Коренные малочисленные наро­ды. Северный дачник - новости, каталог, консультации Статья самые малые народы

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

  2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

  4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

  6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

  7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

  8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

  9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

  10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

  11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

  13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

  14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

  15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

  16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

  17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

  18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

  20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

  21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.
Малые народы России
1. ИТЕЛЬМЕНЫ
Ительмены - один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет. Самоназвание “ительмен”, производное от “итэнмэн” (живущий), было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй камчатской экспедиции 1733 - 1743 гг. Г.В.Стеллером и С.П.Крашенинниковым. Наиболее обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII-XVIIIвв. дал Б.О.Долгих. Он использовал материалы ясачных книг и пришел к выводу, что в 1697 г. численность ительменов равнялась 12 680 чел., а в 1738 г. - 8448 чел. Основными причинами уменьшения их численности являлись завезенные заразные болезни (оспа, “гнилая горячка” и так далее), колониальная политика царизма и процесс ассимиляции ительменов с русскими. У ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они преимущественно в Корякском АО. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов началось сселение ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны и Седанки Оседлой - в Тигиль. В настоящее время основная масса ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и Хайрюзово. Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и отличий. Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами. Все другие промыслы (сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных дикорастущих трав и корней - одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства. Поселения ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно- значимые дела, здесь проводились празднества жителей острога. По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания - рыбу; в честь него устраивали праздник “очищения “ в ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки столбов - идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души - бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха). Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов. Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов. Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор. Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

2. ДОЛГАНЕ

По свидетельству историков, первые письменные упоминания об Анабаре, где компактно проживают долгане, относятся к середине XVII века, где сообщается, что из Монголии были поселены стрелецкие отряды на государеву службу в новую землицу на Анабаре - реке (Б.К. Москаленко “Путешествия по Анабару”). А в начале XVII века в низовьях реки Анабар жили предки авашских нганасан - тавги, которые откочевали на запад за Хатангу, как предполагают, под натиском тунгусов (эвенков), в свою очередь вытесняемых с территории Центральной Якутии. По свидетельству известного советского историка И.С. Гурвича, в середине XVII века в наши края проникли и якуты небольшими группами “на дальние края - Оленьке и Анабаре”. Процесс проникновения на север Красноярского края, к полуострову Таймыр, в устье Енисея и Хатанги, якутов и эвенков также проходил примерно в это же время.

Таким образом, к приходу русских на Таймыр и примыкающие к нему приморские земли в XVIII - XIX веках на этой суровой территории совместно проживали разные по своему происхождению этносы (племена) - нганасаны, энцы, ненцы, эвенки, якуты. И здесь на базе смешения различных групп, проходил процесс формирования совершенно иной этнической общности, которая отличалась как языком, так и укладом жизни, т.е. возникла первооснова будущего долганского народа. Б.О. Долгих на большом фактическом материале доказал, что “основным ядром” современной долганской народности являются родовые образования долган, донгот, эдян, каранто вышеуказанных племен (этносов).

Таким образом, долгане - это ныне один из малочисленных народов Севера Российской Федерации, который проживает на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО Красноярского края и Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и населяет обширную территорию от низовьев реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке. Численность долган сегодня примерно 6 тысяч 200 человек, из них 5200 живут в Таймырском автономном округе, а 935 - человек - в Республике Саха (Якутия), в том числе компактно проживают в Анабарском улусе 879 человек. Язык в основном перенял якутский.

К началу Октябрьской революции эта группа населения находилась в ведении Енисейской губернии Туруханского края как Ханангский район с административным центром (условно) в населенном пункте Носко (ныне поселок Хатанга).

27 апреля 1922 года ВЦИК РСФСР обнародовал постановление об образовании Якутской АССР, которым в законодательном порядке были установлены внешние территориальные границы Якутии. Этим же постановлением ВЦИК Хатанго-Анабарский район был передан в состав Якутии и он вошел в Булунский округ. С этого времени вплоть до 1930 года начинается тяжба между якутским правительством и Енисейской губернией за владение Хатанго-Анабарским районом.

Но все-таки основная масса населения этой земли из-за отсутствия реальной помощи со стороны Туруханского края тяготела к Якутии. Она подтверждается в письме уполномоченного ЯЦИКа Кононова: “Енисейская администрация за 300 лет управления не дала местному населению ничего. Она требовала от него своевременного взноса в казну “Ясака”, а тем временем население разорялось в борьбе с безобразными условиями тундровой жизни, гнуло спину от бесправия администрации. Эта мрачная обстановка наложила известный отпечаток на психологию населения. Теперь каждое нововведение, каждая попытка разъяснить новые веяния культуры вызывает инстинктивные опасения и боязнь, а там и недоброжелательность”.

Такое положение фактически и сегодня сохраняется в жизни малочисленных народов, проживающих в Красноярском крае. Но те долгане, проживающие в Республике Саха (Якутия), как и все остальные малочисленные народы, имеют определенные льготы и преимущественное право согласно имеющимся законам “О статусе малочисленных народов Севера РС (Я)”, “О кочевой, родовой, родоплеменной общине РС (Я)” и многим постановлениям Правительства РС (Я) на возрождение традиционного уклада жизни, на развитие культуры и языка. Основное занятие долган - оленеводство, охотопромысел и рыболовство. Это истинно оленеводческий народ. И не зря первым Героем Социалистического Труда в 1957 году из оленеводов стал долганин из Анабарского улуса Илья Константинович Спиридонов. Имеются и свои, общепризнанные в республике поэты - С.С. Кылтасов, К.Н. Шубин, Л.А. Тунрин, профессиональный художник Ю.В. Спиридонов, известный не только в республике и России, но и за рубежом, и очень много оленеводов, охотников, награжденных несколькими орденами и медалями СССР и России. Очень популярен в республике детский долганский ансамбль “Хэйро”, много самодеятельных мелодистов, чьи песни пользуются большими успехами.

Женщины-долганки - в основном все хорошие мастерицы по пошиву национальной одежды, по украшению оленьих снаряжений, по оформлению домашней утвари для кочевой жизни.

В Анабарском улусе в основном долгане - 732 человека - компактно проживают в с. Юрюн-Хая у самого моря Лаптевых. Имеются свои средняя школа, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад и сельский клуб. Правда, клуб очень старый, планируется строительство культурного центра.

Не хватает учителей по профилирующим предметам. Из-за суровых климатических условий, в связи с отсутствием элементарных бытовых условий трудно привлечь педагогические кадры, и получается, что школу заканчивают с прочерком по одному из основных предметов.

Кеты - один из самых малочисленных народов Сибирского Севера. По данным переписи 1989 года их насчитывается 1084 человека. Расселены они в северной части Красноярского края. Большинство кетов сосредоточено на территории Туруханского района. Там они расположены компактными группами по притокам Енисея - Елогую, Сургутихе, Пакулихе и Курейке. Центр елогуйских кетов - пос. Келлог, сургутинских - Сургутиха, курейских - Бакланиха (Серково). Отдельные семьи кетов живут среди русского населения во многих приенисейских поселках Туруханского района. Подкаменская группа (центральная усадьба - пос. Суломай), согласно современному административному делению, входит в Байкитский район Эвенкийского автономного округа.

В России проживают 776 национальностей, многие из которых насчитывают не больше нескольких сотен человек, а некоторые находятся на грани исчезновения. Мы вспомнили малые народы нашей страны.

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами.
У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные».
Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы.
Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище - конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком.
Национальная одежда энцев - парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса.
Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами.

Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка.
Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством.
В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа - каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие.
Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли.
Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно - добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку.
Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры.

Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря».

Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали. Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века.
Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом - это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером».
Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.


В России проживает порядка 200 различных народов, однако, некоторые из них вскоре могут навсегда исчезнуть. Согласно переписи населения, численность некоторых народов не превышает 10 человек, а это значит, что с уходом последнего представителя уйдет язык и культура этого народа. Далее предлагаем познакомиться с народами, которые совсем скоро могут стать еще одной страницей в истории нашей страны.


1. Ханты. Это самая многочисленная народность в списке - по данным переписи, в России 31 000 хантов. Живут на севере Западной Сибири, разводят оленей, ловят рыбу и охотятся, побывать в спа-салоне spalotus.me им вряд ли удастся. На фото шаман.


11. Коряки. Коренные жители северной части полуострова Камчатка, сейчас их в России всего шесть с лишним тысяч человек. Один из самых северных народов мира. Каюр - погонщик собачьей упряжки в поселке Ильпырь.


12. Тофалары. Тофаларка в национальном костюме.


13. Всего 600 тофала́ров (раньше их называли карагасами) живет сейчас в Восточной Сибири.


14. Арчинцы. В переписи 2010 года только 12 человек указали такую национальность, видимо, поэтому их включили в состав аварцев. Живут в Дагестане. Национальный головной убор женщин-арчинок.


15. Водь. Жители Ленинградской области. Сейчас их осталось чуть больше семидесяти. Девушка в национальном костюме


16. Н.Ф. Нестеров - представитель древнего водского рода. В руках у него «чапиу» - они нужны для плетения больших рыболовецких сетей.


17. Нивхи (гиляки). Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Название переводится как «человек», или гилэми - «люди на веслах». Всего чуть больше 4 000 человек в России. Нивх в праздничном костюме


18. Селькупы. Сельку́пы (или остяки-самоеды) - народ, живущий на севере Западной Сибири. В России осталось 3 600 человек. Остяки-самоеды


19. Оленевод


20. Нганасаны. Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчинённую администрации города Дудинка. Самый северный народ Евразии, в России их 860 человек. Самоназвание «ня» - «товарищ». Маленький Никита и Алексей Чунанчары

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ (малочисленные народы), в Российской Федерации особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

В России одним из первых законодательных актов, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов, был Устав об управлении инородцев 1822. В 1920-х годах в постановлениях и декретах советского правительства (например, в декрете ВЦИК и СНК от 25.10.1926 «Об утверждении Временного положения об управлении туземными народностями и племенами северных окраин») сформирован закрытый перечень, первоначально включавший 24 этнические общности. Конституция Российской Федерации 1993 (ст. 69) ввела понятие «коренных малочисленных народов». В Российской Федерации действует Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (2000), а также Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2006). Единый перечень ныне включает 40 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки, орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры), а также абазин, бесермян, водь, ижорцев, нагайбаков, шапсугов и 14 народов Дагестана.

Согласно российскому законодательству, для признания народа коренным малочисленным он должен: осознавать себя самостоятельной этнической общностью (самоидентифицироваться), сохранять исконную среду обитания (территорию), национальные промыслы, то есть особое экономическое пространство, самобытную культуру, общий родной язык и иметь численность на территории России менее 50 тысяч человек. Отечественное законодательство о статусе и защите прав национальных меньшинств базируется на международных нормах, межгосударственных договорах России о правах человека и защите прав национальных меньшинств. Коренные малочисленные народы выделяются в отдельную группу народов в целях особой защиты со стороны государства, они наделены особым статусом, имеют ряд законодательно закреплённых льгот (преимущественное пользование биоресурсами, более ранний выход на пенсию, замена военной службы альтернативной, в перечень профессий которой включена пастьба оленей; освобождение от платы за землю и т. п.). Комплексно вопросы в сфере защиты прав национальных меньшинств урегулированы Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999). На федеральном уровне действуют также федеральные законы «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001); утверждена Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года» (2007). Кроме того, субъекты Федерации самостоятельно решают проблемы национальных меньшинств, проживающих на их территориях.

Лит.: Харючи С. Н. Коренные малочисленные народы: проблемы законодательства. Томск, 2004; Андриченко Л. В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005; Кряжков В. А. Статус коренных малочисленных народов России. Правовые акты. М., 2005. Кн. 3.