6 ответственность нарушение бюджетного законодательства. Штрафы за нарушения бюджетного законодательства

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. В соответствии со ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

блокировка расходов;

изъятие бюджетных средств;

приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

наложение штрафа;

начисление пени;

иные меры.

Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:

неисполнение закона (решения) о бюджете;

нецелевое использование бюджетных средств;

неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

5 Мальцек

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Центрального банка Российской Федерации;

иные основания, установленные Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Правом применения мер принуждения обладают руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальные органы, в первую очередь Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Руководители федеральных органов исполнительной власти (их террито-риальных органов) в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета имеют право:

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;

списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, используемых не по целевому назначению их получателями, и другие права, предусмотренные главой 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Специальные полномочия установлены для руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов. Им предоставлено право:

принимать решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм, предоставленных из федерального бюджета и использованных не по целевому назначению их получателями;

выносить руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одним из распространенных видов нарушений бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, выражающееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. За данное нарушение применяется наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц, от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда на юридических лиц), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления - уголовное наказание, предусмотренное ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации1.

В случае невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечению срока, установленного для их возврата, применяется наложение штрафа на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе и процентов (платы) за пользование бюджетными средствами. Взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, производится в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Предусмотрена ответственность за неперечисление бюджетных средств или их перечисление в меньшем объеме, а также за несвоевременное перечисление получателям бюджетных средств. В этих случаях производится наложение штрафа на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования. При наличии состава преступления должностные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответ-ствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

В случае финансирования расходов сверх утвержденных лимитов на руководителей государственных органов, органов местного са-моуправления, допустивших это, налагается штраф в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации производится изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств или вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления - уголовные наказания. К тому же ст. 287 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате Российской Федерации. Данное положение распространяет свое действие и на информацию, применяемую в бюджетном процессе, обязательность предоставления которой закреплена Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Устанавливается ответственность за нарушение порядка предоставления бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий, осуществление государственных или муниципальных закупок и др.

Действия Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и их должностных лиц по привлечению к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации могут быть обжалованы в установленном порядке. К тому же должностные лица указанных федеральных органов за свои действия (бездействия) несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.

Руководители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях по отчету о бюджете, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших конкретное должностное лицо, с соблюдением требований ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение бюджетного процесса.

Каковы принципы бюджетного процесса?

Кто является участником бюджетного процесса?

Назовите стадии бюджетного процесса.

Охарактеризуйте стадию составления проекта бюджета.

Каков порядок рассмотрения и утверждения проекта бюджета?

Каковы функции Федерального казначейства на стадии исполнения бюджета?

В каких случаях вводится временная финансовая администрация?

Как осуществляется подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета?

Какие меры применяются к нарушителям бюджетного законодательства?

Назовите основания для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.

56. Виды нарушений бюджетного законодательства

Виды нарушений бюджетного законодательства, а также ответственность за них установлены ст. 289–306 БК РФ. При этом существующая редакция БК РФ не согласована с действующим административным законодательством: имеющиеся ссылки на нормы КоАП РСФСР не соответствуют нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (КоАП РФ).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетными средствами; непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка; предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка; осуществ-ле-ние государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка; размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением установленного порядка и др. В качестве мер принуждения предусмотрены: изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств и платы за пользование бюджетными средствами, взыскание пени, сокращение или прекращение финансовой помощи из соответствующего бюджета, отмену предоставленных отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет, вынесение предупреждений о нарушении бюджетного процесса, привлечение виновных лиц к административной, а при наличии оснований – к уголовной ответственности.

В то же время КоАП РФ предусматривает три состава административных правонарушений: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП), нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП), нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП).

Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ) предусмотрены два специфических состава преступления в сфере бюджетных правоотношений: нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере – свыше 1,5 млн рублей (ст. 285.1 УК РФ) и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере (ст. 285.2 УК РФ).

Из книги Бюджетный учет. Организация и ведение автора Соснаускене Ольга Ивановна

10. ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Годовая бюджетная отчетность составляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

8.1 Существо нарушений по статье 15.1 КоАП, административная ответственность В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах 14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса В литературе существует два подхода к налоговому процессу:– часть законотворческого процесса;– как процесс применения норм

Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.

7.2. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Общая характеристика отдельных видов ответственности Административное, гражданское и уголовное законодательство наиболее полно защищает права потребителя.Давайте более

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

44. Меры, применяемые при нарушении бюджетного законодательства Нарушения бюджетного законодательства при формировании, исполнении бюджета города, подготовке финансовой отчетности влекут применение мер, предусмотренных бюджетным законодательством.Подготовка

автора Бурханова Наталья

15. Понятие бюджетного процесса Бюджетный процесс– это совокупность действий органов представительной и исполнительной власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной системы.Бюджетным процессом является регламентированная законодательная деятельность

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

35. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушение бюджетного законодательства.Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно

автора Ярошенко Ф О

Стаття 35. Складання бюджетного запиту 1. Головні розпорядники бюджетних коштів забезпечують складання бюджетних запитів для подання Міністерству фінансів України відповідно до вимог інструкції з підготовки бюджетних запитів, з урахуванням звітів про виконання

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

УЗАГАЛЬНЕНИЙ КОМЕНТАР ДО РОЗДІЛУ V КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА ТА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПОРУШЕННЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Мета: розкрити зміст відповідальності та особливостей заходів впливу за вчинені порушення бюджетного законодавства; надати

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

Глава 17. КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Стаття 109. Повноваження Верховної Ради України з контролю за дотриманням бюджетного законодавства 1. Верховна Рада України здійснює контроль за дотриманням бюджетного законодавства у процесі: 1) визначення

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права Бюджетное право России– это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

2. Система источников бюджетного права Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2–4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год,

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

53. Органы бюджетного контроля Система органов бюджетного контроляпредусмотрена положениями ст. ст. 266–270 БК РФ.Представительные (законодательные) органы всех уровней власти создают свои контрольные органы.На федеральном уровне таким органом является Счетная палата РФ,

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

54. Полномочия органов бюджетного контроля Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно представительными (законодательными) органами РФ, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, представительными

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

55. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за

Введение

В связи с бурным развитием бюджетного законодательства РФ в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Основой для создания благоприятных условий жизни граждан любого государства является устойчивая и контролируемая бюджетная система, поэтому правонарушения, посягающие на финансовые интересы государства, прежде всего причиняют наибольший вред социальным сферам общественной жизни.

К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ

В Бюджетном кодексе понятие «бюджетное правонарушение» отсутствует. Вместо него используется понятие «нарушение бюджетного законодательства», которым в соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного данным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) - это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Бюджетные правонарушение имеет свой состав и характеризуется определенными признаками:

Первым признаком бюджетного правонарушения является его противоправность - правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их.

Вторым признаком бюджетного правонарушения выступает виновность, что отражает психическое отношение правонарушителя к своему деянию. При этом данное отношение порицается и осуждается государством. Вина может иметь форму умысла или неосторожности. В свою очередь умысел может быть прямым и косвенным.

Третьим признаком бюджетного правонарушения выступает вред, причиненный данным деянием. Бюджетные правонарушения нарушают интересы, обусловленные правом и охраняемые им. При этом в зависимости от характера правонарушения могут пострадать интересы государства и субъекта Российской Федерации (например, в случае нецелевого использования бюджетных ассигнований), либо интересы лиц, финансируемых из бюджета (например, в случае недофинансирования из бюджета).

Четвертым признаком бюджетного правонарушения выступает наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим в результате его вредными последствиями.

Пятым признаком бюджетного правонарушения выступает наличие юридической ответственности за его совершение (иначе говоря, наказуемость деяния, составляющего содержание правонарушения). Следует иметь в виду, что не все нарушения норм бюджетного законодательства формируют собой состав бюджетного правонарушения - некоторые такие нарушения не обеспечены возможностью применения финансово-правовой ответственности. Исполнение предписаний бюджетного законодательства, не подкрепленных мерами юридической ответственности, государство обеспечивает другими методами (например, мерами государственного принуждения, не являющимися мерами юридической ответственности).

Ответственность за финансовые правонарушения в бюджетной сфере предусмотрена бюджетным кодексом Российской Федерации. Принятие бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления правовых основ правопорядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства на определенном этапе сыграло важную роль.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает и основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

К числу таких оснований относится:

Нецелевое использование бюджетных средств (ст.289), выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов, (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученным и на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Как видно из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, ответственность за бюджетные правонарушения не ограничена рамками собственно бюджетного законодательства. Финансовые правонарушения, приведение к тяжелым последствиям влекут за собой меры административной, и иногда даже и уголовной ответственности.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства является юридической ответственностью и, поэтому, ей присущи все признаки юридической ответственности в общеправовом смысле.

Под правонарушением в юридической науке, как правило, понимается противоправное (неправомерное), общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликт способного субъекта, в результате которого ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются закрепленные законодательством права и законные интересы участников каких-либо общественных отношений, за которые в действующем праве установлена юридическая ответственность. При этом основные юридические характеристики правонарушения - это его противоправность, общественная вредность и виновность деяния.

Кодекс устанавливает ответственность за отдельные финансовые правонарушения. В некоторых случаях Бюджетный кодекс содержит конкретные санкции, а в ряде случаев - отсылочные нормы к административному и уголовному законодательству.

Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками:

а) государственным принуждением;

б) отрицательной оценкой деяния, формирующего правонарушение, и субъекта, совершившего это деяние;

в) наступлением для правонарушителя неблагоприятных последствий, что и составляет сущность наказания.

Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:

1) данная ответственность установлена непосредственно бюджетным законодательством (причем, только Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами);

2) к ответственности привлекается субъект бюджетного правоотношения;

3) ответственность предусматривает применение мер наказания к лицу, виновному в неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний, предусмотренных нормами бюджетного законодательством;

4) в основании ответственности лежит бюджетное правонарушение, то есть нарушение бюджетного законодательства;

5) ответственность состоит в применении специфических бюджетных санкций;

6) привлечение к бюджетно-правовой ответственности производят органы, исполняющие бюджеты;

7) привлечение к ответственности осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством;

8) бюджетно-правовая ответственность является средством обеспечения надлежащего исполнения требований бюджетного законодательства.

При привлечении бюджетного правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели.

Обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.

Наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.

Защита имущественных интересов участников бюджетных правоотношений. В рамках финансовой ответственности ответственность за нарушения бюджетного законодательства формирует особый вид ответственности - бюджетно-правовую ответственность.

Согласно ст. 282 Бюджетного кодекса РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Классификация мер принуждения, применяемых за бюджетные правонарушения, неоднозначна.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

1. предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

2. блокировка расходов (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

3. изъятие бюджетных средств (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

4. приостановление операций по счетам в кредитных организациях (мера финансовой дисциплинарной ответственности);

5. наложение штрафа (мера административной ответственности);

6. начисление пени (мера гражданско-правовой ответственности за просрочку исполнения обязательств);

7. иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и другими федеральными законами.

"Налоги" (журнал), 2009, N 3

В последнее время тема ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает одной из актуальных тем бюджетно-правовой теории и практики. Президент РФ в Бюджетном послании от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" неоднократно затрагивает вопросы ответственности в бюджетной сфере, рассматривая ее в качестве гарантии целенаправленности и результативности осуществления расходов бюджета, эффективности реализации полномочий органов власти. Повышенное внимание к вопросам ответственности вызвано стремлением усилить контроль за развитием бюджетных отношений, сделать бюджетную деятельность публично-правовых образований максимально эффективной - в конечном итоге обеспечить финансовую дисциплину.

Установление ответственности за нарушение бюджетного законодательства находится в исключительном ведении Российской Федерации, исходя из ст. 71 Конституции РФ, ст. 7 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ). Закрепление в данном случае регулирующих полномочий за Российской Федерацией вызвано необходимостью соблюдения важнейшего принципа бюджетной системы - принципа единства бюджетной системы. Этот принцип означает "единство бюджетного законодательства... санкций за нарушение бюджетного законодательства..." (ст. 29 БК РФ). Отсюда статус субъектов РФ, а также муниципальных образований не включает правомочие регулировать ответственность за нарушение бюджетного законодательства. В лице органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, публично-правовые образования данного уровня реализуют лишь полномочия применять меры принуждения за соответствующие нарушения. В то же время на практике немало случаев установления оснований и видов ответственности за нарушение бюджетного законодательства субъектами РФ, что рассматривается судом как нарушение требований федерального законодательства к разграничению полномочий органов государственной власти (Определение Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 г. N 58-Г06-15).

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства отвечает признакам, свойственным юридической ответственности:

наступает за нарушение норм права;

в мерах ответственности выражена правовая оценка деяния от имени государства;

регулируется нормами права;

влечет за собой применение к нарушителю правопорядка мер государственного принуждения;

является механизмом охраны правопорядка, а именно соблюдения финансовой дисциплины;

привлечение к ответственности только в случае доказанности факта совершения правонарушения;

реализуется в процессуальных формах <1>.

<1> См.: Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985. С. 6 - 28.

Эти признаки применительно к рассматриваемой ответственности имеют особое содержание.

Ответственность наступает за нарушение норм бюджетного права, внешняя форма выражения которых - бюджетное законодательство. Бюджетное законодательство состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов о бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Бюджетные правоотношения - специфический вид отношений, связанных с функционированием бюджетов публично-правовых образований. В силу значимости данных фондов для финансового обеспечения функций государства на различных территориальных уровнях государство, оценивая общественную опасность правонарушений в бюджетной сфере, устанавливает меры ответственности за их совершение. В установлении мер ответственности выражается правовая оценка государством противоправного деяния в бюджетной сфере. Исходя из того что применение ответственности - назначение санкций - связано с лишениями, обременениями в адрес нарушителей, возложение ответственности регулируется в нормативном порядке. В данном случае это установлено БК РФ, иными федеральными законами, к положениям которых он отсылает. Нормы, устанавливающие ответственность, являются охранительными. Положения БК РФ, закрепляющие охранительные бюджетно-правовые нормы, имеют и карательное, и превентивное значение, позволяя судить о том, какие именно деяния признаются правонарушениями. Следовательно, возложение ответственности за нарушение бюджетного законодательства является механизмом охраны правопорядка, гарантией соблюдения финансовой дисциплины.

Принятие решения о привлечении к ответственности возможно лишь в случае доказанности факта совершения правонарушения. При решении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение бюджетного законодательства в каждом конкретном случае суды, иные уполномоченные органы анализируют документы и материалы, указывающие на факт совершения нарушения (акты проверок <2>, сопоставление показателей бюджета и иных документов, предполагающих выделение средств из бюджета <3>, и др.).

<2> См. судебную практику: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2006 г. N А05-2762/05-20.
<3> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2006 г. N Ф09-3487/06-С5.

Существенным признаком юридической ответственности является процессуальная форма ее реализации. БК РФ не регулирует процессуальный порядок привлечения к ответственности за нарушения норм. Это еще раз подтверждает не всестороннее регулирование БК РФ бюджетных отношений, позволяет судить о недостатках этого кодифицированного акта. Статья 284 БК РФ закрепляет, что применение мер принуждения осуществляется в "порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами". Однако "иных федеральных законов" с соответствующими процессуальными нормами на настоящий момент не принято. Действует Приказ Минфина России от 26 апреля 2001 г. "Об утверждении Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации" <4>. В Инструкции установлены порядок и сроки принятия Федеральным казначейством постановления о списании (взыскании) денежных средств, уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований, направления этих актов нарушителю (п. п. 7 - 26).

<4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 30.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства характеризуется и специфическими признаками. Они обусловлены особенностями сферы совершения нарушений - бюджетной деятельностью государства и муниципальных образований. В рамках бюджетной деятельности происходит развитие бюджетных правоотношений, направленных на образование, распределение и использование бюджетов в целях финансового обеспечения государства.

Специфическими признаками ответственности за нарушение бюджетного законодательства являются:

особые основания применения мер ответственности;

сочетание норм бюджетного, административного, уголовного права при назначении мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

особый круг субъектов, подлежащих ответственности;

сочетание компетенции финансовых органов и судебных органов в применении мер ответственности.

Охарактеризуем приведенные специфические признаки ответственности подробнее.

Основания рассматриваемой ответственности имеют особое содержание - неисполнение либо ненадлежащее исполнение положений бюджетного законодательства. Согласно ст. 281 БК РФ нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы. Бюджетное законодательство, в частности его специальный источник - БК РФ, формулирует требования к отношениям, возникающим между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, регулирования и осуществления государственных и муниципальных заимствований, отношениям, возникающим в ходе бюджетного процесса, бюджетного учета и контроля. Отсюда основания применения ответственности связаны с разного рода нарушениями финансовой дисциплины в ходе бюджетных отношений. Такими нарушениями могут быть: неисполнение правового акта о бюджете, нецелевое использование средств бюджета, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, несоответствие бюджетной росписи правовому акту о бюджете, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и т.д. Перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства закреплен ст. 283 БК РФ.

Применение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства урегулировано положениями гл. 28 БК РФ. Однако БК РФ (ст. ст. 289 - 306) при установлении мер ответственности за совершение отдельных нарушений отсылает к положениям Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 15.14 - 15.16) и к Уголовному кодексу РФ (ст. ст. 285.1, 285.2). Это дает основание полагать, что ответственность за нарушение бюджетного законодательства устанавливается не только нормами бюджетного права, но и нормами административного и уголовного права. Иными словами, за нарушения бюджетного законодательства применяются виды ответственности - административная ответственность, уголовная ответственность и ответственность, установленная БК РФ. Такого подхода придерживается законодатель. Например , ст. 289 БК РФ устанавливает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Данное правонарушение влечет применение следующих мер ответственности: а) наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях - административно-правовая ответственность; б) изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, - ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; в) назначение наказания в соответствии с Уголовным кодексом РФ при наличии в действиях виновных лиц состава преступления - уголовно-правовая ответственность. Таким образом, анализ положений БК РФ позволяет сделать вывод о правильном терминологическом обозначении ч. 4 Кодекса - "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации": ее содержание подразумевает установление мер ответственности не только бюджетным законодательством, но и административным, в отдельных случаях - уголовным законодательством.

Следующей особенностью ответственности за нарушение бюджетного законодательства является особый круг субъектов, привлекаемых к ответственности. Таковыми могут быть субъекты, задействованные в бюджетной деятельности, т.е. реализующие определенные бюджетные полномочия в рамках своей компетенции: полномочия перечислять из бюджета средства их получателям, использовать полученные средства, осуществлять иные операции с бюджетными средствами, зачислять доходы в бюджет, предоставлять отчеты и иные сведения, необходимые для составления проектов и исполнения бюджетов и т.д. (по анализу ст. ст. 289 - 306 БК РФ). Исходя из узкого круга субъектов бюджетного права, их специального статуса, обусловленного спецификой бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, узким является и круг субъектов, привлекаемых к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. К таким субъектам относятся, например, получатели бюджетных средств, кредитные организации, органы, ответственные за исполнение бюджета, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Полномочием привлекать к ответственности за нарушение бюджетного законодательства наделены прежде всего специальные финансовые органы - органы, исполняющие бюджеты (Федеральное казначейство РФ и его территориальные подразделения), а также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы. Полномочия органов власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства регулируются ст. ст. 284 - 285 БК РФ, ст. 23.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Счетная палата РФ также имеет полномочия, связанные с принуждением относительно проверяемых субъектов. Согласно ст. 24 Федерального закона от 11 января 1995 г. (в ред. от 29 марта 2008 г.) "О Счетной палате РФ" <5> при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия Счетной палаты РФ может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. При наличии в нарушении бюджетного законодательства состава преступления меры ответственности назначаются судом в соответствии с уголовным законодательством (ст. ст. 289, 293, 296 - 303 БК РФ, ст. ст. 285.1, 285.2 Уголовного кодекса РФ).

<5> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Действия уполномоченных субъектов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства могут быть обжалованы в судебном порядке.

Таким образом, ответственность за нарушение бюджетного законодательства следует определить как применение уполномоченными органами власти установленных законом мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства. Специфика привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства обусловлена особой сферой совершаемых правонарушений - бюджетной деятельностью государства и муниципальных образований.

Х.В.Пешкова

Российской академии правосудия

(Центральный филиал)

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленно­
го Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения
проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и конт­
роля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации признается нарушением бюджетного законодательства,
которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. В со­
ответствии со ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации
к нарушителям бюджетного законодательства могут быть при­
менены следующие меры:
1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного
процесса;
2) блокировка расходов;
3) изъятие бюджетных средств;
4) приостановление операций по счетам в кредитных органи­
зациях;
5) наложение штрафа;
6) начисление пени;
7) иные меры.
Основаниями применения мер принуждения за нарушение
бюджетного законодательства Российской Федерации являются:
- неисполнение закона (решения) о бюджете;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных
средств;
- неполное или несвоевременное перечисление бюджетных
средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета
получателей бюджетных средств;
129
5 Мальцев

Несвоевременное представление отчетов и других сведений,
связанных с исполнением бюджета;
- несвоевременное представление проектов бюджетов и отче­
тов об исполнении бюджетов;
- открытие счетов бюджета в кредитных организациях при на­
личии на соответствующей территории отделений Центрального
банка Российской Федерации;
- иные основания, установленные Бюджетным кодексом и
федеральными законами.
Правом применения мер принуждения обладают руководите­
ли федеральных органов исполнительной власти и их территори­
альные органы, в первую очередь Федерального казначейства и
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Руководи­
тели федеральных органов исполнительной власти (их террито­
риальных органов) в соответствии с договорами (соглашения­
ми) о предоставлении средств из федерального бюджета имеют
право:
- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств,
подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
- списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы)
за пользование бюджетными средствами, предоставленными на
возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
- взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный
возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной осно­
ве, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными сред­
ствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной
трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации за каждый день просрочки;
- списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных
субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных ин­
вестиций, используемых не по целевому назначению их получа­
телями, и другие права, предусмотренные главой 28 Бюджетного
кодекса Российской Федерации.
Специальные полномочия установлены для руководителей
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее терри­
ториальных органов. Им предоставлено право:
- принимать решения о списании (взыскании) в бесспорном
порядке сумм, предоставленных из федерального бюджета и ис­
пользованных не по целевому назначению их получателями;
- выносить руководителям органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления и получателям бюджетных
средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетно­
го процесса;
- привлекать к административной ответственности в соответ­
ствии с Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях.

Одним из распространенных видов нарушений бюджетного за­
конодательства является нецелевое использование бюджетных
средств, выражающееся в направлении и использовании их на
цели, не соответствующие условиям получения указанных средств,
определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью,
уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и рас­
ходов либо иным правовым основанием их получения. За данное
нарушение применяется наложение штрафов на руководителей
получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.14 Кодек­
са Российской Федерации об административных правонарушени­
ях (от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда на должно­
стных лиц, от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда на
юридических лиц), изъятие в бесспорном порядке бюджетных
средств, используемых не по целевому назначению, а также при
наличии состава преступления - уголовное наказание, преду­
смотренное ст. 2851 Уголовного кодекса Российской Федерации1.
В случае невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных
средств, полученных на возвратной основе, по истечению срока,
установленного для их возврата, применяется наложение штрафа
на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии
со ст. 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюд­
жетных средств, полученных на возвратной основе и процентов
(платы) за пользование бюджетными средствами. Взыскание пени
за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставлен­
ных на возвратной основе, производится в размере одной трехсо­
той действующей ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации за каждый день просрочки.
Предусмотрена ответственность за неперечисление бюджетных
средств или их перечисление в меньшем объеме, а также за несвое­
временное перечисление получателям бюджетных средств. В этих
случаях производится наложение штрафа на руководителей госу­
дарственных органов, органов местного самоуправления и выпла­
та компенсации получателям бюджетных средств в размере недо­
финансирования. При наличии состава преступления должност­
ные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответ­
ствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
В случае финансирования расходов сверх утвержденных лимитов
на руководителей государственных органов, органов местного са­
моуправления, допустивших это, налагается штраф в соответствии
с Кодексом Российской Федерации об административных право­
нарушениях, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
1 Наказание за нецелевое использование бюджетных средств определено в виде
штрафа (от 100 тыс. до 300 тыс. рублей) либо ареста на срок от 4 до 6 месяцев, либо
лишения свободы на срок до двух лет с лишением (или без лишения) права
занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Федерации производится изъятие в бесспорном порядке сумм
выделенных бюджетных средств или вынесение предупреждения
о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при нали­
чии состава преступления - уголовные наказания. К тому же
ст. 287 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматри­
вает уголовную ответственность за отказ в предоставлении ин­
формации Федеральному Собранию или Счетной палате Россий­
ской Федерации. Данное положение распространяет свое действие
и на информацию, применяемую в бюджетном процессе, обяза­
тельность предоставления которой закреплена Бюджетным кодек­
сом Российской Федерации.
Устанавливается ответственность за нарушение порядка пре­
доставления бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, госу­
дарственных или муниципальных гарантий, осуществление госу­
дарственных или муниципальных закупок и др.
Действия Федерального казначейства и Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора и их должностных лиц по при­
влечению к ответственности за нарушения бюджетного законода­
тельства Российской Федерации могут быть обжалованы в уста­
новленном порядке. К тому же должностные лица указанных фе­
деральных органов за свои действия (бездействия) несут уголов­
ную, административную и дисциплинарную ответственность.
Руководители и аудиторы Счетной палаты Российской Федера­
ции в случае установления фактов недостоверности и неполноты
сведений, содержащихся в заключениях по отчету о бюджете, ос­
вобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решени­
ем Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших
конкретное должностное лицо, с соблюдением требований ст. 29
Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».