Шипицына Л.М. «Психолого-педагогическое консультирование ребёнка


Шипицына Л. М.

; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта . - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.

ISBN 5-9268-0386-1

В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество. В связи с этим подроб­но рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формиро­вания коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, полоролевого по­ведения, а также вопрос психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания, реабилитации и поддер­живаемого проживания. Книга может быть полезна для педагогов, психологов, де-фектологов, психоневрологов, логопедов, аспирантов, студентов и родителей детей с нарушением интеллекта.


ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

9

Глава 2

КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

14

2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости

14

2.2. Причины умственной отсталости

19

2.3. Патогенез умственной отсталости

23

2.4. Систематика умственной отсталости

25

2.5. Симптомы умственной отсталости

37

2.5.1. Легкая умственная отсталость

37

2.5.2. Умеренная умственная отсталость

39

2.5.3. Тяжелая умственная отсталость

41

2.5.4. Глубокая умственная отсталость

42

2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости

43

2.7. Динамика умственной отсталости

47

2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости

49

Глава 3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

55

3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях

55

3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

64

3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой

и глубокой умственной отсталостью

69

3.3.1. Возрастная группа с 7 до 11 лет

72

3.3.2. Возрастная группас 12до 18 лет

76

3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

79

3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

85

3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома

87

3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома

91

3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности

92

3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

93

3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

103

Глава 4

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

110

4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка

110

4.2. Вербальные и невербальные средства общения

112

4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью

116

4.3.1. Диагностика коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

119

4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения

126

4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей

132

4.5.1. Развитие способности познавать себя

134

4.5.2. Развитие умения заботиться о себе

136

4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно

137

4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отноше­ниях и умения включаться в них

139

4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих

140

4.5.6. Развитие умения воспринимать речь

141

4.5.7. Развитие умения подражать

142

4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре

143

4.5.9. Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни

144

1.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей

146

4.6.1. Система жестов как средство невербального общения

147

4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения

149

Глава 5

ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

156

5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка

156

5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью

159

5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей

162

5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью

165

5.4.1. Результаты рисуночного теста

165

5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль»(ВПР)

170

5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью

173

5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью

177

5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умствен­ной отсталостью

183

Глава 6

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

187

6.1. Стили и типы родительского воспитания

188

6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи

193

6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии

195

6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

197

6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью

202

6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью

204

6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью

208

Глава 7

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

216

7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка

216

7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью

220

7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения

222

7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы

227

7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом

229

7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

233

7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

238

7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

248

Глава 8

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

252

8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности

252

8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в России

261

8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью

266

8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта

270

8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями

272

8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями

276

Глава 9

ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ПРОЖИВАНИЕ КАК СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

282

9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям

285

9.2. Центры дневного пребывания

288

9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекиионной) школе

288

9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях Центра дневного пребывания

294

9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты

299

9.3. Социальные гостиницы

305

9.3.1. Социальная гостиница как модель подготовки к независимой жизни

305

9.3.2. Социально-бытовой комплекс как модель поддерживаемого проживания на базе специальной (коррекционной) школы

309

9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа

314

9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре

315

9.4.2. Структура центра

316

9.4.3. Организация образовательного и профессионально-трудового обучения

321

9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания

322

9.5.1. Реабилитационная работа с родителями

323

9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми

326

9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами

327

Глава 10

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ КЕМПХИЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ

329

10.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхильских общинах

330

10.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России

332

10.3. Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана»

335

10.4. Ритм жизни в Центре «Деревня Светлана»

340

10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в Центре «Деревня Светлана»

343

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

351

Приложение 1

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ

354

1.1. Методика «Карта наблюдений»

354

Уровни оценки по шкалам

355

Критерии оценки по шкалам

355

1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма PAC-S/P). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу

367

1.3. Опросник для родителей: Шкала навыков, необходимых для социальной адаптации (по D. Norris and P. Williams, 1975)

379

1.4. Анкета для определения социально-бытовых навыков

380

1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей

382

1.6. Схема исследования речи молодых людей с нарушением интеллекта

384

1.7. Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Л. Варга, В. В. Столин)

385

1.8. Психологическая автобиография

388

1.9. Методика «Шкала самооценки» (по Ч. Д. Спилбергеру, Ю.Л.Ханину)

390

1.10. Методика «Семантический дифференциал»

392

1.11. Методика «Незаконченные предложения»

393

1.12. Методика исследования самоотношения (по С. Р. Пантелееву)

394

1.13. Методика «Самоактуализация» (по А. Маслоу)

397

1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»

405

1.15. Анкета 2. «Отношение к инвалидам с психическими нарушениями»

406

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СЛУЖБ ПОДДЕРЖИВАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ

409

1. Положение о социально-трудовом реабилитационном отделении для инвалидов с ограниченными умственными возможностями

409

2. Положение о социальной гостинице для молодых людей с ограниченными умственными возможностями здоровья

413

3. Положение о реабилитационном центре государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Дома-интерната для детей с отклонениями в умственном
files -> Варианты контрольной работы №2 По дисциплине «Иностранный (англ.) язык в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030900. 68 Магистратура
files -> Контрольная работа №2 Вариант №1 Text №1 Use of Non-Police Negotiators in a Hostage Incident
files -> Классификация основных человеческих потребностей по А. Маслоу Пирами́да потре́бностей
files -> Рабочая программа для студентов направления 42. 03. 02 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевизионная журналистика»
File -> Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004. 136 с. Книга

Шипицына Людмила Михайловна ректор Негосударственного Образовательного Учреждения высшего профессионального образования «Института специальной педагогики и психологии» (Санкт-Петербург), заведующая кафедрой специальной психологии, психологического факультета СПбГУ, Заслуженный деятель науки РФ.

Выпускница биологического факультета Ленинградского университета, Людмила Михайловна со студенческих лет активно погрузилась в научное творчество, особенно интересуясь проблемами нейрофизиологии и физиологии ВНД. Увлечение идеями Анохина П.К. и Бернштейна Н.А. закономерно привели к эвристической теории динамической и системной локализации высших психических функций Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Нейропсихологические схемы анализа и диагностики высших уровней организации психической активности, разработанные на материале локальных поражений мозга у взрослых, оказались весьма эффективными и при изучении детей. Многолетние исследования, проводимые Людмилой Михайловной в Институте детских инфекций в области клинической нейрофизиологии и нейропсихологии детей с нейроинфекциями и их последствиями (нейросенсорная тугоухость, умственная отсталость и др.) были обобщены в ее докторской диссертации, защита которой состоялась в 1986 году, в Российском государственном университете Дружбы народов с заключении о новом направлении в патофизиологии ВНД ребенка.

В 1986 г. Шипицына Л.М. возглавила, вновь созданную кафедру анатомо-физиологических основ дефектологии, на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. А с 1989 по 1993 гг. возглавляла дефектологический факультет в качестве его декана. В 1994г. Людмила Михайловна организовала и возглавляет по сей день кафедру специальной психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, на факультете психологии. Это кафедра остается единственной в нашей стране в рамках академических университетов. За прошедшие годы кафедра сформировалась как самобытный и уникальный научный коллектив. Неслучайно, десятилетнему юбилею кафедры была специально посвящена очередная, ежегодно проводимая Всероссийская конференция «Ананьевские чтения – 2005».

В 1993г. Людмила Михайловна организует Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, занимающийся подготовкой специалистов разного профиля для системы специального образования.

За время своего существования Институт превратился в крупный учебный и научно-методический центр. В рейтинге Министерства образования и науки РФ среди негосударственных вузов России институт неизменно занимает первые места.

Внушительно выглядит список научных трудов Шипицыной Л.М., состоящий из более, чем 370 публикаций, в том числе 25 монографий и 76 учебных и методических пособий. Но дело даже не в самом количестве, а в тематическом разнообразии, отражающем широту научных интересов автора. Среди них оригинальный цикл исследований, посвященных своеобразию генеза коммуникативной активности детей с нарушениями в развитии. Клинико-психологическое и психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарат. Феноменология поведенческих нарушений у лиц с умственной отсталостью. Одна из первых в нашей стране Людмила Михайловна организовала массовое клинико-психологическое обследование детей, проживавших на зараженных территориях после аварии на Чернобыльской АЭС. Уникальными по своей сути являются работы, посвященные исследованию феномена психического развития детей в условия материнской депривации, а так же психологии и социологии сиротства в современной России. Особой сферой исследовательских интересов Людмилы Михайловны является проблема социальной интеграции инвалидов, отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, психолого-педагогическое и медико-социальной сопровождение детей в условиях интегрированного обучения. Сами исследования отличаются не только академической строгостью, опирающийся на богатый фактологический материал, но и практической ориентированностью на проблемы реального процесса обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Свой опыт исследователя Людмила Михайловна щедро предает своим ученикам. Под ее руководством защищено более 22 кандидатских диссертаций.

В октябре 2004г, через месяц после трагедии в г Беслане, по инициативе и при непосредственном участии Людмилы Михайловны был разработан и реализован проект «Дети Беслана», предполагавший оказание помощи и изучение детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Этот проект был признан лучшим научно-практическим проектом года в России за 2005г. Научные интересы Шипицыной Л.М. всегда так или иначе связаны с практическими запросами общества. Так, в последние годы под руководством Людмилы Михайловны активно разрабатывается проблематика, связанная с вопросами профилактики наркозависимости и ВИЧ/СПИДа у детей и подростков в условиях образовательной среды. Она является членом Федерального Совета по проблемам наркомании РФ, председателем экспертного совета Межведомственной комиссии по наркомании и противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту при Администрации Санкт-Петербурга, а также более 15 лет является председателем научно-методического совета по специальному образованию комитета по образованию Санкт-Петербурга.

За свою плодотворную научную, педагогическую и организаторскую деятельность Шипицына Л.М. награждена орденами «Дружбы народов», «За честь и благородство», дипломом Кембриджского университета о включении в число 2000 выдающихся людей ХХ века, знаком «Ректор года - 2004», «Ректор года - 2005», многочисленными медалями и почетными грамотами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а так же ей присвоено звание Заслуженный деятель науки РФ.

Время меняет людей в той же степени, в какой люди меняют само время, наполняя его новым содержанием и смыслом. Это также банально, как непреложно справедливо. За последние 15 лет мы стали свидетелями серьезных изменений в системе специального образования и отношении общества к лицам с ограниченными возможностями. Немалый вклад в эти позитивные изменения внесла и Л. М. Шипицына.

Людмила Михайловна Шипицына – доктор биологических наук, ректор Института психологии и специальной подготовки, Заслуженный деятель науки РФ.

Родилась в 1947-м году. Окончила Ленинградский Государственный Университет им. Жданова А.А., биолого-почвенный факультет по специальности физиология (Санкт-Петербургский Государственный Университет).

Защитила в 1974-м году кандидатскую диссертацию по исследованию нейрофизиологических механизмов речи у детей раннего возраста.

С 1987-го года – доктор биологических наук (Диссертационный Совет факультета медицины Университета Дружбы Народов, Москва. С 1989-го года – профессор.

Шипицына Л.М. в 1993-м году создала первый в Российской Федерации негосударственный ВУЗ, который специализировался на подготовке кадров для системы коррекционных образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров и служб, приютов, детских домов и интернатов. Институт в настоящее время имеет высокий авторитет, не только лишь в РФ, но и за её пределами.

Научные проекты, которые были выполнены под руководством Шипицыной Л.М. поддерживаются постоянно международными и российскими грантами, что обеспечивает высочайший методический уровень и актуальность исследовательских результатов.

Разработанные под её руководством программы воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются успешно в практике работы коррекционных учреждений.

Такие научные работы, как «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе», «Психология детей-сирот», «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» для практикующих психологов являются «настольными» книгами.

Шипицына Л.М. – автор 30 монографий, 420 публикаций, 80 научно-методических и научных пособий, изданных, как в России, так и за рубежом. Под её руководством было подготовлено 25 кандидатских и 3 докторских диссертации; созданы научные школы по специальной психологии и педагогике.

Психолого-педагогическое консультирование ребёнка

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка.

В предлагаемой книге представлены практические и теоретические основы психолого-педагогического медико-социального сопровождения и консультирования, а также региональная модель такой службы в Санкт-Петербурге.

Приведены методические рекомендации по содержанию и организации работы с детьми с разными проблемами в здоровье и развитии, образцы заключений по обследованию. Представляются российские и международные нормативно-правовые документы, которые регламентируют деятельность центров и служб сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

В учебнике представлены основные теоретические положения современной специальной психологии. Раскрываются общие и частные психологические закономерности, свойственные различным типам отклоняющегося развития. Отдельные главы посвящены разделам специальной психологии, далеко не всегда подробно освещаемым в учебных изданиях (исторические аспекты развития этой науки, формирования культуры отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья; современные особенности развития инклюзивного образования; актуальные аспекты практической работы специального психолога). Особого внимания заслуживает глава, посвященная нарушениям речевого развития у детей, проблемы которого традиционно рассматриваются в большей степени в контексте коррекционной педагогики и логопедии.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.