Общение в сестринском деле. Международный студенческий научный вестник Разговор медицинской сестры с пациентом пример

Задача 1

Пациент обратился в лабораторию с просьбой выдать ему на руки результаты проведенных исследований. Лаборант выполнил его просьбу. Дома, сопоставив результаты исследований с нормой, пациент расстроился, и ночью у него поднялось артериальное давление (страдал гипертонической болезнью), в связи с чем он был срочно госпитализирован.

Имеет ли право лаборант выдавать пациентам на руки результаты лабораторных исследований?

Задача 2

Медсестра сказала врачу в присутствии пациентки, что состояние последней ухудшилось после введения лекарства. Пациентка категорически отказалась от назначенных врачом инъекций.

Как должна была поступить медсестра?

Задача 3

Пациент М., 48 лет, находится в кардиологическом отделении стационара по поводу инфаркта миокарда. При повторной электрокардиограмме медсестра, снимавшая ее, обнаружила ухудшение. Пациент попросил сообщить ему результат исследования.

Как должна поступить медсестра в данном случае?

Задача 4

В беседе в пациенткой медсестра сообщила о новом методе лечения ее болезни, который еще не внедрен в данном лечебном учреждении, в связи с чем создалась конфликтная ситуация.

Задача 5

Вечером дежурная медсестра обнаружила, что один из пациентов, находящихся на лечении по поводу острой пневмонии, находится в нетрезвом состоянии, агрессивен. С помощью соседей но палате она уложила его в постель, организовала наблюдение. Через час пациент уснул, утром из­винился и очень просил не сообщать врачу. Однако медсестра сделала соответствующую отметку в рапорте и доложила заведующему отделением о случившемся. Пациенту была сделана отметка о нарушении режима в больничном листе и сообщено на работу.

Как Вы оцениваете действия медсестры?

Задача 6

Пациент Р., находящийся на лечении в терапевтическом отделении, во время обхода пожаловался, что ему не были сделаны все назначенные инъекции. Медсестра, приглашенная врачом в палату, доложила, что назначенного препарата нет в отделении.

Какие ошибки были допущены медработниками?

Задача 7

Сын пациентки, госпитализированной в ночное время, попросил разрешения остаться с матерью для ухода за ней. Дежурная медсестра потребовала покинуть отделение. Сложилась конфликтная ситуация.

Является ли решение медсестры правильным?

Задача 8

У пациента Д., 32 лет, лечившегося в терапевтическом отделении обнаружен туберкулез легких. Палатная медсестра сообщила об этом родственникам пациента. Правильно ли поступила медсестра?

Задача 9

У дежурной медсестры справились по телефону о состоянии тяжелобольного и о диагнозе. Говоривший представился братом пациента.

Должна ли медсестра сообщать сведения по телефону?

Задача 10

К дежурной медсестре детского отделения обратилась мать больного ребенка с настоятельной просьбой разрешить забрать его из больницы.

Задача 11

Во время врачебного обхода в палату вошла взволнованная медсестра и доложила врачу, что рентгенолог просил срочно прислать на дообследование пациента К., у которого обнаружены какие-то изменения в легких. Пациент К., находившийся и палате, побледнел и попросил у врача нитроглицерин.

В чем ошибка медсестры?

Задача 12

Пациент Н., 58 лет, лечится в терапевтическом отделении стационара по поводу гипертонической болезни. Вечером он обратился к дежурной медсестре в связи с усилением головной боли и попросил измерить артериальное давление. Медсестра обнаружила, что давление значительно повышено, но цифры сообщить пациенту отказалась, чем вызвала его недовольство.

Как должна поступить медсестра?

Задача 13

Пациентка Л., 33 лет, находилась на лечении в ревматологическом отделении стационара около 5 недель по поводу сердечной недостаточности. Состояние пациентки улучшилось, при выписке из стационара ей рекомендовано принимать лекарственные препараты в дозе, подобранной в отделении. Через 2 недели при очередном посещении участковая медсестра, не обнаружив у пациентки симптомов сердечной недостаточности, посоветовала ей эти препараты не принимать.

Правильно ли поступила медсестра?

Задача 14

К фельдшеру здравпункта обратился пациент, которого ранее лечил участковый врач. Вы считаете, что назначения, сделанные врачом, не все целесообразны. Как Вы поступите?

Задача 15

Пациентка М. обратилась в регистратуру с просьбой записать ее на прием к хирургу в связи с остро возникшими болями в животе, слабостью.

Однако регистратор отказала пациентке в связи с отсутствием у нее документа, удостоверяющего личность.

Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию?

Задача 16

Участковая медсестра проводит лечение пациентки на дому, согласно назначениям лечащего врача. В связи с отсутствием эффекта пациентка обратилась с просьбой пригласить к ней для консультации старшего специалиста.

Медсестра отказалась.

Правильна ли тактика медсестры?

Определите тип медсестры по Харди

Задача № 1 Диалог двух медсестер в клинической лаборатории:

1 сестра : Как ты можешь работать в лаборатории? Здесь столько пробирок, склянок - все надо мыть. Тебе дома посуда не надоела? Мне было бы скучно, а в моем отделении больные отвлекают своими разговорами, проблемами, поговоришь - и уже легче.

2 сестра : А мне нравится: никто не стоит над душой, никому ничего не надо рассказывать. А мыть посуду я люблю

Задание:

Определите тип второй медсестры по Харди.

Задача № 2 Диалог в ординаторской врача и медсестры.

Врач: Почему вы вчера ушли и не подклеили результаты анализа в медицинскую карту пациента Петрова?

Медсестра : Я ушла с работы точно по графику. Анализы подклею сегодня - ничего страшного. Задерживаться на работе я не обязана, мне за это не платят.

Врач: Но из-за вас вчера пациента не проконсультировал хирург, так как не было результатов анализа.

Медсестра : Но ведь пациента еще не выписывают, сегодня я все подклею.

Врач: Клиническая ситуация требует обязательного оперативного вмешательства, состояние пациента ухудшается...

Задание:

Задача № 3 Пациент К. 70 лет находится в терапевтическом отделении по поводу язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Боится проведения эндоскопического исследования.

Сестра: В 8.00 у вас процедура в кабинете № 2; подойдите туда в состоянии натощак и не забудьте полотенце.

Пациент : Сестра, а вы мне поможете? У меня кружится голова, я боюсь упасть.

Сестра: Конечно, я вам помогу, - это моя обязанность, я подойду в палату в 7 часов 45 минут.

Пациент : Спасибо, буду ждать.

Разговор в коридоре медсестры с коллегой:

Медсестра : Придется вести этого пациента на обследование, видите ли - боится упасть. Вечно эти «старики» со своими проблемами.

Определите тип медсестры по Харди.

Задача № 4 Пациент М. 43 лет, находящийся в стационаре по поводу пневмонии, жалуется на нарушение сна в течение последней недели. Не может заснуть до 2-3 часов ночи из-за семейных неурядиц.

Диалог палатной медсестры и пациента:

Сестра: Примите за 30 минут до сна снотворное, и будете спать спокойно.

Пациент: Сестра, я боюсь привыкания к таблеткам, да к тому же после снотворных разбитость и головная боль.

Сестра: Как все надоело, жалуетесь по любому поводу, тут копейки получаешь и надо всем угождать; семейные проблемы решайте сами, это не моя обязанность.

Задание:

Определите тип медсестры по Харди.

Задача № 5 Пациент А. 62 лет с тяжелой травмой позвоночника прикован к постели, готовится к выписке из стационара. Обеспокоен возвращением домой, так как боится быть в тягость семье.

Диалог палатной медсестры и пациента:

Сестра: Я научу вашу жену и невестку правилам личной гигиены по уходу. Подскажу, где лучше и дешевле купить предметы личной гигиены.

Пациент : Я буду вам очень благодарен. А вдруг они проявят брезгливость?

Сестра: Ничего страшного. Семейная сестра поможет - это ее обязанность. Со временем вы будете частично им помогать, а впоследствии сможете ухаживать за собой.

Пациент : Спасибо на добром слове и советах.

Задание :

Определите тип медсестры по Харди.

Задача № 6 Пациент Р. 37 лет поступил в клинику с жалобами на выраженную жажду (выпивает в сутки 5-6 л воды), частое обильное мочеиспускание, головную боль, утомляемость, похудание.

Диалог медсестра с родственниками пациента:

Сестра: Прошу вас, приносите воды не более одной бутылки, так как больше нельзя. У него строгая диета предполагающая ограничение жидкости и исключение сладкого.

Родственники : Но он нас очень просил, отказать ему тяжело.

Сестра (громко властно, чеканя каждое слово): Неужели вы не понимаете, что можете навредить пациенту! Вы должны следовать назначениям врача и прошу делать то, что требуется, а не идти на поводу своего родственника.

Задание:

Определите тип медсестры по Харди.

Типы медицинских сестер

Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особен­ности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.

Сестра-рутинер (робот). Большинство медицинских сестер от­носятся к этому типу. Наиболее характерной чертой таких сестер является механическое исполнение своих обязанностей. Они вы­полняют порученные задания с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, ловкостью и умением. Однако действуя строго по инструкции, такие сестры не вкладывают в свою работу душу, работают подобно автомату. Они воспринимают пациента как необходимое приложение в инструкции по его обслуживанию, их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Именно такая медицинская сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.

Сестра, играющая заученную роль. Поведение такой сестры от­личается неестественностью, наигранностью. Она как бы испол­няет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая сестра начинает играть роль благодетельницы. Ее поведение становится искусственным, показным. Неестественность в общении мешает ей устанавливать контакты с людьми, поэтому такая сестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, четко определить профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.

«Нервная» сестра. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с паци­ентами. Часто можно видеть хмурую с обидой на лице сестру сре­ди ни в чем не повинных пациентов. В лечебном учреждении не должно быть медицинских сестер с таким типом непрофессио­нального поведения. Это свидетельствует о некачественном про­фессиональном отборе кадров, огрехах в работе администрации. «Нервная» сестра - это патологическая личность либо человек, страдающий неврозом.

Сестра с мужеподобной, сильной личностью. Больные уже издали узнают ее по походке или зычному голосу, побыстрее стараются привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой личностью может стать прекрасным организатором, хоро­шим педагогом.

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Тамбовский областной медицинский колледж»

Реферат по дисциплине «Сестринское дело» на тему:

«Общение в сестринском деле»

Подготовила студентка 1 курса

Полтарацкая Н. «».

Тамбов – 2015

Введение……………………………………………………………......3

    Общение и «с чем его едят»…………………………………. ..4

    1. Понятие «общение»……………………………………..4

      Функции общения……………………………………..…5

      Основные стили общения…………………………….…5

    Мастерство общения медсестры………………………………6

    1. Терапевтические средства общения……………………6

      Нетерапевтические средства общения…………………8

      Техника профессионального общения…………………9

Заключение……………………………………………………………11

Список используемых источников………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Общение – важная и неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, а так же оно играет немаловажную роль в сестринском деле. Общение необходимо в работе медицинской сестры, ведь в какой-то степени и от этого зависит правильное лечение пациента.

Техника общения необходима сестре для правильного подхода к больному, его родным, к другим медицинским работникам, занимающихся его лечением.

Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, уникальность, силу, ценность, доброту, способность руководить своими действиями и право на это. Сестринское дело - это ответственные заботливые взаимоотношения.

1. ОБЩЕНИЕ И «С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ»

1.1. Понятие «общение».

Общение - это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации (рис. 1).

В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация».

Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, передает информацию без использования речи или написания (письма).

Общение в сестринском деле - это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.

Рисунок 1 – Виды и способы коммуникации (общения).

1.2. Функции общения

    Контактная - установление состояния взаимной готовности к общению.

    Информационная - обмен информацией, сообщениями.

    Побудительная - стимуляция активности партнера.

    Координационная - взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.

    Понимания - адекватное понимание смысла сказанного,действий, состояния своего партнера.

    Эмотивная - обмен эмоциями между партнерами.

    Установление отношений - осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях.

    Оказание влияния - изменение поведения, состояния,знаний, представлений партнера.

1.3.Основные стили общения

Конвенциальный(деловой) стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций при этом ограничены. Участники общаются как носители определенных служебных функций. Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношений. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситуации и подчиненности. Правилами взаимодействия становятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются «на публику».

Манипулятивный стиль .Это вид деструктивного поведения в обществе, который оказывает пагубное влияние на здоровье человека.Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость. Актуализированный стиль демонстрирует мотивированные, прочувствованные доводы поведения.Человек принимает решения спокойно, без обид, высказывания делаются в доброжелательной форме, такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца».Это вид конструктивного поведения человека.

2.МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ МЕДЕЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Сложившаяся в России в течение многих десятилетий практика сестринского дела была преимущественно связана с выполнением тех или иных процедур, не требующих от медицинской сестры умения общаться. Реформа сестринского дела, в рамках которой предполагается расширение функций сестринского персонала, делает необходимым условием успешной профессиональной деятельности умение эффективно общаться, поскольку информация об имеющихся у пациента проблемах, а также оценка её результатов предполагают активное обсуждение всех вопросов с пациентом. В частности, это касается консультирования пациентов (в том числе родителей маленьких детей и родственников пожилых больных) по вопросам, связанным с сохранением (поддержанием) здоровья. Человек должен захотеть рассказать о своих проблемах со здоровьем медсестре, которая должна уметь его выслушать и понять.

2.1.Терапевтические средства общения

    Пристальное внимание .

Важно знать не только фамилию, имя и отчество пациента но и как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и старики, и дети - особенно. Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его. Следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ к БОЛЬНОМУ.

    Терапевтическое прикосновение.

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента. Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове - это и будет та "тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной" и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

    Контакт глаз.

Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. Глаза - это, как известно, «зеркало души», поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать”.

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фош. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил".

Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Стремление избежать «контакта глаз» или отведение взгляда от собеседника свидетельствуют о возникновении коммуникативных барьеров. Пристальный неподвижный взгляд говорит о нарушении обратной связи. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.

2.2.Нетерапевтические средства общения.

    Избирательное или невнимательное выслушивание.

Что означает выражение "слепота зрячих"? Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о “мёртвом контакте”.

    Констатированное заключение.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз "чесотка" был, что называется, "написан" на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: "Вилькинсон". Это означало, что больному следует прописать специальное лекарственное средство для лечения чесотки - мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, молча вышел из кабинета, а, придя, домой, написал жалобу.

    Безличное отношение.

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик" "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

    Неоправданное доверие.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом, и лечение становится неэффективным.

    Стойкое или испуганное молчание.

    Фальшивое успокаивание.

В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: "Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет".

    Морализирование.

Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь".

    Критика,насмешка, угроза.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!"

2.3.Техника профессионального общения.

1. Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «вы».

2. Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.

3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.

4. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.

5. Поощряйте вопросы вашего пациента.

6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.

7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.

8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.

10.Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания и доверия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.

Для оказания максимальной помощи и поддержки пациента медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Дядя Г.И. Шпаргалка по основам сестринскому делу: уч.пособие/ Г.И. Дядя – М.: Изд-во «Научная книга», 2009. - 48 с.

    Широкова Н.В. Основы сестринского дела: пуч. пособие/ Н.В. Широкова и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-160 с.

    Сестринское дело: учебные пособия, статьи, рекомендации: http://sestrinskoe-delo.ru

Общение - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Существует три уровня общения:

Внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)

Межличностный (между двумя и более людьми)

Общественный (между большими группами)

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ.

Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:

1. СЛОВЕСНЫЙ (вербальный) - наиболее распространенное средство общения между людьми с помощью речи.

Беседа с пациентом - целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.



2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (невербальный)

Данный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что «следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки - все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).



Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:

«В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: «Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!» И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной».

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта». Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

Интимное - менее 40 см,

Личное - 40см -2м,

Социальное - 2 - 4 м,

Открытое - более 4 м.

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.

К невербальному типу общения примыкают так называемые паралингвистические эффекты:

* интонация

* возгласы и восклицания

*скорость речи

Факторы, способствующие или препятствующие организации общения:

*конфиденциальнсть

*адекватное освещение, отопление и вентиляция

*удобная поза

Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения – психологические закономерности восприятия людьми друг друга. Эти закономерности определяет:

*степень знакомства

*предшествующая информация о человеке

*личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников

*эмоциональный фон

Важную роль играет «эффект ореола» - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

В процессе общения очень важен стиль общения.

Различают 5 стилей общения:

2)уступки;

3)компромисса;

4)сотрудничества;

5)избегания.

Эффективность общения определяется двумя критериями:

а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают два вида общения:

1) терапевтическое, эффективное

2) нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

«Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!» (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: «Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело».

ЗАПОМНИТЕ!

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ -

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: «Смотри, нас трое - я, ты и болезнь. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один и вы меня одолеете. Если ты будешь со мной - нас будет двое, а болезнь останется одна и мы ее одолеем».

Медсестра ставит цели терапевтического общения :

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например:

Что со мной случилось?

Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые создают чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»). Отсюда и «странные» поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

Избавьте больного от страха! Страх - это эквивалент боли.

3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Таким образом, главная цель общения в сестринском деле , его сверхзадача, центральная идея - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: «От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда».

Средства общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

1) Пристальное внимание.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами - часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и старики, и дети - особенно. Для многих несчастных Ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: «Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим».

Как можно чаще спрашивайте больного:

Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого крана или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.

Вам следует научиться искусству мелких знаков внимания к больному.

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать - Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотографию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле - фотографию старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей».

2) Терапевтическое прикосновение.

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове - это и будет та «тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной» и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

Говорит медсестра: «Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится» (Патриция Беннер).

3) Контакт глаз.

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: «Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил».

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

Избирательное или невнимательное выслушивание.

Констатированное заключение.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз «чесотка» был, что называется, «написан» на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: «Вилькинсон». Это означало, что больному следует прописать специальное лекарственное средство для лечения чесотки - мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, молча вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

Безличное отношение.

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «ревматик». Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля» и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

Неоправданное доверие.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным.

Стойкое или испуганное молчание.

Фальшивое успокаивание.

В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет».

Морализирование.

Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь».

Критика, насмешка, угроза.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: «И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!»

ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.).

Вы можете общаться с ними:

Письменно;

Посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д.

Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).

ШЕСТЬ ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА

С ПАЦИЕНТОМ

1. Создать приятную атмосферу при разговоре.

Во-первых, оцените освещение. Слишком много или слишком мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого пожелает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. Получите всю имеющуюся информацию о вашем пациенте до разговора с ним..

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полной информации до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. Попробуйте добиться доверительных отношений с вашим пациентом.

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит. Заинтересованный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безразличным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. Задайте тон разговора.

Начните разговор с вопроса: «Как Вы себя чувствуете?» или «Что Вас беспокоит больше всего?» Дав ему выговориться о своей болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это так же поможет оценить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично, задайте ему вопрос, касающийся его болезни: «Расскажите еще о боли в ногах». В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно них. Не уверены, что больной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможете себе больше узнать о нем.

5. Формулировка точных вопросов.

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем «ДА» или «Нет». «Незаконченные» вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите подробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: «Как Ваше зрение?» Если он ответит: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы. Спросите: «Как часто это случается и как долго длится?»

6. Делайте заметки.

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

Компоненты, способствующие умению слушать и по­нимать.

Участие. Истинное значение участия - это внимание к чувствам другого человека, приятие, интерес. Участия нельзя добиться сразу, для его развития требуется время.

Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подра­зумеваемым. Это активные, сознательные усилия по фор­мированию участия, а не простое пассивное восприятие.

Для понимания смысла произносимых слов требуются сосредоточенность, отсутствие предубежденности, заинте­ресованность. Понимание другого человека включает по­нимание его точки зрения.

Сосредоточить внимание - значит подавить собствен­ные предрассудки, предубеждения, чувство озабоченности и любые иные, внутренние или внешние, факторы.

Медсестра, умеющая слушать, легче распознает потреб­ности пациента; она не только слышит то, что говорит пациент, но и обращает внимание на повторяющиеся «темы» в его высказываниях.

Проявление беспокойства о другом человеке означает оказание помощи и содействие в самореализации. Обще­ние между медсестрой и пациентом, а также всех, кто уча­ствует в сестринском процессе, должно включать понима­ние, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество.

Открытость - это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку; оно предполагает взаимность. Откры­тость, самораскрытие являются обязательным условием для общения и осуществления различных терапевтиче­ских процедур в процессе лечения.

Открытые взаимоотношения предполагают приятие, сопереживание, участие в процессе общения. Приятие срод­ни прощению: медсестра взвешивает поведение другого человека, принимает во внимание положительные и отри­цательные факторы этого поведения, сознательно не при­дает значения отрицательным факторам, а на положитель­ные факторы поведения, способствующие развитию стрем­ления к здоровью, заостряет внимание, но не навязывает ему направления, в которых они должны развиваться; вместо этого она позволяет собеседнику определять харак­тер общения, реакцию и всё, что имеет значение для та­кой реакции. Принимая пациента, сестра как бы позволя­ет ему принять самого себя.



Открытые взаимоотношения предполагают и сопережи­вание, то есть способность точно воспринимать внутреннее состояние другого человека, его ценностную ориентацию.

Сопереживающая сестра является отражением пациен­та, демонстрируя чувство присутствия.

В атмосфере взаимопонимания пациенту легче найти себя, найти новые ценности в процессе адаптации, более правильные и положительные.

Искренность является необходимым условием для установления доверительных отношений. Искренность означает, что общение гармонично. Искренний или гар­моничный человек - это тот, кто понимает свои внутрен­ние чувства и мысли и правильно их выражает, как сло­весно, так и в иной форме.

Искренность способствует возникновению и поддержа­нию доверия к самому себе, а также между собой и други­ми, перерастающему в свободное и открытое общение.

Уважение подразумевает теплоту, расположение и при­ятие другого человека как достойную личность, невзирая на ее недостатки. Ощущение того, что тебя уважают, не­обходимо для развития и поддержания здоровья.

Все компоненты эффективной коммуникации создают бла­гоприятную атмосферу для понимания. Они служат осно­вой для умения слушать и понимать.

Зная эти компоненты, медсестра сможет понять ряд важных аспектов сестринского общения, которые необхо­димо учитывать для создания соответствующих условий проведения сестринского процесса. Они помогут пациенту доверить сестре частную информацию.

Общие принципы умения эффективно слушать

1. Перестаньте говорить, сосредоточьте внимание на пациенте, не прерывайте его.

2. Устраните отвлекающие факторы: отвлекать могут телефонные звонки, другие люди, шум.

3. Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Будьте макси­мально внимательны и проявляйте участие.

4. Старайтесь уловить основную идею. Уловите тему беседы, а не ее детали.

5. Постарайтесь понять суть. Обратите внимание на манеру разговора пациента. Оцените его эмоциональ­ные реакции и чувства. Оцените, как этот человек воспринимает ситуацию.

6. Отделяйте человека от идеи. Обычно положительно реагируют на мысли тех людей, которых любят, нежели тех, к кому равнодушны. Старайтесь пра­вильно воспринимать то, что говорит пациент.

7. Определите то, о чем пациент избегает говорить. Спро­сите себя, не опустил ли пациент в своем рассказе какой-нибудь существенный момент, скрывает ли он свои чувства или человека, который играет важную роль в его жизни?

8. Отделите эмоции от реакции. Избегайте гнева и пе­чали, сильных эмоций, которые могут мешать вни­мательно слушать и понимать.

9. Будьте осторожны с интерпретациями. Не судите и не предполагайте поспешно. Старайтесь уловить факты.

10. Уважайте пациента как человека. Проявляйте ис­креннее уважение, интерес и заботу.

11. Сопереживайте. Поставьте себя на место пациента, чтобы понять его поступки. Это поможет вам уви­деть мир таким, каким его видит пациент.

Факторы, способствующие общению

Успешному общению помогает эмпатия - способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. Эмпатия - противополож­ность равнодушию и эгоцентричности. Уровень эмпатии зависит от наследственности, воспитания, условий жизни и может быть значительно повышен при целенаправлен­ной работе над собой.

Оказывая помощь пациентам, медсестре необходимо ис­пользовать целый арсенал личных качеств и навыков, приемов и методов общения для установления доверия с пациентом и членами его семьи с целью поиска эффектив­ного решения проблем пациента.

Эти личные качества значительно облегчают общение и решение проблем пациента.

К личным качествам медсестры, оказывающей помощь, относятся: сопереживание, искренность, проявление забо­ты, уважения.

Обладая этими качествами, медсестра должна устано­вить доверительные взаимоотношения. К ним относятся: целенаправленная беседа, доверие и контакт, создание ус­ловий для самовыражения.

Целенаправленная беседа ориентирована на определен­ную цель. Она считается критерием умелого общения, по­могает пациенту освободиться от напряжения и волнения. Условия, создаваемые медсестрой, обеспечивают конфиден­циальность и создают ощущение поддержки.

Важно умело задавать вопросы пациенту и его родствен­никам, чтобы в короткий срок установить доверительные отношения для успешного решения проблем пациента. Вопросы могут быть общими, конкретными, наводящими и т.д. Вопросы общего порядка чаще используются для самовыражения человека, главное, чтобы они были от­крытыми и позволили пациенту описать собственными сло­вами наиболее важные проблемы, которые необходимо ре­шить. Конкретные вопросы позволяют собрать однознач­ную информацию, такую как паспортные данные о паци­енте, например: «Назовите свою фамилию, имя, отчество. Ваш адрес?»

Наводящие вопросы способствуют активному выявле­нию важных для врача или медицинской сестры симпто­мов заболеваний, которым пациент не придавал значения.

Доверие и контакт - это очень важные элементы. Они возникают, если пациент убежден в искренности намере­ний медсестры, ее теплом и непредвзятом отношении к нему. С доверием связана конфиденциальность.

Создание условий для самовыражения: медсестра с по­мощью целенаправленной беседы предоставляет пациенту возможность самовыражения. Необходимо создать такие условия, которые позволят пациенту мыслить, чувствовать или решать свои проблемы как бы самостоятельно; помочь пациенту выразить себя и сохранить инициативу.

К факторам, способствующим общению, относятся и на­выки по оказанию помощи, которые могут помочь пациен­ту разобраться в своих проблемах и рассказать о них.

Рассмотрим наиболее существенные из них:

Навыки общения;

Навыки реагирования и постановки вопросов;

Навыки планирования целей;

Навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента;

Консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками.

К другим полезным навыкам, которые помогут пациен­ту разобраться в своих проблемах и рассказать о них, относятся:

Конфронтация (например, когда пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляю­щими заботу о пациенте, убеждает пациента в об­ратном);

Поддержка (например, серьезные проблемы, ослож­нившие состояние пациента; но когда он убеждается в невиновности врача, его чувства могут прийти в полное смятение, и здесь очень важную роль играет медсестра, проявляющая сопереживание, понимание и поддержку);

Молчание (например, смерть близкого человека вы­зывает у пациента сильные эмоции, слезы. В этом случае лучше помолчать и просто «быть рядом» с пациентом);

Прикосновение (например, задержать руку на плече пациента, когда ему трудно, показывая, что медсе­стра понимает всю трудность ситуации и оказывает ему поддержку).

Таким образом, эффективное общение зависит от про­фессионализма и личных качеств и умений, приемов и методов общения медсестры, которые в сестринском деле тесно взаимосвязаны.

Факторы, препятствующие общению

1. Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой могут отрицательно повлиять на принятие ре­шения пациентом. Часто пациенты знают, что делают в той ситуации, по поводу которой медсестра беседует с па­циентом. Если совет медсестры отличается от того, кото­рый хочет услышать пациент, то это может вызвать чув­ство противоречия у него.

2. Поэтому, если пациенту хочется услышать совет медсе­стры, спросите у него: «Что бы Вы хотели услышать? Давайте поговорим об этом побольше».

3. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые пау­зы во время разговора с использованием переходных фраз. На фоне ответов и реплик возникнет возможность для об­думывания.

4. Защита людей, которых критикует пациент. У пациента возникнет предположение, что медсестра осуж­дает его, и это будет препятствовать дальнейшему выра­жению чувств во время беседы.

5. Преуменьшение чувств пациента. Пациент, выра­жая озабоченность, ждет от медсестры понимания и со­чувствия. Не настаивайте на том, что ничего страшного не случилось, не стоит беспокоиться. Такие реплики де­монстрируют отсутствие понимания или сочувствия.

6. Обещания пациенту. Говоря: «Все будет хорошо», - медсестра отрицает реальность ситуации, в которой нахо­дится вместе с пациентом, заставляет его прятать страх и беспокойство, которые являются обычными человечески­ми реакциями и требуют сестринского вмешательства.

7. Поспешные заключения могут вызвать противодей­ствие со стороны пациента. Будьте мудрыми, проверьте факты. Например, не предполагайте, что человек, страда­ющий злокачественной опухолью, автоматически согла­сится на ее оперативное удаление.

8. Культурные отличия: язык, нормы общения. Раз­личия культур влияют на то, как могут быть поняты вер­бальные и невербальные средства общения. Например, японцы выражают радость, широко раскрыв глаза. В сла­вянской культуре это выражает чувство страха. Культура влияет и на поверья, поведение, связанные со здоровьем: магия, ритуалы, употребление определенной пищи. По­этому важно определить этническую принадлежность че­ловека и расспросить его об убеждениях, образе жизни.

9. Стили общения. На словесное и бессловесное обще­ние влияют культура и воспитание, традиции и нормы.

10. Чтобы адаптироваться к стилю беседы, необходимо при­нимать во внимание культурные особенности нации. На­пример, прикосновение в некоторых культурах является проявлением внимания, другие считают прикосновения сексуальными проявлениями.

11. Различия в возрасте. Возраст человека может вли­ять на способ ведения беседы, особенно если между собе­седниками имеются большие различия в возрасте. Для ребенка до 6 лет обычно необходима беседа с родителями или опекуном, хотя учитывается и поведение самого ре­бенка. Часто родители считают себя виноватыми в нару­шениях состояния здоровья детей. В таких случаях нуж­но применять неосуждающие вопросы, чтобы получить нужные сведения. Например, вопрос типа: «Когда Вы за­метили первые признаки повышения температуры?» бо­лее подходит, чем такой вопрос: «Почему Вы не достави­ли его в больницу раньше?». Проявляйте сочувствие роди­телям и оказывайте тем самым поддержку им и утешение.

12. С детьми старше 6 лет беседуют непосредственно. Игра и рисунки являются альтернативными средствами получения информации. Не общайтесь с ними, как с малышами, не говорите свысока. Беседуйте с ними так же, как и со взрос­лыми. Если присутствуют родители, наблюдайте за внут­рисемейными отношениями. Если родители доминируют в разговоре и инструктируют ребенка, как ему надо отве­чать, медсестра может обращаться прямо к ребенку с ком­ментариями типа: «Теперь я бы хотела услышать, как ты чувствуешь себя в этой ситуации?». Используйте этот при­ем и при беседе с пожилым человеком. Необходимо выяс­нить, нет ли у него проблем со слухом. Избегайте повы­шать голос, даже если у пациента проблемы со слухом.

13. Громкая речь. Громкие слова могут быть раздража­ющими и даже обидными.

У пожилых людей с потерей слуха обычно не восприни­маются звуки высокой тональности, и повышение вашего голоса обычно повышает высоту звука. Убедитесь перед началом беседы, что у пациента нет проблем со слухом. Если пациент плохо слышит, то сядьте напротив, говори­те медленно и чисто; это поможет облегчить общение с ним, возможно, он может читать по губам.

Лучшие взаимоотношения обеспечат вам хорошее осве­щение, отсутствие посторонних звуков (радио, телевизор). Для беседы с пожилыми людьми одной беседы недостаточ­но - уделяйте им больше времени. Часто пожилые люди не договаривают, считают, что некоторые симптомы яв­ляются возрастными особенностями, не имеющими боль­шого значения. Установление доверия, взаимопонимания, уважение возраста - единственный путь к преодолению препятствий в общении. Один из эффективных способов установить взаимопонимание с пожилым человеком - это дать возможность ему вспомнить прошлые дни и его быв­шие заслуги.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоров­ление пациента. Уникальность сестринского общения со­стоит в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации. Вследствие неосторожных слов или действий медицинской сестры у пациента могут возникнуть психические откло­нения в состоянии здоровья, которые называются сестрогениями. Типичные причины, их вызывающие:

Неосторожное словесное воздействие или воздействие путем неречевых средств (мимика, жест и другое);

Поспешная или необоснованная информация о состо­янии здоровья, прогнозе заболевания;

Неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

«немая» сестрогения от бездействия и невнимания медсестры;

Неправильное хранение медицинской документации и знакомство с ней пациента.

1. Постарайтесь создать комфортную психологическую обстановку для беседы

  • Прежде всего поинтересуйтесь у пациента, готов ли он к разговору, быть может он устал, боится чего-либо или у него что-то очень болит - тогда он, вероятно, будет слишком удручен и неразговорчив.

  • Важно, чтобы в помещении, где будет происходить общение не было никаких раздражающих факторов (например, слишком яркого света или громкой музыки). При наличии таких факторов можно попробовать их изменить. Если это невозможно - попробуйте просто перейти в другое помещение.

  • Возможно, пациент будет чувствовать себя скованно в присутствии посторонних людей, поэтому лучше спланировать беседу так, чтобы в этот момент не было соседей по палате, а посетителей можно попросить временно выйти в холл, если только пациент не будет возражать.

  • При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите - для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. Предварительно получите информацию о Вашем пациенте до разговора с ним
  • Найдите как можно больше информации о пациенте из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите пациента лишними расспросами. Однако, не забудьте убедится в достоверности полученной Вами информации.
3. Задайте благожелательный тон разговора
  • Начните разговор с вопроса о самочувствии и позвольте пациенту выговориться о своей болезни, показывая ему при этом свою заинтересованность, понимание и сочувствие.

  • Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задавайте ему наводящие вопросы, касающийся его болезни. (например: "Расскажите подробнее о боли в животе")

  • Если Вы не уверены, что пациент Вас понял, не стесняйтесь спросить его об этом и при необходимости объясните все заново.

  • Не разглашайте информацию, полученную от больного.

  • Не высказывайте своих собственных предположений по поводу невыясненных проблем пациента, не посоветовавшись с врачом.

4. Формулируйте точные и однозначные фразы

  • В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Помните, что Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их значения.

5. Делайте записи

  • Не полагайтесь на свою память. Лучше делать заметки во время беседы, чем потом заставлять пациента повторять несколько раз одну и ту же информацию.

  • Записывайте информацию кратко, не увлекайтесь и не создавайте паузы в беседе. Пишите только даты, ключевые слова и фразы, которые вы сможете дополнить позже.

Несколько правил терапевтического общения с пациентом.

  • Не забудьте представиться пациенту и сообщить ему цель беседы. Будьте вежливы, обращайтесь к пациенту на "Вы" и по имени и отчеству.
  • При общении с пациентом смотрите ему в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте.
  • Внимательно слушайте.
  • Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.
  • Говорите внятно, доходчиво и неторопливо.
  • Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно.
  • Не раздражайтесь и не повышайте голоса!
  • Не ожидайте от пациента блестящего выполнения задания после Ваших инструкций.
  • Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.
  • Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, названий предметов или лекарств.
  • Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.
  • Никогда не ругайтесь и не спорьте с пациентами.
  • Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.