейстера. В ноябре 1797 Павел I по просьбе Священного совета ордена принял звание “протектора” (покровителя) Мальтийского ордена, а после захвата Мальты французскими войсками был избран в октябре 1798 великим магистром. В 1798 году Павлом I был утвержден герб Одессы, в 1800 и в 1801 годах — соответственно гербовые эмблемы Гатчины и Павловска. На государственном орле всех трех гербов помещен крест «Св. Иоанна Иерусалимского с орденской короной»... С 1798 же года орденом св. Иоанна Иерусалимского стали награждать и русских подданных. Мальтийский крест носили Суворов, Ушаков, Кутузов, де Рибас... С восшествием на престол Александра I в апреле 1801, который не был почитателем мальтийских рыцарей, символика Мальтийского ордена исключена из государственного герба России, а звание великого магистра Мальтийского ордена — из императорского титула. В 1817 году Мальтийский орден прекратил свою деятельность в России. В 1834 резиденция И. была перенесена в Рим. В последующей 200-летней истории Ордена были периоды приостановления его деятельности, сотрудничество с фашистскими правительствами Италии и Германии, вмешательство его влиятельного покровителя Ватикана, не раз остро стояла проблема суверенитета (наряду с Суверенным Мальтийским Орденом существует множество общественных организаций, назвавшие себя Орденами святого Иоанна Иерусалимского, или Мальтийскими орденами, однако ничего общего с ним не имеющие). В течение последних 100 лет Орден занимается проблемами благотворительности и милосердия и всеми силами пытается вернуться на Мальту.

В бывшем Воронцовском дворце, построенном Ф. Б. Растрелли в 1749-1757 годах для вице-канцлера, а позднее канцлера Российской империи М. И. Воронцова, на Садовой улице располагались два российских приорства: католическое (учреждено 1 янв. 1797) и православное (учреждено29 нояб. 1798): с 1810г. там размещался Пажеский корпус, а с середины 1950-х гг. — Суворовскоеучилище. Поэтому итальянский архитектор Дж. Кваренги, принявший пост архитектора Мальтийского ордена, в 1798-1800 годах возвел там два храма: православную церковь Рождества Иоанна Предтечи и католическую церковь во имя святого Иоанна Крестителя, так называемую Мальтийскую капеллу. Еще до завершения постройки церкви резиденция ордена святого Иоанна (конвент) была перенесена в Санкт-Петербург в Воронцовский дворец. Здесь проходили заседания Священного совета, органа, посредством которого Павел как великий магистр управлял орденом. Русское влияние в Священном совете было неоспоримо, потому что все ключевые посты в нем занимали подданные императора. Так, например, из 25 человек, включенных в состав Священного совета в период с 20 ноября 1798 года по 16 февраля 1802 года, 16 были русскими подданными. На январь 1801 года в русском главном приорстве состояло 830 кавалеров и командоров, а в русском католическом приорстве — всего 175. См. Архим. Августин (Никитин).Мальтийская церковь святого Иоанна Иерусалимского.«Нева» 2004, №3).

Само наименование Приорат - это трансформировавшееся в русском языке слово «приорство» (фр. prieure): так в Западной Европе издавна называли небольшие монастыри и монастырские землевладения; Приор - глава приорства, отделения ордена; Приоратский дворец - его резиденция.

Государь незамедлительно распорядился выделить свыше семи фунтов (2,8665 кг) золота ювелиру Ф.К.Теремену на изготовление драгоценной ризы для чудотворной Филермской иконы Божией Матери. Риза была также усыпана драгоценными камнями. В настоящее время на ризе не хватает одного самого крупного драгоценного камня.

Императорская церковь Гатчинского дворца. Составители Т.А. Кустова, И.Э. Рыженко. Изд. прихода Троицкой церкви. Гатчина. 2006, стр. 10-13.

В апреле 1925 года нарком просвещения А. В. Луначарский «категорически» потребовал препроводить икону из Павловского собора в Москву для передачи итальянцам. Отправкой образа занимался Макаров. Он же составил следующее описание: «Богоматерь изображена по грудь, три четверти вправо, с чуть вправо наклоненной головой. В красном мафории, хитон голубой. Во многих местах царапины в краске и пятна. Писана на тонкой липовой доске (с продольной трещиной), наклеенной на кипарисовую доску, на которую нанесен кипарисовый паркет. Размер 50 на 29,5. Копия середины XIX века с иконы, по церковному преданию писаной евангелистом Лукою и бывшей одной из мальтийских святынь». Полученный в 1925 году из России образ итальянцы поместили в резиденции Мальтийского Ордена в Риме, на виа Кондотти, позднее — перевезли в Ассизи в храм Сайта Мария дельи Анжели. Так еще одна русская икона (копия Филермской), связанная с древними реликвиями, оказалась за границей.

Павел Граббе (1902-1999), сын главы конвоя Николая II генерала Граббе - довольно известной личности в истории. Генерал Александр Николаевич Граббе (1864-1947, с 1901г. ему было дозволено именоваться и графом Граббе-Никитиным) присутствовал при отречении Николая и вообще был довольно близким ему человеком. В 1918-м году семья Граббе успела эмигрировать в Данию. Павел Грабе написал мемуары на английском, так как жил на Западе. Первая часть его мемуаров была издана, а вторая застряла на стадии редактуры, т.к. переводчице Н. Карачаровой не показалась очень интересной. Однако, одна глава из этой 2-ой части привлекла её внимание. Она называется «Рука Иоанна Крестителя». http://www.47news.ru/1/3135/

В столице Мальты Валетте в январе 2001 года состоялся международный симпозиум на тему: "Чтимая Филермская икона Божией Матери и ее место в искусстве, истории и религии".

Симпозиум был созван по инициативе Посольства России на Мальте и собрал значительное число ученых, политиков, дипломатов, представителей духовенства из России, Италии, Югославии, Мальты и других стран мира. Председатель ОВЦС Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), в период с 23 по 27 января 2001 года находящийся с визитом в Республике Мальта, 24 января при большом стечении молящихся отслужил первую в истории Мальты православную Божественную Литургию на церковно-славянском языке.

Перед открытием симпозиума состоялась торжественная церемония передачи в дар Мальтийскому государству точной копии Филермской иконы Божией Матери, выполненной сербским иконописцем диаконом Предрагом Милосавичем и привезенной на Мальту представителем Сербской Православной Церкви митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием. Участие двух видных иерархов Русской и Сербской Православных Церквей в мероприятии, проводимом на Мальте, не случайно, поскольку история Филермской иконы Божией Матери тесно связана и с Мальтой, и с Россией, и с Югославией.

В своем выступлении на симпозиуме митрополит Кирилл обратил внимание на то, что путь Филермской иконы Божией Матери являет собой символ истории европейской цивилизации, истории отношений Востока и Запада, в которых на протяжении минувшего тысячелетия были и темные, и светлые страницы, периоды войны и мира, конфронтации и взаимной поддержки. В центре всех этих процессов всегда стояли Православная и Католическая Церкви, которым принадлежала главная роль в формировании миросозерцания народов Европы. Что означает нынешнее явление Филермского образа Божией Матери на Мальте для христиан Востока и Запада в эпоху, когда в условиях секулярного мира тотальный натиск либеральной идеологии грозит окончательно вытеснить религию за рамки общественной жизни? Отвечая на этот вопрос, митрополит Кирилл сказал, что он видит в этом событии знамение времени: для христиан настала пора объединить свои усилия в борьбе за сохранение духовных и нравственных основ европейской цивилизации. Сейчас, когда отношения Римско-Католической и Русской Православной Церквей переживают наиболее тяжелый период со времен Второго Ватиканского Собора, совместное отстаивание ими христианских ценностей является той сферой, в которой две Церкви могут и должны стать естественными союзниками и партнерами. strana.ru

Удивительно, Черногорию обошел кровавый распад Югославии 1990-х… В конце мая, начале июня этого 2006 года Черногория стала самостоятельным государством. Черногория показала хороший пример решения вопроса самостоятельности мирным путем. Такого на Балканах никогда не было!

Примечательно то, что Десницу Иоанна Крестителя в 1919 году спас от поругания будущий духовный отец Патриарха Алексия II- прот. Иоанн Богоявленский (в монашестве епископ Таллиннский Исидор), ректор Ленинградских академии и семинарии в 1946 году, настоятель Павловского собора в Гатчине в 1912-1919 гг.

Филермская икона Божией Матери является одной из покровительниц Санкт-Петербурга, наряду с Казанской, Царскосельской, Скорбящей с грошиками, Невской Скоропослушницей иконами Богородицы. Эта икона более века пребывала в пределах столицы Российской Империи в церкви Зимнего дворца, будучи моленным образом последних шести Российских императоров, в том числе и Царя-Мученика Николая II. Публикуем отрывок из книги о том, как икона оказалась в России.

В конце ХVIII в. Мальтой овладели наполеоновские войска, и тогда мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1796 г. посол Мальтийского ордена граф Джулио (Юлий) Литта прибыл в Петербург, где на торжественной аудиенции просил императора Павла I принять Мальтийский орден под свое высокое покровительство. В 1798 г. мальтийские рыцари избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же 1798 г., а чудотворная Филермская икона Божией Матери и части древа Животворящего Креста Господня - в 1799 г.. Первоначально они находились в Воронцовском дворце, где размещался мальтийский капитул.
Движимые чувством благодарности мальтийцы отправили депутацию в Петергоф для принесения святынь в дар императору Павлу I. Император изъявил желание ознаменовать сие событие особым празднеством, усматривая в нем проявление особой милости Божией к России.
12 октября 1799 г. в 10 часов из Гатчинского дворца выехала кавалькада с императором во главе, для встречи другой процессии, в которой представители Мальтийского ордена везли в Гатчину свои святыни. После встречи у Спасских ворот, началось торжественное шествие.
Впереди с крестным ходом шло духовенство, затем ехал наместник Мальтийского ордена - граф Юлий Литта, у которого на руках, в золотом ковчеге, на алой бархатной подушке, покоилась честная десница св. Иоанна Крестителя. Вслед за Литтой мальтийские рыцари везли Филермскую икону Божией Матери и части Животворящего Древа. Император Павел I шел рядом с каретой, в полном облачении Великого магистра; на нем был красный «супервест» и черная мантия, на груди - мальтийский крест, а на голове - золотая корона Великого магистра. За императором шли русские члены священного совета Мальтийского ордена: граф Иван Петрович Салтыков, князь Петр Васильевич Лопухин, Яков Ефимович Сиверс и другие. За ними следовала многочисленная царская свита; процессию завершало множество простых жителей Гатчины.
Когда процессия приблизилась ко дворцу, Павел I взял десницу св. Иоанна Предтечи и, с пением тропаря, внес ее в придворную церковь, где и положил на приготовленном месте; здесь же была положена Филермская икона Божией Матери и часть Животворящего Древа.

ПОСЛЕДНИЙ ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В ЕЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Филермская икона Пресвятой Богородицы - один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы был написан святым апостолом и евангелистом Лукою. Икона была написана в 46 году от Рождества Христова, и это был последний образ Богородицы в Ее земной жизни. В последующие годы святым апостолом Лукой были написаны и другие иконы Богородицы, например, Киккская икона, но все они были написаны по памяти святого Луки. Но Филермскую икону, согласно преданию, Лука писал, смотря на Пресвятую Богородицу, которая сидела напротив, задумчиво глядя вдаль.
Филермская икона Пресвятой Богородицы была принесена святым Лукой в Антиохию, где она пребывала на протяжении трех столетий. Позднее икону перенесли в святой град Иерусалим, где ей по воле Божией предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга византийского императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда по особому благословению переслала икону сестре своего супруга Пульхерии. Пульхерия поставила бесценный образ в новоустроенном Влахернском храме в Константинополе. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной. Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Константинополе. Но после захвата в 1203 году крестоносцами Константинополя икону вновь перенесли в Святую Землю.
Тогда чудотворный образ оказался в руках католиков-рыцарей ордена иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра была захвачена турками. Отступая, иоанниты взяли святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейском море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. В 1530 году император Римской империи Карл V передал острова Мальту, Комино и Гоцо ордену иоаннитов. Так чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы по воле Божией обретает новое пристанище в замке Святого Михаила - главной резиденции Мальтийского ордена на острове Мальта. А затем была сооружена часовня мадонны Филермо, и в 1571 году чудотворная икона заняла место в этой часовне и стала именоваться Филермской.
Название «Филермская» происходит от названия холма Филермо, на котором была построена часовня. С холма Филермо высотой 267 метров открывается прекрасный вид на остров и море, часовня Филермской иконы Богородицы также хорошо видна с равнинной местности. Название холма, в свою очередь, происходит от имени монаха, пришедшего сюда из Иерусалима в XIII веке, он построил на холме небольшую церковь, рядом с которой через несколько веков и была построена часовня мадонны Филермо. Вокруг холма образовалось селение Филермиос. Церковь, построенная монахом, в наши дни находится в центре большого Филермского монастыря, куда приезжают паломники из многих стран.
В России празднование Филермской иконе было установлено в 1800 году, и день этот приходился на 12 октября ст. ст., в память перенесения чудотворного образа в Россию. В 1852 году Государь Император Николай I распорядился сделать копию Филермского образа Пресвятой Богородицы. Список с чудотворной иконы был выполнен и обрел свое место в Гатчинском соборе. Так случилось, что это был единственный список в России с Филермской иконы Богородицы, которая пребывала в нашей стране с 1799 до 1919 года. В 1925 году по просьбе итальянского правительства послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви был передан этот список с Филермской иконы.
Принято считать, что чудотворный список написан один к одному с подлинной иконы, однако это не так. Размеры списка - 41,2 х 30,3 см, размеры подлинной иконы - 50 х 37 см. Имеются и другие различия.
Так случилось, что в России после революции не осталось ни списков, ни фотографий Филермской иконы Богородицы. Однако в наши дни в некоторых храмах Русской Православной Церкви имеются списки Филермской иконы, что также немаловажно: ведь верующие, возносящие свои молитвы к Божией Матери перед любой Ее иконой, от образа мысленно восходят к Первообразу.
Филермская икона Богородицы в Цетинье находится в хорошем состоянии, за всю свою многострадальную историю икона несколько раз сама обновлялась, поэтому краски и Лик Богородицы хорошо сохранились. Драгоценная риза не повреждена. Риза имеет богатое покрытие золотом, на золоте, охватывающем Лик Божией Матери, имеется восьмиконечный крест из эмали. У чудотворного списка звезда выполнена из металла, и риза производит впечатление шлема. У подлинной иконы риза украшена девятью большими рубинами, чередующимися с крупными бриллиантами, исполненными в виде цветов. На одеянии Пресвятой Богородицы - двойное ожерелье из сапфиров и бриллиантов, сапфиры (их 6) - в виде крупных капель. В цепочке сапфиров отсутствует центральный камень, раньше на его месте находилась серьга, пожалованная императрицей Екатериной II. На золотой раме, окружающей изображение Божией Матери, в углах расположены золотые Ангелы. Существующая драгоценная риза была изготовлена в России в 1801 году, после убийства Императора Павла I, который долгими часами молился перед Филермской иконой Божией Матери. До приезда в Россию риза Филермской иконы была сделана из серебра и жемчуга.
В отличие от других святынь, отданных из музея городе Цетинье в монастырь святителя Петра Цетинского, Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в историческом музее. Радует только одно - святыня цела (долгое время икона считалась утерянной) и находится на территории православного государства. Такова история лишь одной иконы, связанная с социальными изменениями, потрясшими наше Отечество после 1917 года.