Знакомство с буквой ы. Тема: Знакомство с буквой «ы

Обучение грамоте дошкольников. Звук и буква Ы

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия
Задачи:
1.Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах и словах.
2.Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова.
3.Учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы».
4.Познакомить с буквой Ы.
5.Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символ звука, буквы Ы из наждачной бумаги или другого шершавого материала, грецкие орехи, тетради логопедических заданий, красные карандаши, доска, фасоль.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по артикуляции.
2.Упражнение «Медведь».
Учитель-логопед:
К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назови¬те его ласково.
Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.
Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети хором или индивидуально повторяют: ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
5.Упражнение «Где звук „Ы"?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по кар-тинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких та¬ких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.

Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
8.Игра «Живые звуки».
Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слы-шится звук «Ы»? (В конце ряда.)
«АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
9.Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?
10. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
11.Упражнения с грецким орехом: 2-3 упражнения (Горочка, Кулачки).
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
13.Итог занятия.

; повторить изученные буквы;

И в середине дыни

Какая буква находится в конце капусты, брюквы и в середине дыни? (буква ы). Показ печатной буквы ы.

Назовите эту букву. (ы)

Какой звук услышали? (звук ы)

Что можете сказать об этом звуке? (при произношении не встретил преграду)

Звук, который не встречает преграду, какой это звук? (гласный)

Откройте учебники на с. 54. Найдите в учебнике букву ы и покажите пальчиком.. В русском языке нет большой буквы ы.

На странице вверху расположена звуковая схема, найдите её. Какое слово спряталось? (рыба).

Сколько звуков в слове рыба? (4)

Выполним звуковой анализ слова рыба. Поставим пальчики на звуковую схему и прочитаем слово так, чтобы пальчик попал в каждый домик.

Читаем слово и услышим первый звук и т. д.

Сколько в слове гласных звуков?

Сколько в слове согласных звуков?

Гласные звуки заменим буквами, какими? (первый гласный звук – буквой ы, второй гласный звук – буквой а). Прочитаем слово - рыба. Букву а замените буквой – ы. Прочитаем слово – рыбы.

Что произошло? (изменилось слово). Изменилось ещё и количество предметов. Слово – рыба обозначает один предмет, а слово – рыбы два или несколько предметов.

Физкультминутка

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Наше путешествие продолжается.

5. Закрепление

3 остановка станция «Угадайкино»

Чтение стихотворения (хорошо читающим учеником)

Спросили мы у маляров:

Скажите маляры.

Где отыскать десяток слов,

В которых есть звук «ы»?

Нам отвечали маляры:

Нет случая такого,

Чтобы когда – нибудь звук «ы»

Бывал в начале слова!

Что узнали из стихотворения о звуке ы? (никогда не бывает в начале слова).

Возьмите простые карандаши. Найдите и подчеркните букву ы. Посчитайте, сколько раз написана буква ы.

(Сильные ученики отгадывают кроссворд)

(Картинки – бусы, козы, тыква, сыр)

Проверка

Сколько раз в стихотворении написана буква ы? (9 раз)

Проверка отгадывания кроссворда.

6. Итог

4 остановка станция «Конечная»

Наше путешествие заканчивается. С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

Что узнали об этой букве? (буква ы - гласная, всегда маленькая, никогда не бывает в начале слова).

7. Рефлексия

(Звучит песня «Голубой вагон»)

Ребята, наше путешествие закончилось. Все работали хорошо. Скажите, каким был урок: интересным, увлекательным, трудным. Выберите ответ.

Если урок понравился. поднимите смайлики с улыбкой» (красный), если не понравился «грустный»(жёлтый).

Тема : Звук и буква ы.

Цель: 1.Познакомить со звуком и буквой Ы

Задачи: 1.Учить чётко произносить звук Ы, находить букву, читать слоги, слова.

2. Коррекция зрительной и слуховой памяти, внимания, речевой моторики на основе упражнений.

3. Мотивация к учению.

Оборудование: разборная буква Ы, буква Ы демонстрационная, раздаточные

буквы, предметные картинки «один- много», «Волшебная ниточка».

Ход урока

I Орг. момент.

Сядет тот, на кого я посмотрю.

II АОЗ

Вспомнить гласные звуки (символы, артикуляцию) почему называют гласными.

Узнай звук по немой артикуляции, озвучь его.

1.введение в тему. Назвать картинки, выделить гласный звук. Сыр, дым, мышь, сын, рысь.

III Изучение нового материала.

Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную

гимнастику. «Улыбочка» – растянуть губы в улыбке. «Трубочка» – вытянуть губы вперед.

«Улыбочка» – «Трубочка». «Окошко» – широко открыть рот. «Окошко открываем и закрываем ».(или «Слоник» и «Лягушка») (СЛАЙД)

Мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте замной движения.

«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы- Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут).

Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».

Как гудел пароход?

Произнесение звука Ы. Артикуляция.

На что похож звук? На гудок парохода. Произнесение громко с затиханием, тихо – с нарастанием громкости, отрывисто, с повторением ритма и хлопками: ы-ы-ыыы, ыыы-ы-ы и т.п.

2. Буква Ы.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки)

Листья березы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуб а мы соберем (загибают пальцы, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем («шагают» по столу средним и указательным пальцами).

На доске – магнитная выставляется буква

У детей – инд. .карточки с буквой.

Обвести пальчиком

Составить из частей букву Ы

Слепить из пластилина .(РОЛИК)

Чтение слогов на доске

ым мы

ыс сы

ыл лы

ых хы

IV Физминутка(РОЛИК)

V Закрепление изученного материала

    Работа с учебником

    Произнесение цепочек слогов: мы-лы - сы,- хы. цепочки слов: мыл-был-жил, дым-сыр-сын, рысь-мыс-брысь.

    Работа с абаком

Составь слоги по образцу

4 . Выделение звука Ы в конце слова. Я называю слово в ед. числе, дети – во мн. числе

Кот-коты хата-хаты

Сом-сомы шкаф-шкафы

Шар-шары стол-столы

«Услышь звук», поднять букву ы.

1. в ряду звуков: а-ы-о-ы-у-и-м-ы-з-ы-э-я-ы и т.п.

VI Итог. Какой звук учили?

Вспомнить слова со звуком ы.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области»

«Гуковская специальная школа-интернат №11»

Урок на тему:

«Звук и буква « Ы»»

Подготовила и провела: Кобзарева И.В.

учитель 1,3 классов «Особый ребенок»

Тема урока
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «Ы»

Цели деятельности педагога
организовать работу по ознакомлению с буквой ы; научить выполнять звуковой анализ слова «рыбы», наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твёрдые - мягкие); создать условия для развития фонематического слуха, памяти, внимания, речи.

Планируемые результаты образования

Предметные: знают букву ы; умеют выполнять звуковой анализ слова «рыбы», «дым», «усы», «мышка».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: логические - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Ход урока

1.Организационный момент.

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

2.Постановка учебной задачи.

Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)
Учитель читает стихотворение В. Татаринова.
На самом тёмном чердаке живёт косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне. Глазёнки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьёв и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьёт и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь...
Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)

3.Открытие нового знания.

Звуковой анализ слова «рыба».
«Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)
Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.) Какой фишкой обозначим звук? (Синей.) Назовите мягкую пару, ([р"].)
«Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)
Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
«Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыббба.)
Какой это звук? (Твёрдый согласный звук)
Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)
Назовите его мягкую пару, ([б"].)
«Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)
Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
Звук [ы] обозначается буквой ы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Знакомство с новой буквой.
Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
А. Шибаев
Бывает эта буква Вот топор, полено рядом
В конце и в середине. Получилось то, что надо.
В конце капусты, брюквы, Получилась буква Ы,
А в середине дыни. Все мы знать её должны.
Е. Григорьев В. Степанов
Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)
Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (Врусском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
Ы не начинает слов –
Видно, нрав её таков. Т. Синицына

4.Закрепление
изученного
1. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Для читающих учеников:
Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Для нечитающих учеников:
Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
Подчеркните в словах букву ы. (букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
2.Игра «Будь внимателен».
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского.
У КОГО РАСТУТ УСЫ?
У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита.
Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомячка.
Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)
Звукобуквенный анализ слова «усы».

Физкультминутка
Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
Обозначьте звуки фишками и буквами.
Пых любит играть в игру «Один-много». Вам нужно образовать множественное число.
Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.
У буквы Ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква Ы спокойно может, Встав в конце, предметы множить: Стол - столы, забор - заборы, Пол - полы, узор - узоры.
Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он превращает людоеда в мышь. Хотите ему помочь? (Дикобраз, зебра, аист, тигр, рак, кенгуру, уж, жираф, филин, носорог, гиппопотам, мышь.)
Работа по учебнику.
Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)
Звукобуквенный анализ слова «мышка».
Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.
Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).
Что нужно поменять, кроме буквы?

5.Итог урока.

В копилке Пыха осталось только одно задание - кроссворд. Выполните его.
С какой буквой-труженицей познакомились?
Чем она отличается от всех остальных?
Какой звук обозначает буква ы?
Ы живёт в семействе гласных –
Звуков чистых, чётких, ясных,
И, как гласная любая –
Мы теперь о том уж знаем, -
Любит Ы к согласной встать,
Чтобы слог образовать:
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.
Т. Синицына

6.Рефлексия.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Анжела
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа ) Тема : Звук [Ы] и буква ы

Подготовила : воспитатель

Горячева Анжела Вячеславовна, город Урай.

Цели :

1. Знакомство с буквой Ы .

2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах , словах, предложениях.

3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.

5. Формирование положительной установки на участие в занятии , доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление , умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Задачи :

Образовательные : познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы , учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа .

Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.

Воспитательные : воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию ; настойчивость.

Оборудование : набор картинок (кукла – куклы, шар – шары и пр., печатная буква Ы

Ход занятия:

1.-Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи ? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки .

А для чего мы учим буквы ? (Для того, чтобы научиться читать) .

Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки , правильно их произносить.

Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой . Поучимся находить этот звук в словах .

Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем : [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

А звуки [а , о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком . Послушайте, какие песенки я вам пропою : аы – оы – уы.

Какой новый звук вы услышали ?

Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук . И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы .

2.-Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много» . Я называю один предмет, а вы много : Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода - ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор - дворы, забор - заборы, комар - комары, топор - топоры.

А теперь давайте вместе пропоем звук ы ; - громко, тихо, кратко, длинно.

Дыхательная гимнастика

Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы» , раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук . Ветерок стих, стал легким (высоким голосом) . Повторить.

Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики - где много предметов (играет музыка) . Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы .

Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы , которые называли мальчики.

Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове :

Шла коза,

Навстречу – … (козы) .

Здесь – берёза,

Там – … (берёзы,

Рядом дуб,

А с ним – … (дубы)

Нету слов на букву … (ы)

-Звук Ы у нас особенный . Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Губы открыты или смыкаются? (открыты) .

Зубы открыты или смыкаются? (открыты) .

Где находится язык? (он лежит на дне рта) .

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет) .

4. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.

Ребята какие бывают часы : на руках… (наручные, на стене… (настенные, на улице… (уличные, на столе… (настольные) . Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины) . На других шьют, значит это… (швейные машины) . Убирают улицы… (уборочные машины, перевозят грузы… (грузовые машины) .

5. Образование существительных множественного числа.

У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети) .

У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды .

У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы .

На скотном дворе у звука [ы] не корова , а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы) .

И дома у звука [ы] не комната , а (комнаты, не диван, а (диваны) .

Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова , предметов стало больше.

Попробуем нарисовать букву в воздухе : начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.

6. Динамическая пауза.

Немного отдохнем.

Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

Повторим.

7. Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.

-Ребята отгадайте загадки :

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло) .

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой :

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи) .

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы) .

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба) .

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка) .

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез. (Дым)

8. Заучивание стихотворения М. Мышковской.

Мышка мыла

мылом нос,

Мыла уши,

мыла хвост,

Мыла так,

что стала белой,

И от счастья

мыло съела.

вопросы :

Что и чем мыла мышка?

(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост) .

Как она все это мыла и что с ней стало?

(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела) .

- Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно ) .

Вывод : Как мы называем звуки , при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные) . Каким условным цветом обозначаем гласный звук ? (Красным) . Ребята вам понравилось занятие ? Вы все молодцы!