Правовые основы делопроизводства в органах прокуратуры. Законодательная база российской федерации

Прохождение практики началось в канцелярии прокуратуры, где я сортировал архив, оформлял дела, изучал различные формы документов, и помогал осуществлять другие функции, присущие канцелярии.

Делопроизводство в прокуратуре ведется согласно «Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях» (утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. № 450).

Делопроизводство в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации ведется на русском языке, являющемся государственным языком Российской Федерации, а также на государственном языке республики, на территории которой находится прокуратура или ее учреждение. Порядок использования языков в официальном делопроизводстве определяется законодательством Российской Федерации и республик.

Реквизиты бланков документов, печатей, штампов и вывесок прокуратур и учреждений оформляются на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации.

Общее руководство делопроизводством осуществляет один из руководителей прокуратуры.

Документы и содержащиеся в них сведения не подлежат разглашению. С этими документами могут знакомиться только работники, имеющие к ним непосредственное отношение. Передача другому исполнителю дел, незаконченных надзорных и наблюдательных производств, ознакомление с ними других должностных лиц, выдача им справок или сведений служебного характера, копий документов допускается только по указанию руководителя, который принимает меры к охране конфиденциальности сведений и несет персональную ответственность за их защиту.

Порядок предания гласности материалов прокурорской деятельности устанавливается специальными приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур (далее - прокуроры субъектов Российской Федерации).

Каждому гражданину либо его представителю по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами.

Решение (письменное) о предоставлении гражданину для ознакомления документов принимает руководитель органа прокуратуры, структурного подразделения. Прокурорский работник, ознакомивший гражданина с документами, составляет соответствующую справку.

В случае отказа в удовлетворении просьбы гражданину руководителем органа прокуратуры, структурного подразделения дается мотивированное (письменное) разъяснение со ссылкой на статьи действующего законодательства, ограничивающего его право на ознакомление с указанными документами, материалами, надзорными и наблюдательными производствами.

Учет документов происходит посредством их записи в книги, карточки, надзорные производства, описи. Ведутся, например, учет надзорных производств по жалобам, уголовным, гражданским и хозяйственным делам; регистрация приказов и распоряжений; учет писем, бандеролей, посылок; учет дел, проверяемых в порядке надзора; учет следственных дел; учет вещественных доказательств, ценностей, иного имущества, изымаемых органами предварительного следствия и дознания (Приложение).

На всех указанных в документах лиц (заявителей, обвиняемых, осужденных, оправданных, истцов, ответчиков и др.) заводятся карточки.

Указанная карточка заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом.

Заполненная и подписанная следователем карточка направляется в учётно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.

Что касается учёта лиц, совершивших преступления, то ему подлежат все лица, в отношении которых по уголовному делу прокурором утверждено обвинительное заключение.

Учёту подлежат также лица, уголовные дела, по обвинению которых прекращены либо в возбуждении уголовного дела отказано: в связи с истечением сроков давности; вследствие акта амнистии или помилования; в отношении умершего обвиняемого; в связи с изменением обстановки.

Учёт уголовных дел, необходимый для отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление и карточки о движении уголовного дела, заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного из следующих процессуальных решений: возбуждения уголовного дела; соединения уголовного дела; утверждения прокурором обвинительного заключения; передачи дела по подследственности; прекращения дела; приостановления дела; изъятия прокурором дела и передачи его для расследования другому органу; возвращения дела на дополнительное расследование прокурором или судом; продления срока расследования; предъявления для ознакомления материалов дела обвиняемому и его защитнику.

Сведения для заполнения документов первичного учёта берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, районным судьёй, судебным исполнителем и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учёта являются исходным материалом для составления высококачественной официальной статистической отчётности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.

В содержание работы по делопроизводству в органах прокуратуры входит организация документооборота, учет объема документооборота, контроль за исполнением документов, правила оформления документов, правила машинописного оформления документов, порядок размножения и снятия копий с документов, выполнение переводов, составление номенклатуры дел, формирование дел и надзорных производств, обеспечение сохранности документов, учет, хранение и использование печатей и штампов.

В ходе прохождения практики в прокуратуре г. Михайловска я ознакомился с делами, по которым велось надзорное производство, и рядом отказных материалов. Ознакомился с порядком оформления всех актов прокурорского реагирования: протесты, представления, постановления, предостережения и др. (Приложение)

  • 5. Правила оформления документов
    • 5.11. Особенности подготовки и оформления организационно-распорядительных документов
    • 5.12. Правила оформления телеграмм и телефонограмм. Прием и передача служебной информации по каналам факсимильной связи (телефаксам)
  • 7. Порядок выполнения копировально-множительных работ и оформления копий документов
  • 9. Составление номенклатуры дел, формирование дел и надзорных производств
  • 11. Обеспечение сохранности документов, дел и надзорных производств. Учет, хранение и использование бланков, печатей и штампов
    • 11.1. Обеспечение сохранности документов, дел и надзорных производств
    • 11.2. Порядок изготовления и выдачи служебных удостоверений и пропусков
    • 11.3. Учет, хранение и использование бланков, печатей и штампов
  • Приложения
    • Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ И РАЗНОВИДНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННО - РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННО - СПРАВОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
      • I. Организационно-распорядительные документы (правовые акты, создаваемые для разрешения задач, стоящих перед органами прокуратуры)
    • Приложение 2. ИНДЕКСЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОКУРАТУР СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ПРОКУРАТУР
    • Приложение 3. ОбразецЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ОБЛОЖКИ ВСЕХ КНИГ УЧЕТА ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАСТОЯЩЕЙ ИНСТРУКЦИЕЙ
    • Приложение 4. КНИГА УЧЕТА НАДЗОРНЫХ ПРОИЗВОДСТВ ПО ЖАЛОБАМ, УГОЛОВНЫМ, ГРАЖДАНСКИМ И АРБИТРАЖНЫМ ДЕЛАМ, СПЕЦДОНЕСЕНИЯМ
    • Приложение 5. КНИГА РЕГИСТРАЦИИ ПРИКАЗОВ, УКАЗАНИЙ И РАСПОРЯЖЕНИЙ
    • Приложение 6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИСТРАЦИИ
    • Приложение 7. КНИГА УЧЕТА ЦЕННЫХ ПИСЕМ, БАНДЕРОЛЕЙ, ПОСЫЛОК
    • Приложение 8. АКТ О НЕДОСТАЧЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ
    • Приложение 14. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОРРЕСПОНДЕНТОВ И ГРУПП КОРРЕСПОНДЕНТОВ
    • Приложение 17. КНИГА УЧЕТА УГОЛОВНЫХ, ГРАЖДАНСКИХ И АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
    • Приложение 19. КНИГА УЧЕТА ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЦЕННОСТЕЙ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ИЗЫМАЕМЫХ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
    • Приложение 20. КНИГА УЧЕТА ДОКУМЕНТОВ, ОТПРАВЛЕННЫХ С НАРОЧНЫМ
    • Приложение 23. ОбразецОБЩЕГО БЛАНКА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • Приложение 24. БЛАНКИ С УГЛОВЫМ ИЛИ ПРОДОЛЬНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ РЕКВИЗИТОВ
    • Приложение 25. ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ТАБУЛЯТОРА В МАШИНОПИСИ
    • Приложение 27. КНИГА УЧЕТА ДОКУМЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ НА ПЕРЕВОД
    • Приложение 28. ФОРМА НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
    • Приложение 31. ФОРМА ГОДОВОГО РАЗДЕЛА СВОДНОЙ ОПИСИ ДЕЛ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ
    • Приложение 33. ФОРМА АКТА О ВЫДЕЛЕНИИ К УНИЧТОЖЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ДЕЛ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ХРАНЕНИЮ
    • Приложение 34. ТРЕБОВАНИЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ИЗ АРХИВА ПРОКУРАТУРЫ
    • Приложение 35. ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ ДОКУМЕНТОВ ДЕЛА ИЛИ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • Приложение 38. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОТОРЫЕ СКРЕПЛЯЮТСЯ ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТЬЮ
    • Приложение 39. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ИСПОЛНЕНИЮ В СЛЕДУЮЩИЕ СРОКИ
  • Действует Редакция от 28.12.1998

    Наименование документ ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 28.12.98 N 93 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    Вид документа приказ, инструкция, перечень
    Принявший орган генпрокуратура рф
    Номер документа 93
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 28.12.1998
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус действует
    Публикация
    • На момент включения в базу документ опубликован не был
    Навигатор Примечания

    ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 28.12.98 N 93 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

    9.2. Формирование дел и надзорных производств

    9.2.1. Общие принципы формирования дел и надзорных производств

    9.2.1.1. Формирование дел и надзорных производств возлагается на канцелярию.

    В структурных подразделениях группируются в дела и надзорные производства документы, относящиеся к их компетенции, а в районной прокуратуре - в целом по прокуратуре.

    9.2.1.2. Формирование и хранение дел и надзорных производств у исполнителей запрещается.

    9.2.1.3. В дела и надзорные производства подшиваются только исполненные, правильно оформленные документы, относящиеся к разрешению одного вопроса, в хронологической последовательности. В каждое дело или надзорное производство подшивается не более 250 листов. Если документов больше, заводится второй том.

    Приложения большого объема группируются в отдельные тома.

    9.2.1.4. Документы подшиваются не позднее чем на третий день после их исполнения.

    9.2.1.5. Надписи на обложках дел и надзорных производств делаются тушью или светостойкими чернилами.

    Подлежат нумерации листы:

    всех дел;

    надзорных производств, передающихся на государственное хранение;

    надзорных производств по уголовным делам, расследуемым данной прокуратурой, или по делам, за расследование которых она осуществляет непосредственный надзор; в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, например, подлежат нумерации листы в надзорных производствах, формируемых в управлениях по расследованию особо важных дел, по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и в отделе по надзору за расследованием особо важных дел.

    Руководители прокуратур и структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ имеют право расширить перечень надзорных производств, листы которых необходимо нумеровать.

    Нумеруются листы графитным карандашом, причем каждый том отдельно. Запрещается нумеровать листы чернилами и цветными карандашами.

    Во все дела и перечисленные надзорные производства включается внутренняя опись документов (приложение 35) и в конце составляется и подшивается заверительная надпись (приложение 36).

    9.2.1.6. Дополнительные реквизиты при формировании секретных дел и надзорных производств регламентированы соответствующим Приложением о работе с секретными материалами, документами, делами.

    9.2.2. Формирование и оформление дел

    9.2.2.1. Исполненные документы группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел. В дела группируются документы одного года. Исключение составляют переходящие дела.

    9.2.2.2. Документы постоянного и временного сроков хранения группируются в дела раздельно. В одном деле допускается группировать документы с разными сроками хранения, когда они относятся к решению одного вопроса; по окончании делопроизводственного года из документов формируются два дела: одно - из документов постоянного, другое - из документов временного хранения.

    9.2.2.3. Приказы по общим вопросам группируются отдельно от приказов по личному составу.

    9.2.2.4. Документы коллегии группируются в два дела: протоколы, решения (первые экземпляры); материалы к заседанию коллегии (повестки дня, доклады, справки, заключения, проекты решения коллегии и др.). Протоколы располагаются в деле по номерам.

    9.2.2.5. Планы, отчеты, материалы к ним группируются в дела того года, к которому они по своему содержанию относятся (например, отчеты за 1993 г. должны быть отнесены к делам 1993 г., хотя они составлены в 1994 г.).

    9.2.2.6. На обложках дел (приложение 30) обязательно указываются крайние даты.

    Дела постоянного хранения заключаются в твердую обложку, прошиваются прочными нитками в четыре прокола.

    Дела временного хранения подшиваются в мягкую обложку.

    9.2.2.7. По окончании года на обложке каждого тома дела постоянного хранения указываются:

    В заголовках номера приказов, указаний, протоколов; например: с N 1 по N 100 или с N 101 по N 205;

    дата (число, месяц, год) начала и окончания дела;

    количество листов;

    Оговорка по форме: "Имеются такие-то документы за такие-то годы" (если в деле отложились документы за более ранние годы).

    9.2.2.8. По окончании года проводится отбор документов постоянного и временного хранения, подлежащих включению в опись (приложения 31, 32).

    Опись дел постоянного хранения в вышестоящей прокуратуре составляется по структурным подразделениям в отдельности, в остальных прокуратурах - в целом по прокуратуре.

    9.2.2.9. Опись ведется с единой порядковой нумерацией в течение нескольких лет и заканчивается по согласованию с Госархивом, в который прокуратурой передаются документы на хранение.

    Каждому тому дела или надзорного производства присваивается свой номер согласно описи.

    9.2.2.10. В годовом разделе описи дела, включающие организационно-распорядительные документы, располагаются в начале описи.

    В годовой раздел описи вносятся и дела постоянного хранения, делопроизводство которых не было завершено в течение года. В этом случае в конце годовых разделов описи каждого следующего года, в течение которого продолжалось делопроизводство, указывается: "Документы по данному году см. также в разделе за ______ год N ______".

    9.2.2.11. Годовые разделы описей (приложение 31) дел постоянного хранения составляются в четырех экземплярах, подписываются председателем ЦЭК или ЭК (после одобрения описи комиссией). Два экземпляра годового раздела описи направляются на утверждение в соответствующий госархив, после чего утверждаются руководителем прокуратуры. Первый экземпляр описи после утверждения остается в госархиве, второй возвращается в прокуратуру.

    В соответствии с утвержденными годовыми разделами описи прокуратура обязана в установленные сроки сдать в госархив на хранение все дела, внесенные в опись.

    9.2.2.12. Описи документов временного хранения (приложение 32) составляются в 2 экземплярах отдельно от описей документов постоянного хранения.

    9.2.2.13. Каждое дело (том) по описи дел постоянного хранения имеет свой порядковый номер, систематизация дел устанавливается архивом прокуратуры. Порядковые номера описям структурных подразделений на дела постоянного срока хранения присваиваются архивом прокуратуры.

    9.2.2.14. При передаче документов на хранение в Госархив описи должны иметь оглавление и заверительный лист.

    9.2.3. Формирование и оформление надзорных производств по обращениям, жалобам, уголовным, гражданским и арбитражным делам, спецдонесениям

    9.2.3.1. Обращения, жалобы, принятые к производству, и другие связанные с ними документы группируются в надзорных производствах. В каждой прокуратуре заводится одно надзорное производство по одному и тому же делу или по одному и тому же вопросу. Документы в нем группируются в течение нескольких лет, пока ведется переписка по этому делу (вопросу).

    9.2.3.2. Обращения, жалобы и иные документы подшиваются в мягкую обложку и располагаются в надзорном производстве в хронологическом порядке.

    Личные документы заявителя возвращаются владельцу с ответом о результатах разрешения его жалобы. В случае, если по письменному решению должностного лица, подписывающего ответ, личные документы не возвращаются, они вкладываются в отдельный конверт, который подшивается в надзорное производство, а заявитель извещается об этом решении.

    9.2.3.3. В надзорное производство, заведенное по расследуемому делу органами прокуратуры или МВД, подшиваются: копии постановлений о возбуждении уголовного дела, принятии дела к своему производству, создании следственно-оперативной группы, поручения следователя о проведении оперативно-розыскной деятельности; письменное сообщение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления; копии протокола о задержании подозреваемого, постановлений об объявлении розыска, об отстранении виновного от должности; письменные указания по делу; копии постановлений прокуроров об отмене процессуальных решений по делам и копии иных документов от имени прокуроров в пределах полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, применении меры пресечения, продлении срока следствия и содержания обвиняемого под стражей, приостановлении или прекращении дела, производстве обыска, выемке почтово-телеграфной корреспонденции, назначении экспертизы, помещении обвиняемого в лечебно-психиатрическое учреждение, решения суда по жалобе о законности и обоснованности ареста; план расследования по делу; копии обвинительного заключения, представления по делу об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления; справка следователя о реагировании на его представления; сопроводительное письмо о направлении дела в суд или другой орган; выписка из дела; заметки, тезисы или план речи в суде государственного обвинителя; копия приговора; копии кассационного протеста с отметкой о результатах рассмотрения дела, представления вышестоящему прокурору об опротестовании приговора в порядке надзора, а также другие документы, относящиеся к надзору за расследованием и законностью судебных постановлений по уголовным делам.

    9.2.3.4. Запрещается подшивать в надзорные производства подлинники протоколов допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, поступившие в ходе следствия жалобы и принятые по ним решения, а также другие процессуальные документы, которые должны находиться только в следственном деле.

    9.2.3.5. Законченные надзорные производства (примерно по 25 - 50 штук) хранятся в папках или коробках, на корешках которых указываются номера находящихся в них надзорных производств.

    9.2.3.6. Карточки по законченным перепискам хранятся в надзорных производствах.

    9.2.3.7. Сроки хранения надзорных производств проставляются оперативными работниками на обложках в соответствии с Перечнем документов органов прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения (М., 1997) при списании первых документов "В н/п".

    9.2.3.8. Надзорные производства с временными сроками хранения могут включаться в одну опись с делами временного хранения при сдаче их на хранение в архив прокуратуры, при этом они размещаются в описи после дел.

    Прохождение практики началось в канцелярии прокуратуры, где я сортировала архив, оформляла дела, изучала различные формы документов, занималась корреспонденцией и помогала осуществлять другие функции, присущие канцелярии.

    Порядок рассмотрения и исполнения документов в органах прокуратуры

    Документы передаются на рассмотрение и исполнение не позднее следующего дня после их поступления, при поступлении в пятницу во второй половине дня - не позднее понедельника. Срочные документы исполняются немедленно. Приказы, указания, обзоры и другие документы передаются для ознакомления по указанию руководителя прокуратуры или структурного подразделения. Лица, которые ознакомились с документом, расписываются на нем на отдельной странице, указывая дату и фамилию и др.

    Передача документов на всех этапах прохождения (на рассмотрение, исполнение от одного исполнителя к другому, с одного подразделения в другой) производится только через работников канцелярии по резолюции руководства.

    Наблюдательное производство передается в другое подразделение во временное пользование под расписку на карточке движения наблюдательного производства. Передача наблюдательных производств для постоянного использования, а также жалоб, дел и писем по жалобам и делам ведется через алфавитную картотеку с отметкой в книгах учета, когда и кому переданы документы; бумаги, которые не касаются переписки по жалобам и делам, - через корреспондентскую картотеку.

    Жалобы и заявления могут передаваться с одного подразделения в другой по соглашению руководителей структурных подразделений, а в спорных случаях - согласно с указанием руководителя прокуратуры, который ранее поставил резолюцию.

    Прием и первичная обработка входящей корреспонденции.

    Прием и первичную обработку входящих документов осуществляет в вышестоящей прокуратуре картотека или специально выделенный работник канцелярии, в районной, городской и приравненной к ним прокуратуре - начальник канцелярии, старший инспектор или инспектор.

    Корреспонденция сортируется на:

    • - жалобы, письма, заявления, телеграммы граждан;
    • - документы, которые относятся к переписке по жалобам и делам;
    • - уголовные и гражданские дела;
    • - другие документы.

    При этом отбираются документы, которые не подлежат регистрации. Руководителям вышестоящих прокуратур передают наиболее важные документы, которые требуют их решения.

    Анонимные обращения не регистрируются. Если в них содержатся сообщения о преступлении или о лицах, которые их совершили, они отправляются в органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность.

    Жалобы и другие документы, полученные работниками прокуратуры на личном приеме граждан или при выезде в другие прокуратуры, предприятия и учреждения, передаются ими для регистрации в установленном порядке не позднее следующего дня с отметкой о времени и месте получения документа.

    Работникам картотеки запрещается принимать жалобы, письма, заявления и другие документы непосредственно от граждан. Заявитель может опускать жалобы в ящик «Для жалоб и заявлений», который обязан быть в каждой прокуратуре и размещаться в доступном для граждан месте.

    Обращения граждан принимаются и оперативными сотрудниками на личном приеме.

    Жалобы из ящика вынимаются ежедневно и передаются в подразделение, которое занимается предварительным рассмотрением этих документов. При этом в них выделяются и подчеркиваются данные, необходимые для регистрации (фамилия, имя, отчество; год рождения; когда, каким судом рассмотрено дело; по каким статьям осужден, привлечен к другой ответственности; адрес заявителя и текст просьбы; в правом верхнем углу первой страницы проставляются первые буквы фамилии лиц, на которые следует завести алфавитные карточки, через дробь - лиц, на которых выписываются карточки-отправления, а при наличии приговора делается отметка «см. приговор».

    Регистрация документов.

    Документы регистрируются один раз: входящие - в день поступления, исходящие и внутренние - в день подписания. Регистрируются документы, которые требуют исполнения, жалобы граждан.

    Внутренние документы (приказы, указания, инструкции, задания и др.) регистрируются по тем же правилам, что и входящие документы. На таких документах проставляют индекс структурного подразделения и номер дело по номенклатуре, в которой они группируются.

    Документы регистрируются на карточках. Исходящие документы не подлежат дополнительной регистрации. Регистрация документов в журналах не разрешается.

    Во время регистрации жалоб алфавитную карточку выписывают на лицо, касательно которого подана жалоба. Карточка-отправление - на заявителя, если жалоба поступила от другого лица.

    При регистрации жалоб, по которым не заведено наблюдательное производство, а также жалоб, к которым прилагаются копии приговора, решения, постановления, определения суда; выводы (справок, определений) о проверке дел; постановления о возбуждении дела или принятия его к производству, о продлении срока следствия, наблюдательных производств и других документов по делам - алфавитные карточки заводятся на всех указанных в этих документах лицах (обвиняемых, осужденных, оправданных, истцов, ответчиков и др.). Кроме алфавитных карточек на них выписывают справки.

    После принятия решения по жалобе работник канцелярии cтруктурного подразделения указывает на оборотной стороне справки номер заведенного наблюдательного производства или, если оно не заведено, дату, номер и кому направлена жалоба, а также фамилию исполнителя, который принял решение по жалобе, и возвращает справку в алфавитную картотеку, где эти данные переносятся на алфавитную карточку, а справка уничтожается.

    Регистрация и учет наблюдательных производств.

    Учет наблюдательных производств осуществляется в каждом структурном подразделении в книге учета наблюдательных производств.

    Переписка по жалобам, принятых к производству, ведется за номером наблюдательного производства, который складывается из индекса структурного подразделения, порядкового номера книги учета наблюдательных производств и двух последних цифр года принятия жалобы к производству.

    Наблюдательные производства передаются оперативным сотрудникам с отметкой на карточке учета движения наблюдательного производства, какого числа, с каким документом (делом) и кому передано. Эти карточки сберегаются у инспектора по порядковым номерам.

    По жалобам, направленным на рассмотрение в подчиненные прокуратуры и другие органы без контроля, наблюдательные производства не заводятся. Сопроводительные письма по ним направляются за номером структурного подразделения с буквой «Р». Копии сопроводительных листов подшиваются в дело в хронологичном порядке. Не допускается направлять одним сопроводительным письмом дела и документы, не связанные между собой.

    Регистрация и учет уголовных и гражданских дел, затребованных в порядке надзора.

    Уголовные и гражданские дела затребываются, когда решение по ним вступили в законную силу, только в связи с обращением лиц, принимавших участие в рассмотрении дела, руководителей предприятий и организаций, которые являются сторонами в споре, поручением прокуроров высшего уровня либо когда решения касаются государственных интересов. Запрос подписывается руководителем прокуратуры или по его поручению руководителем структурного подразделения.

    Уголовные, арбитражные и гражданские дела, которые проверяются в порядке надзора, а также дела с представлением подчиненных прокуратур и те, что пришли для утверждения обвинительного заключения, регистрируются в алфавитной картотеке и учитываются в книгах отдельно по каждому разделу.

    Дела, затребованные для обобщения судебной и прокурорской практики, в алфавитной картотеке не регистрируются, а только учитываются в книгах с отметкой «Для изучения», наглядное производство по этим делам не заводится.

    Рассмотрение и исполнение документов.

    Руководитель прокуратуры или структурного подразделения обязаны рассмотреть документ не позднее следующего дня с момента регистрации, а срочные - немедленно и поставить резолюцию, которая должна иметь ясную и исчерпывающую резолюцию о порядке, характере, сроке исполнения, необходимости истребовании дела, других материалов либо выезде на место и др.

    На документе должна быть только одна резолюция. Другая резолюция, которая не должна дублировать предыдущую, допускается только в случае, если в ней конкретизируется порядок исполнения или уточняются исполнители. Прохождение документа с резолюцией со времени ее наложения руководителем к непосредственному исполнителю не должно превышать одного дня. Резолюция пишется на свободном от текста месте, а если документ подлежит возврату, то на отдельном листе.

    Если исполнение жалобы либо другого документа поручается нескольким подразделениям или должностным лицам, то эта жалоба либо документ передается непосредственному исполнителю, указанному в резолюции первым. Он несет ответственность за исполнение и организовывает проверку жалобы либо проверку с документом в полном объеме, при необходимости снимает копии либо делает выборки и передает руководителю соответствующего подразделения. Вместе с другими управлениями, отделами готовит единое поручение, ответ заявителю или должностному лицу.

    Ответственность за качественную и своевременную подготовку материалов одинаково несут все должностные лица, указанные в резолюции руководителя прокуратуры или структурного подразделения.

    Срок исполнения документов, жалоб отсчитывается со дня поступления их в прокуратуру, а документов, которые требуют перевода, - со дня их перевода.

    Если окончание срока исполнения выпадает на нерабочее время, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Исполнитель несет ответственность за исполнение по существу и в установленный срок. Перед передачей подготовленного документов на подпись исполнителем проверяется его текст, правильность оформления, наличие необходимых виз и приобщаются материалы проверки.

    Обзор документа

    С 1 января 2012 г. в органах и учреждениях прокуратуры России вводятся новые правила делопроизводства. Необходимость их разработки обусловлена выведением из структуры органов прокуратуры Следственного комитета.

    В целом порядок делопроизводства остался прежним. Для автоматизации деятельности работников делопроизводственных и архивных служб используется АИС "Архивное дело".

    Утверждены новые формы применяемых документов. Расширен перечень тех, что скрепляются гербовой печатью. Сюда дополнительно включены предписания органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о предоставлении документов для ознакомления и проверки; поручения на участие в судебном заседании; записи в трудовую книжку работника; трудовые договоры; аттестационные и экзаменационные листы гражданских служащих.

    Расширен перечень информации, сообщаемой по устным (телефонным) запросам граждан и организаций. Работники делопроизводственных служб могут назвать входящий регистрационный номер документа и дату его регистрации; наименование и телефон структурного подразделения, где находится на рассмотрении обращение. Также сообщаются дата направления ответа и исходящий номер документа, сведения о продлении срока рассмотрения обращения.

    Новые правила не касаются работы с материалами, содержащими служебную информацию ограниченного доступа.

    Прежняя инструкция по делопроизводству утратила силу.

    Районная прокуратура Неверкинского района входит в систему Прокуратуры Российской Федерации и подчиняется непосредственно Прокуратуре Пензенской области.

    Задача прокуратуры района заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.

    Делопроизводством в районной прокуратуре занимается канцелярия, которая является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно прокурору района.
    Основными задачами канцелярии прокуратуры, зафиксированными в положении, являются:

    • совершенствование системы делопроизводства в прокуратуре;
    • подготовка и оформление документов в соответствии с действующими стандартами и правилами;
    • оптимизация системы документооборота в прокуратуре;
    • контроль за прохождением и исполнением документов в прокуратуре;
    • участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений;
    • повышение уровня подготовки работников прокуратуры в области делопроизводства.

    Основные функции канцелярии прокуратуры:

    • документационное обеспечение деятельности прокуратуры;
    • своевременная обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, доставка ее по назначению; контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением;
    • регистрация, учет, хранение и передача соответствующим должностным лица документов текущего делопроизводства, в том числе приказов и распоряжений руководства, формирование дел и сдача их на хранение;
    • исполнение инструкций и других нормативно-правовых документов по ведению делопроизводства в прокуратуре;
    • методическое руководство организацией делопроизводства в подразделениях, контроль за правильным формированием, хранением и своевременной сдачей дел в архив, подготовка справок о соблюдении сроков исполнения документов; печать и размножение служебных документов.

    Работа с документами в Прокуратуре ведется согласно «Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях» (утверждена приказом Генерального прокурора РФ
    от 05 июня 2008 г. № 107). Положения инструкции, касающиеся правил оформления документов, соответствуют ГОСТ Р 6.30-2003. Среди организационно-распорядительных документов, на оформление которых распространяется инструкция, в отличие от традиционных видов, указаны доклад, заключение, памятка, представление, протест, сводка и специальное донесение. Они в инструкции определены следующим образом:

    • доклад – документ, содержащий изложение определенных вопросов, выводов, предложений и предназначенный для устного прочтения;
    • заключение – документ, содержащий мнение учреждения, комиссии, специалиста по конкретному документу или вопросу;
    • памятка – краткая инструкция по какому-либо вопросу;
    • представление – акт прокурорского реагирования, вносимый в государственные органы, общественные организации и должностным лицам, содержащий изложение и анализ фактов, послуживших основанием для внесения представлений, а также предложения об устранении нарушений закона, способствующих им условий и подлежащий рассмотрению в установленный законом срок;
    • протест – акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт государственного органа или должностного лица, содержащий мотивированное требование об отмене незаконного правового акта или приведении его в соответствие с законом;
    • сводка – документ, содержащий обобщенные сведения по одному вопросу (сводка предложений, замечаний, разногласий, документооборота и т. п.);
    • специальное донесение – документ, содержащий информацию об отдельных происшествиях, результатах расследования определенных категорий дел, выявлении существенных нарушений законов, направляемый в вышестоящие органы.

    Доклад, заключение, памятка и сводка оформляются по правилам оформления докладной записки. Представление, протест и специальное донесение оформляются по правилам оформления письма. Сотрудники канцелярии районной прокуратуры принимают все судебные дела и корреспонденцию, поступающие как по почте, так и поданные (доставленные) непосредственно в прокуратуру.

    Полученные документы затем распределяются на регистрируемые и нерегистрируемые. На регистрируемых проставляется отметка о поступлении – в виде штампа. Образец штампа представлен на рис. 1.

    Ценные письма, бандероли и посылки, поступающие в прокуратуру, учитываются в Книге учета ценных писем, бандеролей, посылок и передаются по назначению под расписку.

    Затем устанавливается должностное лицо, которому следует передать на рассмотрение или исполнение документ (их складывают в специальные папки). Работник канцелярии в случае необходимости приобщает к поступившему документу наряд с предыдущей перепиской по данному вопросу.

    Обработка, рассмотрение и передача документов исполнителям проводится в день их поступления, а срочных документов – немедленно.
    Лицо, предварительно рассматривающее документы, в силу выполняемых им обязанностей, получает доступ ко всей поступающей в прокуратуру документации. Этот сотрудник должен пользоваться доверием, строго соблюдать служебную этику и хранить служебную тайну. Утечка информации по конкретному проверочному материалу, уголовному делу может значительно осложнить ход проверки, расследования.

    Передача документа ответственному исполнителю осуществляется под расписку в карточке. Перемещение документов между исполнителями также осуществляться под роспись. Исполнитель получает документы в день их регистрации или на следующий день в соответствии с указанием прокурора. Если документ предназначен для исполнения несколькими лицами, то с него снимается копия и устанавливается очередность исполнения.

    Контроль исполнения поручений, зафиксированных в документах, осуществляют заведующий канцелярией или лица, назначенные прокурором. В прокуратуре района применяется ручная сроковая картотека, по которой легко можно узнать, что и на какой день должно быть исполнено.

    Работник канцелярии в начале рабочего дня проверяет сроковую картотеку, карточки по неисполненным заданиям текущего дня вынимаются, и уточняется, будут ли они исполнены своевременно. Если выполнение задания срывается и необходим перенос срока исполнения, об этом докладывается прокурору. Срок исполнения может быть изменен только прокурором, установившим его.

    Наряду с текущим контролем ведется предупредительный контроль. Для этого по карточкам выявляются документы, срок исполнения которых истекает через три дня, о чем предупреждаются конкретные исполнители. Ежедневный контроль приучает всех работников к тому, что исполнение каждого задания необходимо обеспечить в заданный срок. После снятия документа с контроля карточки переставляются в алфавитную картотеку.

    Сроки исполнения документов исчисляются в календарных днях с даты их поступления в прокуратуру. Сроки исполнения документов определяются прокурором района, исходя из срока, установленного организацией, направившей документ, или сроков, установленных законодательством. Конечная дата исполнения указывается в тексте документа или в резолюции прокурора.

    Перечень сроков исполнения некоторых документов, принятый в районной прокуратуре:

    • предложения, заявления и жалобы граждан, не требующие дополнительного изучения и проверки, в их числе те, по которым нужно дать разъяснения, – до пятнадцати дней;
    • требующие дополнительного изучения и проверки – до одного месяца;
    • жалобы военнослужащих и членов их семей – до семи дней; требующие проверки – до пятнадцати дней;
    • жалобы на действия органа дознания или следователя в связи с производством предварительного расследования – до трех дней;
    • отдельные требования о производстве следственных или розыскных действий – до десяти дней;
    • письма-запросы вышестоящих прокуратур – до трех дней;
    • по обращениям депутатов, в случае необходимости проверки или дополнительного изучения вопросов, информация дается в трехдневный срок с момента поступления обращения, а затем окончательный ответ представляется депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации – не позднее двадцати дней;
    • решения коллегий, постановления оперативных совещаний при руководителе прокуратуры, структурного подразделения – исполняются согласно указанному в них сроку, а также в случаях поступления обращений, взятых на контроль должностными лицами государственных органов власти и управления, – безотлагательно или не позднее установленного конкретного срока.

    Если в силу объективных причин исполнитель не укладывается в отведенный срок разрешения какого-либо обращения, то срок продлевается прокурором района с обязательным уведомлением заявителей, а также органа или лица, направившего обращение, о причинах задержки и характере принимаемых мер. Исполнитель должен обратиться с рапортом к прокурору о продлении срока, указав причины невозможности разрешения обращения в срок.

    Документ считается исполненным и снимается с контроля после выполнения заданий. Исполненные документы подшиваются в дело.
    Отметки прокуроров об исполнении в обязательном порядке подписываются и датируются. Подшивать документы без соответствующих отметок прокуроров не разрешается.

    Сотрудник канцелярии, принявший документ для отправки, делает отметку об этом на его втором экземпляре. Обычно это роспись сотрудника канцелярии и дата. Лишь при наличии такой отметки этот документ может быть помещен в надзорное производство, уголовное дело. Если же подобной отметки нет, то в ходе расследования, а затем и судебного рассмотрения может оспариваться сам факт отправки документа.

    Документы, адресуемые организациям, расположенным в пределах данного населенного пункта, передаются с нарочным под расписку в Книге учета документов, отправленных с нарочным. Форма книги представлена на рис. 2.Заказные письма, бандероли и посылки сдаются на почту по описи, в которой указывают номера документов, дату отправки, адреса и вид отправления.

    Прокуратура в процессе своей деятельности создает много различных документов для решения своих внутренних проблем.
    Обычно внутренние документы на этапе их подготовки и оформления имеют порядок прохождения исходящих документов, а на этапе исполнения (использования) – входящих документов.

    Проекты распорядительных документов после подготовки поступают в канцелярию, которая осуществляет контроль за правильностью их оформления. Подготовленный для печатания документ должен быть написан исполнителем разборчиво на стандартных листах бумаги.
    Передаваемые для печатания рукописи, равно как и вставки, сноски, поправки, должны быть написаны на одной стороне листа, с соблюдением правил орфографии, пунктуации, использованием чернил синего, фиолетового или черного цвета. Особое внимание обращается на правильное и четкое написание фамилий, специальных терминов, наименований ведомств и организаций, географических названий.

    Не принимаются для печатания небрежно и неразборчиво написанные черновики. В верхнем левом углу рукописи указываются количество экземпляров, фамилия и номер телефона исполнителя, дата направления в отдел подготовки документов, номер переписки.

    Документы оформляются в порядке их поступления. В первую очередь печатаются документы особого контроля, адресованные руководителям органов государственной власти и управления, приказы, указания, распоряжения, материалы координационных совещаний, заседаний коллегий и отдельные документы по поручению руководства прокуратуры или следственного органа.

    Все документы должны печататься четко, без ошибок, с расположением и оформлением текста в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003,соблюдением правил написания отдельных наименований, слов и словосочетаний, даты, чисел, единиц измерения и т. д.
    Оформленные документы передаются на подпись прокурору района, а потом регистрируются.

    Регистрация преследует цели учета документов, контроля за их исполнением и справочной работы по документам. В первую очередь регистрируются документы особого контроля, поручения руководства прокуратуры и обращения с личного приема.

    Документы регистрируются один раз: входящие – в день поступления, внутренние и исходящие – в день подписания.
    Поступающие в прокуратуру района обращения, жалобы и относящиеся к ним документы регистрируются в алфавитной картотеке. Пример алфавитной карточки представлен на рисунке 3.

    Алфавитные карточки заводятся на всех указанных в документах лиц (обвиняемых, осужденных, оправданных, истцов, ответчиков и др.) при регистрации первичных обращений, а также обращений, к которым приложены копии приговора, решения, определения, постановления суда, заключений (справок, постановлений) о проверке дел, постановлений о возбуждении дел или принятии к производству, о продлении срока следствия, надзорных (наблюдательных, контрольных) производств и других документов по делам.

    Рис. 3 Лицевая и оборотная сторона Алфавитной карточки

    При регистрации дел, документов (спецдонесений и др.)или жалоб, к которым приложены приговоры, определения и т. п., допускается заводить алфавитную карточку только на основное лицо (от которого поступила или в отношении которого подана жалоба), а на всех остальных (обвиняемых) – ссылочные карточки. Пример ссылочной карточки представлен на рис. 4.

    Рис. 4 Ссылочная карточка

    Последующие жалобы и документы в отношении одного и того же лица или вопроса регистрируются на оборотной стороне имеющейся алфавитной карточки с указанием, когда и от кого поступил документ, куда и за каким номером направлен, передан. На жалобе проставляется номер надзорного (наблюдательного, контрольного) производства, а также единица административно-территориального деления (республика, край, область и т. п.).

    На надзорные производства (н/п), заводимые по обращениям, принятым к разрешению данной прокуратурой, заводятся Карточки учета движения н/п. В карточке записываются в порядке поступления первичные обращения с указанием фамилии заявителя и даты передачи. После принятия решения делается отметка о номере надзорного (наблюдательного) производства. Пример карточки учета движения н/п представлен на рис. 5.

    Уголовные и другие дела, материалы проверок и служебных расследований, истребованные в связи с разрешением обращений, решением вопроса об обжаловании решений суда, учитываются в Книгах учета поступления и прохождения уголовных и других дел, материалов проверок, истребованных в связи с разрешением обращений (учета уголовных дел, изучаемых в порядке процессуального контроля) и регистрируются на алфавитной картотеке. Форма книги представлена на рис. 6.

    Копии постановлений о возбуждении уголовных дел и материалов

    к ним, поступивших от следственных органов либо органов дознания, учитываются в книгах, одна из которых показана на рис. 7.


    п/п

    Дата
    поступ-ления

    Номер
    надзорно-
    го (наблю-
    дательно-
    го, кон-
    трольного)
    производ-
    ства

    Ф.И.О. осуж-
    денного (по-
    терпевшего,
    подозрева-емого, обвиняемого)

    Откуда получено дело, номер, количество томов, для какой цели

    Дата и рас-
    писка
    делопроизводи
    теля
    в получении

    Дата и
    расписка опер. работника в получении

    Дата и
    расписка дело-производителя, получившего дело от опер. работника

    Куда, когда, за каким номером направлено

    Дата и
    Расписка в получении
    дела для
    отправки

    Дата и время поступления в прокуратуру

    Дата и время передачи прокурору (заместителю прокурора)

    Отметка о получении

    Время, дата и решение,
    принятое прокурором (его заместителем)

    Дальнейшее движение по материалу

    Рис. 7 Форма Книги учета копий постановлений о возбуждении уголовных дел и материалов к ним, поступивших от следственных органов

    В отдельных книгах учитываются копии постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел.

    Сообщения о преступлениях, поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами связи, учитываются в своей книге. Далее они безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Возбужденные и принятые к производству уголовные дела, в том числе поступившие из других органов и принятые следственными органами Следственного комитета к своему производству, регистрируются в алфавитной картотеке и учитываются в книгах учета уголовных дел.

    Регистрация ведомственной корреспонденции, т. е. документов, поступающих из прокуратур, учреждений, предприятий, организаций, по вопросам, не относящимся к уголовным и гражданским делам, осуществляется на корреспондентских карточках. Корреспондентская карточка заполняется в одном экземпляре. Календарная шкала корреспондентской карточки используется для контроля за исполнением документов. На рисунке 8 представлена лицевая сторона корреспондентской карточки, а на рисунке 9 – оборотная сторона.

    Рис. 9 Оборотная сторона Корреспондентской карточки

    До исполнения документа карточка хранится у работника канцелярии в контрольной картотеке. После исполнения документа работником канцелярии заполняются соответствующие графы карточки, и она переставляется в картотеку исполненных документов. Карточки в картотеках расставляются по корреспондентам. В работе находятся картотеки за текущий и прошедший годы. Общий срок хранения карточек – три года.

    Одна из главных целей регистрации – создание банка данных о документах. Работники канцелярии прокуратуры на основе этого банка данных обязаны за несколько минут ответить на вопросы двух типов:

    • у кого, где, в какой стадии работы находится любой документ;
    • в каких документах можно найти информацию по конкретному вопросу.

    Владение всей совокупностью информационно–документационных ресурсов – главнейшая задача канцелярии. Для выполнения именно этой задачи записываются в регистрационные формы все данные о документах.