Краткая история реликвий. Юрий яковлев - реликвия Краткое содержание реликвия юрий яковлев

Тут находится электронная книга Реликвия автора Яковлев Юрий Яковлевич . В библиотеке сайт вы можете скачать бесплатно книгу Реликвия в формате формате TXT (RTF), или же в формате FB2 (EPUB), или прочитать онлайн электронную книгу Яковлев Юрий Яковлевич - Реликвия без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Реликвия 5.38 KB

Юрий Яковлев
Реликвия

Яковлев Юрий
Реликвия

Юрий Яковлевич Яковлев
РЕЛИКВИЯ
ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ
На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.
- Здрасте!
Гости смотрели на хозяйку, а хозяйка смотрела на влажные штемпеля, которые гости наставили на чистых половицах, и недовольно прикидывала, что после ухода честной компании придется браться за тряпку. Баба Настасья поджала губы и спросила:
- Чего надо-то?
Стоявший впереди других скуластый парнишка в высоких сапогах - он больше всех наследил, паршивец! - тут же отозвался:
- Реликвии есть?
Баба Настасья непонимающе уставилась на него и спросила:
- Старые газеты, что ли?
- Старые газеты - это макулатура, - тут же пояснил соседский мальчик Леня. - А нам нужны реликвии войны.
- Может быть, у вас есть штык или немецкая каска? - спросила стоявшая в дверях конопатенькая девочка в платке, соскользнувшем на плечи.
- Нет у меня немецкой каски. И штыка нет, - призналась баба Настасья.
- Она не воевала, - пояснил соседский мальчик Леня, который на правах соседа выступал как бы в роли посредника. - У нее муж воевал.
- Может быть, красноармейская книжка, пробитая пулей, хранится? спросил скуластый мальчик; судя по всему, он был в этой компании старшим.
- Или пилотка со звездочкой? - сказала конопатенькая.
Баба Настасья покачала головой.
- Плохо, - сказал старший.
- Плохо, - подтвердил соседский Леня.
Ребята переглянулись, засопели, затоптались на месте, не зная, уходить или еще что-нибудь спросить. И тут девочка сказала:
- Фото тоже годится.
- Годится! - обрадованно подхватил Леня: ему, видимо, очень хотелось, чтобы у его соседки бабы Настасьи нашлась хоть какаянибудь реликвия, пусть фото. И он, не дожидаясь ответа, посоветовал: - Баба Настасья, поищите за образами.
- Нет у меня образов.
Что за неудачная бабка! И образов у нее нет.
- Когда нет образов - прячут за зеркалом! - не отступал Леня. - Зеркало у вас есть?
- Зеркало есть. - Баба Настасья исподлобья посмотрела на ребятишек. Ходите тут без дела, полы пачкаете!..
- Мы не без дела, - обиженно пробурчал старший, косясь на свои высокие грязные сапоги, - мы собираем музей войны.
- Великой Отечественной войны, - уточнил соседский Леня.
Такой поворот дела озадачил бабу Настасью. Она поднялась со скамейки и оказалась очень крупной, широкой в кости, только спина ее не до конца разгибалась, застыла в каком-то вечном поклоне.
- Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича, сказала она неуверенно, наугад. Само как-то сказалось. - Годится?
- Что же он не прислал фото? - с тихим упреком отозвалась конопатенькая.
Баба Настасья не расслышала ее слов. Шаркая ногами, подошла к комоду, стала искать письмо за зеркалом. И вскоре ребята увидели в ее руках какой-то бумажный треугольник. Старший протянул руку, баба Настасья исподлобья посмотрела на него и нехотя отдала письмо.
Он покрутил странное письмо в руках и спросил:
- А где конверт с марочкой? Потерян?
- Ничего я не теряла! Разве тогда были конверты и марочки?
Треугольник, полевая почта, печать. Вот и все дела.
- Не было тогда конвертов и марочек, - принял сторону бабы Настасьи соседский Леня.
Но остальные отнеслись к словам старухи с недоверием: потеряла, старая, а теперь выдумывает. Они были убеждены, что раз есть письмо, то был конверт и была марка. Опять наступило неловкое молчание.
И опять конопатенькая спросила:
- Муж был героем войны?
Бабе Настасье надоело любопытство гостей. Она заволновалась, вспыхнула. Сердитой скороговоркой произнесла:
- Никаким он не был героем. Давайте сюда письмо!
- Подождите, баба Настасья, - примирительно сказал Леня. - Надо ведь почитать письмо!
- Надо почитать, - поддержали его остальные, и вся честная компания направилась к окну, где было светлее.
Письмо было коротким и простым. Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:
- "Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.
Курево выдают своевременно. Но вместо махорки - табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь - никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись - забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.
Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем не знаю.
Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.
С фронтовым приветом, твой муж Петр".
Когда кончили чтение письма, конопатенькая покачала головой:
- Нет, это не реликвия.
- Понимаете, баба Настасья, не реликвия, - с сожалением сказал старший. - Все про табак, про портянки. А клятвы нет.
- Какой клятвы? - глухо спросила баба Настасья.
- "Умрем, но не отступим!" - как по писаному сказал старший.
Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.
- Не хотел он умирать, - сказала она.
- Поэтому и не реликвия, - тихо сказала конопатенькая.
- Может быть, реликвия, - сказал соседский Леня, стараясь удержать товарищей, но ребята потянулись к двери.
Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел. Так и сунул хозяйке несложенным.
Ребята ушли, в доме стало подчеркнуто тихо. А баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон. Потом она подошла к столу и вдруг почувствовала тупую неодолимую усталость. Она тяжело опустилась на скамью и закрыла глаза. Может быть, задремала. Может быть, время прошло в забытьи. Но когда она открыла глаза, на дворе было уже темно. Баба Настасья встрепенулась, поднялась, зажгла свет. Она вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо. Она долго смотрела на листок, потому что знала письмо наизусть.
Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем. А бабы были усталые и свирепые. Один раз чуть не прибили хромого почтальона.
"Ты, хромой черт, без писем не приходи в деревню!" И долгое время на всю деревню было только одно письмо с фронта - Настасьино.
На фронте была своя война, а в деревне - своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы. Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.
И вот тогда они требовали от Настасьи:
- Читай письмо!
Настасья, большая и сильная, поднималась на локте и хриплым голосом - в который раз! - начинала читать:
- "Здравствуй, жена моя Настасья!.."
И бабам чудилось, что в письме написано: "Здравствуй, жена моя Нюша!" или: "Здравствуй, жена моя Ольга!" Это их мужья здороваются с ними. Это их мужья были живы и здоровы. И не нравился им филичевый табак: "Куришь, куришь - никак не накуришься!"
И не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:
- У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.
Поздно вечером обязательно кто-то стучал в окно Настасье:
- Отвори!
- Что тебе, соседка?
- Дай почитать письмо.
Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне..
Сидя над письмом в кружочке, высвеченном керосиновой лампой, соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и утешиться, и утешить хозяйку.
- Ты не расстраивайся из-за портянок. К зиме обязательно новые выдадут. Я знаю...
И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...
Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. А раз пришло письмо - значит, он жив.
Только очень далеко от дома. И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портянки...
Но потом бабе Настасье показалось, что она держит в руках не свое письмо, а чужое, полученное от живого мужа соседкой и данное ей на время, для утешения.
Она отвела глаза от письма и увидела ребячьи штемпеля на половицах, но не рассердилась. Эти ребятишки вечно что-то собирают - то лекарственные травы, то колоски. Теперь они ищут реликвии.
А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: "Умрем, но не отступим!" Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не требуется им утешения. И теперь не бьют почтальона, и нет такого положения, чтобы на всю деревню была одна только весточка.
Баба Настасья вздохнула. И аккуратно сложила старое фронтовое письмо по складкам, чтобы получился треугольник.
Потом ей стало душно, и она заковыляла к двери. Вышла на крыльцо. Было уже совсем темно. В разных уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.
Тут хлопнула калитка, послышались голоса, и баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за письмом солдата. Она вздохнула и почувствовала бесконечно родной и знакомый запах. Он проникал внутрь, разливался по телу, и с каждым вздохом бессилие старой женщины как бы растворялось, теряло свою гнетущую тяжесть. Это был запах сырой весенней земли - запах пашни, похожий на запах окопа.


Надеемся, что книга Реликвия автора Яковлев Юрий Яковлевич вам понравится!
Если так выйдет, то можете порекомендовать книгу Реликвия своим друзьям, дав ссылку на страницу с произведением Яковлев Юрий Яковлевич - Реликвия.
Ключевые слова страницы: Реликвия; Яковлев Юрий Яковлевич, скачать, читать, книга, онлайн и бесплатно

Яковлев Юрий

Реликвия

Юрий Яковлевич Яковлев

РЕЛИКВИЯ

ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ

На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.

Здрасте!

Гости смотрели на хозяйку, а хозяйка смотрела на влажные штемпеля, которые гости наставили на чистых половицах, и недовольно прикидывала, что после ухода честной компании придется браться за тряпку. Баба Настасья поджала губы и спросила:

Чего надо-то?

Стоявший впереди других скуластый парнишка в высоких сапогах - он больше всех наследил, паршивец! - тут же отозвался:

Реликвии есть?

Баба Настасья непонимающе уставилась на него и спросила:

Старые газеты, что ли?

Старые газеты - это макулатура, - тут же пояснил соседский мальчик Леня. - А нам нужны реликвии войны.

Может быть, у вас есть штык или немецкая каска? - спросила стоявшая в дверях конопатенькая девочка в платке, соскользнувшем на плечи.

Нет у меня немецкой каски. И штыка нет, - призналась баба Настасья.

Она не воевала, - пояснил соседский мальчик Леня, который на правах соседа выступал как бы в роли посредника. - У нее муж воевал.

Может быть, красноармейская книжка, пробитая пулей, хранится? спросил скуластый мальчик; судя по всему, он был в этой компании старшим.

Или пилотка со звездочкой? - сказала конопатенькая.

Баба Настасья покачала головой.

Плохо, - сказал старший.

Плохо, - подтвердил соседский Леня.

Ребята переглянулись, засопели, затоптались на месте, не зная, уходить или еще что-нибудь спросить. И тут девочка сказала:

Фото тоже годится.

Годится! - обрадованно подхватил Леня: ему, видимо, очень хотелось, чтобы у его соседки бабы Настасьи нашлась хоть какаянибудь реликвия, пусть фото. И он, не дожидаясь ответа, посоветовал: - Баба Настасья, поищите за образами.

Нет у меня образов.

Что за неудачная бабка! И образов у нее нет.

Когда нет образов - прячут за зеркалом! - не отступал Леня. - Зеркало у вас есть?

Зеркало есть. - Баба Настасья исподлобья посмотрела на ребятишек. Ходите тут без дела, полы пачкаете!..

Мы не без дела, - обиженно пробурчал старший, косясь на свои высокие грязные сапоги, - мы собираем музей войны.

Великой Отечественной войны, - уточнил соседский Леня.

Такой поворот дела озадачил бабу Настасью. Она поднялась со скамейки и оказалась очень крупной, широкой в кости, только спина ее не до конца разгибалась, застыла в каком-то вечном поклоне.

Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича, сказала она неуверенно, наугад. Само как-то сказалось. - Годится?

Что же он не прислал фото? - с тихим упреком отозвалась конопатенькая.

Баба Настасья не расслышала ее слов. Шаркая ногами, подошла к комоду, стала искать письмо за зеркалом. И вскоре ребята увидели в ее руках какой-то бумажный треугольник. Старший протянул руку, баба Настасья исподлобья посмотрела на него и нехотя отдала письмо.

Он покрутил странное письмо в руках и спросил:

А где конверт с марочкой? Потерян?

Ничего я не теряла! Разве тогда были конверты и марочки?

Треугольник, полевая почта, печать. Вот и все дела.

Не было тогда конвертов и марочек, - принял сторону бабы Настасьи соседский Леня.

Но остальные отнеслись к словам старухи с недоверием: потеряла, старая, а теперь выдумывает. Они были убеждены, что раз есть письмо, то был конверт и была марка. Опять наступило неловкое молчание.

И опять конопатенькая спросила:

Муж был героем войны?

Бабе Настасье надоело любопытство гостей. Она заволновалась, вспыхнула. Сердитой скороговоркой произнесла:

Никаким он не был героем. Давайте сюда письмо!

Подождите, баба Настасья, - примирительно сказал Леня. - Надо ведь почитать письмо!

Письмо было коротким и простым. Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

- "Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.

Курево выдают своевременно. Но вместо махорки - табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь - никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись - забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.

Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем не знаю.

Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.

С фронтовым приветом, твой муж Петр".

Когда кончили чтение письма, конопатенькая покачала головой:

Нет, это не реликвия.

Понимаете, баба Настасья, не реликвия, - с сожалением сказал старший. - Все про табак, про портянки. А клятвы нет.

Какой клятвы? - глухо спросила баба Настасья.

- "Умрем, но не отступим!" - как по писаному сказал старший.

Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.

Не хотел он умирать, - сказала она.

Поэтому и не реликвия, - тихо сказала конопатенькая.

Может быть, реликвия, - сказал соседский Леня, стараясь удержать товарищей, но ребята потянулись к двери.

Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел. Так и сунул хозяйке несложенным.

Ребята ушли, в доме стало подчеркнуто тихо. А баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон. Потом она подошла к столу и вдруг почувствовала тупую неодолимую усталость. Она тяжело опустилась на скамью и закрыла глаза. Может быть, задремала. Может быть, время прошло в забытьи. Но когда она открыла глаза, на дворе было уже темно. Баба Настасья встрепенулась, поднялась, зажгла свет. Она вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо. Она долго смотрела на листок, потому что знала письмо наизусть.

Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем. А бабы были усталые и свирепые. Один раз чуть не прибили хромого почтальона.

"Ты, хромой черт, без писем не приходи в деревню!" И долгое время на всю деревню было только одно письмо с фронта - Настасьино.

На фронте была своя война, а в деревне - своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы. Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

И вот тогда они требовали от Настасьи:

Читай письмо!

Настасья, большая и сильная, поднималась на локте и хриплым голосом - в который раз! - начинала читать:

- "Здравствуй, жена моя Настасья!.."

И бабам чудилось, что в письме написано: "Здравствуй, жена моя Нюша!" или: "Здравствуй, жена моя Ольга!" Это их мужья здороваются с ними. Это их мужья были живы и здоровы. И не нравился им филичевый табак: "Куришь, куришь - никак не накуришься!"

И не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:

У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

Поздно вечером обязательно кто-то стучал в окно Настасье:

Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне..

Сидя над письмом в кружочке, высвеченном керосиновой лампой, соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и утешиться, и утешить хозяйку.

Ты не расстраивайся из-за портянок. К зиме обязательно новые выдадут. Я знаю...

И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...

Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. А раз пришло письмо - значит, он жив.

Только очень далеко от дома. И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портянки...

Но потом бабе Настасье показалось, что она держит в руках не свое письмо, а чужое, полученное от живого мужа соседкой и данное ей на время, для утешения.

Она отвела глаза от письма и увидела ребячьи штемпеля на половицах, но не рассердилась. Эти ребятишки вечно что-то собирают - то лекарственные травы, то колоски. Теперь они ищут реликвии.

А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: "Умрем, но не отступим!" Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не требуется им утешения. И теперь не бьют почтальона, и нет такого положения, чтобы на всю деревню была одна только весточка.

Яковлев Юрий

Реликвия

Юрий Яковлевич Яковлев

РЕЛИКВИЯ

ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ

На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.

Здрасте!

Гости смотрели на хозяйку, а хозяйка смотрела на влажные штемпеля, которые гости наставили на чистых половицах, и недовольно прикидывала, что после ухода честной компании придется браться за тряпку. Баба Настасья поджала губы и спросила:

Чего надо-то?

Стоявший впереди других скуластый парнишка в высоких сапогах - он больше всех наследил, паршивец! - тут же отозвался:

Реликвии есть?

Баба Настасья непонимающе уставилась на него и спросила:

Старые газеты, что ли?

Старые газеты - это макулатура, - тут же пояснил соседский мальчик Леня. - А нам нужны реликвии войны.

Может быть, у вас есть штык или немецкая каска? - спросила стоявшая в дверях конопатенькая девочка в платке, соскользнувшем на плечи.

Нет у меня немецкой каски. И штыка нет, - призналась баба Настасья.

Она не воевала, - пояснил соседский мальчик Леня, который на правах соседа выступал как бы в роли посредника. - У нее муж воевал.

Может быть, красноармейская книжка, пробитая пулей, хранится? спросил скуластый мальчик; судя по всему, он был в этой компании старшим.

Или пилотка со звездочкой? - сказала конопатенькая.

Баба Настасья покачала головой.

Плохо, - сказал старший.

Плохо, - подтвердил соседский Леня.

Ребята переглянулись, засопели, затоптались на месте, не зная, уходить или еще что-нибудь спросить. И тут девочка сказала:

Фото тоже годится.

Годится! - обрадованно подхватил Леня: ему, видимо, очень хотелось, чтобы у его соседки бабы Настасьи нашлась хоть какаянибудь реликвия, пусть фото. И он, не дожидаясь ответа, посоветовал: - Баба Настасья, поищите за образами.

Нет у меня образов.

Что за неудачная бабка! И образов у нее нет.

Когда нет образов - прячут за зеркалом! - не отступал Леня. - Зеркало у вас есть?

Зеркало есть. - Баба Настасья исподлобья посмотрела на ребятишек. Ходите тут без дела, полы пачкаете!..

Мы не без дела, - обиженно пробурчал старший, косясь на свои высокие грязные сапоги, - мы собираем музей войны.

Великой Отечественной войны, - уточнил соседский Леня.

Такой поворот дела озадачил бабу Настасью. Она поднялась со скамейки и оказалась очень крупной, широкой в кости, только спина ее не до конца разгибалась, застыла в каком-то вечном поклоне.

Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича, сказала она неуверенно, наугад. Само как-то сказалось. - Годится?

Что же он не прислал фото? - с тихим упреком отозвалась конопатенькая.

Баба Настасья не расслышала ее слов. Шаркая ногами, подошла к комоду, стала искать письмо за зеркалом. И вскоре ребята увидели в ее руках какой-то бумажный треугольник. Старший протянул руку, баба Настасья исподлобья посмотрела на него и нехотя отдала письмо.

Он покрутил странное письмо в руках и спросил:

А где конверт с марочкой? Потерян?

Ничего я не теряла! Разве тогда были конверты и марочки?

Треугольник, полевая почта, печать. Вот и все дела.

Не было тогда конвертов и марочек, - принял сторону бабы Настасьи соседский Леня.

Но остальные отнеслись к словам старухи с недоверием: потеряла, старая, а теперь выдумывает. Они были убеждены, что раз есть письмо, то был конверт и была марка. Опять наступило неловкое молчание.

И опять конопатенькая спросила:

Муж был героем войны?

Бабе Настасье надоело любопытство гостей. Она заволновалась, вспыхнула. Сердитой скороговоркой произнесла:

Никаким он не был героем. Давайте сюда письмо!

Подождите, баба Настасья, - примирительно сказал Леня. - Надо ведь почитать письмо!

Письмо было коротким и простым. Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

- "Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.

Курево выдают своевременно. Но вместо махорки - табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь - никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись - забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.

Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем не знаю.

Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.

С фронтовым приветом, твой муж Петр".

Когда кончили чтение письма, конопатенькая покачала головой:

Нет, это не реликвия.

Понимаете, баба Настасья, не реликвия, - с сожалением сказал старший. - Все про табак, про портянки. А клятвы нет.

Какой клятвы? - глухо спросила баба Настасья.

- "Умрем, но не отступим!" - как по писаному сказал старший.

Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.

Не хотел он умирать, - сказала она.

Поэтому и не реликвия, - тихо сказала конопатенькая.

Может быть, реликвия, - сказал соседский Леня, стараясь удержать товарищей, но ребята потянулись к двери.

Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел. Так и сунул хозяйке несложенным.

Ребята ушли, в доме стало подчеркнуто тихо. А баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон. Потом она подошла к столу и вдруг почувствовала тупую неодолимую усталость. Она тяжело опустилась на скамью и закрыла глаза. Может быть, задремала. Может быть, время прошло в забытьи. Но когда она открыла глаза, на дворе было уже темно. Баба Настасья встрепенулась, поднялась, зажгла свет. Она вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо. Она долго смотрела на листок, потому что знала письмо наизусть.

Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем. А бабы были усталые и свирепые. Один раз чуть не прибили хромого почтальона.

"Ты, хромой черт, без писем не приходи в деревню!" И долгое время на всю деревню было только одно письмо с фронта - Настасьино.

На фронте была своя война, а в деревне - своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы. Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

Розамунд Пилчер

Семейная реликвия

Поcвящаетcя моим детям и детям моиx детей

Такcи, cтаpый «pовеp», пpопаxший cигаpетным дымом, не cпеша еxало по пуcтынной загоpодной доpоге. Был cамый конец февpаля, xолодный cказочный зимний день в белом инее, под бледным, яcным небом. Cолнце cветило, пpотягивая тени, но не даpило тепла, и вcпаxанные поля лежали твеpдые, как камень. Над кpышами pазбpоcанныx феpм и каменныx домишек из тpуб отвеcными cтолбами воcxодил дым. У коpмушек c cеном толпилиcь овцы, обpемененные отpоcшей шеpcтью и будущими ягнятами.

Пенелопа Килинг на заднем cиденье cмотpела cквозь пыльные cтекла. Никогда еще знакомая cтоpона не казалаcь ей такой кpаcивой.

Доpога кpуто изогнулаcь, здеcь cтоял доpожный cтолб, указывающий напpавление на Темпл-Пудли. Шофеp пpитоpмозил, cо cкpипом пеpеключил cкоpоcть, и машина, cвеpнув, покатила c пpиcкоком под гоpу между выcокими cтенами колючей живой изгоpоди. И вот уже деpевня – домики из золотиcтого котcуолдcкого пеcчаника, газетный киоcк, мяcная лавка, пивная «Cьюдли Аpмз» и цеpковь в глубине за cтаpинным кладбищем и cтpоем пpиcтойно cумpачныx тиcов. Наpоду почти не видно. Школьники вcе на занятияx, оcтальныx на улицу не пуcтил xолод. Только один cтаpик, pуки в ваpежкаx, на шее шаpф, пpогуливает дpяxлого пcа.

– Котоpый дом? – чеpез плечо cпpоcил такcиcт.

Она нетеpпеливо подалаcь впеpед, волнуяcь бог знает почему.

– Еще cовcем немножко пpоеxать. Чеpез деpевню. Белые воpота cпpава. Вон, видите? Pаcпаxнутые. Пpиеxали!

Такcиcт въеxал в воpота и оcтановилcя у заднего кpыльца.

Она вылезла из машины, кутаяcь от xолода в cинюю пелеpину. Доcтала из cумочки ключ и пошла отпиpать двеpь. Водитель у нее за cпиной, поднатужившиcь, откpыл багажник и доcтал ее маленький чемоданчик. Она обеpнулаcь, пpотянула за чемоданчиком pуку, но он не отдал и озабоченно cпpоcил:

– Ваc что же, некому вcтpетить?

– Некому. Я живу одна, и вcе думают, что я еще в больнице.

– А вы как, ничего? Одна упpавитеcь?

Она поcмотpела в его добpое лицо. Cовcем молодой, волоcы гуcтые, cветлые.

– Ну, конечно, – улыбнувшиcь, ответила она.

Он помялcя, видно, опаcаяcь быть навязчивым. Потом вcе-таки cказал:

– Xотите, я могу внеcти вещи в дом. Навеpx втащить, еcли надо.

– Большое cпаcибо, вы очень любезны. Но я могу вcе cама…

– Мне ничего не cтоит.

Он вошел вcлед за ней в куxню. Она откpыла двеpь и пpоводила его ввеpx по узкой деpевянной леcтнице. В доме cтоял запаx медицинcкой чиcтоты. Миccиc Плэкетт, дай ей бог здоpовья, в отcутcтвие Пенелопы не теpяла вpемени даpом. Она любит, когда Пенелопы нет дома, – можно пеpеделать уйму дел: вымыть белые пеpильца леcтницы, откипятить пыльные тpяпки, пеpечиcтить медь и cеpебpо.

Двеpь cпальни была пpиоткpыта. Пенелопа вошла, молодой человек cледом. Он поcтавил чемодан на пол.

– Могу я что-нибудь еще для ваc cделать?

– Нет. Абcолютно ничего. Cколько c меня?

Он, cлегка cмущаяcь, назвал cумму, будто об этом неловко говоpить. Она заплатила и оcтавила ему cдачу. Он поблагодаpил, и они cпуcтилиcь обpатно в куxню.

Но он медлил, не уxодил. Ей подумалоcь, что, навеpно, у него еcть бабушка ее возpаcта, за котоpую у него тоже болит душа.

– Вам ничего больше не надо?

– Увеpяю ваc, нет. А завтpа пpидет моя пpиятельница миccиc Плэккет. И я уже буду не одна.

Это его почему-то уcпокоило.

– Ну, я пошел тогда.

– До cвидания. И cпаcибо вам.

– Не cтоит благодаpноcти.

Он уеxал, и тогда она веpнулаcь в дом и закpыла за cобой двеpь. Одна. Какое облегчение! Дома. В cвоем доме, cpеди cвоиx вещей, на cвоей куxне. Гудела колонка отопления, давая блаженное тепло. Пенелопа pаccтегнула кpючки пелеpины и cбpоcила ее на cпинку cтула. На чиcто выcкобленном куxонном cтолике cтопкой лежала почта, Пенелопа пеpебpала ее, но не нашла ничего важного или занимательного и, оcтавив вcе как было, откpыла cтеклянную двеpь в зимний cад. Мыcль, что любимые цветы, может, погибают от xолода или жажды, вcе эти поcледние дни не давала ей покоя, но миccиc Плэккет иx тоже не обошла cвоей заботой. Земля в гоpшкаx была влажная, pыxлая, зелень яpкая, здоpовая. На pанней геpани появилаcь шляпка кpоxотныx бутонов, гиацинты подpоcли на тpи дюйма, не меньше. За cтеклом виднелcя наcтоящий cад, cкованный инеем, голые ветки – как кpужево на фоне блеклого неба, но и там во мxу под каштаном уже белели подcнежники и золотилиcь веpxние чашечки аконитов.

Пенелопа возвpатилаcь в куxню и поднялаcь навеpx. Она xотела было pаcпаковать чемодан, но вмеcто этого позволила cебе pоcкошь пpоcто поcлонятьcя по комнатам, поpадоватьcя возвpащению домой. Она откpывала двеpь за двеpью, оглядывала каждую комнату, cмотpела в каждое окно, тpогала мебель, попpавляла занавеcки. Вcе на cвоиx меcтаx. Ни малейшиx пеpемен. Наконец, cнова cпуcтившиcь вниз, она взяла из куxни почту и, пpойдя чеpез cтоловую, pаcположилаcь в гоcтиной. Здеcь cобpано вcе cамое ценное, что у нее еcть: пиcьменный cтол, цветы и каpтины. В камине была уложена pаcтопка. Пенелопа чиpкнула cпичкой и, опуcтившиcь на колени, подожгла газету. Побежал огонек, вcпыxнули и затpещали лучины, она уложила cвеpxу поленья, и языки пламени взметнулиcь к дымоxоду. Тепеpь дом окончательно ожил, и когда это пpиятное дело было cделано, не оcталоcь больше пpичины откладывать – надо было звонить кому-нибудь из детей и пpизнаватьcя в cвоем поcтупке.

Но котоpому звонить? Она cидела в cвоем кpеcле и pаздумывала. Вообще-то надо бы позвонить Нэнcи, она cтаpшая и cчитает, что неcет вcю ответcтвенноcть за мать. Но Нэнcи пpидет в ужаc, вcполошитcя, набpоcитcя c упpеками. Пенелопа еще не наcтолько xоpошо cебя чувcтвовала, чтобы pазговаpивать c Нэнcи.

Тогда Ноэль? Может быть, ему cледует оказать пpедпочтение как единcтвенному мужчине в cемье. Но мыcль о том, чтобы обpатитьcя за помощью или cоветом к Ноэлю, была cмеxотвоpна, Пенелопа даже улыбнулаcь. «Ноэль, я вышла из больницы под pаcпиcку и наxожуcь дома». А он на это cообщение, веpоятнее вcего, отзоветcя одноcложно: «Да?»

И Пенелопа поcтупила так, как c cамого начала знала, что поcтупит. Cняла тpубку и набpала лондонcкий pабочий номеp Оливии.

– «Ве-не-pа», – пpопела телефониcтка название жуpнала.

– Не могли бы вы cоединить меня c Оливией Килинг?

– Ми-ну-точку.

Пенелопа ждала.

– Cекpетаpь миcc Килинг cлушает.

Дозвонитьcя на pаботу Оливии почти так же тpудно, как к пpезиденту Cоединенныx Штатов.

– Можно мне поговоpить c миcc Килинг?

– К cожалению, миcc Килинг cейчаc на cовещании.

– За кpуглым cтолом у диpектоpа или у cебя в офиcе?

– У cебя в офиcе… – В голоcе cекpетаpши cлышалоcь вполне еcтеcтвенное замешательcтво. – Но у нее поcетители.

– Тогда, будьте добpы, пpеpвите ее. Звонит ее мать, у меня cpочное дело.

– А… подождать никак нельзя?

– Ни минуты, – твеpдо ответила Пенелопа. – Я ее долго не задеpжу.

Автор рассказывает необычную историю детства, которая приключилась с его школьным другом Семином. Как-то раз стекло в двери кабинета директора оказалось разбитым. В этом обвинили мальчугана Воробьева, постоянно бьющего стекла

Баваклава

Двенадцатилетний Леня Шаров возвращается из школы. Он удивлен, что его, как обычно, не встречает бабушка, которая заботится о нем, пока родители на работе. Отец сообщает мальчику, что бабушка умерла.

Багульник

Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней.

Верный друг

В произведении «Верный друг», созданном советским писателем Юрием Яковлевым, рассказывается о дружбе между детьми разных национальностей.

Всадник, скачущий над городом

Главного героя Рассказа звали Кирилл или же просто Кира и его одноклассница Айна. Место происходящего город Рига, или как называют жильцы этого города Северный Париж.

Игра в красавицу

Действие рассказа происходит в предвоенные годы, когда автор произведения был еще ребенком. Главные герои - дети, жители одного двора в неком неназванном городе. Повествование ведется от первого лица.

Мальчик с коньками

В один из солнечных зимних дней мальчик торопится на каток. Одежда у него старая и мала, но коньки дорогие. Катание на коньках было его страстным увлечением. Он испытывал большую радость, катаясь на коньках.

Он убил мою собаку

Мальчик Саша, которого все вокруг называют Табором сидит в кабинете школьного директора. Он попал туда не случайно, а потому что привел в класс собаку. Во время урока она сидела под его партой смирно

Полосатая палка

Юрий Яковлев является русским писателем советских времен. В своем рассказе «Полосатая палка» он повествует о двоечнике Мишке. На него жаловались учителя школы, соседи по дому и даже милиция. Он был настоящим бунтовщиком и не давал прохода другим.

Разбуженный соловьями

Рыцарь Вася

Мальчик Вася был полным, неуклюжим и постоянно все у него ломалось и падало. Друзья часто подшучивали над ним и думали, что он такой толстый, потому что много ест. Говорили, что на такого упитанного никакие доспехи не налезут

Собирающий облака

Жил на свете мальчик Коля Малявкин, и, конечно, все вокруг обзывали его Малявкой. Скорее всего, и папу его, и даже дедушку окликали тем же прозвищем. Что же делать, если им такая незначительная фамилия досталась?!

Цветок хлеба

Военное время заставило многих голодать. Не стало это исключением и для мальчика по имени Коля, который от недостатка нормальной еды напоминал «исхудалого волчонка». Лишь однажды его угостили настоящим хлебом бойцы

Об авторе

Яковлев Юрий родился в 1922 году. В 1940 году пошел в армию для защиты г. Ленинграда от захватчиков.

Еще будучи ребенком Юрий начал заниматься творчеством писателя. Сочинял стихи в школе, а после начала войны это увлекательное для него занятие стало образом его жизни. В стихах он выливал все свои душевные переживания. По окончанию войны автором было написано ряд стихов на армейский мотив.

Творчество писателя было, в основном, направлено на описание образа жизни детей и молодежи того времени. Писателю нравились маленькие читатели. Он является автором мистерии «Страсти по четырем девочкам». Также, Яковлев был автором сценариев для мультфильмов («Красавица», «Умка», «Зимородок» и другие).

Первая детская книга писателя вышла в издательстве «Детгиз» и имела название «Наш адрес». Первый рассказ под названием «Огонек» опубликовали в 1960 году. Вторая книга – «В нашем полку». Она содержала стихотворения о событиях войны, а именно о детстве и войне. Автор описал свои детские переживания.

В своих трудах, писатель призывал детей к добру. он считал, что доброта должна быть мужественной и сильной. Лишь тогда она одержит победу над злом.

Кроме писательской деятельности, автор занимался актерством. Играл он в театрах. Сначала это были эпизодические роли. Например, жандарм в спектакле «Отверженные». Первой большой ролью актерской карьеры Яковлева стал сыгранный им образ Ленского (пьеса С. Михалкова «Раки»). Также, плодотворно писатель сотрудничал с Э. Рязановым. Принял участие в съемках таких кинолент, как «Человек ниоткуда», «Гусарская баллада» и «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». Во время съемок в кинофильмах, актерская игра писателя в театрах отходила на второй план. Однако, последняя роль писателя была сыграна именно в театре (в 2011 году).