Пожарные автомобили на выставке "комплексная безопасность". Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей Специальные пожарные автомобили

Общие сведения

Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) предназначены для доставки к месту чрезвычайной ситуации боевого расчета и специального аварийно-спасательного оборудования и инструмента , а так же для организации проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на месте пожара.

Они служат для:
Пожарные аварийно-спасательные автомобили, входя в классификацию пожарных автомобилей , являются лишь частным случаем АСА и одновременно относятся и к собственной (довольно обширной) классификации аварийно-спасательных автомобилей.

В настоящее время в Российской Федерации применяется большое количество разнообразных аварийно-спасательных автомобилей, стоящих не только на вооружении подразделений пожарной охраны , но и спасательных формирований МЧС. Они активно применяются в зонах чрезвычайных ситуаций по всему миру. Назначение их может быть довольно широко – не только разбор завалов, но и проведение радиационно-химической разведки, оказание медицинской помощи, проведение мероприятий по удалению воды при наводнениях и т.д.

Особенности конструкции и комплектации

АСА легкого типа

Обычно АСА монтируется на шасси грузопассажирского автомобиля с кузовами фургонного типа. Для удобства использования большинство вывозимого оборудования размещено на специальной кассете, выдвигаемой по специальным роликам качения при боевом развертывании из кузова через заднюю дверь .

Аварийно-спасательный автомобиль АСА-20(4310):
1 – шасси КамАЗ-4310; 2 – прожектор; 3 – генератор; 4 – ящик с оборудованием; 5 – сетки; 6 – кран грузоподъемный

Кран грузоподъемный модели АСО-20(4310):
1 – секция выдвижная; 2 – гидроцилиндр; 3 – основание телескопической стрелы; 4 – гидрозамок; 5 – гидроцилиндр раскрытия; 6 – стрела первая; 7 – колонна; 8 – рама; 9 – привод поворота; 10 – гидроцилиндр подъема; 11 – рычаг; 12 – тяга


АСА тяжелого типа укомплектовывается следующими видами оборудования:
  • генераторы переменного тока;
  • грузоподъемные краны;
  • лебедки;
  • осветительное оборудование;
  • оборудование специального назначения (дымососы , СИЗОД , мотопомпы , газосварочные и газорезательные аппараты и пр.);
  • аварийно-спасательное оборудование.

История возникновения

Понятие Аварийно-спасательный автомобиль появилось в обиходе отечественных пожарных служб и служб спасения в 90-х годах XX века, одновременно со становлением МЧС РФ. В эти годы, в связи с появлением специальных служб выполнявших задачи по проведению АСДНР , эти автомобили стали крайне востребованы, что привело к бурному их развитию и внедрению. На первых порах, применялись в основном западные образцы такой техники, однако, довольно быстро появились и отечественные модели на базе автомобилей Газель, КамАЗ, Урал и т.д..

Однако, потребность в проведении специальных работ по вскрытию конструкций на пожарах , существовала всегда. В период СССР, для решения указанных задач был создан специальный тип пожарных автомобилей – автомобили технической службы .

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

Аварийный автомобиль.
Конец 20-х.
Ленинград.

История подобных автомобилей начинается в конце 20-х годов. И их создание было вызвано проведением аварийных работ на пожаре. И прежде всего, связанных с подъемом разного рода тяжестей и перетаскивании их (что запрещеается кстати на гражданке). Другой вид деятельности - вскрытие проемов, конструкций.

Ко дню юбилея Ленинградской пожарной команды был выпущен универсальный вспомогательно-технический ход, сконструированный и оборудованный в мастерских пожарной команды. Автомобиль снабжался следующими устройствами: электростанцией с осветительными приборами, подъемным краном и приборами для работ с грузами, приборами для борьбы с обвалами, приспособлениями для отвода воды и приборами для связи. Все эти приспособления размещены на пятитонном шасси германской марки Н. А. Г. с 4-цилиндровым двигателем в 26 лошадиных сил. В 30-е и 40-е годы создается масса всяког рода комбинированных автомобилей, которые зачастую сложно классифицировать. Компрессорно- осветительный ход - типичный пример. Можно считать его прообразом будущих АТСО (автомобилей технической службы и освещения). 5 пневматических молотков, 320 м погонной длины воздушных шлангов, компрессор, 3 прожектора - это все на 4-х членов экипажа. Машина эксплуатировалась в Московском гарнизоне.

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

АТСО-12(131)
конец 60-х годов.


В 1960 году наступает эпоха ЗИЛ-157К, мощного (109 л.с) шасси повышенной проходимости. И Торжокского завода, который с начала выпуска автомобилей техслужбы так и не уступил никому пальму первенства, выпустив все советские модели такого типа. Модель АТ, прослужившая долгую и славную жизнь, имела полный вес в 7,5 т, вывозила на борту компрессор ЗИФ-55, подъемный кран-укосину грузоподъемностью 2 т, лебедку спереди. Все это могло преодалевать водные преграды глубиной до 85 см. Они выпускалсь на протяжении почти 10 лет большой партией и до сих пор в Твери можно встретить технически исправный АТ-2(157К) .

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

АТ-3(131) мод. Т2
1971г. Торжок

Ну как могли пройти конструктора мимо ЗИЛ-131? И в 1971 году на свет появляется АТ-3(131) модель Т2 . Как понятно из обозначения грузоподъемность крана возросла до 3 т, для его врашения использовался роликовый поворотный круг, аналогичный по конструкции поворотному основанию автолестниц АЛ-30(131). При работе крана в рабочее положение приводились задние аутригеры. Компрессор тот же ЗИФ-55, но теперь он может работать и на привод струйного дымососа.

На базе АТ-3(131) в начале 70-х годов создается Автомобиль технической службы, связи и освещеия АТСО-12(131) . Убрали конструкцию крана, установили генератор БСС-62-4, загрузили самым разным оборудованием: прожектора, УКВ радиостанции, усилитель, прожектора, дымосос, водозащитный брезент и три мешка с опилками, бензопила "Дружба"... Чего там только не было. И еще - трудно готовить экипаж такого автомобиля - бойцы должны были получать спец. удостоверения на право работы с таким разношерстным оборудованием. По-видимому автомобиль серийным не стал - в официальных каталогах его характеристики отсутствуют.

С 1978 года выпускается новый вариант АТСО, на шасси Урал-375, модель 114. Похожий по устройству на АТСО-12, но возвращается в добавок ко всему коленный стреловой кран и увеличивается мощность генератора.

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

RW-2 на шассси
Iveco-Magirus
Конец 70-х

В конце 70-х, начале 80-х годов в гарнизонах отказываются от перегруженных оборудованием монстров, еще и потребляющих бензин АИ-93. И создается ряд простых по устройству автомобилей как компрессорные станции Московского, Воронежского и других гарнизонов или Тверской автомобиль АТАС. Тогда же в специализированные части (например в Горьковский гарнизон) начинает поступать немец RW-2 . По качественному оснащению конечно это был шок... Они служили долго - "Ивеко" надежное шасси.

В конце 20-го века подобную технику производили в г.Жуковский на машиностроительном заводе и фирма "Берег" (Павлово-посадский район), почему-то назвавшая его автомобиль тыла .

В это же время и начали в больших количествах появляться специализированные аварийно-спасательные автомобили, в которых идеи заложенные в пожарные автомобили технической службы были развиты и дополнены в соответствии с требованиями нового министерства. Был изучен и учтен опыт аналогичных зарубежных автомобилей. А аварийно-спасательное оборудование устанавливаемое на такие автомобили и по сей день часто имеет западное происхождение (например фирмы Holmatro).

Одновременно, развивались и аварийно-спасательные автомобили на базе легковых автомобилей. Изначально такие машины назывались – Автомобиль быстрого реагирования (АБР). Предприятиями в России был выпущен ряд подобных автомобилей. В середине первого десятилетия XXI века модельный ряд этих автомобилей распался на два направления – Пожарные автомобили первой помощи и АСА легкого типа .

Так же, на современном этапе в рамках реализации "Концепции совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе ГПС МЧС России" (Приложение 2 к приказу МЧС России от 31.12.2002 г. № 624) начато изготовление автомобилей нового типа – АПС (автомобилей пожарно-спасательных) 2 с более тесным совмещением функций по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Эти многофункциональные автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации пожарно-спасательного расчёта, запаса огнетушащих веществ, ПТВ , специального оборудования, снаряжения и инструмента, средств связи и освещения . На месте пожара или ЧС пожарно-спасательные расчёты этих автомобилей способны наряду с тушением пожаров производить аварийно-спасательные работы в жилых или административных зданиях любого назначения, на объектах промышленности, а также на транспорте


Владельцы патента RU 2517008:

Изобретение относится к пожарно-спасательной технике, а именно к технике для доставки пожарных и средств тушения пожара, а также для эвакуации людей из зданий повышенной этажности.

Известна пожарная машина (см. проспект АГПС: академия государственной противопожарной службы МЧС России - 2012 г.) на базе автомобиля КАМАЗ с технологическим оборудованием для тушения пожара (выдвижная пожарная лестница, поворотная платформа, резервуар с огнетушащими веществами и пр.)

Известная машина имеет ряд недостатков, которые снижают эффективность ее использования при тушении пожара и эвакуации людей из высотных зданий. Например, при загорании рядом находящихся помещений, пожарная лестница подводится только к одному окну (балкону) и пожарные производят тушения пожара и эвакуацию людей только в этом помещении. К соседнему помещению, где такой же пожар, рядом разместить на земле другую пожарную машину со своей лестницей затруднительно. Кроме этого операция тушения пожара и эвакуации людей производятся последовательно, что повышает риск гибели людей. Это происходит потому, что разместить в одной люльке пожарных, спасателей и эвакуируемых людей практически невозможно. Опускать люльку нельзя, т.к. пожарные должны локализовать пожар.

Известно также устройство для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (патент RU 2198705 кл. А62В 1/00, 1/02), содержащее базовый автомобиль с пожарной емкостью и поворотную платформу, на которой размещены: кабина оператора с пультом управления и комплексом инженерно технических устройств, телескопический трап с канатным ограждением и колеей, на которой расположена лифтовая тележка. На конце трапа размещена полуоткрытая люлька, причем к люльке подведены кабеля, шланги, пожарные рукава.

К недостаткам известного устройства можно отнести следующее. Проведение аварийно-спасательных работ при тушении пожаров в высотных зданиях с его применением имеет низкую эффективность по причине большого угла (близкого к вертикальному положению) и небезопасного для передвижения людей по трапу и их перемещения в тележке. Кроме этого данное устройство позволяет проводить спасательные работы или тушить пожар только в одном месте, в том на которое наведен трап устройства, т.е. технологические возможности ограничены.

Известно также устройство для проведения спасательных работ и тушения пожаров в высотных зданиях (патент RU 2079312, класс А62В 1/02), содержащее автомобильное шасси, на раме которого расположена опорно-поворотная платформа, на которой размещены телескопическая ступенчатая колонна с механизмом ее раздвижения и консолью, которая расположена перпендикулярно к вертикальной оси колонны, причем консоль снабжена механизмом ее удлинения. Для подъема пожарных, спасателей и спуска (эвакуации) терпящих бедствие людей на колонне смонтирована кабина, перемещающаяся в вертикальной плоскости на роликах и имеющая следящее устройство. В транспортном положении консоль складывается и прижимается к колонне, т.е. занимает горизонтальное положение.

Данное техническое решение имеет свои недостатки, влияющие на эффективность его применения, а именно конструкция имеет ограниченные технологические, возможности, т.е. спасательные работы и пожарные операции выполняются в конкретном одном помещении, куда подведена консоль. Сначала, например, производят тушение пожара, а потом выполняют спасательные работы. Или, если есть возможность, то производят эвакуацию людей (перемещают их в кабину по консоли и спускают вниз), а затем тушат пожар.

Спуск людей в кабине имеет циклический режим: необходимо время на спуск кабины и ее подъем, а если это высотное здание, то время значительное. За это время могут погибнуть люди.

Вертикальное расположение колонны в рабочем состоянии не позволяет приблизить (наклонить) ее с консолью к зданию и тем самым осуществлять эвакуацию людей из смежных помещений. Это также ограничивает технологические возможности устройства. Другими словами это решение имеет точечное назначение, т.е. пожар тушится только в одном помещении и эвакуация людей производится только из одного помещения - к которому подведена консоль колонны.

Наиболее близким к заявленному объекту является пожарная машина для проведения спасательных работ и тушения пожаров в высотных зданиях (патент RU 2236271 кл. А62С 27/00), содержащая автомобильное шасси с платформой, на которой размещено технологическое оборудование в составе опорно-поворотного устройства с телескопической стрелой и раздвижной лестницей. Причем телескопическая стрела состоит из секций, связанных между собой канатным полиспастом, при этом опорно-поворотное устройство имеет возможность поворота стрелы в вертикальной плоскости с помощью электрогидравлического подъемника.

Раздвижная лестница, которая также расположена на опорно-поворотном устройстве и смонтирована на нем параллельно секциям телескопической стрелы, состоит из секций U-образного сечения и снабжена складывающимся ограждением, при этом крайние секции раздвижной лестницы одним концом жестко соединены с секциями телескопической стрелы, а другим концом центрируются друг относительно друга.

Складывающееся ограждение лестницы выполнено в виде соосно размещенных одна над другой телескопических секций трубчатого сечения имеющих привод для поворота и шарнирно соединено с наружной поверхностью П-образного конура, прикрепленного основанием на секциях раздвижной лестницы.

Последняя ступень телескопической стрелы снабжена люлькой. Важным достоинством данной конструкции пожарной машины является синхронное раскладывание телескопической стрелы и раздвижной лестницы.

Данное техническое решение также имеет недостатки, влияющие на эффективность его применения, а именно ограниченные технологические возможности, т.е. спасательные работы и пожарные операции выполняются в конкретном одном помещении, куда подведена стрела с люлькой и лестницей. Одновременно производить эвакуацию людей и тушить пожар не представляется возможным, так как в люльке расположены пожарные с оборудованием и перемещаться в люльку и из люльки на лестницу затруднительно

Размещение людей в люльке и спуск люльки на землю в данном случае неоправдан, т.к. в люльке находятся и пожарные, и спасатели которые должны локализовать пожар в помещении и оказывать помощь пострадавшим людям. Другими словами данная машина позволяет тушить пожар только в одном помещении и эвакуация людей производится только из одного помещения и только путем перемещения людей по лестнице на землю.

Когда пожар локализован, то можно воспользоваться люлькой для спуска людей, но в ограниченном количестве (зависит от грузоподъемности стрелы и вместимости люльки).

Задачей нового технического решения является повышение эффективности проведения эвакуации людей и тушения пожаров за счет расширения технологических возможностей пожарно-спасательной машины.

Поставленная задача решается за счет конструктивных и технологических изменений прототипа, а именно: последняя секция пожарной лестницы снабжена откидывающимися (поворотными) трапами с регулируемой длиной, которые симметрично расположены относительно продольной оси телескопической стрелы.

Трапы расположены с противоположных сторон от люльки и имеют возможность занимать горизонтальное и наклонное положение, как с положительным значением угла, так и с отрицательным. Трапы имеют складывающееся ограждение и выдвижные секции. Дно трапа и дно выдвижной секции коробчатой формы, т.е. имеют борта и прорези, расположенные в шахматном порядке.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 указано рабочее положение машины при оказании помощи людям (эвакуации) стрех опасных зон и при тушении пожара;

На фиг.2 - рабочее положение машины при эвакуации людей с двух опасных зон и при тушении пожара в двух зонах;

На фиг.3 - рабочее положение машины при эвакуации людей из рядом стоящих зданий, а также при тушении пожара в рядом стоящих зданиях;

На фиг.4 - рабочее положение машины при эвакуации людей на крышу здания или в рядом расположенные балконы (помещения);

На фиг.5 - поворотный трап с выдвижной секцией;

На фиг.6 - сечение А-А фиг.5;

На фиг.7 - вид по стрелке Б фиг.5;

На фиг.8 - узел 1 фиг.5 (вариант привода выдвижения секции трапа);

На фиг.9 - транспортное положение заявленного объекта.

Пожарно-спасательная машина состоит из автомобильного шасси 1, на раме которого размещены емкости 2 для огнетушащих веществ, опорно-поворотная платформа 3, на которой установлена выдвижная лестница 4. Она (лестница), в свою очередь, состоит из нескольких секций, причем последняя секция 5 снабжена люлькой 6 и трапами 7. Трапы 7 шарнирно присоединены к последней секции 5 лестницы 4 и имеют возможность поворота в вертикальной плоскости при помощи гидроцилиндров 8. Трап 7 имеет дно 9 с прорезями 10, ограждение 11 и выдвижную секцию 12. Сечение дна трапа и выдвижной секции имеет коробчатую форму. Стойки 13 ограждения 11 шарнирно присоединены к бортам 14 дна 9 и к перилам 15 и складываются вдоль трапа 7 с помощью гидроцилиндра 14. Выдвижение секции 12 трапа 9 может, производится, например, гидроцилиндром или с помощью передачи зубчатого колеса - рейки 17, посредством ручки 18. Зубчатое колесо 19 имеет пружинный стопор 20.

Работа пожарно-спасательной машины заключается в следующем. Машина в транспортном положении (фиг.9) выезжает на объект, где произошла авария или другая чрезвычайная ситуация. После определения наиболее удобного места для выполнения спасательных работ или тушения пожара производится подготовка ее к работе.

Выставляются опоры (аутригеры), приводится в рабочее положение лестница (выдвигается к месту очага). Если ситуация такая как на фигуре 1, то лестница 4 с люлькой 6 поднимается к помещению, где очаг. Затем поднимаются гидроцилиндром 8 трапы 7, которые ориентируют к ближайшим окнам или балконам.

Для исключения образования зазоров между трапом и окном (балконом) производят выдвижение секции 12 трапа 7 впритык к зданию.

С помощью механизма 17 посредством поворота ручки 18, когда торец секции 12 коснулся здания, производят стопорение зубчатого колеса 19 пружинным фиксатором 20.

Трап 7 поднимается гидроцилиндром 8 до необходимой высоты. После этого гидроцилиндром 16 поднимается ограждение 11 до вертикального положения. Когда произошла установка трапов и ограждений, начинается процесс эвакуации людей из очага и если в помещении пожар, то одновременно производят его тушение. Люди переходят по трапам 7 влево и вправо в помещения, не подвергшиеся возгоранию. Или спускаются вниз по лестнице.

Наличие двух трапов 7 значительно сокращает время эвакуации людей, т.е. появляется возможность больше спасти людей. Спуск людей производится также и по основной лестнице 4. Такая конструкция повышает эффективность ее применения.

Если ситуация такая как показано на фиг.2, то с люльки 6 производят тушение пожара и эвакуируют людей по трапу 7 в соседнее помещение здания, а также люди могут спускаться вниз по лестнице 4.

Если ситуация такая как показано на фиг.3 (два рядом стоящих здания), то машина располагается между зданиями, устанавливается на аутригеры в горизонтальной плоскости. Затем поднимается лестница 4 с люлькой 6 до необходимой высоты, поднимаются трапы 7, и регулируется их длина посредством выдвижения секции 12. Из одного трапа производят тушение пожара, а эвакуацию людей производят по второму трапу в соседнее помещение. Люди могут также спускаться по лестнице 4 вниз.

Если ситуация такая как показано на фиг.4, то с люльки 6 производят тушение пожара, а по трапам эвакуируют людей на крышу здания или в соседнее помещение, расположенное ниже. Подъем людей на крышу производится по дну трапа путем зацепки ногами и руками за прорези 10. Спуск производится по дну 9 трапа 7 путем скольжения и придерживания руками за борта 14 дна трапов 7 или за прорези 10.

Благодаря предложенному техническому решению пожарно-спасательная машина имеет значительно расширенные технологические возможности по ликвидации очагов пожара и эвакуации людей из высотных зданий, что позволяет сокращать время на проведение аварийно-спасательных работ.

1. Пожарно-спасательная машина, содержащая автомобильное шасси с опорно-поворотной платформой, на которой расположена телескопическая стрела, состоящая из секций, на конце последней из них установлена люлька, кроме этого расположена раздвижная лестница с ограждением, секции которой примыкают к последней секции стрелы, отличающаяся тем, что к люльке симметрично продольной оси телескопической стрелы примыкают два поворотных трапа, шарнирно установленные на последней секции раздвижной лестницы, причем каждый трап имеет выдвижную секцию с механизмом выдвижения в виде пары «зубчатое колесо-рейка» и поворотного рычага, при этом зубчатое колесо снабжено пружинным фиксатором, а ограждение трапов и выдвижных секций выполнено из шарнирно установленных перил трубчатого сечения, поручни которых входят в поручни перил трапов.

2. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что дно каждого поворотного трапа и выдвижных секций выполнено коробчатого сечения и имеет прорези, расположенные в шахматном порядке.

3. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что каждый поворотный трап имеет свой привод, например гидравлический.

4. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что стойки ограждения трапов и выдвижных секций шарнирно соединены с дном и перилами и имеют привод поворота.

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам пожаротушения с применением транспортных средств. Предложен способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины с заборным и пожарным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненными с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающий оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара.

Изобретение относится к средствам пожаротушения и может быть использовано для тушения объектов, расположенных так, что проезд к ним для пожаротушения невозможен для крупногабаритных транспортных средств.

Заявляемое изобретение относится к области пожаротушения, а именно к установкам для генерирования инертной пены. Станция пожаротушения инертной пеной содержит компрессор (2), газоохладитель (3), систему очистки воздуха (4) и газоразделительный блок (12).

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для борьбы с лесными пожарами. Установка для пожаротушения содержит гусеничное шасси 1 манипуляторной машины с остовом, водяную помпу 15 и емкость для воды 10 с пенообразователем.

Изобретение относится к пожарно-спасательной технике, а именно к оборудованию пожарно-спасательных автомобилей. Автоматизированное устройство подачи пожарно-спасательной лестницы для автомобилей службы спасения и автолестниц включает в себя установленную на раму автомобиля автономную систему энергоснабжения, комплекс опорных домкратов с приводами, раздвижную спасательную лестницу, привод телескопирования, азимутальный привод, угломестный привод и устройство горизонтального выравнивания лестницы.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для тушения низовых пожаров грунтом, а также для прокладки защитных минерализованных полос, особенно в безводных массивах, и решает задачу создания пожарного грунтомета с высокой эффективностью работы в условиях грунтов, насыщенных корнями древесно-кустарниковой растительности и уплотненных связных почв, а также выполняющего функцию полосопрокладывателя.

Устройство относится к области спасательных средств на базе автомобиля с корзиной на стреле с рабочими телескопическими секциями с направляющими рамками на их конце, к которым сверху закреплены транспортные телескопические секции из замкнутого профиля с прорезью на верхней поверхности на всю длину, а снизу к ним закреплены упоры, внутри которых установлены подпружиненные фиксаторы для соединения рабочих секций между собой, по бокам же выполнены выступы для захвата секций при их подъеме-опускании и для фиксации секций на стреле.

Изобретение относится к средствам спасательной техники, применяемым для эвакуации группы людей одного за другим с высотных объектов при пожарах. Надувной спасательный рукав замкнутого сечения содержит наружную, среднюю и внутреннюю воздухонепроницаемые эластичные оболочки, разделенные воздухонепроницаемыми эластичными переборками на несколько отсеков (внутренние и наружные отсеки) с возможностью нагнетания под давлением в каждый из наружных отсеков отдельно нагретого негорючего газа или смеси тазов, а в каждый из внутренних отсеков отдельно воздуха, имеющего температуру человеческого комфорта, под более высоким давлением, но не большим, чем прочность материалов рукава.

Изобретение относится к тросовым спасательным средствам при пожаре в небоскребах. Карманное спасательное тросовое подъемно-спускное средство содержит шкив (3) с тросом (4), ось (2), корпус (1), ремень (10), рычаг (12), ручку (15) и рукоятку (17).

Изобретение относится к средствам спасения граждан при чрезвычайных ситуациях и может быть использовано для их экстренной эвакуации с затонувшего плавсредства. Способ состоит в том, что снабжают каждого пассажира и члена экипажа изолирующим дыхательным аппаратом кратковременного действия, которые располагаются в месте нахождения пассажира или члена экипажа, монтируют вдоль поручней палубы пневмосеть со сжатым воздухом; выполняют отводы пневмосети с пневмоклапанами у каждой выходной калитки; устанавливают у последних шкафы с коконами-комбинизонами; при внезапном затоплении плавсредства каждый гражданин, используя дыхательный аппарат, добирается до ближайшего шкафа с коконами-комбинизонами и надевает его на себя, а также на ребенка, в случае его наличия; открывает калитку; присоединяет хобот кокона-комбинизона к отводу пневмосети и включает пневмоклапан; кокон-комбинизон наполняется сжатым воздухом и при сравнивании давления в нем и в пневмосети разблокирует хобот кокона-комбинизона, и последний со спасающимся гражданином всплывает на поверхность водоема, где находится на плаву, пока его радиомаяк не будет услышан спасателями и кокон-комбинизон не будет обнаружен по яркому фосфорирующему цвету; гибель спасающемуся гражданину от холодной воды не грозит, так как он защищен со всех сторон слоем сжатого воздуха. Техническим результатом изобретения является повышение надежности применения средства спасения граждан с затонувшего плавсредства.

Изобретение относится к пожарно-спасательной машине, содержащей автомобильное шасси с опорно-поворотной платформой, на которой расположена телескопическая стрела, состоящая из секций, на конце последней из них установлена люлька, кроме этого расположена раздвижная лестница с ограждением, секции которой примыкают к последней секции стрелы, отличающейся тем, что к люльке симметрично продольной оси телескопической стрелы примыкают два поворотных трапа, шарнирно установленные на последней секции раздвижной лестницы, причем каждый трап имеет выдвижную секцию с механизмом выдвижения в виде пары «зубчатое колесо-рейка» и поворотного рычага, при этом зубчатое колесо снабжено пружинным фиксатором, а ограждение трапов и выдвижных секций выполнено из шарнирно установленных перил трубчатого сечения, поручни которых входят в поручни перил трапов. Технический результат заключается в обеспечении доставки пожарных и средств тушения пожара, а также в эвакуации людей из зданий повышенной этажности. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Если в 3-5-этажном доме выключат свет, или возникнет пожар, то эвакуация людей не займет продолжительного времени и не доставит спасателям непреодолимых сложностей. Что касается высотного здания, то здесь ситуация складывается иначе. Лестничные марши не рассчитаны на передвижение больших групп людей, а пожарные бригады с трудом могут подняться на верхние этажи дома, охваченные пламенем. Применение вертолета зачастую становится невозможным, поскольку машина неспособна эвакуировать достаточное количество жителей в минимальные сроки.

Дополнительные сложности создает поток разогретого пожаром воздуха, который не позволяет вертолету приблизиться к строению вплотную.

Неутешительная статистика гласит, что в городских пожарах погибает намного больше людей, чем в ходе боевых действий. За одни лишь сутки в стране происходит не менее 450 пожаров, в которых погибает 30-50 жителей высоток.

Решение проблемы

Количество высотных домов ежегодно увеличивается. Это касается не только столичного региона, но и самых отдаленных уголков нашей страны. Насколько опасно покупать квартиры на крайнем этаже дома? К сожалению, не каждый застройщик готов нести существенные расходы на обеспечение пожарной безопасности здания. Зачастую затраты могут достигать 15% от стоимости всего объекта.

И все же на этапе проектирования инженеры обязательно должны предусмотреть:

  • Пожарные лестницы;
  • Пожарные проходы;
  • Пожарные лифты;
  • Мощные системы дымоудаления;
  • Сигнализацию о возникновении чрезвычайной ситуации.

Особого внимания заслуживают специальные лестницы, поскольку во многих случаях они превращаются в единственное средство спасения из сложившейся ситуации.

В большинстве своем они обладают выдвижной конструкцией и монтируются на базе автомобилей большой грузоподъемности.
Каждая пожарная лестница предназначена для эвакуации жителей квартир, расположенных на верхнем этаже дома, по одному.

Ассортимент пожарного инвентаря, которым располагают бригады спасателей, различается в зависимости от региона. В столице наиболее часто используется пожарная лестница, которая достает максимальной высоты в 56 метров. До какого этажа она дотягивается?

При высоте потолков квартиры в 2,6-2,8 метра мы получим ориентировочно 18-й этаж.
В столичном регионе эксплуатируется менее 5 автомашин, оснащенных инновационным коленчато-телескопическим автогидроподъемником. У такой техники пожарная лестница достает высоты в 90 метров или 27 этажа.

Собственникам квартир, расположенных выше 27 этажа, остается рассчитывать лишь на своевременное срабатывание систем оповещения о пожаре и автоматики пожаротушения на этаже. В условиях задымления счет уже идет на секунды.

Сложно предугадать, за какой промежуток времени смогут добраться до места происшествия те спасатели, которые работают на инновационном оборудовании.
Характерным примером плачевного исхода событий можно назвать пожар на втором Сетуньском переулке Москвы, где пожар охватил несколько квартир на 25 этаже. Ввиду автомобильных заторов, спецтехника прибыла на объект спустя 3 часа. Результатом стала гибель четырех соседей.
Наибольшую опасность для жильцов несет не само пламя, а окна. Именно оттуда начинают прыгать отчаявшиеся жители, покидая охваченные дымом помещения.

Разновидности ручных пожарных лестниц

Чтобы понимать, на какой высоте может оказаться снаряжение спасателей, необходимо рассмотреть существующие типы систем помощи жителям квартир при различных катаклизмах.

Применяемые сегодня лестницы подразделяют на несколько разновидностей. Ручная пожарная лестница может быть представлена:

  • Штурмовкой;
  • Конструкцией-палкой;
  • Трехколесной системой (выдвижной).

Каждая пожарная лестница превращается в часть оснащения транспорта, которым пользуются спасатели. Лестницы-палки обеспечивают доступ на первые этажи здания через окно или балкон.

В развороте она используется в качестве приставной системы, в остальных случаях ее эксплуатируют во внутренней части помещений.
Конструкция насчитывает восемь ступеней, закрепленных шарнирно. Такая система проходит испытания ежегодно и по окончании каждой ремонтной процедуры.

Лестница-штурмовка позволяет пожарным достигать квартир, расположенных на верхних этажах. Эта конструкция применима для работы в зданиях с крутым скатом крыш, поскольку имеет небольшой крюк для более надежной фиксации на фасаде дома и элементах ограждений.

Наиболее часто система применяется в комплексе с выдвижной трехколесной пожарной лестницей.
Испытания конструкции производятся аналогично предыдущей разновидности снаряжения.

При помощи выдвижной лестницы спасатели достигают крыш двухэтажных зданий, попадают в окно или на балкон третьего этажа. Такие системы не только позволяют достать нужной высоты, но и упрощают подъем снаряжения и спасательного оборудования на балкон дома. Конструкция включает в себя три металлических колена, изготовленные из однотипного профиля. Испытания выдвижных лестниц проводят ежегодно. Аналогичные испытания организуют для конструкций, которые подвергались ремонтным работам.

Испытания любых пожарных лестниц должны проводиться не реже одного раза в год. Системы, которые провалили испытания, не могут быть использованы в дальнейшей работе.

Прочие разновидности лестницы

Использование специфических пожарных лестниц - это отличный выход для обеспечения эвакуации жителей квартир верхних этажей здания. В некоторых случаях единственным способом сохранить жизни людей становится применение веревочных систем. В их комплект входит карабин, чехол, молоток (чтобы разбить стекло). Подобную систему можно спускать с крыш, крепить на балкон, элементы ограждений или оконный проем.

Навесные спасательные противопожарные лестницы - это выход для самостоятельной эвакуации жителей квартир через балкон или окно до прибытия наряда пожарных.

Требования к лестницам

Каждая пожарная лестница должна быть безопасной, поэтому предусматривает наличие ограждений. Каждый вид ограждений обеспечивает профилактику падения жителей квартир со значительной высоты. Испытания самих лестниц и ограждений являются предметом повышенного внимания, поскольку от их исправности зависят жизни людей. Испытания могут проводить лишь эксперты, у которых есть соответствующая лицензия. Первым делом они проверяют наличие ограждений на элементах скатных крыш.

Понадобится не только лицензия, но и специальный измерительный инструмент. Оборудование должно определять нагрузки, возлагаемые на элементы ограждений и лестничные марши.

Испытания ограждений подразумевают:

  • Визуальный анализ с целью поиска возможных дефектов;
  • Оценку качества антикоррозийного покрытия и целостности сварных соединений ограждений;
  • Проведение динамических проверок участков ограждений и лестницы на показатель прочности.

В отношении ограждений любой пожарной лестницы испытания проводят ежегодно, поскольку подобные конструкции предназначены для продолжительного использования. В ходе испытания эксперты должны определить, сможет ли лестница достать до окон квартир, крыш и других элементов здания, имеет ли она достаточную прочность и надежность. Исследование ограждений и лестничных маршей должны подтвердить, что элементы конструкции способны выдержать вес пожарного расчета.

Мастера, у которых получена лицензия на проведение работ, используют ручную лебедку и измерительный прибор, способный создавать нагрузку. Усилие должно быть приложено к конструктивным элементам лестницы, которые при эксплуатации находятся в наиболее суровых условиях. В ходе исследований эксперты нагружают:

  • Центральную часть ступеней;
  • Точки крепления элементов ограждений;
  • Все точки самих ограждений;
  • Центральные элементы марша наклонных конструкций.

Каждую ступень проверяют на соответствие нормативным требованиям. Если исполнитель работ нарушает предусмотренный регламент испытаний или искажает данные, его лицензия будет отозвана.

Помимо ограждений, тщательной проверке подвергают выдвижные элементы конструкций. Выдвижение колен и элементов лестничной конструкции должно быть плавным. Рывки и заедания недопустимы. За их отсутствием наблюдает член исследовательской бригады. Полученная экспертом лицензия является главной гарантией высокого качества проводимых работ. При этом следует помнить, что лицензия на испытание пожарных лестниц обладает ограниченным сроком действия.

Каждая конструкция, провалившая испытания, включается в соответствующий протокол. Документ должен быть зарегистрирован в пожарной части.

Чтобы проживание на последнем этаже дома было безопасным, не нужно надеяться лишь на оперативную работу спасателей и применение новейших пожарных лестниц. Следует заблаговременно удостовериться в исправной работе противопожарных извещателей и систем автоматического пожаротушения. Невозможно предугадать, как быстро на объект будет доставлена пожарная лестница, способная достать уровня крыш многоэтажки.

Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения .

Пожарные автомобили общего применения.

К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.

Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.

Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:

  • лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
  • средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
  • тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.

Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).

Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.

Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.

Пожарные автомобили целевого применения.

Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:

  • стационарный лафетный ствол (комбинированный);
  • две дозирующие вставки;
  • генераторы пены (шесть штук).

Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.

Установки порошкового тушения. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.

Установки газового тушения. Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.

Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.

Автомобили газо-водяного тушения. Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.

Установки комбинированного тушения. Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.

Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.

Аэродромные автомобили. Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:

  • стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
  • основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.

Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.

Насосные станции. Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.

Специальные пожарные автомобили

В эту группу машин входят следующие транспортные средства:

Рукавный автомобиль. Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.

Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.

Машины для организации освещения и связи. Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.

Пожарные автолестницы. Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:

  • лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
  • лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
  • лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.

Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.

Вспомогательные пожарные автомобили

В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.

Статью прислал: Ellada

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Пожарная техника как специальная техника, предназначенная для защиты людей и материальных ценностей от опасных факторов пожара. Общая характеристика основных этапов расчета сроков технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей, анализ проблем.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2014

    Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания пожарных автомобилей. Замена пожарного оборудования. Пост технического обслуживания подразделения ГПС. Порядок представления пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание.

    реферат , добавлен 24.02.2012

    Характеристика пожарно-спасательного гарнизона. Состояние и эксплуатация пожарных автомобилей ФГКУ "19 отряд ФПС по Приморскому краю". Анализ пожарной опасности района выезда. Расчет производственных участков зоны технического обслуживания и ремонта.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

    Аналитический обзор существующего парка пожарных аварийно-спасательных автомобилей Бобруйского ГРОЧС. Анализ водительского состава. Расчет производственной программы ремонтно-восстановительной части. Расчет и проектирование станции диагностирования.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2016

    Основное назначение пожарного судна - переоборудованного или специально построенного водного средства для тушения пожаров на судах и береговых объектах. Принципиальная схема защитной оросительной системы. Классификация и основные виды пожарных кораблей.

    презентация , добавлен 05.03.2015

    Изучение видов пожарных поездов и их роли в современной системе безопасности железнодорожного транспорта. Предназначения и состав пожарного поезда. Сигналы тревоги опасности на железной дороге. Современные пожарные поезда иностранного производства.

    реферат , добавлен 03.02.2016

    Технические характеристики автомобилей нового поколения MAN TGA. Особенности тормозной системы. Экономичность эксплуатации грузовиков. Архитектура электроники автомобиля. Секция безопасности кабин грузовиков MAN. Оборудование водительского салона.