ДТП с участием пешехода — что делать водителю и пешеходу. Основные причины ДТП: нарушения пешеходов Смерть пешехода при дтп наказание

Причины аварий с участием обычных пешеходов могут быть самые разные. Очень часто это именно неосмотрительное поведение других участников дорожного движения непосредственно на участках в большой разрешенной скоростью движения ТС.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому водителям следует быть максимально осторожными именно на специальных пешеходных переходах.

Статистика

Сегодня причины появления ДТП чрезвычайно разнообразны и насчитывается более нескольких десятков оснований. Обычно это невнимательность самого водителя, иные ситуации.

При этом отдельно стоит отметить, что существенная часть ДТП возникает по вине пешеходов или же их участием.

Причем большая часть подобных аварийных ситуаций имеет место именно по причине невыполнения правил дорожного движения последними. Максимальная внимательность водителя на дороге – лучшая защита от подобных ситуаций.

Статистика за 2020-2017 год выглядит следующим образом:

Количество раз возникновения Сколько в результате погибло Имело место ранений в результате аварии
Контакт пешехода с автомобилем 38 500 4 567 35 687
Нанесение вреда пешеходу на пешеходных дорожках 12 250 780 12 234
В условиях недостаточной видимости 13 871 2 780 11 870
По вине самих находящихся вне ТС 16 400 4 000 14 545
По вине управляющих ТС 20 877 1 890 20 100

При этом ежегодно статистика меняется. В целом, динамика является отрицательной. С каждым годом ДТП рассматриваемого типа становится все меньше и меньше.

Но такие позитивные изменения незначительны. Именно поэтому следует со всеми тонкостями разобраться предварительно. Данный момент прорабатывается заблаговременно.

Причем следует отметить, что порядка 10% пешеходов, участвующих в ДТП, гибнут. Соответственно, это приблизительно 1 из 10 человек. Остальные 90% получают различные ранения – разной степени тяжести.

Представленная выше статистика является официальными данными ГИБДД. Сегодня в разных городах применяют различные меры для снижения показателей смертности среди пешеходов.

Используется дополнительное освещение на пешеходных переходах, монтируются подземные туннели – с помощью которых можно будет осуществить переход на другую сторону улицы.

Ещё один важный момент – повышение грамотности в плане знания ПДД среди пешеходов.

Сегодня многие школы проводят специальные занятия с подростками (именно эта возрастная категория становится участниками аварий чаще остальных) – на которых осуществляется разъяснение правил поведения на дорогах, а также множество других моментов.

Возможные причины ДТП по вине пешехода

При рассмотрении причин автомобильных аварий в большинстве случаев разбирают ошибки и нарушения, которые допускают водители. Однако значительная часть ДТП на улицах происходит по вине пешеходов. При этом последствия таких аварий могут быть самыми серьезными для их виновников.

Когда виноват пешеход

Наезд на пешеходов представляет собой один из наиболее распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. Причем, учитывая характер ДТП, его итогом в большинстве случаев становится серьезный ущерб для здоровья или даже гибель пешехода.

Традиционно в случае наезда принято обвинять водителя. Это в значительной степени связано с тем, что пешеход является более уязвимым и намного сильнее страдает при ДТП. Действительно, в большинстве случаев виновником оказывается водитель. Однако, как показывает практика независимой экспертизы после ДТП , немалая часть наездов совершается и по вине пешеходов.

По статистике пешеходы становятся виновниками ДТП в среднем в 16-17 % случаев. Это весьма значительная цифра аварий. Также следует учитывать, что во многих случаях точно установить причины наезда оказывается невозможно. При этом почти всегда в виновники «записывают» водителя. Поэтому число ДТП по вине пешеходов вполне может достигать 20 % и более.

Почему происходят ДТП по вине пешехода

Каждый человек, выходя на улицу, становится пешеходом, независимо от его уровня образованности, возраста, знания ПДД, навыков, состояния здоровья и других факторов. В свою очередь, каждый пешеход, как и водитель, обязан соблюдать правила дорожного движения. Однако реализовать это на практике оказывается далеко не так просто.

Чтобы стать водителем, необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамен, что уже предполагает наличие достаточной подготовки и знаний. Кроме того, за действиями водителей осуществляется надзор ГИБДД. С другой стороны, чтобы стать пешеходом, как было сказано, достаточно просто выйти на улицу, да и ГИБДД за ними практически не следит. В связи с этим далеко не всегда пешеходы готовы соблюдать правила дорожного движения.

Практически каждый человек, когда-либо переходил дорогу в неположенном месте. В большинстве случаев причиной является спешка или банальная халатность. Очень часто подобные нарушения совершают дети, которым взрослые просто не объяснили, как правильно переходить дорогу, и насколько серьезными могут быть последствия. При этом дети зачастую еще не могут адекватно оценить ситуацию и пытаются перебежать дорогу прямо перед движущимся автомобилем.

Значительная часть наездов происходит в ночное время на плохо освещенных участках дороги. Пешеходы зачастую просто не понимают, что водителю намного сложнее ориентироваться в темное время суток, и времени, чтобы среагировать, у него может быть совсем мало.

В целом основными причинами дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов являются:

  • переход дороги в неустановленном месте;
  • переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
  • движение по обочине с правой стороны;
  • несоблюдение требований безопасности при переходе или движению по обочине в темное время суток;
  • переход дороги без учета погодных условий (например, во время гололеда пешеходы могут не учитывать, что длина тормозного пути автомобиля значительно увеличивается, а водитель может потерять управление при резком торможении).

В целом можно сказать, что пешеход должен помнить, что он так же, как и водитель, несет ответственность за соблюдение ПДД. Причем отвечать ему приходится своим здоровьем и жизнью. Особое внимание должно уделяться обучению детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Помните, что безопасность на дороге зависит от соблюдения ПДД!

По вине пешеходов происходит очень большое количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этого является то, что многие пешеходы рассуждают таким образом – раз у меня нет прав, ПДД я знать не должен, значит и наказывать меня не за что. Тем не менее, для пешеходов также предусмотрены наказания за нарушение правил дорожного движения. Чаще всего, нарушения пешеходов выражаются в пересечении проезжей части на красный свет или в не предусмотренном для этого месте.

Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде, и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения:

    Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.

    Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендую на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

- Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).

- Пешеход-пенсионер , который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно.

- Местный пешеход , который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был пешеходный переход. Не всякий пешеход внимательно следит за дорожными знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

- Пешеход бежит за троллейбусом . Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги - это отъезжающий автобус или троллейбус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако, рекомендую обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его участников.

Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, я рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым, скорее всего, окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью я не советую. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

Человек, управляющий автомобилем должен быть предельно внимательным, в таком случае возможность совершения аварии снижается в несколько раз. За 2017 год было совершено почти 17 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием пешехода, и почти тысяча из них погибла. Какие действия должен предпринять пострадавший при таком ДТП? Куда обращаться за возмещением вреда здоровью? Каков алгоритм действий пешехода и водителя при аварии? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Порядок действий пешехода

Пешеходам следует принимать решение о дальнейших действиях после аварии, исходя из обстоятельств произошедшего. Если водитель оказался порядочным человеком и оказывает помощь потерпевшему, то действовать надо в соответствии с ситуацией. Бывает такое, что вред здоровью причинен незначительный и выражен в ссадине или синяке, тогда имеется возможность решить вопрос, не вызывая ДПС. Когда вред здоровью причинен в значительной степени, то потребуется вызвать и дождаться ГИБДД и скорую помощь. Сотрудники по прибытии проведут осмотр места аварии и оценят тяжесть вреда.

В ситуации, когда авария происходит за пределами пешеходного перехода, у водителя имеется возможность доказать факт, что в случившемся виновен пешеход. Тогда можно требовать с него возмещения за вред, причиненный авто и привлечения виновника к ответственности. Доказательная база может быть построена на показаниях свидетелей, записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Авария может произойти в то время, когда человек двигается по пешеходному переходу. Бывает, что водитель скрывается с места ДТП, в таком случае пешеходу потребуется:

  1. Запомнить марку автомобиля или государственный номер.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД и скорой помощи. В ситуации, когда повреждения пешеходом получены незначительные, лучше всего будет дождаться полицию и сообщить детали аварии.
  3. Записать данные очевидцев случившегося. Это потребуется, чтобы иметь возможность подтвердить версию пешехода в суде.
  4. Написать заявление с просьбой привлечь виновника к ответственности.
  5. Проверить состояние здоровья с помощью медицинских исследований.

При наличии у водителя страховки, причиненный урон возмещается за счет ОСАГО. Если выплаченной суммы не достаточно - необходимо обратиться к водителю с требованиями о возмещении недостающей части. Обращение может быть в добровольном порядке либо через суд. Пострадавший имеет возможность требовать с водителя возмещения понесенных им денежных расходов на лечение, восстановление, за утрату трудоспособности, пропуски на работе. Также возмещению подлежит моральный ущерб, причиненный жертве. Для этого требуется обратиться с исковым заявлением в судебные органы. Дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Все выдвинутые требования необходимо подтвердить с помощью документации, чем являются больничные, чеки на приобретение лекарств и прочее. Сумма морального ущерба устанавливается пострадавшим, однако суд при рассмотрении дела руководствуется правилами разумности.

Если человеку в результате ДТП был причинен вред, который относится к категории тяжких, следствием чего он стал инвалидом либо на длительный период времени утратил возможность осуществлять трудовую деятельность - виновный привлекается к ответственности согласно санкциям статьи 264 УК РФ. Наказание предусматривается в виде лишения свободы на два года и лишение прав на три года. Когда вред здоровью небольшой тяжести или расценивается, как средний и не связан с риском для жизни - виновный отвечает в пределах, указанных в административном законодательстве.

Как поступить водителю?

В случае, когда произошло ДТП с участием пешехода, водителю нужно выполнить действия, прописанные в законодательстве. Изначально автолюбитель должен заглушить машину и не двигать ее с места, установить знак аварийной остановки. Пешехода нужно оградить от других машин, с целью защиты от причинения ему более серьезных повреждений. При необходимости пешеходу оказывается медицинская помощь. Если возникла экстренная ситуация, то требуется доставить потерпевшего в больницу на своем автомобиле или воспользоваться помощью проезжающих мимо. При этом нужно учитывать, что если перемещать человека, то ему могут быть причинены более серьезные травмы.

До приезда ГИБДД нужно зафиксировать на фото- и видеозапись обстановку происшествия. Если авария произошла за пределами пешеходного перехода - на фото должно быть четко видно отсутствие соответствующих дорожных знаков. Если имеются очевидцы, необходимо сохранить их данные, чтобы иметь возможность использовать их показания в суде. После прибытия сотрудников полиции, нужно принять участие в составлении документов, относительно ДТП. Изначально в устной форме излагаются обстоятельства произошедшего, при наличии подтверждения слов водителя в форме видеозаписи, свидетельских показаний - нужно сообщить инспектору. При составлении сотрудником схемы аварии требуется проследить за правильностью проведения замеров.

С конца 2017 года сотрудники ГИБДД не выдают справок о ДТП. Вместо них в страховую компанию или другое учреждение (например, суд) необходимо предоставить копию протокола, составленного на месте аварии.

Если пешеходу причинены травмы, то решается вопрос о возбуждении уголовного или административного дела, в зависимости от тяжести урона и проводится расследование. В отношении водителя в обязательном порядке проводится освидетельствование на предмет опьянения. Отказаться от данной процедуры нельзя, в противном случае на автолюбителя налагается штраф, и он лишается прав.

Далее сотрудниками ДПС назначается время для явки участников аварии в отделение для дачи показаний. В таком случае, прежде чем давать показания, требуется проконсультироваться со специалистом. В объяснении подробно перечисляются обстоятельства аварии, указываются данные очевидцев и прочие доказательства, которыми обладает водитель. При отсутствии на месте наезда пешеходного перехода данное обстоятельство обязательно должно быть отражено в документах (протоколе, акте осмотра места происшествия).

При возникновении необходимости можно подать ходатайство о вызове свидетелей на опрос. У автолюбителя есть возможность пользоваться помощью адвоката на протяжении всего рассмотрения дела. Решение о возбуждении уголовного или административного дела связано с результатами экспертизы тяжести вреда, причиненного пешеходу. Если водитель не виновен, то принимается решение об отказе в возбуждении дела.

Заключение

В случае ДТП с наездом на пешехода алгоритм действий может различаться в зависимости от степени тяжести аварии. Если водитель авто не пострадал, он должен действовать по стандартной схеме - остановить машину, вызвать службы спасения, убедиться, что с пострадавшими все хорошо или оказать первую помощь. Вопросы о возмещении ущерба и о применении мер ответственности будут рассматриваться на основании материалов дела, собранных сотрудниками ГИБДД, непосредственно виновником и пострадавшим.