Что такое штрафные санкции за нарушение условий договора и порядок их взыскания. Сущность и виды штрафных санкций Не применять штрафные санкции

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Штрафные санкции для поставщика.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

    до 3 млн руб. – 3%;

    от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) – 2%;

    от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) – 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. – 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит – 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 - 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

Учреждение здравоохранения является бюджетным.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

Сумма, руб.

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 - 38 250) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на учреждения

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата подрядчику согласно договору

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 - 38 250) руб.

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

Учреждение здравоохранения является казенным.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

Произведена оплата по контракту поставщику

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

Штрафные санкции для заказчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

    5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);

    10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);

    100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение – случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик – учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Комментарий:

1. Важной особенностью правового регулирования хозяйственных отношений является порядок возмещения убытков и неустойки. По общему правилу, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, не покрытой этими санкциями. Таким образом, Кодексом закреплено применение зачетной неустойки в случае, если иное не установлено законом или договором.

Зачетные штрафные санкции являются основным видом штрафных санкций в хозяйственном законодательстве. Этот вид штрафных санкций применяется во всех случаях, если законом или договором сторон не установлен иной порядок их взыскания. Таким образом, можно сделать вывод, что в случае, когда зачетные штрафные санкции будут меньше размер заранее установленных убытков, то эти санкции "растворятся" в сумме последних. Если предположить, что штрафные санкции окажутся чрезмерно большими (по сравнению с размером заранее установленных убытков), должник вправе требовать уменьшения штрафных санкций до размера убытков, ссылаясь на ч. 1 ст. 233 ГК Украины. Возникает логичный вопрос: к размеру какой ущерб снижаться размер штрафных санкций: к убыткам, обусловленных сторонами в сделке, к размеру действительно причиненного ущерба, возникшие в результате правонарушения? Если суд учитывать размер ущерба, установленный сторонами в договоре, то внесение в договор условия о штрафных санкциях полностью лишено смысла. Если судебная практика пойдет другим путем и для сравнения размера штрафных санкций и убытков будут использоваться реальные потери кредитора, то автоматически теряться основное преимущество заранее установленных убытков - отсутствие необходимости доведения их размера.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что законом или соглашением сторон может предусматриваться иной подход к этому вопросу, когда будет использоваться:

а) исключительная неустойка, при которой разрешается взыскание только штрафных санкций;

б) штрафная неустойка, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме свыше штрафных санкций;

в) альтернативная неустойка, при которой на выбор кредитора могут быть взысканы или убытки, или штрафные санкции. Исключительные штрафные санкции характеризуются тем, что в предусмотренных законом или договором случаях допускается взыскание только штрафных санкций. Понятно, что предусмотреть в договоре за одно и то же нарушение исключительных штрафные санкции и заранее установленные убытки нет смысла. Если исключительные штрафные санкции установлены нормативным актом, а стороны дополнительно согласовали размер возможных убытков в договоре, то приоритет отдается штрафным санкциям, а не заранее установленным ущерб.

Что касается совокупных штрафных санкций, то они предоставляют кредитору право взыскать с должника убытки в полной сумме сверх штрафных санкций. Особенность этого вида штрафных санкций заключается в том, что санкция возлагается на должника дополнительную ответственность и более действенным способом воздействия на должника.

С научной точки зрения определения в законодательстве четырех видов неустойки исходя из ее соотношения с убытками является более данью традиции и не имеет юридического значения на современном этапе. Альтернативная и исключительная неустойка редко встречаются в договорной практике, поскольку цель применения этих видов неустойки можно достичь и с помощью зачетной неустойки.

3. Часть 3 устанавливает общее правило, согласно которому участник хозяйственных отношений, права и законные интересы которого нарушены, может заявить требование по уплате штрафных санкций. Использованный в этой части понятия "участник хозяйственных отношений" намного шире, чем "субъект хозяйствования" и охватывает также органы, указанные в ст. 2 ГК Украины.

Законом также может быть предусмотрено право уполномоченного органа, наделенного хозяйственной компетенцией, заявлять требования о взыскании штрафных санкций.

Понятие «уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией" ГК Украины не трактуется, однако в большинстве случаев слова "наделенный хозяйственной компетенцией" применяется в отношении органов государственной власти и местного самоуправления.

Под "хозяйственной компетенцией" в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГК Украины понимается совокупность хозяйственных прав и обязанностей, которые реализуют участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность.

4. Часть 4 является логическим продолжением темы уплаты процентов в виде штрафных санкций за нарушение денежных обязательств, то есть за неправомерное пользование чужими средствами - за несвоевременную уплату, необоснованную задержку, уклонения от возврата ошибочно перечисленных средств. Начисление и уплата таких процентов-санкций не является обязанностью должника в соответствии с нормы ГК Украины, однако может быть предусмотрена договором или иным законом.

Комментируемая часть отмечает, что проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты этих средств кредитору, если иное не установлено законом или договором. Таким образом, в случае практического применения указанных норм кредитор, в интересах которого хозяйственным судом уже было принято решение о взыскании с должника таких процентов, которое вступило в законную силу, вправе вновь обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании процентов за период с даты, когда решение суда вступило в законную силу, и до даты исполнения такого решения.

5. Часть 5 регулирует вопросы уменьшения размера ответственности должника в случае несвоевременного выполнения хозяйственного обязательства со стороны кредитора. По общему правилу, ответственность должника по денежным обязательствам наступает независимо от наличия вины в его действиях. В случае, когда кредитор несвоевременно принял денежное обязательство, должник не обязан платить проценты за время просрочки.

Согласно ст. 221 ГК Украины кредитор считается просрочившим исполнение денежного обязательства, если он отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником, или не выполнил действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или вытекают из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства перед кредитором. Просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочки не вызван преднамеренно или из-за неосторожности его самого или тех лиц, на которых по закону или поручением кредитора было возложено принятие исполнения. После окончания просрочки кредитора должник отвечает за выполнение на общих основаниях. В случае если кредитор не выполнил действия, указанные в ч. 1 ст. 221 ГК Украины, по соглашению сторон допускается отсрочка выполнения обязательства на срок просрочки кредитора.

6. Частью 6 предусмотрено, что начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно быть выполнено.

Ученые считают, что неустойка является оперативным способом борьбы с ненадлежащим исполнением обязательства, которым можно воспользоваться сразу, как только будет совершено правонарушение, не дожидаясь наступления негативных последствий, которые им вызваны. Именно из-за "оперативность" неустойки как способа борьбы с нарушением договора в ст. 258 ГК Украины было установлен сокращенный срок исковой давности в один год для требований о взыскании неустойки (штрафа, пени). По ст. 261 течение срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком исполнения начинается с истечением срока исполнения; по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается со дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование о выполнении обязательства (если при этом должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, течение исковой давности начинается с истечением этого срока).

7. Как исключение из общего правила, когда штрафные санкции за нарушение хозяйственного обязательства взыскиваются судом в интересах потерпевшей стороны, ч. 7 комментируемой статьи указывает на возможность взыскания их в доход государства. С комментируемых норм данной статьи можно сделать вывод, что заявителем о взыскании штрафных санкций в доход государства выступает уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.

Компания несвоевременно подала декларацию по косвенным налогам (акцизы НДС) при ввозе товара на территорию РФ с территории государств-членов таможенного союза.. Предусмотренный штраы - 5 % от суммы по декларации за каждый месяц просрочки. При этом декларация была составлена неправильно и компании придется подать уточненную декларацию и заявить большую сумму налога. Сам налог оплачен правильно и полностью (до сдачи первичной декларации)Вопрос: будет ли взыскан штраф в размере 5 % (как при несвоевременной подаче) с суммы уточненной декларации?(При условии полной оплаты налога)?

Календарные сроки для представления в налоговую инспекцию уточненных налоговых деклараций законодательно не установлены. В связи с этим, привлечение организации к ответственности за несвоевременную сдачу уточненной декларации по статье 119 Налогового кодекса (с назначением штрафа в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога, но не более 30 процентов от суммы налога и не менее 1000 руб.) является неправомерным.

Следует отметить, что с соответствии с пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ штрафные санкции по статьям 120 или 122 Налогового кодекса РФ не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки . В рассматриваемом случае сумма недоимки отсутствует. Соответственно, привлечь к ответственности по статья 120 и 122 НК РФ организацию нельзя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности

Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены. Это следует из положений пункта 1статьи 81 Налогового кодекса РФ.*

Внимание: обнаружив ошибку в отчетности, подайте уточненную декларацию немедленно. Если этого не сделать, налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ.*

Подача уточненной декларации означает, что в первоначальной отчетности налог был посчитан неправильно. Из этого следует, что организация допустила нарушение правил учета объектов налогообложения. Если такое нарушение привело к занижению налоговых обязательств, налоговая инспекция может привлечь организацию к ответственности по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Применение налоговых санкций одновременно по двум названным статьям неправомерно. Об этом сказано в определении Конституционного суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О.

При этом следует учитывать, что подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку. Даже если с момента обнаружения ошибки прошло более трех лет. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

При подаче уточненной налоговой декларации организация может избежать ответственности в трех случаях.*

3. Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:

· если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;*

· если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.

Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Сложившаяся арбитражная практика позволяет сделать вывод, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога при одновременном выполнении двух условий:
– если на момент возникновения задолженности у нее имелась переплата по тому же налогу в части, зачисляемой в бюджет того же уровня;
– если размер этой переплаты превышал или был равен сумме недоимки.*

Такой вывод содержится, например, в пункте 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2009 г. № Ф04-3487/2009(8708-А75-40), Московского округа от 27 апреля 2009 г. № КА-А40/3229-09-2, Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А19-475/07-51-04АП-1146/07(5)-Ф02-446/09, Северо-Западного округа от 5 июня 2008 г. № А21-7514/2006.

Олег Хороший , государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Казалось бы, информационное пространство Интернет должно иметь единые международные законы и стандарты, и вроде бы мы в эту сторону потихоньку движемся (вспомним хотя бы конвенцию Совета Европы ETS №108), но до сих пор они до конца не разработаны и не утверждены.

Да что говорить про международную практику, когда даже внутри страны нет порядка и единой трактовки многих законов.

Например, нашумевший закон о персональных данных утверждает, что «персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)», но не дает четкого перечня этих самых данных, и уже одно это порождает споры: считать ли, например, файлы cookie персональными данными или нет. ИМХО, тут каждый трактует в угоду своих интересов.

Но что-то я забегаю вперед, давайте разбираться по порядку. Ведь предупрежден, значит – вооружен!

Основные законы, касающиеся сайтов

В статье разберем:

152-ФЗ, касающийся персональных данных
38-ФЗ о рекламе
54-ФЗ о ККТ
ФЗ 2300-1 о защите прав потребителей (ред. от 01.05.2017)

Сразу оговорюсь, это не исчерпывающий список законов. И лучше, прежде чем заводить бизнес в интернете, проконсультироваться с юристом, т.к. для многих тематик есть свои ограничения, особенности и даже законы.

Также в статье не затрону основные законы, которые не касаются напрямую Интернета, но однозначно действуют и тут (скорее всего, вы о них знаете). Например, везде запрещено распространение детской порнографии, материалов, пропагандирующих насилие и разжигающих расовую ненависть. Нельзя распространять наркотики, нарушать неприкосновенность частной жизни и т.д. и т.п. Такие законы перечислять можно долго – в одну статью тут точно не уложиться.

Поэтому из всего разнообразия выбрала только те законы, о существовании которых вы, возможно, не подозревали или имели слабое представление, и которые точно касаются сайтов.

Если лень читать, можно сразу перейти к итоговой сводной таблице. Ну а если важно знать все тонкости нашего сурового законодательства, то приглашаю вместе разобраться с этим. И раз уже затронула закон о защите персональных данных, то с него и начнем.

152-ФЗ о защите персональных данных

С 1 июля 2017 года вступила в силу новая редакция закона «О персональных данных» .

Если раньше Роскомнадзор штрафовал только самых заядлых нарушителей, то теперь процедура намного упрощена, и, например, в Астраханской области, штрафуют владельцев сайтов просто по алфавиту, потому как 90% сайтов всего Рунета, а то и больше, 152 федеральный закон на деле не соблюдают.

И если раньше штраф составлял до 10 000 рублей, то теперь он увеличен в 7 раз, и если до июля 2017 это был единый штраф, то теперь на сумму до 75 000 рублей могут оштрафовать за любой из 7 пунктов, о которых скажу чуть позже (т.е. штрафы за каждое нарушение суммируются и легко можно попасть на более чем полмиллиона рублей).

Если уйти от официального языка и перевести на язык обывателя, то:

если у вас на сайте есть личный кабинет для пользователей;
формы обратной связи, подписки или регистрации;
если на вашем сайте можно что-то купить;
если можно разместить объявление или просто откликнуться на вакансию;
даже если есть только кнопка для заказа обратного звонка или отправки сообщения;

т.е. вы собираете следующую информацию в любом сочетании:

фамилию;
имя;
отчество;
адрес доставки;
электронную почту;
телефон;
дату или место рождения;
фотографию;
ссылку на персональный сайт или соцсети;
семейное положение и т.п.

То вы являетесь оператором персональных данных. И закон на вас распространяется. Теперь о тех самых семи пунктах, за которые можно получить штраф.

7 пунктов, за которые можно получить штраф по 152-ФЗ

1. Оператор персональных данных должен уведомить Роскомнадзор о намерении обрабатывать персональные данные (ч.1 ст.22 Закона о персональных данных ), форму и инструкцию по заполнению можно скачать на сайте Роскомнадзора. И как мы уже выяснили, подавляющее большинство владельцев сайтов под понятие оператора подходит. Можно от физлица, можно от юрлица зарегистрироваться в качестве оператора персональных данных – смотря на что зарегистрирован сам домен.

2. Соблюдать нормы и принципы обработки данных. Запрашиваем только те данные и в тех объемах, которые отвечают целям обработки, т.е. если для оформления заказа в интернет-магазине вы запрашиваете адрес доставки, то все в порядке, а если просите приложить скан паспорта, то закон вы уже нарушили.

3. Обрабатывать данные, когда этого допускает закон. Например, вы вправе требовать данные, чтобы заключить и исполнить договор, но не вправе использовать эти данные как-то еще. Например, вы просили email для оформления личного кабинета, а сами рекламу рассылаете, это нарушение закона и за него снова грозит штраф.

4. Получить согласие лица на обработку персональных данных и опубликовать политику владельца сайта в отношении собираемых данных. Как вы можете и должны это сделать – закон не трактует, но в случае чего вы обязаны предоставить доказательства, что согласие на обработку и хранение получено.

Как вариант решения, на любой форме на сайте можно:

разместить кнопку/чекбокс с текстом: «Даю согласие на обработку персональных данных»,
указать ссылку на документ, регламентирующий сбор, хранение и обработку персональных данных.

Оставили хоть одну форму без такого согласия или другим способом не обозначили, что это согласие получили – снова штраф. Политику конфиденциальности тоже лучше тщательно подготовить и несколько раз перепроверить, чтобы не попасть впросак, вспомните пример из пункта 3. Сомневаетесь, что напишете ее хорошо сами – закажите у нас.

5. Предоставить доступ к персональным данным их владельцам. Согласно ст.14 Закона о персональных данных, любой пользователь вправе запросить у вас информацию о хранимых данных о себе. В течение 30 дней с момента получения запроса оператор обязан предоставить эти сведения (см. ч.1 и 4 ст.20 Закона о персональных данных).

6. Уточнить, заблокировать или уничтожить персональные данные по требованию (ч.1 ст.14 Закона о персональных данных). Оператор обязан в течение 7 рабочих дней внести изменения в хранимую информацию (если они, по мнению субъекта, которого они напрямую касаются, неполные или неточные), или прекратить обработку в течение 3 дней и уничтожить персональные данные, если, например, реальные цели не отвечают заявленным целям обработки.

7. Обеспечить безопасность данных

Штраф за несоблюдение безопасности распространяется, когда:

1. персональные данные обрабатываются без средств автоматизации;
2. отсутствует состав уголовного преступления;
3. произошла утечка и был незаконно получен доступ к персональным данным, в следствие чего их уничтожили, изменили, скопировали и т.п.

Допустим, оператор не оформил список лиц, которые допущены к обработке информации; не организовал раздельное хранение данных, то за это снова грозит штраф.

Кроме того, по новым правилам, в идеале базы данных должны располагаться на территории Российской Федерации. Уточните у своего хостинга, на территории какой страны физически хранятся базы данных, и, если базы данных находятся за границей, проще переехать на другой хостинг или изучить эту тему более детально, т.к. при хранении баз данных за границей есть свои нюансы. А то снова грозит штраф.

Штрафные санкции по 152-ФЗ (Закон о защите персональных данных)

Итак, если у вас на сайте есть личный кабинет для пользователей, формы обратной связи, подписки или регистрации; если на вашем сайте можно что-то купить, разместить объявление или просто откликнуться на вакансию, даже если есть только кнопка для заказа обратного звонка или отправки сообщения, то вы являетесь оператором персональных данных. Оператор персональных данных должен:

1. Уведомить Роскомнадзор о намерении обрабатывать персональные данные.
2. Соблюдать нормы и принципы обработки данных.
3. Обрабатывать данные, когда этого допускает закон.
4. Получить согласие лица на обработку персональных данных и опубликовать политику владельца сайта в отношении собираемых данных.
5. Предоставить доступ к персональным данным их владельцам.
6. Уточнить, заблокировать или уничтожить персональные данные по требованию субъекта персональных данных.
7. Обеспечить безопасность данных.

Если лень разбираться со всеми требованиями 152-ФЗ, доверьте 100% защиту своего сайта профессионалам, которые добавят страницу Соглашения на сайт , оформят её по всем правилам: теги, верстка, закроют от индексации,и разместят на сайте видимые ссылки на страницу Соглашения везде, где это необходимо, а также проверят соответствуют ли условия хранения баз данных фз-152 и дадут рекомендации (речь о проверке хостера и требованиях к хранению баз данных).

38-ФЗ о Рекламе

Наверняка, каждый владелец сайта мечтал или пробовал рекламировать свой сайт. «Что и тут штрафы есть?» – спросите вы. Да-да, еще какие. Разбираемся с Рекламой.

Нарушение ФЗ о Рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Собственно, снова идет речь о полумиллионе рублей, поэтому читаем очень внимательно.

сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Например, владельцы сайтов часто нарушают закон о Рекламе при попытке рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.

Еще одна опасная тематика – услуги, связанные с предоставлением кредита или займа. Если вы запустите рекламу без указания всех условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) и влияющих на нее, – снова ждет штраф.

Очень много тематик с ограничениями, и нет смысла их тут перечислять. Обязательно перед запуском рекламы ознакомьтесь со списком всех ограничений по тематикам в самом Яндекс.Директе.

Штрафные санкции по 38-ФЗ (о рекламе)

1. товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
2. наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
3. взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4. органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5. товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
6. товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
7. товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;
8. табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок;
9. медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

1. сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
2. фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Что делать, чтобы избежать штрафов:

Обязательно перед запуском рекламы ознакомьтесь со списком всех ограничений по тематикам в самом Яндекс.Директе .

Внимательно изучите требования и ограничения по своей тематике или заказывайте рекламу на проверенной площадке .

ФЗ-54 закон о ККТ

54 Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники в 2017 наделал много шума, а в июле 2018 прошла новая волна.

Если очень кратко, то теперь интернет-магазины обязаны выдавать чек.

На это заявление почти все владельцы интернет-магазинов говорят: «Пфф… чек… да мы его и так всегда выдавали: при оплате по квитанции выдавал банк, при оплате картой или электронными деньгами – платежная система, при оплате курьеру – чек с товаром идет… и т.п. Что изменилось-то?» .

Изменилось то, что во всех этих случаях чек должны выдать именно ВЫ .

Разбираемся по порядку. Для удобства предлагаю таблицу, которая отражает, должны ли вы использовать ККТ.

Способ оплаты на сайте Использование ККТ Комментарии
Яндекс.деньги, вебмани, qiwi, paypal, альфа-клик, сбербанк.онлайн, master.pass, оплата картой на сайте, rbkmoney, paymer, даже в том числе, если оплата идет через платежный агрегатор Вы обязаны использовать ККТ нового образца, интегрированную с сайтом , даже если платежи идут через Яндекс.Кассу, Platron, PayAnyWay, NetPay, Payture, PayKeeper, Payler, PayMaster, PayOnline, Единая касса Wallet One, CloudPayments, Робокассу или другой платежный агрегатор. У некоторых платежных агрегаторов появились особые решения под 54-ФЗ, в этом случае они предлагают специальные тарифы, в которых выступают не в качестве платежного агрегатора, а в качестве вашего платежного агента (агрегатор просто принимает оплату, а чек обязаны выдать вы – и это подавляющее большинство действующих схем, а агент от вашего имени проводит все расчеты с покупателями на основании специального договора). Т.е. платежные системы заключают с вами особый договор, что могут принимать от вашего имени платежи и будут выдавать чеки и вести всю бухгалтерию, связанную с ККТ (если этого в договоре нет, то чек обязаны выдать вы). А вам перечислять деньга на расчетный счет – т.е. будет перевод между организациями, что не требует применения кассовой техники. Взамен будут брать с вас денежку за это.
Наличные, банковской картой курьеру (ваша служба доставки), пункт самовывоза Необходима ККТ нового образца (подключенная к интернету, взаимодействующая с ОФД), мобильные кассы, чек выдать обязаны в МОМЕНТ оплаты Чек должен быть выдан в момент оплаты лицом, принимающим оплату. Т.е. недопустимо, когда курьер приходит с уже пробитым чеком или выдается чек уже на пункте самовывоза
Наличные, банковской картой курьеру (сторонняя служба доставки) ККТ не нужна Деньги за товар переводит курьерская служба на ваш счет по безналичному переводу. Курьерская служба за свой счет комплектует сотрудников мобильными кассами и следит за корректной передачей фискальных сведений в налоговую
Наложенный платеж при получении товара ККТ не нужна , чек пользователю и в ФНС выдает оператор при вручении товара Оператор переведет вам средства безналичным способом, т.е. опять же служба доставки выступает вашим платежным агентом, в договоре это должно быть указано.
Безналичный расчет между организациями ККТ не нужна Безналичные переводы не требуют наличия ККТ, если перевод происходит между организациями.
Оплата по квитанции в банке для частных лиц ККТ нужна, чек должны выдать вы Если переводит частное лицо организации, то ККТ необходимо применять.
Терминалы, банкоматы, системы денежных переводов (связной, contact, евросеть) ККТ должны применять вы или заключить договор, что терминал/банкомат и т.п. будет выступать вашим платежным агентом
C баланса телефона Необходима ККТ нового образца, интегрированная с сайтом
Оплата почтовым переводом ККТ не нужна Согласно письму Федеральной налоговой службы от 24 июля 2017 года, в этом случае обязанность по выдаче чека принимает на себя Почта России.

Кассы можно НЕ применять, если вы:

оказываете услуги по ремонту и покраске обуви;
услуги по изготовлению и ремонту ключей и галантереи из металла;
продаете собственноручно изготовленные изделия народных промыслов или художественных промыслов;
сдаете в аренду собственное жилье;
занимаетесь продажей газет и журналов в киосках;
торгуете мороженым и разливными безалкогольными напитками;
реализуете продукты из автоцистерн: молоко, квас, рыбу и т.д;
продаете сезонные овощи, фрукты, арбузы и дыни;
продаете разносную продукцию;
являетесь продавцом на ярмарках, выставках-продажах, розничных рынках;
аптеки, работающие при фельдшерских пунктах в селах и деревнях, а также отделения больниц и медицинских организаций в населенных пунктах, где нет аптек;
работаете в отдаленных селах и деревнях или труднодоступных местностях. Местность должна значиться в списке, утвержденном региональными властями. Однако теперь продавцы в труднодоступных местностях обязаны по первому требованию выдавать документ, подтверждающий покупку – бланк строгой отчетности.

Налогоплательщики ЕНВД и ПСН, а также торговые автоматы (продающие кофе, жвачки, игрушки и прочее), организации, предоставляющие услуги населению (парикмахерские, ателье, услуги пассажирских перевозок, почтовой и мобильной связи, жилищно-коммунальные услуги, продажа билетов на концерты и выставки, спортивные мероприятия, экскурсии и туристические путевки и т.д.), организации, работающие по платежному поручению, с июля 2018 года обязаны применять ККТ.

С 1 июля 2018 года: если вы раньше выдавали БСО (кстати, с 15 июля 2016 БСО выдаются и за выполнение работ; скажем, за сборку мебели), то сможете продолжить это делать, но с помощью устройства нового образца – «автоматизированной системы для БСО». Вообще это устройство является разновидностью ККТ, а бланк строгой отчетности трансформируется в один из видов кассового чека. Поэтому для упрощения можно сказать, что ККТ вам тоже нужна.

В общем, как вы уже догадались, в любой непонятной ситуации чек должен выдавать владелец сайта, т.е. вы. Поэтому если есть сомнения, должны вы или не должны заморочиться с новой кассовой техникой, ставлю 9 к 1, что чек выдать вы обязаны.

Теперь расскажу страшную сказку про штрафы за неприменение ККТ нового образца.

Штрафные санкции за нарушения очень большие и могут привести к потере бизнеса.

Неприменение кассы

Если кассу применять вы должны, но не делаете этого, в случае первого правонарушения: штраф на должностное лицо (директор, замдиректора)

ИП: от 25% до 50% суммы выручки , без применения кассы. Но не меньше 10 000 рублей.

ООО: от 75% до 100% суммы выручки , без применения онлайн кассы. Но не менее 30 000 рублей.

Повторное нарушение: сумма выручки без кассы за все время от 1 миллиона рублей и больше. Должностные лица (директор, замдиректора) – запрет на эту должность на срок от 1 до 2 лет. ООО и ИП: приостановка деятельности на срок до 90 дней.

Выручка до 1 миллиона рублей – скорее всего, это будет повторная оплата штрафа, указанного в предыдущем пункте. Точных пояснений нигде не нашла.

Применение кассы с нарушениями и штрафные санкции по ФЗ-54

Применение онлайн-кассы с нарушениями (касса не зарегистрирована, нет фискального накопителя или он вовремя не заменен; касса настроена без возможности печати чека с QR-кодом и ссылкой на ресурс по проверке чеков и т.п.)

штраф от 1 500 до 3 000 рублей .
ООО: предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей .

Не передали в налоговую службу определенные документы через ОФД.

Должностные лица и ИП: предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей .
ООО: предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей .

Не предоставили покупателю кассовый чек.

Должностные лица и ИП: предупреждение или штраф в 2 000 рублей .
ООО: предупреждение или штраф в 10 000 рублей .

Ну как-то вот так все грустно, поэтому будьте бдительны. Не губите свой бизнес!

Если вы еще не интегрировали кассу с сайтом или не уверены, что все сделали правильно, обязательно перейдите по этой ссылке .

ФЗ 2300-1 (ред. от 01.05.2017)

С ним знакомы все – это закон о Защите прав потребителя, но сегодня разберем только 26.1, статью про дистанционную продажу. В ней тоже много всего интересного, почитайте на досуге, не поленитесь. Я же остановлюсь только на главном и, на мой вкус, самом интересном.

Сразу оговорюсь, что закон о защите прав потребителей распространяется только на потребителей – т.е. людей, приобретающих товары и услуги для собственных нужд, а не для ведения коммерческой деятельности. Если предлагаете услуги для ведения предпринимательской деятельности, т.е. работаете на рынке B2B, то все это не про вас, выдохните.

Всем остальным к прочтению обязательно.

Итак, основные положения дистанционной торговли регулируют ст.26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правила продажи товаров дистанционным способом , от 27 сентября 2007 г. №612.

Согласно этим документам, штрафы можно получить за:

1. Продажу дистанционным способом товаров, которые продавать нельзя

Во-первых, нельзя продавать дистанционным способом алкогольную продукцию, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Также ограничена или запрещена продажа продовольственных товаров, ювелирных украшений, лекарств и аудиовизуальной продукции, продуктов питания (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий) и еще некоторых других.

2. На сайте не указан адрес для возврата товара

Во-вторых, владелец сайта, который продает товар дистанционно, обязательно должен указать адрес для возврата товара.

3. Неполноту информации по товару

Вы обязаны довести до потребителя в письменной форме информацию:

o наименовании товара;
oб основных потребительских свойствах товара;
o гарантийном сроке, если он имеет место быть;
o правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров;
o сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий;
oб адресе (место нахождения), полном фирменном наименовании продавца;
o сведениях об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством РФ;
o цене, порядке и условиях оплаты товара.

Если все это в письменном виде не донести, то покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Ушлые именно так и делают.

4. За работу без договора

Владелец сайта обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

5. Сорванные сроки доставки

Еще один интересный момент, если товар был оплачен предварительно, но не доставлен в срок по вине продавца, в соответствии со ст.23.1 Закона «О защите прав потребителей», можно буквально подарить товар покупателю:

«в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Однако, сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.»

6. Отказ от возврата (возврат неполной суммы)

Пару слов скажу о возврате. Допустим, у вас купили комплект летних шин на авто, комплект стоил 10 000 рублей, доставка 2 000 рублей, покупатель решил их вернуть (причины не разбираем), отправил их вам назад почтой России за 800 рублей.

Вы должны в течение 10 дней со дня предъявления требования о возврате вернуть деньги в размере 12 000 рублей покупателю, т.е. обратную доставку оплачивает покупатель, а расходы по первоначальной доставке ложатся на вас. Упс… но как-то так получается согласно трактовке:

«При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.»

7. Цены, зависящие от способа оплаты

Согласно ч.4 ст.16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», вы не имеете право устанавливать цены в зависимости от способа оплаты. На сайте должна быть информация, что взымается комиссия при оплате онлайн, иначе штраф.

Ну и на десерт, апогей нашего законодательства.

8. Товары/услуги ненадлежащего качества

«Статья 14 . Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.»

Поясню, допустим, вы установили застекленную лоджию в квартире у Петра, Петр продал эту квартиру, а с ней и лоджию Сергею. Анна, соседка Сергея (а ранее Петра), припарковала машину под вашей лоджией и так как работы были проведены не по нормативам, выпало часть остекления и повредило машину Анны. В этом случае Анна (да и Сергей тоже) может требовать возмещения вреда именно от вашей компании, хотя договор у вас был заключен вообще с Петром.

Штрафные санкции по Закону о защите прав потребителей

Итак, интернет-магазины обязаны выдавать электронные чеки и передавать все данные по платежам в налоговую (Яндекс.кассы, робокассы и прочие агрегаторы выступают в качестве посредников и чеки за вас не выдают, данные в налоговую не передают).

Продавая товары дистанционным способом, вы должны следовать некоторым правилам:

1. не продавать товары, которые дистанционным способом продавать нельзя;
2. указать на сайте адрес для возврата товара;
3. указать максимально полную информации по товару;
4. работать по договору;
5. соблюдать сроки доставки;
6. вовремя делать возврат в объемах, требуемых законодательством;
7. не указывать цены, зависящие от способа оплаты;
8. продавать товары надлежащего качества.

Также по теме смотрите:

Если вы нарушили права потребителя, то обязаны:

возместить нанесенные убытки;

выплатить соответствующие неустойку.

Потребитель может требовать компенсации морального вреда. Кроме того, может быть взыскан штраф, размер которого равен половине от суммы удовлетворяемых судебным органом требований потребителя (п.6 ст.13 ЗЗПП). Т.е. этот штраф возможно взыскать в случае, если требования потребителя не будут удовлетворены и потребителю придется обратиться за защитой интересов в суд.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

При заключении договоров стороны, как правило, предусматривают ответственность партнера за невыполнение обязательств.

Понятие неустойки определено в ст. 330 ГК РФ, согласно которой неустойка (штраф, пени) - это определенная денежная сумма, которую должник обязан уплатить за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих договорных обязательств. Эта сумма определяется в порядке, предусмотренном договором, условия которого были нарушены. Стороны могут установить любой порядок расчета пеней, который их устраивает.

Цель работы заключается в изучение учета штрафных санкций.

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

Рассмотрим сущность штрафных санкций

Рассмотрим виды штрафных санкций

Изучим отражение штрафных санкций на бухгалтерских счетах

Рассмотрим налоговый учет штрафных санкций

1 Сущность и виды штрафных санкций

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ обязанность должника по уплате неустойки (штрафа, пени) кредитору наступает только при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по договору.

Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Законом или договором может предусматриваться применение как одного из видов неустойки, так и обоих одновременно.

Как показывает практика, область применения договорной неустойки значительно шире, чем законной.

Примером законной неустойки является неустойка, предусмотренная Уставом железных дорог и взыскиваемая с перевозчика за просрочку доставки груза, за неподачу транспортных средств и т. д.

Неустойку следует отличать от возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды).

Нужно обратить внимание, что на основании ст. 15 ГК РФ по претензии можно требовать возмещения не только реального ущерба, но и упущенной выгоды.

Реальный ущерб - это расходы пострадавшей стороны на восстановление поврежденного имущества.

Упущенная выгода - неполученные доходы, которые пострадавшая сторона получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено.

Между неустойкой и убытком существует определенная взаимосвязь.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, но только если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом следует иметь в виду, что право на возмещение ущерба может возникнуть как из договорных отношений, так и в результате неправомерных действий лица.

При взыскании с нарушителя штрафов или пеней он возмещает убытки только в части, не покрытой этой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только договором или законом.

Следует обратить внимание, что сам по себе факт подписания договора означает возникновение обязанности контрагента уплачивать штрафные санкции при наступлении соответствующих обязательств.

Вместе с тем подтверждение наступления таких обстоятельств, обусловленных неисполнением (ненадлежащим исполнением) контрагентом своих обязательств по договору, должен быть признан им добровольно или подтвержден решением суда, вступившим в законную силу.

Это означает, что право на получение штрафных санкций, предусмотренных в договоре, возникает после признания стороной, нарушившей свои обязательства, факта их неисполнения или ненадлежащего исполнения, что должно быть оформлено подписанием обеими сторонами соответствующего документа (в частности, соглашения).

Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы заключения основного обязательства. При этом несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ). Однако если основное обязательство, согласно требованию закона, должно быть нотариально заверено или подлежит государственной регистрации, то данное требование на соглашение о неустойке не распространяется.

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то она может быть уменьшена, но только на основании решения суда.

Как правило, соглашение о неустойке формулируется отдельным пунктом в основном договоре.

В случае если стороны впоследствии придут к соглашению об уплате неустойки в размере меньшем, чем это было предусмотрено в договоре, то такое соглашение должно быть оформлено письменно в виде дополнения к договору. В противном случае налоговые органы могут поставить вопрос о включении организацией в целях налогообложения прибыли суммы, определенной в соответствии с условиями договора, независимо от размера фактически полученных средств.

На основании п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.01 № 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.01 № 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" к действиям, свидетельствующим о признании долга и, следовательно, основания для его возникновения, может относиться, в частности, признание претензии.

В том случае, если контрагент не согласен с претензией, штрафные санкции могут быть взысканы через суд.

При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у организации-получателя возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Как правило, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств предусматриваются самим договором.

Если сумма штрафных санкций предусмотрена условиями договора, то она должна быть признана в составе внереализационных доходов на дату наступления срока их уплаты.

Фактически это означает, что те организации, которые применяют метод начисления для учета доходов и расходов в налоговом учете, должны облагать налогом на прибыль штрафные санкции, предусмотренные условиями договора. Обратите внимание, что уплата налога на прибыль в данном случае не зависит ни от фактического получения штрафов, ни от их признания должником. Отметим также, что признание штрафных санкций должником не означает их реального получения.

Иными словами, если с момента, определенного договором, организации причитаются штрафные санкции, она должна включать их в состав внереализационных доходов, даже если их реальное получение и не предполагается. Когда же долг по договору взыскивается в судебном порядке, обязанность по начислению внереализационного дохода в виде штрафа, пеней и т. д. возникает у организации на основании решения суда. Опять же - даже если организация реально денег не получила.

Претензионный порядок - это форма досудебного урегулирования споров. При этом одна сторона сделки обращается к другой стороне с требованием об изменении, исполнении или расторжении договора, о возмещении убытков, уплате неустойки или применения иных мер гражданско-правовой ответственности.

Претензию оформляют в произвольной форме. Но при этом она должна содержать следующие сведения:

— указание на то, какое обязательство нарушено партнером,со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

— определение требований, предъявляемых к нему в связи с этим;

— сумма претензии и ее расчет;

— определение срока рассмотрения претензии и ответа на нее.

Обычно срок рассмотрения претензии определен условиями договора. В противном случае согласно ст. 314 ГК РФ ответ на претензию должен быть дан в течение 7 дней после ее получения.

К претензии должны прилагаться подтверждающие документы: нотариально заверенные копии договора, счета-фактуры, платежные документы, акты, сертификаты и т. д.

Документом, подтверждающим направление претензии, может быть квитанция или иной почтовый документ об отсылке заказного письма с уведомлением о вручении либо второй экземпляр претензии с отметкой контрагента о ее получении (входящий номер, дата, печать и подпись должностного лица).

Если организация учитывает доходы и расходы в целях налогообложения прибыли кассовым методом, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств признаются в налоговом учете только после их получения (погашения), как это установлено нормами ст. 273 НК РФ. Это означает, что датой получения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств является в данном случае день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу.

Кассовый метод имеют право применять только те организации, у которых в среднем за предшествующие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

2 Бухгалтерский учет штрафных санкций

Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения (возмещение) причиненных организации (организацией) убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (организацией) (п. 10.2 ПБУ 9/99 и п. 14.2 ПБУ 10/99) в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99).

Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

В бухгалтерском учете организации полученные и уплаченные штрафные санкции отражаются с использованием субсчета 2"Расчеты по претензиям" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" следующими записями:

Д 91-2 "Прочие расходы" К 76-2 "Расчеты по претензиям" - отражена задолженность организации по уплате штрафов, пени и неустойки, признанных к уплате или по которым получены решения суда об их взыскании;

Д 76-2 "Расчеты по претензиям" К 91-1 "Прочие доходы" - отражены причитающиеся к получению суммы штрафов, пени и неустойки, признанные должниками или по которым получены решения суда об их взыскании.

В состав внереализационных доходов в бухгалтерском учете включаются только признанные должником или присужденные судом штрафные санкции (Инструкция к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Плана счетов). Как раз с тем, что считать моментом признания санкций должником, и возникают сложности. Нормативными документами по бухгалтерскому учету этот момент не определен. По гражданскому законодательству свидетельствовать о признании долга могут только конкретные действия должника (ст. 203 ГК РФ). Поэтому, определяя дату отражения дохода, бухгалтер будет ориентироваться на документы, в которых должник соглашается уплатить определенную сумму санкций, например письмо, график погашения задолженности, двусторонний акт, либо на решение суда.

Договором на поставку материалов предусмотрено, что за нарушение сроков поставки не более чем на месяц продавец должен уплатить покупателю штрафные санкции в размере 5 процентов от договорной стоимости непоставленных материалов.

Договорная стоимость материалов - 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. В установленный срок продавец отгрузил материалы на сумму 82 600 руб., в том числе НДС - 12 600 руб. Оставшиеся материалы он поставил с 15-дневной задержкой.

Покупатель выставил продавцу претензию на сумму штрафных санкций. На сумму претензии стороны заключили договор о зачете взаимных требований.

В учете покупателя сделаны проводки:

Дебет 10 Кредит 60

70 000 руб. - приобретены материалы;

Дебет 19 Кредит 60

12 600 руб. - учтен НДС;

Дебет 10 Кредит 60

30 000 руб. - поставлены оставшиеся материалы;

Дебет 19 Кредит 60

5400 руб. - учтен НДС;

Дебет 76-2 Кредит 91-1

1770 руб. ((118 000 руб. - - 82 600 руб.) 5 5%) - отражена сумма штрафа, признанная поставщиком, на дату получения письма о признании претензии;

Дебет 60 Кредит 76-2

1770 руб. - зачтены взаимные требования;

Дебет 60 Кредит 51

116 230 руб. (118 000 - 1770) - оплачена поставленная продукция.

3 Налоговый учет штрафных санкций

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, признанные должником или присужденные судом, признаются в составе внереализационных доходов.

Согласно нормам гл. 25 НК РФ, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств облагаются налогом на прибыль, если соблюдается любое из следующих условий:

Штрафы или пени присуждены организации судом;

— организация имеет право на получение штрафов по условиям договора со своим контрагентом.

Нормами ст. 317 НК РФ предусмотрено, что при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Подчеркиваем, что при этом неважно, будет, ли ваша организация предъявлять претензии своему партнеру и заплатит ли последний сумму штрафа.

Исходя из этого увеличение налогооблагаемой прибыли на сумму полученных штрафов и пеней зависит от того, как составлен договор, а именно: определена ли конкретно сумма штрафных санкций за нарушение договорных обязательств или уплата штрафов условиями договора не предусмотрена.

Если договор не предусматривает начисление штрафных санкций, то у организации не возникает внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли.

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.Система налогового учета формируется организациями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

В качестве регистров налогового учета организации могут использовать как бухгалтерские регистры, так и аналитические регистры налогового учета, рекомендованные МНС России.

Сумма санкций, начисленная по каждому хозяйственному договору, отражается в Регистре учета расчетов по штрафным санкциям. Там же указываются реквизиты договора, дата начисления штрафных санкций, порядок начисления санкций и их сумма.

Сумма штрафов и пеней, которая уменьшает налогооблагаемый доход текущего периода, отражается в Расчете-регистре сумм начисленных штрафных санкций за отчетный период. Эта сумма переносится в Регистр учета внереализационных расходов текущего периода.

В случае если условиями договора не установлен размер штрафных санкций, у организации-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов в момент выставления претензии партнеру.

Такая обязанность возникнет на дату документального подтверждения партнером своего согласия уплатить штрафные санкции.

Рекомендуем в качестве такого документального подтверждения оформить соглашение, протокол или письмо соответствующего содержания. Оформленный таким образом документ будет служить основанием для отражения признанных штрафных санкций в качестве внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо добровольное признание контрагентом-должником своей обязанности уплатить штрафные санкции за нарушение договорных обязательств.

Что касается порядка исчисления и уплаты НДС по полученным штрафным санкциям за нарушение договорных обязательств, то необходимо отметить, что действующая редакция гл. 21 НК РФ не дает прямого указания на необходимость уплаты НДС с указанных сумм.

Тем не менее позиция налоговых органов о необходимости уплаты НДС со штрафных санкций основана на расширительном толковании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговая база по НДС "увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)".

Разъяснения налоговых органов сводятся к тому, что именно последняя фраза приведенной выше нормы позволяет им исчислять НДС с суммы полученных штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, которые, по их мнению, непосредственно связаны с оплатой товаров (работ, услуг).

Самые распространенные ситуации, возникающие на практике, когда у одного контрагента возникает обязанность уплатить штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, а у другого контрагента - их получить.

Заключение

Неустойка — наиболее распространенный в хозяйственной деятельности способ обеспечения обязательств.

Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Неустойка бывает двух видов - штраф и пеня.

Штраф представляет собой однократно взыскиваемую денежную сумму, которая может определяться как в виде твердо установленного абсолютного значения, так и виде процента (доли) от определенной величины.

Пеня - вид неустойки, исчисляемой непрерывно в течение определенного времени, конечная величина которого зависит от продолжительности временного периода.

В бухгалтерском учете сумма полученных штрафов за нарушение условий договоров в соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, признается внереализационными расходами.

Соответственно сумма штрафов, уплаченных за нарушение договорных обязательств, учитывается в составе внереализационных расходов на основании -п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн.

Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения (возмещение) причиненных организации (организацией) убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (организацией) (п. 10.2 ПБУ 9/99 и п. 14.2 ПБУ 10/99) в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99).

В целях налогового учета расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств включаются в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (в ред. от 29.05.02 № 57-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, признанные должником или присужденные судом, признаются в составе внереализационных доходов.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правила отражения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств в бухгалтерском учете аналогичны правилам, принимаемым для целей налогообложения прибыли. В связи с этим бухгалтерские данные можно использовать для расчета налога на прибыль без соответствующих корректировок.

Список литературы

  1. Гражданские кодекс РФ ч 1-3 (с изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21.11.96 г. // Российская газета. - 1996. - 24 ноября. - с последующими изменениями и дополнениями.
  3. Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34-Н. (с изменениями от 24.03.00 № 31 -Н) // Российская газета. - 1998. - 01 августа.
  4. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. М., Экспертное бюро, М., «Экспертное бюро» Приор, 2003 г.-250 с
  5. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М., «Экспертное бюро, 2003 г.-450 с
  6. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. -М.: ПРИОР. 2002. -672 с.
  7. Астахов В.П. и др. бухгалтерский учет денежных средств и расчетов / В.П. Астахов, Е.М. Макаренко, Е.М. Ткаченко; под ред. Астахова. -М.: ПРИОР, 2003.-256 с.
  8. Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003.
  9. Баканов М.И., Сергеев Э.А. Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухгалтерский учет. -2006. - №10.-с. 64-67.
  10. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ларионова А.Д. -М.: Проспект, 2004. -368 с.
  11. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Тишкова И.В., Прищепа А.И.- 3 издание; переработанное и дополненное. -Минск: Вышейшая школа,2003.-746 с.
  12. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности. М., 2003 г.-351 с.
  13. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. / Камышанов П.И., Камышанов А.П. и Камышанонов Л.И. - 5 издание; переработанное идополненное. -М.: Элиста: АПП «Джангар», 2003. -600 с.
  14. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Г.Н. Бабченко., -М.: Финансы и статистика. 2004. -720 с.
  15. Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в торговле. - М., «Проспект» - 2004 г.-267с.
  16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. -4 издание; дополненное и переработанное. -М.: ИНФРА. -М. 2002.