Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово

Методика работы по составлению схемы слова. Статья может быть полезна родителям и начинающим логопедам.

После того, как ребенок научился слышать гласный на фоне односложных слов, упражняемся в составлении схемы слова.

Использую методику Гребенкиной, заменив цвет символов.

Слоговая структура и звуконаполяемость слов для полного анализа очень важны.

Начинаем работу с анализа слов типа «мак», «дом», «лис».

На примере слова «ЛИС»:

Произнеси слово медленно, по частям (складам) ЛИ С.

На сколько частей «распалось» слово?

Сколько звуков в первой части? Во второй?

- «Напиши», нарисуй в воздухе.

Слияние – дуга. Звук вне слияния – точка.

Нарисуй в тетради (на фронтальном занятии – на доске).

Наметь точки внутри дуги (2 звука – 2 точки).

Можем уже сказать, сколько всего звуков в слове? (3 точки – 3 звука).

Послушай и скажи, какой гласный звук «живет» в слове «И»? На котором по счету месте? (На втором) Раскрась его «домик» красным цветом (красный кружок).

Послушай и скажи, есть ли в слове «ЛИС» мягкие согласные звуки? (-ЛЬ). Расскажи о нем. (согласный, мягкий, звонкий). Объясни, почему мы называем его звонким? (есть голос). Проверка: ладонь на горлышко или ушки закрыть.

Примечание: Для выбора гласной буквы обозначение звонкости-глухости на схеме не нужно, так как дети ориентируются только на мягкость-твердость согласного (на схеме зеленый и синий цвет). А вот для обучения полному фонематическому анализу это обязательно.

В речевой группе мы делаем схему слова в первую очередь, чтобы научить хорошо говорить:

Найди и обозначь «домик» звука «ЛЬ» — зеленый, не закрашенный кружок.

(Звонкие звуки – не закрашенные кружки-колечки)

Какой твердый согласный звук «живет» в слове? (-С) Расскажи о нем: согласный, твердый, глухой. Объясни, почему ты думаешь, что он согласный? (Во рту есть преграда для воздуха). Объясни, почему ты думаешь, что он звонкий? (Голосовые связки работают, есть голос)

Назови по порядку все звуки в слове «ЛИС». (-ЛЬ -И -С) Подпиши буквы.

На примере слова «ЖУКИ».

Произнеси слово медленно, по частям: ЖУ КИ.

- «Напиши» в воздухе. (Две дуги)

Напиши в тетради.

Наметь точки внутри дуги. Можешь уже сказать сколько всего звуков в слове? (четыре)

Послушай и скажи, какие гласные звуки «живут» в этом слове. (-У, -И). Найди на схеме и раскрась их «домики» красным цветом.

- «Позови» жуков (слово) издалека: жукИ. Какой гласный звук сильнее выделили голосом? По какому звуку «Ударили» голосом? (-И) Поставь ударение на схеме.

Раздели слово на слоги: говори и хлопай на гласный звук. Сколько получилось слогов? Какой первый? Какой второй? Отдели вертикальной чертой на схеме первый слог от второго.

Есть ли в слове мягкие согласные звуки? (-КЬ). Расскажи об этом звуке. Найди и обозначь его «домик» (зеленый закрашенный кружок).

Какой твердый согласный «живет» в слове «ЖУКИ»? Расскажи о нем, найди его «домик» и раскрась (синий не закрашенный кружок)

Назови звуки по порядку. (-Ж -У -КЬ -И). Подпиши буквы.

Примечание: Во время деления на слоги надо помнить, что слог – это толчок воздуха и разделить на слоги можно только произнесенное слово.

В русском языке все слоги стремятся к открытости. Слоги: МАР-КА, МАЙ-КА, БЕЛ-КА (сонорный присоединяется к первому слогу), но ВЕ-ТКА, МА-СКА дети обычно отхлопывают правильно.

Иногда деток учат составлять схему слова как бы «нанизывая» звуки одни за другим: называют звук и обозначают символом последовательно. Опыт работы показывает, что потом дети пишут, диктуя побуквенно, а это ведет к нарушениям письма. Перед тем, как писать, ребенок должен «охватить», проанализировать все слово и диктовать по частям:

С – Т – РО – Й – КА

При диктовке по слогам речевые дети часто «теряют» буквы при стечении согласных, пропуск гласных, обычный для всех детей в начале обучения, тоже затягивается.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург

Логопедическое занятие по теме «Слово. Предложение. Текст» предназначено для учащихся первых классов, имеющих трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное занятие разработано с использованием мультимедийных презентаций и игровых методов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Слово. Предложение. Текст".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи:

образовательные :

  1. закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;
  2. учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие :

  1. развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;
  2. развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;
  3. формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные :

  1. воспитывать умение слушать себя и окружающих;
  2. воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала .

Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Поставьте зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.

Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка» - Презентация 1 - слайд 2 ). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка» - Презентация 1 -с лайд 3 ). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -с лайд 4 ), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 - слайд 5 ). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -с лайд 6 ), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 - слайд 7 ). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8 ). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 - слайд 9 ).

Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III. Постановка цели.

Логопед показывает игрушку Буратино:

Ребята, к нам гости пришёл Буратино! Он очень рад встрече с нами! Буратино, когда вчера гулял по осеннему лесу, простудился и теперь не может говорить! У него ангина! (Презентация 2 - слайд 1 ) Поэтому он принёс собой конверт, а в нём письмо с заданиями. Он хочет проверить, какие знания вы получили на логопедических занятиях.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Буратино смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 - слайд 2 )

Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем! Первая команда - "Листики", вторая команда - "Лучики". А Буратино будет внимательно следить за тем, какие вы активные и как вы справляетесь с заданиями, которые он для вас приготовил. За каждый правильный ответ я буду давать команде осенний листочек.

IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):

Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения ():

Презентация 2 - слайд 3: Листья опадают.

Презентация 3 -слайд 1 : Часто идут дожди.

Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.

Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.

Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 - слайд 2 ) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

V. Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Ребята, Буратино приготовил для вас новое задание! Составьте графические схемы этих предложений. Кто быстрее: первая или вторая команда?!

Посмотрим на слайд и проверим, какая команда правильно составила графические схемы предложений (Презентация 4 - слайд 3 ).

VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная

Лист дубовый, лист рябинки, с большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

VII. Каллиграфическая минутка

Ребята, Буратино, загадал нам загадку (Презентация 5 - слайд 1 ):

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят.

Когда это бывает? (Осенью.)

На какой звук и букву начинается слово "осень"? (На звук и букву О .)

- Буратино, очень любит писать (Презентация 5 - слайд 2), а вы любите писать?! (Да.) Сейчас мы это проверим, напишите красиво и аккуратно букву О (Презентация 5 - слайд 3 ).

Мы вместе с Буратино оценим, какая команда лучше справилась с заданием.

VIII. Определение границ предложений в тексте.

Ребята, Буратино большой выдумщик, он припас ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (Презентация 5 - слайд 4 ).

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильность определения начала и конца предложений в тексте (Презентация 5 - слайд 5 ).

IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание от Буратино – разгадать кроссворд. Ключевое слово “осень” (Презентация 5 - слайд 6).

1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

Посмотрите на следующий слайд (Презентация 5 - слайд 7 ), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

X. Итог

Молодцы! Буратино и я довольны вашими успехами! Победила дружба! (Презентация 5 - слайд 8 )

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква»

Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква.

Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично изображать предложение. Составлять предложения из двух, трёх, слов, опираясь на схему. Закрепить умение называть обобщающим словом перечисленные предметы. Дать детям понятие «сложное слово». Воспитывать самоконтроль за правильной осанкой.

Оборудование: предметные картинки, кусочки ваты для каждого ребёнка,рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Я сейчас назову помещения, а вы подумайте и скажите каким словом можно всё это назвать.

(кухня, прачечная, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда - это всё… детсад.).

Воспитатель, медсестра, повар, заведующая, дворник, сторож – это. профессии в дет. саду.

2. Развитие общей, мелкой моторики.

Переменка

Переменка! Переменка! Дети двигаются по кругу друг за другом,

Отдохните хорошенько: выполняя подскоки.

Можно бегать и шуметь, Бегут по кругу.

Танцевать и песни петь, Танцуют.

Можно сесть и помолчать, Приседают.

Только – чур! – нельзя скучать!Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе.

А. Шибаев

Развитие мелкой моторики

Раным-рано поутру

Водичка, водичка, Показывают, как умывают лицо.

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, На каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках.

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. Дети имитируют стряхивание воды с ладоней.

Русская народная потешка

3. Развитие мимических мышц:

Дети изображают эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.

Логопед: Вам грустно утром, вы расстаётесь с мамой на целый день… но тут к вам подошли друзья и рассказали весёлую историю! А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы радостно откликнулись на её предложение.

4. Развитие артикуляционной моторики:

«Улыбка-трубочка», «лошадка», «грибок», «чашечка», «качели».

5. Работа над развитием направленной воздушной струи:

Игра «Подуй, как ветерок на тучку».

(Дети сдувают ватные шарики-тучки с ладони, стараясь не надувать щёчки).

6. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами вспомним, что такое предложение и слово, узнаем чем отличается звук от буквы.

7. Понятия «предложение» и «слово».

Логопед: Дети, за лето вы подросли, стали взрослыми. Где вы отдыхали летом? (Ответы детей)

Ребята, а что мы с вами сейчас делаем? (Разговариваем, общаемся.)

Когда люди общаются, то между ними происходит разговор, т. е. общение. А если говорит один человек, то это уже будет речь. Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. В предложении слова «дружат» между собой и рассказывают нам о ком-то или о чём-то. Представьте, что вы с мамой идёте по улице и смотрите вокруг. «Дождь идёт»,- сказала мама. (Получилось предложение.) «Дождь сильный», -сказала дочка. (Снова получилось предложение.)

«Грязь под ногами», сказала мама. (Что получилось? Снова предложение.) «И ноги замёрзли»,- сказала дочка. (Снова получилось предложение.)

А в предложении есть слова. А если мы просто будем произносить слова, то не сможем понять друг друга. Давайте попробуем: дождь, листья, мама, идти, сапоги, около. (Ничего не понятно.) Это потому что наши слова не «дружат».

8. Составление предложений по предметным картинкам и составление схем.

9. Физкультминутка.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаём и бегаем кругом.

(Дети выполняют движения по тексту).

10. Игра «Назови одним словом»

Логопед : Если у мальчика голубые глаза, как его назвать одним словом?

Дети: Голубоглазый.

Логопед : Если у девочки длинные волосы, она какая?

Дети: Длинноволосая. И т. д.

11. Дифференциация понятий «слог», «звук», «буква».

Игра «Что я показала, что я произнесла?»

Логопед произносит звук, спрашивает: Что я произнесла?

Дети: Это звук, звуки мы слышим и произносим.

Логопед показывает карточку с буквой, спрашивает: Это звук или буква?

Дети: Это буква, буквы мы видим и пишем. И т. д.

12. Работа в тетради № 3.

13. Итог занятия.

Что мы знаем о словах, которые составляют предложение? (Они «дружат» и рассказывают нам о чём либо.) Что такое слог? Чем отличаются буквы от звуков?

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.

Тема: «Звук и буква О» Цель: познакомить детей со звуком и буквой О Задачи: - вспомнить артикуляцию [о], его характеристику - развивать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Предложение

Транспорт

Коррекционно-образовательные цели. Дать детям понятие о предложении.

Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки.

Коррекционно-развивающие цели . Развивать слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, ко­ординацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Сюжетные картинки, схема предло­жения, карточки с графическим изображением слов - пред­метов, действий, признаков.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет водный транспорт; воздушный, наземный.

II . Работа с предложением

1. Логопед называет предложение:

Девочка читает сказку.

– Вам понятно, что я сказала?

– Про кого вы узнали?

– Что вы узнали про девочку?

– Что она читает?

Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически: мальчик, ехать, автобус.

– Понятно вам то, что я хотела сказать?

– Вам было не понятно, так как я назвала три слова, между которыми не было «согласия». Эти слова не составили предложение.

– Давайте соединим эти слова так, чтобы между ними появилось согласие.

Логопед произносит предложение:

Мальчик едет в автобусе.

– О ком вы узнали?

– Что вы узнали о мальчике?

– Где едет мальчик?

– Слова стали жить «в согласии», получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предло­жение. (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)

2. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: Попеременно хлоп. в ладоши и ударяют кулачки

Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках.

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? Попеременно хлопают в ладоши и

Как узнать? ударяют в кулачки.

3. Составление предложений

– Ребята, посмотрите на картинки и составьте по ним предложения из двух слов. А потом попробуйте ответить на вопросы: что? что делает?

Например: Пароход гудит. Что? - Пароход. - Что делает? Гудит.

Работа проводится по картинкам (Самолет летит. Машина едет. Автобус стоит.)

4. Речь с движением «Самолет»

Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят пальцем.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, Отводят руки попеременно и прослеживают

Посмотрел. взглядом.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу Вращательные движения перед грудью и

И внимательно гляжу. прослеживают взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу. Встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу! летательные движения.

5.Дифференциация понятий «слово», «предложение»

– Послушайте, что я скажу: машина, ехать.

– Что я назвала? (Два слова.)

– А теперь я скажу по-другому: машина едет.

– Что я назвала? (Предложение.)

– Как вы догадались, что в пер­вом случае я назвала слова, а во втором - предложение? (В пер­вом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии.)

6. Графическое изображение предложения Разбор предложения

Машина едет.

– Что обозначает первое слово в предложении? (Предмет.)

– Слова, обозначающие предмет, изображаем одной линией.

– Что обозначает второе слово? (действие).

– Слова, обозначающие действие, изображаем двумя линиями.

Логопед дает графическое изображение предложения на ковролине .

– Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

– Уголок обозначает начало предложения. А точка обозначает конец предложения. Точка подсказывает нам, что предложение закончилось. Когда вы пишите предложение, то в конце нужно обязательно ставить точку.

– Как покажем начало предложения? (Уголком.)

– Как покажем конец предложения? (Точкой.)

Логопед предлагает составить предложение из двух слов и сделать схемы предложений на столах.

Образец: Пароход плывет. Самолет летит.

Что плывет? Что летит? И т.д.

7. Упражнение «Сложи машину

8. Упражнение «Подбери слово»

– Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вы с помощью картинок, отвечайте.

Автобус что делает? Грузовик что делает?

Трамвай что делает? Пароход что делает?

Логопед раздает детям карточки для определения количества слогов в слове. Затем раздает маленькие картинки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах.

10. Работа в тетрадях

Дети пишут под диктовку предложение, затем читают предложения.

11. Закрепление материала

Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов.

Что изображено? (Предложение.)

– Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения - точкой.)

– Что обозначают первое и второе слова в этом предложении (Предмет, действие предмета.)

III . Итог занятия.

– Что нового вы узнали на занятии?

– Что мы учились различать?

– Что вам помогло в составлении предложений?

– Что больше всего понравилось на занятии?

Письмо

Тема: Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о признаках предложения

Задачи: развивать умения составлять предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; проверить умение устанавливать границы предложений в тексте, оформлять предложение на письме.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре–

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

2. Минутка каллиграфии.

( На доске записаны буквы о, а, у, ы, и, с)

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь !

– На какие группы можно разбить эти буквы?

Назовите гласные буквы.

– Назовите согласные буквы.

–Подумайте,написание какой буквы мы будем сегодня повторять?

(С– , т. к. она согласная, а остальные– гласные.)

– Чем отличается гласный от согласного?

– Придумайте слово с буквой с , чтобы с неё начиналось слово.(Снег,

слон, солома, сахар).

– Составьте предложение с одним из этих слов.

3. Сообщение темы и цели урока.

Игра « Собери предложение».

Оборудование: схемы предложений, состоящих из 2– 4 слов, у каждого ученика в конверте карточки трёх цветов со словами для трёх предложений (первое слово в предложении написано с большой буквы, последнее слово написано вместе с точкой.)

Прикрепить на доску схему предложения. Ученики составляют предложение с соответствующим количеством слов. За каждое правильно составленное предложение ученику засчитывается очко.

Давайте вспомним признаки предложения.

– Из чего состоят предложение? (Из слов.)

– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

– Что надо знать, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

– Составьте из этих слов предложение.

– Подставьте слова в схему.

Карточки со словами: выпал, утром, снег.

По сигналу учителя ученики достают из конвертов карточки со словами и сортируют их по цвету. Затем карточки одного цвета раскладывают на парте так, чтобы получилось предложение. Кто всё сделал, поднимает руку. Учитель проверяет выполненное задание.

– Где можно встретить эти цвета? (На светофоре.)

– Что означает красный, жёлтый, зелёный цвет на светофоре?

! Рассмотреть все варианты расположения слов в предложении.

Утром выпал снег. (Красный цвет.)

Снег выпал утром. (Желтый цвет.)

Выпал снег утром. (Зелёный цвет.)

– Запишите любое предложение.

4. Составить из слов предложение.

Игра « Телефон».

Составьте предложения со словом телефон .Соберите из них стихотворение.

– Две строчки в стихотворении начинаются со слова ТЕЛЕФОН.

у нас висит весь день звонит

не достаю.

ТЕЛЕФОН На носочки я встаю

5. Работа с текстом.

На доске запись:

Наступила зима птицы улетели. В тёплые края медведь на зиму забрался! В берлогу заяц сменил шубку.

– Посмотрите, что случилось: раздул ветер все знаки препинания в предложениях. Давайте их соберём.

– Давайте вспомним, что такое предложение. Назовите все признаки предложения.

1. Предложение содержит законченную мысль, все слова связаны по смыслу.

2.Начало предложения пишется с заглавной буквы.

3. В конце предложения ставится или точка, или вопросительный знак, или восклицательный знаки ли многоточие.

– Сколько получилось предложений?

– Как вы догадались? (Сосчитали заглавные буквы и слова, после которых стоят точки, т. е. нашли начало и конец предложения.)

– Запишите предложения в тетрадь. (По группам: 1- первое предложение, 2- второе предложение, 3- третье предложение.)

6. Физкультминутка.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочки подтянись.

Ручки ставим на бочок, На носочки скок- скок- скок.

А затем поприседаем, никогда не замерзаем.

7. Работа над предложением.

Конкурс « Ералаш».

– Что такое « ералаш»?

Ералаш– беспорядок, путаница.

Задание: Командам раздаются карточки с вопросами полоски со словами строк. Надо разложить слова так, чтобы каждое слово оказалось на своём месте, по смыслу написанного.

Где скрылся волк? Волк, в, скрылся, лесу.

Какая туча плыла по небу? Плыла, по, тёмная, небу, туча.

Что было на столе? Столе, на, ваза, розами.

    7. Итог.

Что вы знаете о предложении?

8. Оценивание учащихся.

Повторение сведений о предложении. Завершение неоконченных предложений (устно).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это слово или несколько слов, ко-торые … .

В устной речи одно предложение отделяется от другого… .

На письме начало предложения обозначается… .

В конце предложения ставится… .