Содержание проезжей части весной летом и осенью. Дороги и мосты

Наиболее характерными причинами, осложняющими использование автомобилей в это время, являются туманы и влажное покрытие дорог.

Осенью и весной туман нередко становится причиной дорожно-транспортных происшествий.

Туман - это взвешенные в воздухе микроскопические капельки воды, создающие завесу, препятствие для лучей света и звуковых волн. Самая неприятная особенность тумана состоит в том, что он уменьшает зону видимости и способствует обману зрения, серьезно нарушая ориентировку в пространстве. При этом искажается представление о скорости движения, о расстоянии до других автомобилей и неподвижных препятствий. Кроме того, при езде в городе надо иметь в виду, что туман изменяет и цвет сигналов светофоров, за исключением красного. Желтый сигнал приобретает красноватый оттенок, а зеленый - желтый. Поэтому, приближаясь в тумане к светофору, надо снизить скорость и точно разобраться в его сигналах. Проезжать перекресток можно только тогда, когда есть уверенность, что движение в нужном направлении разрешено.

Важно всегда помнить, что рассеянный свет фар, характерный для тумана, создает впечатление, что автомобили находятся дальше, чем есть на самом деле. Ошибка в оценке расстояния, а при подвижном объекте - и в оценке скорости его движения мешает водителю своевременно среагировать на опасность. Последствия этого нередко бывают трагичными.

При въезде в зону плохой видимости важно вовремя включить фары автомобиля. Это необходимо не только для того, чтобы самому видеть дорогу, но и для того, чтобы автомобиль был виден другим участникам движения. Следует помнить, что в такую погоду фары дальнего света совершенно бесполезны, более того - опасны, так как направленные вперед световые лучи отражаются капельками влаги, образуя яркую светящуюся пелену, за которой скрываются дорога и расположенные на ней объекты.

В тумане следует применять ближний свет фар. Наклон их светового пучка в сторону дороги ослабляет образование светящейся пелены. Ближний свет фар освещает участок дороги перед машиной, в зависимости от величины которой и должна выбираться средняя скорость автомобиля, обеспечивающая его своевременную остановку в случае возникновения опасности.

Лучший результат дают противотуманные фары. Их особенность состоит в том, что они создают широкий в горизонтальной, но узкий в вертикальной плоскости пучок света. Образование слепящей пелены при этом минимальное, а освещение дороги хорошее. Уменьшению светящейся пелены способствует также то, что противотуманные фары устанавливаются значительно ниже основных фар автомобиля.

В тумане недопустим обгон, особенно с выездом на полосу встречного движения. Если возникает необходимость повернуть налево или объехать стоящее транспортное средство, водитель должен очень внимательно осмотреть дорогу, прислушаться к дорожной обстановке, открыв дверь, и, убедившись в безопасности, предпринимать маневр.

Другой враг водителя в осенне-весенний период - вода на дороге. Вода ухудшает сцепление шин с дорогой, а следовательно, устойчивость из-за остающейся пленки влаги в месте их контакта и образования водяного клина. На мокрой дороге пятно контакта шины с покрытием из-за этого уменьшается. По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше «всплывает» над дорогой. Когда скорость достигнет критического значения и между шиной и покрытием останется слой воды, автомобиль потеряет контакт с дорогой, станет неуправляемым. Это явление, называемое аквапланированием, чрезвычайно опасно, поэтому нельзя допускать его возникновения. Если оно стало уже фактом, необходимо немедленно снизить скорость, по возможности не прибегая к тормозам, так как остановленные таким способом колеса могут вызвать занос машины.

Управление автомобилем на скользких дорогах. Вождение автомобиля по обледенелым дорогам с малым коэффициентом сцепления чревато возможностью буксования, заноса, съезда с дороги и даже опрокидывания. На таких дорогах включаются передний ведущий мост и блокировка дифференциала, снижается давление воздуха в шинах, на автомобили обычной проходимости надеваются цепи противоскольжения. Трогание автомобиля с места осуществляют на второй или третьей передачах при самой малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Все операции по управлению автомобилем (включение сцепления, повороты рулевого колеса, увеличение частоты вращения двигателя, торможение) выполняются как можно плавнее.

Торможение автомобиля осуществляют комбинированно: двигателем и рабочим тормозом. На гладком льду автомобиль тормозят двигателем с последующим переходом на низшие передачи и прерывистым подтормаживанием рабочим тормозом. Такое торможение предотвращает появление юза. На поворотах торможение и увеличение частоты вращения двигателя недопустимо. При заносе на повороте, если позволяет обстановка, можно выключить сцепление и прекратить нажим на педаль подачи топлива. Тогда вся сила сцепления колес с дорогой будет реализована на нейтрализацию боковых сил и вероятность ликвидации заноса значительно возрастает.

Зимой дороги редко бывают сухими, но и сухое шоссе таит в себе много опасностей. Могут неожиданно встретиться участки, покрытые ледяной или снежной коркой. На таких участках водителю необходимо быть особенно внимательным и не отвлекаться от наблюдения за дорогой. Если впереди замечен гололед, следует немедленно снизить скорость. Двигаются по такому участку плавно, без изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя, без поворотов рулевого колеса и особенно без торможения. Торможение заканчивают в любом случае до въезда на скользкий участок, даже если скорость не удалось погасить. Особенно опасно торможение, когда лед окажется под колесами одного из бортов автомобиля. Вследствие большого различия коэффициента сцепления на колесах, двигающихся по сухому участку дороги, возникает тормозная сила, значительно большая, чем на колесах, находящихся на льду. Разница в силах создает момент, который резко разворачивает автомобиль и вызывает его занос или опрокидывание.

Обледенелые подъемы и спуски преодолевают на низших передачах, лучше с разгона.

В понятие «круглогодичное содержание автодорог» входит широкий перечень технологических процессов, начиная от производства земляных работ и заканчивая подметанием автобусных остановок. Для удобства данный перечень принято делить на две группы: зимнюю и весенне-летне-осеннюю.

Зимний период

Перед началом холодного времени года как никогда востребованы услуги спецтехники . В этот период происходит очистка стоянок, обочин, тротуаров, автобусных остановок, а также самой проезжей части от снега. При обильном снегопаде дорожная техника разгребает снежные завалы и заносы, после чего устраняет валы сметённого снега, погружая его в самосвалы. Кроме этого, зимой постоянно ведётся распределение противогололёдных материалов, а также обустройство траншей и снежных валов на придорожных полосах, способных защитить дорожное покрытие проезжей части от снежных заносов. Не менее важной процедурой является также срезка уплотнённого слоя снежного покрова с поверхности асфальта. Если пренебречь регулярностью её проведения, можно существенно понизить безопасность дорожного движения.

Весенне-летне-осенний период

Летом, весной и осенью происходят в основном уборочные процессы. К таковым относятся:

  • мойка и подметание павильонов и автобусных остановок;
  • обеспыливание дорожного покрытия и обочин;
  • мойка парапетных и барьерных ограждений;
  • очистка лотков, кюветов и канав;
  • мойка дорожных знаков;
  • очистка водопропускных каналов и труб;
  • очистка полосы отвода;
  • мойка опорных частей путепроводов и мостов;
  • сбор мусора с откосов и обочин;
  • вырубка и переработка мелких деревьев и кустарников;
  • скашивание травы;
  • распыление химических средств для борьбы с нежелательной порослью.

Именно на эффективное выполнение вышеперечисленного перечня работ направлено в данный момент одно из профилирующих направлений дорожной техники. К таковой относят многофункциональные машины, способные работать со сменным оборудованием, притом как с подвесным, так и с навесным.

В качестве шасси такой спецтехники может использоваться:

  • ПКТ (пневмоколёсные трактора) с установленным на них спецоборудованием, позволяющим производить передвижение с малой скоростью и делать частые остановки;
  • автошасси с установленным спецоборудованием, позволяющим осуществлять передвижение со средней скоростью (порядка 20 км/ч).

В 70-е годы некоторые производители дорожной техники начали поставлять на рынок универсальные пневмоколёсные тягачи. Они сочетали в себе свойства как пневматических тракторов, называемых в то время автомобилями-тракторами, так и свойства классического автомобильного шасси. Обладая широким диапазоном скоростей, УПКТ были невероятно маневренными, но при этом обладали очень хорошей проходимостью и тяговым усилием, достаточным для производства земляных работ любого типа. Сразу же после появления такого шасси количество оборудования для него резко увеличилось. Данная спецтехника была широко востребована не только в дорожных и уборочных работах, но и в множестве других отраслей.

Во всех зародившихся в 70-е годы машинах уже отчётливо прослеживалась ключевая тенденция развития современной дорожной техники — постепенное расширение модельного ряда и типоразмеров каждого отдельно взятого типа машин. Это касается как техники на базе пневмоколёсных тракторов, так и спецтехники на базе универсальных тягачей или автошасси. Подобный подход производителей лучше всего отвечал требованиям рыночной экономики того времени и её главному принципу — клиент всегда прав и именно он решает, какая спецтехника ему нужна. Руководствуются данным принципом производители дорожной техники и по сей день: из представленного на рынке ассортимента покупатель действительно всегда может выбрать машину требуемой мощности и наиболее полно отвечающую специфике работы на объекте.

Основным критерием, определяющим выбор шасси, всегда была и остаётся ширина проезжей части. Исходя из этого параметра покупатели или арендаторы, как правило, и высчитывают остальные показатели, такие как мощность силового агрегата, колёсная формула и грузоподъёмность.

Потребности коммунального и дорожного хозяйства в спецтехнике, способной круглый год проводить работы по содержанию проезжей части в надлежащем состоянии , в данный момент полностью удовлетворяются отечественными предприятиями. Исключения составляют разве что УПКТ и КДМ.

Сегодня большинство организаций оснащено комбинированными дорожными машинами на базе автошасси, так как этого от них требуют действующие в данный момент нормативы. Это приводит к тому, что в летний период спецтехника загружена лишь наполовину. Изменится ли эта тенденция в будущем? Время покажет.

Статья 9. Порядок уборки городских территорий в весенне-летне-осенний период

2. Мероприятия по уходу за дорогами в весенне-летне-осенний сезон проводятся в ранние утренние и поздние вечерние часы. Дополнительная уборка может производиться несколько раз в сутки по мере загрязнения. Мероприятия по уходу за дорогами должны предусматривать:

1) летом - очистку от пыли и грязи проезжей части городских улиц и дорог, тротуаров, пешеходных дорожек, а также профилактику и устранение мелких повреждений дорожного покрытия;

2) осенью - очистку проезжей части городских улиц и дорог, тротуаров, пешеходных дорожек от пыли и грязи, подготовку водоотводных сооружений к зиме, профилактику и устранение мелких повреждений дорожного покрытия;

3) весной - обеспечение стока поверхностных вод с проезжей части дорог и тротуаров, уход за водоотводными сооружениями, очистку улиц от грязи и минерального противогололедного материала (песка), устранение мелких повреждений дорожного покрытия.

3. Мойка (полив) объектов улично-дорожной сети выполняется при положительных температурах воздуха в период наименьшей интенсивности движения транспорта и пешеходов.

Мойка проезжей части дорог осуществляется на улицах, имеющих усовершенствованное покрытие, на всю ширину проезжей части с целью удаления пыли и мелких частиц мусора в прилотковую зону. С целью улучшения эффективности удаления наносного грунта при выпадении осадков в виде дождя производится мойка проезжей части.

При мойке проезжей части не допускается выбивание струей воды смета и мусора на тротуары, газоны, остановочные площадки, торгово-остановочные комплексы, близко расположенные фасады зданий и сооружений.

Владельцы в границах отведенной и прилегающей территории в целях повышения качества содержания помимо ручной уборки могут выполнять мойку тротуаров. В процессе мойки тротуара не допускается загрязнения прилегающей к нему проезжей части.

4. Подметание является одной из основных операций уборки усовершенствованных покрытий. Подметание производится на прилотковой части и линиях дорожной разметки:

1) в первую очередь - на улицах, по которым проходят маршруты городского транспорта;

2) во вторую очередь - на улицах со средней и малой интенсивностью движения. Необходимость и кратность производства работ определяются в зависимости от погодных условий и фактического состояния дорожных покрытий.

5. Ручная зачистка заездных карманов и съездов дорог производится по мере необходимости в зоне примыкания к бортовым, барьерным ограждениям и в створах примыкающих улиц.

При переходе от зимнего содержания до начала весенне-летне-осенней механизированной уборки в обязательном порядке производится ручная уборка прилотковой части дорог от грязи и песчаных наносов, накопившихся в течение зимнего периода.

При переходе с весенне-летне-осеннего содержания на зимнее до начала работ по зимнему содержанию в обязательном порядке производится ручная уборка прилотковой части дорог от опавших листьев и веток, скопившихся в результате листопада.

В остальное время ручная уборка производится по мере необходимости в соответствии с погодными условиями.

6. Прилотковые зоны не должны иметь грунтово-песчаных наносов и скоплений мусора. Допускаются небольшие загрязнения песчаными частицами и мелким мусором, которые могут появиться в промежутках между проходами подметально-уборочных машин.

7. Работы по уборке тротуаров, остановочных пунктов городского пассажирского транспорта выполняются в период наименьшей интенсивности движения пешеходов.

Очистка урн, установленных на тротуарах, производится одновременно с уборкой тротуаров, а также по мере заполнения.

8. На искусственных (мостовых) сооружениях на автомобильных дорогах производится очистка тротуаров от грязи и посторонних предметов, а также проезжей части вдоль тротуаров.

При необходимости производятся работы по очистке и мойке ограждений на мостах (путепроводах) и подходах (по 18 м с каждой стороны моста), очистке от грязи и мусора лестничных сходов, очистке перил от грязи, окраске или покрытию перил полимерными веществами, окраске ограждений с нанесением вертикальной разметки.

9. На центральных улицах не допускается: на проезжей части, тротуарах, осевых, разворотных кольцах наличие смета, случайного мусора и "стоячей" воды; мойка проезжей части с целью скучивания смета; подметание дорог без предварительного смачивания дорожного полотна; засорение газонной части различным мусором в процессе уборки дорог.

10. Разделительные полосы, выполненные из железобетонных блоков, и металлические ограждения должны быть очищены от песка, грязи и мелкого мусора по всей поверхности. Металлические ограждения, дорожные указатели и знаки должны быть вымыты и находиться в технически исправном состоянии.

Мойка и окраска разделительных полос, выполненных из железобетонных блоков, дорожных указателей, знаков, металлических ограждений производятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

11. Уборка парков, скверов и иных объектов озеленения предусматривает подметание дорожно-тропиночной сети, парапетов, лестничных сходов и иных твердых покрытий, мойку или протирку полированных, металлических поверхностей, поверхностей из ценных пород камня, садово-парковой мебели, очистку урн, сбор случайного мусора с территорий газонов, цветников и дорожно-тропиночной сети, стрижку живых изгородей, покос газонов и сорной растительности и иные работы, обеспечивающие надлежащее состояние и привлекательный внешний вид объекта.

Уборка озелененных территорий улиц, в том числе разделительных полос проезжей части, газонных частей тротуаров, приствольных лунок деревьев включает в себя сбор случайного мусора с газонов и грунтовых поверхностей, покос газонов и сорной растительности, сгребание опавшей листвы.

12. Уборку дворовых территорий, в том числе очистку дворовых проездов и тротуаров от смета, пыли, мелкого бытового мусора, подметание и мойку тротуаров, покос газонов и сорной растительности, обеспечивают их владельцы с учетом границ отведенных и прилегающих территорий. Чистота на дворовой территории должна быть обеспечена в течение всего дня.

13. Оборудование и содержание кранов технического водопровода для мойки и поливки из шлангов дворовых и прилегающих территорий возлагается на владельцев зданий и сооружений, осуществляющих уборку и содержание указанных территорий.

14. В период листопада сгребание опавшей листвы с газонных частей объектов озеленения, улиц, внутриквартальных и дворовых территорий обеспечивают владельцы указанных территорий.

Листва, собранная открытым способом, подлежит вывозу незамедлительно после сгребания; листва, собранная в пакеты или иные емкости, предотвращающие ее разлетание, подлежит вывозу в течение 1 суток после выполнения работ.

Технология содержания ЗП и системы водоотвода .

Основным отрицательным фактором воздействующим на АД в весенний период является переувлажнение ЗП талыми и грунтовыми водами. По этому основной задачей производства работ весной является снижение степени переувлажнения грунта. Для уменьшения количества воды, проникающей с обочин и проезжей части при таянии снега, а также для улучшения условий оттаивания мерзлых грунтов, необходимо удалить снег, лед с проезжей части, обочин, и с откосов. Выполняют эти работы авто-грейдерами с откосниками, либо бульдозерами, снег с откосов сдвигается в водоотводные канавы.

С началом весеннего потепления устанавливают тщательное наблюдение за дорогой, чтобы своевременно обнаружить признаки пучинообразования. Первый признак-появление в отдельных местах на покрытии продольных и поперечных трещин, влажных пятен. Число трещин постепенно увеличивается, они соединяются образуя сетку трещин. Важной мерой, которая предотвращает пучины или максимально ослабляет их воздействие на дорогу является прокопка осушительных воронок на обочинах (ЭД-201 Беларусь). Воронки роют с обеих сторон пучинистого участка в шахматном порядке на расстоянии 3-4 метра одну от другой, шириной 0,2-0,3 м, а глубина равна толщине дорожной одежды.

Очистка от снега и льда водопропускных сооружений.

На пучинистых участках, при наличии неукрепленных обочин, либо когда обочины укреплены несвязным материалом, устраивают поперечные дренажные прорези, шириной 0.5 метра, глубиной на толщину ДО на расстоянии не > 4 метров. Устраивают в шахматном порядке, дну прорези придают уклон 40 % к дну откоса. На уклонах прорези устраивают под углом 10-20 градусов к поперечнику в строну низовых вертикальных отметок. После просыхания ДО и ЗП прорези необходимо заполнить материалом который ранее был уложен, если обочины не укреплены - то дренирующим грунтом с последующим уплотнением. На откосах выемок имеющих выход грунтовых вод также необходимо удалить снег, с перемещением за пределы выемки. В конце весны по мере просыхания ЗП, производят очистку водоотводных сооружений от грязи и посторонних предметов принесенных паводком. Планируют дно канав, с целью удаления застоя воды и заделывают повреждения причиненные паводковыми водами. Кроме того в конце весны исправляют бровки ЗП, планируют неукреплённые обочины, восстанавливают нарушенные укрепления откосов.

Работы по содержанию дорожных одежд в весенний период

ДО переходного типа и грунтовые дороги.

Основной технологической операцией при содержании таких дорог является профилирование с добавлением материала и без него.

Профилирование выполняют с целью улучшения ровности покрытия, восстановления проектных отметок, восстановление поперечного профиля, а также с целью равномерного распределения материала укрепления по ширине проезжей части. Профилирование производят в несколько этапов:

1. Производят ранней весной, сразу после таяния снега.

2. Выполняют в конце влажного периода до полного просыхания ДО.

На первом этапе выравнивают поперечники, ликвидируют колеи и неровности.

На втором этапе устраняют дефекты появившиеся за период весенней распутицы.

Кроме профилирования производят очистку проезжей части от грязи и снежно-ледяных отложений, очистку выполняют в течении 3-5 дней, после освобождения дороги от снега, до засыхания грязи.

В комплекс работ по весеннему содержанию выходит ограничение или полное закрытие движения в период наибольшего ослабления ДО.

На участках где невозможно закрытие движения организуют патрульное содержание дорог специальными звеньями и бригадами.

Очистка проезжей части обочин от остатков снега. После просыхания удаляют пыль, грязь, и остатки противогололёдных материалы.

На ослабленных участках дорог выполняют мероприятия по увеличению несущей способности, с этой целью устраивают дополнительные слои из дренирующего материала, могут укладываться щиты на проезжую часть - это так где невозможно закрыть движение.

Весной контролируют несущую способность ДО. Полученные данные используют для проектирования ремонтов АД, а также для обоснования закрытия или ограничения движения по АД.

Выполняют работы по дефектовке дорожных покрытий, т.е устанавливают виды и характер разрушений на проезжей части и определяют объёмы работ по летнему содержанию.

В состав работ по содержанию дорожных ограждений входит периодический осмотр ограждений и сигнальных столбиков, замена и мелкий ремонт неисправных элементов, очистка от пыли и грязи, мойка, а при необходимости окраска ограждений.

Организация дорожного движения при помощи дорожных знаков.

Система оповещения дорожными знаками не является идеальной и не может гарантировать доведение необходимой информации до водителя.

Дорожные знаки имеют в зависимости от групп различие конфигурации, цвет и размеры.

В настоящее время применяют дорожные знаки и типоразмеров:

Малого(устанавливается на дорогах 5 категории)

Нормального(на дорогах с 3-2 полосами движения)

Большого(с 4 и более полосами движения)

Очень большого(используется в местах производства работ на автомагистралях и на опасных участках дорог)

Размеры знаков от 600-1500мм.

По стандарту дорожные знаки РФ делятся:

Предупреждающие –приоритета –запрещающие –предписывающие –сервиса -информационные

Знаки дополнительной информации

Знаки особых предписаний

При установке дорожных знаков на металлических столбиках в нижней части наносится разметка черного цвета по длине 50см, с обратной стороны дорожный знак окрашивается в серый цвет – светопоглощающий.

В правилах ПДД РФ в обязанности водителя не вписано запоминать дорожные знаки, а только руководствоваться в связи с этим имеются ограничения по размещению дорожных знаков в одном сечении, а на опасных участках указания знаков дополняются повторением их, или установкой нестандартных знаков и других мероприятий(разметка, устройство звуковых сигналов).

Отсутствие четких критериев по установке дорожных знаков иногда ведет к необоснованным случаям поведения водителей на дорогах, необдуманная установка на дороге знаков снижает транспортно-эксплуатационные характеристики дороги.

Из-за необоснованной расстановки нескольких знаков водители заметив, что указания дорожных знаков не соответствует действительности, водитель теряет доверие и перестает должным образом выполнять их требования.

знаки размещают на колоннах, стойках, столбах, кронштейнах и на растяжках.

В одном поперечном сечении дороги допускается устанавливать не более 3 знаков без учета дублирующих и знаков дополнительной информации.

Запрещается помещать знаки на стойке с дорожным знаком обозначения, дополнительной информации.

Способы размещения дорожных знаков в ненаселенных пунктах.

Знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

Установка знаков на обочинах допустима в стесненных условиях (у обрывов, выступов скал, парапетов и т.п.). Расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должно быть не менее 1 м, а высота установки - от 2 до 3 м.

При установке дорожных знаков необходимо пользоваться графиком скоростей, для этого строится спрямленная схема дороги, на ней указывается: радиусы кривых в плане, крутые подъемы и спуски, места с ограниченной видимостью, примыкания и съезды, населенные пункты.

При размещении знаков нужно выделить на схеме и конфликтные зоны:

Велосипедное и пешеходное движение

Места обгонов и смены полос движения

Пересечения, разветвления транспортных потоков, слияние и развороты автомобилей

Распределение транспортных потоков по скорости

Резкое изменение ширины проезжей части и габаритов мостов, места с ослабленной несущей способностью дорожных конструкций

Ограничение видимости в плане и в профиле

Прочие: выход животных на дорогу, сильные боковые ветра, места гололедов и туманов

После определения места установки знака необходимо учитывать время реакции водителя на выполнение знака, поэтому намечают места дублирующих знаков.

Найденные места для размещения дорожных знаков должны быть проверены на видимость.

Информационное поле дорожного знака должно быть чистым, для этого 2 раза в год на содержание выделяются средства.

Информационное поле дорожных знаков меняются через каждые 3 года, кроме тех знаков, на которые использовалась современная технология

Для поддержания нормальных условий движения по автомобильным дорогам большое значение имеет соблюдение правил пользования автомобильными дорогами, охраны дорог и дорожных сооружений. Охрана дорог общего пользования обеспечивается соответствующими дорожными организациями, органами внутренних дел и местной администрацией.

Основным требованием этих правил является разрешение движения по автомобильным дорогам транспортных средств, гарантирующих безопасность дорожного движения, сохранность дорог и дорожных сооружений. Наиболее частым нарушением является выезд на дороги общего пользования гусеничных тракторов, разрушающих дорожную одежду, дорожное покрытие и обочины.

Другим примером нарушений является выезд на дороги общего пользования негабаритных сельскохозяйственных машин без специального сопровождения ГИБДД МВД России, создающих опасные условия движения и заторы.

Для дорожных сооружений большую опасность представляет движение негабаритных большегрузных транспортных средств. Поэтому Правилами дорожного движения предусматривается обязательное согласование маршрута и времени проезда таких транспортных средств.

Большую опасность для проезжающих могут составлять временно хранящиеся на обочинах грузы без специального ограждения и оборудования их знаками, поэтому запрещается использование обочины для перевалки грузов.

Согласно Правилам дорожного движения требуется согласование с дорожными службами возможности использования земли в пределах полосы отвода, собственниками которой являются дорожные службы.

Жесткое соблюдение всех требований правил охраны автомобильных дорог должно обеспечиваться в весенний период, когда дорожная одежда и дорожные сооружения находятся в наиболее ослабленном состоянии.



В земляном полотне дорог, расположенных в районах с характерными сильными зимними морозами и дождливой осенью, происходит значительное перераспределение влаги. Перемещающаяся снизу вверх вода от высоких значений температуры (из талых слоев грунта) к низким (к основанию дорожной одежды) накапливается в грунте в виде кристаллов льда. Разность температур колеблется в пределах от +4...6 °С у уровня грунтовых вод до отрицательных температур в мерзлой зоне грунта.

Перемещение воды в промерзшем грунте происходит по пленкам, обволакивающим грунтовые частицы, от более теплых частиц к более холодным; путем конденсации на поверхности охлажденных грунтовых частиц водяных паров; по тонким капиллярам.

Перемещение влаги и ее накопление в мерзлом грунте наиболее интенсивно происходит в пылеватых грунтах, имеющих большое количество частиц размером 0,002...0,05 мм. Количество влаги, накапливаемой в виде льда, зависит от скорости подъема воды к промерзшему грунту.

Накапливание ледяных прослоек в основании дорожной одежды в течение зимы вызывает увеличение объема грунта и неравномерное взбугривание (пучение) поверхности проезжей части. Весной в процессе таяния льда основание переувлажняется, и дорожная одежда теряет прочность.

Проезд тяжелых транспортных средств в этот период может привести к просадкам, образованию трещин и даже проломам дорожной одежды.

Пучинообразование обычно происходит при наличии грунта, подверженного пучению, его промерзании, интенсивном перемещении влаги. В случае отсутствия одного из этих факторов пучины не образуются. Исследования показали цикличность характера пучинообразования.

В годовом цикле дорожной одежды различают следующие периоды:

Первоначальное переувлажнение земляного полотна поверхностным стоком и грунтовыми водами осенью;

Интенсивное перераспределение влаги зимой и скопление ее в промерзшем грунте земляного полотна; в этот период происходит взбугривание поверхности дорожного покрытия (обычно на высоту 5...10 см, иногда 30 см);

Неравномерное оттаивание (вскрытие пучин) весной с появлением большого количества воды под дорожной одеждой при более быстром ее прогревании под лучами солнца по сравнению с прогреванием земляного полотна, еще покрытого снегом. Этот период наиболее опасен с точки зрения сохранности дорожной одежды;

Восстановление нормального водного режима земляного полотна и дорожной одежды.

Регулярное образование пучин наблюдается на автомобильных дорогах, расположенных к северу от линии, проходящей через Белгород, Воронеж, Димитровград, Уфу, Стерлитамак.

Пучинообразование вызывает значительные разрушения дорожного покрытия и всей дорожной одежды. Эти разрушения становятся еще более существенными при интенсивном движении на дороге и наличии в составе транспортного потока автомобилей большой массы.

Для обеспечения сохранности дорог службами эксплуатации и организации дорожного движения предусматривается ряд мероприятий, зависящих от интенсивности движения на дороге и возможности ограничения проезда.

В качестве временных мер вводят ограничение или закрытие проезда тяжелых грузовых автомобилей на период наибольшего переувлажнения низа дорожной одежды, а также разрабатывают инженерные мероприятия по уменьшению нагрузки на пучинистых участках дорожных покрытий. Радикальной мерой является полная перестройка пучинистых участков.

Выбор мероприятий по обеспечению сохранности дорожной одежды в весенний период осуществляют по результатам обследования прочностных характеристик дорожной одежды и грунтов земляного полотна.

На основе таких обследований устанавливают фактическое значение модуля упругости дорожной одежды Е ф , которое сравнивают с требуемым значением E тр (табл. 12.1).

При соотношении Е ф < E тр на дороге предусматривают ограничение проезда тяжелых автомобилей.

Ориентировочная оценка состояния дорожной одежды может быть осуществлена также по прогибу, измеряемому прогибомером.

При планировании ограничения или закрытия проезда по дороге анализируют прогноз температуры воздуха на месяц вперед. Кроме того, ежедневно анализируют темпы оттаивания грунта земляного полотна.

Таблица 12.1

Проезд закрывают в момент начала наиболее интенсивного оттаивания и резкого повышения температуры воздуха. При этом важна визуальная оценка состояния проезжей части.

Первыми признаками таяния льда под дорожной одеждой являются темные влажные пятна на поверхности дорожного покрытия, особенно заметные на щебеночных покрытиях, обработанных вяжущими. Дорожные покрытия покрываются сеткой трещин из-за наличия под дорожной одеждой разжиженного грунта.

Обычно у работников дорожно-эксплуатационной службы по опыту прошлых лет имеется информация об участках, наиболее подверженных пучению. Такие участки закрывают в первую очередь. О закрытии дороги или отдельных участков на определенный период дорожной службой осуществляется заблаговременное информирование в средствах массовой информации.

При невозможности полного закрытия движения на дороге выполняются инженерные мероприятия, предупреждающие разрушение дорожной одежды. Основное назначение этих мероприятий - снижение нагрузки на дорожную одежду.

Для снижения нагрузки насыпается слой песка на проезжей части в месте пучины (толщина слоя песка должна быть не более 10 см); укладываются фашины из хвороста или бревенчатые настилы. Перечисленные мероприятия выполняются одновременно с открытием дренажных воронок, обеспечивающих отвод воды из-под низа дорожной одежды.

Наиболее существенными являются следующие мероприятия: поднятие низа дорожной одежды над горизонтом грунтовых вод; замена пучинистого грунта высококачественным грунтом; устройство совершенных дренажных сооружений; устройство теплоизоляционных слоев.

Полная ликвидация пучин возможна только после проведения всего комплекса мероприятий.