Не допускается привлечение к материальной ответственности военнослужащего. Законодательная база российской федерации

Современная армия насыщена дорогостоящим вооружением и оборудованием. Всё военное имущество де-юре является собственностью российского государства. Оно передаётся в оперативное пользование военнослужащим для выполнения ими поставленных задач укрепления обороноспособности страны. Условия использования военного имущества регулируются положениями статей федерального законодательства. Одной из основных задач служащих ВСРФ является бережное отношение к армейскому имуществу и технике, поддержание его в боеспособном состоянии.

Но, к сожалению, требования армейских уставов и федерального закона «Об обороне» не всегда исполняются должным образом. В результате небрежного отношения или прямого преступления материальной базе воинских подразделений может наноситься ущерб. В этих случаях предусматривается привлечение военнослужащих к материальной ответственности в полном соответствии с положениями действующего законодательства.

Как и все прочие граждане, которым передаётся во временное пользование некое имущество, служащие российской армии несут ответственность за сохранность техники и оборудования, находящегося в их непосредственном ведении. Под этим подразумевается грамотная эксплуатация в соответствии с требованиями технического регламента, своевременное обслуживание боевого вооружения, снаряжения техники и прочего армейского имущества. Служащие, по вине которых произошёл выход из строя, либо утрата доверенного им имущества, подлежат ответственности, предусмотренной положениями действующего российского законодательства.

Основополагающим нормативом здесь является федеральный закон 161 о материальной ответственности военнослужащих. Он предусматривает обязанность виновника причинённого ущерба возместить все убытки, понесённые от его поступков или преступного бездействия.

Законом устанавливаются следующие юридические аспекты:

  • Служащие ВСРФ, виноватые в нанесении армии ущерба из-за ненадлежащего выполнения своих воинских обязанностей, подлежат финансовому взысканию исключительно в величине реально нанесённых убытков.
  • Взыскание компенсации производится строго в соответствии с положениями действующих законодательных актов.
  • Не допустимо привлечение служащего к какому-либо виду взыскания, если армейская техника, снаряжение было повреждено или уничтожено в ходе выполнения поставленных ему боевых задач, или при исполнения распоряжений вышестоящего командования.
  • Не подлежат компенсации конкретным лицом убытки, нанесённые военному имуществу в результате неких форс-мажорных ситуаций – стихийных бедствий, военных действий.
  • Временные сроки, в течение которых возможно наложение на служащего ВСРФ мер ответственности, ограничиваются тремя годами, считая с момента установления нанесённых им убытков.

Материальная ответственность военнослужащих бывает двух видов – полная и ограниченная. Они устанавливаются в результате проведения служебного расследования и выявленных по её итогам фактов.

Ограниченная ответственность налагается:

  • На все категории служащих ВСРФ за убытки, нанесённые по неосторожности, либо без злого умысла. Подобный непредумышленный ущерб подлежит компенсации в сумме, не превышающей денежного довольствия за один месяц плюс послужной выплате.
  • На все категории служащих, за исключением солдат срочной службы, когда их вине был нанесён финансовый ущерб армейскому подразделению, связанный с наложением на неё штрафных санкций. Сюда относятся штрафы, вызванные выплатой неустойки за простой грузов (железнодорожных вагонов, транспортных контейнеров, морских и речных судов, автотранспортных средств), предназначенных для воинского подразделения. Штрафные выплаты за завышение данных относительно реальных объёмов выполненных работ. Штрафные санкции за несвоевременное внесение обязательных взносов в государственные фонды. Во всех вышеперечисленных случаях виновники несут максимальную финансовую ответственность в сумме, эквивалентной 2-м месячным окладам и 2-х выплат за выслугу.
  • На воинский командный состав, вследствие неправомерных распоряжений которых нарушается нормативный режим хранения, эксплуатации, транспортировки военного имущества. Из-за непринятия ими должных мер для сохранности вверенных им материальных ценностей, в результате чего произошла их порча, уничтожение или хищение. В данном случае ответственность виновных должностных лиц устанавливается в размере понесённых государством убытков, но сумма взыскания не может превышать месячного размера финансового довольствия.
  • На начальствующий состав, допустивший неправомерное увольнение персонала со службы; переводе на другое место без веских причин; назначении на должность, не соответствующую военной специальности. Размер налагаемого в данном случае взыскания не должен превышать 3-х месячных денежных и 3-х послужных выплат.

Полная ответственность

В ряде ситуаций, предусмотренных федеральным законодательством, материальная ответственность военнослужащих наступает в полном объёме, в соответствии с нанесёнными ими убытками. Это возможно при совершении служащими ВСРФ следующих действий:

  • Порча или утрата собственности армейского подразделения материально ответственным лицом, которому оно было передано для временного сохранения, транспортировки и прочих целей.
  • Неких преступных деяний, подпадающих под юрисдикцию российского уголовного законодательства. Предумышленное выведение техники и оборудования из строя; его хищение; преступная халатность при выполнении служебных задач, в результате чего имуществу воинской части был причинён ущерб.
  • Умышленных преступных действий, повлекших причинение травм и иного вреда жизни и здоровью третьих лиц. Тогда виновник обязан в полном объёме оплатить государству расходы на лечение потерпевшего и выплаты, произведённые ему в качестве компенсации морального вреда.
  • Убытки, понесённые государством из-за действий военнослужащего, находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих медицинских препаратов. Данное положение применяется только если виновник преднамеренно привёл себя в состояние опьянения.

Определение размера понесённого государством ущерба осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами. Денежная сумма, подлежащая взысканию, определяется таким образом:

  • С учётом действительных в настоящий момент времени государственных расценок на повреждённое или уничтоженное военное имущество. Оценка производится исходя из данных учётных документов воинской части. Расценки на боевую технику и оборудование устанавливаются уполномоченными госорганами в соответствии с закупочными ценами и расходами прочими сопутствующими расходами.
  • При оценке убытков необходимо учитывать степень эксплуатационного износа имущества, подвергшегося порче или уничтожению. Цена ущерба при этом не должна быть менее стоимости на момент его утилизации или сдачи на переработку.
  • Когда непредусмотренные затраты произошли из-за неправомочных кадровых решений командного состава (увольнений, переводов, назначений служащих), виновник компенсирует их в соответствии с расчётами финансовой части.
  • Затраты на лечение третьих лиц, пострадавших от преступных деяний служащего ВСРФ определяется из полной суммы стоимости медицинских услуг, включая расходы на услуги медперсонала и приобретение медикаментов.
  • Если в причинении вреда снаряжению и техники виновны несколько человек, то доля каждого в общей сумме денежной компенсации устанавливается после произведения внутреннего расследования. По результатам расследования определяется реальная степень вины в произошедшем каждого отдельного лица.
  • При применении к виновникам уничтожения/повреждения собственности армейского подразделения ограниченной ответственности, размер заработной платы устанавливается на момент вынесения постановления о взыскании.

Порядок взыскания денежной суммы

При взыскании с виновника средств, необходимых для компенсации нанесённых им убытков, необходимо произвести ряд процессуальных действий. Они прописаны в нормативных актах и выполняются в следующем порядке:

  • Командованием воинского подразделения издаётся распоряжение о проведении внутреннего расследования. В нём указывается причина проведения проверки. До ответственных лиц доводится информация о порядке и сроках проведения административного разбирательства. Другой способ инициировать расследование – утверждающая резолюция, поставленная командиром в/ч на рапорте ответственного лица.
  • Назначить должностное лицо, ответственное за произведение всех необходимых следственных мероприятий. В случае необходимости создаётся комиссия из представителей военной специальности, в сферу деятельности которых входит повреждённое имущество.
  • Производится подробный анализ ситуации, приведшей к выходу из строя или уничтожению боевой техники и оборудования. Комиссия знакомиться с кругом должностных обязанности подозреваемых лиц, выясняет конкретные обстоятельства происшествия. По результатам расследования определяется конкретный виновник или группа лиц, деятельностью которых был нанесён ущерб.
  • Устанавливается причины совершения произошедшего нарушения – по неосторожности, по халатности, в ходе предумышленного преступного деяния. По итогам этого выносится постановление о привлечении виновника к полному или частичному возмещению последствий проступка. Если виновных в происшествии несколько, следует установить долю вины каждого из участников.
  • Производится исчисление понесённого армией ущерба. Если техника или оборудование не подлежат восстановлению, определяется их полная стоимость в соответствии с закупочными расценками. При этом из полученной суммы убирается размер амортизационного износа, определяемый в соответствии с действующими нормами для каждого конкретного объекта материальной базы.
  • Если повреждённая техника подлежит восстановлению, комиссией устанавливается стоимость ремонтных работ и необходимых для этого запчастей и комплектующих. Расчёт необходимых для этого затрат производится финансовым отделом воинского подразделения с составлением соответствующего отчёта.
  • При невозможности установить собственными силами точную сумму затрат на ремонт, комиссия вправе привлечь к своей работе экспертов. На основании их выводов о характере повреждений, целесообразности и трудоёмкости ремонтных работ, членами комиссии определяется полная сумма затрат.
  • При выявлении в ходе расследования признаков уголовного преступления, председатель комиссии или ответственное лицо должно незамедлительно уведомить об этом командира части.
  • Уполномоченные лица берут письменные показания у подозреваемых и свидетелей относительно обстоятельств произошедшего.
  • По результатам произведённой проверки членами комиссии составляется рапорт на имя командования, к которому прилагается вся необходимая пояснительная документация. Это акты технического обследования, объяснительные записки от фигурантов дела, рапорты должностных лиц, отчёты о проведении эксплуатационных действий с техникой.

В составленном рапорте члены комиссии должны указать:

  • Характеристики произведённого виновниками происшествия деяния – ненадлежащее выполнение обязанностей, непредумышленная порча, преступный умысел. По итогам этого определяется вид материальной ответственности военнослужащего, либо он полностью освобождается от возмещения финансовых потерь.
  • Подробное описание всех обстоятельств разбираемого происшествия, с указанием задействованных в нём лиц.
  • Перечень законодательных актов и армейских уставов, которые были нарушены виновными лицами.

После этого составленный рапорт заверяется всеми членами административной комиссии, и передаётся для ознакомления заместителю командира подразделения, в сферу деятельности которого вменяется курирование произведённого расследования.

После прочтения рапорта он передаёт его начальству в/ч, либо отправляет на доработку – проведение повторного разбирательства, уточнения отдельных обстоятельств и фактов. По итогам произведённого разбирательства командование части издаёт приказ о наложении на виновных лиц необходимых мер взыскания.

Материальная ответственность военнослужащих

    Гражданам, проходящим военную службу, рекомендуется изучить Федеральный закон РФ 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих » (далее - Закон № 161-ФЗ). Именно он регулирует все вопросы, связанные с компенсацией военнослужащим причиненного ущерба в самых разных ситуациях. Разберемся в этих вопросах более детально.

    Понятие материальной ответственности военнослужащего

    Согласно Закону № 161-ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность, но только в определенных случаях. В частности, ст. 3 Закона № 161-ФЗ установлено, что для них предусматривается компенсация только реального ущерба, причиненного по их вине.

    Ущерб, причиненный военнослужащим вследствие исполнения приказа командира (начальника), не может быть основанием для привлечения исполнившего приказ к материальной ответственности. То же правило распространяется на ущерб, причиненный в результате оправданного служебного риска, а также обстоятельств непреодолимой силы.

    Закон № 161-ФЗ регулирует вопросы компенсации материального ущерба, причиненного военнослужащими при исполнении своих обязанностей. Если при причинении ущерба военнослужащий находился в отпуске или другом месте, т.е. не исполнял свои прямые обязанности, он будет нести гражданско-правовую ответственность за ущерб.

    Виды материальной ответственности военнослужащих

    В соответствии со ст. 4 и ст. 5 Закона № 161-ФЗ, материальная ответственность военнослужащего может быть:

  • полной;
  • ограниченной.

Обстоятельства для наступления полной материальной ответственности должны быть следующими (должно присутствовать хотя бы одно из перечисленных обстоятельств):

  • имущество было передано военнослужащему под отчет для перевозки, хранения, выдачи, пользования либо иных целей, но в результате было повреждено;
  • повреждение либо уничтожение имущества было умышленным (включая хищение, незаконное расходование или использование);
  • имущество было повреждено либо уничтожено в результате действий (бездействия) военнослужащего, в которых содержатся признаки состава уголовного преступления (в этом случае предусмотрена уголовная и материальная ответственность военнослужащих);
  • ущерб был нанесен военнослужащим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (добровольно);
  • ущерб был нанесен лицам в результате умышленных действий военнослужащего, которые повлекли затраты на лечение пострадавших военнослужащих в медицинских организациях.

Материальный ущерб подлежит возмещению вне зависимости от того, будет ли военнослужащий привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия, которые повлекли такой ущерб.

Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо имуществу, которое не было передано под отчет, военнослужащий несет ограниченную материальную ответственность.

На практике очень часто военнослужащих пытаются привлечь к полной материальной ответственности в нарушение положений Закона № 161-ФЗ. Особенно распространена данная практика в отношении военнослужащих по призыву.

Данные правила возмещения касаются материального ущерба, причиненного как непосредственно воинской части, так и третьим лицам. Во втором случае воинская часть имеет право регресса, т.е. при самостоятельной компенсации ущерба третьим лицам может подать в суд исковое заявление о взыскании суммы компенсации с виновного в причинении ущерба военнослужащего.

Законодательное регулирование материальной ответственности военнослужащих

В случае ограниченной материальной ответственности важно понимать, что размер компенсации будет разным для военнослужащих по призыву и по контракту. Так, в п. 1 ст. 4 Закона № 161-ФЗ установлено, что:

  • ограниченная материальная ответственность военнослужащих по контракту равна размеру причиненного им ущерба, однако не может быть более одного оклада месячного денежного довольствия и одной месячной надбавки за выслугу лет (в среднем, максимальный размер такой компенсации будет составлять порядка 50-60 тыс. рублей, в зависимости от величины оклада и надбавок);
  • для военнослужащих по призыву максимальный размер компенсации не может превышать двух окладов месячного содержания.

Требование материальной компенсации в случае повреждения или утраты предметов вещевого имущества личного пользования (военной формы и т.п.) с военнослужащих по призыву является незаконным. При этом не важно, произошла ли такая утрата или повреждение по вине военнослужащего или нет.

Согласно п. 30 Постановления № 390 от 22.06.2006 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» в случае, если утрата или повреждение полученных предметов вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать точно такие же новые предметы. Если же утрата или повреждение произошли по вине военнослужащего, то ему выдаются не новые предметы вещевого имущества, а просто годные к носке. Какие-либо сборы денег с военнослужащих по призыву на закупку формы являются вымогательством, которое согласно ст. 163 Уголовного кодекса РФ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет.

Определение размера ущерба

Для того, чтобы определить размер ущерба, командир воинской части вправе назначить административное расследование. Это требование установлено ст. 7 Закона № 161-ФЗ.

При определении размера ущерба принимаются во внимание фактические потери, а расчет осуществляется на основании цен, которые действуют в день обнаружения ущерба в данном территориальном субъекте.

Цены на военную технику, боеприпасы, вооружение определяются уполномоченными на то органами государственной власти.

Степень износа имущества принимается во внимание, однако размер компенсации не может быть ниже, чем стоимость утиля (лома) данного имущества. Если материальный ущерб был причинен сразу несколькими военнослужащими, то при определении размера компенсации во внимание принимается степень вины каждого из них.

Порядок возмещения ущерба военнослужащими

В случае ограниченной материальной ответственности возмещение ущерба производится по приказу командира воинской части, который удерживает требуемую сумму из денежного довольствия военнослужащего. Такой приказ издается в течение двух недель после завершения административного расследования по делу (или расследования о дисциплинарном проступке военнослужащего).

В случае полной материальной ответственности, когда размер ущерба превышает один месячный оклад и одну месячную надбавку по выслуге лет, привлечение к возмещению ущерба осуществляется через суд. Иск может быть подан командиром части.

В случае несогласия с приказом командира о возмещении ущерба, военнослужащий может воспользоваться правом на обжалование такого приказа вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке.

После вынесения решения судом из денежного довольствия военнослужащего будет удерживаться определенный размер суммы согласно исполнительному листу, но согласно ст. 12 Закона № 161-ФЗ не более 50% ежемесячного довольствия. При этом у военнослужащего есть право добровольно компенсировать причиненный ущерб (полностью либо частично).

Если военнослужащий уволился, не возместив причиненный ущерб, к нему также будут применяться правила исполнительного производства по взысканию задолженности.

Таким образом, вопрос материальной ответственности военнослужащих достаточно детально изложен в законодательстве Российской Федерации. Однако в процессе привлечения к ответственности и возмещения ущерба могут возникнуть некоторые нюансы, с которыми трудно разобраться самостоятельно. Особенно это касается ситуации с возмещением ущерба в полном объеме, когда сумма ущерба превышает один оклад месячного довольствия. В этом случае в процессе разбирательства в суде важен учет множества деталей, которые могут повлиять на результат. Вот почему при привлечении к материальной ответственности лучше сразу обратиться к опытным юристам, которые детально проанализируют ситуацию и найдут оптимальное решение проблемы. Просто заполните форму обратной связи или позвоните по указанным на сайте телефонам, и наши специалисты окажут вам всестороннюю правовую помощь.

Для правильного понимания нижеприведенного текста целесообразно вначале дать определение терминов – их грамотная трактовка гарантирует от неоправданно расширенных формулировок и, как следствие, размытия границ понятий.

Термин «военнослужащий» понимается как имеющий отношение к лицу, состоящему на одноименной службе . В более широком смысле – это лицо, наделенное специфическими должностными обязанностями для решения задач в сегменте обороны и защиты государства. Данный статус предполагает наличие специфического правового режима в отношении указанной категории лиц.

Статус приобретается с момента начала прохождения воинской службы и прекращается одновременно с истечением ее срока.

ВАЖНО: несмотря на наличие специального статуса, военнослужащие, оставаясь гражданами РФ, должны в полной мере соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные законодательные акты, обязательные для исполнения всеми гражданами страны (п.16 Указа Президента № 1495 в редакции от 25.03.2015).

Следующее понятие, требующее расшифровки – «материальная ответственность» (далее в тексте – МО). В общей теории права оно предполагает обязанность лица, причинившего (вне зависимости от умысла) вред иному лицу, принять меры к возмещению ущерба – в полном или ограниченном объеме.

В контексте данной статьи понятие рассматривается как наступление аналогичных правовых последствий для конкретного военнослужащего . Подразумевается обязанность возместить причиненный вред – в качестве «иного лица» (потерпевшего, получившего право требования) здесь выступает государство.

ФЗ о материальной ответственности

Законодатель допускает применение в отношении военнослужащих обоих видов МО – полной и ограниченной. Избрание одной из форм зависит от ряда обстоятельств и сопутствующих факторов, которые устанавливаются в соответствии с принципом индивидуализации ответственности.

Основной источник права по данному вопросу – в настоящее время используется редакция от 04.06.2014.

ВАЖНО: Нижеприведенные позиции четко и недвусмысленно сформулированы законодателем, они не допускают расширенного толкования, перечень является исчерпывающим.

Случаи наступления ограниченной МО

Ограниченная МО наступает в случаях :

  1. При причинении ущерба военнослужащим-контрактником, а также лицом, которое было призвано на сборы, исключительно по неосторожности – они подлежат МО, сопоставимой с причиненным ущербом. Размер удержания жестко ограничен размерами одного месячного оклада. Если субъектом выступает военный по призыву, то в качестве наказания предполагается удержание средств.

    Предельный размер удержания ограничивается размером двухмесячного оклада. Исключением являются случаи, особо оговоренные законодателем.

  2. Материальная ответственность военных по контракту, если виновным лицом признан военнослужащий-контрактник. Объективная сторона правонарушения состоит в нанесении ущерба в сфере уплаты воинской частью штрафов (в частности, вследствие неоправданного простоя транспортных единиц), а также во внесении заведомо недостоверных сведений в документацию, касающейся уплаты налогов и иных обязательных выплат.

    Сумма, подлежащая возмещению, исчисляется на основании установленного размера причиненного вреда, однако она не может превышать двухмесячного размера должностных окладов и надбавок по выслуге лет за тот же период.

  3. При совершении правонарушения командиром, чьи приказы или распоряжения идут вразрез закрепленным документально порядком использования, перевозки, учета материальных ценностей. Объективная сторона (при том же субъектном составе) может также состоять в ненадлежащем обеспечении сохранности вверенного имущества. Сумма, подлежащая возмещению, не должна превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет за тот же срок.
  4. Если субъектом правонарушения выступает командир, допустивший нарушения кадровой политики, повлекшей перерасход средств. Речь может идти о незаконном перемещении в любом сегменте служебной иерархии – вплоть до незаконного увольнения. Размер МО не должен превышать размер трехмесячного должностного оклада и надбавок по выслуге лет за аналогичный период.

Позиции изложены предельно четко. Дополнительных пояснений требует лишь одна из них (№№ 3-4, одноименные пункты статьи 4 ФЗ-161), касающаяся ответственности командиров при отдании незаконных приказов, нарушения порядка кадровых перестановок. Применение мер репрессии возможно только после установления факта наличия у субъекта правоотношения полномочий командира в период совершения одного из описанных нарушений – он должен располагать действительной правомочностью.

СПРАВКА: несколько однородных нарушений, каждое из которых образует оконченный состав правонарушения (должностного преступления) дает суду право взыскания материального ущерба по каждому эпизоду. При этом общая сумма, подлежащая взысканию, может существенно превышать ту, которая названа в указанной правовой норме.

Следует обратить самое пристальное внимание на то, что законодатель настаивает на предварительном расследовании обстоятельств, при которых наступили вредные последствия в виде ущерба – данное требование сформулировано в статье 7 ФЗ-161 . Установление виновности конкретных лиц, определение размера ущерба, выяснение иных значимых обстоятельств является обязательной преюдицией для издания распорядительного акта (приказа) о наказании.

Соответствующие мероприятия объединены общим термином «административное расследование» . Единственным поводом для его назначения является выявление наличия ущерба. Последний должен быть соответствующим образом оценен – оценка производится по правилам, установленным в статье 8 указанного нормативного акта.

Условия наступления полной МО

Сразу обратим внимание на то, что здесь законодатель не делает оговорок относительно категорий военных, ограничившись перечислением виновных действий, совершение которых предполагает наступление данного вида ответственности. Как и в предыдущем разделе, перечень не допускает расширенного толкования.

К МО привлекаются за :

  1. Объектом нарушения является имущество, переданное «под отчет».
  2. Причинение ущерба связано с конкретным лицом (субъектом правоотношения), подлежащим привлечению к уголовной ответственности. Проще говоря, причинение ущерба образует состав уголовно наказуемого деяния.
  3. Вред причинен вследствие противозаконных действий военнослужащего – при наличии прямого умысла. При этом не принимается во внимание наличие или отсутствие обязательных составляющих состава преступления.
  4. Наличествуют виновные умышленные действия, повлекшие оплату лечения в учреждениях здравоохранения пострадавших – при условии наличия причинной связи.
  5. Установлен факт добровольного приведения себя в состояние алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.

Подводя итог исследованию понятия оснований наступления материальной ответственности военнослужащих, выделим обязательные рамки, которые обозначены в законодательстве.

В частности :

  • возможна лишь при наличии реального вреда;
  • обязательным условием применения данного института является принадлежность лица к определенному статусу, а также совершение правонарушения исключительно в период выполнения служебных обязанностей. В противном случае применяется гражданское законодательство;
  • причинение вреда, произошедшее в связи с исполнением приказа, а равно в связи со служебным риском, а также с влиянием непреодолимой силы исключает материальную ответственность;
  • возможность привлечения сохраняется на протяжении трех лет с момента обнаружения ущерба.

Договор

Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.

С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.

Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО . Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.

Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.

Кроме того, договор должен содержать :

  • перечень причин (обстоятельств), в связи с которыми заключается договор;
  • способы, посредством которых предполагается возмещение ущерба;
  • требования, касающиеся условий содержания имущества (условия хранения);
  • пункт о проверке наличия и соответствия имущества определенным требованиям (периодичность ревизий, состав комиссий и пр.);
  • особые условия – требования относительно неразглашения сведений, составляющих военную тайну и т.д.

В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.

ВАЖНО: текст договора призван конкретизировать положения ФЗ-161 применительно к особенностям отдельного воинского формирования. Излишне упоминать о том, что положения договора, являющегося локальным правоустанавливающим документом, не должны противоречить Закону.

Субъектный состав (стороны договора) . В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.

В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности является возмещение ущерба, причиненного государству.

На балансе вооруженных сил, принадлежащих Российской Федерации значится немалое количество разнопланового характера техники и имущества. Они переданы сообразно Федеративного закона «Об обороне» воинским формированиям для применения в решении поставленных задач.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но военная техника и имущество есть собственность государства. Акт был испущен законодателем 31 мая 1996 года за номером 61-ФЗ. Одним из приоритетных обязанностей военнослужащих является обязанность беречь народное достояние.

Правовые основы

Под понятием «материальная ответственность военнослужащего» подразумевается учрежденная законодателем обязанность служащих вооруженных сил всех типов формирований покрытия нанесенного урона.

В целом вопросам касательно компенсации ущерба посвящен Федеративный закон «О материальной ответственности военнослужащих», изданный 12 июля 1999 года под номером .

Сообразно указаниям законодателя материальная ответственность на военнослужащего возлагается, если числящемуся на балансе воинской части имуществу ими нанесен реальный ущерб.

В акте разъяснен правила относительно порядка его компенсации, методика установления размеров, выявления степени вины служащего воинского подразделения. В нем установлен круг лиц, которые в силу ряда причин не могут быть привлечены к ответу за причинение ущерба.

К ним относятся:

  • выполнение приказаний командования;
  • осуществление аргументированных поступков;
  • признание мотивов риска, связанных с несением военной службы;
  • воздействие силы, которую невозможно преодолеть.

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб причиненный государству зависит от уровня обеспечения сохранности военного снаряжения, техники и оборудования, госимущества, которое является общенародным наследием.

В то же время оно составляет материальную основу всемогущества вооруженных сил, которые охраняют государство от внешнего вмешательства.

Помимо указанного выше акта вопросы относительно МО предусмотрены в ряде актов, таких как:

За что привлекаются

Служащих воинских формирований можно обвинить за совершенное ими имущественное правонарушение.

Оно характеризуется как противозаконное поведение, в результате которого был причинен реальный ущерб. Как правило, оно проявляется в действии или бездействии военнослужащего. Но их должна быть документально подтверждена.

Если ущерб был нанесен в ходе исполнения воинских обязанностей при прохождении службы, то военнослужащий несет ответственность согласно указаниям вышеуказанных актов.

Если ущерб был нанесен в то время, когда он не находился при исполнении, то военнослужащий должен ответить соответственно предписаниям гражданских законодательных актов РФ.

Например, в воинской части произошло хищение боекомплектов гражданскими лицами при участии военнослужащего. В сложившейся ситуации его вина заключается в активном действии.

Если он не участвовал в совершении хищения, но не предпринял никаких мер в предотвращении хищения, то привлекается за бездействие.

Под реальным ущербом подразумевается полная потеря военного имущества, вследствие его уничтожения или повреждения, расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества.

Что касается финансовых средств, то ущерб заключается в расходах, которые существенно превышают потребности воинских частей.

К ним относятся:

Под полной утратой имущества подразумевается невозможность его использования в результате его неимения в наличии помимо воли собственника, своевременного непринятия действенных мер по его сохранению. К примеру, имущество было похищено, поэтому не предоставляется возможным его использовать.

Под поврежденным имуществом понимается приведения его в негодность с полной или частичной потерей полезных качеств. Ущерб может быть нанесен имуществу в результате его разрушения, поджигания.

Полная и ограниченная

Под понятием «ограниченная материальная ответственность» подразумевается ущерб, который военнослужащий нанес имуществу по неосторожности во время выполнения им воинских обязанностей.

Она распространяется на всех военнослужащих без исключения, включая лиц, поступивших на службу на контрактной основе.

Материальная ответственность военнослужащих по контракту должно быть возмещено в зависимости от размера нанесенного ими ущерба.

Но он не должен превысить размер получаемых ими за месяц службы удвоенного оклада денежного довольствия и начисляемых за выслугу лет надбавок. При этом они могут быть привлечены к МО за причиненный ущерб, если была выявлена их вина.

Полная материальная ответственность это мера понуждения, заключенная во взыскании с виновных лиц нанесенного военному имуществу урона.

Военнослужащий привлекается к ней, если он был подотчетен вышестоящему чину за хранение военного имущества, его транспортировку, по распоряжению им или пользованию для выполнения конкретных заданий командования.

К ней привлекаются, если было выявлено:

  • действие или бездействие, расцененные как преступное деяние, которое предусмотрено уголовным правом РФ;
  • намеренное разрушение и приведение в негодность военного снаряжения;
  • расхищение и непозволительное израсходование материальной базы;
  • предумышленные действия, которые повлекли за собой определенные траты на лечение пострадавших лиц в медицинских учреждениях, включая военные;
  • прочие виды сознательного образа действий или бездействий, отмеченные в уголовном праве как противоправные.

В обязанности командования воинских частей входит взыскание ущерба с виновных лиц. Им следует назначить служебное дознание с целью выявления размеров причиненного ущерба, установления причинной связи между ним и проступком военнослужащего, степень его вины.

Если они не предприняли никаких мер, то с них взыскивается штраф в размере одного оклада довольствия в денежном эквиваленте и назначаемой за выслугу лет надбавки за выслугу, начисляемых за месяц службы.

Сообразно указаниям законодательных актов вина может быть выражена в качестве:

  • уплаты штрафа за вынужденный простой транспортных средств, например, контейнеров, вагонов железнодорожных составов;
  • преувеличения объемов произведенных работ;
  • внесение в бюджет государства налогов и обязательных платежей с отставанием.

Договор

Прямой обязанностью военнослужащего является обеспечение сохранности вверенного ему имущества. Он должен бережно относиться к нему, своевременно принимать меры по устранению вероятности причинения ему ущерба. Безусловно, он должен приложить все усилия, чтобы вверенное ему имущество находилось в исправном состоянии.

Одним из главных задач командование воинской части является создание условий для нормального исполнения воинских обязанностей военнослужащим, обеспечивая при этом сохранность имущества.

В противном случае взыскать с него причиненный имуществу ущерб командованию не удастся или он сможет возместить только некую часть.

Предпринятые командованием меры должны быть отражены в договоре, чтобы впоследствии не возникли непредвиденные ситуации. Служащий военной части должен быть ознакомлен с перечнем вверяемого ему имущества, условиями его содержания в надлежащем виде.

В договоре необходимо сделать пометку о неразглашении военнослужащим сведений о средствах вооружения.

Он должен своевременно поставить в известность командование войск о неисправности военного снаряжения, с помощью которых военнослужащий несет свою службу. Если ущерб был нанесен, то ему следует оказать содействие в служебном расследовании,.

Командование должно внести в договор права и обязанности сторон, способы возмещения ущерба, обстоятельства, принудившие к его подписанию. Он должен быть подписан заинтересованными сторонами, на нем необходимо проставить дату его подписания. Договор скрепляются печатью воинской части.

Приказ о привлечении к материальной ответственности военнослужащих

Как правило, командование воинской части издает приказ, по которому военнослужащий призывается к ответу за причиненный им ущерб.

В сложившейся ситуации с его денежного довольствия удерживаются некие суммы. Но так командование может поступить, если размер ущерба не превышает один оклад месячного довольствия военнослужащего.

Приказ подлежит изданию со дня:

  • завершения служебного расследования;
  • получения решения судебного органа;
  • предоставления материалов проверки факта наличия ущерба.

По общепринятым правилам исковое заявление о том, чтобы с военнослужащего взыскали причиненный им ущерб в судебный орган, должен подать командир воинской части.

Военнослужащий имеет право обжаловать приказ своего командира путем подачи рапорта в вышестоящую инстанцию или в судебный орган.

В период судебного разбирательства с него продолжается удержание, за счет которого компенсируется ущерб. Если судебный орган оправдает военнослужащего, то ему возвращаются все удержанные с него денежные отчисления.

Порядок

Командование имеет возможность привлечь к ответственности военнослужащего по приказу, если размер причиненного ущерба не более величины должностного оклада и надбавки, устанавливаемого за выслугу лет.

В противном случае процедура привлечения к МО должно проводиться исключительно в судебном порядке. Последовательность проведения процедуры привлечения к МО военнослужащего утверждено предписаниями вышеуказанных актов.

Сообразно им командованию необходимо:

  • провести административное расследование;
  • установить размер ущерба в денежном эквиваленте;
  • взыскать с военнослужащего ущерб, осуществляя контроль над исполнением приказа или постановления судебного органа.

Как правило, на проведение служебного расследования отводится месячный срок, который может быть продлен при возникновении новых обстоятельств дела.

В его ходе устанавливается личность виновного лица, причина его проступка, степень деяния. Расследование можно не проводить, если указанные детали были установлены в ходе судебной тяжбы.

Размер ущерба должен быть установлен на основе невосполнимых убытков, понесенных воинской частью. В расчетах учитываются рыночные цены, которые функционируют в ее местоположении.

Для производства подсчетов стоимости ущерба назначается государственными органами специальная комиссия. Как правило, стоимость подсчитывается с учетом степени износа имущества.

Он находится по нормам, которые актуальны на день, когда был выявлен ущерб. Но в любой ситуации размер ущерба должен быть соразмерен стоимости, вышедшего из строя имущества для предъявления обвинений.

Если в нанесении ущерба стали виновны несколько военнослужащих, то размер ущерба должен быть разделен на всех в зависимости от возложенного на каждого вида материальной ответственности. С каждого виновного лица взыскивается определенная часть убытка с учетом степени его проступка.

Чтобы установить размер удержаний необходимо использовать в расчетах должностной оклад, начисляемую за выслугу лет надбавку на день издания приказа или вынесения постановления судебного органа. Ущерб взыскивается на основании приказа, который издает командир воинской части.

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.