О юридическом и фактическом адресах организации. Д

Термины «юридический адрес» и «фактический адрес», так часто употребляемые в обиходе, в законодательстве не определены. На практике юридический адрес может отличаться от фактического местонахождения компании, где непосредственно ведется деятельность. Рассмотрим, какие правовые последствия могут возникнуть при несовпадении названных адресов.

Под юридическим адресом принято понимать официальное местонахождение организации, которое согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом ее государственной регистрации, то есть адресом, внесенным в ЕГРЮЛ. В той же норме уточняется, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Изменение адреса без предупреждения. Ответственность

Если адрес, внесенный в ЕГРЮЛ, меняется, компания в течение трех рабочих дней с момента такого изменения обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).

За нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выразившееся в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении недостоверных сведений о юридическом лице регистратору, если таковое предусмотрено законом, ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ установлен административный штраф для должностных лиц в размере 5000 руб.

Учитывая особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд извещает лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) данной организации о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить компании принять меры по устранению указанного нарушения путем представления регистратору достоверных сведений о своем адресе. Второй вариант: судебное разбирательство отложат (ст. 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

Если компания не выполнит названные указания суда, суд решает вопрос о ее ликвидации. Аргумент: такое поведение компании свидетельствует о грубом нарушении подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации , допущенном при осуществлении деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

Вместе с тем признание недействительными госрегистрации юрлица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений невозможно (см. п. 6 постановления № 61).

Неполучение юридически значимых сообщений

Юридически значимыми ст. 165.1 ГК РФ называет заявления, уведомления, извещения, требования или иные сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица.

Указанные сообщения влекут для этого лица гражданско-правовые последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Иными словами, не получив важную информацию по причине отсутствия по юридическом адресу, организация не может апеллировать к этому в конфликтах с контрагентами.

Приведенные правила применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Учитывая нормы ст. 51 ГК РФ (п. 2), лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Организация не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юрлица.

Более того, в силу той же статьи юрлицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

Конфликт с обслуживающим банком

Закон возлагает на банки, как организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязанность идентифицировать клиентов, находящихся на обслуживании, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование, место государственной регистрации и адрес места нахождения, а также систематически обновлять такую информацию о клиентах (не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений). Сказанное следует из п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № ­115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ).

Пункт 5.4 ст. 7 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Клиенты же в силу п. 14 той же статьи обязаны представлять банку необходимую информацию.

В связи с этим в договорах банковского счета банки стали предусматривать обязанность клиентов представлять такую информацию при открытии счета и при изменении указанных идентификационных признаков сообщать об этом банку в кратчайшие сроки с момента их изменения.

Порядок и основания расторжения договора банковского счета по требованию банка регламентированы п. 2 ст. 859 ГК РФ. Сообщение банку, в частности, недостоверных сведений о местонахождении клиента или несообщение данных об изменении юридического адреса клиента не является, на первый взгляд, основанием для расторжения договора по инициативе банка.

Вместе с тем наличие специальной нормы, регулирующей растор­жение договора банковского счета, не исключает возможнос­ти применения общих норм главы 29 ГК РФ, касающихся изменения и расторжения договоров.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Для банков крайне важна информация об идентификационных признаках клиентов, определяемая ст. 7 Закона № 115-ФЗ , и корреспондирующие им условия договоров банковского счета, определяющие обязанность клиентов в кратчайшие сроки информировать банк об изменении своих идентификационных признаков, в том числе об изменении адреса. Поэтому непредставление сведений об изменении местонахождения юрлица суд, куда банк вправе обратиться, может квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета и как основание для расторжения банком договора банковского счета по решению суда.

Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 и применяется судами при рассмотрении аналогичных дел.

Для того чтобы способствовать банкам в выявлении проблемы, налоговые органы стали при выявлении фактов отсутствия налогоплательщика - юридического лица по адресу, который, по данным ЕГРЮЛ, является адресом регистрации этого юридического лица, в десятидневный срок с момента выявления таких фактов доводить информацию о них до банков, в которых открыты счета налогоплательщиков. Это делается по поручению ФНС России уже не первый год (см. письмо ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@ «О представлении в банки информации об организациях, отсутствующих по месту регистрации»).

Указания налоговым органам о предъявлении требований к банкам о безусловном принятии мер по расторжению договоров банковского счета не доводились (письма Минфина России от 13.06.2012 № 05-06-05/3-86, ФНС России от 11.05.2012 № АС-4-2/7732). То есть решение о том, будет ли банк обращаться в суд с целью расторжения договора с клиентом, банк должен принимать исключительно самостоятельно. И, надо сказать, такое решение принимается далеко не всегда. Однако этим дело не ограничилось.

Заботясь о соблюдении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Центробанк рекомендовал кредитным организациям (см. письма от 28.06.2012 № 90-Т, от 28.02.2013 № 32-Т):

Использовать сведения, предоставляемые ФНС России (в том числе на сервисе «Проверь себя и контрагента»), при рассмотрении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами (включая проверку сведений о постановке на учет в налоговых органах), а также при организации работы по оценке риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

В случае, предусмотренном п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ , воспользоваться правом отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с юридическим лицом, а при наличии договора банковского счета - отказать такому юридическому лицу в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанного аналогом собственноручной подписи, и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе (соответствующие условия рекомендуется предусмотреть в договоре между кредитной организацией и клиентом);

Обеспечить повышенное внимание операциям такого клиента;

Сведения об операциях такого клиента направлять в Росфинмониторинг в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в рамках осуществления внутреннего контроля.

В письме от 28.06.2012 № 90-Т Банк России предложил банкам усилить контроль за выполнением требований по идентификации клиентов, а также их представителей (включая установление (проверку) адреса местонахождения юридических лиц).

Кроме того, Банком России сформирован информационный ресурс, размещенный в официальном представительстве Банка России в Интернете, в разделе «Информация о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует» по адресу http://www.cbr.ru/egrulinfo.

Банк России рекомендовал кредитным организациям использовать сведения из этого информационного ресурса при рассмот­рении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами, при обновлении информации о находящихся на обслуживании компаниях, при организации работы по оценке кредитного риска, а также риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. И банки восприняли эти рекомендации как руководство к действию.

1 Подробнее о двух последних проблемах читайте в следующем номере журнала.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про различия между понятиями адрес и место нахождения юридического лица.

Сегодня вы узнаете:

  1. Чем отличаются адрес и местонахождения юрлица;
  2. Какими особенностями обладает юридический адрес;
  3. Какие шаги нужно предпринять для того, чтобы сменить юридический адрес;
  4. Какими могут быть последствия, если не совпадают юридический и фактический адрес.

Для легального ведения коммерческой деятельности предприниматели обязаны , через которое и от лица которого эта деятельность будет реализовываться. Юридическое лицо имеет обязательные три атрибута: устав (учредительные документы), исполнительный орган (руководителя) и место нахождения. Что касается последней составляющей, то запутанность терминологии в связи с понятием «адрес» увеличилась еще больше в свете последних поправок, внесенных в текст законов. Постараемся распутать этот клубок наименований.

«Народные» понятия и «термины в законе»

В повседневной жизни принято говорить о юридическом и фактическом адресах. Под юридическим адресом подразумевают адрес офиса компании, куда можно отправить корреспонденцию, он фигурирует в документообороте.

Под фактическим имеют в виду реальное месторасположение предприятия (цеха, торговой точки, столовой и т. д.), где занимаются производством, реализуют товары или предоставляют услугу, иными словами – занимаются тем, ради чего организация создавалась.

В законодательных актах до 2014 года существовало единственное понятие – место нахождения юридического лица. По предписанию законодательства, оно значилось в учредительных документах и зависело от места государственной регистрации предприятия в .

После 2014 года законодатель видоизменил прежнее понятие и добавил к нему еще одно новое.

Рассмотрим их:

Место нахождения юридического лица населенный пункт, который указан как адрес регистрации юрлица. Как и прежде, обязательным условием будет постоянное присутствие там исполнительного органа или правомочного заместителя – то есть физического лица, наделенного полномочиями действовать в интересах юридического лица без предъявления доверенности.

Адрес юридического лица – адрес, через который с юрлицом обеспечивается связь, доставляется юридически значимая корреспонденция. То есть должны быть указаны улица, номер дома, корпус, номер помещения или квартиры.

Согласно изменениям, теперь в учредительных документах можно прописывать только место нахождения организации, например, город, в котором она зарегистрировано (при желании можно указать там адрес – то есть более полную информацию – закон этого не запрещает).

В схеме старые и новые данные выглядят так:

Закон также уточняет, что юридический адрес должен находиться в пределах места нахождения организации. Например, если в учредительных документах таким местом указан город Геленджик, то юридический адрес не может значиться как город Сочи, улица Следопытов, 9/41 офис 31, так как Сочи никак не входит в состав Геленджика.

Мы привели намеренно утрированный пример для лучшей наглядности несоответствия, однако, в жизни нередки случаи, когда административное деление или расположение самой компании вызывает вопросы.

Например, в Краснодарском крае вблизи города Абинска разбиты яблоневые сады. Компания называется ООО «Алма Продакшн». При регистрации организации встал вопрос о присвоении официального адреса, так как и офисы, и сады располагались в одном месте между двух городов и «неизвестно где». Вопрос был решен, и в официальных документах появился адрес «1780 метров восточнее города Абинска».

Особенности юридического адреса

Помимо того, что без юридического адреса не удастся зарегистрировать фирму, у него имеется ряд важных функций, перечислим их:

  • Корреспонденцию от государственных органов возможно получать только по юридическому адресу – так как при рассылке они сверяются только с записью в ЕГРЮЛ. Таким образом, на этот адрес приходят официальные письма, оригиналы документов, извещения из фондов, решения судебных органов;
  • Юридический адрес указывается во всех реквизитах при заключении сделок и составлении договоров;
  • Теоретически учредительные документы и архив организации должны храниться только по юридическому адресу. На практике это возможно только при совпадении всех видов адресов, что бывает крайне редко. Однако при проверках ИФНС учредительные документы должны находиться именно по этому адресу;
  • Исполнительный орган в лице директора, руководителя или президента также должны находиться на рабочем месте по юридическому адресу. По крайней мере, во время проверок налоговых структур.

Организация в полной мере отвечает за неполучение или несвоевременное получение официальных писем по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. А также в том случае, если по заявленному адресу нет ни самой компании, ни представителя. Вся сложность в том, что в глазах закона эти письма по умолчанию будут считаться полученными, и последствия несвоевременного реагирования на них ложатся на организацию. Многие предприниматели пользуются секретарскими услугами – на месте официальной регистрации дежурит человек и пересылает их корреспонденцию по такому адресу, чтобы письма точно дошли до адресата.

Пошаговая инструкция смены местонахождения и адреса юридического лица

С начала 2016 года законодатель изменил порядок, по которому предприятия могут сменить место нахождения своего юридического лица.

Теперь процедура разделена на два этапа:

  1. Организация оповещает ФНС не позже чем через три дня после того, как принято решение о смене адреса, если при этом меняется и место нахождения . Используется форма заявления N . К заявлению прилагаются:
  • Решение компании со сведениями о смене места нахождения;
  • Решение о добавлении изменений в уставные документы.

В ответ на эти действия ФНС, во-первых, принимает заявление и вносит изменения в ЕГРЮЛ, во-вторых, пересылает все документы в налоговую по новому месту расположения.

Пример . Компания ООО «Лютик» переезжает из города А в город В. В их значится город А, поэтому им придется изменить данные устава, действуя согласно вышеизложенному пункту. Если бы они сменили адрес, но остались бы в пределах одного города, устав не пришлось бы переделывать, так как место нахождения остается тем же самым.

  1. По истечении двадцати одного дня после регистрации новых данных в ЕГРЮЛ организация обращается в место регистрации по своему новому месту расположения . Таким образом, через форму N компания регистрирует свой новый адрес. При этом обязательно подаются сопутствующие документы:
  • Подтверждение права пользоваться помещением под организацию. Например, гарантийное письмо, свидетельство о праве собственности или договор об аренде;
  • Решение о добавлении изменений в уставные документы;
  • Обновленный устав с внесенными в него изменениями;
  • Подтверждение оплаты государственной пошлины.

В том случае, если преобразования в организации не коснутся данных в учредительных документах, то есть меняется только адрес внутри города, законом предусмотрен только один шаг. Необходимо также не позднее трехдневного срока уведомить регистрирующий орган через заявление по форме N Р14001.

После поправок в законе от 2014 года не существует конкретных сроков внесения новых данных по адресу в ЕГРЮЛ. Однако не стоит с этим медлить, чтобы не получить из налоговой требование предоставить актуальную информацию по адресу.

Иногда компания не виновата в том, что в данных о ее расположении происходят изменения. Это возможно в том случае, если муниципальные власти сами вносят изменения в топонимику или административно-территориальное деление. Например, если переименовывается город или улица, или город начинает относиться к новому субъекту РФ. Только адрес с учетом таких изменений будет считаться действующим.

При каких бы обстоятельствах ни менялся адрес, организации следует сообщить об изменениях своим деловым партнерам. В договорах всегда прописываются адреса обеих сторон, и именно к этим документам прибегают, когда хотят быстро узнать адрес организации, поэтому соответствующие изменения должны быть вовремя внесены в бланки и сообщены контрагенту.

Выбор юридического адреса

В идеале место, где находится организация, и ее адрес в ЕГРЮЛ должны совпадать, но на практике это встречается не более чем у двадцати процентов организаций. Если по ряду причин нельзя указывать в качестве юридического адрес настоящей адрес деятельности компании, предпринимателям приходится искать выход из ситуации.

Рассмотрим возможные решения:

  • Заявить как юридический адрес действительное место проживания учредителя. Судебная практика по этому варианту очень противоречива, хотя формально это не запрещено законом. К минусам подобного решения относится, как было сказано, неровность отношения со стороны законодателя, а также возможность проверок налоговых органов – тогда придется принимать налоговиков у себя;
  • Использовать адрес арендованного помещения. К минусам относится зависимость от решений арендодателя. Впрочем, рисков можно избежать, если отнестись внимательно к составлению договора аренды;
  • Указать адрес нежилого помещения, которое находится во владении одного из учредителей. Самый идеальный вариант, но и самый редкий – далеко не все бизнесмены располагают недвижимым имуществом;
  • Купить юридический адрес, по которому фирма никогда не будет располагаться. Такой адрес нужен для самого факта регистрации фирмы в ЕГРЮЛ.

Последний пункт в виде покупки адреса пользуется большой популярностью. Интернет изобилует предложениями такого рода.

Однако предприниматель может подвергаться некоторым рискам:

  1. Адрес окажется отнесенным к так называемым «черным спискам» массовой регистрации (хотя в разумных пределах закон не запрещает регистрацию нескольких юридических лиц на один адрес).
  2. Приобретенный пакет документов на помещение может оказаться подделкой.

Признаки ненадежного юридического адреса

До регистрации в ЕГРЮЛ юридический адрес проверяется на достоверность.

Есть несколько признаков, которые могут насторожить и заставить задуматься о законности его использования:

  • На этот адрес уже зарегистрировано несколько юридических лиц, и связь с ними по нему не устанавливается;
  • В действительности либо такого адреса нет совсем, либо объект разрушен;
  • Строительство объекта не завершено, и ему присвоен условный почтовый адрес;
  • Адрес заведомо не может быть использован для связи с компанией (адрес казенных учреждений, воинских частей и др.);
  • Имеется заявление от собственника помещения, что он против регистрации каких-либо юридических лиц по его адресу.

Последствия несовпадения юридического и фактического адреса

Юридический адрес и даже адрес места нахождения зачастую не совпадают с так называемым фактическим адресом организации, где она ведет свою основную финансово-хозяйственную деятельность.

При обнаружении этого факта компания может испытать на себе некоторые негативные последствия:

  • . Предположим, что официальная корреспонденция по-прежнему доставляется по старому адресу, но связь с организацией установить не удается. Письма неизменно возвращаются к отправителю с пометкой «организация выбыла» или «за истечением срока хранения».

В этом случае регистрирующий орган отправляет организации требование предъявить актуальный адрес. Если ответ в пределах разумных сроков не поступает, органы вправе обратиться в Арбитражный суд с требованием ликвидировать фантомную компанию;

  • Пометка «недостоверный адрес» . Собственник помещения, получая письма на свой адрес для какой-то организации, может пожаловаться на этот факт через суд и потребовать «открепить» ее.

В случае если его требование удовлетворяется, напротив адреса компании ставится пометка «недостоверно». Со вступлением в силу изменений в 2016 году теперь записи о недостоверности заносятся в Единый федеральный реестр, где отслеживаются все факты деятельности юридических лиц. Таким образом, может пострадать репутация фирмы;

Нужно сказать, что недавние изменения законов по данному вопросу оставили многие темы открытыми, и не исключено, что некоторые поправки еще будут внесены. Советуем внимательно отслеживать всю новую информацию, чтобы быть в курсе событий.

Налоговые инспекции регулярно проводят проверки на выявление недостоверных сведениях включенные в ЕГРЮЛ.

Проверяют содержащуюся в ЕГРЮЛ информацию в отношении следующих данных:

  • Юридический адрес (место нахождения), по которому осуществляется связь с ООО;
  • Учредители ООО;
  • Размер и номинальная стоимость доли;
  • Паспортные данные и ИНН руководителя организации.

Если в случае проверки будет установлено, что информация недостоверна, ИФНС направит в адрес общества, учредителям и руководителю на адрес прописки соответствующее уведомление. В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверных сведениях организация должна будет внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, подтверждающие достоверность информации. Если же ни того, ни другого не произойдет, то ИФНС по истечению 30 дней внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся ЕГРЮЛ, что влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Что делать если получили письмо о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений

Чаще всего налоговая выявляет недостоверные сведения в отношении адреса государственной регистрации юридического лица. Как правило выявляют они проверкой юридических адресов на массовость, либо получили заявление от собственников об окончании срока аренды вашей организации.

Получив уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об юрадресе вам необходимо сделать следующее:

  • В случае если юридический адрес является вашим фактическим адресом местонахождения ООО, тогда вам потребуется подготовить полный комплект документов, подтверждающих факт аренды помещения, написать сопроводительное письмо (уведомление) и подать в налоговую инспекцию в канцелярию. В случае успешной повторной проверки достоверность адреса будет подтверждена.
  • В случае если юридический адрес не является вашим фактическим местом нахождения юрлица, либо юридический адрес был вами куплен, вам потребуется в течении 30 дней с момента отправки вам уведомления о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ сменить юридический адрес и обязательно подать в канцелярию уведомление что вы подали документы на смену юрадреса, чтобы избежать наложения на вас административной ответственности.
  • В случае если вы не получали уведомление о недостоверных сведениях, содержащихся ЕГРЮЛ, но в выписке ЕГРЮЛ уже внесена запись о недостоверности данных вам необходимо в кротчайшие сроки уточнить или сменить юрадрес и подать сопроводительное письмо в канцелярию.

Помощь в смене юридического адреса

Компания БУХпрофи оказывает услуги по смене юридического адреса ООО под ключ в случае получения уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений или внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ.

Стоимость смены юридического адреса под ключ составляет - 6 000 рублей.

Для смены юридического адреса при получении уведомления или записи о недостоверных сведениях включенных в ЕГРЮЛ нам необходимо прислать копии следующих документов:

  • Копию свидетельства о регистрации общества - ОГРН;
  • Копию устава (первые 3 страницы и последняя с печатью налоговой);
  • Уведомление из налоговой недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ;
  • Документы на новый юрадрес (гарантийное письмо с указанием офиса или комнаты (помещения), свидетельство права собственности и договор аренды).

Последствия записи в ЕГРЮЛ о недостоверности данных и административная ответственность

Последствиями при получении записи в ЕГРЮЛ о недостоверности данных будут следующие:

  • Блокировка расчетного счета в банке. Территориальные ФНС рассылают предупреждения в банки о том, что ваша организация не располагается по юридическому адресу, а также юр адрес является адресом "массовой" регистрации организаций имеющих признаки фирм "Однодневка", что может стать причиной блокировки расчетного счета и невозможность открыть новый счет в другом банке;
  • Проблемы с контрагентами, т.к. все контрагенты при заключении договора изучают ваши данные и обязательно получат на вашу фирму выписку из ЕГРЮЛ;
  • В течении трех лет нельзя будет зарегистрировать новую фирму или внести изменения в существующую пока не устраните внесенную запись. Закон о государственной регистрации предусматривает, что руководители и участники, владеющие не менее 50% долей в фирме с отметкой о недостоверности, не смогут провести регистрационные действия в отношении других юридических лиц, если они там будут являться руководителями или участниками.
  • Если общество игнорирует требование представить достоверные сведения об адресе, то через 6 месяцев с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверных сведениях налоговая инспекция без суда исключает фирмы из ЕГРЮЛ.
  • Административная ответственность. Согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. Кроме того, в п. 5 ст. 14.25 КоАП РФ установлено, что повторное представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

"Место нахождения, юридический, фактический и почтовый адреса". Советник бухгалтера, 2009, N 5

В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.

В Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) употребляется выражение "место нахождения юридического лица" - так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время организация может располагаться и по другому адресу - фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий "место нахождения", "юридический адрес" и "фактический адрес" организации.

Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно, юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения.

Фактический адрес - это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий "фактический" и "юридический адрес" не содержится в действующем законодательстве.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение организации по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.

Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается.

Однако, как свидетельствует практика, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное место их расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия - в другом). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я N 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия.

Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме по общему правилу определяется местом его государственной регистрации.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 90 и Пленума ВАС РФ N 14 от 9 декабря 1999 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Но при этом указано, что допускаются исключения из этого, и "учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности".

На практике часто возникает вопрос, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации.

Минфин России дал положительный ответ в Письме от 03.12.2008 N 03-01-11/5-159, указав, что российское законодательство не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В качестве аргумента Минфин России указал, что соответствии со ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ юридические лица могут использовать жилые помещения только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Однако наряду с нормами ГК РФ применяются и нормы Жилищного кодекса, в частности ст. 17 ЖК РФ, где указано, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Более того, Минфин напомнил и о сложившейся судебной практике (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2007 по делу N А33-18496/06-Ф02-3367/07, ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2006 по делу N А82-4788/2005-1), где решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц по месту постоянной регистрации физических лиц, представляющих их постоянно действующие исполнительные органы, были признаны незаконными.

Судебная практика также на стороне налогоплательщиков, и суды требуют от налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Однако в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2008 N А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу N А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2007 N Ф03-А73/06-1/5349 по делу N А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрального округа от 15.05.2006 по делу N А54-9251/2005-С21).

Но при этом не стоит забывать о том, что недопустимо размещать офис в квартире. Так, Минфин России в Письме от 10.11.2006 N 03-05-01-04/310 четко указал, что квартира не может использоваться в качестве офиса до тех пор, пока не будет выведена из жилого фонда.

Согласно п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

В соответствии с п. 38 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также с иным, не связанным с проживанием граждан использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие ГК РФ, могут быть признаны ничтожными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ.

Но при этом налоговые органы обязаны провести регистрацию организации по месту жительства учредителя или директора (Постановления ФАС Центрального округа от 15.05.2006 N А54-9251/2005-С21; ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2006 N А82-4788/2005-1; ФАС Дальневосточного округа от 29.07.2004 N Ф03-А73/04-2/1820).

Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом исполнения обязательства (если оно не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства) будет выступать место жительства должника, а если должником является юридическое лицо, то место его нахождения (ст. 316 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров, ведь иск предъявляется по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Более того, это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.

Вопрос о юридическом адресе фигурирует и в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия "юридический адрес" законодательно употребляется понятие "место нахождения". Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию. Ранее от организаций требовалось иметь почтовый адрес, по которому с ними должна была осуществляться связь, и уведомлять регистрирующие органы об изменении своего почтового адреса (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Однако в 2002 г. пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требует обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица.

Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой "до востребования" или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы "до востребования" или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового "до востребования" или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.

В связи с тем что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего.

В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождения неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается, естественно, недействительным в таком случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).

Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.

Если новый юридический адрес организации находится в "поле зрения" старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в ту же инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса проходит в два этапа:

Подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации;

Снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой инспекции.

Смена фактического адреса - явление частое. И для этого требуется лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех контрагентов организации.

Сменить почтовый адрес еще проще.

Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без уплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также партнерам и контрагентам фирмы.

Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении.

Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.

В.В.Авдеев

Подписано в печать