Классный час «И дети тоже победили в той войне! Классный час Дети войны классный час (3 класс) на тему Стихотворение «Мальчишка – партизан».

МБОУ «Майкорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Классный час по теме «Дети войны»

(3 класс)

Учитель: Шатрова Ольга Сергеевна

«Дети войны»

Цель: Воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества; уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.

Задачи:

· Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

· Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

· Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;

· воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники внеклассного мероприятия: обучающиеся 3-4 классов коррекционной школы VIII вида.

Общие методические указания: проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее дается задание отдельной группе учащихся: заучивание стихотворений наизусть, разучивание песни.

Место проведения: класс.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Материалы:

фонограммы «От Советского ИнформБюро», отрывок мультфильма «Воспоминание», фонограмма «Пусть всегда будет солнце», презентация «Дети войны», аудиозапись дневника Т.Савичевой

Ход занятия:
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро» (слайд №2)

Девочка.

Что случилось, скажи, мне ветер

Что за боль у тебя в глазах

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах

Мальчик.

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война

Учитель:

Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Сразу взрослели дети, на их плечи легла непосильная ноша.

Ответьте, что такое в вашем понимании «война»

(дети отвечают, затем читают по листочкам слова и прикрепляют на доску)

Война- это смерть, боль, слёзы матерей, унижение, голод, разруха. Всё это наравне со взрослыми пережили и дети.

Сегодня наш классный час я хотела бы посвятить детям, пережившим страшное военное время, детям войны.
(Фоном звучит спокойная музыка, учитель продолжает свой рассказ.)
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли - ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

- Вдумайтесь в эти цифры:
- Каждый день теряли9168детей,
- Каждый час -382ребенка,
- Каждую минуту -6детей,
- Каждые 10 секунд -погибал 1ребенок (слайд №3)

А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик:
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны...Как же выжили вы?
Дети войны...Устоять как смогли?

- Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки, бесстрашные герои…?
- Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
- В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!

Дети на войне

Вместе со взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.

Давайте попробуем поставить себя на их место. Хватило бы у нас силы духа и мужества испытать то, что вынесли они.

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза. Вот лишь несколько имён Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков. Все они сражались с врагом плечом к плечу со взрослыми, и погибли, освобождая родную землю от захватчиков.
(На экране портреты пионеров героев дети выступают с докладами)
- Леня Голиков!
Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных мостов. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
- Зина Портнова!

Она расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки

- Марат Казей !

Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".В мае 1944г погиб в бою с фашистами в Белоруссии. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

В каждом селе, в каждом городе есть «Дети войны» (дети показывают сценку)

У костра ребята. Они одеты в одежду того времени, ведут разговор.

Ученик 1. Что теперь будем делать? Как жить?

Ученик 2. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил - пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

Ученик 3. Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!

Ученик 2. Так уж сразу и полка!

Ученик 3. Ну, может быть, и не полка, но многих врагов уничтожу.

Ученик 4. А я буду сержантом, как мой отец.

Ученик 2 . А на каком он фронте?

Ученик 4. Погиб под Смоленском.

О труде школьников

- С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. (слайд №)

Об испытаниях в концлагерях

- На оккупированной территории фашисты создавали концлагеря, в которых гибли тысячи стариков, женщин и детей.

18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети. Вот, что о лагерной жизни вспоминал один из выживших:

« Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб - это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами»

Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения. Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты. Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров. (слайд №)

Дети в оккупации

Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей.

(просмотр отрывка из мультфильма «Воспоминание»)

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
- Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
- Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

О блокаде Ленинграда

Как вы понимаете слово «блокада»?

Блокада - это окружение города со всех сторон (термин на доске)

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы и многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

Блокада и дети. Это самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу - ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой - смерть. (слайд № прослушивание аудиозаписи дневника Тани Савичевой)

О Дне Победы.

И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Это случилось 9 мая 1945 года. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней…

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье -

Ты послушай святую минуту молчанья.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания) (слайд с метрономом)

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы

На челках детских седые волосы…

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны - боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания!

Итог

- До войны это были обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные и друзья. Пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Да будет светлой жизнь детей!
Как светлый мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей -
Земле достаточно убитых!
- Прошла война, прошла страда.

Пусть память верную о ней,
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!
- Возле Санкт- Петербурга (бывшего Ленинграда) стоит памятник «Цветок жизни», в память о детях блокадного города, перенёсших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано «Пусть всегда будет солнце»

(дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»)

Цели и задачи классного часа:

познакомить учащихся с тяготами Великой Отечественной войны, выпавших на долю детей той поры;

показать какую роль сыграли дети военной поры в приближении Победы в тылу и на фронте;

через воспоминания детей войны показать истинное “лицо” фашизма;

воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: презентация , фотографии военных лет.

Дети войны

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбежек в глазах
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Во время II мировой войны погибло 13 млн. детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько французских? Погибли дети – граждане мира.

Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

Что помнят они? Что могут рассказать?

Наш классный час посвящен детям Великой Отечественной войны. Сегодня мы услышим воспоминания детей о войне, узнаем, как они жили, о чем думали и мечтали. Многие из них тогда были вашими сверстниками, кто-то помладше или постарше.

  1. Дети на оккупированной территории.
  2. Дети в концлагерях.
  3. Дети блокадного Ленинграда.
  4. Дети – Герои Советского Союза.
  5. Дети тыла.

Дети на оккупированной территории

Из книги Светланы Алексиевич “У войны не женское лицо”.

Галя Давыдова - 11 лет.

“…Видела много фашистских солдат, но, ни одного не помню. Мне казалось, что все они на одно лицо. И единственное, что я запомнила, - это страх. И еще - голод…”.

Юра Карпович - 8 лет.

“… Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черной. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист”.

Леонид Сиваков – 6 лет.

“…Заходили в хату со списком и по списку стреляли. Читают: мать, дед… Дети такие-то, по стольку лет… Посмотрят по списку, если одного нет, начинают искать… Когда всех найдут, тогда стреляют…

У нас в хате собралось шесть человек: бабушка, мама, старшая сестра, я и два младших братика. Шесть человек… Увидели в окно, как они пошли к соседям, побежали в сени с братиком самым маленьким, закрылись на крючок. Сели на сундук и сидим возле мамы. Крючок слабенький, немец сразу оторвал. Через порог переступил и дал очередь. Мы все упали, я завалился за сундук…

Первый раз пришел в сознание, когда услышал, что на меня что-то капает…

Капает и капает, как вода. Поднял голову: мамина кровь капает, мама лежит убитая.

Слышу: заходят двое. Пересчитывают: сколько убитых. Один говорит: “Тут одного не хватает. Надо искать”. Стали они искать, нагнулись под кровать, а там мама приховала мешок жита, а я за ним лежу. Вытянули они мешок, и пошли довольные.

Второй раз пришел в себя, когда загорелся наша хата. Как-то я выполз в огород, потом к соседу в сад. И только тут почувствовал, что у меня ранена нога и перебита рука.

Третий раз пришел в сознание, когда услышал, как кричала женщина.

Крик висел в воздухе.

Встать я не мог, подполз к яме и перегнулся вниз… Полная яма людей.

Лежал так до субботы, то есть сознание, то нет. В пятницу нас расстреляли, а в субботу приехали из другой деревни дедушка и мамина сестра. Они нашли меня в яме, положили в тачку. Тачка подскакивает, мне больно, я хочу кричать, а у меня нету голоса. Я мог только плакать… Долго не разговаривал… Очень долго… Десять лет…

А там, где был наш дом, дедушка собрал в корзинку косточки… Полной корзинки даже не было…

С.Я.Маршак

Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребенок –
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломок печки и трубы –
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес.
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.

Дети в концлагере

Всех тех, кого фашисты не расстреляли, не сожгли заживо, они угоняли в концлагеря, разбросанные на всей оккупированной ими территории, в самой Германии.

Бухенвальд, Освенцим, Дахау, Майданек … об этих концлагерях слышали все. В них были не только военнопленные, но и старики, женщины, дети.

Саша Суетин – 3 года.

“ Помню отдельными картинками… Маму в белом халате… Отец – офицер, мама работала в госпитале. Это потом уже старший брат рассказал. А я помню только мамин халат… Даже лица не помню…

Вторая картинка.

Мама не пришла.

Мы оказываемся в каком-то длинном то ли доме, то ли сарае, на нарах. Все время хочется есть, я сосу пуговицы на рубашке, они похожи на леденцы, которые привозил из командировок отец. Я жду маму.

Третья картинка.

Какой-то мужчина запихивает нас с братом в угол нар, накрывает одеялом, забрасывает тряпками. Начинаю плакать, он гладит меня по голове. Тот же брат мне потом рассказывал, что мы оказались в концлагере, там брали у детей кровь. Взрослые нас прятали.

Но однажды мне надоедает долго сидеть под одеялом. Начинаю тихо, а потом громко плакать. Кто-то сбрасывает с меня и брата тряпки, стягивает одеяло. Открываю глаза, возле нас стоит женщина в белом халате:

Мама! – качусь я к ней.

Она гладит меня сначала по голове, потом по руке. Затем берет что-то из металлической коробочки. Но я не обращаю на это внимания, я вижу только белый халат и белую шапочку.

Вдруг! – острая боль в руке. У меня под кожей иголка. Не успеваю накричаться, как теряю сознание. Прихожу в себя – надо мной сидит тот самый мужчина, который нас прятал. Рядом лежит брат.

Не пугайся, - говорит мужчина. – он не мертвый, он спит. У вас взяли кровь.

Это была не мама?

Она пришла в белом халате, как мама…- и я закрываю глаза.

И дальше ничего не помню: кто и как нас спас в лагере, как оказались мы с братом в детском доме, как узнали, что родители погибли… Что-то случилось с моей памятью. Пошел в первый класс. Дети два-три раза прочтут стихотворение – и запомнили. А я десять раз прочту и не запоминаю. Но запомнил, что двойки мне учителя почему-то не ставили. Другим ставили, а мне нет…

Фашисты использовали детей как доноров, выкачивая из них до последней капли кровь для своих раненных солдат, как материал для страшных медицинских опытов – опытов после которых никто не выживал.

Наум Коржавин

Дети в Освенциме

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины…
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.

За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.

Они представить не могли
Того что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны.
И дети стали образцовы.
Но их все били.
Так же.
Снова.

И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин “идеи” были.
Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но, жизнь бывает мне постыла,
Как только вспоминаю: это – было!
Мужчины мучили детей!

Дети блокадного Ленинграда

Тяжело приходилось и детям блокадного Ленинграда. Постоянные бомбежки, обстрелы, страшный холод в домах и голод – вот, что запомнили те, кому удалось выжить.

"Работала я в войну в семье одна. Получала по 250 граммов хлеба. Мама и старшая сестра со своей маленькой дочерью лишь по 125 граммов. Я худела, мама худела, племянница худела, а сестра пухла. Я в 17 лет весила немногим более 30 кг. Утром встанем, я каждому отрежу по полосочке хлеба, припасу по маленькому кусочку на обед, остальное - в комод. Вечером кастрюлю воды на буржуйке согреем, я в нее - три крупинки пшена, три тоненькие палочки вермишели, три макаронинки. Такой суп и ели, считай, одну воду. Бывало, приду с работы - все домашние плачут, ругают меня. Мол, хлеб и крупа лежат, а ты не даешь. Но я-то понимала: сегодня можно все съесть, а завтра? Зато у меня все выжили.

Анна Николаевна Малина (урожденная Егорова)

"...Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея... В городе исчезли все кошки и собаки... Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их "кисками". Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба. Моя мама в войну работала водителем грузовика; собирала и привозила с полей траву-лебеду, крапиву, и мы варили похлебку. Это были так необходимые всем витамины. С тех пор я берегу каждую крошку, я не знаю, что такое выбросить хлеб. В блокадном Ленинграде издавались разные полезные книги, одну я берегу до сих пор. У нее коричневый шрифт на желтой бумаге и рисунки - как растить овощи в голодное время. Из картошки вырезали глазки, проращивали их, и затем уже из них растили картофель.

Валентина Кузьминична Грабовская (урожденная Константинова)

Дневник Тани Савичевой

Владимир Панфилов

Савичевы умерли. Умерли все"

Не спорьте, я прошу вас… – Бога ради!
Так страшно – каждый звук своей душой чеканя –
Никто нам не поведал о блокаде,
Как девочка, чьё имя - Савичева Таня…

Великий город взят в кольцо врагами -
Не разорвать стальные путы окруженья…
Зима и голод… И, тайком от мамы,
Она запишет в декабре: “Не стало Жени…”.

День дня страшней – бомбёжки, артобстрелы…
И слёзы детские, что не бывает горше…
Родные лишь каким-то чудом целы…
Январь… Выводит Таня: “Бабушки нет больше…”.

Весна ещё не отогрела город,
И дотянуть живым немыслимо до лета…
Всё злей, невыносимей жуткий голод…
Вновь в марте запись Тани: “Утром умер Лека…”.

Озноб пронзает, как ни утепляйся…

Жизнь держится в телах иссохших еле-еле…

Рукою слабой: “Умер дядя Вася… -

Запишет Таня, - Ночью, в два...” - в сыром апреле…

Кошмарные короче стали ночи…
Мартиролог - ещё одной строкою больше…
Вновь в дневнике неровный детский почерк…
Май. Запись: “Днём сегодня умер дядя Лёша…”.

Нам не дано постичь весь ужас драмы –
Где брались силы сердцем детским, чтобы биться? –
Через три дня не стало её мамы…
Скупая запись: “Мама умерла в семь тридцать”…

От записи последней стынут руки,
Читаешь строки - и сбивается дыханье…
Кровь вязнет в жилах от сердечной муки…
Из дневника… - “Все умерли… Осталась одна Таня…”.

…Ей жить да жить бы, и учиться в школе,
Но слишком тяжким было горем испытанье –
Ушла из жизни от безумной боли,
Нам завещая помнить, Савичева Таня…

31.12.2013

Видя бесчинства фашистов, ряды Красной армии пополнялись день ото дня, на оккупированной территории создавались и действовали подпольные организации, партизанские отряды. В рядах защитников родной земли были и дети. Кто-то убегал из дома на фронт, кто-то случайно становился “сыном полка”, партизаном в лесу.

Мы хотим рассказать вам о Героях-пионерах Советского Союза.

Зина Портнова

Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов. В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя Витебской области. После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской молодежной подпольной организации “Юные мстители”. Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К.Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 года расстреляна в тюрьме города Полоцка.

Леня Голиков

Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области. Во время войны, когда его деревню захватили немцы, ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Всего он участвовал в 27 боевых операциях, им было уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Он погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Псковской области. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Марат Казей

Родился 10 октября 1929 года в деревне Станьково (Беларусь). Когда фашисты ворвались в деревню, Марат должен был идти только в пятый класс. За связь с партизанами его мать, Анна Казей, была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою 11 мая 1944 года. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врага поближе и взорвал их и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В честь юного героя в городе Минске был поставлен памятник.

Валя Котик

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка (Украина) в крестьянской семье. К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И.А. Музалева, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, благодаря чему связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. 16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Дети тыла

Почти все взрослое мужское население было на фронте, в тылу за станками стояли женщины и подростки, выпуская военную технику, боеприпасы. Они же растили хлеб, обрабатывали поля, пасли скот. Вся тяжелая работа лежала на их плечах.

Олег Болдырев – 8 лет.

“Рвался на фронт, а меня не хотели даже на завод брать, что маленький. “Тебе до десяти еще полгода расти”,- всплескивала руками мать. Хмурился и отец: завод – не детский сад, работать надо, как все, по двенадцать часов. Да как работать!

Завод выпускал мины, снаряды, авиабомбы. Отлитые из металла заготовки шлифовались вручную – из шланга, под высоким давлением вырывалась струя песка, раскаленного до ста пятидесяти градусов, отскакивая от металла, песок обжигал легкие, бил в лицо, в глаза… Редко кто выдерживал больше недели.

Но в сорок третьем году, когда мне исполнилось десять лет, отец привел меня в свой, третий, цех. На участок, где сваривали взрыватели для бомб”.

Люба Филимонова – 11 лет.

“Колхоз – это были мы и наши матери. Мужчин в колхозе не было, мужчины на фронте.

Матери пахали, а мы боронили. И до сева и после сева. И сено возим и зерно. Когда со взрослыми, когда и сами. Для нас, детей, даже мешки специальные сшили – килограммов на тридцать – сорок зерна. Чтоб мы могли с телеги взять такой мешок и понести. Несешь, а тебя из стороны в сторону качает. Не раз мешок перетянет, и летишь вместе с ним. А все равно весь урожай переносим…”.

С. Михалков

“Я вам хочу рассказать про Смирнова”

…Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где восемь и десять часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.
В большой не по росту, казённой тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человек и мне улыбался.
- Как звать? – я спросил.
- По работе кто знает, -
Ответил малыш, - Кузьмичом называет.
- А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.
- Четырнадцать минуло двадцать восьмого.
Гудели динамо-жуки заводные,
Шуршали, как змеи, ремни приводные.
И масло машинное ниточкой тонкой
Тянулось без устали над шестерёнкой.
И падали на пол, цепляясь друг к дружке,
Витые стальные, блестящие стружки.
И нужные танку стальные детали
Со звоном одна за другой вылетали.
И вот, наконец, мы дошли до плаката:
“Берите пример со Смирнова, ребята!
В тылу не расходится дело со словом,
На фронте танкисты гордятся Смирновым!”
А сам мужичок с ноготок знаменитый
По шумному цеху шагал деловито.
И кто мог подумать, что в эту минуту
Его вспоминают в сражении лютом!

В нашем городе Зеленодольске в 2014 году рядом с лицеем № 1 установлен памятник “Детям войны”. Он символизирует память о зеленодольцах, трудившимся и помогавшим фронту, несмотря на свой юный возраст.

9 мая 2015 наша страна будет отмечать 70-летнюю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая унесла жизни более 50 млн. людей, 13 млн. из них – дети.

Но и сейчас на Земле рвутся бомбы, свистят пули, рассыпается от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется уже большей войны, вселенской Хиросимы. В атомном огне, которой дети испарились бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его в тревожном 21 веке? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее.

Как сохранить планету людей, на которой девочки должны утром спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетенными косичками? "Я родом из детства" – говорил о себе Антуан де Сент-Экзюпери. Так рожден вспоминать о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.

Использованная литература

1. Светлана Алексиевич “У войны не женское лицо”.

2. Ресурсы интернета.

Цель: Показать героизм детей в годы ВОВ.

Задачи:

    Приблизить историю грозных лет войны.

    Установить связь с прошлым, примеры, которого воспитывают чувство гражданского долга и ответственности.

    Способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников.

    Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

Место проведения: Кабинет, музыкальный кабинет, актовый зал.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход мероприятия: Вступительное слово учителя:

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как, правда, нам нужна.
Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна.

Цена этих испытаний исчисляется миллионами человеческих жизней.
В этом году мы отмечаем один из самых главных праздников в истории нашей страны, годовщину –
70 лет со Дня Победы . Просмотр видео «Самый лучший ролик о ВОВ. 6мин.

Мало их осталось, ветеранов Великой Отечественной… С каждым годом их будет все меньше и меньше. Как же не забыть эту страшную страницу истории? Остались те, кто в годы Великой Отечественной войны были детьми. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная взрослым взглядом.
Мальчишки и девчонки сороковых… Они испытали ужасы варварской бомбардировки, голод и холод, беду и лишения. У них у всех одно прошлое, одна судьба – их горькое военное детство: страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло…

Чтение стихотворения учеником: Н. Трегубов. «Нам детство трудное досталось»

Нам детство трудное досталось

Среди осколков ржавых, кирпичей,

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

Патроны, мины и гранаты-

Богатый выбор.

Смерть - вольна.

Немало сверстников взяла ты,

Оставленным оружием, война.

Потери эти не вносились в списки

Солдат, погибших на войне,

Не ставились над ними обелиски,

не потому ли больно мне вдвойне?

Ученик читает стихи: Лев Киселёв. «Мы быстро подрастали.
Мы быстро подрастали, как грибы,
Но только под свинцовыми дождями.
Усталые отцовские ряды
Все чаще пополнялись сыновьями.
Война шла очень долго, без конца-
Три года с гаком, по народным меркам,
И за станком ушедшего отца
Стояли мы, подростки-недомерки.
Нам не хватило, может быть, трех дней,
Чтоб быть в строю ударных батальонов,
Чтоб заменить оплаканных парней,
Ушедших в бой с подножек эшелонов.

Сегодня мы поговорим с вами о ГЕРОИЗМЕ ДЕТЕЙ В ВОВ, о подвигах на полях сражений, в тылу врага, в нашем тылу, когда дети наравне с взрослыми стояли у станков, работали в поле, шили обмундирование, тёплые вещи, рыли окопы, оставались за старших, выживали в концлагерях, просто жили в нечеловеческих условиях и сохранили страшные воспоминания, чтобы люди помнили и никогда не повторилась война.

ПЛАН РАССКАЗА И БЕСЕДЫ С РЕБЯТАМИ (План отражён в презентации):

    Дети в тылу. Вместо отцов.

    Пионеры - ГЕРОИ. ( Ученики рассказывают о пионерах героев ). Из книги С. Алексеевич Воспоминания «В отряд меня несли на руках. Володя Ампилогов 10 лет.

    Дети блокады. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Собака – миленькая прости. Галина Фирсова 10 лет.

    Дети в тылу врага. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «А смотрел ли на это Бог? И что он думал…» Юра Карпович 8 лет. «Собрал в корзинку…» Леонид Сиваков 6 лет.

    Дети в концлагерях. Из книги С. Алексеевич Воспоминания «Она открыла окно и отдала листочки ветру». Зоя Мажарова 12 лет.

    Книги о войне.

    Презентация книги С. Алексеевич « Последние свидетели».

    Анализ услышанного материала. Беседа по вопросам

В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев.

Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья.

Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью .

Слово учителя: Дети блокады.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла…

Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

Сегодня я хочу познакомить вас с произведением С. Алексеевич «Последние свидетели» . (для знакомства с рассказами предлагаю зачитывать кратко воспоминания в ходе классного часа (по плану), в которых остро отражена вся идея книги).

Последние свидетели" - это подвиг детской памяти.

Впервые эта небольшая книга была напечатана в 1980-е годы и произвела очень сильное впечатление. Белорусская писательница Светлана Алексиевич собрала воспоминания множества людей, жителей сел и городов, которым в начале войны было от трёх до 12 лет. 100 из них вошло в книгу. В ней нет как такового сюжета, а главные герои - не вымышленные, а реальные люди, поэтому их свидетельства об эпохе так искренни и правдивы: каждый вспоминает то, что невозможно забыть.

Эти свидетельства - лучший учебник истории.

Здесь вы найдёте жестокие, леденящие душу воспоминания о том, как малышей расстреливали и жгли, как у них забирали кровь для раненых немецких солдат, как пытали наравне с взрослыми, как морили голодом и разлучали с родными... Да, это непростое чтение, но если не выслушивать "последних свидетелей", история может повториться вновь. Именно поэтому читать Светлану Алексеевич обязательно надо.

100 недетских историй – говорится в аннотации этой книги. Сама Светлана Алексиевич отмечала, что жанр произведения – голоса. Общаясь с людьми, бывшими во время войны детьми, она собирала материал для книги таким, какой он был, сохраняя стиль повествования первоисточника. Война предстаёт перед нами совсем в неожиданном виде. Она ещё ужаснее и ещё более кошмарна, когда видишь её глазами детей. Читаешь простые, знакомые слова и …плачешь. Дети войны, дети, лишённые детства, видевшие лик смерти так близко, повидавшие все ужасы войны наравне и даже больше, чем взрослые…

Умейте радоваться жизни . Как скоротечна человеческая жизнь, как мимолётна и оттого особенно ценна…

Какие мы, современные люди, счастливые и …глупые: огорчаемся из-за сокращения отпуска (или каникул), из-за испорченного дождём денька, что сапоги новые не купили. А они, те дети, дети войны – они и этого не видели! Просто не имели возможности. Их жизнь оборвалась, не успев начаться. Их детство потеряно в военной хронике, в перемётной суме разведчика вырезанной фашистами части. Их любовь, радость, счастье – оно на кончике дымящейся папиросы начальника концлагеря для советских детей… Маленькие дети, юные девушки и парни – их мучили, над ними издевались…
Жизнь так хрупка… И это бесценное они принесли в жертву во имя нашей жизни. Свободной и счастливой.
Нам никогда не понять ужасов войны. А их никогда не вернуть. Не сделать прежними…
Что мы можем сделать? Что мы можем им ответить?
«Тебе жизнь свою подарили. Вот и живи вместо…»
Живи и – не допусти новой войны!

Анализ услышанного материала. Беседа по вопросам.
Мы перевернули последнюю страницу нашего классного часа, заглянув в трудное военное лихолетье. Безвинных страдальцев тех горьких лет война лишила детства, заставив слишком рано познать страх смерти, боль тяжелых утрат и лишения.
-
Скажите, пожалуйста, какие воспоминания на вас произвели наиболее сильные впечатления? (Ученики высказываются).
- О чем помогает задуматься наш классный час?
-
Не кажется ли жестокостью по отношению к вам, детям, то, что сегодня затрагивали очень страшные факты, смотрели фотографии.

- Нужна ли нам эта правда ? А нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: " Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла".
- Нужно ли писать о войне?
-
Почему книга С. Алексеевич так называется «Последние свидетели»?
- А какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали? Чем они вам запомнились?
Слово учителя. Далеко в прошлом, к счастью, остались те страшные дни, но мы всегда будем помнить о том подвиге, который совершили наши прадеды во имя жизни на земле. А сегодня мы увидели Великую Отечественную войну ещё с одной стороны, наверное, с самой страшной, бесчеловечной – глазами детей, для которых «стала детским садом война».
Пройдут годы. Новые поколения мальчишек и девчонок будут встречать рассветы, любоваться зеленью деревьев, радоваться жизни, ждать красивых праздников, дарить людям счастье…
Подведение итогов урока.

Всё меньше людей остаётся, которые пережили войну. Наш долг – хранить память о них, перенимать их опыт. О книге С. Алексиевич можно сказать словами писателя В. Астафьева:

« Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую правду, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней ». Нынче место не злобе, не фразам, Ради счастья и жизни на свете,
Что нацелились в наши сердца. Ради воинов, павших тогда,
Люди верят в хорошее. В разум. Да не будет войны на планете

А не в злое лукавство свинца. Никогда! Никогда! Никогда!

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ!

(Открытый классный час ко Дню Победы)

Классный руководитель: Якушева Г.Ю.

Цели: изучать историю своей страны, своего народа; формиро вать патриотические чувства; воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны; развивать коммуникативные навыки.

Кл. руководитель:

Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время, никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний день.

1-ый чтец:

Сегодня будет день воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвигах и доблести отцов.

Все дальше уходят от нас эти грозные годы Великой Отечест венной. Прошло уже 68 лет. Но каждый год снова и снова в преддверии 9 мая мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании.

2-ой чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

3-ий чтец:

Июнь… Тогда ещё никто не знал,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

    Фонограмма перезвона Кремлевских курантов. На фоне курантов звучит голос Левитана (запись) о начале войны.

Кл. руководитель:

22 июня 1941 года, нарушив мирную жизнь людей, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. В тихое, мирное воскресное утро, когда еще люди спали, началась война.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся Земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

    В записи звучит песня «Священная война».

Эта война была такой страшной и неожиданной, что многие у ходили на войну, даже не простившись с родными.

4-ый чтец:

От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.

Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!

Ведущий 2:
Вскоре война шла уже на море, и в воздухе, и на суше.

5-ый чтец:

Гром и дым. Огонь и кровь.
Пламя в царстве мрака.
В шесть утра атака вновь,
В семь – опять атака.

6-ой чтец:

Если надо – значит, надо!
Надо! Взвод встает.
Рвутся гулкие снаряды,
Пулемет прицельно бьет.

7-ой чтец:

Поддержать отважных надо –
Прокричал майор: «вперед»!
И команду дав отряду,
Впереди него встает.

8-ой чтец:

И уже смешалось «надо»

И «вперед, друзья, вперед!»
Им преграда – не преграда –
Фронтовой твердит народ.

В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передо вой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы. Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смер тельной атаке, может быть, последней? Любовь матери, жены и де тей, невесты. На передовую из дома приходили письма, такие же ланные для солдат. Солдаты им писали о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, мечтали о победе.

9-ый чтец:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

( К. Симонов.)

Кл. руководитель.

В огне боев, от бомб и снарядов, из фашистского плена спасали солдаты мирное население - женщин, детей, стари ков. Одной из самых популярных песен военной поры стала "Катюша".

10-ой чтец:

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом.
Распевали песенку "Катюша"
Под Ростовом, Курском и Орлом.

11-ый чтец:

Ой, ты, песня, песня огневая,
Пусть трепещут от тебя враги.
Ты звучи, звучи, не умолкая,
Победить скорей нам помоги.

12-ый чтец:

И летят снаряды в тьму густую,
И огнем окрашен небосвод.
Защищаем мы страну родную
И "Катюша" нам в бою поет!

    Ученики исполняют песню "Катюша".
    (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).

Катюша

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед,
И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой.

Ведущий 1.

Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. 2 мая 1945 года Егоров и Кантария подняли Знамя Победы над Рейхстагом. 8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии.

24 июня на параде Победы, Москва чествовала героев, а у Мавзолея, на Красной площади лежали поверженные гитлеровские штандарты. Народ выстоял. Страна победила.

    Звучит песня «День Победы»

13-ый чтец:

По всей стране от края и до края,

Нет города такого, нет села,

Куда бы ни пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

14-ый чтец:

Как быстро бы года не пролетали,

От нас не отдаляется она.

И ей к лицу солдатские медали,

К лицу ей боевые ордена.

15- ый чтец:

Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленеть!

16-ый чтец:

Победа!
Победа!
Во имя Отчизны -
Победа!
Во имя живущих -
Победа!

Кл. руководитель.

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших. Хотя прошло более полувека со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений.

17-ый чтец

Победа к нам приходит вновь и вновь,
Прекрасна и юна, как в сорок пятом,
Приходит в блеске старых орденов
На пиджаке бывалого солдата

18-ый чтец

Умытая слезами – не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Какой был подвиг совершен Отчизной!

Кл. руководитель.

Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов чело веческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны за щищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом при ближал долгожданную победу.

Минута молчанья…

Склонитесь, и молод, и стар,

В честь тех, кто за счастье
Кто жизнь ради жизни отдал.

    Минута молчания. Звучит песня «Бухенвальдский набат»

19 – ый чтец.

Помните!

Через года, через века -

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда –

Помните!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли,

О погибших помните!

Встречая трепетную весну,

Люди Земли, убейте войну,

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придёт никогда,

Заклинаю – помните!

20 -ый чтец:

Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

20-ый чтец:

Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли -
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

    Дети исполняют песню «Солнечный круг»

сл. Л. Ошанина, муз.А.Островского

    Солнечный круг, небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

    Милый мой друг, добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять сердце опять

Не устает повторять:

Припев:

    Тише, солдат, слышишь, солдат,-

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз в небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Припев:

Ведущий 4:

Горит, горит неугасимо

Огонь потерь, огонь утрат.

He проходите, люди, мимо,

А помяните всех солдат.

Они, погибшие в сраженьях,

Взывают к душам и сердцам:

Хранить их память в поколеньях

Досталось их потомкам, нам.

Весна нагрянула так сразу,

Мы снова им несем цветы. (Поездка к обелиску)

Сегодня, в день воспоминаний о той страшной войне, мы должны отдать дань памяти павшим героям –липчанам и возложить цветы к обелиску

авторы: Юлия Викторовна Воропаева , учитель математики , Елена Евгениевна Билан , учитель русского языка, литературы

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной системы образования. Данное внеурочное мероприятие формирует у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого, воспитывает нравственные качества и убеждения учащихся среднего звена, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества.
Для достижения результативности мероприятия использованы различные средства: презентация слайдов, аудиозаписи, видеозаписи, фотографии детей военных лет, фронтовые письма, иллюстрации памятников «Дети войны», наглядный материал.
Воспитательное мероприятие представлено в форме классного часа, которое включает в себя чтение стихотворений, рассказы учащихся об историческом прошлом своих родных, исполнение песен.

Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
  • Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
  • Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.
  • Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.

Развивающие:

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
  • Развивать связную, выразительную речь.
  • Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

Воспитательные:

  • Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения.
  • Побудить учащихся к нравственным поступкам.
  • Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Форма проведения: классный час.

Метод: интерактивный.

Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, исполнение песен.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • презентация в программе «PowerPoint»;
  • фотографии детей военных лет;
  • фронтовые письма;
  • аудиозапись Юрия Левитана « Объявление о начале войны »;
  • аудиозапись Булата ОкуджавыПесня «До свидания, мальчики»
  • аудиозапись Матусовского Михаила Песня «Песня о солдате»
  • аудиозапись Аксенова Василия и Синявского Петра Песня «Ах эти тучи в голубом…»
  • видеозапись Плотниковой Елены «О той весне»

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Учитель объявляет тему классного часа (Слайд 1)

На доске эпиграф:

«В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной»

Ученик

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.

Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.

II. Вводная часть

Учитель (Слайд 3): Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Ученик

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить.
Почему нашим людям в нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?

Ученик (Слайд 4):

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Учитель:

Тысяча четыреста восемнадцать дней – война,
А за ней
Тысяча тысяч ненайденных звезд,
Несбывшихся жизней.
Война –
Это жизни безумный оборот,
Время, текущее назад, а не вперед.
Война – это разлука,
Война – это злейший враг человека.

III. Основная часть

Ученик (Слайд 5):

Какими они были, солдаты 1941 года?
Грянул 41 год, ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем,
А им бы еще петь, любить и быть любимыми.
Но судьба распорядилась иначе.

Ученик:

Мальчики, еще не герои…
Еще вас не знает страна.
Но близится двадцать второе…
Стоит на пороге война.
Какими вы юными были,
Красивыми были – когда
Часы еще те не пробили,
Но рядом стояла беда! ...

Звучит песня «До свидания, мальчики» Слайд 6

Ученик:

Последнее мирное лето.
На улицах песня гремит.
И как все нарядно одеты:
От белого солнца слепит!
Еще ваши голуби реют,
Садятся на старый сарай,
И мама на кухне вам греет
На примусе утренний чай.

Ученик:

Вы эту минуту продлите –
Как будто беда далека.
Спешите, пока не убиты
Допеть, до любить, дописать,
Из бронзы потом, из гранита –
Ни слова уже не сказать.

Учитель (Слайд 7): Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Ученик:

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы войну не играли –
Мы просто дышали войной.

Ученик:

А мы не стали памяти перечить.
И, вспомнив, дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была беда и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна,
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Ученик (Слайд 8):

И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей от смерти сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

Просмотр видеозаписи. Песня «О той весне» Слайд 9

Учитель: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Ученик (Слайд 10): Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много.

Ученик:

Мальчик. Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цвели цветы,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.

Письма с фронта. (Звучит фоновая музыка «Бухенвальдский набат») Слайд 11

Ученик:

«Здравствуй, дорогая мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя, Костя, Валя, Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, Тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня, тетя Поля и дядя Вася, Таня и Коля.

Привет от бойца…

Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую.

Нет наших … почти все на фронте. Мама, ты мои брюки продавай или пускай носит Владимир. Мама, если меня не будет, то живите без меня …»

Ученик:

«Здравствуй, дорогие мама и Алексей Михайлович! Пишу вам это письмо со Сталинградского фронта, держусь за Дон, за Сталинград. Сам жив, здоров. Живу хорошо. Особенно у нас был замечательный вчерашний день. Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков. Всего за день было сбито 7 фашистских стервятников сейчас могу вам сообщить мой адрес, по которому вы можете мне писать: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 28, 1261 АП ПВО, лейтенанту Буримовучу. Пишите обо всем. А то я за все время. От вас не получил ни одного письма.

В Сталинграде у отца я был уже 3 раза. Не получал я писем и из Рязани. Особенно писать не о чем. Вот разобьем немцев, приеду, и обо всем расскажу, как дрались и т.д.

Обо мне не беспокойтесь. Мы, зенитчики, заговорены, нас бомбы не берут, а мы их бьем»

Пишите. Целую, ваш Алеша.

Посылаю письмо из Сталинграда, куда приехал в 4ый раз».

Ученик:

«Дорогой, добрый, папенька! Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Несколько слов о матери. Когда вернёшься, маму не ищи. Её расстреляли немцы когда допытывали о тебе, офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы, не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, пошлёт вон отсюда» и офицер выстрелил маме в рот… Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне отстригли налысо, руки высохли, похожи на грабли».

Ученик:

Мы слез тогда уж не лили,
Мы знали вкус полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Но что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит – Родина за нами
И что такое наш народ.

Ученик: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Ученик:

Четыре года было мне
В тот страшный день и час,
Когда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.
Он шел, сжигая города,
Осатаневший зверь.
И трудно виделось тогда
Далекое теперь.
Года немыслимых атак
Еще пройти суметь!
Так далеко стоял рейхстаг…
И очень близко смерть…

Звучит песня «Песня о солдате». Слайд 12

Рассказы наших одноклассников о прадедушке . Слайд 13

Спасибо прадеду за победу

(рассказ о прадедушке Завьялова Тимура)

В моей семье много ветеранов: и труда, и Великой Отечественной войны. Я расскажу о своем прадедушке. Это Алдошин Михаил Ефимович. Своего прадеда я никогда не видел, он умер за три года до моего рождения. Но я о нем много знаю и очень им горжусь.

Девятнадцатилетним парнишкой его, 18 апреля 1941 года Выборгским военкоматом города Ленинграда, призвали в армию. А уже в июле месяце он воевал на Белорусском фронте, вместе с такими же ребятами, как и он. Мой прадед был сержантом 766 стрелкового полка, командиром 120 миллиметрового минометного орудия. Однажды, лютой зимой 1942 года, их часть попала в окружение, многие лошади, тягловая сила орудий, были ранены или убиты. Солдаты сами тащили орудия, костры нельзя было разжигать из-за маскировки. Воины мерзли, голодали, но никто не дезертировал, не сдавался в плен, они сражались за Родину. Ведь слово Родина было для них не просто красивым словом. Они прорвались благодаря своему мужеству и любви к своему народу. Прадедушка был много раз ранен, последнее серьезное ранение он получил при взятии Кенигсберга, награжден орденами и медалями. На фронте стал коммунистом.

Несмотря на суровые испытания, мой прадед остался добрым и заботливым человеком. Он никогда не кричал на своих детей и внуков, уделял им большое внимание. И семья, и соседи, и знакомые, с большой теплотой и любовью вспоминаю его. Его имя занесено в «Книгу памяти Украины». Мой прадед для меня – пример.

Рассказ о прадедушке Зубкова Владислава. Слайд 14

Летний день 22 июня 1941 года застал моего прадедушку Сашу на занятиях в Одесском университете. А моя прабабушка Тоня в это время училась в Сталинском медицинском институте.

Прадедушка добровольно записался в армию и его направили на трехмесячные курсы лейтенантов в Краснодаре. По окончании училища его послали на фронт командиром минометной роты. Вскоре это училище было атаковано и разбито вражеской авиацией. Прадедушка воевал под Сталинградом, Курском, на Украине, в Польше и закончил войну в Германии. Он вернулся на Донбасс вначале 1946 года.

Прабабушка не успела эвакуироваться вместе с институтом, так как многие студенты были посланы рыть окопы.

До 8 сентября 1943 года она вместе с сестрой и мамой находилась в оккупации на Донбассе, пережила страшный голод и холод, скрывалась от фашистов.

Для моих прадедушки и прабабушки победа в этой страшной войне стала самым главным праздником в жизни.

Учитель (Слайд 15): 18 июля 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил до 25 бомб на детский эшелон, который перевозил эвакуированных ленинградских детей. Были убиты 41 человек, в том числе 28 детей, и ранено 29 чел., в том числе 18 детей.

После налёта сразу же были приняты меры, и находившиеся в посёлке дети, свыше 4000 чел., были рассредоточены по лесу и кустарникам. Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй бомбёжки не пострадал…

Ученик (Слайд 16): Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей – матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.

Ученик: 10 июня 1942 года подразделения 7-й добровольческой дивизии СС "Принц Евгений" окружили Лидице; всё мужское население старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные 82 ребёнка были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли.

Ученик:

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Ученик:

Память, стой, замри – это надо!
То из жизни моей, не из книжки!
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку…
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые!
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя, мальчишка-подросток.

Учитель: Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза.

Ученик:

Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю не встанут. Я все понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Учитель (Слайд 17): Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ученик:

Девчонка руку протянула
И головой упала на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил,
Что снова занятья после похорон.

Ученик:

Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.

Стихотворение «Мальчишка – партизан»

Читают ученики.

Если верить буквам этим,
Если верить цифрам этим,
То погиб он в сорок третьем,
То погиб он в сорок третьем.

Как не верить цифрам этим?
Как не верить буквам этим?
Был он схвачен на рассвете
в сорок третьем,
в сорок третьем.

Был он схвачен и опознан.
Отпираться-
Слишком поздно.

Офицер спросил с улыбкой:
– Ты есть русский партизан?
– Есть! – в ответ сказал мальчишка.-
Партизан! – сказал мальчишка,
Гневно выстрелив глазами
По смеющимся глазами.

Вмиг растаяла улыбка
-Ты не сделаешь ошибку.
Ты хороший русский мальчик
И, конечно, хочешь жить.

Ты расскажешь нам немного,
В лес покажешь нам дорогу,
И за это – ты свободен:
Можешь к мамке уходить! ...

– Нет! В ответ сказал мальчишка. -
Ни за что, – сказал мальчишка
И в лицо им рассмеялся:
– Ни за что и никогда! ...

Целый день его пытали,
А под вечер расстреляли…
Расстреляли партизана
Возле старого пруда.

Но живет,
Живет мальчишка
Став легендой,
Песней, книжкой,
Улицей в нашем поселке,
Нашей школой.

И сейчас: -
Я не верю буквам этим,
Я не верю цифрам этим,
Не погиб он
В сорок третьем -
Жив мальчишка
Среди нас.

Памятники «Дети войны» (иллюстрация слайдов 18-29)

  • Памятник детям войны в Белгороде, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны" в Липецке, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" в Лычково, Новгородская обл., Россия.
  • Памятник детям блокадного Ленинграда в Омске, Россия.
  • Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия.
  • Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия.
  • Памятник "Дети войны" в Екатеринбурге, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия.
  • Памятник "Детям Керчи – жертвам войны 1941-1945 г.г." в Керчи, Крым, Россия.
  • Памятник детям войны в Ульяновске, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Витебске, Белоруссия.

IV. Заключительная часть

Сегодня мы говорили о детях – героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

Ученик:

Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам.

Ученик:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…

Ученик

– Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Исполняется песня «Ах эти тучи в голубом…» Слайд 31