Краткая биография Циолковского Константина. Интересные факты и фото

Представитель древнего польского дворянского рода, Константин Циолковский родился в маленьком рязанском селе, работал простым школьным учителем и всю жизнь прожил в самых скромных условиях. При этом он создал великие труды по философии, социологии, аэродинамике и космонавтике, стал основоположником различных научных теорий, писал научно-фантастические произведения, переработал «Евангелие» и активно оспаривал теории Альберта Эйнштейна. В день рождения Циолковского сайт рассказывает о самых невероятных изобретениях, мыслях и гипотезах ученого.

Дирижабль Циолковского

«В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решил отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат», - запишет Константин Эдуардович в своей автобиографии. Слова «дирижабль» в то время и вовсе не существовало, а аэростаты имели небольшие объемы, купол их изготавливали из прорезиненной ткани, которая быстро изнашивалась и выпускала взрывоопасный водород.

Циолковский первым предложил совершенно новую и оригинальную идею аэростата с тонкой металлической оболочкой с гофрированными боковинами, которая позволила бы сохранять постоянную подъёмную силу при различной высоте полёта и температуре атмосферного воздуха. Кроме того, такая оболочка была крайне прочной. Вместо водорода ученый предложил использовать нагретый воздух. Аэростат Циолковского должен был быть огромным даже по современным меркам: объёмом до 500 000 кубических метров, что более чем в два раза превышало объём знаменитых немецких дирижаблей конца 1920-х годов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II».

Циолковский и модели его дирижабля. Фото: Commons.wikimedia.org

Прогрессивный для своего времени проект Циолковского не нашел поддержки, в субсидии на постройку модели отказали. Константин Эдуардович даже общался за помощью в Генеральный штаб русской армии, но и там сочли его изобретение фантастическим. В целом труды Циолковского по дирижаблю не получили признания и у официальных представителей русской науки.

Первая попытка воплотить проект была предпринята только в 1931 году, когда построить дирижабль по проекту Циолковского попытались на комбинате «Дирижаблестрой». Аэростат так и не был построен «из-за низкого технологического уровня предприятия». Но впоследствии инженеры убедились в том, что теоретические предположения ученого были верны.

Моноплан

Немецкий моноплан времен Первой мировой войны. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1894 году в своей статье «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина» Циолковский предвосхитил конструкцию монопланов - самолетов, которые начали строить в передовых странах только через два десятилетия. Константин Эдуардович впервые дал описание, расчёты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом, а также обосновал положение о необходимости улучшения обтекаемости фюзеляжа аэроплана в целях получения больших скоростей. Перед Первой мировой немецкие монопланы поражали воображение современников, а ведь еще незадолго до этого проект Циолковского российская наука снова не восприняла всерьез.

Лунный пейзаж

В 1887 году Циолковский пишет научно-фантастическую повесть «На Луне». Казалось, тот самый «маленький шажок для человека и огромный скачок для человечества» простой учитель совершил более чем за 80 лет до его воплощения - высадки «Аполлона».

В честь Циолковского, так подробно описавшего лунный пейзаж, назвали кратер на обратной стороне Луны. Фото: Commons.wikimedia.org

«Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты, так как мы не видим на них легкой вуали — прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдалённые предметы воздух… Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера. Даже Сахара — и та показалась бы раем в сравнении с тем, что мы видели тут», - пишет Циолковский от имени рассказчика.

Кроме того, автор подробно и поразительно точно описывает вид Солнца и Земли с поверхности Луны. Проанализировав следствия малой силы тяжести, отсутствия атмосферы, писатель предвосхищает поведение жидкостей и газов, испарения, кипения, и других физических процессов.

Прототип аэродинамической трубы и шасси

Современная аэродинамическая труба NASA. Фото: Commons.wikimedia.org

Циолковский не только создал в своей квартире первую в России аэродинамическую лабораторию, но и 1897 году самостоятельно построил прототип первой аэродинамической трубы собственной оригинальной конструкции - техническое устройство, предназначенное для моделирования воздействия среды на движущиеся в ней тела. По этому прототипу под руководством великого русского инженера Николая Жуковского и была создана в 1902 году аэродинамическая труба в при механическом кабинете Московского университета.

В последствии Жуковский признавался, что именно работы по аэродинамике Циолковского стали источником его идей. Также в этой сфере Циолковскому принадлежит изобретение собственной схемы газотурбинного двигателя, а еще ученый первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси самолета.

Поезд на воздушной подушке

В 1927 году в небольшой брошюре «Сопротивление воздуха и скорый поезд» Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

«Трение поезда почти уничтожается избытком воздуха, находящегося между полом вагона и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Необходима работа для накачивания воздуха, который непрерывно утекает по краям щели между вагоном и путем. Она велика, между тем как подъемная сила поезда может быть громадна. Так, если сверхдавление в одну десятую атмосферы, то на каждый квадратный метр основания вагона придется подъемная сила в одну тонну. Это в 5 раз больше, чем необходимо для легких вагонов.

Не нужно, конечно, колес и смазки. Тяга поддерживается задним движением вырывающегося из отверстия вагона воздуха. Работа накачивания тут также довольно умеренна (если вагон имеет хорошую, легко обтекаемую форму птицы или рыбы), является возможность получать огромные скорости», - писал Циолковский.

Эта теория легла в основу создания транспорта на воздушной подушке спустя многие годы: первые морские плоскодонные суда на воздушной подушке поступили в эксплуатацию в Англии лишь в 1958 году.

Многоступенчатая ракета

Современные ракеты летают по принципу, разработанному Циолковским. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

В 1929 году Циолковский издает новую книгу - «Космические ракетные поезда». «Ракетные поезда» Циолковского - это комплексы ракет, которые по мере отработки топлива сбрасываются на землю. Ученый предположил, что благодаря такому принципу к моменту отсоединения последней ракеты скорость поезда будет позволять ему унестись в космос. В 1935 году в своей работе «Наибольшая скорость ракеты» Константин Эдуардович доказал, что что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение остается верным до сих пор, но проверить на практике теорию Циолковского смогли только в 1944 году, когда немцы запустили «Фау-2» - в первый в истории предмет, совершившим суборбитальный космический полёт.

Космический лифт

Лифт, способный доставить человека в космос, придуманный Циолковским, сейчас разрабатывает NASA. Фото: www.globallookpress.com

Лифт, с помощью которого можно попасть в космос, тоже идея Циолковского. Описание и проект такого устройства Константин Эдуардович изложил в своем труде 1895 года. По задумке ученого, космический лифт напоминал башню (к слову, Эйфелеву башню, которую построили в Париже уже после публикации проекта Циолковского). Башня должна была быть в 100 тысяч раз выше обычной - 35 тысяч километров, а ее верхушка бы двигалась со скоростью 11 километров в секунду. Позже такую скорость назвали второй космической, и теперь именно с ней летают межпланетные аппараты. И только в 2005 году NASA объявило конкурс на создание современного проекта космического лифта.

Теоритические исследования космоса и возможности его освоения, проведенные Циолковским, не могут не поразить: полагаясь лишь на расчёты, ученый описал невесомость, необходимость скафандра при выходе из ракеты, определил оптимальные траектории полёта при спуске на Землю, предсказывал создания искусственных спутников Земли и орбитальных станций.

Многое из описанного Циолковским - от заселения Вселенной до разума атома и бессмертия - так далеко уходит за пределы современной науки, что трудно предположить, насколько реальны эти гипотезы. Однако и опровергнуть их наука не может.

Циолковский, Константин Эдуардович – русский, а затем советский исследователь, ученый. Основоположник космонавтики. Исследователь воздухоплавания и аэродинамики. Приверженец космизма, пропагандист освоения космоса.

Биография

Константин Эдуардович Циолковский появился на свет 17 сентября 1857 года в маленьком селе Ижевское, что невдалеке от Рязани. Отец, Эдуард Игнатьевич Циолковский, работал лесником. Мать, Мария Ивановна Юмашева, происходила из семьи мелкопоместных дворян, занималась домашним хозяйством.

В 1868 году семья перебралась во Вятку, а в следующем году Константин поступил во Вятскую гимназию. Учеба давалась тяжело, во многом из-за глухоты, которая была последствием скарлатины. В 1873 году Константина отчислили из гимназии. После этого он больше нигде и никогда не учился, предпочитая заниматься самообразованием.

В 16-летнем возрасте Циолковский уезжает в Москву. В течении трех лет изучает математику, химию, механику, астрономию. Использует специальный слуховой аппарат для общения с окружающими. Несмотря на все свои усилия, Константин не в силах себя обеспечить, — жизнь в столице для него слишком дорогая. В 1876 году он возвращается к отцу во Вятку.

Здесь он занимается репетиторством, дает частные уроки по математике и физике. Ученики охотно шли к Циолковскому, который уже зарекомендовал себя как отличного учителя.

В 1878 году Циолковский с семьей приезжает в Рязань. Здесь он сдает экзамены, получает диплом учителя и отправляется работать в школу в Боровске.

В Боровском уездном училище, несмотря на удалении от научных центров страны, Циолковский активно ведет исследования в области аэродинамики. Он создает основы кинетической теории газов и отправляет данные в Русское физико-химическое общество. Менделеев присылает ответ: это открытие уже сделано 25 лет тому назад. Для Константина Эдуардовича это стало настоящим потрясением, но он быстро справился с ним. Зато в Петербурге приняли во внимание талант Циолковского.

В 1892 году Константин Эдуардович переезжает в Калугу. Снова работает учителем, занимается аэронавтикой и астронавтикой. Здесь он создал тоннель, в котором проверял аэродинамику летательных аппаратов. Циолковский просит финансовой помощи у Физико-химического общества, но оно не выделяет на опыты ни копейки. Ученому-самоучке приходится использовать для опытов деньги семьи. На свои средства он создал и тщательно протестировал около 100 различных моделей летательных аппаратов. Вскоре известия об опытах все же заставляют Физико-химическое общество выделить 470 рублей. Эти деньги пошли на создание усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

В этот период Циолковский все больше внимания уделяет космосу. В 1895 году публикуется его книга «Грезы о земле и небе». Год спустя начинается работа над книгой «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя». В этом труде внимание было уделено ракетным двигателям, особенностям топлива, транспортировке грузов в космосе.

Начало 1900-х годов для Циолковского было нелегким. В 1902 году покончил с собой сын Игнатий. Спустя пять лет разлилась Ока, вода затопила дом исследователя, безвозвратно уничтожила много экспонатов, машин, уникальных расчетов. Физико-химическое общество к моделям летательных аппаратов Циолковского осталось равнодушным и денег на продолжение исследований выделять не захотело.

С приходом к власти большевиком жизнь Циолковского стала полегче. Русское Общество Любителей Мироведения выделило ему пенсию, благодаря чему исследователь не умер от голода. В ноябре 1919 года Циолковского арестовали и увезли на Лубянку. Ему повезло – через несколько недель выпустили. Согласно некоторым данным, благодаря ходатайству кого-то из высокопоставленных партийцев.

В 1921 году советская власть принимает решение назначить Циолковскому пожизненную пенсию.

19 сентября 1935 года Константин Эдуардович Циолковский скончался от рака желудка в своем калужском доме.

Основные достижения Циолковского

  • Более 400 работ по теории ракетостроения.
  • Работал над обоснованием возможности космических путешествий.
  • Создал первую в стране аэродинамическую лабораторию и аэродинамическую трубу. Разработал методику исследования аэродинамических свойств летательных аппаратов.
  • Спроектировал управляемый аэростат, создал модель цельнометаллического дирижабля.
  • Изложил строгую теорию реактивного движения. Доказал необходимость использования ракет для космических путешествий.
  • Создал собственную схему газотурбинного двигателя.
  • Предложил старт ракеты с наклонной направляющей. Сейчас способ используется в системах залпового огня.

Важные даты биографии Циолковского

  • 17 сентября 1857 года – рождение в селе Ижевское.
  • 1869 год – поступление во Вятскую мужскую гимназию.
  • 1870 год – смерть матери.
  • 1880 года – начало работы учителем в Боровске. Обвенчался с Варварой Евграфовной Соколовой.
  • 1881 год – смерть отца.
  • 1880–1883 годы – публикация научных работ «Продолжительность лучеиспускания Солнца», «Теория газов», «Механика подобно изменяющегося организма», «Свободное пространство». Переезд в Калугу и преподавание в местном уездном училище.
  • 1892 год – выходит в свет книга «Аэростат металлический управляемый».
  • 1896 год – начало исследований ракетодинамики.
  • 1897 год – создание аэродинамической трубы.
  • 1899 год – начало работы в Калужском епархиальном женском училище.
  • 1900 год – создание усовершенствованной аэродинамической трубы.
  • 1909-1911 годы – получил патенты, связанные с созданием дирижаблей, в Бельгии, Германии, Италии, Швеции, Франции, Великобритании, Австрии, России, США.
  • 1918 год – член Социалистической академии общественных наук. Учитель Калужской единой трудовой советской школы.
  • 1919 год – комиссия отвергает проект дирижабля для советской армии. Написание автобиографии «Фатум, рок, судьба». Арест и несколько недель на Лубянке.
  • 1921 год – техник-конструктор Калужского губсовнархоза. Присвоение пожизненной пенсии — 500 000 руб. в месяц.
  • 1929 год – встреча с Сергеем Королевым.
  • 1935 год – написание автобиографии «Черты из моей жизни».
  • 19 сентября 1935 года — Константин Эдуардович Циолковский скончался от рака.
  • Идеи Циолковского вдохновили Александра Беляева на создание научно-фантастического романа под названием «Звезда КЭЦ».
  • В 14 лет из подручных материалов изготовил токарный станок, а в 15 – воздушный шар.
  • Во время пожара в доме Циолковского уцелела только швейная машинка.

Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли весомый вклад в развитие науки, а биография вызывает интерес не только с точки зрения его достижений, - это великий ученый, советский исследователь с мировым именем, основоположник космонавтики и пропагандист пространства. Известен как разработчик способной покорить космическое пространство.

Кто он - Циолковский?

Краткая является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Будущий ученый родился 17 сентября 1857 года недалеко от Рязани, в селе Ижевское.
Отец, Эдуард Игнатьевич, работал лесником, а мама - Мария Ивановна, происходившая из семьи мелкопоместных крестьян, вела домашнее хозяйство. Через три года после рождения будущего ученого его семья по причине возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань. Начальным обучением Константина и его братьев (чтением, письмом и азами арифметики) занималась мама.

Молодые годы Циолковского

В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота - следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина - Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы. Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества. В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Константин Циолковский: интересные факты

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем - одним из основоположников Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых. Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике. По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки.

Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация. Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно. В 1876 году умер Игнатий - брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

Личная жизнь ученого

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной - дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья. В январе 1881 года умер отец Константина.

Краткая биография Циолковского упоминает такой страшный случай в его жизни, как пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

Жизнь в Калуге: краткая биография Циолковского

В 1892 году он переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов. Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по теории и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их. Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, израсходованных ученым на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса. 1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Тяжелый двадцатый век

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Последние годы жизни

Краткая биография Циолковского описывает, что немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью. Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца. В 1923 году не стало еще одного сына - Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни.

Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта - немецкого физика - о космических полетах и ракетных двигателях. В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально. Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

Скончался Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли огромный вклад в изучение космонавтики, в родной Калуге 19 сентября 1935 года от рака желудка.

Достижения Константина Циолковского

Основными достижениями, которым Константин Эдуардович Циолковский - основоположник космонавтики - посвятил всю свою жизнь, являются:

  • Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.
  • Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.
  • Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.
  • Работа над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.
  • Создание собственной схемы газотурбинного двигателя.
  • Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.
  • Проектирование управляемого аэростата.
  • Создание модели цельнометаллического дирижабля.
  • Идея о старте ракеты с наклонной направляющей, успешно используемая в нынешнее время в системах залпового огня.
Краткая биография Циолковского является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Будущий ученый родился 17 сентября 1857 года недалеко от Рязани, в селе Ижевское. Отец, Эдуард Игнатьевич, работал лесником, а мама – Мария Ивановна, происходившая из семьи мелкопоместных крестьян, вела домашнее хозяйство. Через три года после рождения будущего ученого его семья по причине возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань. Начальным обучением Константина и его братьев (чтением, письмом и азами арифметики) занималась мама.

Молодые годы Циолковского

В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина - Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы. Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества. В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Константин Циолковский: интересные факты

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем – одним из основоположников русского космизма. Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых. Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике. По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки.

Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация. Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил опыты по физике. Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно. В 1876 году умер Игнатий – брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

Личная жизнь ученого

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной – дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья. В январе 1881 года умер отец Константина.

Краткая биография Циолковского упоминает такой страшный случай в его жизни, как пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

Жизнь в Калуге: краткая биография Циолковского

В 1892 году он переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов. Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по космической биологии, теории реактивного движения и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их. Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, израсходованных ученым на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса. 1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Тяжелый двадцатый век

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Последние годы жизни

Краткая биография Циолковского описывает, что немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью. Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца. В 1923 году не стало еще одного сына - Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни.

Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта - немецкого физика - о космических полетах и ракетных двигателях. В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально. Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

Скончался Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли огромный вклад в изучение космонавтики, в родной Калуге 19 сентября 1935 года от рака желудка.

Достижения Константина Циолковского

● Основными достижениями, которым Константин Эдуардович Циолковский – основоположник космонавтики - посвятил всю свою жизнь, являются:
● Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.
● Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.
● Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.
● Работа над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.
● Создание собственной схемы газотурбинного двигателя.
● Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.
● Проектирование управляемого аэростата.
● Создание модели цельнометаллического дирижабля.
● Идея о старте ракеты с наклонной направляющей, успешно используемая в нынешнее время в системах залпового огня.


Рус. ученый и изобретатель, сделавший ряд крупных открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.

Род. в с. Ижевском Рязанской губ., в семье лесничего. После перенесенной в детстве тяжелой болезни (скарлатины) Ц. почти полностью потерял слух и был лишен возможности учиться в школе и активно общаться с людьми. Занимался самостоятельно; с 16 до 19 лет жил в Москве, изучая физико-математич. науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 Ц. экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 был назначен учителем арифметики, геометрии и физики в Боровское уездное училище Калужской губ. К этому времени относятся первые научные исследования Ц. Самостоятельно, не зная об уже сделанных открытиях, он в 1881 разработал основы кинетич. теории газов. Вторая его работа - "Механика животного организма", получила благоприятный отзыв знаменитого физиолога И. М. Сеченова, и Ц. был принят в чл. Рус. физико-химич. об-ва.

Главные работы Ц., выполненные после 1884, были тесно связаны с тремя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллич. аэростата (дирижабля), хорошо обтекаемого аэроплана и ракеты для межпланетных путешествий. Большинство научных исследований по цельнометаллич. дирижаблю было выполнено Ц. в 1885-92. Описание и расчеты аэроплана были опубл. в 1894. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Великой Окт. социалистич. революции он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов.

Результатом исследовательской работы Ц. по дирижаблю было соч. "Теория и опыт аэростата" (1887), в к-ром дано научное и технич. обоснование конструкции дирижабля с металлич. оболочкой. К работе были приложены чертежи, поясняющие детали конструкции. Дирижабль Ц. выгодно отличался от предшествовавших ему конструкций рядом особенностей. Во-первых, это был дирижабль переменного объема, что позволяло сохранять постоянную подъемную силу при различных температурах окружающего воздуха и различных высотах полета. Возможность изменения объема конструктивно достигалась при помощи особой стягивающей системы и гофрированной оболочки. Во-вторых, газ, наполняющий дирижабль, можно было подогревать за счет тепла отработанных газов, пропускаемых по змеевикам. Третья особенность конструкции состояла в применении для увеличения прочности гофрированной тонкой металлич. оболочки, причем волны гофра располагались перпендикулярно к оси дирижабля. Выбор геометрич. формы дирижабля и расчет прочности его тонкой оболочки были впервые выполнены Ц.

Однако, прогрессивный для своего времени, проект дирижабля Ц. не был поддержан; автору было отказано даже в субсидии на постройку модели. Обращение Ц. в ген. штаб рус. армии также не имело успеха. Печатный труд Ц. "Аэростат металлический управляемый" (1892) получил нек-рое число сочувственных отзывов, и этим дело ограничилось.

В 1892 Ц. переехал в Калугу, где вел преподавание физики и математики в гимназии и епархиальном училище. В научной деятельности он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Ц. принадлежит замечательная идея постройки аэроплана с металлич. каркасом. В статье "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина" (1894) даны описание и чертежи моноплана, к-рый по своему внешнему виду и аэродинамич. компоновке предвосхищал конструкции самолетов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Ц. крылья имеют толстый профиль с округленной передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Ц. построил в 1897 первую в России аэродинамич. трубу, разработал методику эксперимента в ней и позднее (1900) на субсидию Академии наук выполнил продувки простейших моделей и определил коэффициенты сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работы над аэропланом также не получили признания у представителей официальной рус. науки. На дальнейшие изыскания в этой области Ц. не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.

Важнейшие научные результаты получены Ц. в теории движения ракет. Мысли об использовании принципа реактивного движения для целей летания высказывались Ц. еще в 1883, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к самому концу 19 в. В 1903 в статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами" на основании общих теорем механики Ц. дал теорию полета ракеты с учетом изменения ее массы в процессе движения, а также обосновал возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений. Строгое математич. доказательство возможности применения ракеты для решения научных проблем, использования ракетных двигателей для создания движения грандиозных межпланетных кораблей целиком принадлежат Ц. В этой статье и в последовавших продолжениях ее он впервые в мире дал основы теории жидкостного реактивного двигателя, а также элементов его конструкции.

В 1929 Ц. разработал весьма плодотворную теорию движения составных ракет или ракетных поездов; он предлагал к осуществлению два типа составных ракет. Один из типов - последовательная составная ракета, состоящая из нескольких соединенных одна за другой ракет. При взлете толкающей является последняя (нижняя) ракета. После использования ее топлива она отделяется от поезда и падает на землю. Далее начинает работать двигатель ракеты, оказавшейся последней. Эта ракета для оставшихся является толкающей до момента полного использования своего топлива, а затем также отделяется от поезда. К цели полета доходит лишь головная ракета, достигающая значительно более высокой скорости, чем одиночная ракета, т. к. она разогнана отброшенными в процессе движения ракетами.

Второй тип составной ракеты (параллельное соединение ряда ракет) был назван Ц. эскадрильей ракет. В этом случае, по мысли Ц., все ракеты работают одновременно, до момента использования половины своего топлива. Затем крайние ракеты сливают оставшийся запас топлива в полупустые баки остальных ракет и отделяются от ракетного поезда. Процесс переливания топлива повторяется до тех пор, пока от поезда останется лишь одна головная ракета, набравшая очень высокую скорость.

Создание разумной конструкции составной ракеты является одной из наиболее актуальных проблем, над к-рой работают ученые и инженеры.

Ц. первым решил задачу о движении ракеты в однородном поле тяготения и подсчитал необходимые запасы топлива для преодоления силы притяжения Земли. Приближенно он рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты и вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Ц. является основоположником теории межпланетных сообщений. Вопрос о межпланетных путешествиях интересовал Ц. с самого начала его научных изысканий. Его исследования впервые строго научно показали возможность осуществления полета с космич. скоростями, несмотря на большие технич. трудности практич. осуществления этих полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли, и высказал идею о создании внеземных станций как промежуточных баз при межпланетных сообщениях, подробно рассмотрел условия жизни и работы людей на искусственном спутнике Земли и межпланетных станциях. Ц. выдвинул идею газовых рулей для управления полетом ракеты в безвоздушном пространстве; он предложил гироскопич. стабилизацию ракеты в свободном полете в пространстве, где нет сил тяжести и сил сопротивления. Ц. понимал необходимость охлаждения стенок камеры сгорания реактивного двигателя, и его предложение охлаждать стенки камеры компонентами топлива широко используется в совр. конструкциях реактивных двигателей.

Чтобы ракета не сгорела, как метеорит, при возвращении из космич. пространства на Землю, Ц. предложил специальные траектории планирования ракеты для погашения скорости при приближении к Земле, а также способы охлаждения стенок ракеты жидким окислителем. Он исследовал большое число различных окислителей и горючих и для жидкостных реактивных двигателей рекомендовал следующие топливные пары: жидкий кислород и жидкий водород; спирт и жидкий кислород; углеводороды и жидкий кислород или озон.

При Сов. власти условия жизни и работы Ц. радикально изменились. Его исследованиям правительство оказало всяческое содействие, к ним был проявлен большой интерес со стороны общественных и научных организаций. Ц. была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной работы.

Ц. принадлежит также ряд исследований в других областях знаний: в аэродинамике, философии, лингвистике, труды об общественном устройстве жизни людей на искусственных островах, плавающих вокруг Солнца между орбитами Земли и Марса. Нек-рые из этих исследований являются спорными, нек-рые повторяют результаты, полученные другими учеными. Это хорошо знал и сам Ц., но в условиях дореволюционной Калуги он не мог систематически следить за мировой научной литературой. В 1928 он писал: "Я многое открыл, что было уже открыто ранее меня. Значение таких работ я признаю только для самого себя, так как они давали мне уверенность в моих силах". Исследования Ц. по ракетной технике и теории межпланетных путешествий служат руководящим материалом для совр. конструкторов и ученых, занимающихся созданием реактивных аппаратов. Идеи Ц. успешно претворяются в жизнь.

Соч.: Собрание сочинений, т. 1-2, М., 1951-54; Избранные труды, кн. 1-2, Л., 1934; Труды по ракетной технике, М., 1947.

Лит.: Юрьев Б. Н., Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского, в кн.: Труды по истории техники, вып. 1, М., 1952; Космодемьянский А. А., К. Э. Циолковский - основоположник современной ракетодинамики, там же; его же, Константин Эдуардович Циолковский, в кн.: Люди русской науки, с предисл. и вступ. статьей акад. С. И. Вавилова, т. 2, М.-Л., 1948 (имеется список трудов Ц. и лит. о hеm); Арлазоров M. С., Константин Эдуардович Циолковский. Его жизнь и деятельность, 2 изд., М., 1957

Циолковский, Константин Эдуардович

(17.IX.1857-19.IX.1935) - русский ученый и изобретатель, основатель современной космонавтики и ракетной техники. Род. в семье лесничего в с. Ижевском (бывш. Рязанской губ.). В результате осложнения после перенесенной в детстве скарлатины потерял слух и был лишен возможности поступить в учебное заведение. Самостоятельно изучил физику и математику. В 1879 г. сдал экстерном экзамен на звание учителя, а в следующем году был назначен учителем математики в уездном училище гор. Боровска. С 1898 г. преподавал математику и физику в женском училище в Калуге.

Первые научные исследования Циолковского начались в 80-х годах. В 1885-1892 гг. он провел значительную часть своих исследований по обоснованию возможности постройки цельнометаллического дирижабля. С 1896 г. начал систематически заниматься разработкой теории движения реактивных аппаратов. Им были предложены схемы ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. В 1903 г. в статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами" применил общие законы механики к теории полета ракеты переменной массы и обосновал возможность межпланетных сообщений. До Великой Октябрьской социалистической революции идеи Циолковского не были оценены по достоинству. После революции Советское правительство оказало исследованиям Циолковского широкое содействие. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность работы. В 1929 г. он разработал теорию движения составных многоступенчатых ракет, с большим успехом применяемую в современной космонавтике. Первым разработал идею ракеты - искусственного спутника Земли и изучил условия жизни и работы его экипажа. Он считал, что внеземные станции должны быть промежуточными базами для дальнейшей экспансии человека в Космос. Циолковский является также автором трудов по аэродинамике, философии, им разрабатывались социальные проекты будущего человеческого общества.

В настоящее время труды Циолковского получили мировое признание. Его исследования и идеи, подтвержденные всей практикой современной космонавтики, широко используются при разработке различных космических проектов.

Был почетным членом Русского общества любителей мироведения, почетным профессором Академии Воздушного Флота им. Н. Е. Жуковского. В СССР издано полное собрание сочинений Циолковского в четырех томах, учреждена золотая медаль его имени за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений.

Лит.: Арлазоров М. Циолковский. - М., "Молодая гвардия", 1962. - Циолковский К. Э. Собрание сочинений. Т. 1-4. - М., 1951-1964. - Юрьев Б. Н. Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского. - В кн.: Труды по истории техники, вып. 1. - М., 1952.

Циолковский, Константин Эдуардович

Выдающийся ученый, один из основателей космонавтики, мыслитель. Род. в с. Ижевское, ныне Рязанской обл.; из семьи лесничего, обрусевшего поляка. В детстве почти полностью потерял слух, и с 14 лет учился самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физ.-матем. науки по программам средней и высшей школы. Посещая Румянцевскую библиотеку, познакомился с Н.Ф.Федоровым, к-рый, по признанию самого Ц., заменил ему университетских проф. В 1879 Ц. сдал экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии. В 1880 получает диплом учителя, и до 1920 работает в школах Боровска, затем Калуги. Там же занимается науч.-иссл. деятельностью. В центре его науч. интересов были проблемы преодоления смерти человека, проблемы смысла жизни, проблемы космоса, места человека в космосе, возможности бесконечного человеч. существования. Важнейшим средством решения этих задач он считал изобретение ракет и поселение человечества (ввиду конечности Земли) в др. мирах. В 1924 переизд. его статьи о ракете утверждается его мировой приоритет в этой обл. В конце 20-х гг. приобретает мировую известность как глава нового науч. направления - ракетодинамики. Формируется группа изучения ракетного движения во главе с Ф.А.Цандером; из этой группы вышел С.П.Королев. Умер Ц. в Калуге.

А.П.Алексеев

Космич. философию Ц. определял как знание, основанное только на авторитете "точной науки", в связи с чем ее нередко относят к естественно-науч. направлению космизма. Но на самом деле космич. филос - мировоззренч. система, она содержит подробно разработанную метафизику и этику. Включая нек-рые фрагменты науч. картины мира, мировоззренч. концепция Ц. выходит далеко за границы оснований науч. познания. Видное место в ней отводится вере, в т.ч. религ. Разрабатывая идею "первопричины", или "причины" Вселенной, Ц. приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога. Неявным образом космич. филос. Ц. испытала сильное влияние теософии и оккультизма. Характерная черта космич. филос. состоит в том, что в ней синтезированы разнообразные течения зап. (Платон, Левкипп, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и вост., преимущественно эзотерической филос. мысли. Этим обусловлена ее глубокая ан-тиномичность. Исходным принципом космич. филос. Ц. выступает принцип атомистического панпсихизма. По Ц., "неделимую основу или сущность мира" составляют "атомы-духи" ("идеальные атомы", "первобытные духи"). Это - элемент метафиз. субстанции, отличный от элементарных частиц совр. физики. "Атомы-духи" - простейшие "существа", обладающие "чувствительностью". В своей космич. этике Ц. фактически отрицал личностную основу человеч. "Я". Для него "Я" -. это ощущение "атома-духа", находящегося в живом веществе. Именно "атомы-духи" - подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному,- "союз" таких атомов, живущих в согласии друг с другом (Этика или естественные основы нравственности // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 372). Принцип монизма выражает в космич. филос. единство: а)субстанциальной основы мира; б) материального и дух. начал Вселенной; в) живой и неживой материи ("все живо и только временно находится в небытии, в форме неорганизованной мертвой материи" (Научная этика // Очерки о Вселенной. М., 1992. С.119); г) единство человека и Вселенной. К числу осн. относятся в космич. филос. также принципы бесконечности , эволюции и антропный принцип. Вселенная, согласно космич. филос., - это целостный живой организм, к-рый "подобен добрейшему и разумнейшему животному" (Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы // Очерки о Вселенной. С.43). Такое понимание космоса, восходящее к платоновской традиции, Ц. явно противопоставлял образу Вселенной класс. естествознания. В бесконечном времени может существовать множество космосов, так же как они существуют и в бесконечном пространстве. Выступая против признания принципа возрастания энтропии, Ц. говорил о "вечной возникающей юности" Вселенной. Все процессы он считал периодическими и обратимыми. В этом и состоит эволюционизм космич. филос., к-рый включает также идею бесконечного возрастания могущества некосмического разума. "Смысл" Вселенной Ц. видел в стремлении материи к самоорганизации, неизбежности возникновения высокоразвитых космич. цивилизаций. Идея единства человека и космоса нашла у Ц. выражение в форме двух дополнительных по своему содержанию принципов космизма: 1) принцип, к-рый сам Ц. формулировал так: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной" (во-первых, "причина" и "воля" космоса почти фаталистически детерминируют деятельность и поведение человека; во-вторых, метафизика человеч. судьбы получает в космич. филос. оригинальную интерпретацию: смерти нет); в ритмах космич. эволюции смерть сливается с "новым совершенным рождением", этим для каждого существа обеспечивается субъективное ощущение "никогда не кончающегося счастья"; 2) принцип, к-рый можно сформулировать следующим образом: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т. е. человечества и др. космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Оба эти принципа у Ц. сосуществуют. Он считал, что для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида "хомо сапиенс", совершенствование биол. природы человека путем естеств. и искусств, отбора. Высокоразвитые космич. цивилизации, посещая миры, на к-рых развивается "несовершенная, неразумная и мучительная жизнь", вправе уничтожать ее, заменяя "своей совершенной породой" (Космическая философия // Очерки о Вселенной. С.230). В отдаленном будущем космич. разум посчитает благом для себя обратиться в лучистую энергию.

В.В.Казютинский

Соч.: Грезы о Земле и небе. Калуга , 1895 ; Нирвана. Калуга , 1914 ; Горе и гений. Калуга , 1916 ; Богатство Вселенной. Калуга , 1920 ; Живая Вселенная , 1923 ; Монизм Вселенной. Калуга , 1925 ; Будущее Земли и человечества. Калуга , 1928 ; Общественная организация человечества. Калуга , 1928 ; Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга , 1928 ; Ум и страсти. Калуга , 1928 ; Двигатели прогресса. Калуга , 1928 ; Любовь к самому себе , или Истинное себялюбие. Калуга , 1928 ; Прошедшее Земли. Калуга , 1928 ; Цели звездоплавания. Калуга , 1929 ; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга , 1929 ; Научная этика. Калуга , 1930. Избранные труды. Кн.1 , 2. Л. , 1934 ; Собр. соч. Т.1-4. М. , 1951-1964 ; Мысли о будущем. Высказывания К.Э.Циолковского. Калуга , 1958 ; Рукописные материалы К.Э. Циолковского. См. : Труды Архива АН СССР. М. , 1966. Вып.22 ; Монизм Вселенной // Русский космизм. М. , 1993 ;

Космическая философия // Там же.

А.П.Алексеев

Циолковский, Константин Эдуардович

Выдающийся рус. ученый-основоположник космонавтики, оригинальный мыслитель и писатель-фантаст. Род. в с.Ижевском (Спасского у. Рязанской губ.), в детстве потерял слух и с 14 лет занимался самообразованием, в 1879 г. экстерном сдал экзамен на звание учителя и всю жизнь преподавал в школах Боровска и Калуги физику и математику. Во время занятий в Румянцевской б-ке в Москве познакомился с философом и библиографом Н.Федоровым , к-рый "заменил... университетских профессоров"; не без влияния федоровской "Философии общего дела" созрели собственные филос. воззрения Ц. - причудливая эклектическая смесь дерзких науч. проектов, обращенных в будущее (Ц. можно считать пионером отечественной футурологии ), заимствованных элементов мистицизма и оккультизма , своеобразного религ. утопизма; все вместе принадлежит традиции рус. "космизма" (см. Религия, Философия, Утопия ). В конце 19 - нач. 20 в. опубликовал (часто за собственный счет) осн. науч. работы, заложившие фундамент совр. космонавтики (см. Космические полеты ); науч. заслуги Ц. были в пол. мере признаны только после Окт. революции, ученому была назначена персональная пенсия, а все его осн. работы переизд. и стали достоянием науч. сооб-ва.

НФ тв-во Ц. неотделимо от его науч. деятельности, с одной стороны, и его филос. воззрений - с др.; эту лит-ру ученый рассматривал как одно из средств популяризации науч. знаний, поэтому все его романы правильнее было бы именовать "НФ очерками". Герой книги "На Луне" (1893 ) перемещается на Луну во сне, хотя основополагающая науч. работа Ц. "Свободное пространство" была написана четырьмя годами раньше; но уже в след. соч. - "Изменение относительной тяжести на Земле" (1894 ) - описан грандиозный "тур" по Солнечной системе с размышлениями относительно внеземной жизни и перспектив астроинженерии ; последовавшие затем "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения" (1895 ; др. - "Тяжесть исчезла" ) представляют собой мысленный эксперимент; самой "лит." остается повесть "Вне Земли" (рук. 1896; фрагм. 1918 ; 1920 ), загадочный и так и не объясненный пролог к к-рой наводит на мысль о любопытных, но неосуществленных лит. замыслах Ц. Все его НФ произв. изд. под одной обложкой в сб. "Путь к звездам" (1960 ).

Эти работы, как и "фантаст.-филос." (мн. не были изд. до самого последнего времени), объединяют неск. основополагающих идей, составляющих основу философии Ц. Космич. пространство мыслилось ему не пустым "вместилищем", а сценой, на к-рой действует множество разнообразных форм внеземной жизни - от самых примитивных до бессмертных и практически всемогущих (см. Бессмертие, Боги и демоны, Религия, Сверхразум ). Для самого человечества, в полном согласии с Н.Федоровым , Ц. предполагал неизбежной "схватку со смертью", в процессе к-рой человек будет постепенно совершенствовать свое тело, превращая его в некое автотрофное существо, питающееся лучистой энергией и практически независимое от окружающей среды (см. Биология, Сверхчеловек ). В этой перспективе космический полет - не самоцель, а только первый шаг на пути трансформации земного разума во всезнающего и всемогущего властелина пространства и времени. В целом влияние идей Ц. на процесс "космизации" общественного сознания в 20 в., и, как следствие, на космич. НФ трудно переоценить.

Вл. Г., Р. Щ.

Н.А.Рынин "К.Э.Циолковский, его жизнь, работы и ракеты" (1931).

Б.Н.Воробьев "Циолковский" (1940).

Д.Дар "В добрый час" (1948), Д.Дар "Баллада о человеке и его крыльях" (1956), М.С.Арлазоров "Константин Эдуардович Циолковский, его жизнь и деятельность (1857-1938)" (1952; доп. 1957).

М.С.Арлазоров "Циолковский" (1962).

А.А.Космодемьянский "Константин Эдуардович Циолковский" (1976).

Циолковский, Константин Эдуардович

Русский ученый и изобретатель в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники, основоположник современной космонавтики. Автор многочисленных научных трудов. Разработал проект цельнометаллического дирижабля. Первым выдвинул идею постройки аэроплана с металлическим каркасом. В 1897 г. построил аэродинамическую трубу и разработал методику эксперимента в ней. Разработал теорию полета ракетных самолетов в стратосфере и схемы самолетов для полетов с гиперзвуковыми скоростями. В 1954 г. АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". Его имя носят Московский авиационный технологический институт, Гос. музей истории космонавтики, кратер на Луне.

Циолко вский, Константин Эдуардович

Род. 1857, ум. 1935. Ученый, изобретатель, основоположник современной космонавтики. Специалист в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .