План-конспект урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи"3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему «Наши ближайшие соседи» (3 класс) Окружающий мир 3 кл наши ближайшие соседи

ФИО учителя

Ершова Ирина Владимировна

Предмет

Окружающий мир

Дата

Класс

Школа России Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. /А. А. Плешаков. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013

Тема урока (и место урока в изучаемой теме)

Наши ближайшие соседи

(5 урок в разделе «Путешествия по городам и странам»)

Тип урока

Урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии

Цели (задачи) урока

Целью данного урока является: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир"

Были определены задачи:

    Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.

    Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств.

    Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления.

    Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Личностные результаты

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и

различного в политическом устройстве государств;

Предметные результаты

Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией и их столицы.

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

    навыки делового партнёрского общения;

    умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные :

    рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

    оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные :

    общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

    логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений

Оборудование:

    политическая карта России;

    мультимедийный проектор;

    раздаточный материал, карточки;

    наглядный материал;

    учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие и посадка детей, проверка готовности к уроку, настрой на работу.

Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок!

(ладошки : «Желаю больших успехов всегда и во всём!»)

2. Повторение, актуализация знаний

Урок окружающего мира – это чаще всего путешествие. Ребята, подскажите, пожалуйста, куда мы путешествовали на прошлом уроке.

Перечислите все города Золотого Кольца.

Сегодня мы продолжаем путешествовать. А определить место путешествия вам поможет пословица (на доске).

3. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело».

Какие взаимные дела могут быть у соседей.

Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?

Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.

Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться.

Кто сможет определить тему сегодняшнего урока.

Как вы думаете есть ли в соседних странах интересные, знаменитые места, которыми они гордятся?

Предположите, каковы будут задачи нашего урока.

1. Познакомимся с названиями соседних стран и их столицами.

2. Научимся находить и показывать их на карте.

Где мы можем найти интересующую информацию? (в учебнике, по карте)

Какая карта нам сегодня поможет …..(политическая)

Молодцы, ребята, я очень рада, что вы у меня такие любознательные.

4. Первичное усвоение новых знаний . Изучение нового материала.

Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями.

А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Быстро в небо проплывает.
Что же это? (Самолет)

Проследим по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.

Мы начнем свое путешествие с северо – запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией является Норвегия – ее столица г. Осло. (слайд)

Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки. (слайд)

- Кто из вас был внимательным и может показать на карте, где расположены эти страны.

Следующие страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва – Эти страны расположены на западе.

Столицы Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столицы Литвы – Вильнюс (слайды) .

Общий эстонский ландшафт – луга и леса, озера и реки, острова и болота. В Эстонии сохранились редкие представили животных и растений. В Латвии – самый широких водопад в Европе – Вентас. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе. Считается, что ему более 2000 лет. (слайды).

Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава.

Кто может показать на карте Эстонию, Латвию, Литву и Варшаву.

Прочитайте текст на странице 100-101 в учебнике.

Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией.

Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Литва)

А знаете ли вы 2 славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения?

Правильно, это Украина и Белоруссия. (слайды) .

А вы знаете столицы этих государств?

Молодцы!

Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины.

Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь». Традиционно белорусы носили белые народные костюмы, считают, что именно отсюда и пошло название края – Белоруссия.

Кто может показать Украину и Белоруссию на карте.

Прочитайте текст в учебник на странице 102.

Какие страны расположены вдоль южных границ России?

Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии – Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая – Пекин, Северной Кореи – Пхеньян. (слайды)

Показываю страны на карте.

Молодцы.

У нашей страны есть не только сухопутные границы, но и морские.

Прочитайте о них на странице 103 в учебнике.

Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны?

Показываю их на карте.

Где они расположены?

Молодцы! Покажите их на карте.

Неподалёку от побережья России располагаются наши морские соседи – Япония (юго-восток) и США (северо-восток).

Японцы называют свою страну Нихон, что означает «восход солнца». Глава государства – император. Денежная единица – иена. Столица Японии - Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.

США находится на другом материке – В Северной Америке и это кажется удивительным, что они попали в число наших соседей. Дело в том, что в северной части Северной Америки располагается один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

С Японией и США наша страна имеет морские границы!!!

Физминутка:

Устали мы, ребята, путешествовать, Ведь наша страна такая огромная и соседей у неё очень много. Надо сделать остановку и отдохнуть.

5.Первичная проверка понимания изученного.

А теперь проверим, какие же знания остались у вас после путешествия вдоль границ нашей Родины?

Работа в группах

У вас на партах лежат конверты. В них вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Работаем в группах. Время выполнения задания – 3 минуты.

1 группа «Ромашка».

Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией.

Из предложенных стран выбрать соседей государства и сложить в виде ромашки.

2 группа «Гласные буквы»

По гласным буквам отгадай название государства.

Э О И Я(ЭСТОНИЯ)

Я О И Я (ЯПОНИЯ)

А И Я (ЛАТВИЯ)

УИЯ (ГРУЗИЯ)

УЕИА (УЗБЕКИСТАН)

УАИА (УКРАИНА)

И Я И Я (ФИНЛЯНДИЯ)

Е О У И Я (БЕЛОРУССИЯ)

3 группа «Столицы»

Выполнение задания с опорой на карту.

– С помощью карты напиши столицы, пропущенные в списке:

Эстония – Таллин Грузия – Тбилиси

Латвия – __________________ Азербайджан – ________________

Литва – Вильнюс Казахстан – ___________________

Польша – _________________ Монголия – Улан-Батор

Белоруссия – ______________ Китай – ______________________

Украина – ________________ КНДР – _______________________

Какие результаты вы получили?

Если учащиеся начали спорить, необходимо продолжить ведение диалога.

Почему мы не пришли к общему мнению? Как решить спор? Откуда знаешь?

Где можно получить информацию? (учебник с. 102)

Вопросы группам:

1.- Как вам совместно работалось?

Кто в вашей группе был более активный?

2. -Девочки, как складывалось ваше сотрудничество с одноклассниками?

Работа в парах

Откройте Р/Т с. 62 №1. Выполните задание с опорой на карту (учебник с.102).

Проверка в парах.

Р/Т с. 63 № 2.

Руководители группы возьмите задания. Конверты №2. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения.

2) «По описанию отгадай страну»

В этой стране четыре основных богатства: хлопок, шелкопряд, овцы, полезные ископаемые. (Узбекистан)

Разнообразие природных условий, альпинистов привлекают высокие вершины.(Грузия)

Эта страна расположена на берегу Балтийского моря. Столица-Рига.(Латвия)

Столицей этого государства является красивый город-парк, город мостов, памятников и музеев - Киев.(Украина)

Люди этой страны спят, едят, обедают на полу. В деревнях выращивают рис, чай. (Япония)

3) Разгадайте ребусы:

6. Итог урока.

Давайте вспомним каковы были задачи нашего урока?

1. Познакомиться с названиями соседних стран и их столицами.

2. Научиться находить и показывать их на карте.

    Достигли ли мы задач нашего урока?

    Почему так важны доброжелательные отношения между странами?

7.Рефлексия.

Дети, вот и завершилось наше заочное путешествие по странам-соседям России. Каждый путешественник, возвращаясь из очередной экспедиции, обязательно приобретает сувениры, делает фотографии на память или записывает в дневник свои впечатления.

Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.

Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.

    Теперь я знаю…

    Теперь я могу…

    На уроке у меня получилось…

    Было трудно…

    Я хочу узнать…

    Я буду искать информацию об этом в …

Своей работой на уроке я …

8.Домашнее задание.

В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:

1) Рабочая тетрадь с.65, №4;

2) По желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России.

Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы.

Урок 58 21.04.16 г.

Тема: Наши ближайшие соседи

Цель: познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.

Развивающие: развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.

Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные УУД: формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

Оборудование : политическая карта мира; проектор, презентация, видеофильмы о странах - соседях России.

Ход урока

I. Организационный момент

Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И друзьям я помогу.

- Давайте пожмем друг другу руки и пожелаем удачи.

    Самоопределение к деятельности

Беседа

- Ребята как вы называете одноклассников, с которыми сидите за одной партой? (Соседями)

- Кого мы еще на з ываем соседом?

- А как вы думаете, у нашей страны есть соседи? (Да)

-Сегодня на уроке будем говорить о странах - соседях России.

- Почему мы называем их соседями? (У нас общая граница, мы живем рядом .)

- Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами - физическую или политическую? (Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств. )

Кто покажет на карте границу России?

Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями.

Просмотр видео о странах - соседях России

III. Работа по теме урока

1. Путешествие. Работа с картой.

По ходу путешествия по карте заполняется табличка в рабочей тетради с. 63, маршрутный лист (Приложение №1), а учащимися-экскурсоводами рассказываются интересные факты о странах (Приложение №2)

Страны Прибалтики

Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.

- Найдите и покажите их на карте.

- Назовите столицы эти государств.

- Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.

( Эстония, Латвия, Литва .)

- Назовите их столицы. (Таллин, Рига, Вильнюс .)

- Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России? (Литва .)

- Какая еще страна граничит с Калининградской областью? (Польша. )

- Назовите ее столицу. (Варшава .)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о Прибалтийских странах.)

- Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией. (Норвегия .)

- Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Финляндия .)

Белоруссия и Украина

- В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе? (В Белоруссию и Украину .)

- Назовите столицы этих государств. (Минск, Киев .)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о Белоруссии и Украине.)

Южные и юго-восточные соседи

- Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы. (Ответ . Абхазия - Сухум, Южная Осетия - Цхинвал, Грузия - Тбилиси, Азербайджан - Баку, Казахстан - Астана, Монголия - Улан- Батор, Китай - Пекин, Северная Корея, или Корейская Народно-Демократическая Республика, - Пхеньян.)

- Какие страны располагаются между Черным и Каспийским мерями? Найдите их на карте. (Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан .)

- В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите ее на карте. (В Казахстан .)

- Назовите столицу Казахстана. (Астана. )

- В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте. (В Монголию.)

- Назовите столицу Монголии. (Улан-Батор .)

- Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте. (Китай .)

- Назовите столицу Китая. (Пекин .)

- Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ? (Северной Кореей. )

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о южных и юго-восточных странах-соседях.)

«Морские соседи»

- Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены?

- Покажите их на карте. (Япония, США.)

(Учитель показывает слайды, видеофильмы о странах. Ученик готовит устное сообщение о Японии и выступает с ним (см. дополнительный материал к уроку).)

2. Проверка таблицы в рабочей тетради стр. 63

Ответ . Норвегия - Осло, Финляндия - Хельсинки, Эстония - Таллин, Латвия - Рига, Литва - Вильнюс, Польша - Варшава, Белоруссия - Минск, Украина - Киев, Грузия - Тбилиси, Азербайджан - Баку, Казахстан - Астана, Монголия - Улан-Батор, Китай - Пекин, Северная Корея - Пхеньян.

    Музыкальная физкультминутка «Мы попрыгаем»

    Закрепление изученного материала

1. Игра «Покажи страну»

Учитель называет страну-соседа, а учащиеся по цепочке находят ее на карте и показывают остальным.

2. 3адание по карточке «Лишние страны»

- Загадка для эрудита. У вас на партах лежит конверт

В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте распределить государства на 2 группы: имеют общую границу с Россией – не имеют общей границы с Россией. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

- Какие результаты вы получили?

3. Самостоятельная работа тетрадь с.62 №1

Пронумеруйте в рабочей тетради страны, которые граничат с Россией.

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)

    Рефлексия

Беседа

- Что нового вы узнали?

- Почему так важны уважительные, добрососедские отношения между странами и народами?

VII. Подведение итогов урока

- В какой стране вам захотелось побывать? Почему?

Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.

VIII. Оценивание

2. Упражнение «Смайлик»

- Ребята, покажите с помощью смайликов, которые лежат у вас на парте, как вы поработали на уроке.

- Молодцы, большинство из вас довольно своей работой. Вы сегодня действительно хорошо потрудились, правда хотелось бы чтоб поактивней были… . Оценки я вам сообщу после проверки самостоятельной работы.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 3,4 (с. 64-65).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о стране северной Европы.

Приложение №1

Наши ближайшие соседи

Приложение №2

Эстония – столица Таллинн. Обычный эстонский ландшафт - луга и леса, озера и реки, топи и заводи, острова и болота. В Эстонии сохранились представители

растений и животных, которые давно исчезли в других странах Европы.

Латвия – столица Рига. В Латвии самый широкий водопад в Европе - Вентас румба. На территории Латвии 2000 озер и почти 126.000 ручьев и рек. Первая портативная мини-видеокамера была изобретена латышом Вальтером Заппом в 1937 г.

Литва – столица Вильнюс. В Литве растет один из самых старейших дубов Европы. Считается, что дереву около 2000 лет, его ствол с трудом могут обхватить восемь человек. Вильнюсский университет в Литве основан в 1579 г. В 1836 г. в Клайпеде (Литва) в течение сезона дирижировал Рихард Вагнер.

Польша – столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.

Белоруссия – столица Минск. Само название Беларусь произошло от двух слов? Белая Русь. Так называли эти земли с XIII в. Оказывается, прародитель нашего Деда Мороза родом из Белоруссии, и зовут его Зюзя. Дед Зюзя - бог мороза и холода, одет в тулуп, в руках ледяная булава, ходит без шапки, босиком.

Украина – столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство. На Украине самый большой запас марганцевой и железной руды в мире. Самое древнее поселение людей обнаружено в Ровенской области в селе Межиречье. Его возраст 14-15 млн лет, оно построено из костей мамонта. Там же найдена самая древняя карта на мамонтовой кости.

Абхазия – столица Сухум. Вместо хлеба абхазцы едят мамалыгу - густую кашу, сваренную из кукурузной муки. Климат и природа здесь благоприятны для жизни до глубокой старости, поэтому среди абхазцев так много долгожителей. В Ботаническом саду Абхазии собрано более 5 тыс. видов, форм и сортов растений со всего мира. Озеро Рица насыщенного голубого цвета, который не меркнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду.

Южная Осетия – столица Цхинвал. Рельеф Южной Осетии горный, Кавказский хребет закрывает страну от холодных северных ветров, поэтому средняя температура января +4 °С. Основной продукцией производства являются фрукты - яблоки и груши.

Грузия - столица Тбилиси. В грузинском языке есть слова, в которых идут 8 согласных подряд. Обычно в Грузии поют мужчины, исполняя песню на три голоса. Минеральную воду «Боржоми» разливают из того же источника, что и в 1890 г. Знамя Победы над Рейхстагом водрузил грузин М. Кантария.

Азербайджан – столица Баку. Первая нефтяная вышка построена в Азербайджане, в Баку, в середине XX в. Там же был спущен на воду первый в мире танкер и стали вести морскую добычу нефти. На территории Азербайджана есть село Чардахлы, в котором родились семь Героев Советского Союза, два маршала и 12 генералов.

. Казахстан – столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю. В Казахстане жил говорящий слон Батыр. Он мог подражать звукам речи людей, лаю собак. Лошади впервые одомашнены на территории Казахстана. На высокогорном катке Казахстана Медео установлено 120 мировых рекордов. Первый спутник и первый человек отправлены в космос с космодрома Байконур в Казахстане.

Монголия – столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду. Монголия - это страна, в которой можно проехать не одну сотню километров и не встретить ни одного человека. Монголы являются одними из лучших борцов сумо. В стране проживает четвертая часть (25%) всех барсов, обитающих на Земле.

Китай – столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками. Бумага, порох, компас и печатная машина изобретены в Китае. 4000 лет тому назад путешественник Марко Поло привез из Китая в Европу секреты приготовления мороженого и макаронных изделий. В Китае 3240 телевизионных каналов. Пьют чай китайцы более 1800 лет (в России - около 400 лет).

Северная Корея или КНДР – столица Пхеньян. В Корее живет самый трудолюбивый народ в мире. От начала до конца страны можно проехать за 5 часов на автобусе. Почти во всех школах мальчики учатся отдельно от девочек.

Япония – столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ. В Японии самые дешевые рыба и мясо, но самые дорогие фрукты. Снеговиков в этой стране лепят из двух шаров, а не из трех, как во всем мире. Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогревают тротуары и улицы. Гололеда не бывает, и снег убирать не надо. В Японии нет мусорных баков, так как весь мусор перерабатывается.

Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив. США состоят из 50 штатов. Шоколадное яйцо «Киндер-сюрприз» запрещено к продаже, так как согласно закону нельзя вкладывать несъедобные предметы в продукты питания. Принято дарить четное количество цветов в букете. Американцы трудолюбивы: многие работают с 6 утра до полуночи.

Финляндия – столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать. В Финляндии самая чистая питьевая вода. Конечно же ее спокойно можно пить из крана. Финны считаются самыми большими любителями кофе в мире. В этой стране запрещен мультфильм «Ну, Погоди!» за излишнюю жестокость. А еще Финляндия, а точнее ее северная часть Лапландия – это родина Санта Клауса.

Норвегия – столица Осло. Официальное название: "Королевство Норвегия". Норвегия – страна бесчисленного количества озер (около полумиллиона). А около 200 озер занимают площадь 10 км 2 .В Норвегии не принято улыбаться и разговаривать с незнакомыми людьми в общественном транспорте. Если так поступите, то окружающие примут это за грубое и некультурное поведение. Норвегию считают местом зарождения современного лыжного спорта. Дословно с норвежского слово «лыжи» означает «кусок дерева».

1. Используя карту учебника, пронумеруй некоторые страны, граничащие с Россией.

Устно назови остальные страны-соседи России.

Эстония, Латвия, Литва, Абхазия, Южная Осетия, Грузия .

2. С помощью карты учебника впиши в таблицу названия столиц.

Отметь знаком «+» страны и города, в которых тебе довелось побывать.

3. Наш любознательный Попугай составил по теме урока кроссворд. Разгадайте его с помощью текста и карты учебника.

  1. Страна с самым большим населением в мире (Китай)
  2. Наш южный сосед, по территории которого проходит граница между Европой и Азией (Казахстан)
  3. Страна, граничащая с Россией и Норвегией (Финляндия)
  4. Морская соседка России на юго-востоке (Япония)
  5. Страна, столица которой находится на берегу Каспийского моря (Азербайджан)
  6. Большая страна, граничащая только с Калининградской областью России (Польша)
  7. Самая северная страна, имеющая сухопутную границу с Россией (Норвегия)

4. А это задание предлагают тебе папа и мама Серёжи и Нади. Здесь «спрятались» названия столиц некоторых наших стран-соседей. Найди их и закрась карандашами разного цвета.

Самостоятельно или с помощью карты скажи, столицами каких стран являются эти города. Проведите в классе коллективную проверку работы.

  • Астана - столица Казахстана
  • Баку - столица Азербайджана
  • Варшава - столица Польши
  • Пекин - столица Китая
  • Киев - столица Украины
  • Минск - столица Белоруссии
  • Тбилиси - столица Грузии.

5. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Климат Финляндии.
  2. Финляндия - страна озёр
  3. Столица Финляндии - город Хельсинки
  4. Города и языки Финляндии
  5. Главные достопримечательности страны

Финляндия - самая счастливая страна мира

Финляндия - государство, которое граничит с Россией к северных рубежей. Четверть территории страны находится за Северным полярным кругом, поэтому здесь часто можно увидеть северное сияние. Да и на остальной территории климат нельзя назвать тёплым: зимой средняя температура воздуха достигает - 14 °C, а летом редко поднимается выше +14 - +17 °C. Самая же холодная температура была зарегистрирована в 1999 году - градусник опустился до −51,5 °C.

Можно сказать, что Финляндия - это страна озёр. Их здесь действительно очень много - около 190 000! Это и маленькие неглубокие озера, и огромные озера с множеством островов и полуостровов. Реки в стране тоже особенные, со многочисленными порогами и водопадами. Треть же территории Финляндии и вовсе покрыта болотами.

Столица Финляндии - город Хельсинки. Это самый крупный город страны с населением более полумиллиона человек. Хельсинки считается одним из лучших городов мира, а саму Финляндию нередко называют страной с самым счастливым населением.

Кроме Хельсинки в Финляндии есть и другие крупные города: Тампере, Турку, Оулу, Лахти и Ювяскюля. Названия их очень непривычны для русского человека, а все потому, что в Финляндии говорят на финском, шведском и саамском языке.

Финляндия - это очень интересная страна, поэтому её ежегодно посещает несколько миллионов туристов. Они осматривают столицу Хельсинки, любуются достопримечательностями крупных городов, горой Аавасакса и озером Саймаа и долиной Муми-Троллей в Наантали. Зимой же все едут на горнолыжные курорты Финляндии и деревню Санта-Клауса в Лапландии.

Источник (источники) информации: Интернет - сайты


Государственные границы- Это линии раздела между территориями государств. Россия имеет сухопутные границы со странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея. Морскими соседями России являются Япония и США.




На севере Европы есть большой полуостров, напоминает тигра. Это Скандинавский полуостров. На нем расположены страны Норвегия и Швеция. По соседству находятся Финляндия и Дания. А левее, на большом острове, расположена страна Исландия. Это Скандинавские страны. На севере Европы








Швеция- это королевство. Столица- Стокгольм (он расположен на 14 островах, соединенных мостами). 200 лет не участвует в войнах. Музей корабля «ВАСА» (333 года под водой). Астрид Линдгрен – написала о Малыше и Карлсоне. Родина шведской гимнастической стенки.






Финляндия- морская страна. Берега Финляндии омывают Ботнический и Финский заливы Балтийского моря. Ее называют: «страна тысячи озер» или «страна болот». Столица –Хельсинки. Глава государства- президент. В Лапландии (северная часть страны) живет народ саами, разводят оленей. В Лапландии живет Дед Мороз. Денежная единица- финляндская марка.













Проверь себя! 1.Какие страны расположены на севере Европы? 2.Что такое фьорды и где их можно увидеть? 3.В какой стране есть музей одного- единственного корабля? 4.Какая страна знаменита своими озерами и аквапарками? 5.Какое государство занимает отдельный остров и отапливает дома горячей водой из гейзеров? 6.В какой стране и в каком городе вас встречает героиня сказки? 7.В какой стране и в каком городе жили Малыш и Карлсон? 8.Какой стране принадлежит самый большой в мире остров и как он называется?


Ответы: 1.Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия. 2.Узкие морские заливы с крутыми скалистыми берегами. 3. В Швеции. 4.Финляндия. 5.Исландия. 6.Страна- Дания, город- Копенгаген. 7.Страна Швеция, город- Стокгольм. 8.Остров Гренландия принадлежит Дании.