Как совершать намаз во время болезни? «Мой первый намаз» — намаз для начинающих (2) Можно ли совершать намаз в кальсонах.

8. НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА:

Абу Са"ид рассказывает: «Расулюллах (салляллаху "алейхи уа саллям) вышел к нам, когда мы разговаривали про Даджаля. Расулюллах (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: "Не сообщить ли вам, что, на мой взгляд, более страшно, чем Даджаль ". Мы ответили: "Да, непременно". Посланник Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: "Это скрытый ширк (многобожие). (Например), человек стоит в намазе и читает его красиво, когда видит, что на него смотрят " » (Ибн Маджа).

Молиться перед изображениями нежелательно, потому что они отвлекают молящегося во время намаза. Совершение намаза и поклонение перед изображениями и скульптурами напоминает уподобление идолопоклонникам. Ахмад и аль-Бухари передали со слов Анаса ибн Малика: «У "Аиши была легкая разноцветная занавесь, которой она занавесила угол комнаты. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: "Убери свою занавесь! Ее изображения стояли у меня перед глазами во время всего намаза " ».

Однажды Абу Джахм подарил нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) изящную рубаху, изготовленную специально для него. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал намаз в этой рубахе. Закончив, он сказал Айше: «Отдай эту рубаху обратно Абу Джахму, во время намаза мой взор упал на узоры на ней. Она всегда отвлекает меня в намазе » (Муватта, Бухари).

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляяллаху "алейхи уа саллям) сказал: «Ищите спасения у Аллаха от «Джуббуль Хазан ». Сахабы спросили: «Что такое Джуббуль Хазан?» Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это такая долина в джаханнаме, от которой сам джаханнам просит убежища у Аллаха по сто раз день ». Спросили: «Кто попадёт в нее?» Посланник Аллаха (салляллаху "алейхи уа саллям) ответил: «Чтецы Корана, которые совершали деяния на показ » (Тирмизи).

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если услышите объявление о начале намаза, то ступайте на намаз шагом, степенно, сохраняя спокойствие, и не спешите. Затем совершите вместе с имамом ту часть молитвы, на которую успели, и восполните то, что пропустили » (Бухари, Муслим).

Передают, что "Али ибн Абу Талиб и My"аз ибн Джабал рассказывали, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас придет на намаз и застанет имама в определенном положении, то пусть повторяет то, что делает имам » (ат-Тирмизи).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) предостерегал своих сподвижников, чтобы они совершали намаз с точным выполнением всех его движений (та"дил-и аркан) и пребывали в благоговении: «Вы думаете, что моя кибла - это только то, что впереди? (Вы думаете, я больше ничего не вижу?) Клянусь Аллахом, не останется от меня скрытым ни ваш поясной поклон (руку"), ни ваше благоговение. Я вижу вас со спины. Совершайте поясной и земной поклоны должным образом !» (Бухари).

В хадисе от "Али ибн Шейбана говорится о том, что тот прибыл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в качестве делегата. Он сказал: «Мы помолились позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и краем глаза он заметил человека, который не выпрямлял спину в поясных и земных поклонах. Когда же он завершил намаз, то сказал: «0 мусульмане! Поистине, не совершил намаз тот, кто не выпрямил спину в поясных и земных поклонах ». А еще он увидел мужчину, молившегося позади ряда. Он дождался, когда тот завершил намаз, и сказал ему: «Повтори намаз, потому что не совершил намаз тот, кто молился один позади ряда » (Ахмад, Ибн Маджа).

Передают со слов Абу Бакра, что он подоспел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, когда тот находился в поясном поклоне, и поклонился прежде, чем встал в ряд. Когда он рассказал об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: «Пусть Аллах приумножит твое рвение! Но больше так не делай » (Ахмад, Бухари, Абу Давуд, ан-Насаи). Из хадиса следует, что если опоздавший на начало намаза успел совершить поясной поклон вместе с имамом, то данный рака"ат засчитываете, но в то же время нельзя сразу перейти на поясной поклон, прежде не став в ряд, не приняв намерение и не сказав «Аллаху Акбар ».

От Абу Хурейры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы пришли на намаз, когда мы совершаем земной поклон, то совершайте земной поклон вместе с нами, но не засчитывайте его. А тот, кто успел совершить поясной поклон, успел на намаз » (Абу Давудом).

Нежелательными движениями во время намаза являются:

Подбирать одежду руками, чтобы она не пачкалась о землю (разрешено коротким движением поправить прилипшую одежду), играть одеждой или какой-либо частью тела,

Намаз нарушится, если молящийся будет стоять на коллективном намазе ближе к Кибле, чем имам,

Непрочное соприкосновение семи органов с поверхностью молитвенного места при земном поклоне. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нам велено, чтобы мы делали земной поклон, опираясь на семь органов » (Бухари),

Стоять на коллективном намазе рядом с женщиной или за ней (это не нарушит намаз, но может привести к фитне и нарушению смиренности в намазе. Во времена Посланника (мир ему и благословение Аллаха) женщины совершали намаз вместе с мужчинами в задних рядах,

- «клевание» во время намаза и спешка в его совершении,

Без особых причин, стоя на намазе (Кыйам), опираться о стену,

При Кираате беспричинно "перепрыгивать" через аят,

Нежелательно во втором ракаате обязательного намаза читать на несколько аятов больше, чем в первом ракаате,

Заканчивать чтение Корана в намазе (Кираат), находясь в поясном поклоне (руку),

Стоя в намазе (Кыйам), без особой причины держать левую руку поверх правой,

Приняв намерение следовать за имамом, читать вместе с ним аяты Корана,

Щёлкать пальцами, скреплять их между собой, держать руки под плечевым сгибом (подмышками), на боках,

Убирать камешки с места суджуда (больше, чем один раз),

Зевать и потягиваться во время намаза, смотреть по сторонам (крутить головой), смотреть на потолок или на небо, смотреть на свои часы, смотреть на орнаменты и т.д,

Подправлять свою прическу и расчесывать бороду,

Без причины кашлять и стоять лениво. По возможности сдерживайте кашель. Кашель без надобности может нарушить намаз,

Без особой необходимости чесаться во время намаза (лучше перетерпеть раздражение шайтана), вытирать пот с лица,

Начинать намаз в стесненных обстоятельствах, когда мысли человека заняты чем-то насущным (к примеру: необходимостью отправления естественной надобности, или чувством голода, в то время, как пища уже готова и стол накрыт и т.п.),

Беспричинно закрывать глаза или закатывать глаза вверх,

Исполнять намаз с накинутой на плечи одеждой. Верхняя одежда (пиджак, халат, китель, плащ) не накидывается на плечи, чтобы во время намаза не отвлекаться на них, постоянно поправляя их. Если в них есть необходимость, то лучше их одеть как обычно,

Исполнять намаз в местах, не предназначенных для этого (на дорогах, на кладбищах, напротив могилы, в банях, на навозных кучах, а также в местах, где не получено разрешение владельца специально огороженной территории),

При совершений коллективного намаза оставаться в своём ряду, когда в переднем ряду есть свободное место,

Исполнять намаз в местах, где на передних и боковых стенах имеются изображения живых существ, перед зеркалом (чтобы не отвлекаться), не одевать одежду с рисунками,

Совершать намаз перед огнем или зажженной свечой, напротив человека, обращённого к вам лицом,

Не огражденном сутрой месте от посторонних, которые проходят перед вами, не ограждаться от нечистот,

Совершать намаз в старой, неприглядной одежде со следами наджаса, при наличии новой или более приличной,

Совершать намаз в мечети в одиночестве, когда тут же рядом другие опоздавшие совершают коллективный намаз,

Занимать себе или другим заранее место в мечети, расстилав коврик на землю,

В мечетях и других местах проведения коллективного намаза выделять для себя постоянное место и постоянно стараться сесть именно в это место,

Настоящим бичом в наше время являются сотовые телефоны, которые как назло всем, именно во время намаза звонят и отвлекают всех. Имамам надо неоднократно предупреждать перед началом намаза, чтобы верующие выключили свои сотки.

Бывают случай, когда во время коллективных намазов имам ошибается. Если молящиеся люди заметят ошибки имама, то они обязаны тактично донести об этом до имама:

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчины восславляют Аллаха, и женщины - хлопают » (Бухари, Муслим). Причем в версии последнего говорится: «Во время намаза мужчинам разрешается восславить Аллаха, а женщинам – похлопать двумя пальцами правой руки по кисти левой руки ». Из хадиса следует, что если человек во время намаза хочет указать имаму на совершенную им ошибку или обратить внимание другого человека на что-либо, то ему разрешается сказать: «СубханааЛлах ». Женщинам в этих случаях следует похлопать или постучать тыльной стороной кисти.

При исполнении намаза необходимо отрешится от мирских дел, и приложить все усилия для концентрации внимания только на намазе. Если вы совершаете намаз дома, то перед намазом убедитесь, что все не нужные электроприборы и плиты выключены, чтобы потом шайтан вам не напоминал о них во время намаза.

Намаз – это разговор с Аллахом. Человек в намазе наиболее близок к Аллаху. В таком случае проявлять неряшливость –очень неуважительно. Аллах Та‘аля сказал: «О сыны Адама! Берите свои украшения при каждом намазе » (7:31). Поэтому следите за чистотой своей одежды. Также не следует забывать, что мы живем в таком мире, где нас окружают не только мусульмане, но и представители других религиозных конфессий и атеисты всякого рода. Смотря на наш внешний вид, они будут судить о всех мусульманах.

Некоторые люди привыкли постоянно стоять в последних рядах во время коллективного намаза, если даже видят пустующие места в передних рядах. Как видно из следующего хадиса, надо всегда стараться вставать в передних рядах. Передают, что Абу Са"ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил у своих сподвижников склонность вставать в задние рады. Он сказал: «Идите вперед и молитесь, повторяя мои движения, и пусть стоящие позади вас молятся, повторяя ваши движения. Люди не перестанут отступать назад, пока Аллах не сделает их последними » (Муслим).

В конце этой главы хочу с сожалением отметить, что есть немало ученых, которые в своих книгах рекомендуют делать мусульманам лишние движения во время намаза, как почесать части своего тела, подправлять одежду и т.д., объясняя все это естественными движениями. Таким ученым хочу напомнить предостережения от самого Всевышнего Аллаха: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов » (23:1-2) и «И стойте перед Аллахом смиренно » (2:238). И само слово "Смиренность " означает – команду «Смирно!», богобоязненность, спокойствие, неподвижность, кротость, скромность. Постоянно помните, что Аллах видит и слышит вас, если даже вы Его не видите!

Рейтинг: / 0

Имя: kamilya
Текст вопроса: Assalamu aleykum. Propuskat" namaz iz-za raboty haram, esli net vozmojnosti sdelat" vo vremya raboty? v nemusul"manskoi strane jivem

Ответ:
По шариату у каждого намаза есть определенный промежуток времени, т.е. от и до. У утреннего намаза - начиная от утренней зари до восхода солнца, у дневного намаза - с момента, когда солнце сходит с зенита и до намаза асра, у асра время начиная от двух теней по мазхабу Абу ханифы(у некоторых намазов когда величина тени предмета равна длине самого предмета - до одной тени) до захода солнца. У Магриба(Ахшам) время от захода солнца до момента, когда исчезает на небосводе белое зарево(шафак), у последнего намаза аль-Иша время от того момента, когда заканчивается белое зарево до времени утреннего намаза. Мы это все перечисляли для того, что бы нашим читателям напомнить, что у каждого намаза есть свой промежуток. Слов нет, и это не оспоримо, что читать намаз в первое время, т.е. как только время заходит - это на много больше саваба, воздаяния. Но, если человек занят работой, дежурством то ему придется читать потом, но в указанный промежуток времени. Вполне такое наблюдаю, не только в России, но и в мусульманских странах. Например, если дежурный человек стоит у ворот мечети аль-Харам он во время намаза не может никак присоединиться к джамагату, т.к. стоит на посту, и эти люди читают намаз уже после джамагата.

Так же из данного вопроса, Камилла, если человек занят какой-либо работой, то он должен помнить, что у него есть промежуток, в которой он должен успеть прочитать. Если он даже не может сунну, хотя бы минимум аль-фард должен прочитать в любом случаи. Если вообще никак не может прочитать в указанный промежуток, ученые дают такую фетву - продолжать работать, по мере возможности читать намаз, но параллельно изыскивать пути смены работы, которая подходит под ваши условия, т.е., что бы там можно было читать намаз в нужные промежутки.

Продолжаем рассказ о совершении намаза для начинающих. В данной статье с дозволения Аллаха поговорим о том, как совершать намаз новичку, что нарушает намаз и ответим на распространенные вопросы по намазу

Каждый намаз состоит из определенного количества рака’атов – набора действий, включающих в себя чтение определенных сур Корана стоя, совершение одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (саджда).

Утренний намаз (фаджр ) состоит из двух ракаатов ,

обеденный (зухр ) – из четырех ,

послеполуденный (аср ) также из четырех ,

вечерний намаз магриб – из трех ,

и ночной намаз иша – из четырех.

Однако помимо обязательной части (фард), каждый намаз включает еще определенное количество желательных намазов (суннат), которые совершать не обязательно, однако, за их выполнение тоже обещана награда. Начинающим, разумеется, сначала следует приучить себя к регулярному выполнению обязательной части пяти намазов, но потом следует стараться совершать и суннат-намазы, помимо основных.

Также ученые ханафитского мазхаба считают обязательным (ваджиб ) совершение намаза витр , состоящего из трех ракаатов , который совершают после ночного намаза иша.

После того, как вы совершили омовение и закрыли аурат, встаньте на молитвенный коврик (если у вас его пока нет, для этой цели можно использовать чистое полотенце или простыню), обратившись в сторону кыблы, и выразите в сердце намерение (ният ) совершить намаз. Во время намерения нужно назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить (обязательный или желательный и его название — фаджр, зухр, аср).

Намерение произносят мысленно , примерно в следующих словах: «Намереваюсь совершить ради Аллаха фард (обязательную часть) сегодняшнего утреннего (например) намаза фаджр (или назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить).

Примечание: намерение на совершение намаза нужно произносить мысленно, но вступительный такбир, суры Корана и необходимые дуа произносят вслух (не обязательно громко, можно шепотом, но так, чтобы слышать самого себя, шевеля губами и языком).

1.После выражения намерения поднимаете руки ладонями наружу к плечам и произносите (вслух!) фразу «Аллаху Акбар!» (это т.н. вступительный такбир) (как показано на картинке). Во время поднятия рук следите, чтобы у вас не опустились рукава и не открылся аурат — это может испортить ваш намаз!

2. Затем складываете руки на груди (правую поверх левой) и читаете суру Аль-Фатиха

Сура «Фатиха» (Открывающая) (примерная транслитерация и перевод):

بسم الله الرحمن الرحيم

[Бисмилляхи р-рахмани р-рахим]

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

الحمد لله رب العالمين
[Аль-хамду лилляхираббиль-алямин]

Слава Аллаху, Владыке всех миров

الرحمن الرحيم
[ар-рахманир-рахим]

Милостивому, Милосердному

مالك يوم الدين
[малики йаумид-дин]

Властителю Судного Дня

إياك نعبد
[иййакя наъбуду]

Тебе одному поклоняемся

و إياك نستعين

[уа иййакя настаъыйин]

и к Тебе одному взываем о помощи

اهدنى الصراط المستقيم

[ихдинас-сыраталь-мустакыйим]

Наставь нас на путь праведный

صراط الذين أنعمت عليهم
[сыpaталлязина анъамта ъалейхим]

путь тех, кого Ты одарил Своими благами

غير المغضوب عليهم
[гайриль-магъдуби ъалейхим]

тех, кто не навлек на себя Твоей немилости

و لا الضآلين
[уа ляд-доооллин (Амин)]

и тех, кто не впал в заблуждение. (Аминь)

(как уже было сказано выше, можете на первый раз ограничиться произнесением фраз «Бисмиллях», Альхамдулиллях» «Ля иляха илляЛЛах»).

Во время произнесения сур взгляд обращен на предполагаемое место совершения земного поклона.

3. С произнесением слов «Аллаху Акбар» совершаете поясной поклон – руку’ . Женщины совершают поклон не так глубоко, как мужчины. Взгляд при этом обращен на пальцы ног; кисти рук лежат на коленях, не обхватывая их.

4. После совершения руку’ выпрямитесь опять в положение стоя.

5. Со словами «Аллаху Акбар» совершите земной поклон (саджда). Для его совершения сначала опускаются на колени, затем опираются на руки и потом касаются поверхности земли носом и лбом. Пальцы ног (хотя бы два пальца) должны упираться в землю, локти касаются пола и прижимают к телу, живот прижимают к бедрам.

6. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в сидячее положение на небольшой промежуток времени, который достаточен для произнесения фразы «Субханаллах». Затем опять произнесите «Аллаху Акбар» и совершите второй земной поклон.

Здесь кончается первый ракаат намаза .

7. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в вертикальное положение для совершения второго ракаата намаза и сложите руки на груди, как описано выше.

2-ой ракаат:

8. Сначала, как и в первом ракаате, прочитайте суру Аль-Фатиха (или произнесите слова зикра – поминания Аллаха). Обычно во втором ракаате также произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться только одной сурой Аль-Фатиха. Затем совершают руку’ и саджда, как описано выше.

9. После совершения двух земных поклонов сядьте на ноги (как показано на картинке), руки лежат на коленях, обе ноги сдвинуты в правую сторону. Садиться следует не на левую ногу, а на пол. В таком положении произносят дуа Аттахийят.

Примерная транслитерация и перевод:

التحيات لله و الصلوات و الطيبات
[Ат-тахиййяту лилляхи уас-саляуату уат-таййибат]

Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела.

السلام عليك أيها النبي و رحمة الله و بركاته
[Ас-саляму ъалейкя аййюхан-набиййю уа рахматуллахи уа баракятух]

Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения.

السلام علينا و على عباد الله الصالحين
[Ас-саляму ъалейна уа ъаля ъибадиллахис-салихин]

Мир нам и истинным слугам Аллаха.

أشهد أن لا إله إلا الله و أشهد أن محمدا عبده و رسوله
[Ашхаду алля иляха илляллах уа ашхаду анна мухаммадан ъабдуху уа расулюх]

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха
и свидетельствую, что Мухаммед - Его раб и Посланник.

Внимание! Во время произнесения слов «ля илляха» нужно поднять указательный палец правой руки, а во время произнесения слов «илля Ллах» опустить.

11. Если вы совершаете утренний намаз (фаджр) после произнесения дуа Ат-Тахийят произносится приветствие (таслим) окончания намаза. Со словами «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» поверните голову в сторону правого плеча, а затем – с этими же словами – в сторону левого.

Если вы совершаете намаз, состоящий из более, чем двух ракаатов , то после произнесения дуа Ат-Тахийят (не произнося приветствие окончания намаза!) нужно подняться в положение стоя и совершить еще один (если вы совершаете намаз магриб) или еще два ракаата (если вы совершаете намазы зухр, аср, иша). После совершения последнего (третьего или четвертого ракаата) опять садитесь и еще раз произносите дуа Ат-Тахийят, затем произносите приветствие «Ассаляму алейкум ва рахматуллах!», поворачивая голову сначала к правому плечу, затем к левому.

После совершения намаза вы можете обратиться к Аллаху со своими личными просьбами (на любом языке, необязательно на арабском).

Примечание:

В третьем и четвертом ракаатах обязательного намаза после чтения суры Фатиха читать вторую суру не нужно. Если же вы совершаете суннат-намаз, состоящий из четырех ракаатов, то вторую суру в третьем и четвертом ракаатах произносят.

Намаз витр

Как уже было сказано выше, ханафитские ученые считают обязательным совершение витр-намаза: намаза, совершаемого после ночного намаза иша и до наступления времени намаза фаджр. Намаз витр состоит из трех ракаатов. Перед его совершением намерение произносят примерно следующим образом: «Намереваюсь совершить ради Аллаха намаз витр» — не указывается, суннат это или фард намаз, поскольку среди ученых есть разногласие по этому вопросу. В третьем ракаате этого намаза после чтения суры Аль-Фатиха нужно прочитать короткую суру, затем произнеся «Аллаху Акбар», поднять руки так же, как и для вступительного такбира, затем сложить их на груди и произнести дуа Кунут:

Примерная транслитерация:

«Аллаахумма инна наста‘иинука ва настахдиика ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкаль-хайра кулляху, ва нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуду, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, ва нарджуу рахматакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик».

«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и перед Тобой совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников!»

Если человек еще не выучил дуа Кунут, можно произнести такое дуа:

«Раббана атина фид-дунья хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар».

«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».

Какие действия нарушают намаз

1. Во время молитвы нельзя разговаривать, смеяться – более того, громкий смех (что его могут слышать стоящие рядом люди) – нарушает не только намаз, но и омовение. Однако улыбка (без звука) намаз не нарушает.

2. Нельзя издавать какие-то звуки или вздыхать. Чихание или кашель намаз не нарушают.

3. Нельзя плакать по мирским причинам (допускается плач из страха перед Аллахом).

4. Нельзя совершать множественные мелкие действия без нужды (поправлять одежду, чесаться). Мелкие действия, сделанные по уважительной причине, прощаются, однако надо следить за тем, чтобы свести их количество к минимуму.

Лишние действия определяются, согласно самому сильному мнению, как действия, которые, будучи увиденными на расстоянии наблюдателем, который не знает, что вы молитесь, полностью убедили бы его в том, что вы НЕ молитесь. Если у вас есть сомнение, то это не лишнее действие – и намаз оно не нарушает. Обычно три непрерывных больших действия считаются лишними (основано на «Радд аль-Мухтар» Ибн Абидина).

5. Мужчине и женщине нельзя совершать намаз, стоя в одном ряду (должно быть какое-то расстояние или преграда).

Часто задаваемые вопросы о намазе:

Можно ли совершать намаз по бумажке или книге? Начинающие часто совершают намаз, подглядывая в книгу или бумажку с подсказкой. Этого нужно избегать, поскольку в таком случае получится, что вы совершает множество лишних действий, которые делают ваш намаз недействительным.

Можно ли молиться во время хайда или нифаса? – Нет, женщина не совершает намаз во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас) . Если она все-таки делает намаз в это время, она впадает в грех. Для действительности поклонения очень важно научиться правильно определять начало и окончание хайда – поскольку, если вы начнете молиться раньше, чем у вас окончились месячные, такие намазы не будут действительны, и наоборот, если вы не будете молиться, когда у вас месячные уже окончились, получится, что вы пропустите намазы без уважительной причины. И в том, и в другом случае вам придется позже восполнять пропущенные намазы. О хайде можно почитать вот Пропущенные в это время (хайда и нифаса) намазы восполнять не нужно.

Нужно ли восполнять пропущенные намазы? — Пропущенные намазы – по любой причине (кроме тех, что были пропущены по причине месячных и послеродовых кровотечений) – нужно обязательно восполнить! Так что если вы проспали утренний намаз или не смогли помолиться на работе или учебе, обязательно нужно восполнить эти намазы впоследствии.

Если человек начал молиться не с наступлением совершеннолетия (в частности, женщина – не с того момента, когда у нее начались месячные), а в более зрелом возрасте, нужно ли восполнять эти намазы? – Да, такие намазы следует обязательно восполнить.

Как молиться на работе или учебе? – Часто люди говорят, что у них не получается помолиться на работе или в учебном заведении. Эти причины не считаются уважительными – вам стоит приложить максимум усилий, чтобы найти время и место для намаза.

Как быть, если родители не разрешают мне совершать намаз? – Если в отношении вас не употребляется прямое насилие (к примеру, вас не угрожают убить или серьезно покалечить – и вы должны быть уверены, что угрозу действительно исполнят!), а это маловероятно в случае с близкими людьми, вам следует начать молиться, несмотря на их недовольство. Ваши родные не весь день бывают дома, они не следят за каждым вашим шагом – так что выберите время, когда на вас не обращают внимания, найдите уединенное место в доме и помолитесь. Будьте терпеливы и тверды в своем решении – иншаАллах, со временем ваши родные смирятся с вашим выбором и даже будут уважать вас за твердость характера.

Можно ли женщинам читать намаз отдельным женским джамаатом (не за имамом-мужчиной, а выбрать какую-то знающую сестру и совершать намаз за ней). Ученые-ханафиты считают такое действие макрухом тахрими (близким к запретному), так что от этого нужно воздержаться (хотя ученые шафиитского мазхаба подобное дозволяют).

Женщины иногда спрашивают: можно ли молиться с ребенком на руках или что делать, если во время молитвы ребенок забирается на спину или на на руки матери (или касается ее): В данной статье можно прочитать подробное разъяснение этого вопроса «Молитва с ребенком на руках»
Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр

Вопрос:

Могу ли я начать совершать зухр-намаз, когда до наступления намаза аср осталось пять минут?

Ответ:

Одним из обязательных условий всех пяти является совершение намаза именно в тот отрезок времени, который отведён на его совершение. Например, человек не может совершить обеденный (зухр) намаз до тех пор, пока не наступит период, который отведён для его совершения. Следовательно, время совершения того или иного фарз-намаза начинается с момента наступления этого отрезка времени и заканчивается с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Отрезок времени, отведённый на совершение утреннего намаза, начинается с истинного рассвета, то есть сразу после времени ночного намаза, но заканчивается не с наступлением времени следующего намаза, то есть обеденного, а с восходом солнца.

Исходя из этого, в любой момент этого отрезка времени человек может совершить тот или иной фарз-намаз, относящийся именно к этому отрезку времени. А если человек не успеет совершить намаз вовремя, то он в любом случае должен возместить его. А в какое именно время он должен возместить , зависит от причины, по которой он не успел совершить его вовремя.

В любом случае каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам и стараться совершать их сразу же, как наступает их время – в начале отрезка времени, отведённого для них. Нельзя откладывать намаз без уважительной причины до тех пор, пока не останется времени, достаточного завершить весь намаз. Но не будет греха в том, чтобы начать намаз в тот момент, когда до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое он может завершить свой намаз, но удлинённый намаз уже не уложится в этот отрезок.

В книге «Аль-Маджмуʻ Шарх Аль-Мухаззаб » об этом пишется следующее:

«Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведенного на его совершение, если остается время, достаточное для завершения всего намаза до окончания отрезка времени. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя ».

То есть если всё-таки вышло так, что у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, должен как можно скорее начать совершать намаз. Если человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ

«Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя ». (Бухари 579, Муслим 608)

Однако всё вышесказанное не означает, что можно откладывать намаз на самый последний момент. Ни в коем случае нельзя этого делать. Речь идёт об исключительных случаях, когда человек по веским причинам не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого на его совершение. Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам, стараясь совершать их сразу же, как наступает время, отведённое для него.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии » (сура «Хадж», аят 78). То есть Аллах не предписал среди норм религии ничего, что приводит к изнурению и затруднению и ставит человека в затруднительную ситуацию. И где бы мусульманин ни оказался в затруднительной ситуации, Аллах облегчает ему положения религии, так что Его предписания всегда остаются приемлемыми и переносимыми.

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1) уменьшение числа совершаемых в намазе ракатов, которое называется «сокращение»;

2) совмещение двух намазов при совершении, посредством которого путник получает больше свободного времени, которое называется «объединение между двумя намазами».

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Аллах говорит (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов » (сура «Женщины», аят 101). Пользоваться облегчениями путешествия является дозволенным, независимо от наличия или отсутствия в пути трудностей.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

2. Путник должен выехать за пределы зданий города. Если человек просто намерился отправиться в путь, но не выехал из города, ему нельзя сокращать и объединять намазы, поскольку такой человек ещё не является путником.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) объединял обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, если находился в пути. Также он объединял вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы » (Аль-Бухари).

Также передаётся, что Пророк (ﷺ) объединял намазы в пути, когда он вышел в поход на Табук: он объединил обеденный и послеобеденный намазы, а также вечерний и ночной. Саид бин Джубейр сказал: «Я спросил Ибн Аббаса: “Что подвигло его на это?” Он ответил: “Он хотел не создавать затруднений для своей уммы” ».

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Передаётся, что «Пророк (ﷺ) шёл в поход на Табук, и, когда он выдвигался до того, как солнце поднимется к зениту, он откладывал обеденный намаз, чтобы объединить его с послеобеденным и совершить их вместе. Если же он выдвигался после того, как солнце отклонилось от зенита, то сначала совершал обеденный и послеобеденный намаз вместе, после чего выходил в путь. Также, если он выдвигался до захода солнца, то откладывал вечерний намаз, чтобы совершить его вместе с ночным, если же он выдвигался после захода солнца, то переносил ночной намаз и совершал его с вечерним».

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

Аль-Бухари передал от Ибн Умара, что он сказал: «Я видел, что, когда Пророк (ﷺ) торопился, находясь в пути, он откладывал обязательный вечерний намаз и совершал его в три раката, после чего отдавал приветствие. Затем он почти без задержки приступал к ночному намазу и совершал его в два раката, после чего отдавал приветствие ».

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

Аль-Бухари передал следующее сообщение, связав его с главой о расстоянии сафара, при котором сокращается намаз: «Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сокращали намаз и не держали пост (в месяц Рамадан), когда выезжали на расстояние четырёх бурдов». Четыре бурда равны шестнадцати фарсахам, что приблизительно равняется 81 километру. Как сказали исламские правоведы, подобные действия совершаются только по причине знания, полученного от Пророка.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).

Статья подготовлена на основе материалов книги «Аль-фикху ль-манхаджи аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии».