Мемориальный комплекс победы. Прогулка по парку победы

Тысяча тонн особой прочной стали, облицованной камнем, 25-тонная скульптурная группа, необычная трёхгранная форма, рекордные сроки строительства — это монумент Победы на Поклонной горе — самый высокий в России. Внутри он полый. Что прячется за каменной облицовкой и бронзовыми барельефами?

Застеклённая дверь прямо в заснеженном холме под монументом Победы закрыта, да и чтобы пройти к ней, придётся отодвинуть заграждение. Прохожие сюда не заглядывают, туристы фотографируют стелу и идут к Музею Великой Отечественной войны. А за этой дверью — целая станция, где специалисты ГБУ «Гормост» круглосуточно следят за состоянием монумента.

Внутри тепло и много цветов даже сейчас, когда на улице зима. Весной и летом они теснятся и на полках, и на полу. Растения ухоженные, и когда узнаёшь, что работают здесь одни мужчины-инженеры, немного удивляешься. А потом, в коридорах, где только стены и трубы, свет искусственный, а воздух подаёт специальная система вентиляции, понимаешь: так они добавляют жизни этому почти глухому подземелью.



Сигнальные системы и кривая колебаний

На стене коридора — схема монумента и инструкции, слева — диспетчерская. В каждой из четырёх дежурных смен два инженера. В небольшой комнате с аппаратурой для мониторинга они проводят целые сутки. На одном экране всё время меняются цифры: скорость ветра (средняя и в порывах) и его направление, температура. На другом кривая показывает колебания стелы, но пока ветер слабый и она почти не движется, кривая больше похожа на прямую. Когда скорость ветра превышает 17 метров в секунду, система подаёт звуковой сигнал. Это значит, что колебания могут быть сильными.

На другой экран выводится изображение с камер. Они показывают сам постамент и детали — дуло винтовки в основании стелы-штыка, венок в руках Ники, пухлые руки ангелов, трубящих победу. Видеосистема следит не только за состоянием памятника, но и за руферами, которые норовят забраться на монумент. Впрочем, зимой, когда холодно, их становится меньше.

На столах — журналы для учёта, в которых каждая смена записывает, что произошло, на что обратить внимание.

«Мы, конечно, здесь только за системой мониторинга не сидим. У нас запланирован постоянный визуальный осмотр, то есть надо подниматься, осматривать состояние металлоконструкций: элементов, узлов, соединений», — рассказывает главный специалист инженерно-производственной группы Салкарбек Шамканов.




Гаситель колебаний за спиной богини

Стела — сооружение уникальное. И дело даже не в высоте, а в сложной форме. Архитекторы замыслили монумент в виде штыка, по форме близкого к штыку русской винтовки образца 1898 года. Необычная конструкция неустойчива. Макет даже пришлось продувать в аэродинамической трубе, чтобы выяснить, как памятник будет реагировать на ветер, и рассчитать нагрузки.

«Понимаете, сооружение имеет форму трёхгранную. И потом ещё скульптурная группа, Ника. Если бы просто труба — это во всех справочниках есть, какие коэффициенты, — можно рассчитать. А здесь от направления ветра зависит, как ведёт себя сооружение», — объясняет Шамканов.

«Ведёт себя» — вообще-то странная характеристика для громады из стали, камня и бронзы, но под сильным ветром стела и правда будто оживает и движется. Когда его скорость превышает 17-20 метров в секунду, колебания могут быть сильными. В 2000 году стела отклонилась на 90 сантиметров. Но это случай единичный. «В этом году, например, 45 сантиметров — максимальное отклонение», — рассказывает специалист. Голос у него спокойный, будничный, а всё равно закрадывается мысль: неужели огромная стела может отклониться так сильно?

Чтобы уменьшить колебания, на монументе установили специальные гасители первого и второго тона изгибных колебаний и гаситель крутильных колебаний. Основной гаситель изгибных колебаний первого тона — за плечами крылатой Ники. 10-тонная конструкция колеблется в противофазе сооружения и как бы мешает ему раскачиваться сильно.

«Это самый важный гаситель. Он гасит изгибные колебания первого тона. Они характеризуются максимальным отклонением. А есть ещё колебания второго тона, небольшие колебания: амплитуды маленькие, но частоты высокие», — говорит Салкарбек Шамканов.

Для обслуживания гасителей за спиной Ники, на высоте больше 100 метров, есть люк. Если выглянуть, можно увидеть Кутузовский проспект. Но туда не пускают: придётся подниматься по вертикальным лестницам, и нужно специальное разрешение для работы на высоте. Вместо этого предлагают прокатиться на подъёмнике.

Внимание! Подъём… открыт

Коридор, несколько ступеней, небольшая площадка и наконец странный узкий проём в стене будто вход в отсек то ли подводной лодки, то ли космического корабля. Чтобы попасть на подъёмник, приходится почти протискиваться и наклоняться. Инженер не зря в каске: можно и ушибиться, хотя проём, выкрашенный в черно-жёлтые полосы, сложно не заметить.

Внутри полой стелы холодно, почти как на улице. Вверх уходят балки и лестница, везде электрические провода, по которым вниз, в диспетчерскую, поступает информация о гасителях, скорости и направлении ветра. Изнутри монумент освещён лампами, поэтому и видно, что он скреплён в единую конструкцию крупными болтами. Большую часть стелы снаружи покрывают барельефы, а здесь эти выпуклости складываются в затейливые узоры.

Шведский подъёмник с двумя площадками, одна над другой, рассчитан на 250 килограммов, но пускают на него всё равно только двоих — узковато. Салкарбек Шамканов просит держаться и из кабинки не высовываться: «Зазор маленький, как гильотина, может срезать вас».

Лифт уезжает, и Шамканов закрывает проход цепью с табличкой «Внимание! Подъём закрыт». Мера предосторожности нелишняя: шаг вниз — и упадёшь в яму.

Небольшая площадка подъёмника огорожена поручнями, но стен у неё нет, и ехать страшновато. Мелькают отметки белой краской: 8,5 метра, 11,5… 17,5… 26,5… Через каждые 12 метров есть площадка. Все они одинаковые, только сужаются кверху вместе со стелой. До самого верха лифт не едет, потому что подъёмник просто не протиснется. Дальше только по лестнице, как пожарные.

«Хорошая зарядка», — смеётся инженер дежурный смены Андрей Малыхин. Видно, что он привык подниматься по лестницам, перепрыгивать с балки на балку, крепить страховочный трос так, чтобы тот правильно натягивался. Бывать здесь приходится нередко. То нужно смазать деталь, то подкрасить что-нибудь, то лампочку заменить. А бывает, что ветер сильный, колебания большие, а гаситель на видео не двигается. Значит, что-то заклинило, и надо забираться наверх.

Сотрудники работают здесь с 1990-х годов. «Романтика тускнеет с годами», — говорит Андрей Малыхин. Но всё равно эта работа ему нравится куда больше, чем офисная.





23 февраля 1958 года на Поклонной горе был установлен знак «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Затем был заложен парк Победы. Проектирование и строительство мемориального комплекса длилось достаточно долго, торжественное открытие состоялось 9 мая 1995 года.

Описание

Комплекс занимает 135 гектаров, на которых расположены Центральный музей Великой Отечественной войны, три храма и монумент Победы. На площади Победы находится обелиск высотой 141,8 метра - по количеству дней войны (1418). Рядом с музеем расположена выставка военной техники. Также в комплекс мемориала включены скульптурные композиции.

Белорусская
операция

Курская
битва

Сталин-
градская
битва

На стометровой отметке установлена 25-тонная фигура богини победы Ники

Для поддержания баланса статуи в ее «ногах» поставили специальные противовесы

Стела «Штык» весом 1000 тонн изготовлена из особо прочной стали и облицована камнем

Стела

Статуя богини Ники увеличивала неустойчивость монумента, его парусность, поэтому при сооружении фундамента потребовалось залить около 2000 кубометров бетона. Для обслуживания стелы был установлен лифт (его заказали в Швеции), который поднимается на 87 метров. Монтировали стелу с помощью телескопических вышек. В основании монумента находятся диспетчерские, оборудование для освещения и вентиляции, сигнальные устройства и т. д.

В разделе на вопрос Высота Стеллы в парке победы в Москве заданный автором Александр Лузин лучший ответ это Мемориал на месте временного гранитного знака был воздвигнут 9 мая 1995 года в день 50-летия Победы и назван просто - Мемориалом Победы на Поклонной горе. Основная часть монумента - стелла (штык) выполнен из прочной стали и весит тысячу тонн, высота штыка 141.8 м. (10 сантиметров на каждый день Великой Отечественной войны) . На штыке располагаются бронзовый барельеф - 25 тонная бронзовая фигура богини Победы Ники (находится на высоте 122 м. над землей) . А у подножия - статуя Святого Георгия Победоносца (небесного покровителя Москвы) , поражающего копьем змея (в данном случае, видимо, символизируются фашистские завоеватели) .
Памятник Победы - яркая доминанта не только Западного округа Москвы, монумент хорошо виден из центра, со смотровых площадок Воробьевых гор, Крылатского и др.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Высота Стеллы в парке победы в Москве

Ответ от Просунуться [гуру]
Стела была построена в рекордно короткий срок - всего за 9 месяцев.
К Центральному музею Великой Отечественной войны площадью 33 992 м² примыкает картинная галерея (3 550 м²), размещенная на колоннаде. При строительстве использовались достаточно дорогие материалы - несколько видов мрамора и гранита, площадь вымощена брусчаткой.
Весь купол музея, кроме медной обшивки, был собран внизу, на стилобатной части, и только потом поднят наверх с помощью домкрата.
Статуя богини Ники увеличивала неустойчивость монумента, его парусность, поэтому при сооружении фундамента потребовалось залить около 2000 кубометров бетона. Для обслуживания стелы был установлен лифт (его заказали в Швеции) , который поднимается на 87 метров. Монтировали стелу с помощью телескопических вышек. В основании монумента находятся диспетчерские, оборудование для освещения и вентиляции, сигнальные устройства и т. д.
Для поддержания баланса статуи в ее «ногах» поставили специальные противовесы.
Стела «Штык» весом 1000 тонн изготовлена из особо прочной стали и облицована камнем


Парк Победы расположен на западе Москвы, между Кутузовским проспектом и веткой Московской железной дороги Киевского направления.
В ходе прогулки мы увидим Триумфальные ворота, Поклонную гору с цветочными часами, Храм Георгия Победоносца, а также многометровую стеллу Монумент Победы.

А если мы обернемся назад, то увидим арку Триумфальных ворот , расположенную на Кутузовском проспекте.

К ней мы обязательно вернемся, но сначала отправимся к Парку Победы.

Сейчас уже сложно представить столицу без мемориального комплекса на Поклонной горе, однако появился он сравнительно недавно, в 1995-м году, в честь 50-летия Победы. До этого Парк Победы, заложенный в 1958-м году, представлял собой одну из многочисленных садово-парковых зон города.

Поклонная гора - часть Татаровской возвышенности, в состав которой также входят Крылатские холмы и высоты Филевского лесопарка. Ранее Поклонная гора была значительно выше и больше по площади, с нее открывалась панорама на город и окрестности. Здесь останавливались путешественники, чтобы взглянуть на город и поклониться его церквям, отчего и появилось название горы. Здесь же торжественно встречали гостей города. Зная об этом факте, именно на Поклонной горе ждал в 1812-м году ключи от Москвы Наполеон Бонапарт.

В 1966-м году большая часть Поклонной горы была срыта. От нее остался лишь небольшой холм, расположенный в восточной части Парка Победы, непосредственно у выхода из метро.

Холм украшают цветочные часы - единственные в Москве. Они сооружены в 2001-м году и были занесены в Книгу рекордов Гинесса как самые большие в мире. Но из-за того, что технические элементы часовой системы постоянно находятся в условиях повышенной влажности и загрязненности, работают они не всегда, временами представляют собой просто большой цветник.

На вершине холма можно разглядеть небольшой деревянный крест. Он был установлен в 1991-м году во славу всех православных воинов - участников Великой Отечественной войны, предваряя строительство Храма Георгия Победоносца, возведенного к 1995-му году.

На сам холм подниматься необязательно, так как ни ступенек, ни каких либо других приспособлений не предусмотрено, придется подниматься прямо по траве, а если зимой, то и по снегу. Но если Вы уверены в своих силах, то можно и подняться. С вершины горы открывается неплохой вид на город.

Аллею «Годы войны» украшает одноименный комплекс фонтанов. Он состоит из 15-ти чаш, из каждой бьет по 15 струй, образуя, таким образом, число 255 - столько недель продолжалась война. В темное время суток фонтаны освещаются, подсветка выполнена в красных тонах, за нее фонтаны иногда даже называют «кровавыми фонтанами».

По левую сторону от фонтанов располагается скульптурный ансамбль, состоящий из 15-ти колонн , посвященных фронтам и другим подразделениям Советской армии.

Издалека скульптуры выглядят одинаково: колонна, установленная на гранитном постаменте, вершину украшают пятиконечная звезда и военные знамена.

А у основания каждой из колонн располагается барельеф, посвященный одному из подразделений.

Это поочередно: Труженики тыла; Партизаны и подпольщики; Черноморский, Балтийский и Северный флоты; 3-й, 2-й, 4-й и 1-й Украинские фронты; 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты; 1-Прибалтийский фронт; Ленинградский фронт.

С аллеи «Годы войны» повернем налево, к Храму Георгия Победоносца. Он, как и большинство памятников, входящий в мемориальный комплекс, возведен в 1995-м году, в честь 50-летия Победы.

Фасад Храма украшают барельефы с ликами Спасителя, Богородицы и Святого Георгия.

Рядом со входом в Храм, мы увидим скульптуру, изображающую раненного солдата. Это Памятник пропавшим без вести солдатам без могил . Он был принесен в дар Москве республикой Украина.

От Храма можно вернуться на главную аллею парка или же, если там мы уже все осмотрели, подняться сразу к Монументу Победы. Лестница начинается сразу от памятника пропавшим без вести.

Архитектурный комплекс, включающий Монумент Победы и величественное здание Музея Великой Отечественной войны производит неизгладимое впечатление. Стела - один из самых высоких памятников Москвы, его высота составляет 142 метра. Вершину венчает скульптура богини победы Ники.

А у ее основания расположен памятник Георгию Победоносцу, поражающему дракона - символу победы добра над злом, взятого из православия.

Если немного отвлечься от военной тематики и оглядеться по сторонам, то мы увидим, что с возвышенности, на которой расположен монумент, открывается великолепный вид на город. Слева - высотки Делового центра «Москва Сити» .

Справа - одна из знаменитых сталинских высоток - Главное здание МГУ на Воробьевых горах.

Между Монументом и входом в музей горит Вечный огонь .

Он появился в Парке Победы сравнительно недавно, значительно позже возведения скульптурного ансамбля Поклонной горы. В декабре 2009-го года сюда был перенесен Вечный огонь от Могилы Неизвестного солдата . В Александровском саду проводился ремонт инженерно-технических коммуникаций, а поскольку Вечный огонь не должен затухать ни на минуту, его было решено временно перенести. А в апреле 2010-го года, в канун празднования 65-летия Победы, указом Президента РФ Вечный огонь вошел в мемориал Парка Победы на постоянной основе, став третьим в столице после огней в Александровском саду и на Преображенском кладбище.

Миновав Вечный огонь, мы подходим к Музею Великой Отечественной войны. Осмотр экспозиций музея может занять целый день, поэтому внутрь мы сегодня заходить не будем, оставив посещение музея на другой день. Разглядев артиллерийские орудия времен Великой Отечественной, расположенные у входа, мы направимся в проход между колоннами здания.

Пройдем к правому крылу здания. Здесь расположен Памятник фронтовой собаке , установленный в память о четвероногих бойцах, помогавших солдатам в годы войны. Собаки служили в медицинских войсках (разносили медикаменты, а иногда и вытаскивая раненных с полей сражений), карауле, находили взрывчатку, помагали разведчикам. Собаки-подрывники, увешанные взрывчаткой, бросались под вражеские танки. Таким способом было уничтожено около 350 единиц боевой техники.

За деревьями мы увидим еще один памятник. Даже издалека он производит гнетущее впечатление.

Подойдя ближе, мы убедимся в правильности своих эмоций. Эта скульптурная композиция называется «Трагедия народов» , она посвящена всем жертвам нацистских концлагерей.

В центре - скульптуры исхудавших людей без одежды, а справа и слева - книги, детские игрушки, одежда, обувь и другие предметы быта, разбросанные в хаотичном порядке.

В правой части композиции установлена гранитная плита, на которой выбита надпись «Да будет память о них священна, да сохранится она в веках».

А если мы подойдем ближе и пройдем через узкий проход между фрагментами памятника, то увидим, что таких плит много. На них написаны эти же слова на разных языках - украинском, татарском, армянском, иврите и т.д., символизируя многонациональность жертв фашизма.

Рядом с «Трагедией народов» установлен еще один памятный знак, небольшая доска из гранита с бронзовым барельефом расположенная прямо на земле, носит название «Дух Эльбы» . Она посвящена встрече советских и американских войск на реке Эльба в апреле 1945 года.

Проходя мимо заднего фасада, вдалеке мы увидим еще один памятник, расположенный к нам спиной.

К нему мы обязательно подойдем, но позже. Если мы отправимся туда сейчас, то можем сбиться с маршрута и пропустить другие, не менее важные достопримечательности.

Вход на территорию платный, однако, цена чисто символическая (70 рублей). Можно также пройти вдоль ограды экспозиции, она выполнена из металлических прутьев, через которые большинство экспонатов можно рассмотреть и не заходя на территорию музея, а двигаясь вдоль ограждения.

В первой части экспозиции, расположенной у главного входа, представлена реконструкция боя времен начала войны, когда Советская армия держала оборону собственных территорий. По одну сторону условной линии фронта располагаются танки, артиллерийские установки гитлеровской армии,

по другую - советская техника.

Линию фронта олицетворяют траншеи, противотанковые ежи и другие оборонительные сооружения. В траншею можно спуститься, чтобы посмотреть на экспозицию снизу вверх, как это приходилось делать солдатам, сидящим в окопах.

Артиллерийские орудия:

Железнодорожная техника:

И даже авиация.

В коллекции представлены не только небольшие истребители, но и более мощные крылатые машины.

Огороженная от посторонних территория издалека похожа на свалку металлолома, но подойдя поближе, мы увидим, что это детали военной техники, найденные на полях сражений, из которых собираются экспонаты. Ведь в экспозиции нет ни одного муляжа, вся представленная техника действительно участвовала в боях Великой Отечественной.

Пройдя основную часть экспозиции, мы окажемся в небольшом перелеске. Здесь обустроена модель партизанского лагеря: землянки, сторожевая вышка и другие деревянные сооружения.

Следующая часть выставки посвящена военно-морскому флоту: здесь присутствуют корабельные моторы, орудия, рубка подводной лодки:

И даже целые части кораблей:

У выхода с территории экспозиции располагается коллекция военной техники одного из главных немецких союзников - Японии.

С территории выставки хорошо видно здание в восточном стиле с полумесяцами на куполах. Это мемориальная мечеть в честь воинов-мусульман погибших в Великой Отечественной войне.

Выйдя за ворота выставки, мы окажемся на перекрестке, от которого в разные стороны расходятся четыре дороги. В центре расположен небольшой памятник, выполненный в стиле католической часовни.

Объединение, созданное в годы Второй мировой войны для противостояния с фашистской Германией и ее сателлитами (в первую очередь, Италией и Японией), к 1945-му году насчитывало 53 государства. Кто-то реально участвовал в боевых действиях, кто-то помогал продовольствием и вооружением. Наибольший вклад в победу внес, разумеется, СССР, а из остальных стран принято выделять армии США, Великобритании и Франции. Поэтому, на фоне гранитной стелы увенчанной позолоченным символом ООН, расположены четыре фигуры солдат в форме армий именно этих стран.

Вернемся от памятника обратно к перекрестку. Стоя спиной к Музею ВОВ, а лицом к экспозиции военной техники, повернем налево, вглубь парка. Пройдя несколько десятков метров, мы увидим еще одну скульптурную композицию .

В центре ее располагается скульптура советских солдат Егорова и Кантарии, водружающих знамя Победы над Рейхстагом. В духе стен разрушенного Рейхстага выполнен и постамент под скульптурой, он расписан названиями различных городов Советского Союза: Ереван, Душанбе, Тбилиси, Ташкент и т.д. По бокам пьедестала установлены два бронзовых барельефа. На одним изображено торжество советских воинов на фоне все того же Рейхстага:

На другом - Парад Победы на Красной площади 1945-го года с сжиганием фашистских регалий.

А на гранитной плите за памятником выбиты слова: «В борьбе против фашизма мы были вместе!»

Эта скульптурная композиция появилась в Парке Победы в 2010-м году. Толчком к ее созданию послужили печально известные события в Грузии годом раньше, когда в городе Кутаиси был разрушен похожий монумент.

Памятник призван символизировать, что только благодаря единству и сплоченности людей различных национальностей и концессий наша страна одержала эту Великую Победу. Его создание - призыв к тому, что и сегодня братские народы должны жить в мире.

От памятника мы можем увидеть за деревьями строительный объект, обнесенный забором. Здесь пока нет ничего интересного, но это явление временное. Здесь полным ходом идет строительство часовни Армянской Апостольской церкви в честь воинов-армян, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Снова вернемся к перекрестку и проследуем по оставшейся из четырех дорог, которая ведет к Кутузовскому проспекту (он уже виднеется вдалеке). Пройдя по ней, мы подойдем к необычному зданию с треугольным куполом, украшенным шестиконечной звездой Давида. Это еврейская мемориальная синагога , также установленная в память о Великой Отечественной войне.

Если мы вспомним все религиозные объекты, которые мы видели на своем пути, то сможем констатировать, что в Парке Победы представлены почти все основные религии народов - участников Великой Отечественной войны: православный Храм Георгия Победоносца, исламская мечеть, католическая часовня и еврейская синагога.

У выхода из парка установлена скульптура, изображающая советского солдата. Если приглядеться, то даже издалека видно, что форма на нем гораздо более современная, нежели та. Что носили в годы Великой Отечественной. Памятник посвящен воинам - интернационалистам, погибшим в Афганистане.

Памятник возведен в 2004-м году, а спустя пять лет рядом с ним появился еще один: прямо на аллее парка установлена самоходная установка БМД-1 (Боевая машина десанта).

Памятная табличка на броне гласит, что в 2009-м году состоялось сразу два юбилея: 20-летие вывода советских войск из Афганистана, а также 100 лет со дня рождения В.Ф. Маргелова, советского военачальника, который считается отцом-основателем современных десантных войск. Среди самих десантников даже распространена шутка, что аббревиатура «ВДВ» означает не «Воздушно-десантные войска», а «Войска дяди Васи» - в честь Василия Маргелова.

Выйдя с территории Парка Победы, мы окажемся на Кутузовском проспекте. Однако повернем сначала не направо, в сторону метро, а налево. Пройдя пару десятков метров, мы увидим еще один памятник, расположенный на небольшом холме. Композицию составляют три фигуры воинов разных эпох: древнерусский богатырь, гренадер Отечественной войны 1812-го года и солдат Советской армии.

Памятник носит название «Богатырям земли российской» и символизирует связь времен и неизбежность победы в войне, если эта война носит освободительный характер.

На этом наша прогулка почти закончена, однако мы оказались достаточно далеко от метро. Если Вы не устали и погода позволяет, можно вернуться обратно в парк и просто прогуляться по одной из аллей, идущих параллельно Кутузовскому проспекту. А можно сесть на любой любой общественный транспорт, курсирующий по проспекту и доехать до станции метро «Парк Победы», от которой мы начали свою прогулку.

Здесь стоит обратить внимание на памятник, который в начале пути мы видели только издалека - Триумфальные ворота. Арка, расположенная прямо над Кутузовским проспектом (машины проезжают между ее колоннами) установлена в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

Традиция установки триумфальных ворот существует издревле. В 1814 году такие ворота, тогда еще деревянные, были установлены у Тверской заставы. Именно по Тверской дороге въезжали в город русские войска, возвращаясь из Европы после победы над Наполеоном. ВК 1834 году они были заменены каменными.

В 1936-м году, в ходе исполнения Генплана по реконструкции центра Москвы, Триумфальные ворота были демонтированы, его составные части помещены в Музей архитектуры, располагавшийся на территории Донского монастыря. Согласно плану, по окончании реконструкции площади Тверской заставы, ворота планировалось вернуть на прежнее место. Однако по ряду причин сделано это не было, и памятник целых полвека так и пролежал в хранилищах. Лишь в 1966 году было решено установить его на Кутузовском проспекте, неподалеку от Музея-панорамы «Бородинская битва». Так, к 1968-му году Триумфальные ворота появились на Кутузовском проспекте.

В 2012-м году, в ходе юбилейных торжеств 200-летия Победы в Отечественной войне 1812-го года, ворота прошли капитальную реконструкцию, поэтому сегодня выглядят прекрасно.

На этом наша прогулка завершена.

Мемориал Победы на Поклонной горе

Память о Великой Отечественной войне священна. Этот неоспоримый факт особенно остро ощущается на мемориале, открытом на Поклонной горе.

Поклонная гора – это пологий холм на западе Москвы, между реками Сетунь и Филька.

Когда-то Поклонная гора находилась далеко за пределами Москвы, а с её вершины открывалась панорама города. Путешественники останавливались здесь, чтобы взглянуть на Москву и поклониться ей, – отсюда и произошло название горы. Это одна из версий происхождения названия.

Поклонная гора упоминается ещё в документах XVI века. Так, известно, что здесь разбивал свой стан крымский хан Газы II Герай во время своего похода на Москву в 1591 году. Тогда крымский хан совместно с ногайцами внезапно со 150–тысячным войском вторгся в пределы Московского государства, перешёл Оку и подступил к Москве.

Основной лагерь крымцы и ногайцы разбили на Поклонной горе. Москва отсюда была как на ладони. И они полагали, что скоро будет у их ног. Но в районе будущего Донского монастыря степняки столкнулись с войском царя Фёдора Ивановича под командованием Бориса Фёдоровича Годунова. Газы II Герай был вынужден отступить. А с Поклонной горы ему пришлось бежать, бросив здесь большую часть обоза.

Мемориал Победы на Поклонной горе

Спустя двести с лишним лет, в 1812 году, именно на Поклонной горе очередной захватчик, Наполеон, ждал ключей от Кремля. Наполеон знал, что здесь, на возвышенном месте, с поклонами встречали важных лиц, иностранные посольства. Но его никто не встретил.

Через Поклонную гору в годы Великой Отечественной войны уходили на фронт войска защищать Родину.

Впервые о проекте мемориала Победы на Поклонной горе заговорили ещё в 1942 году, после разгрома гитлеровцев под Москвой. Но тогда, конечно, вроде было не до памятников. Но всё же союз архитекторов СССР объявил конкурс на лучший проект мемориального комплекса в честь будущей Победы.

В 1955 году Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в направленной в Центральный комитет КПСС записке вновь напомнил об идее создания памятника Победы в Великой Отечественной войне.

Но лишь 23 февраля 1958 года на Поклонной горе был установлен памятный знак с надписью «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». А весной того же года вокруг знака был заложен парк Победы.

По разного рода причинам проектирование и строительство мемориального комплекса на Поклонной горе затянулось на много лет. В итоге идею по созданию именно народного памятника Победы в Великой Отечественной войне, которую высказывали на протяжении нескольких десятилетий, реально удалось воплотить в жизнь только в конце 90–х годов XX века.

Его торжественное открытие, приуроченное к 50–летию победы над нацизмом, состоялось 9 мая 1995 года. Он был назван просто – Мемориал Победы на Поклонной горе.

Посреди площади Победителей стоит обелиск – стела в форме штыка. Стела выполнена из прочной стали и весит тысячу тонн. Высота штыка 141, 8 метра. Он символизирует 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны, то есть десять сантиметров на каждый день войны.

На штыке располагается бронзовый барельеф – 25-тонная бронзовая фигура богини Победы Ники. Она находится на высоте 122 метров над землей.

А у подножия – статуя святого Георгия Победоносца (небесного покровителя Москвы), поражающего копьем змея, то есть зло.

Мемориальный комплекс, расположившийся на 135 гектарах, включает в себя Центральный музей Великой Отечественной войны, монумент Победы и три храма трёх конфессий, построенные в память о погибших на войне.

Храм Св. Георгия Победоносца был освящён в 1995 году. В храме хранится святыня – частица мощей великомученика Георгия Победоносца, подаренная Иерусалимским патриархом Диодором, перенесённая в храм в 1998 году.

Мемориальная мечеть была открыта 6 сентября 1997 года, в день празднования 850–летия столицы. В постройке мечети соединены черты различных мусульманских архитектурных школ. При мечети работает община и медресе.

Здание синагоги было построено и торжественно открыто 2 сентября 1998 года. На открытии присутствовал президент России. В цокольном этаже и на галерее молельного зала была оформлена выставочная экспозиция, посвященная еврейской истории и холокосту.

В 2003 году на территории Мемориала была открыта часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах, которые погибли в Великой Отечественной войне. Кроме того, на Поклонной горе планируется построить буддийскую ступу, армянскую часовню и католический храм.

Составной и одновременно основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе является Центральный музей Великой Отечественной войны.

Музей расположен на круглой площади Победителей, к которой от Кутузовского проспекта ведет центральная аллея парка Победы.

Музей был учрежден ещё в 1986 году. Тогда вышло положение «О Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». В положении указывалось, что музей на Поклонной горе является «головным для всех музеев военно-исторического профиля в системе Министерства культуры СССР». Также были определены и четыре основных направления деятельности: в области научной деятельности, в области научно-фондовой работы, в области научно-экспозиционной работы и в области научно-просветительной работы. В 1992 году музею было прописано включить в себя залы Памяти и Славы, художественную галерею, шесть диорам, залы исторической экспозиции, кинолекционный зал, выставочный зал для организации тематических выставок, зал встреч ветеранов и кинозал для показа хроникально-документальных фильмов.

В 1993–1994 годах в музее были созданы временные историко-художественные экспозиции, которые впоследствии послужили прообразом будущих стационарных экспозиций. Тогда же было принято решение о создании в составе мемориального комплекса памятника Победы на Поклонной горе выставок военной техники и инженерно-фортификационных сооружений.

Сегодня в музее хранится около пятидесяти тысяч экспонатов по военной истории.

В специальных витринах расположены Книги Памяти – 385 томов, в которые вписаны имена людей, павших на войне.

В музее, среди прочих экспонатов, хранится Знамя Победы – Красное знамя, водружённое 30 апреля 1945 года над зданием рейхстага в Берлине. Кроме того, представлены и художественные произведения: картины и скульптура, графика и плакаты. В библиотеке музея хранится более 50 000 изданий, в том числе и редкие книги.

Рядом с музеем развернута постоянная выставка военной техники.

В Парке Победы установлены памятник «Защитникам земли Российской» и памятник «Всем павшим».

30 апреля 2010 года, в канун празднования 65–й годовщины Победы, на Поклонной горе в Москве зажгли Вечный огонь. Факел с пламенем доставили от Вечного огня у Кремлевской стены на бронетранспортере с эскортом из мотоциклистов.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.2.7. Жертвоприношение Фрикса на горе и казнь Христа на горе Голгофе. Смоковница и крест Жертвоприношение Фрикса происходит НА ГОРЕ. Казнь Христа также происходит на горе Голгофе. В мифе сказано, что рядом с жертвенником находилась смоковница. То есть - дерево. Вероятно,

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Горе Персонаж русских народных сказок, образное воплощение злой доли; антропоморфный образ, наделенный способностью превращаться в различные предметы.В большинстве сюжетов появление Горя связывается с обрушивающимися на героя несчастьями. Любое начинание

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Горе От чего ты, Горе, зародилося?Зародилося Горе от сырой земли,Из-под камешка из-под серого,Из-под кустышка с-под ракитова.Во лаптишечки Горе пообулося,В рогозиночки Горе понаделося,Понаделося, тонкой лычинкой подпоясалось;Приставало Горе к добру молодцу.Видит молодец:

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Синагога на Поклонной горе Потребность создания всенародного памятника в честь победы в Великой Отечественной войне осмысливалась в послевоенные годы. Прошло 50 лет, и в катаклизмах, произошедших со страной в конце столетия, многие события стали восприниматься по-иному.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Мемориал «Могила Неизвестного Солдата» Память пронзительна. Живым символом памяти считается Вечный огонь. Вечный огонь, по сути, заменил собой лампады, всегда горевшие и перед иконами, и над раками с мощами святых. Традиция зажжения огня – лампады, свечи – в память об

Из книги Преданная демократия. СССР и неформалы (1986-1989 г.г.) автора Шубин Александр Владленович

ЭЛИТАРНАЯ ПАРТИЯ – «МЕМОРИАЛ» НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ завершилось организационное оформление круга либералов-шестидесятников, сложившегося во время «посиделок» под крышей «перестроечных» изданий, прежде всего «Московских новостей» и «Век XX и мир». В этот круг входило ядро

Из книги 1941. Разгром Западного фронта автора Егоров Дмитрий

Глава 11 Катастрофа «Vae victis, vae victoris» (Горе побежденным, горе

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

6. Предсказание победы Дмитрию Донскому и предсказание победы Зевсу Как мы уже неоднократно убеждались, во всех многочисленных отражениях Куликовского сражения перед началом битвы было дано ПРЕДСКАЗАНИЕ победы.Императору Константину явился «Огненный Крест». Князю

Из книги Путешествия Христофора Колумба [Дневники, письма, документы] автора Колумб Христофор

Мемориал Колумба Изабелле и Фердинанду

Из книги Советская водка. Краткий курс в этикетках [илл. Ирина Теребилова] автора Печенкин Владимир

Горе от ума Вот попрекать мне станут, Что без толку всегда журю. Не плачь, я дело говорю. А. С. Грибоедов «Золотое кольцо России» - сегодня это словосочетание на слуху у каждого, а появилось оно в конце шестидесятых. Газета «Советская культура» заказала журналисту Юрию

Из книги Сталин и разведка автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Горе - оно горе для всех Итак, 22 июня 1941года… Началась Великая Отечественная война, принесшая неисчислимые бедствия советскому народу и продемонстрировавшая его героизм, единство и беспримерное терпение.Попробуем еще раз попытаться ответить на вопрос, кто же виноват в

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Горе уму! Его написал Петр Чаадаев, имя которого навсегда стало паролем всех русских либералов. Эпиграфом к его жизни могли стать горькие слова Пушкина: «Догадал же меня черт с душой и талантом родиться в России». Чаадаев стал героем грибоедовского «Горя от ума». И

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Масонский мемориал имени Вашингтона. Для вас, все еще официально не признанных и трепетно ждущих этого признания, такая неразборчивость и всеядность была очередным шоком! Как же можно такую кучу-малу устраивать из настоящих, правильных лож и каких-то фальшивых подделок,

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

ДЖЕРОМ ГОРСЕЙСОКРАЩЁННЫЙ РАССКАЗ, ИЛИ МЕМОРИАЛ ПУТЕШЕСТВИЙ (извлечение) ...Царь{176}в ярости, сильно расстроенный и мучимый разными сомнениями, послал за колдуньями на северный берег, где жили многие из них, между Холмогорами и Лаплавдиею. Их привезли на почтовых в

Из книги Сердце на палитре - Художник Зураб Церетели автора Колодный Лев Ефимович

"ТРАГЕДИЯ НАРОДОВ". ГЛАВА ДЕСЯТАЯ, также краткая, о трудной судьбе монумента, который профессиональная критика назвала самым лучшим произведением из всех, что создал Церетели на Поклонной горе Спустя два года после 50-летия Победы на Поклонной горе снова состоялся

Из книги 100 запрещенных книг: цензурная история мировой литературы. Книга 1 автора Соува Дон Б