Корабельные орудия. Боеприпасы и баллистика

Самым тяжелым из советских полевых орудий времен ВОВ была 203-миллиметровая гаубица образца 1931 г., имеющая обозначение Б-4. Данное орудие было очень мощным. Однако основным недостатком гаубицы являлась очень большая масса. Данная гаубица входила в число немногих орудий, которые устанавливались на гусеничное тракторное шасси, которое в 20 – 30-х годах в больших количествах выпускались в СССР. Результатом того, что данное орудие было поставлено на тракторное гусеничное шасси, являлась общая политика руководства страны того времени, которая была направлена на развитие тракторных заводов, в связи с этим использование тракторных гусениц было лишь частью экономической политики государства. Поэтому 203-мм гаубица обр. 1931 г., в отличие от других тяжелых орудий того времени, могла пройти по заболоченным или мягким почвам.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне - Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Справа виднеется церковь Спасителя (Kościół Zbawiciela).


Это было важным преимуществом перед другими модификациями, особенно если учесть тот факт, что данная гаубица обладало огромной массой. Во время коротких переходов гаубицу разбирали на два узла. Но при перемещениях на значительные расстояния ее необходимо было разбирать на шесть основных узлов и перевозить тяжелыми тракторами на прицепах со скоростью, не превышающей 15 километров в час. Некоторые модификации Б-4 при транспортировке могли разбираться на пять частей. В целом, было создано шесть различных вариантов 203-мм гаубицы обр. 1931 г. Во всех модификациях использовалось гусеничное тракторное шасси, однако они отличались методом буксировки.

Разнообразие модификаций, созданных отечественной военной промышленностью для обыкновенных солдат не играло особой роли, поскольку основные характеристики орудия оставались без изменений на одном уровне. Как уже упоминалось, гаубица являлась довольно тяжелой. Ее скорострельность составляла один выстрел в 4 минуты (скорострельность не увеличивали даже несмотря на возможность выполнения данной операции). Несмотря на это при использовании гаубицы Б-4 можно было вести мощный заградительный огонь. При использовании 100-кг снарядов, орудие с успехом боролось с мощными укреплениями противника.

Советские артиллеристы ведут огонь по немецким позициям из 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4)

Сложность перевозки орудия стала причиной того, что большое количество гаубиц образца 1931 г. в начале войны было захвачено немцами. Они широко применялись как 203-миллиметровые Н 503(r). Необходимо отметить, что немецкая артиллерия ощущала в частях тяжелой артиллерии значительный недостаток орудий. Поэтому немецкие части пытались как можно больше использовать советские орудия. Главным образом, захваченные орудия использовались на Восточном фронте. Также 203-мм гаубицы немецкими частями применялись в Западной Европе и Италии.

Данное орудие по окончании Второй мировой войны сняли с вооружения армии СССР. Однако позже его вновь поставили в строй. Таким образом, гаубица образца 1931 года оставалась на вооружении СА до начала 1980-х годов. Гусеничное шасси было заменено колесным, а в середине 1970-х годов его сменила самоходная установка 257 (М-1975).

Тягач С-65 буксирует 203-мм гаубицу Б-4 образца 1931-го года. Карелия, Ленинградский фронт, переброска советской тяжелой артиллерии на новые позиции

Гаубицы Б-4 использовались в Финской войне 39-40 годов. По состоянию на 1 марта 1940 года, на финском фронте насчитывалось 142 гаубицы Б-4. Вышло из строя или было потеряно 4 гаубицы Б-4. Среди советских солдат данное орудие получило прозвище «карельский скульптор» (после попадания снаряды Б-4 в финский ДОТ он «превращался» в причудливую мешанину железной арматуры и кусков бетона). К началу ВОВ гаубицы Б-4 имелись только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. В период с 22 июня по 1 декабря 41-го года в боях потеряли 75 гаубиц Б-4, при этом промышленность передала 105 гаубиц. Гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК после начала войны отвели в глубокий тыл. Они вступили в боевые действия лишь в конце 42-го года, когда стратегическая инициатива начала переходить в руки Советской Армии. Несколько Б-4 в ходе ожесточённых боёв захватили немцы. Часть данных орудий поступила на вооружение немецкой армии под названием 20,3-см Н.503(r). У немцев на Восточном фронте к марту 44-го года имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r). Выстрелы к данным гаубицам комплектовались из немецких зарядов и советских 203-миллиметровых бетонобойных снарядов Г-620.

Гаубицы Б-4 в Красной Армии до конца войны были на вооружении только в артиллерии РВГК. Б-4 успешно использовалась в качестве основного орудия при прорыве укреплённых полос, штурме крепостей, а также в уличных боях в больших городах. Из гаубиц Б-4 стрельба прямой наводкой не предусматривалась правилами. Однако именно за ведения такого огня командир батареи 203-миллиметровых гаубиц гвардии капитан И. Ведмеденко получил звание Героя Советского Союза. На одном из участков Ленинградского фронта в ночь на 09.06.44 г. под шум перестрелки, который заглушал рокот моторов, тягачи потащили два огромных орудия к переднему краю. Когда стрельба стихла, а перемещение орудий было закончено, замаскированные орудия от гигантского дота – цели гаубиц – находились на расстоянии 1200 метров. Железобетонные стены двухметровой толщины; уходящие под землю три этажа; бронированный купол; прикрываемые огнём фланговых дзотов подступы - это сооружение являлось главным узлом сопротивления сил противника. И как только начало рассветать, гаубицы Ведмеденко начали обстрел. Два часа стокилограммовые бетонобойные снаряды методично крушили двухметровые стены, и, наконец, крепость попросту перестала существовать. Самым оригинальным способом применения гаубиц Б-4 стали боевые действия под Курском. В районе станции Поныри обнаружили немецкую самоходку «Фердинанд», которая была уничтожена попаданием в ее крышу 203-миллиметрового снаряда гаубицы Б-4.

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Понятие о технике и технологии обработки камня. Этапы технологического развития.

1. Обработка камня и изготовление орудий в эпоху палеолита:

    приемы и способы ударной обработки камня в олдувайскую и ашельскую эпохи

Продолжение и развитие технологических традиций обработки камня в мустье

Призматическое расщепление в верхнем палеолите

2. Обработка камня и изготовление орудий в эпоху мезолита:

Изготовление микролитов, способы их крепления

Зарождение техники сверления, шлифовки камня

3. Обработка камня и изготовление орудий в эпоху неолита:

Расцвет техники шлифовки, пиление, сверление камня

Появление техники усиленного отжима.

Литература

Гиря Е.Ю. Проблемы технологического анализа продуктов рас­щепления камня // СА. 1991. № 3. С. 115-128.

Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968.

Семенов С.А Производство и функции каменных орудий // Каменный век на территории СССР. М., 1970. С. 7-18.

Сериков Ю.Б. Палеолит и мезолит Среднего Зауралья. Нижний Тагил, 2000. С. 97-114.

Технология производства в эпоху палеолита. Л., 1983.

Уиттакер Дж.Ч. Расщепление камня: технология, функция, эксперимент. Иркутск, 2004.

При подготовке к практическому занятию по данной теме следует познакомиться с трудами основоположника трасологического метода изучения каменных изделий С.А. Семенова. Затем следует изучить работы современных специалистов.

К первому вопросу. Показать эволюцию техники обработки камня в палеолите. Объяснить разницу между оббивкой и расщеплением камня. Обратить внимание на связь между первичной и вторичными заготовками. Зарисовать разные типы нуклеусов. Определить по учебной коллекции типы заготовок, показать и объяснить, что такое ретушь.

Ко второму вопросу. Объяснить отличия микролитов от макролитов. Выяснить способы крепления микролитов.

К третьему вопросу. Показать причину появления и расцвета новых способов обработки камня. Связать эти способы с исходным сырьем.

Результатом практических занятий должно быть четкое понимание студентами эволюции обработки камня, различий между основными техническими приемами обработки, между заготовками и изделиями, связи типа заготовки с формой нуклеуса.

Тема 4. Керамика как исторический источник (6 часов)

1. Техника и технология керамического производства (формово­чные массы, формовка, обработка поверхности, обжиг).

2. Орнаментация сосудов (инструменты для орнаментации, техни­ческие приемы).

3. Классификация орнамента и его функция.

4. Возможности использования керамики как исторического исто­чника.

Литература

Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. М., 1978.

Бобринский А.А. Гончарный круг и его происхождение: Препринт. Екатеринбург, 1993.

Виноградов Н.Б., Мухина М.А. Новые данные о технологии гончарства у населения алакульской культуры Южного Зауралья и Северного Казахстана // Древности Среднего Поволжья. Куйбышев, 1985. С. 79-84.

Генинг В.Ф. Программа статистической обработки керамики из археологических раскопок // СА. 1973. № 1. С. 114-136.

Генинг В.Ф. Древняя керамика. Методы и программа исследований в археологии. Киев, 1992.

Глушков И.Г. Керамика как исторический источник. Новосибирск, 1996. С. 15-19, 22-24, 36, 43-44, 53-67, 76-78.

Данченко Е.М. О битых горшках // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями: Мат-лы междунар. науч. конф., посв. 110-летию со дня рожд. выдающегося российского археолога М.П. Грязнова. – СПб.: ИИМК РАН, Периферия, 2012. Кн. 2. – С. 57-61.

Калинина И.В., Гаджиева Е.А. Использование челюстей животных для орнаментации керамики в уральском регионе // АС ГЭ. 1991. № 32.

Калинина И.В., Устинова Е.А. Технологическая классификация орнаментов неолитической - энеолитической керамики Уральского региона // АС ГЭ. 1990. Вып. 30. С. 7-19.

Керамика как исторический источник. Новосибирск, 1989.

(http://www.arheolog-ck.ru/?p=4673 ) (статьи П.М. Кожина, Ю.Б. Цетлина)

Мельникова Л.Н. Методы изучения археологической керамики: Учеб.-метод. пос. Новосибирск, 2007.

Молодин В.И. К вопросу о штампах для орнаментации древней керамики // Древняя керамика Сибири: типология, технология, семантика. Новосибирск, 1990. С. 76-80.

При подготовке к практическому занятию по данной теме следует изучить пособие Л.Н. Мельниковой, а также монографию А.А. Бобринского. По второму и третьему вопросам необходимо обратиться к работам И.Г. Глушкова, И.В. Калининой и Е.А. Устиновой, а также В.И. Молодина. В ходе занятий студентам может быть предложено выполнение практических заданий.

К первому вопросу. Обратить внимание на современные данные о времени появления керамики (поиск в Интернете). Объяснить, чем вызваны различия в формовочных керамических массах. Определить примеси в керамике из учебной коллекции.

Ко второму и третьему вопросам. Охарактеризовать технические приемы украшения древней керамики. Проанализировать и дать критику известных классификаций орнамента и взглядов на его функцию. Определить способы орнаментации сосудов в учебной коллекции.

К четвертому вопросу. Сравнить точки зрения разных авторов на возможности использования керамики (орнамента на керамике) как исторического исто­чника (см. работы И.Г. Глушкова, Е.М. Данченко, П.М. Кожина, Ю.Б. Цетлина). Дать критику разных позиций по этому вопросу.

8 дюймов даже для корабельных пушек солидно.

В 1926 году командование Красной Армии пришло к выводу о необходимости создания нескольких новых артиллерийских орудий. Войскам требовались новые пушки различного назначения с разными характеристиками. Заседание Артиллерийского комитета определило нужды армии следующим образом: 122-мм корпусная пушка, 152-мм пушка и 203-мм гаубица большой досягаемости. Так началась история одного из самых интересных отечественных орудий – гаубицы большой мощности Б-4.

Разработкой трех проектов нового оружия занялось конструкторское бюро Арткома. Группу, отвечавшую за создание гаубицы калибра 203 мм, возглавил Ф.Ф. Лендер. По решению Арткома, на разработку проекта отводилось 46 месяцев. Работы в КБ комитета продолжались до конца 1927 года. В сентябре 27-го ушел из жизни главный конструктор Лендер, и вскоре после этого проект передали ленинградскому заводу «Большевик» (Обуховский завод). Новым руководителем проектных работ стал А.Г. Гаврилов. Все дальнейшие работы по проекту нового орудия большой мощности велись именно там. Тем не менее, насколько известно, в дальнейшем специалисты КБ Арткома привлекались к выполнению некоторых работ, в частности к подготовке рабочих чертежей.

В середине января 1928 года завершилась разработка нового проекта. Специалисты предложили сразу два варианта самоходной гаубицы. При этом отличия орудий были минимальны: один из вариантов предусматривал использование дульного тормоза, а во втором проекте обошлись без этого агрегата. Специалисты Артиллерийского комитета рассмотрели два проекта и сделали свой выбор. По ряду причин технологического и эксплуатационного характера было решено продолжить разработку проекта пушки, не оснащенной дульным тормозом. По-видимому, конструкция орудия и лафета позволяла обойтись без дополнительных средств гашения импульса отдачи, ограничившись только противооткатными устройствами.

В силу некоторых причин следующие три года специалисты всех организаций, занятых в проекте, занимались определенными доработками проекта. В результате опытный образец новой гаубицы большой мощности был собран только в 1931 году. Летом того же года орудие доставили на Научно-испытательный артиллерийский полигон под Ленинградом, где начались первые испытательные стрельбы. Первые стрельбы имели своей целью подбор необходимых зарядов пороха. В начале тридцатых годов в СССР была введена новая номенклатура проектов артиллерийских орудий. Разработки завода «Большевик» теперь обозначались индексом, начинающимся с литеры «Б». Новая 203-мм гаубица получила обозначение Б-4.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне - Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Справа виднеется церковь Спасителя (Kościół Zbawiciela)

По имеющимся данным, уже в 1932 году ленинградский завод начал серийное производство новых орудий, хотя темпы строительства поначалу были не слишком высоки. Кроме того, в том же году появился проект модернизации орудия, направленный на повышение его мощности. С целью повышения характеристик было решено использовать новый ствол, который был длиннее старого на три калибра. Также изменилась форма казенника. Другие внешние отличия отсутствовали. Новый вариант гаубицы получил обозначение Б-4БМ («Большой мощности»). По аналогии старую версию назвали Б-4ММ («Малой мощности»). В ходе серийного производства и эксплуатации предпочтение отдавалось гаубице большей мощности. Во время ремонта гаубицы Б-4ММ получали новые удлиненные стволы, из-за чего орудия малой мощности постепенно были сняты с эксплуатации.

Гаубица Б-4, приданная 1-му стрелковому батальону 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, в ходе Берлинской наступательной операции. Командир батальона - капитан С. Неустроев, будущий Герой Советского Союза

После проведения всех испытания в 1933 году орудие Б-4 приняли на вооружение. Оно получило официальное название «203-мм гаубица обр. 1931 года». В том же году началось производство новых гаубиц на заводе «Баррикады» (г. Сталинград). Тем не менее, освоение производства столкнулось с серьезными проблемами. До конца 33-го сталинградские рабочие собрали только одну гаубицу, но не успели сдать ее. Первые два орудия новой модели были сданы «Баррикадами» только в 1934 году. Следует отметить, что заводы «Большевик» и «Баррикады» в некоторой мере доработали конструкцию гаубицы. Производство некоторых деталей и узлов велось с учетом возможностей конкретного предприятия.

203-мм гаубицы Б-4, буксируемые тягачами «Коминтерн» по Красной Площади во время первомайского парада 1941 года. Гаубицы Б-4 входили в состав гаубичных артиллерийских полков большой мощности Резерва Главного Командования

Подобные изменения позволили начать полномасштабное строительство новых орудий, но сказалось на сложности их обслуживания в войсках. Из-за переделки изначального проекта в соответствии с возможностями заводов-изготовителей войска получали орудия, имеющие достаточно большие отличия. Для исправления сложившейся ситуации в 1937 году был создан обновленный проект гаубицы на гусеничном ходу. В нем учитывались доработки и изменения, выполненные на предприятиях, а также вносились некоторые другие коррективы. Все это позволило избавиться от наблюдавшихся ранее различий. До начала 1937 года два завода выпустили и передали артиллеристам около 120 гаубиц.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь на окраине Воронежа. Ствол гаубицы опущен для перезарядки орудия

Выпуск обновленных чертежей решил большую часть имевшихся проблем. Тем не менее, согласно некоторым источникам, гаубицы ленинградского и сталинградского завода все равно отличались друг от друга. В 1938 году комплект обновленной документации был передан Новокраматорскому машиностроительному заводу, который вскоре присоединился к изготовлению новых орудий.

После начала серийного производства гаубиц Б-4 специалисты Арткома и заводов-изготовителей несколько раз дорабатывали проект с целью повышения характеристик. Наибольшим изменениям при этом подвергался ствол. Изначально ствол был скрепленным и состоял из нескольких цилиндрических деталей. В дальнейшем было принято решение перейти на стволы с лейнером. Первый опытный лейнер для орудия Б-4ММ изготовили весной 1934-го, для Б-4БМ – к концу того же года. Ввиду определенных трудностей в дальнейшем гаубицы «Большей мощности» получали как скрепленные стволы, так и лейнеры. При этом производство лейнеров на «Баррикадах» началось только осенью 1938 года.

В том же 1934 году появилось предложение создать модификацию гаубицы Б-4, способную вести огонь нарезными снарядами. За счет полигональной формы боковой поверхности такие боеприпасы в теории должны были иметь более высокие характеристики. Для проверки такого предложения на заводе «Большевик» был изготовлен опытный ствол с особыми нарезами. В канале этого ствола имелись 48 нарезов крутизной 12 калибров. Глубина каждого нареза составляла 2 мм, ширина – 9 мм. Между нарезами оставалось поле шириной 4,29 мм. Такой ствол позволял использовать нарезные снаряды весом около 172-174 кг длиной 1270 мм с зарядом порядка 22-23 кг взрывчатого вещества. На боковой поверхности снарядов имелись нарезы глубиной 1,9 мм.

В конце 1936 года специалисты Научно-испытательного артиллерийского полигона проверили предложенную модификацию гаубицы, и пришли к неутешительным выводам. Поводом для критики проекта стали неудобство заряжания орудия, связанное с нарезной поверхностью снаряда, отсутствие заметных преимуществ перед Б-4 в базовом варианте и другие особенности опытной гаубицы для нарезных снарядов. Работы по этой тематике были свернуты ввиду отсутствия перспектив.

В 1936 году 203-мм гаубицы обр. 1931 г. получили новые стволы с измененной нарезкой. Ранее стволы имели 64 нареза шириной 6,974 мм с полями шириной 3 мм. В ходе эксплуатации выяснилось, что такая нарезка стволов или лейнеров может приводить к срыву полей нарезки. По этой причине был разработан новый вариант нарезки с нарезами шириной 6 мм и полями в 3,974 мм. В ходе испытаний таких стволов было выявлено их омеднение. Тем не менее, специалисты Артиллерийского управления справедливо решили, что подобный недостаток является приемлемой платой за избавление от ранее наблюдавшихся проблем.

Гаубица Б-4 получилась достаточно тяжелой, что сказалось на особенностях ее эксплуатации. К месту боевой работы орудие предлагалось доставлять в частично разобранном виде. Агрегаты лафета оставались на гусеничном буксируемом шасси, а ствол снимался и помещался на специальную ствольную повозку. Были разработаны два варианта повозки: гусеничный Б-29 и колесный Бр-10. Эти изделия имели как плюсы, так и минусы. К примеру, гусеничная ствольная повозка имела более высокую проходимость, однако в ходе эксплуатации регулярно ломались траки. Кроме того, чтобы стронуть с места повозку Б-29 с уложенным стволом требовалось усилие на уровне 1250 кг, поэтому в некоторых случаях ее приходилось буксировать сразу двумя тягачами. Колесная повозка требовала впятеро меньших усилий, но застревала на бездорожье.

Летом 1938 года были проведены сравнительные испытания двух ствольных повозок, по результатам которых оба этих агрегата подверглись серьезной критике. И Б-29, и Бр-10 не отвечали предъявляемым требованиям. Вскоре завод №172 (г. Пермь) получил задание на разработку нового буксируемого лафета как для Б-4, так и для двух других орудий, создававшихся в то время (т.н. артиллерийский триплекс). Этот проект лафета, получивший обозначение М-50, не удостоился должного внимания, из-за чего к началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 по-прежнему комплектовались несовершенными лафетами и повозками.

Основным элементом 203-мм гаубицы большой мощности Б-4 был нарезной ствол длинной 25 калибров (нарезная часть – 19,6 калибра). Орудия различных серий выпускались со стволами нескольких типов. Это были скрепленные стволы без лейнера, скрепленные с лейнером и моноблочные с лейнером. По имеющимся данным, независимо от конструкции стволы гаубиц были взаимозаменяемы.

Запирание ствола производилось при помощи поршневого затвора системы Шнейдера. Принцип работы затвора зависел от типа ствола. Так, орудия со скрепленными стволами имели двух- или тректактный затвор. С монолитными стволами использовались только двухтактные затворы. Напомним, двухтактный затвор при отпирании поворачивается вокруг своей оси, выходя из зацепления со стволом (первый такт), а затем вынимается из казенника и одновременно с этим уходит в сторону, позволяя зарядить орудие (второй). В случае с трехтактной схемой затвор сначала выходит из ствола, используя специальную раму (второй такт) и только после этого отводится в сторону (третий).

Ствол гаубицы закреплялся на противооткатных устройствах, выполненных на основе гидравлического тормоза отката и гидропневматического откатника. Во время выстрела все агрегаты противооткатных устройств были неподвижны. В качестве дополнительного средства обеспечения стабильности при стрельбе использовался сошник, смонтированный на станине гусеничного лафета.

Люлька с орудием устанавливалась на т.н. верхний лафет – конструкцию, обеспечивавшую наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. С гусеничным шасси верхний лафет контактировал при помощи вертикального боевого штыря, на котором мог вращаться при использовании механизмов наведения. Конструкция лафета и ограничения, связанные с мощностью отдачи, позволяли осуществлять горизонтальную наводку только в пределах сектора шириной 8°. При необходимости перенесения огня на больший угол приходилось разворачивать все орудие.

К люльке крепился зубчатый сектор механизма подъема. С его помощью можно было изменять угол возвышения ствола в пределах от 0° до 60°. Отрицательные углы вертикальной наводки не предусматривались. В составе механизма подъема имелась система быстрого приведения орудия к углу заряжания. С ее помощью ствол автоматически опускался и позволял производить заряжание.

Все агрегаты буксируемой гаубицы Б-4 устанавливались на гусеничном ходу оригинальной конструкции. Орудие оснащалось гусеницами шириной 460 мм, системой подрессоривания, тормозами и т.д. В задней части гусеничного хода предусматривалась станина с сошником для упора в грунт. Гусеничный лафет 203-мм гаубицы обр. 1931 года в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий: 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5.

Новая гаубица большой мощности была одним из самых крупных и тяжелых отечественных артиллерийских орудий того времени. В собранном виде орудие имело длину около 9,4 м и ширину почти 2,5 м. Высота линии огня составляла 1910 мм. Длина ствола с затвором превышала 5,1 м, а их общий вес достигал 5200 кг. С учетом т.н. откатных частей ствол весил 5,44 т. Лафет имел массу 12,5 т. Таким образом, готовая к стрельбе гаубица весила 17,7 т, не считая различных вспомогательных средств и боекомплекта. Ствольная повозка Б-29 на гусеничном ходу имела собственную массу на уровне 7,7 т, вес повозки со стволом достигал 13 т. Колесная повозка Бр-10 весила 5,4 т или 10,6 т со стволом.

Гаубица Б-4 обслуживалась расчетом из 15 человек. В их распоряжении имелся подъемный кран для загрузки снарядов и ряд другого оборудования, облегчавшего эксплуатацию орудия. В частности, на боковых поверхностях лафета предусматривались два сиденья для наводчиков, прикрытые металлическими щитками. Механизмы управления наводкой были выведены на обе стороны орудия.

На большие расстояния орудие Б-4 перемещали в разобранном виде. Гусеничный лафет можно было буксировать со скоростью не более 15 км/ч, ствольную повозку – не быстрее 25 км/ч. При необходимости перемещения гаубицы на небольшие расстояния (например, между позициями) допускалась буксировка в собранном виде. В таком случае скорость движения не должна была превышать 8 км/ч. Превышение рекомендованных скоростей грозило повреждением или разрушением ходовой части.

Гаубица Б-4 могла использовать все имевшиеся на вооружении артиллерийские снаряды калибра 203 мм. Основными ее боеприпасами были фугасные снаряды Ф-625 и Ф-625Д, а также бетонобойные Г-620 и Г-620Т. Эти боеприпасы весили около 100 кг и несли от 10 до 25 кг взрывчатого вещества. В послевоенный период номенклатура боеприпасов для орудия Б-4 расширилась специальным снарядом с ядерной боевой частью.

Орудие использовало раздельное картузное заряжание. Вместе со снарядом в камору предлагалось помещать один из 12 вариантов метательного заряда: от полного весом 15 кг до №11 весом 3,24 кг. Возможность комбинирования веса порохового заряда и угла возвышения ствола в сочетании с несколькими типами снарядов с разными характеристиками обеспечивала большую гибкость применения гаубицы. В зависимости от типа цели и дальности до нее можно было комбинировать угол вертикального наведения и вес метательного заряда. Дульная скорость снарядов колебалась от 290 до 607 м/с. Максимальная дальность стрельбы, достигавшаяся при оптимальной комбинации всех изменяемых параметров, достигала 18 км.

Для загрузки снарядов и картузов с порохом использовался небольшой подъемный кран, расположенный на станинах лафета. Ввиду большой массы боеприпасов ручное заряжание было затруднительно. Перед подъемом на линию заряжания снаряды помещались в специальный лоток, который и поднимался краном. Подобная аппаратура облегчала работу расчета, но скорострельность была небольшой. Натренированный расчет мог делать один выстрел за две минуты.

Несмотря на все трудности, три завода за несколько лет смогли освоить выпуск гаубиц большой мощности Б-4 обр. 1931 г. На пике производства каждый из трех заводов ежегодно выпускал по несколько десятков орудий. К началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала 849 такими гаубицами, что превышало изначально требовавшееся количество.

Известно, что в августе 1939 года был утвержден новый мобилизационный план, в котором, помимо прочего, устанавливалась организационная структура артиллерии большой мощности. В составе Артиллерии Резерва Главного командования планировалось сформировать 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц Б-4 в каждом. Численность личного состава каждого полка – 1374 человека. 13 новых полков должны были иметь двойное развертывание. Войскам в общей сложности требовалось 612 новых орудий. В то же время, для удовлетворения требований военного времени нужно было дополнительно построить порядка 550-600 гаубиц.

Первым вооруженным конфликтом, в котором использовались гаубицы Б-4, стала Советско-финская война. К концу 1939 года на фронт было переброшено почти полторы сотни таких орудий, которые активно использовались для уничтожения финских укреплений. Орудия Б-4 показали себя неоднозначно. Мощности гаубицы хватало для уничтожения некоторых дотов, но нередко артиллеристам приходилось сталкиваться с более защищенными целями. Иногда для разрушения бетонного сооружения требовалось попасть в одну точку двумя или тремя снарядами. При этом для ведения эффективного огня гаубицу приходилось чуть ли не вручную подводить на расстояние около 200 м от цели. Общая мобильность гаубицы тоже оставляла желать лучшего из-за ограничений, связанных с ее транспортировкой.

Боевая работа артиллеристов осложнялась малыми углами горизонтальной наводки, из-за чего для перенесения огня на большой угол требовалось разворачивать все орудие. В некоторых ситуациях расчетам не хватало защиты от огня противника, из-за чего приходилось полагаться на спешно вырытые окопы и другие укрытия.

Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, гаубицы большой мощности Б-4 хорошо справлялись со своими обязанностями. Использование этих орудий позволило уничтожить большое количество финских укреплений и тем самым позволило войскам выполнить поставленные задачи. Из 140 с лишним гаубиц зимой 1939-40 годов было повреждено или потеряно только 4. Остальные по окончании войны вернулись в части. Удачные попадания бетонобойных снарядов оставляли от финских укреплений груду колотого бетона и согнутой арматуры. За это гаубица Б-4 получила прозвище «Карельский скульптор».

22 июня 1941 года в составе Артиллерии Резерва Главного командования имелись 33 гап б/м вооруженных гаубицами Б-4. По штату им полагалось 792 гаубицы, хотя фактическое их количество, по некоторым данным, не превышало 720. Начавшаяся война привела к потере некоторого количества орудий. За лето и осень 41-го красноармейцы по разным причинам потеряли 75 гаубиц. Производство такого оружия было сильно сокращено в пользу более актуальных систем, из-за чего за время войны было изготовлено и передано войскам только 105 гаубиц.

Часть потерянных орудий стала трофеями немецких войск. Так, 529-й гап б/м, не имея нужного количества тягачей, летом 41-го потерял 27 исправных орудий. В Вермахте трофейные Б-4 получили обозначение 20,3 см Haubitze 503(r) и ограниченно использовались во время различных операций. Для стрельбы из этих гаубиц немцы использовали трофейные бетонобойные снаряды Г-620 и пороховые картузы собственного производства. По ряду причин количество «немецких» Б-4 постоянно сокращалось. Так, к весне 44-го в распоряжении противника имелось лишь 8 трофейных орудий.

Ввиду малой мобильности и постоянного отступления войск командование Красной Армии еще летом 1941 года приняло решение отвести все гаубичные артиллерийские полки большой мощности в тыл. На фронт артиллеристы вернулись только к концу 1942 года, когда стратегическая инициатива начала переходить к Советскому Союзу. В дальнейшем гаубицы Б-4 активно использовались в различных наступательных операциях в качестве средства уничтожения укреплений противника.

Как и другие гаубицы, орудие обр. 1931 года предназначалось для стрельбы по навесным траекториям. Тем не менее, во второй половине войны красноармейцы освоили и стрельбу прямой наводкой. Первый такой случай произошел 9 июня 1944 года на Ленинградском фронте. Задачей артиллерии большой мощности было уничтожение хорошо защищенного крупного дота, прикрытого другими огневыми точками. Этот комплекс укреплений был основой обороны противника в районе, из-за чего его требовалось уничтожить в кратчайшие сроки. Артиллеристы-красноармейцы под командованием командира батареи гвардии капитана И.И. Ведмеденко, маскируя тягачи шумом боя, вывели на позицию две гаубицы Б-4. В течение двух часов гаубицы прямой наводкой с расстояния 1200 м били бетонобойными снарядами по стенам укрепления толщиной в несколько метров. Несмотря на нестандартный способ применения, орудия справились с задачей. Командир батареи, уничтожившей дот, был удостоен звания Героя Советского Союза.

В дальнейшем 203-мм гаубицы большой мощности обр. 1931 г. неоднократно вели огонь прямой наводкой. Широко известны кадры кинохроники, на которых расчет орудия стреляет таким образом на улицах Берлина. Тем не менее, основным способом стрельбы остался огонь «по-гаубичному», с большими углами возвышения. На момент окончания Великой Отечественной войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.

Характерной особенностью гаубицы Б-4 была низкая мобильность, обусловленная ограничениями используемого гусеничного лафета. Решением этой проблемы могло стать создание самоходной артиллерийской установки, вооруженной таким орудием. В тридцатых годах советские инженеры разрабатывали САУ СУ-14 на базе тяжелого танка Т-35. Максимальная скорость такой машины на шоссе достигала 22 км/ч. Было построено два опытных экземпляра, которые в 1940 году прошли испытания и были отправлены на хранение. В 41-м их отправили на станцию Кубинка для участия в обороне Москвы. Это был единственный случай боевого применения таких самоходок.

Уже после окончания войны военные вернулись к идее создания колесного лафета для Б-4 и других орудий. По ряду причин работы затягивались, в результате чего опытный экземпляр гаубицы Б-4М на колесном ходу появился только в 1954 году. Новый колесный лафет в определенной мере повторял конструкцию гусеничного. Системы крепления гаубицы остались прежними, верхний лафет так же не претерпел серьезных изменений. Нижние агрегаты лафета получили опорную плиту и четыре колеса. При подготовке к стрельбе колеса должны были подниматься, в результате чего опорная плита орудия опускалась на землю.

В 1954 году военные испытали новый лафет с орудием Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2. В следующем году его приняли на вооружение. Новыми агрегатами оснащались орудия Б-4 (после такой модернизации они обозначались как Б-4М), Бр-2 и Бр-5. Новые стволы, затворы и т.д. не производились. Модернизация заключалась в установке имеющихся агрегатов на новые лафеты.

Имея большую мощность и высокое могущество снарядов, гаубица обр. 1931 г. оставалась на вооружении до конца восьмидесятых годов. Более того, в середине шестидесятых номенклатуру ее боеприпасов дополнили новым специальным снарядом 3БВ2 с ядерной боевой частью. Такой боеприпас позволял значительно повысить боевые возможности старого орудия.

Гаубица большой мощности Б-4 калибра 203 мм является одним из самых известных артиллерийских орудий СССР времен Великой Отечественной войны. Орудие с характерной конструкцией и высокими характеристиками стало одним из символов любой наступательной операции Красной Армии. Все крупные операции, проводившиеся с конца 1942 года, осуществлялись при огневой поддержке 203-мм гаубиц, уверенно поражавших укрепления противника.


Тактико-технические характеристики

Калибр, мм

114

Длина ствола, м

Масса в боевом положении, кг

Угол вертикального наведения, град.

-5°... +45°

Угол горизонтального наведения, град.

Начальная скорость снаряда, м/с

Максимальная дальность стрельбы, м

Масса снаряда, кг

Скорострельная тяжелая полевая 4,5-дюймовая гаубица была одним из орудий, использовавшихся армией Соединенного королевства в Первой мировой войне, разработанных после англо-бурской войны. Во время колониальных войн стало очевидно, что английские гаубицы слишком тяжелы и неповоротливы и имеют низкую скорострельность. Поэтому командование армии Британской империи запросило новые орудия для Королевской артиллерии. Поначалу государственные компании были ответственны за разработку нового типа орудия. Однако позже был проведен конкурс среди частных компаний. Конкурс на разработку и производство нового орудия выиграла частная оружейная компания «Ковентри Одненс Уоркс».

Прекращение государственной монополии на производство вооружений оказалось полезным: высадившийся в 1914 году во Франции британский экспедиционным корпус имел, пожалуй, лучшие полевые гаубицы в мире. И они успешно сочетались с 18-фунтовыми пушками в обычном полку полевой артиллерии. Как и 18-фунтовые орудия, 4,5-дюймовки были переданы армиям британских доминионов, включая Австралию, Канаду и Новую Зеландию, а в 1916 году - России, в связи с тяжелым положениям российской армии на восточных фронтах. Здесь они были применены в ходе событий революции 1917 года и гражданской войны. В 1941 году некоторые пушки были захвачены немцами и использовались как легкие полевые 114-мм гаубицы 363(r).


В Первую мировую войну пушка перевозилась на конной тяге (для этого требовалось 6 лошадей). Полный расчет состоял из 10 бойцов, включая подносчиков снарядов и ездовых. Шрапнель была наиболее распространенным снарядом, позже на смену ей пришли фугасные снаряды. Однако в 1914 году был большой недостаток данных снарядов, в результате чего в 1915 году разразился политический кризис под названием «скандал со снарядами». После окончания Первой мировой войны разразился еще один скандал вокруг использования данных снарядов. Так, немецкая фирма «Крупп» подала в международный суд на правительство Великобритании за использование фитилей, разработанных данной фирмой. И выиграла данный судебный процесс.

До 1914 года было выпущено 182 гаубицы, к 1918 году вышло еще 3,177. Данные орудия после окончания Первой мировой войны были оставлены на вооружении британской армии. Они еще участвовали в военных действиях в начале Второй мировой войны. Кто му времени их деревянные колеса со спицами были заменены пневматическими, под механическую тягу. А 96 захваченных немцами орудий были установлены на Атлантическом валу, получив обозначение leFH 361(e). Последние образцы орудия состояли на вооружении ирландской армии до конца 70-х годов.