Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста. Обучение монологической речи

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС № 190 «Дюймовочка»

Конспект открытого интегрированного занятия

для детей подготовительной группы № 51

«Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста»

«Путешествие по сказочному лесу.
Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».

Составила:

воспитатель Коннова О.В.

г.о. Тольятти, 2011 г.

Задачи:

связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.

Материал: игрушки – ёжик, зайчик, белка; картинки – ёжик, зайчик; шишки – еловые, сосновые; волшебная палочка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? На прогулку в сказочный осенний лес! У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закроите глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей палочкой. На счёт три вы откроите глаза. И так начнём.

Звучит спокойная классическая музыка.

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной: то тёплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный. Листочки разноцветные: жёлтые, оранжевые, красные. Давайте по шуршим ими, ведь их столько много под ногами.

Воспитатель вместе с детьми имитируют движения ногами.

Воспитатель: загадывает загадки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы? Заяц.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. Ёжик.

Дети отгадывают загадки, что это заяц и ёж. Воспитатель показывает картинки ежа и зайца и спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие ещё бывают иголки? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям сесть на пенёчки.

Где живут ёж и заяц?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.

Дети: Боязливый, пугливый…..

Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

Дети: Храбрый, отважный…

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.

Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

Дети: Да, похожи.

Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?

Дети: Да.

Воспитатель: А что заяц пугливый?

Дети: Да.

Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.

Описать – значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверёк. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.

Воспитатель: А теперь расскажем про ёжика.

Дети описывают ежа.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, вы должны закрыть глаза и произойдёт чудо.

Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трёх и меняет картинки наигрушки-ежа и зайца.

А теперь давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

Следует опросить не менее пяти детей – они могут рассказывать группами. После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

Релаксационная пауза.

Я – кленовый листочек.

Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.

Дети открывают глаза.

Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

Мы – листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Имитируют движения листочка – по желанию. Каждый выполняет по своему.

Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.

Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком.

Во время игры звучит музыка.

Игра «Шишка».

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Рыжая, пушистая,

На сосну взбирается,

Шишками кидается. Белка.

Воспитатель показывает детям игрушку белку.

Кто это?

Дети отвечают.

Закончите предложения: белка бросила в волка….шишку. На лбу у волка выросла…шишка.

Какие шишки бросала белка?

Дети: Еловые, сосновые.

Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.

Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?

Дети: Шишка.

Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…

Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка….

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова». Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.

Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их…..съесть. Ёж взял молоток и ….расколол орехи. Что ещё можно колоть?

Дети: Дрова.

Воспитатель: Чем можно уколоться?

Дети: Иглой.

Воспитатель: Почему?

Дети: Игла острая, колючая.

Воспитатель: Про что мы говорим острая?

Дети: Про иглу, пилу, вилку.

Воспитатель: Что бывает острый?

Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.

Воспитатель: Острое?

Дети: Перо.

Воспитатель: Острые?

Дети: Ножницы, иглы.

Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно.

Где ты белочка гуляла?

Дети: Я орешки собирала.

Воспитатель: Ты кого, ежок, нашёл?

Дети: Я вам белочку привёл.

Воспитатель: А ежиха в лес пошла…

Дети: Спелых ягод принесла.

Воспитатель: Быстро белочка скакала…

Дети: Все орешки растеряла.

Воспитатель: В стороне стоял грибок…

Дети: Ёж его найти не смог.

Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но когда вы вернётесь нарисуйте всё, что вам понравилось в нашей прогулке. Оставьте свои впечатления на рисунке. Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной полочкой и вы окажетесь в своей группе.

Звучит медленная музыка. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки о своих впечатлениях о путешествии по осеннему лесу.

Людмила Вожегова
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников Тема: «В гостях у сказки»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие » , «Социально – коммуникативное развитие » , «Познавательное развитие » , «Физическое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

Цели : способствовать развитию монологической формы посредством чтения художественной литературы. Формировать умение связанно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы .

Планируемые результаты : умеет пересказывать рассказ с опорой на иллюстрации, умеет согласовывать прилагательные с существительными, умеет описать предмет с опорой на схему, высказывать свое мнение и аргументировать его.

Задачи :

Образовательные :

1. Учить детей описывать предмет по схеме.

2. Учить детей рассуждать и аргументировать свои высказывания

2. Формировать умение детей последовательно пересказывать текст посредством наглядности.

4 Формировать интерес к прочитанному, понимание того, что сказки необходимо помнить и пользоваться их лексикой и мудростью

5. Продолжать учить образовывать однокоренные слова

Развивающие :

1 Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам .

2 Закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, формировать яркую, образную, связную , грамматически правильно построенную речь.

Воспитательные :

1. Воспитывать в детях умение прийти на помощь в трудной ситуации, взаимопомощь, взаимовыручку

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение, рассказывание сказок .

Проведение дидактических игр : «Угадай сказку по картинке » , «Из какой сказки герой »

Разгадывание загадок о сказках и героях .

Словарная работа : сказка , загадка, небылица, присказка .

Беседа «Чему учат нас сказки

Рисование картин к сказке «Гуси-лебеди» .

Методы и приёмы :

Наглядный метод

Рассматривание картин

Словесный метод :

Разъяснение

Загадывание загадок

Игровой прием

Поощрения

Дидактическая игра

Физкультминутка

Материалы и оборудование :

Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»

силуэты героев сказки «Гуси-лебеди»

флонелеграф

Ход занятия.

1. Организационный момент.

(Дети стоят вокруг воспитателя)

Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись,

Влево-вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись.

(Рассаживаемся полукругом на стульчиках.)

Воспитатель : «Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Сказок . Вам нравится отгадывать загадки? Что значит слово «загадка» ? .

Воспитатель обобщает сказанное детьми : «Загадка» - это мудрёный (то есть умный) вопрос. Это вопрос, в котором скрывается определённое слово – его и нужно отгадать».

Отгадайте загадку и вы узнаете, о какой сказке мы будем говорить !».

В сказке небо синее ,

В сказке птицы страшные .

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!

(«Гуси-лебеди» )

2. Основная часть.

(Показываем фигурки сестрицы Аленушки и братца Иванушки, бабы-яги и гусей-лебедей).

1. Опиши портрет героя сказки по предложенному наглядному плану. (план на доске) .

Воспитатель : Правильно! Ребята к нам в гости пришли герои этой сказки . Какие же они эти герои? Кто хочет рассказать о сказочном персонаже ?

(Дети по очереди описывают сказочных героев )

Воспитатель : «Молодцы, ребята. Вы все знаете эту сказку . Почему она называется сказкой ? Потому что в ней есть необычные вещи – небылицы. Ребята кто может мне сказать , что такое небылица? (Небылица - это то, чего не может быть на самом деле.) Какие небылицы вы можете назвать из этой сказки ?

(Дети перечисляют небылицы из сказки )

Воспитатель : «Ответьте мне на вопрос : «Что всегда есть у любой сказки (воспитатель побуждает детей рассуждать) .

Воспитатель : «У каждой сказки есть своё название .

«Ребята какое название у нашей сказки

Давайте вспомним эту сказку . Педагог выставляет сюжетные картинки, которые изображают только середину сказки :

2. Дидактическая игра «разложи по порядку»

Воспитатель : Ребята, хотела я вам картинки к нашей сказке показать , да вот беда, баба- яга их все перепутала. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Работать вы будете в группах. (2 стола с картинками. 1 группа подходит к первому столу, 2-ко второму. Дети подают последовательно картинки, а воспитатель крепит их к доске).

Молодцы ребята, вы хорошо потрудились! Устали? Я предлагаю вам прогуляться в лес.

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка . (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

А теперь пора возвращаться.

(Дети рассаживаются за столы)

3. Упражнение «Расскажи сказку по картинке »

Пересказ сказки по картинкам (1 ребенок- начало сказки , 2-середину, 3-конец сказки ). - В сказках всегда есть три части – это начало сказки , середина и конец. Напомните мне, как начинаются все сказки ? («Однажды» , «Жили-были» , и так далее). Как вы думаете, как начиналась сказка «Гуси-лебеди» ? (ответы детей) . Воспитатель : «Как вы понимаете слово «кликнула» ? («Кликнула, значит позвала» ). В середине сказки рассказывается о том , как Аленушка братца искала. Кто хочет рассказать ? Что произошло потом? Что было в конце сказки ? Вот мы и нашли и начало сказки , и середину и конец. Молодцы ребятки, все верно вспомнили!

Воспитатель : «Ребята «Гуси-лебеди» народная сказка . Народная она потому, что не известно кто ее автор. Люди рассказывали ее друг - другу и каждый добавлял что-то свое. Давайте и мы с вами внесем в сказку что-то новое , хотите? (ответы детей) . Ребята как мы с вами можем ласково назвать реку (речка, реченька. речушка) ; яблоня (яблонька) ; печь (печка, печенька)

Воспитатель : «О чем эта сказка ? Определите, какая главная мысль сказки «Гуси-лебеди» ? («Очень важно слушаться родителей» ).

Воспитатель : «Скажите ребята, если бы Аленушке никто не помогал, смогла бы она спасти брата?» (Ответы детей. Побуждаем детей рассуждать) .

Педагог : «Сейчас я прочитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы подумаете и объясните, как вы понимаете эти пословицы?» (воспитатель выслушивает ответы каждого ребёнка и уточняет смысл каждой пословицы) .

В трудном деле даже малая помощь много значит.

Добрые дела человека красят.

III. Итог занятия

Педагог оценивает работу детей на занятии только с положительной стороны,

Вопросы :

Что есть у любой сказки ? («У всех сказок есть своё название » )

Как называлась сказка , о которой мы говорили на занятии (Гуси-лебеди)

Сколько частей в тексте сказки ? («В сказке есть три части : начало, середина и конец»).

Как определить в сказке начало ? («Сказки всегда начинаются со слов : «Жили-били» , «В некотором царстве, в некотором государстве» , «Давным-давно в далеком королевстве» и прочее) .

Как мы можем определить середину сказки ? («В середине сказки всегда рассказывается о каких-то событиях , которые происходят с героями») .

Назовите, какие события происходили в середине сказки «Гуси-лебеди» ? (индивидуальные ответы детей) .

Как определить конец сказки ? («В конце сказки мы узнаём , чем закончились события, которые происходили с героями и чем они закончились»).

Чем закончилась сказка «Гуси-лебеди» ? Какой конец у этой сказки , хороший или не удачный? (индивидуальные ответы детей) .

Чему учит нас эта сказка ? («Эта сказка нас учит добру , тому, чтобы быть дружными и всегда друг другу помогать»)

Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) г. Москва, 2017

Актуальность проекта:

Во все времена для образования развитие речевых способностей детей всегда имело значение. С каждым годом увеличивается число детей страдающих недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение, и он будет нуждаться в помощи специалистов. Для успешной подготовки ребёнка к школе в образовательные Программы воспитания и обучения дошкольника включена задача по формированию умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. При планомерной работе дошкольники способны составлять рассказ по определенной картине, и у них это не вызывает сложности. Рассказы носят творческий, оригинальный характер.

Проблема: Не секрет, что данный вид работы является не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка! Рассказы детей не должны являться вариантами образца рассказа воспитателя, ребёнок не должен терять интерес к рассказу своих сверстников.

Цели проекта:

  1. Усвоение способов для создания собственного речевого продукта по сюжетной картине.
  2. Формирование у дошкольников интереса к созданию собственного речевого продукта.

Задачи проекта:

  • Развивать связную речь.
  • Составлять рассказы по предложенной картине.
  • Учить излагать связно, последовательно.
  • Учить выражать своё отношение к качествам разных персонажей.

Участники: Дети старшего возраста (5-7 лет) , воспитатель, учитель-логопед, родители.

Материалы: Методическая литература, подборка картин по возрасту, оформление картотеки «Дидактические игры по развитию речи» .

Основные направления работы с детьми:

  1. Обогащение словаря.
  2. Учить подбирать наиболее точные определения при описании картин.
  3. Знакомство с различными видами картин, просмотр слайдов (действие происходит вне помещения, действие происходит в помещении, пейзажи, без действующих лиц) .
  4. Знакомство с принципами составление рассказа (у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой) .
  5. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
  6. Отличать рассказ от простого набора предложений.
  7. Составление рассказа по картине с использованием наглядного моделирования.
  8. Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
  9. Инсценировка сюжета картины.
  10. Самостоятельная речевая деятельность детей.
  11. Воспитывать внимание к своей речи и речи товарищей.
  12. Создание речевых подарков в виде картины.

Работа с родителями:

  1. Консультационный материал для родителей (перечень картинных галерей для совместного посещения с ребенком) .
  2. Посещение картинной галереи родителей с детьми (фотовыставка) .

Методическое сопровождение:

  1. Конспекты занятий.
  2. Игры.
  3. Творческие задания.

Этапы реализации:

  1. этап - определение темы и цели, создание методической базы (январь-февраль)
  2. этап - составление конспектов занятий, схем для наглядного моделирования (февраль-март)
  3. этап - проведение занятий, игр (апрель-июнь)
  4. этап – презентация - проведение итогового занятия (июнь) .

Планируемые результаты от реализации проекта:

Для воспитанников:

  • Внимательно выслушивают вопрос и развернуто отвечают.
  • Составляют рассказы.
  • Объясняют содержание картины.
  • Выражают своё отношение.

Для педагогов:

  • Накопление педагогами практического опыта работы.
  • Составление картотеки дидактических игр.
  • Создание материала для педагогов и родителей.

Продукты проекта:

  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах совершенствования связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам.
  • Создание сборника речевых, дидактических, имитационных игр.

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников «Кто-то, где-то»

Цель: развитие связной речи и творческого воображения; обучение дошкольников составлению сюжетов сказочного содержания.

Задачи:

1. Развивать связную монологическую речь (составление рассказа-описания героев-животных).

2. Учить детей представлять объект (животное) в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

3. Показать возможности развития сюжета.

4. Словарь: учить детей подбирать прилагательные к существительным.

Оборудование: картинки с изображением различных животных (цыплёнок, щенок, котёнок, белочка, рыба, медведь, червяк, ёжик); картинки с изображением обычного летнего леса, дремучего леса, тёмного, сказочного леса; лесной полянки; водоёма, подземного царства.

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать небольшие сказочные сюжеты про животных, которые вы потом сможете рассказывать родителям и друзьям».

Педагог предлагает детям: «Но для начала предлагаю разминку для ума, играть мы будем вот в какую игру: я буду задавать вопросы каждому из вас, а вы будете отвечать на них. Эта игра позволит узнать, сообразительные вы или нет!» (Число вопросов должно быть равным числу детей в группе).

Речевая разминка

1. Какие две рыбы в русских сказках выполняют желания?

2. Назови профессию Айболита?

3. Как зовут сладкоежку, живущего на крыше в доме Карлсона?

4. Кто лучший в мире крокодил?

5. Как звали кота из сказки «Золотой Ключик»?

6. У лисы – ледяная, а у зайца - ?

7. Какая фамилия у Кощея?

8. Как звали детей в сказке «Снежная королева»?

9. Что в известной сказке было не простое, а золотое?

10. В чём волшебная сила старика Хоттабыча?

11. Воздушный транспорт ведьмы?

12. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушел. Кто это?

13. На чём путешествовал Емеля?

14. Куда попала девочка в сказке «Бабушка Метелица»?

15. Как звали героиню сказки, потерявшую хрустальную туфельку?

16. Кто был ростом с пальчик?

17. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена?

II. Основная часть

Педагог: «Вы много знаете о сказках. На прошлых занятиях мы говорили о том, что героями сказки может стать кто угодно. Вспомните, пожалуйста, какие герои встречаются в сказках?» (индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказанное: «Героем сказки может стать девочка или мальчик, дедушка или бабушка, женщина или мужчина, любое животные - животные, которые живут на планете и несуществующие животные, которых можно выдумать самим».

Педагог выкладывает на доске картинки: в одной части картинки с изображениями животных, в другой – с изображениями места, в которых могли бы оказаться эти герои.

Сегодня мы будем придумывать сказочные сюжеты про обычных животных. Какие бывают животные? («Животные бывают домашними и дикими»).

Игровое упражнение «Кто как ой»

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных.

медведь – косолапый, неуклюжий, большой, бурый;

лиса – хитрая, рыжая;

ёж – маленький, колючий, серый;

белка – маленькая, проворная, быстрая, прыгучая;

заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой;

цыплёнок – маленький, пушистый, беззащитный, жёлтый;

щенок – весёлый, быстрый, шустрый;

рыба – маленькая, быстрая, подвижная.

Слова рь: попросить нескольких детей объяснить слова «косолапый», «неуклюжий», «проворная», «бурый».

Педагог: «Молодцы, ребята! Вот видите, сколько слов существует для того, чтобы описать героя! Когда вы будете сочинять свой сказочный сюжет, вы должны использовать эти слова описания своего главного героя».

Игра «Отгадай, кто?»

Педагог: «Вам нравится отгадывать загадки? (ответы детей). Что такое загадки? (индивидуальные ответы детей). Тогда слушайте, я называю действия животного, а вы должны догадаться, о ком идёт речь (когда дети отгадывают, педагог показывает картинку с изображением животного)».

Плавает в воде (рыба).

Бегает, играет, прыгает, мяукает, мурлычет, ловит мышей, лакает молоко, лижет лапку (котёнок).

Прыгает, гуляет, бегает, лает, ест мясо (щенок).

Прыгает по стволу, собирает шишки и шелушит их (белочка).

Рычит, ходит вперевалочку, ворошит ульи, любит есть мёд (медведь).

Словарь: что значит слово «ворошит»? (Слово «ворошит» означает «двигать», «шевелить», «разгребать» что-либо, перебирая, перемешивая). Что можно ворошить? («Ворошить можно листья, мусор, хлам»).

Педагог: «В сказках герои-животные всегда попадают в какие-то места, где с ними что-то происходит. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» события разворачивались в лесу. Помните, как описывается лес в этой сказке? (По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица). Вспомните, в каких местах оказывались герои других сказок?» (ответы детей).

Примерные ответы детей:

В сказке «Колобок» события происходили в лесу.

В сказке «Бабушка Метелица» все события происходили в подземелье.

В сказке «О рыбаке и рыбке» все события происходили у берега моря.

В сказке «Красная Шапочка» события разворачивались тоже в лесу.

В сказке «Теремок» сюжет описывается в лесу.

В сказке «Репка» события происходили на огороде.

В сказке «Стойкий оловянный солдатик» все события происходят в комнате возле камина (в камине).

Педагог: «Обычно в сказках с героями-животными все события происходят в лесу, потому, что дикие звери живут в лесу. А если сказка о домашних животных, какое место будет выбрано? («Двор возле дома, где живут все животные; курятник, клетка» и прочее). Когда вы будите придумывать свою сказку, не забывайте про то, что нужно обязательно выбрать место, где будет происходить событие».

Сначала педагог сам составляет сказочный сюжет, показывая детям примерный образец. Педагог: «Ой! Я тоже захотела сочинить маленькую сказочку про цыпленка! Хотите послушать?».

Сочинение сопровождается выставлением на доску соответствующих картинок по ходу изложения.

Пример: Жил-был маленький, пушистенький цыплёнок. Но он был не как все цыплята на свете, он был необычным – он был голубого цвета! Звали его Пипи. Все смеялись над ним, и никто с ним не дружил. Как- то раз Пипи гулял в лесу и встретил червячка. Червяк тоже был необычным – он тоже был голубого цвета! Они долго играли и веселились. Так Пипи нашел друга.

III. Итог занятия

Педагог: «Чем мы сегодня занимались?» («Мы учились сочинять небольшой сказочный сюжет про животных»).

Какие герои могут встретиться в сказке? (ответы детей).

В каком месте может оказаться герой-животное в сказке? («Герой может оказаться в любом месте – в лесу, или в подземелье и так далее»).

Оценка работы детей на занятии.

Конспект занятия по развитию монологической речи

с использованием модели

(старшая группа группа)

Обучение пересказу сказок «Репка», «Теремок»

Цель. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность; развивать умение отбирать условные заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

Материал: сказки «Репка» и «Теремок» (обработка О. Капицы), бандероль; на каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказкам, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок.

Ход занятия: Заходит почтальон и вручает воспитателю бандероль. С ребятами вскрывается бандероль, достается книжка «Репка».

Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Детям читают письмо: «Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки или нет? Кот Леопольд».

Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами её читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за столы и возьмите конверт. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания).

Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером). Чем они похожи? (Цветом). Какого они цвета? (Оранжевого). Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг). Какого цвета? (Желтого).

У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска. Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий). Какую возьмем по размеры полоску для бабки? (Покороче, чем у деда - бабка ниже ростом). Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Воспитатель рассказывает детям сказку, а они её составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.

Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбирается желающий. Один ребёнок рассказывает, а все ребята следят по своим полоскам и помогают). Хорошо, молодцы ребята, сказка получилась интересная.

2. Ребята, а теперь посмотрите вот на эту книгу (из бандероли достаётся сказка «Теремок») и скажите, знакома она вам или нет? (Да, знакома! Называют сказку). Да, действительно, вы все знаете сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик - «Теремок»).

Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха - горюха, комар - пискун и т.д.).

А теперь подойдите к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки - заместители. (Дети выполняют). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе). Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера). Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).

Теперь будем составлять и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку). Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).

Когда дети закончат рассказывать и составлять сказку, спрашиваем, понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).

Вспоминаем с детьми концовки к сказкам: «Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал - молодец!» А еще, какие концовки знаете? (Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало»).

Рис.4. Сериационный вид модели к сказке «Репка»