Правовой режим посткриминального контроля при отдельных видах освобождение от наказания. Контроль за удо из мест лишения свободы Контроль за условно досрочно освобожденными

Важным фактором, способствующим повышению результативности института условно-досрочного освобождения, является качественная организация контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно.

Как было отмечено выше, в соответствии с п.26 ч.1 ст.21 Федерального закона «О полиции» осуществление контроля (надзора) за рассматриваемой категорией освобожденных, относится к обязанностям полиции. Однако, в научной литературе бытует ошибочное мнение о том, что субъектом исполнения постановления суда об условно-досрочном освобождении лица и, соответственно контроля за данной категорией лиц, является уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России. Чириков А. Г., Кундозерова И. Н., Остряков Л. А. Ретроспективный анализ становления и развития альтернативных мер наказания условно-досрочно освобожденным лицам // Междунар. журн. эксперим. образования. 2011. № 10. - С. 78

Вместе с тем, автор работы не считает данную точку зрения ошибочной и поддерживает мнение большинства ученых, которые предлагают возложить функции по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными на специализированный по данному вопросу орган, которым может являться уголовная исполнительная инспекция или созданный на ее платформе другой государственный орган. Свое мнение ученые обосновывают тем, что основным направлением деятельности уголовно исполнительных инспекций является исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы.

В соответствии с п. 63.1 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» и пп. «ж» п. 2.1.1. приказа МВД России от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» обязанности по осуществлению контроля и профилактической работы с рассматриваемой категорией лиц возложены на участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета от 27.03.2013 №65; Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №11 от 17.03.2014.

Данные документы регламентируют деятельность указанных подразделений в целом, но не решают задач по разъяснению действий и мероприятий при осуществлении контроля за условно-досрочно освобожденными. Так, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений полиции, предусматривают следующие основные мероприятия по контролю за условно-досрочно освобожденными:

регистрация и учет осужденных;

проведение профилактических мероприятий с ними;

разъяснение освобожденным порядка и условий отбывания данного вида освобождения;

привлечение к ответственности за допущенные нарушения.

Однако это не решает обозначенных выше вопросов, в связи с чем, как считает автора работы, необходимо на федеральном уровне разработать и принять нормативный правовой акт о деятельности полиции, в котором будут установлены перечень прав и обязанностей субъектов контроля, организационные аспекты по направлениям деятельности.

К сказанному следует добавить, что на сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий порядок взаимодействия подразделений участковых уполномоченных полиции и исправительных учреждений ФСИН России по организации контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, вследствие чего, взаимодействие ОВД и ФСИН России осуществляется не на должном уровне, что влияет на снижение эффективности условно-досрочного освобождения. Лукин Е.Е. Пути ресоциализации осужденных в России: условно-досрочное освобождение // Вестник Саратовского государственного техн. ун-та. 2011. №55. - С. 217

Анализ деятельности подразделений ОВД в сфере контроля за досрочно освобожденными позволяет выявить основные направления их работы при исполнении постановлений судов о применении данного вида освобождения:

Ведение учета лиц, освобожденных условно-досрочно.

Основанием постановки осужденных на учет является копия вступившего в законную силу постановления суда об условно-досрочном освобождении, которая, как показывает практика работы подразделений ОВД, может быть получена из учреждения, исполняющего наказание, или суда. В процессе исполнения судебного решения при осуществлении контроля за данной категорией лиц ОВД проводят комплекс мероприятий: ведут их всесторонний учет с использованием двух его основных форм - персональной и количественной; собирают информацию о лице путем получения представляющих интерес сведений от различных организаций и граждан; обобщая имеющиеся данные об осужденных, анализируя их, определяют степень эффективности работы с условно-досрочно освобожденными, которая отражается в отчетах.

Контроль за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных по месту работы, обучения, постоянного проживания и соблюдением данной категорией лиц установленных законом требований.

Участковые уполномоченные полиции и сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений обязаны контролировать лиц, досрочно освобожденных из мест лишения свободы и вести с ними профилактическую работу.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных лиц осуществляется по месту их фактического проживания участковым уполномоченным полиции, обслуживающим административный участок, с участием работников других служб ОВД. Осужденные ежемесячно проверяются на предмет выявления нарушений общественного порядка и совершения преступлений, повлекших применение мер административного воздействия или привлечение к уголовной ответственности, с ними ежемесячно проводятся профилактические беседы. Ежемесячно составляются списки лиц, освобожденных условно-досрочно, и направляются в службу уголовного розыска, патрульно-постовую службу, государственную инспекцию безопасности дорожного движения, отдел вневедомственной охраны, дежурные части ОВД и другие подразделения.

При выявлении фактов нарушения и неисполнения осужденным обязанностей и соблюдения запретов, предусмотренных законодательством и возложенных судом, от него отбирается объяснение, выносится предупреждение о возможности отмены условно-досрочного освобождения с исполнением неотбытой части наказания и составляется справка о повторно проведенной профилактической беседе. Данный порядок действий сотрудников полиции не регламентирован нормативными документами, автор работы приводит их примеры, исходя из собственной практики.

При осуществлении контроля за рассматриваемой категорией лиц подразделения ОВД уполномочены:

вызывать условно-досрочно освобожденных для доведения и уточнения порядка отбывания примененного вида освобождения от отбывания наказания, осуществления с ними профилактической работы, решения иных вопросов, которые возникают при отбывании досрочного освобождения, и причин выявленных нарушений порядка отбывания досрочного освобождения;

посещать досрочно освобожденных в месте их пребывания, а также месту проживания, работы или обучения;

обращаться к иным субъектам контроля за условно-досрочно освобожденными по вопросам, касающимся порядка и условий отбывания досрочного освобождения.

осуществлять регулярную проверку условно-досрочно освобожденных по специальным учетам подразделений ОВД по вопросу совершения административных правонарушений и преступлений;

систематически направлять в соответствующие подразделения ОВД списки условно-досрочно освобожденных.

Внесение в суды, в установленном порядке, представлений по вопросам отбывания осужденными досрочного освобождения.

Специализированный государственный орган может обратиться с представлением в суд по следующим вопросам относительно условно-досрочно освобожденных:

п.4.1 ст.397 УПК РФ - об отмене условно-досрочного освобождения в соответствии со ст. 79 УК РФ;

п.10 ст.397 УПК РФ - исполнении приговора при наличии других неисполненных приговоров, если это не решено в последнем по времени приговоре в соответствии со ст.70 УК РФ;

п.13 ст.397 УПК РФ - освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст.10 УК РФ;

п.15 ст.397 УПК РФ - о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.

Вносимые представления должны быть обоснованы и мотивированы.

Продолжая анализировать полномочия полиции по осуществлению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно, автор пришел к выводу, что существует противоречие между Законом «О полиции» и УПК РФ.

В соответствии с Законом «О полиции» органом, контролирующим условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, является полиция, а согласно п.5 ч.1 ст.399 УПК РФ представление по вопросам, связанным с исполнением приговора, имеют право направлять только учреждения и органы, исполняющие наказания.

Для законодательного установления права органов полиции на внесение в суды, в установленном порядке, представлений по вопросам отбывания осужденными досрочного освобождения, автор работы предлагает внести изменение в п.5 ч.1 ст.399 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом по представлению органа внутренних дел или учреждения, исполняющего наказание, - в случаях, указанных в пунктах 2, 4.1, 4.2, 7 - 8.1, 10, 12, 13, 15, 17 - 17.2 и 19 статьи 397 настоящего Кодекса».

Выявление обстоятельств, способствующих совершению условно-досрочно освобожденными нарушений установленных обязанностей и требований, разработка мероприятий по их устранению, а также привлечение к ответственности данной категории лиц.

В заключение, следует сделать несколько выводов:

Во-первых, основным субъектом контроля и ресоциализации условно-досрочно освобожденных являются подразделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, которые в своей деятельности привлекают множество иных заинтересованных субъектов.

Во-вторых, следует регламентировать деятельность органов полиции по контролю за условно-досрочно освобожденными. По мнению автора работы, МВД России необходимо подготовить приказ, который закрепит права и обязанности субъектов контроля за условно-досрочно освобожденными, порядок их постановки на учет, осуществления контроля и профилактической работы с данной категорией лиц, взаимодействия с иными субъектами контроля за данной категорией лиц, оформления и направления в суд материалов на отмену условно-досрочного освобождения и исполнения оставшейся не отбытой части наказания.

В-третьих, следует создать единую базу данных об условно-досрочно освобожденных, которая будет содержать сведения о порядке и условиях отбывания осужденными досрочного освобождения. Это будет способствовать координации деятельности заинтересованных субъектов контроля, ресоциализации осужденных, своевременному реагированию на складывающиеся негативные ситуации и принятию необходимых мер.

В-четвертых, устранить имеющиеся противоречия в законодательстве, в отношении определения субъекта обращения в суд по вопросу отмены условно-досрочного освобождения и дальнейшего направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение.

О необходимости совершенствования деятельности по контролю за условно-досрочно освобожденными свидетельствует принятие в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, предусматривающей формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе в отношении условно-досрочно освобожденных. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р (по сост. на 08.08.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №47, ст. 5489. а также принятие в 2010 году Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года, которая предопределяет обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращение рецидива преступлений. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р (по сост. на 31.05.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №43, ст.5544.

Также следует отметить находящийся на рассмотрении в Федеральном собрании РФ проект Закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», в соответствии с которым основным исполнителем судебного решения об условно-досрочном освобождении должна стать Федеральная служба пробации.

Правила осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания

1. Общие положения

1. Настоящие Правила осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания (далее-Правила) определяют порядок осуществления учета лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания (далее-условно-досрочно освобожденные) и контроля за исполнением возложенных на них обязанностей.
2. По прибытии по месту жительства условно-досрочно освобожденные лица подлежат регистрации, с постановкой на профилактический учет органов внутренних дел и заведением контрольного дела (приложение 1 к Правилам).
3. Основанием для заведения контрольного дела является постановление суда об условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания.
4. Органы внутренних дел:
1) в день прибытия к избранному месту жительства на условно-досрочно освобожденных лиц заводят контрольные дела и ставят на профилактический учет;
2) осуществляют профилактическую работу по месту жительства;
3) применяют оперативно-розыскные и иные возможности для своевременного получения информации о правонарушениях, уклонениях от исполнения обязанностей, возложенных судом, замышляемых, подготавливаемых или совершенных преступлениях условно-досрочно освобожденными лицами;
4) взаимодействуют с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, с целью получения информации об условно-досрочно освобожденном лице.
5. Хранение контрольных дел обеспечивается в служебных помещениях подразделений общественной безопасности, участковых пунктах полиции органов внутренних дел в соответствии с условиями хранения служебной несекретной документации.
6. Основанием прекращения ведения контрольного дела является осуждение условно-досрочно освобожденного лица за совершение повторного преступления с отменой условно-досрочного освобождения, окончание срока неотбытой части наказания условно-досрочного освобождения, отмена условно-досрочного освобождения, смерть условно-досрочно освобожденного лица.
7. Контроль за обеспечением учета и профилактической работы с условно-досрочно освобожденными лицами возлагается на одного из заместителей начальника городского (районного) органа внутренних дел (далее-ГОРОВД).

2. Организация учета и профилактической работы с условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания

8. Начальник ГОРОВД, получив из органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан сообщение в отношении условно-досрочно освобожденного лица, поручает подразделению общественной безопасности осуществление контроля за прибытием условно-досрочно освобожденных лиц на постоянное место жительства.
9. После прибытия условно-досрочно освобожденных лиц на постоянное место жительства начальник ГОРОВД поручает:
1) подразделению общественной безопасности ГОРОВД взять на профилактический учет и направить информацию в дежурные части, специальные учреждения и комплексные силы полиции;
2) подразделению криминальной полиции ГОРОВД взять на оперативный учет условно-досрочно освобожденное лицо.
10. После постановки на профилактический учет условно-досрочно освобожденных лиц начальник ГОРОВД:
1) уведомляет органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан;
2) поручает криминальной полиции, дежурным частям, специальным учреждениям и комплексным силам полиции ГОРОВД своевременно представлять информацию в подразделения общественной безопасности ГОРОВД о фактах правонарушений со стороны условно-досрочно освобожденных лиц и уклонения от исполнения обязанностей, возложенных на них судом.
11. Участковый инспектор полиции проводит с условно-досрочно освобожденным лицом беседу, предупреждает о соблюдении правил регистрации по месту жительства и контролирует её своевременность, проверяет достоверность данных, указанных в направленной из мест лишения свободы информационно-поисковой карте (далее - ИПК-ЛЦ).
12. Контрольное дело регистрируется в первой части журнала регистрации контрольных дел условно-досрочно освобожденных лиц (приложение 2 к Правилам).
13. Контрольное дело ведется в течение всего срока неотбытой части наказания.

14. Условно-досрочно освобожденные лица, отбывшие наказание:
1) за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве, а равно за преступления, содержащие признаки экстремизма;
2) за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления по истечении срока неотбытой части наказания переводятся в категорию лиц, подпадающих под действие Закона Республики Казахстан «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
15. В отношении условно-досрочно освобожденных лиц, за исключением лиц, отбывших наказание за преступления указанные в пункте 14 настоящих Правил, по истечении срока неотбытой части наказания ведение контрольного дела прекращается с последующей постановкой на профилактический учет и заведением контрольной карточки.
16. В контрольное дело подшиваются копии справки об освобождении из мест лишения свободы, приговоров суда (в случае их отсутствия участковым инспектором направляется запрос в исправительное учреждение), постановления суда об условно-досрочном освобождении, требование о проверке на судимость, ИПК-ЛЦ на условно-досрочно освобожденного, автобиография, подробное объяснение о судимостях и схема связей (приложение 3 к Правилам).
17. После заведения контрольного дела участковый инспектор полиции направляет в областное адресное бюро сторожевую карточку на условно-досрочно освобожденное лицо (приложение 4 к Правилам).
18. Сторожевая карточка подлежит изъятию при получении уведомления о переезде условно-досрочно освобожденного лица на новое местожительство за пределы области (республики), осуждении за повторное преступление с отменой условно-досрочного освобождения, истечении срока неотбытой части наказания и его смерти.

3. Обеспечение контроля за исполнением постановлений
судов в отношении лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания

19. По прибытии к месту жительства условно-досрочно освобожденных лиц из органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан начальник органа внутренних дел готовит сообщение в суд об установлении обязанностей на условно-досрочно освобожденных лиц (приложение 5 к Правилам) и в трехдневный срок направляет его в суд района (города).
20. Суд по месту жительства условно-досрочно освобожденного лица, получив сообщение органа внутренних дел, выносит постановление, в котором указывает конкретные действия, время, место и способ исполнения обязанностей лица на период срока неотбытой части наказания.
21. Получив постановление судьи об установлении обязанностей, начальник ГОРОВД или его заместитель в присутствии участкового инспектора полиции разъясняет условно-досрочно освобожденному лицу ответственность за их нарушения.
22. Копия постановления суда об установлении обязанностей на условно-досрочно освобожденного лица подшивается в контрольное дело и направляется в криминальную полицию.
23. При неприбытии на постоянное место жительства, либо отсутствии условно-досрочно освобожденного лица по месту жительства более 5 суток по неуважительным причинам и установлении фактов злостного уклонения от исполнения обязанностей, участковый инспектор полиции докладывает об этом письменным рапортом начальнику ГОРОВД и проводит первоначальные мероприятия по установлению его местонахождения и причин уклонения.
24. В случае совершения неоднократных административных правонарушений и злостного уклонения от исполнения обязанностей начальник ГОРОВД направляет в суд мотивированное представление (приложение 6 к Правилам), о возможности отмены условно-досрочного освобождения и исполнения оставшейся неотбытой части наказания, с приложением материалов и контрольного дела.

4. Осуществление контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания

25. Контроль за условно-досрочно освобожденными лицами осуществляется по их месту жительства. Если по уважительным причинам, условно-досрочно освобожденное лицо не может проживать по данному адресу, начальник органа внутренних дел по его заявлению может разрешить ему временное проживание в другом месте, в пределах обслуживаемой городским районным органом внутренних дел территории.
26. В целях полноты осуществления контроля за исполнением установленных судом обязанностей условно-досрочно освобожденными, сотрудники органов внутренних дел имеют право:
1) запрашивать и получать сведения о поведении условно-досрочно освобожденных лиц по месту работы и жительства от граждан и администрации организаций, независимо от форм собственности;
2) вызывать условно-досрочно освобожденных лиц на собеседование в органы внутренних дел, при необходимости проводить такие беседы в присутствии родственников, с их согласия;
3) требовать от условно-досрочно освобожденных лиц устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением возложенных судом обязанностей.
27. Участковый инспектор полиции обязан проводить с условно-досрочно освобожденным лицом по месту жительства предупредительную работу по недопущению случаев уклонения от исполнения установленных судом обязанностей и совершения им правонарушений.
28. По результатам каждого посещения жилища условно-досрочно освобожденного лица участковый инспектор полиции или сотрудник полиции, проверявший последнего, по указанию начальника ГОРОВД делает соответствующую отметку в листке контроля (приложение 7 к Правилам).
29. Обязательство являться в орган внутренних дел применяется в целях контроля за условно-досрочно освобожденными лицами, а также проведения бесед профилактического характера. Часы явок устанавливаются с таким расчетом, чтобы это не повлияло на работу и учебу условно-досрочно освобожденного лица.
30. Регистрация явки условно-досрочно освобожденного лица в орган внутренних дел осуществляется в подразделении общественной безопасности либо в участковых пунктах полиции, о чем делается отметка в специальном регистрационном листе (приложение 8 к Правилам).
31. По каждому факту нарушения установленных судом обязанностей участковый инспектор полиции составляет рапорт (приложение 9 к Правилам) и соответствующие материалы, которые в установленном порядке направляет в суд с обеспечением явки условно-досрочно освобожденного лица.
32. В случае неявки по вызову в орган внутренних дел или в суд осуществляется принудительный привод условно-досрочно освобожденного лица.
33. Если нарушение установленных судом обязанностей выявлено органом внутренних дел на территории обслуживания которого условно-досрочно освобожденное лицо не проживает, протокол об административном правонарушении для принятия мер направляется в орган внутренних дел, осуществляющий за этим лицом контроль.
34. Вопросы о временном выезде лица, условно-досрочно освобожденного, с места постоянного жительства за пределы района (города, области), рассматривает начальник ГОРОВД или его заместитель, на основании письменного заявления условно-досрочно освобожденного лица и рапорта участкового инспектора, с указанием причин выезда, данных, характеризующих поведение лица в период нахождения на профилактическом учете. О принятом решении делается соответствующая запись на заявлении.
35. При разрешении условно-досрочно освобожденному лицу временного выезда в другой населенный пункт и нахождения там более суток, ему выдается под расписку маршрутный лист (приложение 10 к Правилам), в котором указывается дата разрешения на выезд в другой населенный пункт, цель поездки и срок пребывания, обязанность условно-досрочно освобожденного лица зарегистрироваться в местном органе внутренних дел, являться по вызову в установленное время в орган внутренних дел, известить о своем возвращении участкового инспектора полиции, осуществляющего за ним контроль по месту постоянного жительства. О выезде условно-досрочно освобожденного лица участковый инспектор полиции письменно уведомляет орган внутренних дел, на территорию обслуживания которого он должен прибыть (приложение 11 к Правилам).
36. По приезду условно-досрочно освобожденного лица на территорию обслуживания другого органа внутренних дел, сотрудник подразделения общественной безопасности или участковый инспектор полиции регистрирует прибывшего во второй части журнала регистрации УДО от отбывания наказания, прибывших на территорию обслуживания органа внутренних дел для временного проживания, вносит соответствующие отметки в маршрутный лист, заверяет их печатью (штампом) органа внутренних дел.
37. Участковый инспектор полиции в течение срока временного проживания, условно-досрочно освобожденного лица осуществляет наблюдение за его поведением и образом жизни, устанавливает ему дни явки для проведения бесед, по окончании срока пребывания вносит в маршрутный лист запись о его поведении по месту временного проживания.
38. При возвращении условно-досрочно освобожденного лица к постоянному месту жительства участковый инспектор полиции, осуществляющий за ним контроль, знакомится с записями в маршрутном листе, делает в нем отметку о прибытии данного лица и приобщает маршрутный лист к контрольному делу.
39. При выезде условно-досрочно освобожденного лица на постоянное место жительства в другой населенный пункт орган внутренних дел:
1) осуществляющий контроль направляет информацию (приложение 12 к Правилам) в орган внутренних дел, на территории которого будет проживать условно-досрочно освобожденное лицо;
2) по новому месту жительства условно-досрочно освобожденного лица в трехдневный срок проверяет прибытие последнего по указанному адресу и извещает орган, направивший информацию;
3) после получения подтверждения о прибытии условно-досрочно освобожденного лица по избранному месту жительства направляет контрольное дело и имеющуюся в криминальной полиции информацию, в орган внутренних дел по новому месту жительства, для дальнейшего осуществления контроля;
4) направивший контрольное дело, в трехдневный срок письменно уведомляет о перемене условно-досрочно освобожденным лицом постоянного места жительства областное адресное бюро (приложение 13 к Правилам). В таком же порядке уведомляется адресное бюро при: осуждении условно-досрочно освобожденного лица за повторное преступление, с отменой условно-досрочного освобождения; отмене условно-досрочного освобождения; смерти условно-досрочно освобожденного лица.
40. Условно-досрочно освобожденному лицу при выезде на постоянное место жительство выдается контрольный листок (приложение 14 к Правилам), в котором указывается дата отъезда, адрес нового места жительства и срок явки на регистрацию в орган внутренних дел по новому месту жительства.

© 2006 г. О.А. Пилипенко

проблемы эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания

Применение условно-досрочного освобождения (УДО) от наказания должно быть связано с возложением на освобождаемого определенных обязанностей, предусмотренных законом, которые должны соблюдаться им в течение неотбытой части наказания, ограничивая в определенном объеме его личную свободу. Эти ограничения, в зависимости от категории освобождаемых, касаются права выбора и перемены места жительства, работы, права свободного передвижения по территории района, города, где он проживает, права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности и т. д.

Такие ограничения личной свободы, осуществление наблюдения за освобожденными и возможность применения мер воздействия в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения освобожденными своих обязанностей должны основываться только на законе и осуществляться в его пределах. В этой связи важное практическое значение приобретает вопрос о правовых условиях освобождения осужденного условно-досрочно, о допустимых пределах и компетенции специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за этими лицами.

К сожалению, данный вопрос достаточно и полно не исследован, и на практике довольно часто имеет место полная бесконтрольность за условно-досрочно освобожденными в период испытательного срока. Поэтому исследование уголовно-правовых проблем осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными со стороны государственных органов и общества представляет как теоретический, так и практический интерес.

Освобожденные условно-досрочно из мест лишения свободы характеризуются разной степенью исправления и характером совершенного преступления, прошлой преступной деятельности, по виду отбытого ими наказания и т. д. Поэтому различна и сфера регулирования жизни этих лиц на свободе, которая определяется возложенными на них судом обязательствами, являющимися необходимым условием для успешного прохождения ими испытательного срока.

Основанием осуществления контроля за условно-досрочно освобожденным является вынесение судом постановления об УДО и вступление его в законную силу, в котором должны указываться требования, возлагаемые на условно-досрочно освобожденного и испытательный срок, в течение которого он должен подтвердить свое окончательное исправление.

В виду того, что на условно-досрочно освобожденных в большинстве случаев никаких обязанно-

стей не возлагается, осуществление контроля, о котором идет речь в ч. 6 ст. 79 УК РФ, становится невозможным. Реальная возможность его установления возникает лишь тогда, когда суд, возложив на лицо определенные обязанности, направляет в уголовно-исполнительную инспекцию копию постановления об УДО с требованием постановки его на учет и осуществления контроля за выполнением освобожденным возложенных судом требований или, если суд, освобождая осужденного условно-досрочно от основного наказания, оставляет дополнительное наказание в силе. В этом случае исполнение дополнительного наказания возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию, которая параллельно осуществляет постановку такого освобожденного на учет и последующий контроль за его повелением.

Между освобожденным условно-досрочно от наказания и государством в период испытательного срока должны сохраняться определенные общественные отношения, регламентированные нормами уголовного права, что даст государству право в пределах испытательного срока в определенном объеме определять поведение условно-досрочно освобожденного.

Установление контроля со стороны государственного органа требует от условно-досрочно освобожденного более ответственного отношения к своему поведению, заставляет задумываться над последствиями своих поступков и тем самым повышается эффективность индивидуальной профилактики преступлений.

Осуществление контроля за поведением условно-досрочно освобожденного лица является своего рода заключительным этапом применения института УДО, процессом закрепления результатов исправления (которые были достигнуты в период исполнения наказания), в течение которого проверяется эффективность и обоснованность его применения.

Вопросам осуществления контроля за осужденными, отбывшими наказание, в том числе и условно-досрочно освободившимися в советской юридической литературе и на практике уделялось серьезное внимание. Была выработана система мер воздействия на личность (меры убеждения, поощрения и принуждения, формирование общественного мнения, трудовое и бытовое обустройство освобожденных и проч.), благодаря которым поведение условно-досрочно освобожденных приводилось в соответствие с нормативными требованиями поведения в обществе.

Однако правовые реалии относительно осуществления контроля за поведением условно-досрочно освобожденных таковы, что говорить о

каком-либо контроле за ними на сегодняшний день не представляется возможным ввиду того, что он практически равен нулю. Связанно это прежде всего с тем, что отсутствует нормативно-правовая база, которая регулировала бы эту деятельность и подчиняла освобожденных к определенному поведению и установленным в законе требованиям, а также регулировала бы деятельность контролирующих органов.

Проблемы осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными и его эффективность приобретают в настоящее время особую социально-правовую значимость, поскольку применение УДО выносит завершение процесса исправления за рамки реального отбывания наказания. Отсутствие же такого контроля приведет к тому, что цели наказания, обозначенные в законе, не будут достигнуты. А раз есть институт, применение которого противоречит целям наказания, то соответственно его применение в таком виде незаконно и необоснованно, поскольку подрывает стабильность и действенность исполнения судебного приговора.

Условность досрочного освобождения заключается в том, что суд должен освобождать осужденного от наказания, возложив на него определенные обязательства, которые должны им соблюдаться в течение определенного срока, нарушение которых ведет к отмене УДО.

В ч. 6 ст. 79 УК РФ сказано, что контроль за поведением лица, освободившегося условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. В законе, однако, не поясняется, какой орган государства уполномочен осуществлять такой контроль, каков объем его полномочий, какими нормативно-правовыми актами регулируется его деятельность.

В советский период функции общественного контроля выполняли наблюдательные комиссии, которые в пределах своей компетенции могли осуществлять контроль за организацией и проведением воспитательной работы на предприятиях, где работают условно-досрочно освобожденные; их учет и общественное наблюдение за поведением в быту и на производстве; оказывали им необходимую помощь в трудовом в бытовом устройстве; в случае систематического нарушения возложенных на условно-досрочно освобожденного судом обязательств или злостного уклонения от их исполнения могли ставить вопрос об отмене УДО; осуществляли индивидуальную профилактику и т.д. Сейчас деятельность наблюдательных комиссий прекращена, в то время как проблема осуществления контроля за освобожденными осталась.

Анализ действующего законодательства в области осуществления контроля за освобожденными от отбывания наказания досрочно по различным основаниям позволяет прийти к выводу, что таким органом, который полномочен осуществлять контроль за

поведением условно-досрочно освобожденного, является уголовно-исполнительная инспекция, действующая на основании Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 729 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 г. № 199).

В соответствии с указанным Положением и законодательством РФ, на инспекции в числе прочих возлагаются следующие основные обязанности:

Ведение учета осужденных;

Разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;

Организация и проведение воспитательной работы с осужденными по лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

Контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

Проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных к исправительным работам, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью условно осужденных и осужденных женщин, местонахождение которых неизвестно;

Внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказания;

Выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины и принятие мер по их устранению.

Как видно, объем обязанностей уголовно-исполнительной инспекции позволяет им осуществлять все вышеуказанные функции и в отношении условно-досрочно освобожденных. Однако в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях нет даже упоминания об условно-досрочно освобожденных.

Установление судом требований к освобожденным условно-досрочно, аналогичных тем, что устанавливаются для условно осужденных, и ссылка на них в ч. 2

ст. 79 УК РФ позволяют сделать вывод, что органом, осуществляющим контроль за поведением условно-досрочно освобожденных является именно уголовно-исполнительная инспекция. Сравнение оснований и содержания контроля при УДО и при условном осуждении свидетельствует об их единстве. Однако они порождают различные правовые последствия для условно-досрочно освобожденных и условно осужденных. Поэтому такое важное положение должно иметь непосредственное закрепление в законе в виде установления отдельного порядка осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными.

На сегодняшний день никто не реагирует на нарушаемые условно-досрочно освобожденными запреты и требования, установленные судом, не пресекает их антиобщественный образ жизни, нарушения общественного порядка и т. д. О таких нарушениях становится известно лишь тогда, когда условно-досрочно освобожденный вновь совершает преступление и попадает в поле зрения правоохранительных органов. Поэтому главная цель УДО - завершение процесса исправления вне реального исполнения наказания - оказывается недостижимой, а меры частной превенции - неэффективными.

Важным аспектом осуществления контроля за поведением условно-досрочно освобожденных является именно недопущение совершения ими новых преступлений. Чтобы эффективно организовать работу по предупреждению преступлений со стороны условно-досрочно освобожденных, контролирующие органы должны обладать полной информацией о личности условно-досрочно освобожденного, о его поведении и образе жизни. Работа по предупреждению преступлений условно-досрочно освобожденными должна вестись параллельно с осуществлением контрольных функций. В отличие от раннее действовавшего законодательства об УДО сейчас нет формальных ограничений в его применении. Это в свою очередь создает реальные предпосылки для совершения условно-досрочно освобожденными новых преступлений, в связи с чем имеет место рецидив преступлений.

Совершение условно-досрочно освобожденными новых преступлений свидетельствует о том, что контроль за их поведением осуществляется неэффективно, в результате чего цель частной превенции недостижима. Причинами рецидива среди условно-досрочно освобожденных являются:

Неудовлетворительная работа исправительных учреждений в подготовке осужденных к освобождению;

Отсутствие у освобожденных на свободе полезных социальных связей;

Отсутствие у освобожденных нормальных жи-лищно-бытовых условий;

Миграционные процессы освобожденных, в результате чего осуществление контроля и надзора за их поведением становится крайне затруднительным;

Неэффективность действующего механизма осуществления контроля за освобожденными;

Кратковременность пребывания осужденного в местах лишения свободы;

Отступление от требований закона в деятельности судей при решении вопроса о применении УДО;

Отсутствие эффективного прокурорского надзора за деятельностью исправительных учреждений и судов при применении УДО и т. д.

Поэтому для осуществления эффективного контроля за поведением условно-досрочно освобож-

денных и предупреждения с их стороны рецидива контролирующим органам необходимо:

Помочь условно-досрочно освобожденному решить бытовые проблемы, возникающие при освобождении от наказания;

Помочь ему в трудоустройстве;

Наладить работу с ними участковых инспекторов милиции, а в необходимых случаях и оперативно-розыскных служб;

Вести с условно-досрочно освобожденными систематические беседы воспитательного характера;

Вести работу по организации досуга и занятости молодых условно-досрочно освобожденных;

Ограничить или нейтрализовать влияние на условно-досрочно освобожденного неформальных или антисоциальных микрогрупп;

Незамедлительно реагировать на нарушения условно-досрочно освобожденными своих обязанностей или условий освобождения;

В необходимых случаях обеспечить осуществление административного надзора за условно-досрочно освобожденными вплоть до погашения или снятия судимости;

Не возвращать условно-досрочно освобожденного в ту местность, где он ранее жил, если есть основания полагать, что это окажет негативное влияние на его поведение, будет мешать завершению процесса исправления или представляет угрозу его жизни и здоровью;

Выяснять причины и условия, способствовавшие повторному совершению условно-досрочно освобожденными преступления;

Вовлекать общественность в осуществление контроля за поведением условно-досрочно освобожденного (восстановить институт передачи условно-досрочно освобожденных на поруки трудовому коллективу) и в борьбу с рецидивной преступностью и т. д.

Отсутствие в законе соответствующей нормы, регулирующей порядок осуществления контроля за поведением условно-досрочно освобожденных, является одной из причин того, что реально отбыв часть наказания и освободившись от него досрочно, они считают, что рассчитались с обществом и государством, поэтому вольны поступать как они захотят, невзирая на взятые на себя или наложенные судом обязательства. А уголовно-исполнительные инспекции, ссылаясь на отсутствие прямого указания в законе об обязанности осуществлять контроль за условно-досрочно освобожденными, не делают этого, ограничиваясь постановкой условно-досрочно освобожденных на учет. Относительно благополучной выглядит ситуация с осуществлением контроля за освобожденными условно-досрочно военнослужащими, который осуществляется командованием воинских частей или учреждений, где они проходят военную службу.

Судья, принявший решение об УДО, направляет в воинскую часть, где освобожденный военнослужащий будет проходить дальнейшую воинскую службу, копию постановления об УДО. В день поступления постановления и материалов на освобожденного условно-досрочно военнослужащего в воинскую часть, где он будет проходить службу, командир воинской части или начальник учреждения (например, военного комиссариата) осуществляет постановку военнослужащего на учет. Командир воинской части немедленно направляет в военный суд письменное подтверждение о принятии освобожденного военнослужащего для прохождения военной службы, постановке его на учет и установлении контроля за его поведением. Контроль осуществляется в течение всего определенного судом испытательного срока.

При оставлении для полного отбывания назначенного военнослужащему в качестве дополнительного наказания - лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, командование воинской части обязано в полной мере осуществить мероприятия, предусмотренные ст. 33-38 УИК РФ. Аналогичная обязанность возлагается и на уголовно-исполнительные инспекции в случае, если лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания лишения свободы, указанное дополнительное наказание оставлено для полного или частичного отбывания.

Если в течение оставшейся неотбытой части наказания военнослужащий совершит нарушение общественного порядка, влекущее наложение административного взыскания, или злостно уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении УДО, командир воинской части (начальник) направляет в суд представление об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. В случае совершения условно-досрочно освобожденным военнослужащим нового умышленного или неосторожного преступления суд, отменяя УДО, назначает наказание по совокупности приговоров.

Представляется правильным, если в УИК РФ будет включена глава, регулирующая вопросы осуществления контроля за условно-досрочно освобожденным, как это сделано в гл. 24 УИК РФ «Осуществление контроля за поведением условно осужденных». Это позволит четко установить, какие формы контроля осуществляются за поведением условно-досрочно освобожденных и какие органы имеют право его осуществлять. В литературе высказываются различные мнения по поводу организации контроля за поведением условно-досрочно освобожденных в течение неотбытого срока наказания. Главным образом высказываются мнения о целесообразности перенесения этой деятельности на профессиональный уровень .

Вносились предложения возложить этот контроль на органы прокуратуры или милиции . Возложение этой обязанности на прокуратуру нам

кажется невозможным по той причине, что она практически лишена возможности проводить такую работу из-за малочисленности своих штатов и большого объема выполняемой ими работы.

Что же касается органов милиции, то они тоже вряд ли будут в состоянии осуществлять эффективную работу по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных по той причине, что обеспечение безопасности личности, предупреждение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, осуществляются ими не в связи с исполнением судебного решения об УДО лица, а в связи с прямым указанием закона и являются непосредственной профессиональной обязанностью. Выполнение подобных функций в рамках неотбытого срока наказания, наложенного судом (т. е. на стадии исполнения приговора), а также контроль за освобожденными осуществляются органами, входящими в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ, а не Министерства внутренних дел РФ.

Ранее за условно-досрочно освобожденными устанавливался административный надзор, который производился органами внутренних дел (милицией), в соответствии с Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, являлся принудительной мерой и применялся в отношении совершеннолетних лиц:

а) признанных судами особо опасными рецидивистами;

б) судимых за тяжкие преступления или судимых два и более раза с лишением свободы за любые умышленные преступления, либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;

в) судимых за тяжкие преступления или судимых два и более раза с лишением свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если они после отбытия наказания либо условно-досрочного освобождения от наказания систематически нарушают общественный порядок и правила социалистического общежития, несмотря на предупреждения

органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливался административный надзор, могли применяться следующие ограничения:

Запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

Запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

Запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

Явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Перечисленные ограничения применялись в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как превентивной меры в настоящее время невысока вследствие прежде всего большой загруженности органов, которые должны осуществлять такой надзор и отменой уголовной ответственности за злостное нарушение правил административной ответственности. В перспективе планируется дополнить такой надзор иными формами социально-правового контроля.

Однако это не значит, что прокуратура и милиция не обязаны реагировать на противоправное поведение условно-досрочно освобожденного. В этой связи нам представляется необходимым предоставить соответствующие полномочия опротестовывать постановления об УДО прокурору, осуществляющему надзор за исполнением наказаний для отбывания оставшейся части наказания в местах лишения свободы. По этим же основаниям органы милиции должны поддерживать постоянную связь с уголовно-исполнительными инспекциями, сообщая им о допущенных условно-досрочно освобожденными нарушений общественного порядка, за которое на него было возложено административное взыскание, а также иметь возможность оперативно реагировать на противоправное поведение условно-досрочно освобожденных. Большую роль в осуществлении эффективного контроля за поведением условно-досрочно освобожденного могут сыграть участковые инспектора милиции, имеющие постоянные контакты не только с самим условно-досрочно освобожденным, но и его соседями. Участковые инспекторы милиции могут передавать соответствующую информацию о поведении условно-досрочно освобожденного в уголовно-исполнительные инспекции.

Основные функции по осуществлению контроля за поведением условно-досрочно освобожденных должны взять на себя уголовно-исполнительные инспекции. На сегодняшний день они плохо справляются со своими обязанностями по ряду объективных причин. В данный момент в России функ-

ционируют около 1900 уголовно-исполнительных инспекций, в то время как районов и городов без районного деления в нашей стране более 2500. Поэтому примерно 350 инспекций являются межрайонными. Численный состав сотрудников уголовно-исполнительных инспекций - около 6 тыс. человек, в среднем по 3 - 4 чел. на одну инспекцию, в то время как на одну инспекцию приходится в среднем около 600 - 700 осужденных к исправительным работам, лишению права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Помимо этого, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за условно осужденными и женщинами, к которым была применена отсрочка исполнения лишения свободы. Всего за один год через систему инспекций проходят до 1,5 млн осужденных.

В таких условиях инспекции практически лишены возможности качественно контролировать поведение условно-досрочно освобожденных. Поэтому пока проблема налаживания нормальной работы уголовно-исполнительных инспекций не будет решена, не будут внесены соответствующие изменения и дополнения в нормы, регулирующие применение УДО, говорить об эффективности досрочного освобождения от наказания в целом достаточно сложно.

Уголовно-исполнительные инспекции во время испытательного срока должны иметь следующие полномочия:

Проверять обоснованность применения УДО для не допущения ошибки в оценке степени исправления осужденного;

Проводить комплекс предупредительных мер, исключающих совершение условно-досрочно освобожденными нового преступления;

Осуществлять оценку поведения условно-досрочно освобожденных, проверять соблюдение ими всех предписаний и запретов суда, возложенных на него в течение неотбытой части срока наказания;

Закрепить достигнутые ранее результаты исправления и на этой основе проводить с этим лицом дальнейшую целенаправленную воспитательную работу.

Представляется, что для эффективного действия испытательного срока (недопущение рецидива, антисоциального поведения, обеспечение скорой адаптации освобожденных от наказания лиц к условиям «свободного пространства, оказание помощи в приобщении к самостоятельной жизни, в решении социально-бытовых проблем, трудоустройстве и т.д.) необходим специально подготовленный профессионал - субъект контроля за лицом, досрочно освобожденным от наказания. Таким субъектом может стать специалист по вопросам профилактики преступности среди освобожденных досрочно, наделенный соответствующими властными полномочиями.

Формальный контроль, осуществляемый специализированным государственным органом за поведением условно-досрочно освобожденных, носит более узкий характер и ограничивается сферой деятельности человека в рамках возложенных на него обязанностей. Такой контроль выполняется путем выявления поведения лица и оценки его деятельности на основе формальных позитивных или негативных санкций.

Практика последних лет свидетельствует о необходимости привлечения общественности к контролю за поведением условно-досрочно освобожденных и к проведению с ними воспитательной работы. Главной задачей в этом направлении должно стать расширение участия общественности в работе с условно-досрочно освобожденными и совершенствование форм и методов этой работы.

Введение подобной практики позволит организовать систематическое наблюдение за освобожденными, помочь им в окончательном преодолении остатков антиобщественных взглядов и привычек, исправлении незначительных, несложных ошибок и отступлении от установленного регламента испытательного срока. Кроме того, в ч. 2 ст. 9 УИК РФ общественное воздействие рассматривается как одно из основных средств исправления осужденных, которое наиболее эффективным способом может проявить себя, когда осужденный освобождается условно-досрочно, а не тогда, когда он находится в местах лишения свободы.

Социальный контроль играет важную роль в обеспечении надлежащего поведения граждан в соответствии с требованиями как общества в целом, так и отдельных социальных групп. Разумеется, не любое поведение человека должно и может охватываться сферой социального контроля. Например, свобода человека, его личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайна телефонных переговоров и переписка гарантируется Конституцией РФ, а неправомерное вмешательство в эту сферу преследуется законом.

Как правильно отмечает И.В. Шмаров, «...сфера социального контроля определяется общественной значимостью функций и ролей, осуществляемых гражданином. Чем больше поведение гражданина затрагивает интересы общества, тем сильнее социальный контроль, тем существеннее он перемещается в сферу правовой регламентации и обеспечивается деятельностью соответствующих государственных органов и общественных организаций» . Систему социального контроля нельзя представить только в форме наблюдения общества за осуществлением гражданином своих функций, в том числе тех обязанностей, которые возложены на него судом.

Контроль позволяет дать соответствующую оценку (уголовно-правовую или моральную - в зависимости от контролирующего субъекта) действиям отдельных лиц, что в конечном итоге формирует общественное мнение, которое, как известно,

оказывает существенное влияние на поведение граждан.

Большую роль в этом плане играет неформальный социальный контроль, основывающийся на оценке поведения условно-досрочно освобожденного лица его ближайшим окружением: семьи, друзей, коллег по работе и т.д.

Доброжелательное отношение коллег по работе, признание заслуг, выражение уважения ближнего социального окружения, с одной стороны, и проявление недовольства, насмешки, отказ поддерживать дружеские отношения - с другой, оказывают иной раз более сильное влияние на поведение человека, чем официальное одобрение или неодобрение того или иного поступка или поведения. Межличностные отношения как один из элементов социального контроля образуют определенное чувство общности, которое побуждает человека к действиям и поступкам, ожидаемым от него макросоциальным окружением.

«Чувство "общности", "обязанности" с другими лицами, - пишет А.М. Яковлев, - реальный социально-психологический фактор. Именно он оказывает часто решающее воздействие на мотивацию человеческого поведения» .

Недостатком неформального контроля является то, что в результате разобщенности труда и быта, дробления социальных связей и расслоения общества в крупных городах, куда, как правило, направляются освобожденные, социальный контроль за выполнением ими своих функций носит локальный характер, а их поведение не получает единой оперативной оценки. Поэтому неформальный контроль в ряде случаев оказывается малоэффективным. Вот почему государство должно уделять все больше внимание организации специального формального контроля за освобожденными.

Одним их преимуществ формального государ -ственного контроля за условно-досрочно освобожденными от наказания является то, что он устраняет локальную оценку их поведения в обществе, позволяет всесторонне оценивать характер выполняемых ими социальных ролей и обязательств. Кроме того, контроль со стороны специализированного органа за поведением условно-досрочно освобожденного подкреплен возможностью привлечения его к ответственности за нарушение условий досрочного освобождения, за уклонение от наблюдения, что позволяет контролирующему органу поставить вопрос об отмене УДО и водворении лица в места лишения свободы для отбывания оставшейся части наказания. Наблюдение же со стороны общественности за поведением условно-досрочно освобожденного не влечет для него вышеуказанных последствий.

Конечно, не следует противопоставлять эти формы контроля за освобожденными или недооценивать какой-либо из них, поскольку каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки. Только их объединение и эффективное осу-

ществление может обеспечить необходимую профилактику новых преступлений со стороны лиц, освобожденных условно-досрочно из исправительных учреждений. Поэтому важным условием эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными является комплексный подход в его осуществлении, применение общих критериев оценки поведения условно-досрочно освобожденных в различных сферах жизни, который обеспечит надлежащие условия для их успешной адаптации.

Литература

1. Михлин А. С. Проблемы досрочного освобождения от наказания. М., 1982. С. 77-78.

2. Ефимов М.А. Условно-досрочное освобождение и досрочное освобождение по советскому уголовному праву. Л., 1958. С. 28.

4. Шмаров К.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. М., 1974. С. 78.

5. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1967. С. 154.

Ростовский государственный университет

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциарной стадии, которая охватывает при УДО период времени с момента досрочного освобождения осужденного до момента истечения неотбытой части наказания, осуществляет специализированный государственный орган, которым является уголовно-исполнительная инспекция.

При этом в УИК и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содержащихся в нем положений, вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы. Так, в Положении «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16июня 1997 г. (с изм. от 20 февраля 1999 г.) контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в числе прочих задач уголовно-исполнительных инспекций не значится. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г. Поэтому видится необходимым дополнить указанные законодательные акты нормами, которые регулировали бы контроль за условно-досрочно освобожденными.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Однако, исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных, по сути, аналогично таковому и у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом. При этом в ч. 2 ст. 87 УИК РФ отмечается, что к осуществлению контроля условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Действительно, в соответствии с п. 26 ст. 12 Закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г, полиция обязана осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами освобожденными из мест лишения свободы установленных для них судом запретов и ограничений (п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 г. (в ред. от 15 июля 2009 г.) «О милиции»). В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. такой контроль возложен на участковых уполномоченных милиции. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900» положения указанной Инструкции были дополнены обязанностью участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел. Как отмечает Т.Ю. Конькова необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения таких дел и приобщения к ним характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием.



Таким образом, анализ статьи 187 УИК РФ дает основание полагать, что контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляет и уголовно-исполнительная инспекция и участковый уполномоченный милиции. При этом необходимо иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных существенно отличается от содержания контролирующей деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Органы внутренних дел в лице участковых уполномоченных выполняют контрольно-профилактические функции (профилактика правонарушений, новых преступлений) Инспекции же выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П.Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшем ввиду обвинительного приговора и необходимости исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. Если уголовно-исполнительная инспекция выполняет в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внутренних дел именно контрольно-профилактические, имеющие целью недопущения (предупреждение) подобных фактов. Исходя из сказанного, указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка.



В настоящее время условно-досрочно освобожденные обязаны не реже одного раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей. Уголовно-исполнительные инспекции правомочны вызывать условно-досрочно освобожденных для проведения, к примеру, профилактических бесед, дачи разъяснений по различным вопросам.

В целях повышения эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными Т.Ф. Минязева предлагает активно использовать положительный опыт ряда зарубежных государств в этой области (Англии, Бельгии, Франции). В частности, автор видит целесообразным внедрение в практику работы уголовно-исполнительных инспекций электронных браслетов, по типу радиопередатчиков, которые обязаны носить условно-досрочно освобожденные на протяжении всего срока неотбытой части наказания. Данные устройства смонтированы таким образом, что позволяют определять местонахождение лица в любое время суток, а в программу, обеспечивающую их системное функционирование, закладываются допустимые маршруты передвижения условно-досрочно освобожденного (на работу, в магазин или школу). Отклонение лица от заданных маршрутов, равно как и попытка избавления от этого браслета фиксируется на пульте дежурного.

Думается, использование подобного рода изобретений не способно в полной мере выявить действительное поведение условно-досрочного освобожденного в процессе осуществления над ним контроля. Дело в том, что применение рассматриваемых приборов изначально моделирует именно правомерное поведение лица, причем правомерное на безальтернативной основе. У осужденного с электронным браслетом по существу нет возможности сделать выбор на основании нескольких альтернатив поведения, а следовательно, с его стороны будет отсутствовать и такой показатель поступка, как борьба мотивов.

Одна ситуация, когда условно-досрочно освобожденный не покидает место жительства в вечернее время, заведомо зная, что о его поведении тут же станет известно контролирующему органу. Вряд ли в подобных условиях он вообще на это отважится. И совсем другой случай, если лицо не нарушает вышеуказанный запрет, не находясь под постоянным надзором. Имея определенную альтернативу поведения, субъект сталкивается с более сложной дилеммой и, если при данных обстоятельствах он все-таки исполняет возложенную судом обязанность, то это свидетельствует о формировании у него положительных поведенческих установок. Поэтому вывод об окончательном исправлении условно-досрочно освобожденных, думается, будет верным лишь при условии наличия у них свободы выбора в поведении. Обеспечение же повышения качества контроля возможно, например, путем сбора информации о поведении лица (на работе, в школе, по месту жительства) представителями уголовно-исполнительной инспекции.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциарной стадии, которая охватывает при УДО период времени с момента досрочного освобождения осужденного до момента истечения неотбытой части наказания, осуществляет специализированный государственный орган, которым является уголовно-исполнительная инспекция.

При этом в УИК и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содержащихся в нем положений, вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы. Так, в Положении «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16июня 1997 г. (с изм. от 20 февраля 1999 г.) контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в числе прочих задач уголовно-исполнительных инспекций не значится. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г. Поэтому видится необходимым дополнить указанные законодательные акты нормами, которые регулировали бы контроль за условно-досрочно освобожденными.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Однако, исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных, по сути, аналогично таковому и у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом. При этом в ч. 2 ст. 87 УИК РФ отмечается, что к осуществлению контроля условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Действительно, в соответствии с п. 26 ст. 12 Закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г, полиция обязана осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами освобожденными из мест лишения свободы установленных для них судом запретов и ограничений (п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 г. (в ред. от 15 июля 2009 г.) «О милиции»). В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. такой контроль возложен на участковых уполномоченных милиции. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900» положения указанной Инструкции были дополнены обязанностью участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел. Как отмечает Т.Ю. Конькова необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения таких дел и приобщения к ним характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием.

Таким образом, анализ статьи 187 УИК РФ дает основание полагать, что контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляет и уголовно-исполнительная инспекция и участковый уполномоченный милиции. При этом необходимо иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных существенно отличается от содержания контролирующей деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Органы внутренних дел в лице участковых уполномоченных выполняют контрольно-профилактические функции (профилактика правонарушений, новых преступлений) Инспекции же выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П.Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшем ввиду обвинительного приговора и необходимости исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. Если уголовно-исполнительная инспекция выполняет в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внутренних дел именно контрольно-профилактические, имеющие целью недопущения (предупреждение) подобных фактов. Исходя из сказанного, указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка.

В настоящее время условно-досрочно освобожденные обязаны не реже одного раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей. Уголовно-исполнительные инспекции правомочны вызывать условно-досрочно освобожденных для проведения, к примеру, профилактических бесед, дачи разъяснений по различным вопросам.

В целях повышения эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными Т.Ф. Минязева предлагает активно использовать положительный опыт ряда зарубежных государств в этой области (Англии, Бельгии, Франции). В частности, автор видит целесообразным внедрение в практику работы уголовно-исполнительных инспекций электронных браслетов, по типу радиопередатчиков, которые обязаны носить условно-досрочно освобожденные на протяжении всего срока неотбытой части наказания. Данные устройства смонтированы таким образом, что позволяют определять местонахождение лица в любое время суток, а в программу, обеспечивающую их системное функционирование, закладываются допустимые маршруты передвижения условно-досрочно освобожденного (на работу, в магазин или школу). Отклонение лица от заданных маршрутов, равно как и попытка избавления от этого браслета фиксируется на пульте дежурного.

Думается, использование подобного рода изобретений не способно в полной мере выявить действительное поведение условно-досрочного освобожденного в процессе осуществления над ним контроля. Дело в том, что применение рассматриваемых приборов изначально моделирует именно правомерное поведение лица, причем правомерное на безальтернативной основе. У осужденного с электронным браслетом по существу нет возможности сделать выбор на основании нескольких альтернатив поведения, а следовательно, с его стороны будет отсутствовать и такой показатель поступка, как борьба мотивов.

Одна ситуация, когда условно-досрочно освобожденный не покидает место жительства в вечернее время, заведомо зная, что о его поведении тут же станет известно контролирующему органу. Вряд ли в подобных условиях он вообще на это отважится. И совсем другой случай, если лицо не нарушает вышеуказанный запрет, не находясь под постоянным надзором. Имея определенную альтернативу поведения, субъект сталкивается с более сложной дилеммой и, если при данных обстоятельствах он все-таки исполняет возложенную судом обязанность, то это свидетельствует о формировании у него положительных поведенческих установок. Поэтому вывод об окончательном исправлении условно-досрочно освобожденных, думается, будет верным лишь при условии наличия у них свободы выбора в поведении. Обеспечение же повышения качества контроля возможно, например, путем сбора информации о поведении лица (на работе, в школе, по месту жительства) представителями уголовно-исполнительной инспекции.