Действия приведшие к ухудшению жилищных условий. Намеренное ухудшение условий проживания

Проблема жилья в России стоит очень остро. На это влияет постоянное увеличение населения, преобладающее над появлением новостроек. Большинство людей не имеют источника доходов, позволяющего купить новую квартиру даже раз в жизни. Поэтому некоторые граждане намеренно используют ухудшение жилищных условий. Целью такого маневра является постановка на учёт в государственном органе.

Предпринимаются незаконные методы, чтобы встать на может рассчитывать только население определённой категории граждан. Формирование списка людей производится согласно критериям, вписанным в Жилищный кодекс РФ. В основу расчёта результатов берётся минимально допустимая площадь проживания на человека.

Как получить квартиру от государства

Государство установило жёсткие рамки, в которых происходит постановка на улучшение жилищных условий. С целью получить желаемые квадраты нужно документально подтверждать свои права. Предстоит доскональная процедура проверки со стороны госслужащих.

Законодательно подсчитана фиксированная норма площади на человека. Если реальные квадраты ниже, чем устанавливает Жилищный кодекс, то государство принимает заявки на расширение площади. По задумке создателей программы по улучшению площади проживания, граждане отдельных групп не могут другим образом обзавестись нормальными условиями жизни.

Однако следует учитывать тот факт, что ст. 53 ЖКРФ предусматривает ограничения для лиц, играющим не по правилам. Так, предусмотрено продление срока постановки в очередь. Это возможно, если было намеренное ухудшение жилищных условий. В этом деле существуют некоторые нюансы, которые возникают, исходя из одного вопроса о том, что является ухудшением жилищных условий. При умышленном снижении жилплощади можно действовать несколькими путями:

  • переезд в более тесную квартиру через купле-продажу или обмен;
  • подселение в дом, где уже живет много народу;
  • полное избавление от недвижимости (имеются в виду граждане без определенного места жительства);
  • отписывание квартиры родственникам или знакомым.

Если стечение обстоятельств указывает на то, что были совершены противоправные действия, то нарушитель может быть привлечен к ответственности. На практике действует отсрочка на 5 лет с момента, определяемого как ухудшение жилищных условий. ЖК РФ не имеет четких определений и критериев, однозначно указывающих на умысел. Судебная практика насчитывает более 80% выигрышных дел в сфере муниципального жилья.

Кто может претендовать на получение квартиры

Неумышленное ухудшение жилищных условий не снимает права встать в очередь. К таким людям относятся лица в следующих случаях:

  • оправданное документально подселение родственника, лишившегося своей жилплощади;
  • прибавление семейства снижает количество квадратов на каждого члена;
  • судебные решения по изъятию доли в доме;
  • утрата жилья вследствие стихийных бедствий позволяет встать на очередь на улучшение жилищных условий незамедлительно и претендовать на новую квартиру в числе первых.

Размытые определения ст. 53 ЖК РФ позволяют повернуть ситуацию в интересах граждан. Желаемые квадратные метры обязательно достаются человеку, грамотно строившему свою доказательную базу. Только ленивый не продолжает борьбу за своё пространство, теряя терпение. Муниципальное жилье могут получать:

  • малоимущие граждане;
  • военнослужащие;
  • сотрудники полиции;
  • государственные служащие.

Для пользования жильем заполняется договор социального найма. Дальнейшее пользование осуществляется безвозмездно. Человеку, не посвященному в правила подсчета граждан на приобретение дополнительных квадратных метров, сложно будет определить свои права на очередность.

В состав математических вычислений входит большое количество параметров. Четко определены несколько подгрупп лиц, имеющих право на дополнительное жилье. К ним относят многодетные семьи, к таковым относят родителей, имеющих более 3 детей. Кроме количества членов семьи в расчет закладывается норма жилой площади на одного человека.

Чтобы претендовать на улучшение жилищных условий, потребуется собрать кипу бумаг. Документы должны быть заверены во всех необходимых инстанциях. К таким относят:

  • справки о доходах с места работы, об отсутствии задолженностей перед налоговой, о составе семьи;
  • бумаги, подтверждающие квадратные метры в квартире и число проживающих.

Каждый административный округ может затребовать пакет дополнительных документов, на то ему дано законное право.

Процедура постановки на учет

Вся процедура постановки на учет содержится в Жилищном кодексе РФ. Почерпнув полную информацию, можно окончательно уяснить все тонкости законодательства. Документ был принят в 2005 году датой 1 марта. Особый интерес вызывает пункт номер 7 ЖК РФ. В нем указано все, что содержится в понятии «ухудшение жилищных условий».

Каждый регион вправе определять свою норму жилого помещения. Последние данные в области законотворчества определены 2005 годом от 1 марта. На одного члена семьи установлена нижняя граница комфортного проживания в квартире в пределах 11 метров квадратных. Все граждане, имеющие более низкие результаты подсчета, входят в группу претендентов на новое жильё.

Приватизированные квартиры в подсчете не участвуют, речь идет только о социальном жилье, состоящем на учете государства. Последняя редакция Жилищного кодекса изменила структуру подсчета нормы жилья на человека. Ранее учитывалась жилая площадь, которая гораздо меньше полной. ЖК от 2005 года установил нормативы, регистрирующие граждан по количеству общей квадратуры помещения.

Поясним, квартира имеет 52 квадратных метра жилой площади и 72 общей. На одного члена семьи из пяти человек приходятся 14,4 единиц, что гораздо больше нормы. Однако, если в количество прописанных прибавится родственник с ребенком, то при расчетах получится уже 10,28. Эти данные позволяют претендовать на постановку в очередь.

Однако процедура регистрации жильцов не всегда позволяет прописывать людей в квартирах выше нормы. Исключение составляют несовершеннолетние дети, переезжающие к отцу или матери.

Какими правилами руководствуются госслужащие

Выводы строятся на законодательной базе, уточняющей обязательства госслужащих проводить оценку в пределах разумности и добросовестности. Злоупотребление недоработкой законодательной сферы приводит к выводу, что гражданин является нарушителем. Частный случай судебного права основывается на фактах применения субъективного права в ущерб социальному назначению. Так, проводя ухудшение жилищных условий, подменяется конечная цель законотворчества.

Умышленные действия могут быть квалифицированы как сознательное причинение ущерба государству. Следуя комментариям к Жилищному кодексу РФ, можно выделить пункты в отношении действий лица, что считается ухудшением жилищных условий:


Наличие положительных результатов при анализе всех четырех пунктов приведет к полной уверенности, что совершено ухудшение жилищных условий. Судебная практика, в свою очередь, показывает противоположные моменты в недоказательности вины гражданина.

Что не является нарушением

По статье 49 ЖК РФ гражданин имеет право перейти в категорию нуждающихся и встать в очередь на жилье. Обязанность государства - соблюсти законные требования людей. До проведения действий не появилось претензий на расширение жилплощади, в результате которых норма на человека стала ниже. Тут возникают противоречия: считать действия человека преднамеренными нельзя, потому что он на момент деяния не состоял на учете и не являлся претендентом на жильё.

Невозможность признать действия гражданина преднамеренными исходит из одного момента: на момент заявления о претензии на расширение жилплощади семья не имела заниженных квадратов на одного человека, а значит, не имела умысла на противоправный поступок. Согласно статье 53 ЖК РФ, преднамеренность действий заключается в юридически значимых поступках, конечной целью которых должно быть снижение нормы территории проживания. Существует важное условие - на момент деяния один человек обладал жилплощадью больше нормы.

Существуют некоторые нюансы законодательства, при которых вина гражданина не может быть доказана, хотя она и очевидна. Бездействие человека не классифицируется как ухудшение жилищных условий. Манипулируя стечением обстоятельств, можно искусственно создать благоприятные условия для вступления в очередь на жильё. Защитный механизм против такого рода пассивного владения ситуацией не разработан. К таким моментам можно отнести невступление в наследство. Часть квадратных метров квартиры отойдет государству, оно будет вынужденно создать возможность для переселения семьи в более просторную жилплощадь.

Какие существуют методы по снижению жилплощади на одного члена семьи

Законодательство РФ включает в себя полный перечень ситуаций, результатом которых становится намеренное ухудшение жилищных условий. Военнослужащих и членов их семей Жилищный кодекс РФ не обходит стороной, применительно к ним действуют те же правила, что и у обычных граждан. По Жилищному кодексу без внимания остаются реальные аспекты, из которых гражданин может получать выгоду. Среди таких выделяют отсутствие учета стоимости квартиры, районной местности, внутренних предметов и качества ремонта.

Под статью ухудшения попадут люди, обменявшие жилье на более дорогое, но имеющее меньшую жилплощадь. Основой обвинений будет снижение нормы на человека. Преднамеренными действиями являются следующие моменты, сопровождающиеся уменьшением квадратных метров на одного члена семьи:


Вселить законно можно только:

  • несовершеннолетних детей;
  • родителей недееспособных;
  • мужа или жену;
  • неродных детей состоявшейся жены или мужа.

ЖК РФ накладывает ответственность за поступки, приводящие к потере помещением условий для нормального проживания. Отсутствие санитарных и гигиенических мероприятий во время пользования жилплощадью.

Что ещё может быть воспринято как нарушение

Процедура дарения в адрес государства целой квартиры либо её части не может восприниматься как ухудшение жилищных условий, только если она не предшествовала заявлению на улучшение жилплощади. В оценку противоправности действий берутся также временные рамки осуществляемых действий. Так, супруга имеет право прописаться на жилплощадь к мужу, а дети безоговорочно вселяются к родителям.

Но если такое действие совершается через несколько лет после регистрации с целью снижения количества жилья на одного человека, то это будет являться преднамеренным ухудшением жилищных условий. Не подпадают под оценку все акты бездействия: отказ от наследства, принятия в дар жилплощади. Также в учет нормы жилья не берутся временные жильцы.

Чтобы сделать выводы о намеренном ухудшении жилищных условий, нужно провести глубокий анализ всех обстоятельств каждого конкретного случая. Непростые гражданско-правовые взаимоотношения граждан и государственных структур вносят сложности в оценку действий нанимателей. Зачастую решение о постановке в очередь принимается из соображений разумности и добросовестности, отодвигая прямые свидетельства нарушения.

Обязанности нанимателя

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий заключаются в отказе в предоставлении новой квартиры. Следующая дата получения улучшений следует через 5 лет. Это решение можно обжаловать через суд, если имеется уверенность и документальное подтверждение обстоятельств, приведших к этому.

У военнослужащих не заключается договор социального найма на следующую квартиру, пока не будет сдана предыдущая. Причинами для отказа могут быть:

  • Прописанные жена или дети, оставшиеся в документах после развода.
  • Жильё более не пригодно к проживанию.
  • Квартира является объектом спора в суде.

На квартиросъёмщике лежит ответственность за состояние жилья. Он должен содержать его в чистоте, своевременно проводить ремонт. Не допускать ущерба от действия третьих лиц. Бездействие в этом вопросе может квалифицироваться как намеренное ухудшение жилья.

Как происходит подсчет квадратных метров

В законодательстве учет площади квартиры производится, исходя из общей квадратуры. В учет берется не жилое пространство, а подсчитываются коридоры, ванные, туалет, кладовые. Основное внимание уделяется именно размерам жилья для постановки на очередь нуждающихся.

По федеральным документам приводится ссылка на Инструкцию 2008 года, которой нужно руководствоваться при определении новой жилплощади. В ней указаны нормативы, исключающие неразумное распределение квадратуры, когда спальня может занимать 5 метров из пятидесяти.

Местным властям дано преимущество для создания собственных законодательных актов. Таким методом некоторые регионы подсчитывают общую жилплощадь вопреки разумным действиям. В нормативы закладываются даже балконы и лоджии.

Учетная норма может быть изменена только местным органом управления. В каждом регионе она может отличаться. Так для Москвы цифра составляет 10 метров, ниже этой планки присваивается критерий "нуждающийся". Существует понятие "норма предоставления" - это площадь, на которую ориентируются госслужащие по определению следующего жилья. Она больше учетной, и для текущего региона составляет 18 метров.

Как государство определяет состоятельность граждан

Результат признания малоимущим происходит в каждом регионе страны по-своему. В учет берется средний заработок в этой местности, среднерыночная стоимость квартир. Для этого введено понятие "имущественная обеспеченность". Этот критерий сравнивают со стоимостью квартиры, которая требуется гражданам для соответствия нормативам. Если обеспеченность меньше последней, то семья признается нуждающейся.

Для подсчета имущественной состоятельности введено более 10 пунктов. Существует ряд показателей, при нарушении которых решение меняется не в пользу граждан. Лицевой счет у семьи должен быть один, если же он будет разбит, то и подсчет будет отдельным для каждого.

Для количественной оценки в расчет принимается совокупный доход семьи и собственность, подпадающая под налогообложение. Нормативный акт для определения уровня обеспеченности берется того месяца, когда было подано заявление. Законодательство в регионах обновляется каждый квартал. Доход подсчитывают по справкам НДФЛ за предыдущие 2 года.

В подсчет имущественной обеспеченности вкладывается стоимость имущества. В него входит вся недвижимость: гаражи, помещения складские, дачи. Оценка производится по кадастровой стоимости. Также рассматривается владение движимыми средствами: автомобили, катера и другой транспорт, находящийся на учете. Учитываются накопления: на счету в банке, наличие паевой собственности, средства в виде акций и ценных бумаг.

Какие нужны документы для постановки на учёт

Для постановки на учет потребуется собрать необходимые документы. Первым делом в органы местного управления подается заявление согласно установленному образцу. Нужно предъявить документы, удостоверяющие личность, с заверенными копиями для каждого члена семьи. К ним прикладывается идентификационный номер налогоплательщика.

Нужны также все бумаги, подтверждающие родственные связи. К ним относят: свидетельство о браке, рождении, документы на текущую жилплощадь. Учитывается общий доход семьи, включающий все виды совокупных поступлений за 2 последних года.

Предоставить потребуется трудовые книжки, срочные договора и другие формы, подтверждающие занятость. Также проводится анализ всего недвижимого имущества, находящегося в собственности заявителей. Указываются все виды объектов, подлежащих налогообложению. Если было обжаловано ранее признанное ухудшение жилищных условий, то прилагается решение суда по этому вопросу.

Суть вопроса:

Добрый день. Я действующий военнослужащий. В 2009 году был признан нуждающимся в жилом помещении. На данный момент получил извещение о распределении жилого помещения. Сотрудниками Департамента жилищного обеспечения МО РФ был отправлен запрос в ЕГРП о наличии собственности военнослужащего и членов его семьи. У меня обнаружилась собственность сроком владения один месяц (данная собственность появилась у меня в следствие дарственной от бабушки, потом я ее продал в течение одного месяца). Вопрос: является ли эти действия ухудшением жилищных условий, которые ведут к доплате за квадратные метры данной квартиры?

Ответ военного юриста:

Здравствуйте. В соответствии с п. 2 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Евгений, отчуждение Вами указанного жилого помещения является действием по намеренному ухудшению жилищных условий. Вы можете быть сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Зачастую для приобретения права встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане идут на умышленные действия, результатом которых является уменьшение площади жилья, приходящегося на одного члена семьи, ниже величины учетной нормы .

В частности, к этому широко прибегают:

  • военнослужащие , сотрудники других видов служб, которым полагается служебное жилое помещение по договору социального найма или в собственность;
  • молодые семьи для получения государственной субсидии на приобретение жилья в собственность;
  • другие социально незащищенные категории населения (многодетные, малоимущие семьи, воспитывающие детей-инвалидов), которым в соответствии с законом полагается бесплатное государственное жилье или земельный участок .

Результатом подобных действий может быть привлечение граждан к ответственности судом за мошенничество с государственными средствами и запрет для последующего приема таких лиц на учет в течение как минимум 5 лет .

Что считается намеренным ухудшением жилищных условий?

Какие же события принято принимать за ухудшение жилищных условий, и каким образом регулируются правовые отношения в жилищной сфере? Жилищный кодекс России от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ определяет только последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий - ст. 53 ЖК РФ .

Данная статья не дает исчерпывающего объяснения этому явлению, поэтому в жилищной сфере действуют еще и разнообразные подзаконные акты, которые более подробно определяют, какие действия граждан нужно считать преднамеренными.

В общем случае действиями , которые привели к ухудшению жилищных условий , являются несколько общепринятых фактов:

  • операции купли-продажи, обмена, дарения, выделения пая, изменения в правах собственности владельцев и прочее;
  • фиктивный развод;
  • заселение несовершеннолетнего ребенка, родителей или других родственников, которые до этого проживали, были прописаны по другому адресу на территории России;
  • прописка по месту жительства, если ранее гражданин не состоял на учете о получении дополнительной жилплощади;
  • выход из жилищного кооператива с целью получения доли;
  • приведение жилого помещения или его части в нежилое;
  • невыполнение требований договора о пользовании жилплощадью, за которым последовало принудительное выселение гражданина.

И это еще далеко не полный список, который может расширяться и уточнятся ведомственными нормативными актами.

Достаточно интересным моментом в квартирном вопросе является обеспечение жилплощадью военнослужащих, регламентируемое Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» . Здесь также имеют место быть разные случаи намеренного ухудшения военнослужащими жилищных условий.

Последствия признания действий граждан ухудшением ЖУ

Законодательно определено наказание граждан, которые своими добровольными действиями ухудшают свои жилищные условия, в форме отказа на срок пять лет в регистрации органами местной власти как лиц, нуждающихся в дополнительной жилплощади. Возможно также привлечение к ответственности (административной, уголовной) за махинации с мерами государственной социальной поддержки.

Однако определение факта преднамеренности действий в случае постановки на учет в органах местной власти с целью улучшения своих условий проживания - дело достаточно тонкое и спорное - так как, нет определенного нормативного документа, который четко определили бы грань между:

  • действительно бедственным положением человека;
  • его сознательными действиями по части ухудшения жилищных условий.

Поэтому нередко подобные дела решаются и оспариваются гражданами в судебном порядке.

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Телефоны: (495 ) 649-41-49, 64-911-65

Жилищный кодекс РФ не содержит четких понятий ни о том, что следует считать намеренным ухудшением жилищных условий, ни о том, какие действия квалифицируются как «намеренные », ни о том, каков порядок определения в действиях граждан факта намеренного ухудшения жилищных условий. Следует отметить, что Пленум Верховного Суда РФ также не дает разъяснение по указанным вопросам. Между тем их разрешение имеет важное практическое значение, так как суды общей юрисдикции и органы местного самоуправления в своей деятельности дают неоднозначные и часто противоречивые толкования положений Жилищного кодекса РФ в части ухудшения жилищных условий.

Частично разъяснил ситуацию Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 N 258-О-О. Суд указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий — это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
В соответствии со статьями 53 — 54 Жилищного кодекса РФ , как и любое другое злоупотребление правом, порождает неблагоприятные последствия для лица, его совершившего. Виновные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через пять лет со дня совершения неправомерных действий. Следует отметить, что в некоторых случаях даже истечение пяти лет с момента нарушения не вернет нарушителям право стать на учет в качестве нуждающихся.
В качестве примера рассмотрим Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия по делу N 33-643/2014.
Из материалов дела: Б.Д.Б. обратился в суд с заявлением к администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления в части снятия его и членов семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; понуждении восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указал, что им были поданы все необходимые документы для признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
04.12.2013 в его адрес было направлено письмо, в котором сообщено о том, что постановлением администрации его семья из трех человек снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как в представленных документах выявлены не соответствующие действительности сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послужившие основанием для принятия на учет.
Считает, что вывод о наличии оснований для принятия решения о снятии его и членов его семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не соответствует действительности.
Решением суда первой инстанции исковые требования Б.Д.Б. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации считает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи меньше учетной нормы.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Мордовия от 01.07.2005 N 57-З «О регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» Правительство Республики Мордовия Постановлением от 25.08.2005 N 335 утвердило Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (далее — Правила).
Учетная норма жилого помещения в силу решения Саранского городского Совета депутатов Республики Мордовия составляет 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 Правил осуществляется на основании документов, подтверждающих право претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Постановлением главы администрации городского округа Саранск Б.Д.Б. с составом семьи из двух человек поставлен на учет на улучшение жилищных условий.

08.02.2013 Б.Д.Б. обратился в администрацию городского округа Саранск о прохождении перерегистрации очереди на улучшение жилищных условий его семьи.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имевшиеся (имеющиеся ) объекты недвижимого имущества от 25.11.2013 следует, что Б.А.С. на основании договора передачи, заключенного с МУП «Инсарское районное производственное предприятие ЖКХ» 12.11.2002, имела долю в праве общей долевой собственности на квартиру. 25.10.2007 Б.А.С. произвела отчуждение указанной доли. Постановлением администрации семья Б.Д.Б. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как выявлены в представленных документах не соответствующие действительности сведения (пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что в 2007 году на момент подачи документов у семьи Б. отсутствовали основания для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходил из того, что уже на период снятия семьи Б. с учета в 2013 году истек установленный законом пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, что свидетельствует о незаконности постановления администрации городского округа в части снятия Б.Д.Б. и членов его семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны таковыми, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Б.А.С. предоставила справку, не содержащую сведений об отчуждении доли на квартиру, и именно отсутствие в указанной справке сведений о состоявшемся отчуждении послужило основанием для постановки семьи Б. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ).
Судебная коллегия считает доказанным, что отчуждение Б.А.С. принадлежащей ей доли в собственности на квартиру имело намеренный характер и повлекло ухудшение жилищных условий проживания семьи Б., так как на каждого из них стало приходиться на 08.11.2007 меньше учетной нормы жилой площади.
Таким образом, на дату постановки заявителя и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имелись обстоятельства, исключающие в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 53 Жилищного кодекса РФ, признание семьи Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановку на соответствующий учет, о которых заявитель не сообщил, представив справку, не содержащую сведений об отчуждении Б.А.С. доли в собственности на квартиру и тем самым не соответствующую действительности.

Согласно подпункту «г » пункта 20 Правил граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что истечение пятилетнего срока с момента отчуждения доли в собственности на жилое помещение является обстоятельством, исключающим применение подпункта «г » пункта 20 Правил.
Следовательно, постановление суда первой инстанции подлежит отмене.
Нуждаемость лица, а также членов его семьи в улучшении жилищных условий на момент принятия решения о снятии их с учета не имеет юридического значения для применения такой нормы в случае, если основанием для постановки на учет явились заведомо ложные сведения.
Важно: неистечение пяти лет со дня совершения действий, которые повлекли намеренное ухудшение жилищных условий, является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, но снять таких лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях нельзя. То есть если граждане приняты на учет до истечения пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, то сняты они могут быть только по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (в случае представления недостоверных сведений при постановке на учет либо если установлен факт неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, которые осуществляют учет нуждающихся в жилых помещениях граждан).
Жилищный кодекс РФ не содержит критериев, по которым действия граждан квалифицируются как намеренное ухудшение жилищных условий, и чиновники принимают решение по своему внутреннему убеждению, что порождает благоприятную почву для злоупотребления правом и роста коррупции. В итоге граждане зачастую должны либо дать взятку чиновнику, либо идти в суд и доказывать, что смена состава семьи либо смена места жительства — это не злой умысел с целью ухудшения жилищных условий.
Пример из судебной практики: Апелляционное определение по делу N 33-1629/57.

Из материалов дела: Б.А.В., Б.И.Н., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Б.К.А., обратились в суд с иском к администрации о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указали, что они зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире. Кроме них в данной квартире также проживают дедушка супруги — Т.Л.В. (собственник квартиры) и бабушка Т.М.Ф. В связи с необеспеченностью общей площадью по социальной норме, 11.05.2012 Б.А.В. обратился в администрацию с заявлением о принятии семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации в постановке на учет им было отказано.
Решением суда первой инстанции их требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе заместитель главы администрации просил решение суда отменить.
В жалобе указал, что истцы зарегистрировались в жилом помещении 14.04.2012. До этого Б. проживали в жилом помещении большей площадью. Считает, что действия истцов по смене места жительства следует расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий. Наличие конфликта с собственником помещения, в котором истцы проживали до переезда, не доказано материалами дела. Полагает, что вывод суда о конфликте истцов с собственником прежнего жилого помещения, послужившем причиной их переезда, построен на основе предположения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 53, 54 Жилищного кодекса РФ и исходил из наличия законных и достаточных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (в редакциях от 21.12.2009 и 12.04.2010), утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 N 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи меньше учетной нормы (менее 12,5 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи).

Учитывая, что наряду с собственником квартиры Т.Л.В. и его жены Т.М.Ф. в указанной квартире зарегистрированы члены семьи: их внучка Б.И.Н., муж внучки Б.А.В., правнучка Б.К.А., то на долю каждого проживающего в вышеуказанной квартире приходится менее 12,5 кв. метров от общей площади квартиры. Истица, ее супруг и их несовершеннолетняя дочь были вселены в квартиру в установленном законом порядке как члены семьи собственника жилого помещения.
Довод жалобы о том, что действия истцов по смене места жительства следует расценивать как намеренное ухудшение своих жилищных условий, не нашел своего подтверждения и отклоняется как несостоятельный.
Судом первой инстанции установлено, что Б. не являлись собственниками помещения, в котором проживали до переезда к Т., в собственности жилья не имеют, при переезде и регистрации в жилом помещении, где они фактически проживают, у истцов не было намерений ухудшить свои жилищные условия и приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
Следует отметить, что чиновники не учитывают, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Более того, данная статья не указывает, кто имеет право квалифицировать действия лица как намеренное ухудшение жилищных условий, а также кто должен доказывать наличие (отсутствие ) умысла при совершении намеренных действий. В связи с отсутствием достаточного регулирования органы местного самоуправления считают, что если граждане совершают какие-либо действия, которые, по их мнению, направлены на ухудшение жилищных условий, то данные действия априори считаются недобросовестными, намеренными и направлены на приобретение права состоять на учете.

При всем этом не принимается во внимание, что статья 53 Жилищного кодекса РФ и подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должны применяться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно. Разумность и добросовестность действий участников гражданских правоотношений соответственно презюмируются, то есть их опровержение и, соответственно, установление в действиях граждан признаков намеренного ухудшения жилищных условий возможны только в судебном порядке по заявлению соответствующего органа местного самоуправления. Но в реальности все происходит наоборот — чиновники изначально считают действия граждан незаконными, а если кто не согласен, то он должен доказывать свою правоту в суде.
Следует также отметить, что в соответствии с действующим жилищным законодательством ухудшением жилищных условий являются действия граждан, которые, прежде всего, направлены на уменьшение общей площади жилого помещения. Следовательно, пусть и по большей стоимости, заведомо будет квалифицировано как искусственное ухудшение жилищных условий. При этом не имеют правового значения такие факты, как рыночная стоимость, месторасположение, состояние жилого помещения.
Как уже отмечалось выше, конкретного списка действий, которые следует считать намеренным ухудшением жилищных условий, в Жилищном кодексе РФ нет, а статья 53 Жилищного кодекса РФ содержит только последствия такого ухудшения. Вообще установление такого перечня действий находится в совместном ведении органов государственной власти РФ и субъекта РФ. Данной позиции придерживается и Верховный Суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2007 N 5-Г07-56).

Перечни действий, которые квалифицируются как намеренное ухудшение жилищных условий, закреплены в региональных нормативных актах. Так, например, в городе Москве действует Закон города Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
На основе анализа законодательства субъектов РФ можно выделить следующие наиболее общие действия, которые законодательно признаны намеренным ухудшением жилищных условий:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) раздел, обмен жилого помещения, определение долей, выделение доли либо изменение долей, если это привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений;
3) изменение порядка пользования жилым помещением;
4) отчуждение жилого помещения (части жилого помещения);
5) перевод жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
6) вселение (согласие на вселение) гражданином — собственником жилого помещения, или членом жилищного или жилищно-строительного кооператива, или нанимателем жилого помещения по договору социального найма в жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи. Вселение (согласие на вселение) гражданином в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи (исключение — супруг (а ), несовершеннолетние дети, совершеннолетние нетрудоспособные дети, нетрудоспособные родители, а также несовершеннолетние дети и совершеннолетние нетрудоспособные дети супруга);
7) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;
8) изменение состава семьи, в том числе при заключении или расторжении брака. Следует отметить, что сама по себе регистрация по месту жительства супруга (супруги ) после заключения брака не относится к действиям, влекущим ухудшение жилищных условий, однако если супруг (а ) регистрируется по истечении нескольких лет семейной жизни, после чего лицо обращается с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то временной фактор, безусловно, приобретает важное значение;
9) выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма либо иному гражданско-правовому договору.
Указанный перечень не является исчерпывающим, и в качестве намеренных действий могут быть расценены и иные юридические факты.
Важно отметить, что не все действия граждан, которые на первый взгляд соответствуют приведенному перечню, можно считать намеренными действиями, направленными на ухудшение жилищных условий, например — рождение ребенка, несмотря на то что доля общей площади жилого помещения фактически становится меньше учетной нормы.
В заключение хочется обратить внимание желающих стать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на то, что необходимо детально раскрыть все обстоятельства, указывающие на благонамеренность своих действий, более тщательно продумывать совершаемые сделки и иные манипуляции с жилыми помещениями для того, чтобы исключить злоупотребления со стороны чиновников в данной сфере. А в случае нарушения своих прав не бояться обращаться в суд.

8 (495 ) 64 — 911 — 65 или 8 (495 ) 649 — 41 — 49 или 8 (985 ) 763 — 90 — 66

Внимание! Консультация платная.

Бесплатную консультацию Вы можете получить в разделе Юрист On-Line

Проблема нехватки жилого фонда в Российской Федерации не теряет свою актуальность уже много лет, несмотря на действие многочисленных федеральных и региональных жилищных программ, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся категорий населения. Это обусловлено тем, что стоимость жилья на нынешнем рынке недвижимости существенно превышает финансовые возможности граждан со средним уровнем доходов, не говоря уж о тех, у кого доходность ниже средней. Также проблема с жильем является следствием низких темпов возведения новых домов и достаточно высоким уровнем рождаемости в последние годы. К тому же за последние 10-20 лет около 30% всего жилого фонда Федерации было признано аварийным и ветхим, то есть таким, что подлежит сносу и опасно для проживания в нем. Это только усугубило общее положение дел, из-за чего очереди на получение нового жилья стали еще длиннее. Многие претенденты на расширение жилплощади, чтобы встать в очередь, идут на отчаянные шаги, среди которых намеренное ухудшение жилищных условий.

Содержимое страницы

Что такое ухудшение условий проживания

Четкая формулировка и расшифровка понятия «ухудшение жилищных условий» в законодательстве РФ отсутствует, но в некоторых региональных нормативно-правовых актах определены некоторые факторы, указывающие на ухудшение условий, в которых проживают люди. Некоторые факторы могут быть весьма спорными и не свидетельствовать о намеренном ухудшении условий проживания.

Если в семье рождается ребенок, или владелец жилплощади зарегистрировал официальный брак, после чего на вверенной ему территории он прописал нового члена своей семьи, это в принципе не может расцениваться как злоумышленное действие, осуществленное с целью получения статуса нуждающегося в государственной поддержке. Учитывая, что разделение между намеренным ухудшением жилищных условий и вынужденным бедственным положением нуждающейся в улучшении условий проживания семьи слишком размытое, то оцениваются такие действия индивидуально в каждом конкретном случае и чаще всего в судебном порядке.

Основными характерными признаками ухудшения жилищных условий являются:

  1. Наличие умысла завладеть правом на получение бесплатного жилья или материальной помощи для улучшения жилищных условий.
  2. В результате осуществленных действий условия проживания были на самом деле ухудшены, и человек действительно стал нуждающимся в получении субсидии или жилья от государства.
  3. В момент совершения действия, влекущего за собой возникновение нужды в жилье, человек не является нуждающимся и не состоит на учете в очереди на квартиру.

Согласно статье 53 ЖК РФ, те, кто для получения права на бесплатное жилье намеренно ухудшают существующие условия проживания, могут встать на учет не ранее, чем по истечении пяти лет с момента их «злодеяния» и при условии, что к тому времени их положение не улучшится.

В чем разница между намеренным и неумышленным ухудшением жилищных условий

Факторы, определяющие ухудшение условий проживания, как при умышленных действиях, так и без злого умысла, одни и те же. Разница состоит только в том, что при умышленном ухудшении жилищных условий человек совершает одной из действий вполне осознанно и с целью получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом он действительно становится таковым согласно законодательству РФ.

Ненамеренным ухудшением условий проживания являются действия, которые приводят к уменьшению жилищной площади на одного человека или полного лишения права пользования жильем. При этом такие действия не были совершены с целью ухудшения условий для получения права встать в очередь на получение жилья.

Пример

Семья из троих человек (мать, отец, ребенок) проживает в квартире 55 квадратных метров, то есть их жилплощади вполне достаточно для нормального проживания на ней семье в таком составе. Но супруги не согласны с этим и решают прописать в доме ребенка мужа от первого брака, который в данный момент с ними не проживает. После прописки четвертого члена семьи квадратных метров не хватает на всех, а соответственно, семья становится такой, что остро нуждается в расширении жилплощади. В данном случае это намеренное ухудшение жилищных условий.

Если же семья прописывает в своей квартире ребенка мужа от предыдущего брака только потому, что так сложились обстоятельства, то в данном случае прописка еще одного человека в данной квартире не считается намеренным ухудшением условий проживания. К примеру, ребенок переехал жить к отцу, а другого жилья у него нет, тогда папа ребенка вынужден прописать сына в доме, в котором он проживает с нынешней женой и ребенком от второго брака.

Что не относится к намеренному ухудшению условий проживания

Законодательством определен перечень действий, которые не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. Это:

  • регистрация несовершеннолетнего ребенка в доме, где проживает один или оба его родителя;
  • прописка супруга(и) или других близких родственников при соблюдении норм российского законодательства;
  • расторжение договора о предоставлении ренты, инициатором которого был получатель ренты;
  • временная прописка жильцов по конкретному адресу;
  • дарение жилой недвижимости или определенной ее доли или отказ от принятия в дар жилья;
  • признание в судебном порядке незаконной сделку, объектом которой выступало недвижимое имущество, с последующим ее аннулированием.

Что считается ухудшением жилищных условий

Действиями, которые расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий, являются:

  • обмен жилой недвижимости, вследствие чего жилплощадь уменьшилась, и произошло снижение уровня качества жизни;
  • разделение между членами семьи лицевых счетов;
  • прописка еще одного человека в квартире/доме;
  • переселение в меньшее по площади жилое помещение или с худшим уровнем благоустройства (отсутствие некоторых коммуникаций, отопления, водопровода, санузла и т.д.) согласно решению суда;
  • продажа или передача жилой недвижимости или определенной ее части в результате заключения юридической сделки;
  • изменения размера долей или выделение отдельных долей третьим лицам, в результате чего ухудшаются условия проживания;
  • изменение статуса части жилого помещения на нежилое (использование жилой комнаты в качестве кладовой, гардеробной и т.д.);
  • отказ от проживания и использования жилья на основании договора социального найма.

В случае, когда имел место быть хоть один из вышеперечисленных факторов, а хозяин после этого подал документы на постановку в очередь на бесплатное жилье, то этот фактор будет расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.

Важно! Если вы намереваетесь осуществить одно из указанных выше действий, после чего планируете встать в очередь на жилье, будьте готовы в суде доказать, что ваши действия не имели злого умысла и поступить по-другому вы не могли в силу сложившихся обстоятельств. Иначе вам придется ждать еще долгие годы, чтобы получить возможность повторно подать заявление.

Для военнослужащих

Ухудшение жилищных условий в случае с военнослужащими имеет свои особенности. Факторами намеренного ухудшения условий проживания военных являются:

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

  • умышленное нарушение общеустановленных норм и правил, а также порядка эксплуатации жилого помещения;
  • осуществление обмена объектами жилой недвижимости, в результате чего уменьшается количество квадратных метров в расчете на одного члена семьи относительно показателя учетной нормы;
  • заключение фиктивного брака с последующей регистрацией в квартире/доме фиктивного супруга(и);
  • фиктивный развод мужа и жены, подразумевающий обязательное выделение доли недвижимого жилого имущества одному из них, а также детям, если они есть;
  • злостное невыполнение условий проживания в социальном жилье;
  • оформление договора дарения на жилье или конкретную его долю;
  • продажа жилья или его доли.

Не считаются преднамеренными действия военнослужащих, ухудшающие условия проживания, если:

  • они на своей жилплощади прописали своих малолетних детей, жену или мужа, а также своих родителей или родителей супруга(и), других близких родственников в законном порядке или по решению суда;
  • жилье, находящееся во владении военного лица признано подлежащим сносу и аварийным;
  • военнослужащий не имеет своей собственной жилой недвижимости.

Для молодой семьи

Молодые семьи согласно федеральной программе «Молодая семья» и Жилищному Кодексу РФ имеет право на получение субсидии в размере 30% от общей стоимости жилья соответствующего размерам установленным программой и региональными нормативно-правовыми актами нормам квадратных метров в расчете на каждого члена семьи. Иногда при отсутствии полного соответствия нуждающимся в государственной материальной помощи, молодые люди совершают неправомерные действия, пытаясь незаконным путем получить право на постановку в очередь на жилищный сертификат.

Намеренными действиями гражданина, ухудшающими условия проживания, необходимо считать те же действия, что описаны выше, то есть:

  • фиктивный брак и развод;
  • продажа или дарение жилого помещения;
  • отказ от дарственной;
  • необоснованная и незаконная прописка третьих лиц и другие.

Если в судебном порядке будет доказано, что молодая семья намеренно совершила одно из вышеперечисленных действий, то ей будет отказано в праве на получение материальной помощи в виде жилищной субсидии. Повторно подать заявление на постановку в очередь она сможет только спустя пять лет со дня этого неприятного инцидента.

Для несовершеннолетнего ребенка

Если вы разводитесь, то один из вас теряет право пользования жильем, если иное не предусмотрено дополнительным соглашением (брачный контракт). Независимо от того, кто из супругов является собственником квартиры/дома и с кем из них остаются дети, несовершеннолетние дети не должны быть лишены права на использование жилого помещения. Это право их должно быть реализовано даже если они остаются на попечении того из супругов, который в случае развода утрачивает такое право.

В противном случае согласно статье 31 ЖК РФ речь идет об ухудшении жилищных условий детей. Поэтому, если родители решили развестись, то за ними все равно остается обязательство обеспечивать права своих детей на пользование жильем, которое находится во владении у одного или обоих его родителей.

Как можно улучшить условия проживания

Улучшить свои существующие условия проживания согласно законодательству РФ можно в одном из следующих случаев:

  • семья признана как остро нуждающаяся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на получение материальной помощи государства для решения жилищных проблем;
  • семья является претендентом на жилищную субсидию, участвуя в одной из жилищных программ (федеральных или региональных);
  • работники бюджетной сферы, остро нуждающиеся в расширении жилплощади, имеют право принимать участие в региональных узконаправленных и/или специализированных жилищных программах (для работников медицины, для жителей сельской местности и т.д.);
  • жилье, в котором проживают люди, признано в установленном законодательством порядке аварийным и непригодным для проживания, вследствие чего подлежит сносу.

Существуют и другие способы улучшения качества проживания за счет расширения жилплощади негосударственного характера, то есть без материальной поддержки со стороны государства. Это:

  • получение жилого дома/квартиры в наследство;
  • получение жилой недвижимости по договору дарения;
  • приобретение жилья в кредит, в том числе ипотечный и др.

Если в течение последних пяти лет до обращения в органы местной власти было совершено какое-нибудь действие, влекущее за собой ухудшение качества жизни, то решение вопроса о признании человека нуждающимся в материальной поддержке с последующей постановкой его на учет будет происходить в судебном порядке.

В большинстве случаев, желающим получить субсидию или жилье, суд дает отсрочку на пять лет, по истечению которой они приобретают право повторно подать заявление о постановке их на учет в качестве нуждающихся, если на то момент они по-прежнему будут нуждаться в улучшении жилищного положения.