Действительно ли религиозные люди более счастливы? Борис Пастернак. В дыму подавленных желаний Подавлен счастьем

1. Вы принесете другим немного счастья

Будь то бездомный человек или бродячее животное, вы можете чем-то помочь им или просто сказать доброе слово. В ответ вы получите позитивную эмоцию. Поделитесь добротой, и рядом с вами кто-то почувствует себя теплее.

2. Ваше настроение улучшится

Искренне отдавая что-либо, вы не только помогаете и ободряете других, но и улучшаете собственное настроение. И это совсем не о деньгах, ведь отдавать можно эмоции, чувства, заботу, любовь. Деньги как таковые никогда не наполнят ваше сердце радостью и удовлетворением так, как может это сделать ощущение своей нужности и полезности для окружающих. Помогайте родителям, друзьям или коллегам в самые трудные времена, ведь это нужно не только им, но и вам тоже.

3. К вам будут тянуться люди

Помогая другим, вы неизменно будете притягивать к себе больше хороших людей, а также учиться находить выход из самых непростых ситуаций. Купить торт для малоимущей знакомой в день её рождения, помочь соседу с уборкой его двора или коллеге с выполнением рабочих задач – все эти действия (а точнее взаимодействие) помогают вам устанавливать контакты со многими людьми. Если вы не интроверт, которому комфортнее в собственной компании, то окружение из добрых и приветливых людей наверняка сделает вашу жизнь ярче и счастливее.

Если вы не можете, не хотите и не умеете делиться деньгами, кровом, радостью, счастьем и горем с другими, то вы попросту эгоист. Вспомните, ведь большинство мам стараются учить своих малышей делиться со сверстниками, потому что они знают, что это умение и отчасти маленькое самопожертвование играет немаловажную роль в обществе. Такие люди никогда не будут чувствовать, что, отдавая, они что-то теряют в жизни, и это сделает их счастливыми и самодостаточными.

5. Ваша уверенность повысится

Когда вы начнёте протягивать руку помощи нуждающимся, то вашей уверенности в себе это только пойдет на пользу. Вы почувствуете, что у вас есть достаточно ресурсов, которыми вы можете щедро делиться с другими – будь то любовь, деньги, доброе слово, забота, общение или знания. Проведите один день в неделю или месяц, работая волонтером в местном приюте для животных или бездомных людей, чтобы прочувствовать то, как другие нуждаются в вас.

6. Вы почувствуете себя «живым»

Люди, которые живут душой и сердцем и умеют быть отзывчивыми и великодушными, знают, как бесценен каждый день жизни. Они чувствуют, сколько всего им нужно сделать в этом мире, прежде чем их земной путь подойдет к концу. Это своего рода счастье, которое вы тщетно стараетесь отыскать, находясь в подавленном настроении или унынии. Когда вы пытаетесь побороть тревогу, депрессию или сезонную хроническую хандру, вы не видите вокруг ничего позитивного. Научитесь отдавать – и это, несомненно, вдохнет в вас жизненную энергию!

Психологи определил некоторые универсальные причины, по которым люди ощущают счастье. Один из них — религия.

Многие исследования показывают, что религиозные люди в среднем счастливы. Одним из ключевых ингредиентов является позитивная духовность, чувство эмоций, таких как любовь, благоговение, удивление, уважение и благодарность, которые связывают нас с другими и с вещами, большими, чем мы сами. То есть, духовность может сосредоточить нас на более крупных причинах, чем наше личное благополучие, и это может дать нам цель и смысл. Кроме того, этот более широкий фокус на других и цели может помочь нам перестать так много беспокоиться о себе. И это может помочь нам лучше понимать других.

Религия ассоциируется со счастьем по другим причинам. Например, религия часто дает людям социальную поддержку и контакт. Люди встречают других единомышленников в церкви и во многих случаях могут рассчитывать на этих людей, когда им нужна помощь. Еще одна причина, по которой некоторые религии могут повысить субъективное благополучие, заключается в том, что они обеспечивают оптимизм в вопросе загробной жизни. Эти религии преодолевают страх, связанный со смертью, обещая лучшую жизнь после смерти. Еще одна причина, по которой религия может помочь счастью, заключается в том, что она обеспечивает моральный компас, правила для жизни. Нам нужно что-то большее, чем наш собственный гедонизм, чтобы вести наше поведение, а религия может помочь обеспечить руководство, чтобы следовать ему и иметь упорядоченную и нравственную жизнь, которая помогает нам хорошо ладить с другими. Наконец, религия может дать ответы на большие вопросы, например, откуда возникла Вселенная, почему существует зло и т. д.

В своих исследованиях психологи с удивлением обнаруживают, что самые счастливые нации часто относительно нерелигиозны, например скандинавские общества. Это удивительно, потому что мы также обнаруживаем, что религиозные люди имеют более позитивные чувства в большинстве стран. Поэтому головоломка заключается в том, почему люди в более богатых обществах так часто отворачиваются от религии. Кажется, люди больше всего обращаются к религии, когда условия в их обществе жесткие — нищета, военный конфликт и т. д. Когда условия хороши, меньшее количество людей в стране по-прежнему остается религиозным. Даже тогда религиозные люди сообщают о более позитивных эмоциях.

Каковы некоторые другие ключевые принципы счастья?

Есть много причин счастья, и поэтому нельзя выделить один конкетный «ключ» к нему. Скорее можно сказать, что счастье требует рецепта ингредиентов, смешанных в правильном количестве. Когда человек подавлен, это может быть по ряду причин, и то же самое относится к счастью. Другими словами, существуют индивидуальные различия в причинах счастья и несчастья человека, и мы должны смотреть на факты в каждом отдельном случае. В то же время мы можем сказать некоторые вещи о статистических средних и общих причинах счастья:

  • Очень важны поддерживающие отношения. У всех счастливых людей есть поддержка близких.
  • Важное значение имеет также помощь другим. Некоторые данные показывают, что люди, которые помогают другим, намного счастливее и здоровее.
  • Важна цель и смысл в жизни, преданность людям или целям, которые больше нас самих.
  • Поиск деятельности, в которой можно использовать свои таланты и сильные стороны, включая работу.

Подавленность снижает силу и мощность энергии в контакте в отношениях другими людьми. Как будто шея неудобно наклонена.

В чувстве подавленности сконцентрировано большое количество энергии, необходимой для развития. Я думаю, что в данном случае - развитие является страхом изменения. Готовность к изменениям - а подавленность - это сохранение и стяжение энергии на изменение.

Я глушу свою подавленность тем, что сильнее сжимаюсь внутренне.

А хочу расслабиться. Телесно и чувственно осознавать проявление этого чувства во мне.

Подавленность испытываю, когда меня застает врасплох какое-либо известие, факт, событие, которые не вписываются в мою картину мира. Я не готов никак защититься или что-нибудь противопоставить этому.

Я осознаю, что в моей линии обороны есть неизвестные мне изъяны, которыми могут воспользоваться или уже воспользовались чтобы нанести мне вред. Мне страшно или противно. Я весь внутренне сжимаюсь и готовлюсь к худшему. Я готов проживать это чувство, ведь оно естественно и как правило не разрушительно для меня.

Но я не хочу его проживать, т.к. оно часто связано со страхом или разочарованием, что меня огорчает. Это чувство говорит мне, что что-то не ладно в моей жизни или в жизни близких мне людей.

Подавленность я не глушу и не убегаю от неё. Оказывается мне легче проживать чувства, которые связаны с другими живущими людьми, а не только мои собственные внутренние чувства и ощущения.

Бывает я культивирую в себе это чувство надуманными опасностями, которые могут грозить мне или моим близким. Тогда я стараюсь предотвратить все плохое, что только можно предотвратить.

Охотно признаюсь окружающим, потому что ко мне относятся менее критично, когда знают, что меня что-то сильно расстроило или я чем-то подавлен. Сам часто не отдаю себе отчета в своей подавленности, в такие моменты чаще всего испытываю смесь чувств, из которых отчетливей всего страх или гнев, которые заглушают все остальное.

Хочу проживать с надеждой.

Подавленность как тяжелая бетонная плита.

Она обычно вызвана у меня чувством вины или ущербности, или же обострившимися комплексами, в общем - обесцениванием того, что у меня есть.

Хочу проживать это чувство, потому что это даёт возможность понять причину моей подавленности и подумав, я смогу решать проблему.

Не хочу же, так как это чувство меня тяготит и не даёт возможность элементарно радоваться жизни и принимать себя.

От состояния подавленности убегаю с помощью самобичевания, а культивирую это состояние с помощью обесценивания всего, что есть у меня.

Я хочу просто проживать. Я принимаю, что порой моя подавленность связана лишь только с моими проблемами. Соответственно работа нужна с принятием себя, такой, какая я есть. Молитва и общение с ВС приводит в меня в себя и благодарность возвращает к жизни.

Когда я в состоянии подавленности, то мои мысли не совпадают с реальностью, а возможности с желанием.

Хочу или не хочу, а проживать это чувство придётся. Оно активно проявляется на физиологическом уровне, ощущение будто сил нет, нейроны в мозгу медленно бегут, тяжело двигаться. Состояние моей души понятно по выражению лица.

Не вижу ничего полезного в этом состоянии. И считаю, что надо поменять отношение к происходящему, ведь менять происходящее в таком состоянии всё равно уже нет сил.

От подавленности не убегаю. Это чувство неподдельно переживаешь.

Себе всегда признаюсь, а близкие и так всё видят и понимают. Но людям, с которыми нет душевной близости, доверия, считаю необязательным сообщать о своём состоянии и настроении. Хоть это не всегда легко сделать.

Бывает сложно поменять отношение, приходиться переключать внимание и заряжаться позитивным настроем от ощущений, друзей, событий. Понимаю, что время лечит. И я очень хочу научиться быстрее справляться.

И когда атмосфера подготовлена, появляется осознанность.

Есть старинная египетская поговорка: «Мастер появляется тогда, когда ученик готов». В ней заложен глубокий смысл. Все появляется только тогда, когда вы к этому готовы. Невозможно ничего получить, прежде чем для этого придет время, и не нужно впустую напрягаться: это принесет лишь неудачу, разочарование и может отбить всякое желание продолжать поиск.

Поэтому определи, какая нужна атмосфера, и создай ее. Даже без твоего ведома я пытаюсь создать атмосферу, в которой осознанность появится сама по себе - а когда она приходит сама по себе, это такое прекрасное переживание, такой подарок от неизведанного, что человек наполняется благодарностью к существованию.

И эта благодарность - единственная молитва, которую я считаю религиозной.

Ошо, ты говорил о скрытых сокровищах, хранящихся в суперсознательном. Есть ли сокровища в бессознательном или это просто ящик Пандоры, полный страданий? Иногда я чувствую, что подавляю счастье точно так же, как подавляю негативные эмоции.

Сокровища есть только в суперсознательном. Бессознательное - это ящик Пандоры. И если иногда ты подавляешь счастье, значит, что-то не так с этим счастьем; иначе зачем тебе его подавлять? В нем могут быть какие-то ненадлежащие включения.

Сама попытка подавить его указывает на то, что ты видишь в нем что-то неподобающее. Но ты можешь вытеснить это только в бессознательное.

Поэтому прежде всего посмотрите, нет ли в вашем счастье чего-то несоответствующего. Возможно, вы счастливы, потому что кто-то страдает; возможно, вы счастливы, потому что другие несчастны. Должна быть какая-то причина, по которой оно неуместно. Сначала счастье становится неправильным. Когда оно движется в бессознательное, наполненное мусором, зловонием, все эти отбросы подталкивают его туда. И если вы захотите вернуть его, вы не найдете его таким же; это будет вовсе не счастье. Возможно, с самого начала оно им и не было. Но стоит его вытеснить в бессознательное, как само бессознательное изменит его.

Бессознательное настолько обширно, настолько объемно и настолько могущественно, что маленькое счастье будет раздавлено им. Оно больше не будет счастьем.

Поэтому никогда не подавляйте счастье. Если вы хотите подавлять, подавляйте несчастья, подавляйте свои страдания. Если это стало привычкой и вы не можете не подавлять, подавляйте что-то неправильное. Но не подавляйте того, чем можно наслаждаться.

Счастьем нужно наслаждаться.

Я рассказывал вам историю об одном из моих учителей. Он был ученым в области санскрита, а выглядел очень забавно: очень толстый, с круглым лицом - и носил старинный головной убор, сафу . Она очень длинная, и голова в ней выглядит очень большой: это почти тридцать шесть ярдов ткани, которую человек наматывает и наматывает на голову, из-за чего она становится все больше и больше. Но он был очень простодушным, простофилей. По-индийски «простодушный» - bhole , поэтому мы называли его «Бхолэ Баба». И когда он приходил, чтобы завести его, достаточно было написать на доске «Бхолэ Баба». И он буквально сходил с ума: бросал стул и говорил: «Я не собираюсь работать с этим классом». Он кричал и выходил из себя, а нам всем это нравилось, потому что он никогда не спрашивал, кто это написал. В этом была вся прелесть: он никогда не спрашивал, кто это написал, и никогда никого за это не наказывал.

Кроме того, у нас были с собой маленькие камешки, и, когда он начинал стирать эту надпись с доски, мы бросали камешки ему в спину. А он говорил: «Сейчас-сейчас! Вот только закончу». Но он не пытался выяснить, кто кидал камешки.

Он умер. Мне было, наверное, не больше девяти или десяти. И я пошел со своим отцом. Он лежал мертвый, одетый, как и всегда. Увидев его одежду, я почти было засмеялся, но мой отец держал меня за руку и, сжав ее, сказал: «Тихо!» Еще дома он взял с меня слово, что я ничего не буду делать.

И я обещал ему. Поэтому выполнил свое обещание. Но было трудно сдержаться, видя его мертвым все в том же головном уборе в тридцать шесть ярдов.

А затем вышла его жена и вдруг бросилась к нему со словами: «О, мой Бхолэ Баба!» Это было выше моих сил! Она постоянно слышала, как мы дразним его «Бхолэ Баба», мы писали на его двери «Бхолэ Баба», а он стирал эту надпись. Когда мы проходили мимо, мы кричали: «Бхолэ Баба!» А его жена иногда злилась. Она говорила: «Вы будете удовлетворены, только когда он умрет». Но это «Бхолэ Баба» поселилось и в ее уме, потому что она слышала это тысячи раз. И это было настолько удачным описанием человека, что я сжал отцовскую руку и рассмеялся.

Он очень рассердился. Он отвел меня в сторону и сказал: «Ты же мне обещал».

Я сказал: «Я тебе обещал, но я не знал, что его жена выкинет такую штуку. „Бхолэ Баба“ было его прозвище, и оно ему так не нравилось, что он мог сорвать урок, если кто-то произносил „Бхолэ Баба“. Мы донимали и мучили его, и теперь, когда бедняга мертв, его жена сыграла с ним ту же злую шутку. Я не смог сдержаться; поэтому я не дал тебе сжать мою руку, а сжал твою. Я имел в виду, что в этот момент тебе тоже нужно засмеяться».

Он сказал: «Впредь ты не будешь ходить ни на чьи похороны, когда чье-то тело будут забирать в крематорий».

Я ответил: «Я не буду ходить с тобой. Это решено. Но я буду ходить один».

На самом деле, это единственный обряд, на который вам никто не может запретить пойти. Если вы захотите пойти на свадебную церемонию, вас не пустят, потому что вы не были приглашены. Если вы захотите пойти на вечеринку, вас не пустят, потому что вы не были приглашены. Это единственный доступный обряд, и я не хотел пропускать его. Если бы меня там не было, все было бы упущено; никто не понял, в чем было дело, потому что все присутствующие были взрослыми. Они не были его учениками. Только я был учеником.

Все меня спрашивали: «Что с тобой случилось?»

И когда я рассказал всем эту историю, они начали смеяться. Они сказали: «Над этим стоило посмеяться».

Смеялся даже мой отец. Он сказал: «Конечно, над историей можно посмеяться, но не в этой ситуации».

Я сказал: «Когда есть над чем посмеяться, не думай о ситуации, потому что в этом случае тебе придется подавить смех».

С самого детства я был против подавления каких-либо радостных чувств, которые к тебе приходят. Зачем выкидывать их в мусор бессознательного? А если вы выкинули их в бессознательное, то это не настоящее счастье; должно быть, там есть нечто, чего вы боитесь, что заставляет вас подавлять это. Ведь это чисто человеческий феномен - делиться чувствами.

Но как только вы подавите, помните: все подавленное попадет в бессознательное, и эта темная дыра изменит качество всего, что туда попадет.

Если живешь тотально, одного раза достаточно

Ошо, несколько дней назад я ощущала себя полной энергии и чувствовала большую любовь к себе.

Мне представился случай позволить себе посмотреть в лицо моему дьяволу номер один - ревности. Я всецело отдалась этому, и результат превзошел мои ожидания: я почувствовала эйфорию и огромную благодарность.

Я все еще нахожусь в этой почти неудержимой энергии, которая, как мне кажется, состоит из чувственности и сердечности.

Если я окунусь в нее, я рискую причинить боль другим людям; но альтернатива кажется мне угрозой. Просто сидеть и наблюдать сведет меня с ума!

Ошо, вот мой главный вопрос: чему я научилась в результате этого переживания, и как этим пользоваться, чтобы снова не погрузиться в ревность? Как наслаждаться свободой выражения чувственности, чтобы не быть скомпрометированной, не остаться неудовлетворенной и не попасть в историю?

Для тебя это очень значимое переживание, одно из ключевых переживаний, которое может помочь полностью изменить твою энергию.

Свирепое Имя Родины

Антология поэтов сталинской поры

(идея проекта, составление, вступительные реплики - Андрея Пустогарова)

Приложение

В приложении стихи трех великих русских поэтов - современников сталинской эпохи. Они эту эпоху преодолели, заплатив каждый свою цену. Только они, преодолевшие, и могут ее судить.

"В ДЫМУ ПОДАВЛЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ"

БОРИС ПАСТЕРНАК (1890 - 1960)

У Бориса Пастернака был большой счет к дореволюционному режиму. Главное состояло в том, что, говоря словами Бернса и Маршака, - "любовь раба богатства и успеха". Поэтому старый мир и зашел в тупик мировых войн. Временами Пастернаку казалось, что из этих военных родов, из сморщенного, покрытого кровью и слизью плода, со временем образуется здоровый счастливый человек. Но иллюзии относительно советского режима развеялись после "писательской" поездки в 32-ом на голодающий после коллективизации Урал. В отличие от собратьев по перу, привозивших новые стихи, Пастернак вернулся с нервным расстройством. В этом нервном расстройстве вполне мог привидеться ему знаменитый телефонный разговор со Сталиным, надежных свидетелей которому нет, когда Пастернак сказал вождю, что хотел бы поговорить "о жизни и смерти". Похоже для него власть "гения поступка" и "бездне унижения бросающая вызов женщина" стянулись в узел, так же, как в полудетском впечатлении, описанном в "Охранной грамоте": "вне железа я не мог теперь думать уже и о ней и любил только в железе, только пленницею..."
Да и о чем бы то ни было Пастернаку проще было разговаривать со Сталиным, чем с его подручными. И убило его не трагическое сталинское, а "шкурное" хрущевское время.

Из поэмы "Спекторский"

Поэзия, не поступайся ширью.
Храни живую точность: точность тайн.
Не занимайся точками в пунктире
И зерен в мере хлеба не считай!

Недоуменьем меди орудийной
Стесни дыханье и спроси чтеца:
Неужто, жив в охвате той картины,
Он верит в быль отдельного лица?

И, значит, место мне укажет, где бы,
Как манекен, не трогаясь никем,
Не стало бы в те дни немое небо
B потоках крови и Шато д"Икем?

Оно не льнуло ни к каким Спекторским,
Не жаждало ничьих метаморфоз,
Куда бы их по рубрикам конторским
Позднейший бард и цензор ни отнес.

Оно росло стеклянною заставой
И с обреченных не спускало глаз
По вдохновенью, а не по уставу,
Что единицу побеждает класс.

Бывают дни: черно-лиловой шишкой
Над потасовкой вскочит небосвод,
И воздух тих по слишком буйной вспышке,
И сани трутся об его испод.

И в печках жгут скопившиеся письма,
И тучи хмуры и не ждут любви,
И все б сошло за сказку, не проснись мы
И оторопи мира не прерви.

Случается: отполыхав в признаньях,
Исходит снегом время в ноябре,
И день скользит украдкой, как изгнанник,
И этот день - пробел в календаре.

И в киновари ренскового солнца
Дымится иней, как вино и хлеб,
И это дни побочного потомства
В жару и правде непрямых судеб.

Куда-то пряча эти предпочтенья,
Не знает век, на чем он спит, лентяй.
Садятся солнца, удлиняют тени,
Чем старше дни, тем больше этих тайн.

Вдруг крик какой-то девочки в чулане.
Дверь вдребезги, движенье, слезы, звон,
И двор в дыму подавленных желаний,
В босых ступнях несущихся знамен.

И та, что в фартук зарывала, мучась,
Дремучий стыд, теперь, осатанев,
Летит в пролом открытых преимуществ
На гребне бесконечных степеней.

Дни, миги, дни, и вдруг единым сдвигом
Событье исчезает за стеной
И кажется тебе оттуда игом
И ложью в мертвой корке ледяной.

Попутно выясняется: на свете
Ни праха нет без пятнышка родства:
Совместно с жизнью прижитые дети -
Дворы и бабы, галки и дрова.

И вот заря теряет стыд дочерний.
Разбив окно ударом каблука,
Она перелетает в руки черни
И на ее руках за облака.

За ней ныряет шиворот сыновний.
Ему тут оставаться не барыш.
И небосклон уходит всем становьем
Облитых снежной сывороткой крыш.

Ты одинок. И вновь беда стучится.
Ушедшими оставлен протокол,
Что ты и жизнь - старинные вещицы,
А одинокость - это рококо.

Тогда ты в крик. Я вам не шут! Насилье!
Я жил, как вы. Но отзыв предрешен:
История не в том, что мы носили,
А в том, как нас пускали нагишом.

Из поэмы «Волны»

***
Ты рядом, даль социализма.
Ты скажешь - близь? - Средь тесноты,
Во имя жизни, где сошлись мы, -
Переправляй, но только ты.

Ты куришься сквозь дым теорий,
Страна вне сплетен и клевет,
Как выход в свет и выход к морю,
И выход в Грузию из Млет.

Ты - край, где женщины в Путивле
Зегзицами не плачут впредь,
И я всей правдой их счастливлю,
И ей не надо прочь смотреть.

Где дышат рядом эти обе,
А крючья страсти не скрипят
И не дают в остатке дроби
К беде родившихся ребят.

Где я не получаю сдачи
Разменным бытом с бытия,
Но значу только то, что трачу,
А трачу все, что знаю я.

Столетье с лишним - не вчера,
А сила прежняя в соблазне
В надежде славы и добра
Глядеть на вещи без боязни.

Хотеть, в отличье от хлыща
В его существованье кратком,
Труда со всеми сообща
И заодно с правопорядком.

И тот же тотчас же тупик
При встрече с умственною ленью,
И те же выписки из книг,
И тех же эр сопоставленье.
Но лишь сейчас сказать пора,
Величьем дня сравненье разня:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Итак, вперед, не трепеща
И утешаясь параллелью,
Пока ты жив, и не моща,
И о тебе не пожалели.

Борису Пильняку

Иль я не знаю, что, в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я - урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.

Художник

Мне по душе строптивый норов
Артиста в силе: он отвык
От фраз, и прячется от взоров,
И собственных стыдится книг.

Но всем известен этот облик.
Он миг для пряток прозевал.
Назад не повернуть оглобли,
Хотя б и затаясь в подвал.

Судьбы под землю не заямить.
Как быть? Неясная сперва,
При жизни переходит в память
Его признавшая молва.

Но кто ж он? На какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой.

Как поселенье на Гольфштреме,
Он создан весь земным теплом.
В его залив вкатило время
Все, что ушло за волнолом.

Он жаждал воли и покоя,
А годы шли примерно так,
Как облака над мастерскою,
Где горбился его верстак.

А в те же дни на расстояньи
За древней каменной стеной
Живет не человек, - деянье:
Поступок ростом с шар земной.

Судьба дала ему уделом
Предшествующего пробел.
Он - то, что снилось самым смелым,
Но до него никто не смел.

За этим баснословным делом
Уклад вещей остался цел.
Он не взвился небесным телом,
Не исказился, не истлел.

В собраньи сказок и реликвий
Кремлем плывущих над Москвой
Столетья так к нему привыкли,
Как к бою башни часовой.

Но он остался человеком
И если, зайцу вперерез
Пальнет зимой по лесосекам,
Ему, как всем, ответит лес.

* * *
И этим гением поступка
Так поглощен другой, поэт,
Что тяжелеет, словно губка,
Любою из его примет.

1917 - 1942

Заколдованное число!
Ты со мной при любой перемене.
Ты свершило свой круг и пришло.
Я не верил в твое возвращенье.

Как тогда, четверть века назад,
На заре молодых вероятий,
Золотишь ты мой ранний закат
Светом тех же великих начатий.

Ты справляешь свое торжество,
И опять, двадцатипятилетье,
Для тебя мне не жаль ничего,
Как на памятном первом рассвете.

Мне не жалко незрелых работ,
И опять этим утром осенним
Я оцениваю твой приход
По готовности к свежим лишеньям.

Предо мною твоя правота.
Ты ни в чем предо мной неповинно,
И война с духом тьмы неспроста
Омрачает твою годовщину.

Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем.

Тела их бальзамируя,
Им посвящая стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их,

Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильной урною,
Покоящей их прах.

Их муки совокупные
Тебя склонили ниц.
Ты пахнешь пылью трупною
Мертвецких и гробниц.

Душа моя, скудельница,
Всё, виденное здесь,
Перемолов, как мельница,
Ты превратила в смесь.