Переход числительных в другие части речи. Переход прилагательных в другие части речи

И порядковые.

Порядковые числительные обозначают порядок однородных предметов при счёте и отвечают на вопрос: какой? (какая? какое? какие?) - первый день , третий звонок , четвёртый класс , две тысячи пятнадцатый год , тридцать седьмой рейс .

Порядковые числительные образуются, как правило, безаффиксным способом от числительных, обозначающих целые числа: пять - пятый , шесть - шестой , восемь - восьмой , двадцать - двадцатый , сто - сотый . Порядковые числительные первый и второй являются непроизводными (исходными словами).

С точки зрения структуры порядковые числительные распределяются на три группы :

  1. простые: третий , четвёртый , шестой , седьмой , десятый ;
  2. сложные (образованы при помощи сложения основ): пятидесятый , шестидесятый , трёхсотый , четырёхсотый , девятисотый ;
  3. составные , состоящие из двух и более слов: сорок пятый , триста сорок восьмой , тысяча девятьсот девяносто девятый .*

Морфологические признаки

Порядковые числительные, как и , изменяются по , и : седьмой вагон (ед. ч.) - седьмые вагоны (мн. ч.) , десятая доля (ед. ч.) - десятые доли (мн. ч.) .

И. п. первый подъезд восьмая минута
Р. п. первого подъезда восьмой минуты
Д. п. первому подъезду восьмой минуте
В. п. первый подъезд восьмую минуту
Т. п. первым подъездом восьмой минутой
П. п. (о ) первом подъезде (о ) восьмой минуте
  1. Окончания порядковых числительных пишутся так же, как и окончания прилагательных.
  2. При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому мая , перед тридцать первым декабря , до восьмого марта .
  3. Порядковые числительные в названиях событий и праздников РФ после слов праздник , дата и день ставятся в . Например: К знаменательной дате Девятое мая учащиеся выпустили газету.

Синтаксические признаки

Порядковые числительные могут быть любым членом предложения. Чаще всего, согласуясь с в роде, числе и падеже, выступают в качестве определения.

  • Вышел пятый номер журнала .
  • Первый день в лагере был дождливым .
  • Сто сорок седьмой в Адлер не пришёл .
  • Наш спортсмен - первый .
  • Зайдите первого числа .

* Примечание:

Включение названных слов в разряд числительных является традиционным и опирается исключительно на тесную словообразовательную и семантическую связь порядковых числительных с количественными (ср.: девять - девятый , десять - десятый , тридцать - тридцатый ). Близость порядковых числительных к количественным сказывается также в употреблении количественных числительных в значении порядковых, например при обозначении адреса: дом сорок семь , квартира восемнадцать вместо дом сорок седьмой , квартира восемнадцатая .

В языкознании существует и другой подход. Так, Виноградов В. В. и авторы учебников для вузов относят слова с порядковым значением к разряду относительных прилагательных, т. к. 1). система склонения порядковых слов и прилагательных является единой: второго , второму - смелого , смелому ; 2). образование и морфологическая структура порядковых слов и прилагательных не различаются: тысячн ый и железн ый , сороков ой и веков ой , третий и лисий , пяти-десятый и пяти-угольный ; 3). некоторые порядковые числительные могут приобретать качественное значение, обычно обусловленное : первая скрипка, на втором плане, в третьи руки.

В местоимения могут переходить отдельные существительные, прилагательные, числительные и причастия. Например: А дело уж идет к рассвету (Гр.)-слово дело имеет здесь широкое местоименное значение; Сама Вера поделилась с подругами секретом, а ка-.

Кие бывают секреты у ихнего брата, всем известно (Макар.) - предложно-падежная форма у ихнего брата равна по значению «у них»; Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не мооісет (И. Т.) - здесь слово брат равно по значению местоимению вы.

Во всех приведенных выше примерах существительные теряют конкретные значения предмета и приближаются по значению к местоимениям, т/е/они только указывают на предметы.

Сравним два предложения: Эту операцию сделал известный

в городе врач. - В известном положении происходит оглушение звонких согласных. Во втором предложении слово известный равно по значению местоимению (в таком-то, в этом).

Числительное один, теряя значение точного количества, может указывать на неопределенный предмет. Например: Вас там один человек спрашивает (в значении «какой-то»).

Причастия при переходе в местоимения теряют свои глагольные признаки. Ср/. Задача, данная группе, была успешно решена. - Данная группа успешно решила эту задачу. В первом предложении причастие данная имеет соотносительность с глаголом дать, во втором оно такой соотносительности не имеет и означает «эта группа». Или: Ночь, следующая за днем...- На

собрании присутствовали следующие студенты (ср.: такие студенты) .

Употребление разных частей речи в роли прилагательных называется адъективацией (лат. adjectivum - прилагательное).

В разряд имен прилагательных переходит значительное количество причастий, особенно страдательных с суффиксами -нн; -енн- и -т-: поношенное платье, сдавленный голос, приподнятое настроение и др. При переходе в прилагательные причастия утрачивают свои основные глагольные признаки: время, вид и способность глагольного управления (см. об этом § 199).

В разряд прилагательных переходят иногда и страдательные причастия с суффиксом -м-: любимый цветок, невидимые слезы, несклоняемые существительные.

Прилагательных, образованных из страдательных причастий при помощи суффикса -м- (-им-), в русском языке сравнительно немного. Уже во второй половине XVIII в. качественные прилагательные образовывались непосредственно от глагольных основ совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -м- (-им-), минуя стадию образования причастий. В современном русском языке они чаще всего употребляются с частицей-приставкой не-: неуловимый, неистребимый, нерастворимый и др.

Причастия, перешедшие в разряд прилагательных, приобретают иногда и характерные грамматические признаки качественных прилагательных: способность иметь полные и краткие формы (настроение приподнято, результат неожиданен), а также способность образовывать формы степеней сравнения (это приглашение было неожиданнее того) и др.

Наблюдаются случаи перехода в разряд прилагательных и действительных причастий настоящего времени (потрясающие новости, знающий студент, следующий день, блестящий ответ, цветущее здоровье и др.), которые также утрачивают глагольные признаки и иногда приобретают некоторые черты, характерные для прилагательных (краткую форму, степени сравнения, форму субъективной оценки и т.п.). Например: Более блестящего ответа я еще не слышал; Самым блестящим номером программы на концерте было чтение стихов В. Маяковского; Дела его были не очень блестящи. Ср. также употребление в книжном стиле (чаще всего в авторском стиле) кратких форм причастий, перешедших в прилагательные: Взгляд... был что-то уже слишком пристален и испытующ (Дост.); Штык его остр и предостерегающ (А.Н. Т.).

Значительно реже в прилагательные переходят действительные причастия прошедшего времени с суффиксами -ш- и -вш-, например: высохшие растения.

Кроме причастий, в разряд прилагательных могут переходить и другие части речи. Так, в роли качественных прилагательных могут употребляться в условиях контекста некоторые местоимения, а также порядковые числительные. Ср., например: Год проходит и другой - нету вести никакой(П.). - Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Гран.). Или: Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была (П.). - Вскоре мальчик стал первым учеником в классе.

Переход прилагательных в другие части речи

Имена прилагательные (чаще всего относительные) могут иногда переходить в разряд имен существительных, т.е. способны субстантивироваться.

Переходя в класс имен существительных, прилагательные утрачивают свое основное значение качества и приобретают значение предметности, являющееся семантической основой имен существительных.

Степень субстантивации прилагательных может быть различной. Так, одни прилагательные (чаще всего относительные) полностью перешли в существительные, утратив способность изменяться по родам (вселенная, городничий, запятая, мостовая, портной, родословная и др.). Их связь с прилагательными с точки зрения современного языка утрачена. Такие образования являются немотивированными. Другие прилагательные могут употребляться как в роли существительных (Врач терпеливо выслушал все жалобы больного), так и в роли прилагательных (Врач осмотрел больного ребенка). Такими прилагательными являются прилагательные - борзая, гнедой, верховой, дозорный, военный, ванная, кривая, плясовая и многие другие. Подобные образования являются мотивированными. В данном случае можно говорить о степени субстантивации (см. § 139).

В класс имен существительных переходят и отдельные качественные прилагательные, но при этом они резко изменяют свое лексическое значение. Ср., например: Между жарким и бланманже цимлянское несут уже (П.). - Солдаты сбежались в кучку и жарким ружейным огнем встречали наступавших турок (Гарш.). Или: Как-то он заболел воспалением легкого (Ч.). - А на корабле, да еще в боевой обстановке, мы очень скромны, кроме легкого вина ревизор никогда ничего не выставит на стол (Степ.).

Имя числительное

Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции

Имя числительное - разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел (два плюс три - пять), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах (два рубля, три пятых тонны), или порядка предметов по счету (третий этаж).

Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных. Слово три - числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка - название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: 1) цифры три, 2) школьной отметки, 3) игральной карты, 4) трех лошадей, запряженных рядом, 5) трех самолетов, образующих звено, 6) лодки с тремя парами весел, 7) комиссии из трех человек, 8) мужского костюма, состоящего из пиджака, жилета и брюк. Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.

Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами: 1) почти все числительные лишены категории числа, 2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.), 3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями: 1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток); 2) не могут определяться именем прилагательным.

Разряды имен числительных

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных: 1) количественные, 2) собирательные, 3) дробные, 4) неопределенно-количественные, 5) порядковые. Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд - порядок предметов по счету.

Количественные числительные

К количественным числительным относятся числительные, которые обозначают в целых единицах отвлеченное число (десять делится на два) или определенное количество однородных предметов (шесть книг).

По характеру образования количественные числительные разделяются на три группы:

1) простые, к которым относятся числительные с одной непроизводной основой, равной корню (два, три, сто и т.п.);

2) сложные (производные) - это числительные, основа которых производна и состоит из простого числительного и суффикса или двух простых основ (тринадцать, тридцать, триста и т.п.);

3) составные - сочетания нескольких числительных (сто двадцать один и т.п.).

Простые числительные представляют исторически устойчивый, основной лексический фонд числительных, являющийся словообразовательной базой для всех остальных числительных. Сложные числительные от 11 до 79 возникли путем сращения сочетаний простых числительных от 1 до 9 и «на десяте» (т.е. сверх десяти; десяте - форма древнего местного падежа), а числительные двадцать, тридцать - из сочетаний «два десяти», «три десяти» (десяти - форма им. п. двойст. числа). Эти числительные осмысляются как образованные суффиксами -надцать и -дцать. Числительные типа пятьдесят - восемьдесят представляют сращение простых числительных с архаической формой десят (род. п. мн. ч. числительного десять), а числительное девяносто мыслится как «девять до ста». Числительные двести, триста, четыреста и полтораста образовались слиянием сочетаний две сът (им. п. двойст. ч.), три ста (им. п. мн. ч.) и т.д. Числительные пятьсот - девятьсот являются сочетаниями простых числительных и родительного падежа множественного числа числительного сто. Составные количественные числительные образуются из сочетания простых и сложных числительных, следующих в определенном порядке (тысяча триста двадцать шесть).

Цели урока : показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

Переход числительного один в другие части речи

Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов- и -ин- , обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое) . При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные) .

Задания

1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие .)

4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

    приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

    могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

    сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

    могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

    какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной . Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных . В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.) – Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.) – Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная ? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.) – Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой ? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.


^ Переход слов других частей речи в прилагательные

Употребление разных частей речи в роли прилагательных называется адъективацией (лат. adjectivum - прилагательное).

В разряд имен прилагательных переходит значительное количество причастий, особенно страдательных с суффиксами -нн; -енн- и -т-: поношенное платье, сдавленный голос, приподнятое настроение и др. При переходе в прилагательные причастия утрачивают свои основные глагольные признаки: время, вид и способность глагольного управления (см. об этом § 199 ).

В разряд прилагательных переходят иногда и страдательные причастия с суффиксом -м-: любимый цветок, невидимые слезы, несклоняемые существительные .

Прилагательных, образованных из страдательных причастий при помощи суффикса -м- (-им-) , в русском языке сравнительно немного. Уже во второй половине XVIII в. качественные прилагательные образовывались непосредственно от глагольных основ совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -м- (-им-) , минуя стадию образования причастий. В современном русском языке они чаще всего употребляются с частицей-приставкой не-: неуловимый, неистребимый, нерастворимый и др.

Причастия, перешедшие в разряд прилагательных, приобретают иногда и характерные грамматические признаки качественных прилагательных: способность иметь полные и краткие формы (настроение приподнято, результат неожиданен ), а также способность образовывать формы степеней сравнения (это приглашение было неожиданнее того ) и др.

Наблюдаются случаи перехода в разряд прилагательных и действительных причастий настоящего времени (потрясающие новости, знающий студент, следующий день, блестящий ответ, цветущее здоровье и др.), которые также утрачивают глагольные признаки и иногда приобретают некоторые черты, характерные для прилагательных (краткую форму, степени сравнения, форму субъективной оценки и т.п.). Например: Более блестящего ответа я еще не слышал; Самым блестящим номером программы на концерте было чтение стихов В. Маяковского; Дела его были не очень блестящи . Ср. также употребление в книжном стиле (чаще всего в авторском стиле) кратких форм причастий, перешедших в прилагательные: Взгляд... был что-то уже слишком пристален и испытующ (Дост.); Штык его остр и предостерегающ (А.Н. Т.).

Значительно реже в прилагательные переходят действительные причастия прошедшего времени с суффиксами -ш- и -вш- , например: высохшие растения .

Кроме причастий, в разряд прилагательных могут переходить и другие части речи. Так, в роли качественных прилагательных могут употребляться в условиях контекста некоторые местоимения, а также порядковые числительные. Ср., например: Год проходит и другой - нету вести никакой (П.). - Оратор я никакой , между двумя словами перерыв обеденный (Гран.). Или: Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была (П.). - Вскоре мальчик стал первым учеником в классе .

Переход прилагательных в другие части речи

Имена прилагательные (чаще всего относительные) могут иногда переходить в разряд имен существительных, т.е. способны субстантивироваться.

Переходя в класс имен существительных, прилагательные утрачивают свое основное значение качества и приобретают значение предметности, являющееся семантической основой имен существительных.

Степень субстантивации прилагательных может быть различной. Так, одни прилагательные (чаще всего относительные) полностью перешли в существительные, утратив способность изменяться по родам (вселенная, городничий, запятая, мостовая, портной, родословная и др.). Их связь с прилагательными с точки зрения современного языка утрачена. Такие образования являются немотивированными. Другие прилагательные могут употребляться как в роли существительных (Врач терпеливо выслушал все жалобы больного ), так и в роли прилагательных (Врач осмотрел больного ребенка ). Такими прилагательными являются прилагательные - борзая, гнедой, верховой, дозорный, военный, ванная, кривая, плясовая и многие другие. Подобные образования являются мотивированными. В данном случае можно говорить о степени субстантивации (см. § 139 ).

В класс имен существительных переходят и отдельные качественные прилагательные, но при этом они резко изменяют свое лексическое значение. Ср., например: Между жарким и бланманже цимлянское несут уже (П.). - Солдаты сбежались в кучку и жарким ружейным огнем встречали наступавших турок (Гарш.). Или: Как-то он заболел воспалением легкого (Ч.). - А на корабле, да еще в боевой обстановке, мы очень скромны, кроме легкого вина ревизор никогда ничего не выставит на стол (Степ.).

Имя числительное

Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции

^ Имя числительное - разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел (два плюс три - пять ), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах (два рубля, три пятых тонны ), или порядка предметов по счету (третий этаж ).

Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных. Слово три - числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка - название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: 1) цифры три , 2) школьной отметки, 3) игральной карты, 4) трех лошадей, запряженных рядом, 5) трех самолетов, образующих звено, 6) лодки с тремя парами весел, 7) комиссии из трех человек, 8) мужского костюма, состоящего из пиджака, жилета и брюк. Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.

Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами: 1) почти все числительные лишены категории числа, 2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.), 3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями: 1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток ); 2) не могут определяться именем прилагательным.

Разряды имен числительных

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных: 1) количественные, 2) собирательные, 3) дробные, 4) неопределенно-количественные, 5) порядковые. Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд - порядок предметов по счету.

^ 159.

Количественные числительные

К количественным числительным относятся числительные, которые обозначают в целых единицах отвлеченное число (десять делится на два ) или определенное количество однородных предметов (шесть книг ).

По характеру образования количественные числительные разделяются на три группы:

1) простые , к которым относятся числительные с одной непроизводной основой, равной корню (два, три, сто и т.п.);

2) сложные (производные) - это числительные, основа которых производна и состоит из простого числительного и суффикса или двух простых основ (тринадцать, тридцать, триста и т.п.);

3) составные - сочетания нескольких числительных (сто двадцать один и т.п.).

Простые числительные представляют исторически устойчивый, основной лексический фонд числительных, являющийся словообразовательной базой для всех остальных числительных. Сложные числительные от 11 до 79 возникли путем сращения сочетаний простых числительных от 1 до 9 и «на десяте» (т.е. сверх десяти; десяте - форма древнего местного падежа), а числительные двадцать, тридцать - из сочетаний «два десяти», «три десяти» (десяти - форма им. п. двойст. числа). Эти числительные осмысляются как образованные суффиксами -надцать и -дцать . Числительные типа пятьдесят - восемьдесят представляют сращение простых числительных с архаической формой десят (род. п. мн. ч. числительного десять ), а числительное девяносто мыслится как «девять до ста». Числительные двести, триста, четыреста и полтораста образовались слиянием сочетаний две сът (им. п. двойст. ч.), три ста (им. п. мн. ч.) и т.д. Числительные пятьсот - девятьсот являются сочетаниями простых числительных и родительного падежа множественного числа числительного сто . Составные количественные числительные образуются из сочетания простых и сложных числительных, следующих в определенном порядке (тысяча триста двадцать шесть ).

^ 160.

Морфологические особенности количественных числительных

Морфологические особенности количественных числительных связаны с их лексическим значением. Количественным числительным не свойственна категория числа, так как они лексически выражают значение числа; отсутствует у количественных числительных и категория рода, так как они лишены предметного значения. Отсутствием категорий рода и числа количественные числительные морфологически отличаются от имен существительных.

Среди количественных числительных в морфологическом отношении выделяются слова: один (одна, одно), два (две), тысяча, миллион, миллиард и др.

Числительное один обладает признаками, характерными для имени прилагательного: изменяется по родам (один, одна, одно ) и падежам (один, одного, одному ). Форма множественного числа одни употребляется в особых случаях (см. ниже ).

Числительное два имеет категорию рода: два при сочетании с существительными мужского и среднего рода (два дня, два окна ) и две при существительных женского рода (две ночи ).

Числительные тысяча, миллион, миллиард и т.п. обладают всеми грамматическими признаками имен существительных (род, число, склонение), употребляются и в значении счетных существительных (ср. тысяча извинений, миллион терзаний ). В значении числительных эти слова отличаются от существительных.

Числительные тысяча, миллион, миллиард в системе исчисления являются уникальными обозначениями соответствующих чисел, заменяются графически (в письменной речи) равнозначными цифрами (тысяча человек - 1000 человек ); входят в составные числительные как равноправные члены (один миллион тысяча рублей ); вне сочетания с существительными служат названиями отвлеченных чисел; располагают соответствующими порядковыми числительными (один - первый, тысяча - тысячный, миллион - миллионный ); не могут определяться качественными прилагательными, но сами употребляются как количественные определители при существительном, обозначающем единичные предметы (один рубль, миллион рублей и т.п.).

Морфологические особенности количественных числительных тысяча, миллион, миллиард выступают наглядно при сравнении этих числительных с соответствующими счетными существительными. В противоположность числительным, счетные существительные (тройка, четверка, пяток и т.п.) не входят в счетную систему (ср.: три - тройка, четыре - четверка и т.п.); не могут быть переданы графически, цифрами (ср.: 10 яблок - неполный десяток яблок ); не выступают в качестве членов составных числительных; в изолированном употреблении имеют предметное значение (ср.: Вот мчится тройка ); являются производными от соответствующих числительных (ср.: десятка - десять, сотня - сто и т.п.). Счетные существительные могут определяться прилагательными и управляют родительным падежом существительных, во всех падежах употребление их в роли количественных определителей ограничено лексическим значением существительных (ср.: последний десяток тетрадей , но нельзя сказать «десяток дней»).

Слово один , кроме значения количественного числительного (один километр, одна тонна и т.п.), может иметь значения: 1) имени существительного (Один в поле не воин ); 2) местоимения-прилагательного (Мы с ним окончили один («тот же самый») институт ); 3) неопределенного местоимения (Мы встречались в одном («каком-то») доме ); 4) ограничительной частицы со значением «только», «лишь» (Стишки для вас одна забава ) (П.). Форма одни в значении числительного употребляется в сочетании с существительными, имеющими форму только множественного числа (одни ножницы, одни сутки и т.п.). В сочетаниях со словами, имеющими ед. и мн. число, форма одни имеет значение ограничительной частицы или неопределенного местоимения: В кладовых у него одни мыши (А.Н. Т.); Одни ученые соглашаются, другие возражают . Со словами, обозначающими парные предметы, форма одни выступает как в первом, так и во втором из указанных значений: У меня одни (числительное) перчатки и одно кашне; В кармане одни (частица) перчатки, а кашне нет.

Количественные числительные два и полтора имеют родовые различия только в форме именительного и винительного падежа (два листа, две страницы; полтора дня, полторы недели ).

Слова оба (мужского и среднего рода) и обе (женского рода) имеют формы рода, что сближает их с прилагательными. По значению слова оба и обе близки к количественным числительным два и две , обозначая одно и то же количество. Однако основным значением слова оба (обе) является не обозначение количества, а лишь указание на количество - «и тот, и этот», что сближает это слово с местоимением и исключает синонимические отношения оба (обе) и два (две) . Слова оба и обе не входят в счетную систему, не являются членами составных числительных, не имеют соответствующих порядковых числительных. Отнесение слова оба (обе) к собирательным числительным условно в связи со следующими особенностями этих слов: 1) наличием рода (ср. двое, трое - оба, обе ), 2) управлением существительного в форме род. п. единственного числа (ср.: двое мальчиков , но оба мальчика ), 3) несочетаемостью с существительными, употребляемыми только во множественном числе (ср. двое ножниц ), но нельзя сказать «оба (обе) ножницы», 4) отсутствием соответствующего количественного числительного (ср.: двое мальчиков - два мальчика , но только - оба мальчика ).

Категория одушевленности и неодушевленности морфологически выражается только в числительных два, три, четыре : при этих числительных в сочетании с именами существительными, обозначающими одушевленные предметы, винительный падеж совпадает по форме с родительным падежом (ср.: принес три стула - принес трёх щенков ).