Трофейная техника времён Второй мировой. Надписи на бомбах и танках — самые яркие примеры Бомбы и снаряды

Во время ВОВ 1941-1941 годов в Красной Армии были некоторые экземпляры техники, которые носили имена собственные, поскольку они были созданы на средства, пожертвованные советскими гражданами и организациями.


Танк Т-34 «Боевая подруга»

В годы Великой Отечественной Войны коллектив Свердловского хлебомакаронного комбината, в основном женщины, на свои скудные сбережения купил танк Т-34 и назвали его «Боевая подруга» . Вручение танка проходило прямо во дворе завода. Свой танк женщины передали уроженцу с. Кривое Озеро с Украины Байде Кириллу Ивановичу, воевавшему в составе 93-й тбр, со словами: «Бейте ненавистного врага» . Танк «Боевая подруга» много раз успешно участвовал в боях против фашистской Германии, но в последнем жестоком бою на Курской Дуге осенью 1943 года танк сгорел.

Экипаж танка остался жив. Узнав о случившемся работницы комбината вновь собирают деньги. И снова покупают танк. И снова называют его «Боевая подруга» . И снова командиром экипажа стал Байда К. И… Новая танк прошел с боями всю правобережную Украину. В 1944 году участвовал в боях за город Львов, где экипаж смог уничтожить 11 вражеских танков и около 2х батальонов пехоты. Танк был подбит 30 июля 1944 г. в Карпатах, у с. Лютовиско, командир танка К. И. Байда - погиб.

Третий танк «Боевая подруга» с таким именем воевал в 26-я гв. тбр, 2-го Тацинского тк, Западный фронт. Механик-водитель Мария Васильевна Октябрьская. Первый бой 18 ноября 1943 у н/п Новое Село. В январе 1944 участвовал в боях на Витебском направлении. 15 марта 1944 г. Октябрьская скончалась от ран. Похоронена в Смоленске. Четвертый танк «Боевая подруга» - Командир экипажа Чеботько П. И. Войну закончил в Кёнигсберге.

В боях за Львов особенно отличился экипаж танка «Гвардия» 63-й гв. тбр полковника М. Г. Фомичева из 4-й ТА. Экипажу под командованием лейтенанта А. В. Додонова было приказано прорваться к центру города и водрузить красный флаг на Львовской ратуше.
По инициативе трудящихся Львова на улице Ленина на высоком постаменте был установлен танк «Гвардия» , напоминающий о героизме советских воинов, проявленном ими при освобождении города.


Танк Т-34-85 «Мать - Родина»

Танк был построен на средства 65-летней москвички Марии Иосифовны Орловой - матери командира 6-го мк 4-й ТА, в состав которого входила 17-я мбр, полковника В. Ф. Орлова, ставшего впоследствии Героем Советского Союза (посмертно) . Когда до окончания войны оставались считанные месяцы и недели, 15 марта 1945 г. полковник В. Ф. Орлов погиб в боях за Верхнюю Силезию (Польша) .
В письме на имя Марии Иосифовны танкисты экипажа танка «Мать – Родина» дали клятву оправдать оказанное им доверие и сдержали ее. Экипаж танка «Мать – Родина» участвовал в Верхне-Силезской (март 1945 г.) и Берлинской (16 апреля - 2 мая 1945 г.) операциях, уничтожив 17 танков и самоходных орудий, 2 бронетранспортера и 18 автомашин, истребил более двух рот живой силы противника. Само название, которое ему присвоили боевые товарищи В. Ф. Орлова, танк получил в честь Марии Иосифовны.


Танк Т-34 старшего лейтенанта М. Носова. 1-й Прибалтийский фронт

На броне танка надпись "За Зину Туснолобову!" .
Зинаида Туснолобова-Марченко (23 ноября 1920 - 20 мая 1980) - старшина медицинской службы, фронтовая санитарка, Герой Советского Союза.

За 8 месяцев пребывания на фронте вынесла с поля боя 128 раненых бойцов. 2 февраля 1943 года в бою за станцию Горшечное Курской области была тяжело ранена, обморожена, сутки пролежала среди трупов. Вследствие обморожения лишилась рук и ног.
Лозунг «За Зину Туснолобову!» был написан на бортах многих танков, самолётов и орудий.

Для успешного взаимодействия в различных условиях боевых действий на бронетанковую технику наносились и наносятся тактические и опознавательные знаки.

Тактические знаки в виде символа или группы цифр, а часто в совокупности того и другого в закодированном виде несут информацию о принадлежности боевой машины к различным соединениям и частям, а также идентифицируют сам танк или бронеавтомобиль, что необходимо при взаимодействии самых малых подразделений.

Для того, чтобы обеспечить гарантированное опознавание своей техники в любых условиях, на танк или бронеавтомашину наносят общеармейский опознавательный знак, как правило, являющийся элементом национальной символики. В СССР таким знаком являлась красная звезда. Однако, в отличие от авиации, в бронетанковых войсках Красной Армии она использовалась не так часто.

Для обеспечения опознавания с воздуха на башне танка или на рубке САУ наносились знаки воздушного опознавания. Появившись в конце 30-х годов, они на протяжении нескольких лет неоднократно менялись, в целом представляя из себя геометрические фигуры белого (для лета) и красного (для зимы) цветов, о чем будет рассказано ниже.

Кроме тактических и опознавательных знаков на бронетанковую технику наносились знаки коллективной воинской доблести, наиболее престижные для Красной Армии данного периода: эмблемы Гвардии (соединение или часть были удостоены Гвардейского звания) и ордена Боевого Красного Знамени (соединение или часть, награжденные орденом Боевого Красного Знамени назывались Краснознаменными). Несмотря на обилие других коллективных наград, их стилизованное отображение на боевой технике было чрезвычайно редким.

Первые советские бронетанковые отряды, организованные в начале 20-х годов, имели (небольшая часть) только знаки национальной идентификации в виде красной звезды с белой надписью «РСФСР» в ее поле. В некоторых случаях машина имела персональное название. Например, танк Fiat 3000A, купленный на средства советских граждан польского происхождения, назывался «Феликс Дзержинский». Только в середине 20-х годов в немногочисленных бронетанковых частях РККА была введена система тактически обозначений. В треугольник, который наносился на всех танках, была вписана окружность, в поле которой наносился квадрат красного, белого и черного цвета (принадлежность к 1-му, 2-му или 3-му взводу соответственно) с черными или белыми римскими цифрами в нем, обозначавшими номер танка. Принадлежность батальона определялась цветом треугольника (со стороной 30 см): 1-й батальон - красный, 2-й - белый, 3-й - черный. Тактические знаки танков командиров батальонов (треугольники) были однотонными по цвету батальонов, а командиров рот - с окружностью, которая заливалась краской по вышеуказанному принципу. Таким образом, тактический знак командира второй роты первого батальона представлял из себя красный треугольник с вписанной в него белой окружностью без римских цифр.

В 1929 г. на смену этой архитрудной тактической системе опознавания пришла новая система, также построенная на цветовых и цифровых кодах. Номер батальона обозначали красная, белая или желтая окружности диаметром 30 см (для 1-го, 2-го и 3-го батальона соответственно). В неё были вписаны две арабские цифры высотой 10 см. Числитель обозначал номер роты, знаменатель - номер взвода. Рядом с окружностью наносилась большая арабская цифра, обозначавшая номер танка во взводе. Обозначения тактического уровня от полка и выше отсутствовали вовсе.

С 1932 по 1938 гг. была разработана другая система тактических обозначений советских танков, состоящая из комбинаций красных, черных, синих и желтых полос по периметру башни, обозначающих батальоны и роты. Сплошная верхняя полоса обозначала батальон, а изображенная пунктиром нижняя - роту. Первому подразделению (батальону или роте) был присвоен красный цвет, второму - белый, третьему - черный, четвертому - синий, а пятому - желтый цвет. Номер танка во взводе, а в отдельных случаях и номер взвода, обозначался арабской цифрой в квадрате на обеих сторонах башни или корпуса. Информативность данной опознавательной системы была очень ограничена, поэтому во время маневров противоборствующим сторонам приходилось прибегать к нанесению дополнительных опознавательных знаков в виде белых вертикальных полос во всю высоту башни или белого круга на тыльной стороне последней. В 1938 г. всякая система тактических и опознавательных обозначений была отменена. Лишь в подразделениях 1-й Московской Пролетарской дивизии на танках Т-26, участвовавших в парадах на Красной Площади, на передний броневой лист, прикрывающий трансмиссию, наносилась красная звезда. На крыше башни тяжелого танка Т-28 была отлита звезда (из эстетических или опознавательных целей - неизвестно), которая при окраске красным цветом могла служить неплохим опознавательным знаком. Однако на практике окрашивалась она чрезвычайно редко. В большинстве же механизированных корпусов в предвоенное время тактические обозначения из соображений секретности отсутствовали вовсе, а роль воздушного опознавательного знака выполняла белая поперечная полоса или крест на крыше башни танка.

С началом Великой Отечественной войны многие командиры на местах поняли, что четкая система опознавания гораздо эффективнее безликой секретности, в угоду которой были уничтожены все тактические обозначения на бронетанковой технике, поэтому в первые месяцы войны в различных танковых частях РККА стали внедряться новые системы опознавания. Одна из них представляла из себя короткие прямоугольники - полосы белого цвета, наносившиеся на переднюю часть боковых стенок башни. Количество таких полос (одна под другой) определяли порядковый номер части (дивизии) в составе механизированного корпуса. По-видимому, такая система обозначений внедрялась в РККА непосредственно перед началом войны. Ее отдельные элементы до конца войны сохранились в тактических обозначениях 6-го (позже 11-го гвардейского) танкового корпуса.

Другая система - это квадрат, трапеция или треугольник, внутри которых, разделенные прямыми линиями на отдельные поля группами цифр обозначалась часть, батальон, рота и персональный тактический номер машины. Идентифицировать данные тактические обозначения очень сложно, так как большинство документов начального периода войны не сохранилось.

Наконец, в 1941 г. в бронетанковых войсках Красной Армии по немецкому подобию появляются идентификационные тактические номера танков, нанесенные белой краской арабскими цифрами и имеющие крупные размеры, которые легко опознавались взаимодействующими войсками.

С начала 1942 г. основной тактической единицей бронетанковых сил РККА стала танковая бригада. Поэтому тактические обозначения и было приказано ввести на бригадном уровне. Единой системы обозначений, универсальной для всех фронтов в Красной Армии не было, но рассматривая фотоматериалы, можно заметить некоторые закономерности в тактических знаках, характерных для определенных групп фронтов по регионам.

На центральных фронтах в 1942 – 43 гг. был наиболее характерным ромбический знак (высота 400 мм), разделенный на два треугольных поля. В верхнем треугольнике цифрой или буквой алфавита указывался номер батальона (обычно в этот период бригада была двухбатальонного состава), в нижнем поле - закодированный цифровой номер части. Например, в 116-й танковой бригаде (KB, Т-34, Западный фронт, 1942 г.) тактическим обозначением являлся ромб, в верхнем поле которого находились цифры «1» или «2» (1-й или 2-й батальон соответственно), а в нижнем - «045» - код самой бригады. В 51-м отдельном танковом полку (таких частей также было много в 1942 – 43 гг.) первый батальон обозначался буквой «А», а второй - «Б», код самой части скрывался под цифрой «24». На Южном и Юго-Западном, а затем и Северо-Кавказском фронтах применялась другая система тактических обозначений из двух групп цифр, первая из которых кодировала номер батальона, а вторая непосредственно номер машины. Так, лучшее соединение Северо-Кавказского фронта - 5-я Отдельная гвардейская танковая бригада на август 1942 г. имела на своих Т-34 и Т-60 номера (10-12, 10-13 для Т-34 и 10-38 для Т-60). Получив осенью 1942 г. танки американского и английского производства («Валентайн» и М3 легкие), бригада уже имела другой цифровой код; 59-1, 58-2 и т.д. На некоторых машинах (в частности Т-34) номер машины дублировался белой краской на лобовой броне корпуса.

Однако, достаточно стройная система тактических обозначений в бронетанковых силах РККА стала складываться с середины 1942 г., когда стали создаваться механизированные корпуса II формирования, а также с осени 1942 г., когда появились первые советские танковые корпуса.

Можно сказать, что с 1943 г. до окончания Второй Мировой войны в советских бронетанковых войсках сложилась корпусная система тактических обозначений. Приказом командира корпуса определялись символы, буквы и цифры, определяющие тактические обозначения соединений.

В 23-м Танковом корпусе тактическим знаком соединения являлся белый ромб обычно высотой 400 мм с буквами русского алфавита в центре. Буква «В» идентифицировала 3-ю танковую бригаду, буква «Г» - 39, а буква «Д» - 135-ю ТБр. В правом нижнем углу относительно буквы наносилась небольшая арабская цифра, обозначавшая номер батальона. Например «В1» - 1-й батальон 3-й Танковой бригады 23-го танкового корпуса. Кроме тактического обозначения соединения на танк крупными цифрами наносился персональный идентификационный номер.

Во 2-м Гвардейском танковом корпусе тактическим знаком соединения являлась стрела с буквой кириллического алфавита над ней. Буква обозначала номер бригады: Л - 4-я Гв. ТБр., Б - 25-я Гв. ТБр., И - 26-я Гв. ТБр. Под «стрелой» наносили персональный тактический номер танка (Т34/85 - «236»). С цифры «100» начинались номера танков 4-й Гв. ТБр., с цифры «200» - 25-й, с цифры «300» - 26, хотя последнее правило не всегда соблюдалось.

В 10-м Гвардейском Танковом корпусе опознавательным знаком являлась так называемая «расческа», по количеству зубьев которой определялся номер бригады в составе корпуса: 61-я Гв. ТБр. - 1 «зуб», 62-я и 63-я - 2 и 3 соответственно. Над «расческой» наносился тактический номер боевой машины («1-24» - 1-й батальон, 24 машина, танк Т-34-85). Отличительным знаком 7-го Гвардейского Танкового корпуса была двойная окружность с арабской цифрой в центре: «1» - для 54 Гв. ТБр., «2» - для 55-й, «3» - для 56-й.

11-й Гвардейский танковый корпус имел в качестве отличительного знака короткую (подобную прямоугольнику, длиной 200 мм) белую «полосу-шеврон». Одна такая полоска обозначала 40-ю Гв. ТБр., две – 44-ю Гв. ТБр., три – 45-ю Гв. Танковую бригаду. Кроме полос-прямоугольников в 11-м Гвардейском танковом корпусе (ранее 6-й ТК) существовал другой тактический знак в виде ромба, в верхнем поле которого был цифровой номер бригады, а в нижнем - тактический номер самой машины.

Во 2-м Гвардейском танковом корпусе эмблемой был особый знак, под которым двузначной арабской цифрой наносили код части. Сам танк или САУ идентифицировались трехзначным тактическим номером.

Механизированные корпуса также имели собственную систему тактических обозначений. В 7-м механизированном корпусе символом соединения являлась стилизованная стрелка. Она же обозначала 41-ю Гв. танковую бригаду. Танковые полки механизированных бригад обозначались «размещением» стрелки внутри геометрической фигуры: треугольник - 58-й танковый полк 16-й мехбригады, круг - 84-й танковый полк 63-й мехбригады, квадрат - 177-й танковый полк 64-й мехбригады. Пожалуй, самая интересная и всеобъемлющая система тактических обозначений была принята в 4-м Гвардейском механизированном корпусе. Имея до июля 1944 г. достаточно типичные для Красной Армии тактические обозначения в виде квадратов с цифрой внутри (квадрат с цифрой «7» имела, например, 36-я Гвардейская танковая бригада), корпус в августе 1944 г. должен был быть введен в прорыв на одном из участков 3-го Украинского фронта. Чтобы скрыть от противника принадлежность техники к механизированному корпусу на танках, автомашинах и орудиях вместо прежних обозначений появились белые силуэты различных зверей и птиц. Танковая бригада (36-я Гв. ТБр.) имела силуэт идущего на задних лапах медведя, 13-я Гвардейская механизированная бригада - оленя, 14-я Гв. мехбригада – лошади, 15-я Гв. мехбригада - ласточки, 292-й самоходно-артиллерийский полк - носорога, 62-й отдельный мотоциклетный батальон (танковая рота - 10 Т-34-85) - жирафа и т.д. Кроме силуэтов животных тактические обозначения дополняли буквы («РР» - разведрота) и персональные номера или названия («От отца Шульги сыну Кисенко» - 36 Гв. ТБр.). Всего было более 20 различных видов опознавательных знаков, которые наносились на башни танков, кабины машин, щиты орудий. С этими опознавательными знаками корпус участвовал в боях в Румынии, Болгарии, Югославии и Венгрии, а закончил боевые действия на территории Чехословакии.

Нанесение тактических номеров также имело свои особенности. Так, в 1944 – 45 годах 1-й Гвардейский механизированный корпус использовал трехзначную систему тактических обозначений. 1-я цифра соответствовала номеру бригады, а 2-я и 3-я номеру танка (от 1 до 65) в механизированной бригаде. Номер 103 принадлежал 1-й Гвардейской механизированной бригаде, номер 234 - 2-й Гвардейской мехбригаде, 340 - 3-й Гв. МБр. Подобная система использовалась также в 18-м танковом корпусе. Первые цифры 4, 5, 6 обозначали 110-ю, 170-ю, 181-ю бригады соответственно, а 2 и 3-я цифры - номер танка. Были и другие цифровые системы. Первой цифрой обозначался номер батальона, второй - рота, третьей - взвод или номер машины в роте.

Некоторые полки танков типа ИС, а также тяжелые самоходно-артиллерийские полки, придававшиеся различным соединениям, имели собственные тактические обозначения. Эти части не входили в состав танковых или механизированных корпусов, а придавались им для решения конкретной задачи или действовали наряду с корпусами в составе танковых армий.

Кроме непосредственно танковых соединений общевойсковым армиям придавались отдельные самоходно-артиллерийские полки СУ-76, тактические обозначения которых отличались чрезвычайным разнообразием, так как единой системы характерной для танкового, механизированного или кавалерийского корпуса в таких частях не было. Например 8-я самоходно-артиллерийская бригада имела свой особый отличительный знак в виде «орла в круге». Кроме шестизначного заводского номера, нехарактерного для других советских танков и САУ, СУ-76 этой бригады имели достаточно оригинальную систему обозначения дивизиона (горизонтальные полоски над «орлом» в круге) и батареи (количество треугольников под кругом).

Самоходные полки истребителей танков также имели свои характерные знаки идентификации. Либо это были трехзначные или двузначные тактические номера с символом соединения, либо обозначение из букв русского алфавита, определяющие номер батареи в совокупности с персональным номером САУ. Например, С-13 - 4-я батарея, 13-я самоходно-артиллерийская установка. В 1047-м Калиниковичском САП (САУ СУ-85), например, была разработана целая система тактических обозначений. Кроме специального тактического знака, трехзначного номера и двух красных звезд на каждом борту, справа по ходу САУ, на каждой машине имелась надпись: «Смерть немецким оккупантам!».

На танках, поставляемых в СССР по ленд-лизу из Великобритании, Канады и США, также были присущие только им обозначения. Еще в стране-производителе на машину наносились четырех-, пяти- или шестизначные регистрационные знаки - белой краской с начальной литерой «T» (tank) - английские, «СТ» (Canadian tank) - канадские, а серо-голубой краской с надписью «USA» и шестизначным номером - американские. В бронетанковых частях Красной Армии заводские регистрационные знаки обычно оставляли без изменений и не закрашивали.

Ряд танков (особенно британских), предназначенных для поставок в СССР, изымались непосредственно из боевых частей, поэтому многие из них кроме заводских регистрационных номеров имели тактические знаки английской или американской армии. Так, танки «Тетрарх» английского производства, переданные в 151-ю танковую бригаду РККА из 9-го Уланского королевского танкового полка (Queen Lancers) 1-й английской бронетанковой дивизии уже в советской части имели британские опознавательные знаки: «белый носорог в черном овале» - знак дивизии, цифра «53» в красном квадрате - обозначения батальона. Кроме регистрационного номера и тактических обозначений большинство британских танков имело личные наименования, наносимые краской по бортам корпуса. Так как танков, поставляемых из боевых частей, было немного, эти надписи присутствовали не на всех машинах, но если они были, из уважения к английским, канадским и американским танкистам их не закрашивали.

Остальные тактические и опознавательные знаки на машины, поставляемые по ленд-лизу, наносились в зависимости от соединения, театра военных действий и периода применения без существенных отличий от танков советского производства. Единственным исключением для машин зарубежного производства являлось более частое использование опознавательных красных звезд для гарантированной идентификации менее знакомых советским бойцам танков взаимодействующими частями.

Касаясь знаков воздушного опознавания, можно со всей уверенностью утверждать, что с 1941 г. основным опознавательным знаком являлась уже упоминавшаяся широкая белая поперечная полоса на крыше башни. В 1942 – 45 годах ее сменил другой знак воздушной идентификации - белый (красный - для зимы) треугольник с желтым кругом в центре. Иногда в круге рисовали красную звезду, однако, и звезда, и сам круг в полевых условиях были редкостью - на крышу башни или рубки САУ просто наносили белый треугольник. В отдельных случаях (Ленинградский фронт, 4-й Гвардейский мехкорпус) в качестве знака воздушного опознавания использовали белый (красный - для зимы) крут или другие опознавательные знаки. В 1945 г., когда Красная Армия вышла на границы Германии, возникла проблема взаимного опознавания техники между советскими и англо-американскими войсками, также вступившими в пределы III Рейха. На одном из совместных совещаний было решено, что для взаимоопознавания на советские танки будет наноситься одна, а на союзные - две белые полосы по периметру башни. На крыше башни также наносились перекрещенные белые полосы. Однако вскоре союзники отказались от этой системы и продолжали использовать красно-желтые флюоресцирующие панели воздушного опознавания, продублированные белой звездой - американским национальным опознавательным знаком, принятым в качестве основного для всех войск Антигитлеровской коалиции на Западе. В советских танковых войсках белые полосы наносили только на танки, участвовавшие в Берлинской операции. К тому же оказалось, что немцы разгадали «опознавательный код» и стали наносить опознавательные полосы на свои танки. Поэтому уже в майских, завершающих боях, на советской технике кроме полос можно было видеть вновь нанесенные белые треугольники.

Захват трофейной техники - на войне обычное дело. Эта «трофейная» фотоподборка будет показана только с немецкой стороны. Впрочем, это не помешает показать нам множество самой разнообразной техники основных стран участников ВОВ.

Советский тяжелый пятибашенный танк Т-35 выпуска 1938 года, брошенный в районе Дубно в придорожном кювете из-за неисправности или нехватки горючего. Подобные, не боевые обстоятельства, были основной причиной потери почти всех этих танков в первые недели войны.
Две белых полосы на башне - тактический знак 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского ОВО. Рядом Т-26 выпуска 1940 года.

Использование трофейной техники таит в себе множество опасностей, в первую очередь опасность быть подбитым своими же частями. Впрочем это не мешало использовать не только трофейные танки, но и самолёты. На фото Як-9!

Конечно, порой трофеи нуждались в доработке. Следующее фото (уже ставшее классикой) – т34 с улучшенной командирской башенкой, пламегасителем, дополнительными ящиками и фарой…

Советский тяжелый танк ИС-2, захваченный немцами. На башне надпись по-немецки: «Предназначен для ОКВ» (OKW, Верховное командование вермахта).

Случалось и так…

Отвлечёмся на секунду от Восточного фронта, и обратим свой взор на боевые машины собранные далеко от линии фронта, и Атлантики.

Матильда покинутая экипажем. Отправиться на слом, или снова перейдёт из рук в руки?

Немецкие солдаты на фоне Черчилля

Немецкие солдаты, вероятно на фоне БА-10

Следующие кадры будут посвящены немецкой технике, уничтоженной в 1944-1945 годах. Именно тогда на завершающих этапах Второй мировой войны, громя противника на всех направлениях, операторами и корреспондентами Восточного и Западного фронтов было сделано множество интересных и подробных фотографий.
Немецкий средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. J, уничтоженный несколькими попаданиями в кормовую часть. Вена, апрель 1945.

Американский солдат осматривает брошенный Sturmgeschutz III Ausf. G с «разутой» левой гусеницей, Франция, 1944. САУ была обездвижена попаданием снаряда в левый ленивец.

«Пантера» (Pz.Kpfw V Panther Ausf. G), подбитая возле моста в Германии. Надпись на немецком языке гласит: «Внимание, мост закрыт для автомобилей всех видов, велосипедистам спешиться».

Уничтоженный Sturmgeschutz IV возле Ахена, Германия. Судя по всему, машина была перекрашена экипажем на скорую руку – зимний окрас отсутствует во многих местах. Для освобождения проезжей части САУ оттащили к краю дороги.

Взорванная своим экипажем тяжелая противотанковая САУ «Ягдтигр» (Panzerj"ager Tiger), Германия, март 1945. Фотограф решил сделать снимок до того, как представитель военной полиции (Military Police) приведет себя в порядок. Бронелист крыши боевого отделения отброшен взрывом, хорошо виден лоб рубки толщиной 250 мм.

Этот Pz.Kpfw IV Ausf. J был потерян в боях за город Санкт-Фромонд, Франция, в июле 1944 года, и подготавливается к эвакуации при помощи американского тягача М1А1. Явственно виднеется пробоина в лобовой броне корпуса. На башне танка, справа от маски орудия, на поверхности циммерита можно наблюдать следы пуль от стрелкового оружия

«Штурмтигр» (38cm RW61 auf Sturmm"orser Tiger) со сбитой гусеницей, сфотографированный возле автобана в районе Эбендорфа. Германия, апрель 1945. В задней части боевого отделения расположен кран, предназначенный для загрузки 330-кг реактивных фугасных снарядов через люк в крыше.

Данный экземпляр был восстановлен войсками США и на данный момент находится в музее бронетанковой техники, расположенном на территории Мюнстерского учебного полигона бундесвера.

Местные жители осматривают подбитый Sturmgeschutz III Ausf. G, принадлежавший 10-ой танково-гренадерской дивизии, фотография сделана 10 мая 1945 года. Боковые экраны-юбки полевой работы придают этой САУ вид Jagdpanzer IV.

Разбитая самоходная 150-мм гаубица «Хуммель» на окраине Цистерны, Италия, май 1944 года. Броня в передней части рубки проломлена снарядом. Под ведущим зубчатым катком виднеется немецкая мина.

Подбитый и сгоревший немецкий «Пантера» (Pz.Kpfw V Panther Ausf. A) на улице французского городка Сен-Жиль, Франция, июль 1944. Выгорело трансмиссионной отделение в передней части машины, полностью сгорели резиновые бандажи опорных катков.

Известно, что захват трофея – такое же естественное на войне дело, как ошибка… В конце концов, что такое война, если не система ошибок? И чем меньше ошибок, тем меньше трофеев у противника… Эта «трофейная» фотоподборка будет показана только с немецкой стороны. Впрочем, это не помешает показать нам множество самой разнообразной техники основных стран участников ВОВ.

Советский тяжелый пятибашенный танк Т-35 выпуска 1938 года, брошенный в районе Дубно в придорожном кювете из-за неисправности или нехватки горючего. Подобные, не боевые обстоятельства, были основной причиной потери почти всех этих танков в первые недели войны.
Две белых полосы на башне - тактический знак 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского ОВО. Рядом Т-26 выпуска 1940 года.

Использование трофейной техники таит в себе множество опасностей, в первую очередь опасность быть подбитым своими же частями. Впрочем это не мешало использовать не только трофейные танки, но и самолёты. На фото Як-9!

Конечно, порой трофеи нуждались в доработке. Следующее фото (уже ставшее классикой) – т34 с улучшенной командирской башенкой, пламегасителем, дополнительными ящиками и фарой…

Советский тяжелый танк ИС-2, захваченный немцами. На башне надпись по-немецки: «Предназначен для ОКВ» (OKW, Верховное командование вермахта).


Матильда покинутая экипажем

Немецкие солдаты на фоне Черчилля

Немецкие солдаты, вероятно на фоне БА-10

Американский солдат осматривает брошенный Sturmgeschutz III Ausf. G с «разутой» левой гусеницей, Франция, 1944. САУ была обездвижена попаданием снаряда в левый ленивец.

«Пантера» (Pz.Kpfw V Panther Ausf. G), подбитая возле моста в Германии. Надпись на немецком языке гласит: «Внимание, мост закрыт для автомобилей всех видов, велосипедистам спешиться».

Уничтоженный Sturmgeschutz IV возле Ахена, Германия. Судя по всему, машина была перекрашена экипажем на скорую руку – зимний окрас отсутствует во многих местах. Для освобождения проезжей части САУ оттащили к краю дороги.

Взорванная своим экипажем тяжелая противотанковая САУ «Ягдтигр» (Panzerj?ger Tiger), Германия, март 1945. Фотограф решил сделать снимок до того, как представитель военной полиции (Military Police) приведет себя в порядок. Бронелист крыши боевого отделения отброшен взрывом, хорошо виден лоб рубки толщиной 250 мм.

Этот Pz.Kpfw IV Ausf. J был потерян в боях за город Санкт-Фромонд, Франция, в июле 1944 года, и подготавливается к эвакуации при помощи американского тягача М1А1. Явственно виднеется пробоина в лобовой броне корпуса. На башне танка, справа от маски орудия, на поверхности циммерита можно наблюдать следы пуль от стрелкового оружия

«Штурмтигр» (38cm RW61 auf Sturmm?rser Tiger) со сбитой гусеницей, сфотографированный возле автобана в районе Эбендорфа. Германия, апрель 1945. В задней части боевого отделения расположен кран, предназначенный для загрузки 330-кг реактивных фугасных снарядов через люк в крыше.

Местные жители осматривают подбитый Sturmgeschutz III Ausf. G, принадлежавший 10-ой танково-гренадерской дивизии, фотография сделана 10 мая 1945 года. Боковые экраны-юбки полевой работы придают этой САУ вид Jagdpanzer IV.

StuG III, захваченная частями Красной Армии в полной исправности. Август 1941 года

Бойцы Красной Армии на трофейных танках Pz.lll и Pz. IV. Западный фронт, сентябрь 1941 года



Бойцы Красной Армии у захваченного румынского танка R-1. Район Одессы, сентябрь 1941 года

* Захваченный немецкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.261 на службе в Красной Армии, Западный фронт, август 1941 года. Машина перекрашена в стандартный советский защитный цвет 4 БО, на левом крыле укреплён красный флажок

* Колонна трофейных боевых машин (танк Pz. III и три StuG III) на Западном фронте, март 1942 года. На борту танка надпись «Смерть Гитлеру!»

* На снимке хорошо видна эмблема 18-й танковой дивизии вермахта и полковой знак 18-го танкового полка нанесенные на башне танка Pz. IV. Западный фронт, сентябрь 1941 года

* Бригада танкистов-ремонтников за изучением трофейных StuG III (из состава 192-го дивизиона штурмовых орудий) на рембазе № 82. Апрель 1942 года

* Трофейная немецкая бронетехника, захваченная частями 65-й армии на станции Демехи. Белорусский фронт, февраль 1944 года

* Колонна трофейных боевых машин (впереди танк Pz. III, за ним три StuG III) на Западном фронте, март 1942 года.

* Осмотр отремонтированного танка Pz. III инженер-майором Гудковым. Западный фронт, 1942 год

* Трофейная самоходка StuG III с надписью «Мститель». Западный фронт, март 1942 года

* Трофейный танк Pz. III под командованием Митрофанова отправляется на боевую операцию. Западный фронт, 1942

Экипаж трофейной самоходки Panzerjager I уточняет боевую задачу. Предположительно 31-я армия Западного фронта, август 1942 года.

Экипаж танка Pz. III под командованием Н. Барышева на своей боевой машине. Волховский фронт, 107-й отдельный танковый батальон, 6 июля 1942 года

Комиссар части И. Собченко проводит политинформацию в 107-м отдельном танковом батальоне. Волховский фронт, 6 июля 1942 года. На заднем плане видны танки Pz. IVи Pz. III (башенные номера 08 и 04) (РГАКФД СПБ).

Разведчик В. Кондратенко, бывший тракторист, пробрался к немцам в тыл и увёл в своё расположение исправный танк Pz. IV. Северо-Кавказский фронт, декабрь 1942 года

Трофейный танк Pz. IVAusf FI с советским экипажем. Северо-Кавказский фронт, предположительно 151-я танковая бригада. Март 1943 года

Немецкая бронетехника (броневик Sd.Kfz. 231, танки Pz. III Ausf. L и Pz. IV Ausf.F2), захваченные в полной исправности под Моздоком. 1943 год


Трофейный танк Т-34, переделанный немцами в зенитную самоходную установку с 20-мм счетверенной автоматической пушкой. 1944 год

Один из танков Т-34 моторизованной дивизии «Великая Германия». На переднем плане - бронетранспортер Sd.Kfz.252. Восточный фронт, 1943 год

Тяжелый танк КВ-1, использовавшийся в составе 1-й танковой дивизии Вермахта. Восточный фронт, 1942 год

«Монстр Сталина» - тяжелый танк КВ-2 в строю Панцерваффе! Боевые машины этого типа использовались немцами в количестве нескольких экземпляров, тем не менее, судя по фото, как минимум одна из них была оборудована немецкой командирской башенкой

Трофейный танк Т-60 буксирует 75-мм легкое пехотное орудие. Обращает на себя внимание тот факт, что на этой машине, используемой в качестве тягача, сохранена башня. 1942 год

Этот, лишенный башни, трофейный Т-60 используется как легкий бронетранспортер, вооруженный пехотным пулеметом MG34. Воронеж, лето 1942 года

Переделанный в тягач легкий танк Т-70 буксирует 75-мм противотанковую пушку Рак 40

Тягач - трофейный советский танк Т-70 без башни - буксирует трофейную же советскую 76-мм пушку ЗИС-3. Ростов-на-Дону, 1942 год

Немецкий офицер использует в качестве наблюдательного пункта башню трофейного бронеавтомобиля БА-3. 1942 год. На колеса задних мостов надеты гусеницы «Оверолл»

Фердинанд», захваченный исправным с экипажем бойцами 129-й стрелковой дивизии

КВ-1 образца 1942г. с орудием ЗИС-5 в литой башне:

КВ-1 самой ранней серии, с пушкой Л-11 и ранней ходовой частью.
Германская видимая переделка - немецкая командирская башенка.

В надписях нет никакого политического подтекста, заявляют в штабе Балтийского флота. «Защищать Россию» разбирается, зачем, на чем и какие послания оставляют наши военные.

«В новости про надписи „На Берлин!“ и „За Сталина!“ на учебных бомбах ничего необычного нет. Это банальное баловство — кто-то решил подурачиться и подписал просто ради шутки. Наверняка это не единичный случай, хотя такой традиции на учениях нет. Просто зарубежные СМИ в нынешней политической ситуации обратили на это внимание», — считает независимый военный эксперт Александр Ермаков.

Другое дело, что во время боевых действий «автографы» оставляют везде и все — это международная практика.

Бомбы и снаряды

Снаряды «подписывают» начиная с Первой мировой войны. Но особенно активно боевой дух поднимали себе советские солдаты во время Великой Отечественной войны.

Надписи наносились не только военными — занимались этим и на заводах.

Говорят, что право написать слова на корпусе авиабомбы или артиллерийского снаряда в тылу считалось привилегией для передовиков производства. Надписи выполнялись в виде «пожеланий» врагу

Иногда на бомбах и реактивных снарядах писались короткие стихи. У летчиков-штурмовиков в ходу такая фраза: «по полтиннику (фугасная авиабомба ФАБ-50) с крыла — будет немец без …бла!»

Традиция эта не исчезла и в новейшее время. Сейчас в конфликте на Донбассе активно расписываются реактивные снаряды «Град».

Самолеты

«За рубежом надписи на самолетах были очень распространены с той же Первой мировой войны. В Советском Союзе это было менее популярно: надписи делали, но не так часто», — рассказывает Александр Ермаков.

Во время Афганской войны за характерную форму фюзеляжа штурмовик Су-25 получил прозвище «Грач». Рисунки этой птицы стали массово появляться на самолетах.

«У нас просто более строгое отношение к авиатехнике, надписи на ней не приветствуются. На самолетах обычно редко пишут», — замечает эксперт.

Танки

Великая Отечественная стала временем танков, которые запомнились не только яркими «автографами», но и славной боевой историей. Часто имя получали танки, деньги на строительство которых собирали и простые граждане, и люди известные.

Тов. ОКТЯБРЬСКОЙ Марии Васильевне. Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет. И.СТАЛИН.

Так ответил вождь на просьбу вдовы полкового комиссара Ильи Октябрьского, погибшего в боях за Украину в 1941 году, направить 50000 рублей ее личных сбережений на строительство танка, назвать его «Боевая подруга» и направить ее саму на фронт в качестве механика-водителя этого же танка. В 1944 году было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

Полярники Главсевморпути собирали деньги для танкистов. На переданные средства был сформирован танковый полк: «Советский полярник» белело на зеленых башнях. 7 ноября 1942 года танковая колонна была передана танкистам, а уже 4 декабря под Сталинградом получила боевое крещение.

7 ноября 1942-го стало важной датой еще для нескольких именных танковых колонн. Сначала тамбовские колхозники из «Красного добровольца», воодушевившись выступлением Иосифа Сталина, предложили на свои средства построить танк. Потом появились гусеничные «колхозники»: московский, рязанский, челябинский, красноярский. А ярославские колхозники, собравшие 70 млн рублей на строительство колонны, попросили вождя назвать ее именем «Иван Сусанин».