Режим военного плена; защита раненых и больных. Миф о неподписанной женевской конвенции Почему немцы нарушали женевскую конвенцию

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Конвенция об обращении с военнопленными

В тот же самый день 1929 года (29 июля) была подписана еще одна конвенция. А именно конвенция об обращении с военнопленными.

Конвенция по раненым и больным в основном посвящена вопросам обращения с ранеными и больными солдатами противника и его медицинским персоналом, а вот вторая охватывает вообще всех солдат и офицеров, оказавшихся во власти противника.

Должен сразу предупредить, что сегодня эта конвенция уже не действует. Ей на смену в 1949 году пришла другая Женевская конвенция о пленных. Так что конвенция 1929 года теперь представляет лишь исторический интерес. Ее нужно принимать во внимание, лишь рассматривая события двадцатых-сороковых годов XX века.

Впрочем, и конвенцию 1949 года ныне тоже стоит рассматривать л ишь как исторический документ, хотя юридически ее никто не отменял и ни одна страна свою подпись под ней не отзывала.

Сегодня США и их натовские союзники на эту конвенцию, как, впрочем, и на любые другие акты международного права смотрят с презрением, и ни в коей мере не считают их для себя обязательными. Америка считает себя превыше всех юридических норм международного права (если это не касается юридических прав ее граждан), полагая при этом, что нормы американского законодательства обязательны для всего мира.

На смену древнему германскому лозунгу «Deutschland ?ber alles» нынче пришло правило для всего мира – «USA ?ber alles». Янки полагают, что в плен теперь будут попадать лишь те, кто не согласился считать американцев своими господами, поэтому любые конвенции ни к чему. Как Америка скажет, так и будет.

Но история это единственный инструмент, позволяющий заглянуть в будущее, вглядевшись в прошлое. А поэтому стоит ворошить пыль веков. Только исходя из этого, я и предлагаю заняться изучением и анализом конвенции 1929 года, не надеясь, впрочем, вразумить апологетов новой империи напоминанием о том, чем закончил Третий рейх, а до него Наполеон, а еще раньше Римская империя, а еще раньше… Та же история свидетельствует, что печальные финалы тех, кто в прошлом рвался к мировому господству, ничему не учили владык новых империй. Всякий раз они полагали, что учтут ошибки своих предшественников и не повторят их. Ну что ж, посмотрим.

Рамки настоящей книги не позволяют полно и развернуто комментировать конвенцию. Для этого пришлось бы написать отдельную книгу.

Поэтому, остановимся лишь на отдельных моментах, наиболее упоминаемых в историческом обороте, и вокруг которых больше всего накручено лжи и передергиваний, которые начал еще приснопамятный доктор Й. Геббельс, и которые сегодня активно муссируют современные российские «демократические» историки в своем неуемном стремлении выполнить социальный заказ власть предержащих. А именно – «разоблачить преступления сталинского режима», а, по сути дела, просто опорочить весь советский период истории России, а заодно и всю историю России.

Говорят, что деньги не пахнут. Неправда. Для торгующих российским национальным достоинством аромат долларовых купюр слаще французских духов. Он им настолько туманит голову, что превращает их в мелких визгливых собачонок, всегда готовых лаять на свою страну и лизать руки у заокеанских господ.

Читатель может составить свое собственное мнение, даже и отличное от мнения автора книги. Текст Женевской конвенции о пленных 1929 года взят из сайта Международного Красного Креста «ICRC–Intrenationsl Humanitarian Low – Treaties&Documents».

Самым лживым, и самым распространенным утверждением, связанным в Женевской конвенцией, является утверждение о том, что из-за того, что Советский Союз не признал и не подписал конвенцию о пленных, наши бойцы и командиры, оказавшиеся в плену, оказались брошенными на произвол судьбы, и с ними гитлеровцы обращались не так, как того требует конвенция. Мол, этим непризнанием конвенции Сталин развязал Гитлеру руки и дал тому возможность уничтожать их сотнями тысяч.

Допустим, что Гитлер и вся верхушка тогдашней Германии, например, просто об этом не знали и искренне полагали, что Сталин не признал конвенцию, и ее положений не придерживается. Но ведь Германия-то конвенцию подписала и ратифицировала! И от своей подписи в конвенции не отказывалась! И гитлеровское правительство и армия об этом четко знали!

Не так ли, господа демократы? Полагаю, что уж этого-то вы отрицать не станете.

А теперь раскроем конвенцию и еще раз прочтем статью 82:

«Статья 82. Положения настоящей конвенции должны уважаться высокими договаривающимися сторонами во всех обстоятельствах. Во время войны, если одна из воюющих сторон – не участник конвенции, ее положения должны, однако, оставаться обязательными как и между воюющими сторонами, которые присоединились к ней».

Быть может, я исказил текст при переводе? Ну вот вам ее текст на исходном английском:

Art. 82. The provisions of the present Convention shall be respected by the High Contracting Parties in all circumstances. In time of war if one of the belligerents is not a party to the Convention, its provisions shall, nevertheless, remain binding as between the belligerents who are parties thereto.

Я не знаю, как еще возможно трактовать текст этой статьи иначе, нежели требование, чтобы участники конвенции выполняли ее положения в отношении всех военнопленных, вне зависимости, подписала ли их страна конвенцию или нет. Немцы были обязаны выполнять конвенцию на все 100 процентов и в отношении советских военнопленных. Это Сталин мог бы плевать на нее, раз не присоединился к ней. Но не Гитлер.

От автора . А вообще любопытно. Мировое сообщество возмутилось бы, начни немцы по-человечески кормить и содержать советских пленных? Морально осудило бы Германию? Подняло бы крик, что Гитлер не имеет никакого права нормально кормить русских пленных и лечить их, что он просто обязан морить их голодом? И Гитлер испугался бы мирового общественного мнения? Кто мешал немцам содержать наших пленных достойно? Сталин? Рузвельт? Черчилль?

Довольно широкую дискуссию в прессе в свое время вызвала практика европейских стран в 1944–1948 годах использовать немецких военнопленных для очистки местностей бывших военных действий от взрывоопасных предметов (авиабомб, снарядов, гранат и мин), совершенно неграмотно называемой «разминированием». Об этом откровенно пишет английский историк Майк Кроля в своей книге «The History of Landmines» изданной в Лондоне в 1998 г.

Некоторые европейские политики и юристы уже тогда указывали, что участие военнопленных в этих работах нарушает статьи 31 и 32 конвенции, которые гласят:

Статья 31. Работа, выполняемая военнопленными, не должна иметь никакой прямой связи с военными действиями. В частности, запрещается использовать пленных в изготовлении или транспортировке оружия или боеприпасов любого вида, или на транспортировке материалов, предназначенных для частей воюющей стороны…

Статья 32. Запрещается использовать военнопленных на нездоровой или опасной работе.

Однако, как это обычно происходит, если дело касается не Советского Союза (в нашей стране пленных и близко не подпускали к таким работам из-за опасения совершения пленными диверсий), а очень даже демократических стран, их правительства не замечали столь явного и недвусмысленного отхода от провозглашенной ими же конвенции. На вялых дебатах в английском парламенте все внимание было сосредоточено на статье 32. При этом британские военные постоянно утверждали, что по английским военным правилам разминирование не считается опасной работой (?). И все парламентарии дружно не хотели замечать статью 31. А ведь в ней черным по белому было указано, что работа военнопленных не должна быть связана с военными действиями. Должно быть исключено их участие в транспортировке оружия и боеприпасов любого вида. А ведь очистка местности от взрывоопасных предметов это обязательно извлечение и переноска особо опасных неразорвавшихся бомб и снарядов.

В общем, пока тори и виги лениво препирались по этому поводу, а английское, французское, голландское, датское, норвежское и другие европейские правительства просто отмалчивались, очистка полей отгремевших сражений была закончена и вопрос отпал сам собой.

Зато уже в девяностые годы вдруг, как чертик из табакерки, выскочили на страницы прессы совершенно голословные утверждения, что, мол, как раз СССР злостно нарушал конвенцию и заставлял пленных ликвидировать минные поля. Классический пример поведения преступника – отвлечь внимание людей от своих прегрешений обвинением в них других.

Нет, господа европейские демократы и их российские подпевалы – не отмажетесь! То, что немецкие пленные очищали ваши поля и города от бомб и снарядов, – это документально и юридически установленная и зафиксированная европейская практика. Это ваши правительства нарушали конвенцию, а не Сталин, который, по вашим же утверждениям, ее не подписывал, а значит, и выполнять не был обязан. А вот ведь выполнял.

Широко распространено заблуждение, что согласно Женевской конвенции военнопленные за побег не наказываются, а при поимке просто возвращаются в лагерь. Мол, даже есть термин «право на побег».

Это не так. Глава III раздела V (ст. 45) требует, чтобы пленные подчинялись законам, предписаниям и распоряжениям властей страны, в которой они содержатся в плену, а за нарушения их могут подвергать наказаниям как дисциплинарного, так и судебного характера. Статья 47 конвенции прямо трактует побег из плена как нарушение дисциплины плена.

Не думаю, чтобы законы военного времени любой воюющей страны считали бы побег допустимым. Однако, статья 50 позволяет применять к беглецам лишь наказание дисциплинарного характера. Не думаю, что расстрел в какой-либо армии являлся бы просто дисциплинарной мерой даже и в военное время. Следовательно, по конвенции казнить пленных за побег недопустимо.

Согласно ст. 51 лица, которые помогали бежать, могут быть также наказаны, но только дисциплинарно, т. е. к ним применяются те меры наказания, которые применяются к собственным военнослужащим за дисциплинарные проступки.

А вот вторичное попадание в плен беглеца, совершившего удачный побег, т. е. добравшегося до своих войск или покинувшего вражескую территорию, конвенцией рассматривается равнозначно первичному пленению, и к нему нельзя применять меры наказания (ст. 50).

Если в ходе побега пленный совершил уголовные преступления (убийства местных жителей, полицейских, военных, хищение продовольствия, одежды, угон транспортных средств, причинение ущерба имуществу и т. п.), то за них его судят, как и своих граждан (ст. 51).

Статья 47 конвенции предполагает, что к военнопленным могут применяться за одинаковые нарушения те же самые наказания, что и для своих военнослужащих. Т. е. удерживающие власти используют для наказания пленных систему наказаний, предусмотренную для своих военнослужащих. При этом не допускаются телесные наказания и темный карцер.

Также широко распространено утверждение, что СССР нарушал положения Женевской конвенции, удерживая тысячи немецких военнопленных в сороковые – пятидесятые годы. Мол, согласно конвенции после окончания войны военнопленные в кратчайшие сроки должны быть возвращены на родину (ст. 75). Причем, интересно, что это обвинение в адрес СССР мирно соседствует с утверждением, что СССР так и не подписал эту конвенцию.

Так ведь, если не подписал, то и выполнять не обязан! Это во-первых.

А во-вторых, статья 53 конвенции прямо указывает, что военнопленные, осужденные за уголовные преступления, и даже те, кто только находится под судом, могут быть задержаны на время суда и на время отбытия наказания. Это положение подтверждает и статья 75. А именно только такие и находились в советских лагерях после 1949 года. И не вина Советского Союза, что немецкие солдаты и офицеры на оккупированной территории СССР в массовом порядке совершали уголовные преступления. Заметим, что далеко не все преступления гитлеровских солдат были выявлены, и еще меньше их было наказано по советским законам.

Так что тут нарушал СССР?

Да и выражение«…репатриация пленных должна быть произведена как можно скорее после заключения мира…» весьма расплывчато. Если СССР и держал пленных до 1949 года, то и демократическая Европа едва ли далеко ушла от СССР, отпустив пленных в 1947–1948 годах. Интересно получается: 1948 год – это кратчайший срок, а 1949-й – уже нет?

Опять практика двойных стандартов.

Нередко можно встретить различные мнения относительно вопроса о том, кого следует считать пленными, и к кому применимы положения конвенции помимо самих военнослужащих, принадлежащих к войскам противника. С одной стороны, можно встретить утверждения о том, что немцы на основании конвенции имели право не причислять партизан и членов движений Сопротивления к военнопленным, а относиться к ним как к уголовным преступникам (бандитам). С другой же стороны можно встретить упреки и обвинения в адрес СССР в том, что кроме военнослужащих вермахта он захватывал и удерживал на положении военнопленных гражданских лиц Германии и некоторых других стран. Мол, это противоречит положениям конвенции.

Однако статья 81 конвенции позволяет это делать в отношении лиц, следующих за войсками, но не состоящих в них. Точнее сказать, таким лицам задержавшая сторона обязана предоставить статус военнопленных, естественно, со всеми вытекающими из этого последствиями.

В отношении же партизан конвенция в своей статье 1, ссылаясь на статьи 1,2 и 3 Приложения к IV Гаагской конвенции от 18 октября 1907, относительно законов и обычаев наземной войны, указывает, что при определенных условиях к ним должна применяться конвенция о пленных.

Напомним эти статьи Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 года:

Ст. 1. Законы, права, и обязанности войны применяются не только к армиям, но также и к милиции и корпусу добровольцев, выполняющих следующие условия:

1. Находятся под командованием человека, ответственного за своих подчиненных;

2. Имеют установленную отличительную эмблему, распознаваемую на расстоянии;

3. Носят открыто оружие; и

4. Проводят свои операции в соответствии с законами и обычаями войны.

В странах, где милиция или корпус добровольцев составляют армию или часть ее формирований, они включаются в понятие «армия».

Ст. 2. Жители территории, которая не была занята, которые, при приближении врага спонтанно поднимают оружие, чтобы сопротивляться вторгшимся войскам не имея время, чтобы организовать себя в соответствии со Статьей 1, должны быть расценены как воюющая сторона, если они оружие носят открыто и если они соблюдают законы и обычаи войны.

Ст. 3. Вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из комбатантов и некомбатантов. В случае захвата врагом, оба имеют право считаться военнопленными.

Таким образом, все лица, так или иначе охваченные войной, имеют право на статус военнопленных, если они задержаны противной стороной. Думается, что отсюда также следует и право противной стороны задерживать тех, кто, как она полагает, так или иначе, помогает своей армии. Пленить, но не наказывать за участие в войне. Можно полагать, что скрытый смысл этих положений заключается в защите от несудебных расправ тех, кто не является военнослужащим.

Есть, конечно, в конвенции требования, которые у меня, как у военного человека, мягко говоря, вызывают недоумение. Если воюющие государства будут выполнять их в полной мере, то нет никакого смысла сражаться и подвергать себя риску быть убитым или искалеченным. Лучше всего сразу же сдаться в плен и ожидать окончания войны в комфортных условиях.

Судите сами.

Статья 10 требует, чтобы военнопленные имели жилищные условия, одинаковые с военнослужащими армии, которая взяла их в плен. Т. е. пленным должны быть предоставлены теплые, сухие, хорошо освещенные и оборудованные помещения, обеспеченные всеми средствами гигиены.

Статья 11 требует, чтобы рацион питания военнопленных был равен пайку военнослужащих армии, которая взяла их в плен.

Статья 12 требует обеспечивать пленных одеждой за счет удерживающей страны. Она же обязана за свой счет ремонтировать ее. В местах пленения должны иметься магазины, где пленные могут покупать себе, все, что им требуется, от предметов гигиены и быта, до продовольствия.

И это при том, что население своей страны во время войны обычно обеспечивается всем этим по жестким минимальным нормам.

Статья 13 требует особой заботы о здоровье и гигиене пленных. У них должны иметься постоянно в распоряжении ванны и душевые (постоянное наличие для этих целей воды оговаривается особо), спортивные снаряды и сооружения.

Статья 11 требует, чтобы пленный имел возможность обращаться за лечением не только к лагерным врачам, а вообще к любым врачам страны.

Статья 23 требует, чтобы пленные офицеры получали от удерживающей их в плену державы денежное жалование, которое равно жалованью соответствующих категорий своих офицеров.

От автора . Статья 23 конвенции косвенно доказывает то, что господин Солженицын в своем знаменитом «Архипелаге ГУЛАГ» просто-напросто лжет, заявляя, что западные страны своим пленным начисляли жалованье за все время плена. Это что же получается по Солженицыну – одно жалованье офицер получает в плену от пленивших властей, и второе в своей стране от своего правительства? Выходит, если верить нашему патриарху демократии, находиться в плену финансово вдвое выгоднее, нежели сражаться за свою страну. Риска для жизни никакого, а зарплата двойная. Так ведь вдобавок пленного офицера нельзя принуждать к труду. Чудненько!

Есть в конвенции и пункт, выполнять который Советский Союз отказался категорически, хотя и делал исключения для пленных немецких высших генералов. В частности, для фельдмаршала Паулюса. Я имею в виду статью 22, которая предусматривала, что обслуживанием пленных офицеров в лагерях будут заниматься пленные солдаты. У нас это называлось «денщичество» и оно в СССР было запрещено.

Кричите «ура», господа демократы! Есть таки статья конвенции, которую Сталин выполнять не хотел.

Немало по историческим страницам бродит ошибочных утверждений относительно использования военнопленных в качестве рабочей силы. Конвенция однозначно определяет (ст. 27) – военнопленных заставлять работать можно. Но только солдат. Унтер-офицеров можно заставлять выполнять работу контролеров, руководителей и т. п.

Офицеров принуждать к работе нельзя, но ежели они пожелали делать какую-то работу, то им следует подобрать такую, которую они хотели бы выполнять. При этом удерживающие их в плену власти обязаны в максимально возможной мере удовлетворить пожелания пленных офицеров.

Довольно-таки странное положение. Своего офицера можно посылать в бой, или заставлять выполнять какие-то обязанности, не спрашивая его ни о чем. А вот плен ному дай такую работу, которую он пожелает, да еще ежели пожелает работать. Похоже, что создателям конвенции тут просто изменило чувство меры. Неудивительно, что эта статья во Второй мировой войне не выполнялась ни одной из воюющих сторон.

Согласно конвенции (ст. 27–30) работа пленных должна оплачиваться на тех же условиях, что и работа своих рабочих и служащих, и на пленных распространяются все положения трудового законодательства. Рабочее время по продолжительности должно быть таким же, что и своих рабочих. Еженедельно работающие пленные должны иметь выходной день. Причем, четко оговорено – 24-часовой ничем не прерываемый отдых.

На каких работах запрещено использовать военнопленных? Тут мы просто еще раз процитируем Главу 3 Раздела III.

Статья 31. Работа, выполняемая военнопленными не должна иметь никакой прямой связи с военными действиями. В частности, запрещается использовать пленных в изготовлении или транспортировке оружия или боеприпасов любого вида, или на транспортировке материалов, предназначенных для частей воюющей стороны.

В случае нарушения положений предыдущего параграфа, пленные имеют право после выполнения или начала выполнения распоряжения подать жалобы через посредника представителей пленных, функции которых описаны в Статьях 43,44, или, в отсутствии представителя пленных, через посредника представителей защищающей державы.

Статья 32. Запрещается использовать военнопленных на нездоровой или опасной работе. Условия работы не должны являться более трудными дисциплинарными мерами.

Все, больше ничего. Никак не оговорены предприятия, отрасли народного хозяйства. Т. е. пленных, например, можно заставить строить военный завод, но нельзя заставить изготавливать снаряды. Можно заставить грузить цемент в вагоны, но если эти вагоны не пойдут на фронт.

На том и завершим краткий комментарий к конвенции.

С самой конвенцией можно ознакомиться в Приложении 5.

Советские военнопленные и международное право

Международные правила обращения с пленными были закреплены ещё на Гаагской конференции 1899 года (созванной по инициативе России, которая в то время была наиболее миролюбивой из великих держав). В связи с этим германский генеральный штаб разработал инструкцию, которая сохраняла основные права за пленным. Даже если военнопленный пытался бежать, его могли подвергнуть только дисциплинарному наказанию. Понятно, что в ходе Первой мировой войны правила нарушались, но их суть под сомнение никто не ставил. В немецком плену за всё время Первой мировой войны умерло от голода и болезней 3,5% военнопленных.

В 1929 году была заключена новая, Женевская конвенция об обращении с военнопленными, она обеспечивала пленным ещё большую степень защиты, чем прежние соглашения. Германия, как и большинство европейских стран, подписала этот документ. Москва конвенцию не подписала, однако ратифицировала заключённую одновременно конвенцию об обращении с ранеными и больными на войне. СССР продемонстрировал, что собирается действовать в рамках международного права. Таким образом, это означало, что СССР и Германия были связаны общими международно-правовыми нормами ведения войны, которые имели обязывающую силу для всех государств, независимо от того, присоединились они к соответствующим соглашениям или нет. Даже без всяких конвенций уничтожать военнопленных, как это делали гитлеровцы, было недопустимо. Согласие и отказ СССР ратифицировать Женевскую конвенцию положение не менял. Именно поэтому на этот факт обратил внимание глава военной разведки и контрразведки Германии адмирал Вильгельм Канарис. Он направил начальнику Верховного главнокомандования вермахта (ОКВ) протест, в котором сообщил, что хотя Женевская конвенция не действует в отношениях между Германией и СССР, но действуют основные положения общего международного права об обращении с военнопленными. Они сложились с 18 столетия, и военный плен не является ни местью, ни наказанием, а только мерой предосторожности, которая мешает военнопленному вновь участвовать в войне. По мнению главы абвера, «… с военной точки зрения недопустимо убивать или увечить беззащитных». Кроме того, каждый командир заинтересован в том, что его собственные солдаты, будучи плененными, будут защищены от плохого обращения.

Надо также отметить, что права советских солдат были гарантированны не только общими международно-правовыми нормами, но и подпадали под действие Гаагской конвенции, которую подписала Россия. Положения этой конвенции сохранили силу и после подписания Женевской конвенции, о чём были осведомлены все стороны, включая немецких юристов. В немецком сборнике международно-правовых актов от 1940 года указывалось, что Гаагское соглашение о законах и правилах войны действительно и без Женевской конвенции. Кроме того, надо отметить и тот факт, что государства подписавшие Женевскую конвенцию принимали на себя обязательство нормально обращаться с пленными вне зависимости от того, подписали ли их страны конвенцию или нет. В случае германо-советской войны беспокойство должно было вызывать положение германских военнопленных – СССР Женевской конвенции не подписал.

Таким образом, с точки зрения права, советские пленные были полностью защищены. Они не были поставлены вне рамок международного права, как любят утверждать ненавистники СССР. Пленные были защищены общими международными нормами, Гаагской конвенцией и обязательством Германии по Женевской конвенции. Москва ещё и пыталась обеспечить своим пленным максимальную правовую защиту. Уже 27 июня 1941 года СССР выразил готовность сотрудничать с Международным комитетом Красного Креста. 1 июля было утверждено «Положение о военнопленных», которое строго соответствовало положениям Гаагской и Женевской конвенций. Германским военнопленным гарантировались достойное обращение, личная безопасность и медицинская помощь. Это «Положение» действовало всю войну, его нарушители преследовались в дисциплинарном и уголовном порядке. Москва, признавая Женевскую конвенцию, видимо, надеялась на адекватную реакцию Берлина. Однако военно-политическое руководство Третьего рейха уже перешло линию между добром и злом и не собиралось применять к советским «недочеловекам» ни Гаагскую ни Женевскую конвенции, ни общепризнанных норм и обычаев войны. Советских «недочеловеков» собирались массово уничтожать.

Уже после войны, когда перед немецким генералитетом замаячила петля за сознательное уничтожение военнопленных, они стали придумывать оправдания и лгать. Их ложь было довольно примитивной, но именно она стала основой для измышлений ненавистников СССР и русофобов вообще. Во-первых, утверждали германские генералы, они оказались якобы не готовы к тому, что в их руках окажется так много советских пленных. В результате они не смогли обеспечить им должного содержания и обеспечения. Ясно, что это наглая ложь. Немецкое командование изначально рассчитывало на молниеносную войну и завершение основной фазы войны осенью 1941 года. Из этого с неизбежностью следует, что в руках у немцев окажутся миллионные массы из разгромленной Красной Армии, мобилизованного населения, партийного и государственного аппарата страны. Второе оправдание нацистов также ложно. Они сообщили, что советские военнопленные попали в плен уже доходягами (от плохой советской жизни) и сотнями тысяч умирали, не выдерживая условий плена. Ещё одну причину придумал германский историк Йохим Гофман, который заявил, что немецкой охране лагерей и командам СД пришлось массово расстреливать пленных, т. к. к этому их подтолкнула советская агентура. Этот бред даже комментировать бессмысленно.

К сожалению, оправдания гитлеровцев и их защитников с удовольствием подхватили и до сих пор повторяют в России. Враги СССР так хотят обличить «кровавый режим», что даже идут на оправдание нацистов. Хотя многочисленные документы и факты подтверждают, что уничтожение советских военнопленных было спланировано заранее. Никакие действия советских властей не могли остановить эту людоедскую машину (кроме полной победы).

Советских военнопленных загнали в сталинские лагеря?

Согласно антисоветскому «чёрному мифу», освободившихся из немецкого плена солдат и офицеров тут же гнали в сталинские лагеря. Этот миф очень популярен и взят на «вооружение» советско-российским кинематографом. Считается, что сталинский режим приравнял плен к измене Родине, со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Однако это только миф и очередная ложь.

Согласно советскому довоенному законодательству преступлением считалась лишь сдача в плен, не вызванная боевой обстановкой. К примеру, если боец Красной Армии сбегал со своей позицией к противнику, ему светил при поимке расстрел с конфискацией имущества. Военнопленные же, попавшие в плен по не зависящим от них обстоятельствам, в условиях, вызванных боевой обстановкой, уголовному преследованию не подлежали. Плен был не преступлением перед Родиной, а трагедией.

Несколько ужесточили своё отношение к проблеме плена в августе 1941 года. Полоса страшных поражений привела к значительным потерям Красной Армии, в том числе и пленными. 16 августа 1941 года появился знаменитый приказ № 270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу », который подписал Иосиф Сталин. Приказ вполне соответствовал времени – враг рвался к главным советским центрам, ситуация была критической и требовала чрезвычайных решений. Сдача в плен была приравнена к измене Родине. Следует отдать должное Кремлю: высшая власть довольно быстро поняла, что приказ излишне жесток. К счастью, на практике предписанные приказом №270 жестокие меры применялись очень редко, т. к. учёт попавших в плен налажен не был. А уже с начала ноября 1941 года Наркомат иностранных дел снова стал предпринимать действия по облегчению жизни находившихся в немецком плену советских военнопленных.

Одним из поводов, который привёл к появлению мифа о направлении пленных в советские лагеря, стала проверка военнопленных в спецлагерях НКВД. При освобождении из немецкого плена военнопленных направляли именно туда. С октября 1941 года по март 1944 года через проверку в таких специальных лагерях прошло 320 тыс. бывших военнопленных. Причём в этих лагерях людей не только проверяли, но бывшие военнопленные восстанавливали свои силы. Подавляющее большинство успешно прошло проверку и поступило в распоряжении вооружённых сил, войск НКВД или было направлено на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Арестовали только 4% от общего числа подвергнутых проверке.

После того, как Красная Армия стала проводить большие успешные наступления, и произошёл коренной перелом в войне, подход к проверке бывших военнопленных был ещё более либерализован. В спецлагеря приказывалось направлять только «лиц, на которых имеются серьёзные данные для подозрения в антисоветской деятельности». В результате для большинства быстрая проверка могла уложиться в один день. В условиях фронта часто обходились и вовсе без проверки. Так, по воспоминаниям командующего 21-й армией М. И. Чистякова, у Гумрака оказался лагерь для военнопленных. Бывших пленных одели, обули, накормили, дали на отдых и лечение 10-15 дней, затем из них отобрали 8 тыс. человек и сформировали 8 батальонов, которые вооружили и отправили в дивизии. С ноября 1944 года практика направления освобождённых военнопленных в воинские части, минуя спецлагеря НКВД, была узаконена постановлением ГКО.

Надо отметить, что отношение к бывшим военнопленным на фронте было совершенно нормальным. После войны людей, бывало, упрекали пленом, но только в личном плане. Это было связано с тяжелейшей психологической травмой выживших в страшной войне людей, они с подозрением относились к тем, кто был «по ту сторону». Государство не преследовало бывших пленных. Кремль закрыл эту тему ещё 7 июля 1945 года, когда появился указ «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Согласно этому указу помилована была даже часть коллаборационистов (недобитые нацистские пособники до сих пор напоминают о себе в Прибалтике и Украине).

Интересен тот факт, что бывших советских военнопленных предали как раз любимые либералами и правозащитниками Горбачёв и Ельцин. После войны Германия была должна выплачивать СССР репарации. Установленный объём репараций был разделён между ФРГ и ГДР. Германская Демократическая Республика выплатила свою долю уже к началу 1960-х годов. А ФРГ, находясь в лагере врагов СССР, платила крайне медленно и к концу 1980-х годов выплатила чуть больше половины положенного. Оставшуюся половину долга ФРГ Горбачёв простил, хотя ими можно было возместить часть набранных на «перестройку» кредитов.

Вскоре европейские правозащитники добились того, чтобы Германия выплатила компенсации всем тем, кого гитлеровцы угоняли к себе на работы и держали в концлагерях. Первоначально речь шла о европейцах, но затем практика была распространена и на граждан бывшего Советского Союза. Логично было предположить, что российское правительство создаст общественную комиссию, которая бы добилась, чтобы все пострадавшие получили компенсацию. Однако в России доказывать, что их угоняли на работы, морили голодом и тяжёлым трудом, пришлось самим немецким узникам. Более того, в число пострадавших не были включены бывшие военнопленные. Российские власти согласились, что военнопленные не имеют права на компенсацию. Соответствующее межправительственное соглашение Российская Федерация подписала с Германией 20 марта 1993 года. И это предательство совершила власть, которая регулярно поливала грязью советское прошлое и особенно эпоху Сталина.

  • 8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • 88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.
  • 90. Запрещенные методы и средства ведения войны.
  • 88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.

    Женевская конвенция об обращении с военнопленными, иначе называемая Женевская конвенция 1929 года была подписана в Женеве 27 июля 1929 года. Её официальное общепринятое название конвенция об обращении с военнопленными. Вступила в силу 19 июня 1931 года. Именно эта часть Женевских конвенций регулирует обращение с военнопленными во Второй мировой войне. Являлась предшественницей Третьей Женевской конвенции, подписанной в 1949 году.

    Режим военного плена определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. Конвенция относит к военнопленным не только комбатантов, но и других лиц. В частности, в режиме военного плена могут находиться:

    Комбатанты;

    Некомбатанты;

    Члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации;

    Стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

    Женевская конвенция подчеркивает, что военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Их нельзя калечить, ставить над ними медицинские эксперименты, запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения.

    Даже если комбатант добровольно сдается в плен, он не может быть впоследствии привлечен своим государством к ответственности за совершение преступления. Попав в плен, военнопленный обязан назвать свое имя, дату рождения и личный номер. Затем эта информация будет передана нейтральным державам или Комитету Красного Креста и позволит военнопленному получать и отправлять через МККК корреспонденцию (включая посылки) и получать денежные переводы. Информация также сообщается державе, на стороне которой воевал военнопленный.

    Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности.

    Подчиняются военнопленные законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы.

    Военнопленный может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за нарушение норм проживания в лагере или побег. Если он совершает преступление, то может быть осужден, но с предоставлением ему всех гарантий справедливого правосудия.

    Военнопленные подлежат репатриации, особенно это касается больных и раненых. Но репатриацию нельзя производить во время военных действий без согласия военнопленного. По окончании военных действий военнопленные незамедлительно освобождаются и репатриируются.

    Не относятся к комбатантам и не пользуются защитой МП, режимом военного плена наемники. Наемник является преступником, и любое гос-во может осудить его.

    По признаку корыстного мотива участия в войне наемника можно отличить от добровольца. Добровольцы, сражающиеся на одной из воюющих сторон также не имеют гражданства или места жительства там, но они сражаются не с целью получения личной выгоды.

    От наемников также нужно отличать военнослужащих другой державы, специально посланных для оказания военной помощи, например в рамках реализации дог-ра о военном сотрудничестве или коллективной безопасности. Добровольцы и такие военнослужащие пользуются статусом комбатантов.

    89. Защита гражданских объектов в международном гуманитарном праве.

    Международное гуманитарное право проводит чёткое разграничение объектной сферы военных действий. Так, в ст. 2 Гаагской конвенции о бомбардировании морскими силами во время войны от 1907 г. и ст. ст. 43 и 52 Дополнительного протокола I, 1977 г. установлено, что военными

    объектами являются:

    а) вооружённые силы, кроме военно-медицинских служб и военного духовного персонала и их имущества;

    б) учреждения, постройки и позиции, где дислоцируются вооружённые формирования и их имущество (например, позиции, казармы, склады);

    в) другие объекты, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и чьё полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация при существующих в данный момент обстоятельствах дают определённое военное преимущество.

    Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами.

    Протокол 1:

    а) запрещает нападать на целый ряд гражданских объектов (перечисляя их);

    б) гражданские объекты вообще нельзя подвергать нападению;

    в) в сомнительных случаях «объект, который обычно предназначен для гражданских целей, например, место отправления культа, жилой дом или другие жилые постройки, или школа», считается гражданским и на него, нельзя нападать, пока командир не убедится, что он переоборудован и используется противником для ведения боя.

    Статьёй 54 защищаются все «объекты, необходимые для выживания гражданского населения». К таким объектам относятся, например, запасы продовольствия, скот, сооружения для снабжения питьевой водой.

    Естественно, такие объекты находятся под защитой, только если они используются гражданским населением, а не вооружёнными силами. Имеется здесь и такое категорическое положение: «Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны». Статья 56 запрещает нападать на «установки и сооружения, содержащие опасные силы», в частности на плотины, дамбы и атомные электростанции.

    При подготовке военных операций надлежит принять меры предосторожности: при нападениях необходимо в первую очередь, собрать всю информацию, касающуюся возможного присутствия гражданских лиц или наличия гражданских объектов. В случае обороны, необходимо позаботиться о том, чтобы в районе потенциальных военных объектов не было гражданского населения.

    Международное гуманитарное право предоставляет особую защиту некоторым географическим зонам:

    а) санитарным зонам;

    б) санитарным местностям;

    в) безопасным зонам;

    г) необороняемым местностям (известны под названием «открытые города»);

    д) постоянно демилитаризованным зонам.

    Во всех случаях эти зоны не подлежат ни обороне, ни нападению. С согласия сторон в конфликте такие зоны могут быть переданы под управление представителей Державы-покровительницы или Международного комитета красного креста. В ст. 52 Дополнительного протокола I отмечается, что объекты, обычно являющиеся гражданскими объектами, могут, в зависимости от конкретной военной обстановки, стать военными объектами (производственные помещения, жилые дома, телевышки, используемые противником, становятся военными целями).

    При организации боя обязанностью командиров является «удостовериться, что объекты нападения не являются гражданскими и не подлежат особой защите». Принять все «практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения», сделать «эффективное заблаговременное предупреждение о нападении, затрагивающем гражданское население, за исключением случаев, когда обстоятельства этого не позволяют». Если же станет ясно, что объект не является военным, «нападение отменяется или приостанавливается» (ст. ст. 51, 57 Дополнительного Протокола 1 к Женевским конвенциям). Если командир воинской части, сомневается относительно того, является ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей (школа, жилой дом, церковь), - военным, то считается, что этот объект гражданский. Но военный объект остаётся таковым, даже если на нём находятся гражданские лица, которые разделяют опасности, которым он подвергается.

    "

    В Викитеке есть тексты по темеКонвенция об обращении с военнопленными

    Женевская конвенция об обращении с военнопленными, иначе называемая Женевская конвенция 1929 года была подписана в Женеве 27 июля 1929 года. Её официальное общепринятое название конвенция об обращении с военнопленными. Вступила в силу 19 июня 1931 года. Именно эта часть Женевских конвенций регулирует обращение с военнопленными во Второй мировой войне. Являлась предшественницей Третьей Женевской конвенции, подписанной в 1949 году.

    На своем вебсайте Международный Красный Крест утверждает, что[нет в источнике]

    Положения, касающиеся обращения с военнопленными содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов. В ходе Первой мировой войны эти правила обнаружили ряд недостатков и неточностей. Эти недостатки и неточности были частично преодолены путем специальных Соглашений, заключенных между воюющими сторонами в Берне в 1917 и 1918 году. В 1921 году на Женевской конференции Международного Красного Креста было выражено пожелание принять специальную конвенцию об обращении с военнопленными. Международный Красный Крест подготовил проект конвенции, который был представлен на Дипломатической конференции в Женеве в 1929 году. Конвенция не заменяла, но завершала и собирала воедино положения Гаагских правил. Наиболее важные нововведения состояли в запрещении репрессий и коллективных наказаний для военнопленных, правила организации работы военнопленных, назначение представителей и контроль со стороны держав-покровительниц

    Общие положения

    Статья 1: Делает прямые ссылки на статьи 1, 2 и 3 Гаагской конвенции о законах и обычаях войны на суше от 18 октября 1907 года, чтобы определить, кто является законными комбатантами и так квалифицировать военнопленных. В дополнение к комбатантам, определенных Гаагскими конвенциями, некоторые гражданские лица также определяются в разделе Конвенции, названном «Применение Конвенции к некоторым классам гражданских лиц».

    Статьи 2, 3 и 4: Определяют военнопленных как заключенных державы, которая удерживает их, а не как заключенных того воинского подразделения, которое захватило военнопленных, оговаривают право военнопленных на уважение их личности и чести, оговаривают право женщин на обхождение, соответствующее их полу и не допускают различий в содержании между военнопленными, за исключением содержания военнопленных разных званий в разных условиях. Статья 4 особо возлагает материальное обеспечение военнопленных на пленившую сторону: «держава, взявшая военнопленных, обязана заботиться об их содержании». Положения данной статьи часто замалчиваются в различных исследованиях[каких?], имеющих цель оправдать гибель пленных и их ненадлежащее обеспечение питанием, одеждой, жильем и лечением, тем, что эти затраты не обеспечивались взносами соответствующего государства, в вооруженных силах которого служили плененные в момент пленения[источник не указан 1008 дней].

    О взятии в плен

    Статьи 5 и 6 рассказывают о правах военнопленных при их захвате в плен, о личных вещах, обмундировании и денежных средствах.

    В Конвенции 1949 года были дополнительно внесены изменения чтобы определить права военнопленных в случае капитуляции, а не только во время боевых действий

    Эвакуация и уведомление

    Статьи 7 и 8 регулируют эвакуацию военнопленных из зоны боевых действий, продолжительность дневного марша и уведомление противника через справочные бюро

    Лагеря военнопленных

    Статьи 9 и 10 регулируют требования к помещениям, где содержатся военнопленные, запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий, в неблагоприятном климате, в антисанитарных или пожароопасных условиях.

    Статьи 11, 12 и 13 устанавливают, что рацион питания военнопленных должен быть равен рациону питания военнослужащих на казарменном положении, разрешают готовить дополнительную пищу, если она доступна и запрещают наказания едой. Военнопленные могут привлекаться для работы на кухне. Должно быть налажено снабжение водой в достаточном количестве, разрешается курение табака. Снабжение одеждой лежит на стороне, которая держит военнопленных, должна быть обеспечена и её починка. Для работ должны быть предусмотрены спецкомбинезоны. В лагерях военнопленных должны быть лавки по торговле продуктами и предметами обихода.

    Статьи 14 и 15 обязывают иметь лазареты в каждом лагере и предоставлять ежемесячный медосмотр и адекватное лечение, включая бесплатное протезирование.

    Статьи 16 и 17 оговаривают свободу оправления религиозных обрядов, не нарушающих общественный порядок и поощрение спортивных и иных увлечений в лагере.

    Статьи 18 и 19 определяют подчиненность ответственному офицеру, отдание чести и право на знаки различия.

    Статьи 20-23 устанавливают денежное содержание, соответствующее званию, обслуживающий персонал из числа военнопленных, соответствующий званию, право на переводчиков или допросы на родном языке для военнопленного. Денежное содержание должно быть компенсировано после окончания военных действий содержащей военнопленного стороне той стороной, на службе которой находится военнопленный.

    Статья 24 оговаривает право военнопленного пересылать оговоренную часть своих денежных средств родственникам.

    Статьи 25 и 26 устанавливают ограничения на транспортировку раненных военнопленных, если это не требуется военной обстановкой. Военнопленные в случае перемещения в новый лагерь должны быть заранее уведомлены, имеют право взять с собой личные вещи и их новый почтовый адрес должен быть своевременно изменен.

    Труд военнопленных

    Статьями с 27-й по 34-ю устанавливается порядок труда военнопленных. Равный с местным населением трудовой день, один выходной в неделю, ответственность государства за работу у частных лиц, недопустимость тяжких для уровня развития военнопленного работ и использование военнопленных на опасных или угрожающих здоровью работах. Не допускается труд военнопленных на военных сооружениях или вообще имеющий отношение к военным действиям. Офицеры привлекаются к работам по их желанию. Труд военнопленного должен быть оплачен по тарифам и определена доля заработка, получаемого наличными.

    Внешние связи

    Статьями с 35-й по 41-ю оговаривается право военнопленных на получение и отправление писем, доверенностей, завещаний, телеграмм и посылок, порядок и нормы должны быть опубликованы при начале военных действий.

    Отношения с властями

    Статьи с 42-й по 67-ю описывают отношения военнопленных с органами власти, их право на жалобу на условия содержания, в том числе на незамедлительную жалобу представителям держав-покровительниц. При привлечении военнопленных к суду или ответственности их права и наказание должно определяться предусмотренной ответственностью для военнослужащих пленившей стороны, однако военнопленный не может быть лишен своего звания. Также репатриация военнопленного не может быть задержана в связи с наложенным на него дисциплинарным наказанием, это возможно только при судебном преследовании, о котором должна заблаговременно оповещаться сторона, которой служит военнопленный. Приговор немедленно сообщается державе-покровительнице, в случае смертного приговора он не приводится в действие как минимум 3 месяца после вынесения. Тридцатидневный арест - максимальное по сроку и санкциям дисциплинарное наказание, не может быть продлено и не может следовать одно за другим без минимального трехдневного перерыва.

    Прекращение плена

    Статьи с 68-й по 74-ю оговаривают, что тяжело раненные и тяжело больные обязаны быть отправлены в свою страну в тот момент, когда их положение будет допускать безопасную транспортировку. Оговаривают состав совместных медицинских комиссий, право на репатриацию пострадавших от несчастных случаев на работах, невозможность военной службы репатриированных и порядок оплаты транспортировки подлежащих репатриации или транспортировке в нейтральные страны.

    Статья 75 устанавливает, что военнопленные должны быть репатриированы как можно скорее после заключения примирения между воюющими сторонами и если в соглашении о примирении судьба военнопленных не оговорена, стороны должны решить этот вопрос как можно скорее.

    Статья 76 требует похорон с честью для умерших в плену, их могилы должны иметь все необходимые сведения и надлежаще содержаться.

    О бюро помощи

    В статьях с 77-й по 80-ю описывается порядок работы Бюро справок о военнопленных, порядок и частота обмена информацией воюющими сторонами, участие нейтральных стран и благотворительных организаций.

    Отдельные категории гражданских лиц

    Статья 81 оговаривает право отдельных категорий гражданских лиц, таких как маркитанты, поставщики, корреспонденты пользоваться при захвате неприятелем правами военнопленного, если у них имеются удостоверения личности от тех же частей.

    Исполнение Конвенции

    Статьи с 82-й по 97-ю описывают порядок выполнения и действия конвенции, устанавливают обязательность её исполнения для всех стран, подписавших конвенцию. Устанавливают порядок ознакомления военнопленных с текстом конвенции, порядок обмена переводами текста, порядок контроля исполнения конвенции державами-покровительницами, порядок разрешения противоречий, порядок ввода в действие конвенции после ратификации и недопустимость отказа от соблюдения конвенции в случае войны.

    Государства-участники и государства-подписанты

    53 страны подписали и ратифицировали Конвенцию. Страны, подписавшие и ратифицировавшие конвенцию, именуются государствами-участниками Конвенции (англ. State Parties). Не все страны, участвовавшие во Второй мировой войне, подписали Конвенцию; в том числе, конвенцию не подписал СССР. Япония подписала Конвенцию, но не ратифицировала, являясь, таким образом, «государством-подписантом». Насчитывается 9 таких государств-подписантов.

    СССР

    СССР не подписывал Женевскую конвенцию о военнопленных. Этот факт получил широкую известность, так как его использовала для оправдания бесчеловечного обращения с пленными Германия:

    Советский Союз не присоединился к соглашению от 27.VII.1929 г. относительно обращения с военнопленными. Вследствие этого мы не обязаны предоставлять советским военнопленным снабжение, которое бы соответствовало этому соглашению как по количеству, так и по качеству

    Согласно документам, в 1929 году СССР подписал Конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях - одну из двух Женевских конвенций 1929 года, но не стал подписывать Конвенцию о военнопленных:

    27 июля 1929 г. Женевская конференция выработала конвенцию о содержании военнопленных. Правительство СССР ни в составлении этой конвенции, ни в её ратификации участия не приняло.

    Вместо присоединения к Конвенции 19 марта 1931 г. ЦИК и СНК СССР приняли «Положение о военнопленных», в целом повторявшее Конвенцию, но обладающее и рядом различий. Советское правительство не считало нужным подписывать Конвенцию потому что присоединилось к Гаагской конференции, содержащей все важнейшие положения, что и Женевская. Отношения СССР и Германии (подписавшей Конвенцию и обязанной соблюдать положения Конвенции в любом случае) во время Второй мировой войны в отношении военнопленных отличались взаимоупреками и отсутствием конструктивности с обеих сторон. Только с 1943 года постепенно пошёл процесс обмена корреспонденцией военнопленных и другие улучшения положения военнопленных обеих сторон.

    Популяризация неподписания Солженицыным

    Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» ошибочно утверждал, что СССР «не берёт никаких обязательств по обращению с пленными и не претендует на защиту своих, попавших в плен». Другие авторы после этого стали утверждать, что «Отказ … СССР от подписания конвенции позволил нацистам использовать этот факт и оставить советских пленных без всякой защиты и контроля со стороны Международного Красного Креста и других организаций, помогавших пленным западных стран».

    На самом деле, соблюдение конвенции не основано на принципе взаимности: «Если на случай войны одна из воюющих сторон окажется не участвующей в конвенции, тем не менее положения таковой остаются обязательными для всех воюющих, конвенцию подписавших».

    Мнение Ю. Веремеева

    Ю. Веремеев утверждал, что сведения о неучастии СССР в Женевской конвенции, являются недостоверными, правительство СССР 12.05.1930 г. объявило, что «СССР без каких-либо оговорок присоединяется к Женевской конвенции от 27 июля 1929 г.», для СССР конвенция является ратифицированной, согласно Конституции СССР 1922 г., с 25.08.1930 года.

    Утверждение Ю. Веремеева считается фальсификацией: Веремеев исказил текст архивного документа, добавив всего одно слово, в результате чего текст оказался не «об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (название действительно подписанной Конвенции) а «об улучшении участи военнопленных, раненых и больных в действующих армиях». Фальсификация довольно быстро была разоблачена, но до сих пор имеет хождение в интернете.

    Дополнение к Конвенции от 27 мая 1929 года

    Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. (Третья конвенция) об обращении с военнопленными и Протокол I к Женевским конвенциям 1949 г. рассматривают в качестве военнопленных определенные категории лиц, попавших во власть неприятеля личный состав вооруженных сил, находящихся в конфликте сторон, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил, участников других ополчений и добровольческих отрядов, включая участников организованных движений сопротивления, принадлежащих воюющей стороне .

    Все они должны отвечать ряду требований 1) иметь во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, 2) иметь определенный и явственно видимый издали отличительный знак, 3) открыто носить оружие, 4) соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны

    Кроме указанных категорий лиц, попавших во власть неприятеля в качестве военнопленных, к ним также относятся, личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных государством, держащим этих лиц в плену, лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие непосредственно в их состав, например гражданские лица, входящие в экипаж военных самолетов и имеющие соответствующие удостоверения личности, население неоккупированной территории, которое при приближении противника по собственному почину, стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, при условии, что оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны, и некоторые другие категории лиц Таким образом, любой комбатант, т е лицо, признаваемое нормами международного права воюющим, приобретает статус военнопленного, если попадает во власть противной стороны Оно имеет право на такой статус Следовательно, комбатант, оказавшийся во власти противника, может претендовать на статус военнопленного, а сторона, к которой принадлежит комбатант, может потребовать для него статуса военнопленного путем соответствующего уведомления властей задержавшей его державы Если возникает сомнение в том, имеет ли любое такое лицо право на статус военнопленного, оно продолжает сохранять такой статус и пользуется защитой Третьей конвенции и Протокола I до тех пор, пока его статус не будет определен компетентным судебным органом. В том случае, если лицо, попавшее во власть противной стороны, не задерживается в качестве военнопленного и подлежит суду данной стороны за правонарушение, связанное с военными действиями, оно также сохраняет право добиваться статуса военнопленного перед судебным органом и права на вынесение решения по этому вопросу

    если лицо из попало во власть противной стороны в то время, когда оно занималось шпионажем, оно не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом

    Не имеют права на статус комбатанта или военнопленного также наемники

    Что касается лиц, имеющих право на плен, то они начинают пользоваться этим правом с того момента, как попадут во власть неприятеля, и прекращают пользоваться им с момента окончательного освобождения и репатриации Отказ военнопленных частично или полностью от прав, обеспечиваемых им Третьей конвенцией и предусмотренными ею специальными соглашениями, не допускается Таким образом, право на плен в первую очередь есть право военнопленного на сохранение жизни Ответственность за обращение с военнопленными (независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц) несет держащее их в плену государство Это положение вытекает из принципа, согласно которому военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен Другим принципом, отраженным в Третьей конвенции, является требование о том, что с военнопленными следует всегда обращаться гуманно Запрещается любой незаконный акт или бездействие со стороны пленившего лицо государства, влекущие смерть военнопленного или ставящие под серьезную угрозу его здоровье Так, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому кале-чению или какому-либо научному или медицинскому опыту, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами Такие действия рассматриваются как грубые нарушения Конвенции об обращении с военнопленными

    Военнопленным должна обеспечиваться защита, в частности, от всяких актов насилия, запугивания, оскорблений. Не должно допускаться применение к военнопленным репрессалий Они имеют право на уважение к их личности и чести при любых обстоятельствах Свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен, военнопленные сохраняют полностью Однако держащее их в плену государство может ограничить не саму правоспособность военнопленного, а осуществление связанных с нею прав - в той степени, в какой этого требуют условия плена Обязанностью держащей в плену державы является бесплатное обеспечение содержания военнослужащих, а также оказание врачебной помощи, которой требует состояние их здоровья В отношении военнопленных государство не должно допускать дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т п Однако режим военнопленных должен учитывать их состояние здоровья, возраст, квалификацию К офицерам и приравненным к ним военнопленным, равно как и военнопленным, не являющимся офицерами, следует относиться с уважением, соответствующим их званиям и возрасту. Режим военнопленных связан с недопустимостью применения к ним физических или моральных пыток и других мер принуждения для получения от них каких-либо сведений. Для того чтобы военнопленные находились в безопасности, они в возможно более короткий срок после их взятия в плен должны быть эвакуированы в лагеря, находящиеся достаточно далеко от зоны военных действий. Они также могут быть подвергнуты интернированию - государство может обязать военнопленных не выходить за установленную черту лагеря (или ограждения), где они интернированы Вместе с тем, за исключением случаев, предусмотренных Конвенцией о военнопленных относительно уголовных и дисциплинарных санкций, военнопленных нельзя держать в запертых помещениях или лишать права их покидать. Помещения, где содержатся интернированные военнопленные, должны обеспечивать полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья Каждый лагерь должен иметь соответствующий лазарет, где военнопленные могут получить необходимую помощь и режим питания. Медицинские осмотры военнопленных должны производиться не реже одного раза в месяц

    Военнопленным должна предоставляться полная свобода для выполнения обрядов их религии с соблюдением предписанного военными властями дисциплинарного порядка. Держащее в плену государство обязано поощрять интеллектуальную, просветительную и спортивную активность военнопленных. Оно может использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы, но с учетом их возраста, пола, звания, физических способностей По просьбе офицеров или приравненных к ним лиц им может быть предоставлена работа Однако они ни в коем случае не могут к работе принуждаться. Военнопленные не могут использоваться на работах, угрожающих их здоровью или опасных, если они не соглашаются на это добровольно.

    Военнопленные имеют право на связь с внешним миром - им разрешается как отправлять, так и получать письма и почтовые карточки, а также получать индивидуальные или коллективные посылки, содержащие, в частности, продукты питания, одежду, медикаменты, книги, предметы культа, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь Все предназначенные для военнопленных посылки освобождаются от таможенных пошлин и других сборов.

    Военнопленный, который пытался бежать, но оказался пойманным, подлежит за этот проступок дисциплинарным взысканиям, даже в случае рецидива. Если военнопленный осуществил удачный побег, например присоединился к вооруженным силам державы, за которой он числился, но впоследствии снова попал в плен, он не подвергается никакому наказанию за побег Собственно и сам захват в плен не может рассматриваться как наказание. По прекращении военных действий военнопленные должны быть незамедлительно освобождены и репатриированы.


    Похожая информация.