Понятие и классификация международно-правовых стандартов. Система международных стандартов права женщин Документ содержится комплекс международно правовых стандартов

Основополагающим международным стандартом в области защиты прав детей являются принятые Организацией Объединенных Наций Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Принятие Декларации прав ребенка было вызвано необходимостью создать всеобщие рекомендаций, какие именно права и свободы детей без различия расы, пола, языка и религии должны подлежать универсальному уважению и соблюдению. Декларация состоит из преамбулы и 10 принципов, провозглашающих основные права и свободы, которые должны принадлежать детям, такие как:

    право на имя и гражданство,

    на социальное обеспечение,

    на здоровые рост и развитие,

    на особую заботу,

    на любовь и понимание,

    на получение образования,

  • на защиту от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации и другие .

Декларация прав ребенка была принята с целью обеспечить детям счастливое детство, и призывает родителей, отдельных лиц, организации, государственные органы и государства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права и свободы детей.

Декларация прав ребенка является международным документом рекомендательного характера и не возлагает на государства-участников ООН обязательства по исполнению изложенных в Декларации принципов.

Этот недостаток в 1989 году устранила Конвенция о правах ребенка, которая не только конкретизировала положения Декларации (часть I Конвенции), но и предусмотрела создание механизма контроля за соблюдением государствами положений Конвенции (часть II Конвенции).

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы, III частей и 54 статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальному законодательству не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия . Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Особенно выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях и т. п.

Конвенция охватывает широкий перечень прав, которые можно сгруппировать в три категории:

    обеспечение,

  • участие .

Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и кончая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например, пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в принятии решений, касающихся их жизни, и на участие в жизни общества .

Конвенция - это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Эти обязательства могут быть прямыми, например предоставление возможности для образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, либо косвенными, давая возможность родителям, другим членам семьи или опекунам играть свои основные роли и выполнять обязанности воспитателей и защитников .

Закрепляя основные права детей, Конвенция преследует три основные цели:

    вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров. Некоторые из этих прав, например защита от пыток, вполне очевидно, касается также и детей. Другие, например, право выражать мнение, свобода собраний, свобода вероисповедания и право на социальное обеспечение, привели к горячим дискуссиям во время подготовки документа в отношении того, могут ли и должны ли дети иметь такие права и если да, то в каких случаях. Было очень важно вновь подтвердить, что они должны иметь такие права, равно как и тот факт, что и дети тоже люди;

    укрепить некоторые основные права человека, с тем, чтобы учесть особые потребности и уязвимость детей. Очевидным примером являются условия труда, которые должны быть более легкими для детей и молодежи, чем для взрослых. Другим примером являются условия, при которых детей можно лишать свободы;

    установить нормы в тех областях, которые особенно актуальны для детей. Конвенция затрагивает весьма специфичные вопросы, касающиеся детей, например процедуры усыновления (удочерения), доступ к начальному образованию, защита от злоупотреблений и отсутствия заботы в семье, а также взыскание алиментов .

Цели Конвенции о правах ребенка отражены на рисунке 4 (см . приложение А2).

Конвенция содержит три основных новшества. Во-первых, она вводит понятие «прав участия» для детей и признает значение информирования самих детей об их правах. Во-вторых, Конвенция поднимает такие вопросы, которые раньше никогда не рассматривались в международных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств принимать шаги для традиционной практики, вредящей здоровью детей. В-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, и в частности вопросы, касающиеся усыновления (удочерения) и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних .

Конвенция также вводит две важные концепции, имеющие большое значение:

    «наилучшее обеспечение интересов ребенка» (ст. 3) становится обязательным критерием для «всех действий в отношении детей»;

    принцип, в соответствии с которым родители (или другие лица, несущие ответственность за ребенка) обязаны должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им своих прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка получать и осуществлять эти права (ст. 5) .

В качестве руководящих принципов, которые являются основой для всех прав, можно выделить следующие:

    о предотвращении дискриминации (ст. 2);

    о наилучших интересах ребенка (ст. 3);

    о праве на жизнь, выживание и развитие (ст. 6);

    об уважении взглядов ребенка (ст. 12) .

Учитывая тот факт, что Конвенция запрет на призыв и вербовку в вооруженные силы и участие в военных действиях детей в возрасте лишь до 15 лет, Генеральная Ассамблея ООН 25 мая 2000 г. приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка об участии детей в вооруженных конфликтах . Протокол предусматривает, что государства, участвующие в нем, обеспечат, чтобы лица, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали бы непосредственного участия в военных действиях и не подлежали бы обязательному призыву на военную службу.

25 мая 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят также Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии .

Республика Беларусь ратифицировала как Конвенцию о правах ребенка , так и факультативные протоколы к ней , .

Требования Конвенции подлежат безусловному выполнению каждым государством-подписантом. Контролирующим органом ООН в этой области деятельности Конвенцией (ст. 43) признан Комитет по правам ребенка .

Кроме вышеназванных документов ООН с целью охраны детства приняла ряд иных документов, такие как:

Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.,

Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.,

Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г.,

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и другие.

право ребенок законодательство международный

Для современного общества актуальны проблемы реализации прав и законных интересов детей.

Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения (социальное сиротство), увеличивается. На положение детей отрицательно влияет высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей. Изматывающая вынужденная сверхзанятость родителей, связанная с поиском заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизни, существенно осложняют взаимоотношения родителей и детей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.

Безусловно, как справедливо отмечает О.Зубарева, в сложившейся ситуации необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания детей родителями, внутрисемейных отношений. Решение этих проблем возможно в первую очередь законодательным путем.

Следует подчеркнуть, что отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов.

Первый универсальный международный правовой акт о защите детства, Декларация о защите прав детей, был принят Лигой Наций только в 1924 году.

Сегодня в основу законодательства о защите прав детей положены важнейшие международно-правовые документы ООН, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей.

К ним, прежде всего, относятся:

  • - Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
  • - Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года);
  • - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 года);
  • - Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).

Однако еще ст.25 Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в ч.2 указала, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Очевидно, что данных положений в области защиты прав ребенка было явно недостаточно. Но только 20 ноября 1989 года Резолюцией 44/95 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Данный документ стал наиболее известным и значимым международно-правовым актом, закрепляющим общепризнанные нормы международного права в области защиты прав детства, профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Итак, самым универсальным международным документом о защите детства является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года. Конвенция фактически заменила собой Декларацию прав ребенка (1959 год) и расширила представления о десяти принципах правовых аспектов защиты детства, поименованных в данном нормативно-правовом акте.

Согласно положениям данной Конвенции государства, ее подписавшие, обязались уважать и обеспечивать все права, предусмотренные данным международно-правовым актом, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Также эти государства взяли на себя обязательство принимать все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Все действия в отношении детей, предпринимаемые учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, должны производиться в целях наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Государства, подписавшие Конвенцию о правах ребенка, обязались также обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая при этом во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Кроме того, государства должны принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в указанной Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства обязаны принимать такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Согласно положениям ст.5 Конвенции о правах ребенка, государства должны уважать ответственность, права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных в приведенной Конвенции прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Также Конвенция содержит значительный перечень прав, которые имеет ребенок. К ним относятся права:

  • - на жизнь;
  • - на выражение своего мнения;
  • - на имя;
  • - знать своих родителей и их место жительства;
  • - на свободу мысли, совести и религии;
  • - на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний;
  • - на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях;
  • - и иные права.

Согласно ст.ст.19, 20 Конвенции государства должны принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Таким образом, данный международно-правовой документ предусматривает не только права ребенка, но и способы их обеспечения и способы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 года на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

Таким образом, современный этап международного сотрудничества в области прав человека характеризуется целым рядом успехов и достижений.

Так, А.Х.Саидов отмечает, что сложилось четкое представление относительно общепризнанных прав человека, накоплен основной массив международных стандартов, создана сеть международных механизмов и процедур в области защиты прав человека, широкое распространение получила практика привлечения неправительственных организаций к обсуждению в системе ООН вопросов, связанных с правами человека, и т.д.

Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права.

Наиболее перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека, считает М.В.Шугуров, является «не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка».

Таким образом, защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц.

Тем не менее нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

В отечественной науке международное право характеризуется как особый правовой комплекс. Имеется в виду его отличие от права как совокупности юридических норм государства (соответственно внутригосударственной правовой системы). Такое отличие прослеживается по предмету регулирования, основным субъектам, способу создания (формирования) норм, методу правового регулирования, формам существования (источникам) норм, механизму обеспечения их реализации.

Как показано в предыдущем параграфе настоящей главы, основным предметом регулирования международного права являются прежде всего межгосударственные отношения, а национального права - внутригосударственные отношения.

Основными субъектами в первом случае выступают неподчиненные чьей-либо суверенной власти государства и создаваемые ими международные организации, во втором - находящиеся под юрисдикцией государств физические и юридические лица, государственные органы.

Способ создания норм международного права (международное нормотворчество) представляет собой сложный механизм согласования государствами своих интересов и внешнеполитических позиций. В результате согласованного волеизъявления нескольких, многих или всех государств (международного сообщества в целом) определяется содержание правил и признается их обязательность. Нормы национального права создаются путем одностороннего принятия актов компетентных органов государства.

В основе разграничения лежит и метод правового регулирования. Основным в международном праве является метод координации, согласования интересов, позиций различных государств при заключении договоров, выработки в практике и признания обязательности конкретного правила как нормы обычного права. Во внутреннем праве (особенно в регулировании публичных отношений) используется прежде всего метод властных предписаний (субординационный метод).

Формы существования правил (норм), т. е. источники международного права, традиционно представлены в виде международных договоров и международных обычаев, что не исключает появление новых вариантов воплощения нормотворческой деятельности государств и межгосударственных структур. Основными источниками национального права являются прежде всего нормативные правовые акты компетентных органов государства.

Международному праву присущи особый механизм и специфические процедуры обеспечения реализации его норм, включая применение в необходимых случаях принудительных мер при отсутствии централизованного аппарата принуждения. Оно располагает достаточно действенным механизмом обеспечения реализации принятых норм, взаимоприемлемыми процедурами решения межгосударственных споров мирными средствами, эффективными средствами противодействия угрозам и акциям, несовместимым с международным правопорядком.

Соблюдение национального права обеспечивается самим государством с помощью иерархического централизованного аппарата, включая правоохранительные, принудительные и карательные органы.

Нормативная структура международного права специфична, поскольку включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, основными, общепризнанными принципами и нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств, либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно универсальные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, поскольку на основе таких принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет свое международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и собственные международно-правовые компоненты.

Основными источниками международного права для России, как и для всех других государств, выступают универсальные международно-правовые акты - Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Международные пакты о правах человека 1966 г., конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., о борьбе с актами ядерного терроризма, по морскому праву, Договор по космосу и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепризнанные обычаи.

Вместе с тем только для России и взаимодействующих с ней в конкретных вопросах государств источниками международного права являются, например, Устав СНГ 1993 г., Договор по открытому небу 1992 г., Устав Совета Европы 1949 г. и европейские конвенции, которые подписала и ратифицировала Россия (ЕСПЧ, о защите национальных меньшинств, о выдаче, о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о пресечении терроризма и др.), Хартия ШОС 2002 г., Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС 2007 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г., заключенная Россией, США, Канадой и Японией, а также десятки других локальных актов с несколькими участниками и тысячи двусторонних договоров (соглашений, конвенций, протоколов) различного характера - о режиме государственной границы, о разграничении континентального шельфа и исключительной экономической зоны, о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, об эквивалентности дипломов об образовании, ученых степеней и званий, об экономическом, о научно-техническом и культурном сотрудничестве и т. д.

Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах. Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества . Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе (и только в ней), регулирующего международные отношения, внешнеполитические действия государств. В принятом понимании, следовательно, международное право - самостоятельный правовой комплекс и основанная на его нормах и реализующая эти нормы правовая система.

Вместе с тем международное право есть часть формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом внутригосударственное (национальное) право взаимодействующих государств. Имеется в виду согласование, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании внутригосударственных отношений, непосредственно применяются как компоненты правовой системы государства.

С этим связано то, что можно назвать встречным движением в современном праве: международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему, к юрисдикционным прерогативам каждого государства; законы же и иные нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил и приоритетном в коллизионных ситуациях применении международных правил.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, в конституционной трактовке принятые Россией международно-правовые нормы являются составной частью правовой системы государства.

Функциональное назначение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в ее правовой системе характеризуется двоякого рода внедрением.

Во-первых, это воздействие на содержание Конституции РФ, прежде всего ее гл. 2, и положения федерального законодательства, включая кодексы. Применительно к Конституции речь идет не только о внедрении принципов и иных норм международного права, которые уже воплотились в конституционных формулировках, но и о последующем влиянии на ситуации толкования содержания многих предписаний, о чем прежде всего свидетельствуют правовые позиции, выраженные в решениях КС РФ, и на потребности конкретизации, проявившиеся в отдельных правилах законодательства.

Среди многочисленных фактов договорного влияния на федеральные кодексы можно отметить формулировки ст. 4 ТК РФ о запрещении принудительного труда, в которых учитываются нормы Конвенции МОТ об упразднении принудительного труда от 25 июня 1957 г., и ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также предписания ст. 131 о формах оплаты труда со ссылкой на международные договоры РФ.

Во-вторых, это прямое действие (непосредственное применение) общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в рамках их участия во внутригосударственном правовом регулировании (подробнее об этом см. гл. 7 настоящего учебника).

В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством, т. е. внутригосударственного, национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом государства он охватывает находящиеся за рамками национального права нормы, которые подлежат применению или могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

Таким образом, современное международное право характеризуется расширением сферы его применения, а следовательно, и расширением нормативной основы , поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений, подлежащих в принципе внутригосударственному правовому регулированию. Определенные ее элементы по согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты совместного регулирования - с участием как внутригосударственных, так и международно-правовых норм.

Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной юрисдикции, а также правила, относящиеся к статусу и деятельности иных субъектов (в том числе индивидов и юридических лиц) в соответствии с общими интересами государств.

  • Подробнее об этом см.: Курс международного права. М., 1989. Т. 1. С. 9-12; Тун-кин Г. И. Теория международного права. М., 1970.

ПРОЦЕССА»

1. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

1) трудовым договором.

2) коллективным договором .

3) двусторонним договором.

4) трудовым соглашением.

2.. Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных

учреждениях возлагается:

1) на организации общественного питания.

2) на образовательное учреждение

3) на органы местного самоуправления.

4) на все вышеперечисленные организации.

3. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Закону РФ «Об образовании» возлагается на:

1) органы управления образованием.

2) родителей (законных представителей ).

3) общеобразовательное учреждение.

4) учредителя.

4. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

1) условие об обязательном социальном страховании работника.

2) условие об испытании.

3) условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся.

4) условие о систематическом повышении квалификации работника.

5 . За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) перевод на нижеоплачиваемую должность.

2) увольнение по соответствующим основаниям .

3) лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат.

4) строгий выговор.

6. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением,

предоставляются при соблюдении следующих условий:

1) при получении образования соответствующего уровня впервые.

2) при получении образования в соответствии с занимаемой должностью.

3) при согласии руководителя образовательного учреждения.

4) если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного

учреждения.

7. При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и

его родителей с:

1) должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком.

2) Уставом образовательного учреждения .

3) коллективным трудовым договором.

4) правилами внутреннего трудового распорядка.

8. Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном

порядке заключается:

1) с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту.

2) с заместителями руководителя образовательного учреждения.

3) на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы .

4) с лицами, поступающими на работу по совместительству.

9. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:

1) Учредителем.

2) Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения.

3) исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

4) постановлением Правительства РФ.

10 . Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

1) только физические лица.

2) только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства

3) только юридические лица, нарушившие законодательство.

4) все юридические или физические лица, нарушившие законодательство

11 .Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный

период устанавливается:

1) решением муниципального органа управления образованием.

2) локальными актами учреждения .

3) решением педагогического совета образовательного учреждения.

4) решением общественных органов управления образовательным учреждением.

12. Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …….

1) реабилитация.

2) компенсация.

3) депривация.

4) адаптация

13. Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма,

позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это…

2) компетентность.

3) мастерство.

4) творчество.

14 . Одна из главных задач общеобразовательного учреждения:

1) умственного, нравственного, создание благоприятных условий для эмоционального и физического развития личнос ти.

2) обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования.

3) сохранение школьных традиций.

4) получение образования на родном языке.

15 . У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с

1) выдачи лицензии .

2) регистрации.

3) государственной аккредитации.

4) уплаты налогов.

16. Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения

благополучия детей закреплен:

1) Конвенцией ООН о правах ребенка .

2) Всеобщей декларацией прав человека.

3) Конституцией Российской Федерации.

17.. Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника

устанавливаются:

1) трудовым договором.

2) квалификационными характеристиками должностей работников образования .

3) правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

4) должностной инструкцией работника.

18 . Основной обязанностью работника в области охраны труда является:

1) обеспечение сохранности закрепленного за ним оборудования.

2) соблюдение режим труда и отдыха.

3) извещение своего непосредственного руководителя о ситуации, угрожающей жизни,

здоровью или законным интересам участников образовательного процесса .

4) разработка инструкции по технике безопасности на рабочем месте.

19. Процедура применения дисциплинарных взысканий к педагогическому работнику,

допустившему нарушение Устава образовательного учреждения или норм

профессионального поведении регламентируется:

1) правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

2) Законом РФ «Об образовании».

3) Трудовым кодексом РФ.

4) всеми перечисленными документами.

20 . Работодатель обязан известить работника о предстоящих изменениях в условиях трудового

договора, вызванных организационными или технологическими причинами, не позднее, чем

2) 1 месяц.

3) 2 месяца .

4) 3 месяца.

21. Выбрать два правильных ответа.

Споры, возникающие между работником и работодателем, рассматриваются:

1) прокуратурой.

2) Судом.

3) комиссией по трудовым спорам .

4)органами местного самоуправления.

22. Установите соответствие

23. Установите правильную последовательность. Пронумеруйте указанные нормативные правовые акты по иерархии, начиная с акта наибольшей юридической силы:

Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Конвенция о правах ребенка.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего

времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных

учреждений».

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

IX. ПЕДАГОГИКА

1 . Нормативный документ, обеспечивающий реализацию государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) – это:

1) Программа развития образовательного учреждения

2) Основная образовательная программа образовательного учреждения

3) Базисный учебный план

4) Дополнительная образовательная программа

2 . Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:

1) Личностные результаты

3) Предметные результаты

3. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к:

1) Регулятивным действиям

2) Коммуникативным действиям

3) Познавательным действиям

4) Личностным действиям

4 . Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, действовать в рамках моральных норм относится к:

1) Регулятивным действиям

2) Коммуникативным действиям

3) Познавательным действиям

4) Личностным действиям

5 .Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:

1) Регулятивным действиям

2) Коммуникативным действиям

3) Общеучебным действиям

4) Личностным действиям

6 .Принцип, обеспечивающий переход от адаптивной и репродуктивной модели образования к деятельностной и преобразующей, - это принцип:

1) Принцип полного образования

2) Принцип вариативного образования

3) Принцип опережающего образования

4) Принцип развивающего образования

7. Выбрать правильный ответ:

Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания,

распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, - это:

1) Педагогическая деятельность

2) Инновационная деятельность

3) Проектно-исследовательская деятельность

4) Экспертно-аналитическая деятельность

8. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного

интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности, - это:

1) Социально-педагогическое проектирование

2) Педагогическое проектирование

3) Психолого-педагогическое проектирование

4) Дидактическое проектирование

9 . Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании, – это:

1) Новшество

2) Нововведение

3) Инновация

4) Технология

10. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы,

вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое, – это:

1) Новшество

2) Нововведение

3) Технология

4) Эксперимент

11. Поставить в соответствие виду инновационной деятельности его характеристику

12. Поставить в соответствие системообразующему принципу современного образования его содержание

13. Поставить в соответствие образовательному подходу особенность его применения в образовательном процессе:

14. Поставить в соответствие методу обучения особенность его реализации:

15 . Установить последовательность этапов проектирования в образовании:

Модельный 3

Мотивационный 1

Рефлексивно-экспертный 5

Концептуальный 2

Реализационный 4

16. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени

самостоятельности обучающихся:

Репродуктивный метод 2

Информационно-рецептивный метод 1

Частично-поисковый метод 4

Метод проблемного изложения 3

Исследовательский метод 5

17. Установите последовательность ситуаций развития, направленных на освоение

Учебно-проектная 5

Дошкольно-игровая 2

Учебная 4

Дошкольно-учебная 3

Учебно-профессиональная 6

Игровая 1

18 . Установить последовательность стадий инновационного процесса:

Выявление потребности в изменениях -субъектов образовательного процесса

Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса

Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)

Перевод новшества в режим постоянного использования

Внедрение и распространение новшества

X. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

1. К природным загрязнениям относят выбросы:

2) Автотранспорта

3) Вулканов

2 . Соотнесите между собой экологические понятия и их определения

устойчивое развитие состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной деятельности
экологический кризис общее ухудшение природной среды в результате необратимых изменений в структуре ее систем,
деградация окружающей среды устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой
экологическая безопасность улучшение качества жизни людей, которое должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых не приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям

3. Основной причиной уменьшения биологического разнообразия на Земле является:

2.)сбор лекарственных трав

3.)изменение местообитаний и деградация природной среды

4.)использование растений и животных в пищу человеком

4. Сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития, называется:

1) биосфера

2) ноосфера

3) хемосфера

4) окружающая среда

5 . Социальная экология изучает взаимоотношения, взаимодействия, взаимосвязи в системе:

1) общество – окружающая среда

2) организм – окружающая среда

3) человек – окружающая среда

4) биоценоз - биотоп

6 . Экологический стиль мышления, как один из компонентов экологической культуры,

предполагает:

1) экологические значимые знания

2) сотрудничество в отношениях с природой

3) рассмотрение природных и социокультурных процессов с позиции целостности, признания существования человека и природы на основе партнерства с ней

4) экологические ценности, оценки, отношения, переживания, «эмоциональный

резонанс»

7. Определение экологии как науки впервые было сформулировано:

1) Ч. Дарвином

2) Э. Геккелем

3) В.И. Вернадским

4) А. Тенсли

8 . Понятие «ноосфера» определил:

1) В.И.Вернадский

3) Б. Коммонер

4) Н.Ф.Реймерс

9 . Верны ли суждения об экологической безопасности?

железных дорог и автомобильных магистралей.

Б. Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, не представляют опасности для организма человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Глобальной экологической проблемой не является:

1) продовольственная

2) энергетическая

3) демографическая

4) технологическая (появление новых технологий)

ПРЕДМЕТНЫЙ БЛОК


Похожая информация.


С окончанием холодной войны укрепилась глобальная тенденция к демократизации общественного устройства. В связи с этим в бывших тоталитарных государствах возрос интерес к стандартам по проведению выборов в органы государственной власти, выработанным международными организациями. Многие из этих стандартов заимствованы конституционно-правовой системой Российской Федерации.

Особенно важны три международно-правовых акта:

1) Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) устанавливает (ст. 21): "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования";

2) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) закрепляет (ст. 25) право и возможность каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации:

Принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

3) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Протокол № 1, 1952 г.) содержит следующее положение (ст. 3): "Высокие договаривающиеся стороны обязуются проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти".

Закрепленные в этих международно-правовых актах принципы организации и проведения выборов не являются исчерпывающими. Кроме того, есть и другие важные акты. В частности, очень важно видеть неразрывную связь избирательных прав граждан с другими основными правами, и особенно с правом принимать участие в управлении страной, правом на свободу убеждений и их выражения, правом на свободу ассоциации, правом на проведение мирных собраний и демонстраций и др.

Международно-правовые стандарты носят самый общий характер, они универсальны и потому абсолютно и во всем подходят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества.

В международно-правовых актах и документах сформулированы требования, выполнение которых является обязательным условием для того, чтобы выборы признавались легитимными. Таковыми являются требования, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспечен равный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда. Особенно важно, чтобы избиратели беспрепятственно пользовались такими свободами, как свобода слова, мнения, ассоциации, информации, собраний, демонстраций и т. д. В период проведения выборов, которые часто сопровождаются обострением политической борьбы, должно решительно защищаться право выражения идей сторонников различных политических партий. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. Несовместимо с проведением свободных выборов официально объявленное чрезвычайное положение. В конечном счете выборы являются свободными в той степени, в какой они позволяют наиболее полно выявить волю народа. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). Законодательно закреплено также, что демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Активное избирательное право должно предоставляться гражданам, достигшим минимального возраста, и не ограничиваться условиями владения собственностью, чрезмерными требованиями проживания в стране или конкретной местности, языковыми требованиями и другими цензами, способными отстранить граждан от участия в выборах. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов - как в ходе их проведения, так и при подсчете голосов - от мошенничества и злоупотреблений. В частности, должны быть обеспечены присутствие наблюдателей и равный доступ к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах. Выборы должны проводиться с установленной законом периодичностью. Перенесение срока выборов может допускаться при чрезвычайном положении или в других исключительных обстоятельствах, не допуская создания угрозы для демократии.

Подлинные выборы также предполагают реализацию гражданами совокупных демократических избирательных и Других прав. Такие выборы заранее направлены на то, чтобы как отдельные посты, так и власть в целом были определены на основе воли большинства избирателей. Любое меньшинство должно проявить готовность к тому, чтобы признать невыгодные для себя результаты выборов, если они были свободными, справедливыми и законными. Передача власти по результатам выборов должна осуществляться на основе закона.

Подлинные выборы, кроме того, обеспечивают избирателям реальный выбор, т. е. на основе политического плюрализма. В связи с этим в большинстве законов Российской Федерации и ее субъектов закреплена обязательная альтернативность выборов, т. е. наличие в избирательном бюллетене фамилии не одного, а минимум двух кандидатов. Впрочем, в законах и практике некоторых субъектов Российской Федерации это требование пока не предусмотрено. Чтобы стать подлинными, выборы также должны проводиться в условиях информированности населения в отношении кандидатов и их программ, а также в отношении того, "кто, когда, где и каким образом" будет осуществлять регистрацию и проводить голосование.