Рекомендации по оцениванию. Сформулируйте методические рекомендации по оцениванию учащихся на уроках ОБЖ

выпускника основной школы по биологии

При оценивании ответа главное внимание обращается на соответствие знаний и умений выпускника требованиям государственного стандарта основного общего образования. Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается отдельно по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их среднеарифметическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят рекомендательный характер:

Первый вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает знания основных теорий, законов, общебиологических понятий; логично излагает основные положения и принципы биологических закономерностей, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств. Выпускник демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.

Второй вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник осваивает знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, природных и искусственных экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ в экосистемах). Наряду с освоенными знаниями учащийся демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобные и ядовитые грибы; выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания; анализировать последствия деятельности человека в экосистемах.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет отрывочные знания об усложнении растений и животных в процессе эволюции, экологических факторах, экосистемах, биоразнообразии, его роли в сохранении биосферы, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления, выявлять различные типы биологических связей в природе.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы экзаменатора или не дает ответа на предложенный

Третий вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает освоение знаний о строении, функциях, размножении, гигиене человека, его биологической и социальной сущности, высшей нервной деятельности; овладение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, соблюдения мер профилактики различных заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащийся в ответе не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, причин наследственных и приобретенных заболеваний, их профилактики, влияния факторов риска на здоровье и здоровье окружающих.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет фрагментарные знания о строении и жизнедеятельности человека, внутренней среде организма, иммунитете, рефлексе как основе жизнедеятельности организма, неправильно трактует биологические понятия, не может применить теоретические знания о строении и жизнедеятельности организма человека на практике и в повседневной жизни.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.

Одной из составляющих образовательного процесса по курсу ОБЖ является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Именно она является наиболее основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но и в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса по предмету, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В общем, система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса по курсу ОБЖ, что определяет его исключительную важность.

Система оценивания выполняет три функции:

1. Нормативная функция, которая включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей.

3. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.

Опираясь на перечисленные функции, Положение об аттестации обучающихся можно сформулировать следующие требования к системе оценивания учащихся:

ѕ система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс ОБЖ. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.

ѕ система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.

ѕ в механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания.

ѕ в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.

ѕ система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

ѕ система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

ѕ система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Как представляется, основной путь для достижения этого - внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.

Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся предполагает выполнение следующих методических рекомендаций по оценке образовательных достижений современных школьников в курсе ОБЖ:

ѕ отказ от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний, переход к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к безопасной жизнедеятельности;

ѕ ориентация не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;

ѕ дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев для учащихся. Отказ от привычной ориентации на «среднего ученика» и переход к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля;

ѕ изменение практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период.

Химия Промежуточная аттестация по химии учащихся 8 класса МБОУ «СОШ № 6» проводится в виде устного экзамена. В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования экзаменационные билеты ориентированы на проверку усвоения содержания ведущих разделов (тем) курса химии основной школы. К числу таких разделов относятся: периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома; химическая связь и строение вещества; классы неорганических соединений, их свойства; химическая реакция: классификация реакций и закономерности их протекания, методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; применение веществ. Объем содержания, проверяемый билетами, соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение химии в основной школе базисным учебным планом (по 2 часа в неделю в 8-х классах). Уровень предъявления содержания учебного материала в экзаменационных билетах соотнесен с требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы. Благодаря этому обеспечена независимость экзаменационных материалов от вариативных подходов к преподаванию химии в основной школе по различным программам и учебникам. Каждый из билетов комплекта включает два вопроса: первый — теоретический, второй — практико-ориентированный. Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников: . основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая связь, вещество, реакция, классификация веществ и реакций, окислитель и восстановитель; . умений: характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и строения их атомов; устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ; классифицировать вещества и химические реакции; характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений; объяснять сущность окислительно-восстановительных реакций. Практике-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи. Предлагаемые в билетах расчетные задачи и лабораторные опыты ориентированы на проверку сформированности практических умений:, вычислять массовую долю вещества в растворе и т. д. Для подготовки к ответу выпускнику потребуется 20—30 минут, из которых 8—10 минут могут быть использованы для выполнения расчетов. Рекомендации по оцениванию ответа ученика Ответ ученика на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале. Общая оценка выводится на основе оценок, полученных по каждому из двух вопросов билета. При оценивании ответа можно руководствоваться следующими критериями, которые дают экзаменующему определенные ориентиры. Отметка «5» ставится, если: . содержание ответа на первый вопрос представляет собой связный рассказ, в котором используются все необходимые понятия по данной теме, раскрывается сущность описываемых явлений и процессов; рассказ сопровождается правильной записью химических формул и уравнений; степень раскрытия понятий соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для выпускников основной школы; в ответе отсутствуют химические ошибки; . содержание ответа на второй вопрос включает план выполнения опыта или решения расчетной задачи, запись формул и названий веществ, участвующих в реакции, уравнений химических реакций и условий их протекания, а также результата решения расчетной задачи; при ответе должен быть продемонстрирован результат проведения опыта. Отметка «4» ставится в случае правильного, но неполного ответа на первый вопрос, если в нем: . отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания; присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями (ошибки при составлении химических формул и уравнений, выделение признаков классификации при определении химических свойств веществ различных классов). . При ответе на второй вопрос использован правильный алгоритм выполнения химического эксперимента (или проведения расчетов), но при этом допущены незначительные погрешности при подготовке и проведении опытов или при вычислениях, которые не повлияли на конечный результат. Отметка «3» ставится, если:  в ответе на первый вопрос отсутствуют некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления или процесса, нарушается логика изложения материала;  при решении расчетной задачи (или проведении опыта) допущены существенные ошибки, что привело к неверному результату, или опыт выполняется с дополнительной помощью, а объяснение его результатов отсутствует. Отметка «2» ставится, если:  в ответе на первый вопрос практически отсутствуют понятия, которые необходимы для раскрытия содержания темы, а излагаются лишь отдельные его аспекты;  не решена расчетная задача или не выполнен предлагаемый опыт. Билет № 1 1. Периодический закон Д. И. Менделеева. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты. Билет № 2 1. Простые и сложные вещества. 2. Задача. Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе. Билет № 3 1. Строение атомов химических элементов. 2. Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества. Билет № 4 1. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства серной кислоты. Билет № 5 1. Валентность. Определение валентности. 2. Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества. Билет № 6 1. Ковалентная полярная связь. 2. Составить формулы по валентности. Билет №7 1. Ковалентная неполярная связь 2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа. Билет № 8 1. Ионная связь. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих свойства кислорода. Билет № 9 1. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель (на примере двух реакций). 2. Составить электронные формулы предложенных элементов. Билет № 10 1. Типы кристаллических решеток. Примеры веществ с различными типами решеток. 2. Задача. Вычисление массовой доли (%) химического элемента в веществе, формула которого приведена. Билет № 11 1. Кислоты: состав, классификация. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной кислоты). 2. Распределить предложенные вещества по классам и дать им названия. Билет № 12 1. Кислород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода., получение и применение. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оксида натрия. Билет № 1 3 1. Щелочи: состав, классификация Химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями (на примере гидроксида натрия или гидроксида кальция). 2. Задача. Вычисление массы исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции. Билет № 14 1. Водород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, получение и применение. 2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа. Билет № 15 1. Вода: ее состав, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, оксиду серы(1V). Основные загрязнители природной воды. 2. Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей. Билет № 16 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих свойства гидроксида кальция. Билет № 17 1. Оксиды: их классификация и химические свойства (взаимодействие с водой, кислотами и щелочами). 2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ. Билет № 18 1. Закон Авогадро. 2. Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из исходных веществ. Билет № 19 1. Хлор: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства хлора, получение и применение. 2. Задача. Вычисление объема газа, вступившего в реакцию, если известна масса одного из продуктов реакции. Билет № 20 1. Соляная кислота и ее соли. 2. Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого вещества.

Можно предположить, что многочисленная группа тестируемых, не превысившая по результатам экзамена удовлетворительного уровня подготовки, изучала физику на базовом уровне с учебным планом 2 часа в неделю. Однако в этой группе при проверке освоения понятийного аппарата школьного курса физики наблюдаются примерно одинаковые результаты для одних и тех же моделей заданий, но контролирующих элементы знаний, как входящие, так и не входящие в стандарт базового уровня. Наиболее вероятно, что независимо от учебного плана и заявленного уровня изучения предмета (профильный или базовый) школьники изучают один и тот же объем понятийного аппарата. Однако при изучении курса физики базового уровня из-за недостатка времени не обеспечивается качество усвоения понятийного аппарата, не формируются умения, связанные с применением полученных знаний. Для этих выпускников можно прогнозировать серьезные затруднения при дальнейшем обучении по программам высших учебных заведений.

3. Роль заданий открытого типа в системе ЕГЭ

Бóльшая часть заданий в КИМ по физике являются заданиями с выбором ответа и с кратким ответом. Задания с выбором ответа достаточно информативны, но направлены на проверку лишь одно-двух элементов знаний или умений, и, следовательно, могут проверить усвоение учащимися далеко не всех видов деятельности. Такие задания позволяют отследить типичные ошибки, допускаемые учащимися при ответах на подобные вопросы, и заложенные в дистракторы. Это делает задания с выбором ответа привлекательными для использования в целях диагностики состояния преподавания и корректировки методик.

Задания с кратким ответом не дают экзаменуемому возможности угадать правильный ответ. Но эти задания совершенно не позволяют определить причину ошибки при неверном ответе (за исключением элементарных арифметических ошибок).

Проверка знаний и умений учащихся по физике при решении расчетных задач является традиционной как для школьной методики преподавания предмета, так и вступительных испытаний в вузы. Использование задач, к которым необходимо привести полное решение, позволяет получить больше информации об индивидуальном уровне подготовки каждого учащегося. При проверке ответа можно оценить умение применять законы физики в измененной или новой ситуации, умение выбирать оптимальный способ решения, корректность представления своего решения и т.п. Анализ ошибочных решений задач позволяет определить место ошибки, выявить неусвоенные или плохо усвоенные элементы знаний или умений; оценить значимость ошибки – ошибка в арифметических вычислениях или незнание фундаментальных физических законов. Именно поэтому данная форма заданий и выбрана в качестве заданий с открытым ответом в ЕГЭ по физике.

Ограничением в использовании заданий с открытым ответом является значительно большее время, требующееся экзаменуемому для ответа на одно такое задание. В условиях, когда за ограниченное время экзамена необходимо проверить усвоение конкретным учеником большого числа элементов знания и умений и оценить глубину их усвоения, необходимо находить баланс между числом заданий с выбором ответа и со свободным ответом.

Задания со свободными развернутыми ответами должны проверять важные стороны общеобразовательной подготовки выпускников средней (полной) школы, которые не могут быть проверены заданиями с выбором ответа или заданиями с кратким ответом.

В заданиях с развернутым ответом, проверяющих учебные достижения (предметные знания и умения), от учащихся не должно требоваться написания длинного текста.

Формулировка задания должна быть такой, чтобы испытуемый после прочтения задания понял, какую задачу ему предстоит выполнить, и с какой полнотой он должен дать ответ для получения максимального балла. Например, сколько привести аргументов, фактов или примеров, нужно ли представить чертеж или диаграмму, нужно ли записать полное решение с пояснениями.

Особенно важным является единое понимание всеми экзаменующимися требований к полноте и правильности выполнения открытых заданий. В 2010 г. задания части 3, включенные в КИМ по физике, представляют собой одно задание-вопрос, при ответе на который требуется описать и объяснить какой-либо процесс, и пять расчетных задач, при решении которых необходимо получить численный ответ. В каждом варианте экзаменационной работы перед заданиями С2-С6 третьей части приведена инструкция по выполнению открытых заданий, которая в целом отражает требования к полному правильному решению расчетных задач:

Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчеты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.

Перед заданием С1 не приводится дополнительной инструкции, поскольку требования к полноте ответа приведены в самом тексте задания. Как правило, все задания содержат:

А) требование к формулировке ответа - «Опишите … (конкретное явление, процесс)» или «Как изменится … (показание прибора, физическая величина)»;

Б) требование привести развернутый ответ с обоснованием - «объясните …, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано».

В экзаменационной работе 2010 г. содержится 6 заданий, требующих развернутого ответа. Каждое решение оценивается по политомической шкале с кодами от "0" до "3", отражающими полноту и правильность решения.

Недостаток заданий с развернутым ответом связан с процедурой их проверки. Такие задания на данный момент не могут быть корректно проверены и оценены компьютером. Поэтому в их проверке необходимо участие людей – экспертов. Необходимость личного участия экспертов для проверки результатов выполнения заданий с развернутым ответом ставит проблему объективности выставленной ими оценки ответа.

Выполнения указанного условия можно добиться следующим образом:

– четко определив единые критерии оценивания ответа на конкретное задание для всех экспертов;

– обеспечив стандартизированную процедуру проверки экзаменационных работ.

Для обеспечения надежности и объективности, выставляемых экспертами кодов за выполнение заданий с развернутым ответом, к этим заданиям были предъявлены следующие требования:

1. Задания с развернутыми ответами сопровождаются системой оценивания его выполнения, которая должна включать критерии выставления того или иного кода и варианты правильных ответов (решений).

2. Система оценивания должна четко соотносится с формулировкой задачи и не допускать рассогласования между правильным ходом решения задачи и критериями её оценивания.

3. Разработанная для данного задания система оценивания должна давать согласованные экспертные оценки, не менее 85-90% соответствия поставленных кодов независимыми экспертами.

4. Время, затраченное на проверку задания с открытым развернутым ответом, должно быть соизмеримо со значимостью информации, полученной на основе выполнения данного задания.

Однако, как следует из п.3, добиться абсолютного согласования оценок невозможно. Для случаев расхождения экспертных оценок предусмотрена процедура назначения третьего эксперта и определения окончательной оценки решения. При проведении ЕГЭ по физике назначение третьего эксперта производится в том случае, если расхождение в результатах оценивания задания двумя экспертами составляет 2 и более балла.

При оценивании экзаменационных работ эксперт рассматривает решения в выданных ему работах по заданиям: в начале решения задачи С1 во всех работах, затем все решения задачи С2, потом все решения С3, С4 и т.д. Некоторые работы занимают несколько страниц и решения в них представлены не по порядку предъявления задач в варианте. Тем самым обеспечивается более согласованное решение о выставлении баллов за одно и то же задание.

Перед проведением проверки каждого из заданий необходимо изучить критерии его оценивания в материалах для эксперта, обратив внимание на возможные отличия от обобщенной системы оценивания.

При работе эксперт выставляет свои оценки в специальный бланк («Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2»), в котором вносить изменения и исправления крайне нежелательно. При отсутствии решения или свидетельств попытки решения какой-либо задачи (отсутствуют любые записи о данном задании) в бланк вносится знак «Х » в поле соответствующей задачи.

Работа эксперта рассчитана в среднем на 4 проверяемые работы за 60 минут. Перед началом работы необходимо внимательно ознакомиться с условиями задач, их решениями и соответствующими критериями оценивания.

4. Система оценивания заданий с открытым ответом в ЕГЭ 2010 г.

В материалах для экспертов ЕГЭ по физике для каждого задания приводится авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМ способ (метод) решения не является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Не является он и образцом решения, оцениваемого в три балла. Он помогает эксперту в решении соответствующего задания.

Эксперту предлагается система оценивания, которая может применяться при рассмотрении альтернативного авторскому решения в экзаменационной работе. Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за которое выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению на 1 или 2 балла. Неверный ответ оценивается в 0 баллов. В системе оценивания учтены наиболее типичные ошибки или недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание.

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников В начальной школе важно создать такие условия, в которых ученик будет ориентирован на «открывания» самого себя, своей уникальности (непохожести), в тоже время, раскрывая необычность другого (непохожего на меня), с которым тоже можно, даже нужно, интересно и важно строить совместную деятельность. Для этого необходимы специальные условия, которые позволят учащемуся развернуться, развить свою уникальность (углублять знания, разрешать проблемы, развивать способности). Чрезвычайно важно показать ребенку все разнообразие возможностей и способов, как можно узнать, открывать себя и других, осознавать и пробовать реализовать свои желания, учитывать общие интересы, выбирать свои способы взаимодействия с миром. Проявление детской инициативы в разных видах деятельности («опробование» себя в деятельности), обучать коммуникативным навыкам (в первую очередь – через сотрудничество) важно поддерживать и стимулировать. Именно для этого, мы полагаем, важно накопить опыт разной работы с текстом, с книгой (как художественной, так и справочной), работы в группах и индивидуально, понимания и оценивания своего продвижения. Важно помочь ученикам научиться высказывать свои мысли, выслушивать и принимать (или обоснованно не принимать) точку зрения другого . О принципе позитивной перспективы. Важно отметить, что развивать и видеть позитивную составляющую необходимо в любом возрасте в любое время, независимо от фактической ситуации. Главное не то, что происходит, а то, что мы об этом событии думаем. Принцип позитивной перспективы предполагает формирование и поддержку уверенности ребенка и педагога в том, что позитивный выход, позитивное разрешение проблемы есть всегда. На этапе позитивной мотивации важно сохранять позитивный настрой учащихся на работу на уроке. С позиции позитивной педагогики это накладывает на оценочную деятельность учителя ряд ограничений. Недопустимо в начале урока создавать ситуации переживания отрицательных эмоций и негативных состояний, например, «распекать» учеников за невыполненное домашнее задание, ругать за неверный ответ на вопрос и т.п. Ребенку потребуется дополнительное время, чтобы преодолеть негативный эмоциональный фон, настроиться на позитивное восприятие изучаемого учебного материала. Некоторые особенно впечатлительные учащиеся могут не справиться

с такой задачей, тогда для них урок «пройдет мимо». На этапе позитивной мотивации учитель может использовать только три типа высказываний: похвалить ученика; направить или уточнить; заново объяснить ту часть учебного материала, которая не понята детьми. Такие действия будут обеспечивать позитивный настрой и поддерживать позитивную мотивацию и готовность к новым познавательным действиям. Можно предложить следующие правила позитивного контроля и оценки учебных достижений школьников: проверять только то, чему учили; давать ученику задания только того уровня, на достижение которого он работал на уроках; к концу урока / темы ученик уже не должен получать задание более низкого уровня, т.к. никто не становится хуже; необходима система контроля всех учеников на всех уроках; четко определить критерии оценивания и обсудить их с учащимися; стараться найти позитивное в любой работе ученика; отрицательную оценку сочетать с указанием позитивных качеств личности ребенка; доминирование позитивных оценок в опыте работы учителя. Применение на уроке тетради самоконтроля ученика, разработанной Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, позволяет интегрировать оценочную деятельность учителя, взаимооценку и самооценку ученика, развивать умение объективного самоконтроля и самооценки школьников. На этапе позитивной рефлексии урока в технологии позитивной педагогики можно использовать разработанную авторами схему самоконтроля (таблица 1). Самоконтроль ученика Должен знать Узнал Должен уметь Умею моя моя О ц е н к а одноклассника О ц е н к а одноклассника Таблица 1 . рекомендации рекомендации учителя учителя После заполнения схемы каждым учеником организуется обсуждение содержания таблиц и результатов самооценки: удалось ли достичь желаемых результатов обучения, что осталось непонятным, что пока еще трудно, над чем еще нужно будет поработать, кого и за что хотим поблагодарить? Применение указанных технологий оценки на уроке обеспечивает позитивную психологическую атмосферу урока, сохраняет позитивный эмоциональный настрой учителя, приносит ему удовлетворение результатами педагогической деятельности,

развивает умения самоконтроля и самооценки учащихся, формирует опыт позитивной оценочной деятельности школьника, открывает ученику позитивную перспективу преодоления возможных затруднений в обучении, что отвечает принципам позитивной педагогики. Для того, чтобы ребенок являлся не объектом, а субъектом образования и учился осознанным действиям и оценкам своей деятельности. Е.В. Тубельская в книге «Формирование оценочной компетентности школьников» предлагает несколько форм рефлексии и самооценки. 1. В некоторых классах важную роль играют формы устной оценки, а вернее поддержки друг друга. Например, аплодисменты успеху кого­то, ритуал благодарения друг друга. Важно, что изначально заданные учителем, подобные традиции становятся органичными для детей. Они готовы принять принцип оценивания не относительно нормы, а относительно личного продвижения каждого и пользоваться им. 2. Большое значение придается работе с критериями оценивания. В одних случаях критерии задаются учителем, тогда задача ребенка – дифференцировать свою оценку, посмотреть с точки зрения разных оснований на свою работу или на работу другого (если это оценка друг друга). В других случаях выделение критериев, определение возможного угла зрения на ту или иную работу происходит в общей дискуссии, где учитель находится в равных условиях с детьми. Очень важно показывать ребенку, что оценивание существует не столько для фиксации и подведения итога, сколько для выбора дальнейших конструктивных шагов. На основе коллективно выдвинутых критериев для оценивания некоторых форм деятельности работа идет на протяжении нескольких лет. На данных критериях строится и совместное обсуждение сделанного и индивидуальное совершенствование каждого. В свою очередь, и критерии в процессе работы могут дополняться или видоизменяться. Результаты оценивания могут фиксироваться в разного рода индивидуальных или сводных классных листах анкетного типа, на специальных страницах дневников. Где­то могут использоваться «оценочные линеечки» Г.Цукерман, где­то чертятся индивидуальные графики продвижения, где­то дети выбирают из большой «кучи» карточек с обозначенными умениями или трудностями наиболее соответствующие своему состоянию. И в учительской и в детской оценке акцент делается на продвижение в универсальных умениях, на осознание ребенком себя в деятельности: своих мотивов, своих ощущений. Такая работа может быть посильной и интересной даже для самых младших

школьников, если она не требует многословных записей, если есть условные значки, можно не только писать, но и рисовать. И если учитель оперативно реагирует на высказанные ребенком пожелания. Например, в дневнике 2­го класса (специально разработанного под задачи работы в этом классе) можно сделать еженедельную страницу, даже разворот – свободное нелинованное пространство, окаймленное надписями: главное настроение недели чем я доволен самые важные дела недели теперь я могу… чего я не дождался что я хочу изменить. На листе ребенок может высказаться относительно прошедшей недели в произвольной форме: написать письменно или печатно текст или отдельные слова, нарисовать, набрать на компьютере. 3. Также формой рефлексии, оценивания и взаимооценивания может стать так называемая ведомость «оценок». Такая ведомость составляется в конце каждого полугодия и заполняется всеми одноклассниками ребенка, или в другом случае в «оценивании» участвуют только те взрослые и дети, которых выбрал и назвал сам ребенок: Критерии «оценивания» выбираются ребятами: Как я умею: дружить работать самостоятельно писать без ошибок красиво оформлять работу. как я понял математику слушать и слышать другого человека писать без ошибок. «Оценивание» идет по 3­х балльной системе: 1 удовлетворительно; 2 – хорошо; 3 –превосходно. 4. Самооценка может быть выполнена и в форме «цветовой» гаммы при ответе на вопросы или соотнесения себя с критериями, лучше всего составленными ребятами вместе

с учителем, исходя из тех «ценностей», которые обсуждались и прорабатывались в классе за какой­то период времени. Например, выделить цветом: красным – «я стараюсь, и это умение у меня добавилось»; синим – «старался, но результатом не удовлетворен»; зеленым – «над этим не работал»: искать нужный материал в книгах и энциклопедиях работать вместе с командой выполнять работу до конца помогать другому в его работе выполнять работу точно по образцу продолжать дома работать над тем, что заинтересовало, без задания учителя. делал потому, что велел учитель делал потому, что нужно было группе делал потому, что хотелось, было интересно не делал, потому что не был должен не делал, потому что не смог, не захотел не делал, потому что болел. 5. Помимо словесной, качественной оценки можно использовать и «балльную». Тогда это введение по договоренности с детьми определенных игровых, связанных с происходящим в классе шкал оценивания, становящихся частью условий игры. Придумывание таких шкал само по себе может быть интересной деятельностью, работающей на разные образовательные цели. 6. По окончании 4 класса для лучшего осмысления себя и своей уникальности учащимся можно предложить написать рассказ о себе для будущих учителей 5 класса в стиле инструкции. Исходя из анализа литературы, обобщения опыта и из полученных результатов, мы оформили некоторые методические рекомендации учителю в оценивании результатов учебной деятельности. Выбирайте для оценивания только такие формы, которые будут оптимальны именно для Вашего класса. 1. Обсудите формы оценивания с родителями, они смогут стать помощниками и участниками этого процесса, обсуждая с детьми содержание оценки, а не только ее наличие.

2. Обязательно заранее познакомьте детей с выбранными Вами формами оценивания; дети могут и должны (даже первоклассники) быть участниками процесса оценивания; вместе с ребятами выбирайте критерии оценки, обсуждайте их, старайтесь следовать этим критериям. 3. Ежедневно создавайте благоприятную обстановку на уроке, комфортную как для учеников, так и для себя. Не бойтесь ошибиться, дети будут доверять и охотнее работать с вами, если вы будете делиться с ними своими сомнениями. Признавшись, что вы можете чего­то не знать, вы даете понять, что сами еще учитесь. 4. Научитесь слушать, ведь эффективность преподавания – это диалог, а не монолог. 5. В работе смело применяйте занимательные активные игры, потому что они приносят радость, эффект неожиданности, уменьшают напряжение в классе, способствуют установлению доброжелательных контактов, делают обучение более эффективным. Итак, выбор учителем правильных средств, форм приемов и методов способствует не только у детей способности самостоятельно мыслить, добывать знания, формированию у школьников важных качеств, но и повышению эффективности и результативности своей работы. А если не двигаться с места, невозможно узнать в нужном ли направлении ты движешься.