Плавучая церковь николая чудотворца. Плавающая церковь


Мало кто знает, что по Каспию в начале ХХ в. ходили не только пассажирские и рыболовецкие суда, военные корабли, нефтеналивные танкеры, баржи и т.п. Его воды бороздил и... плавучих храм.
До Октябрьского переворота Плавучая церковь Святителя Николая Чудотворца была единственным в Российской империи кораблем, на котором располагалась полноценная православная церковь. Действовала церковь в Каспийском море в 1910-1915 гг.
Идея сооружения первого на Волге и Каспии плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Н.Е. Янкову - человеку благочестивому и набожному. Зимой 1903 г. он обратился в епархию с предложением соорудить передвижную церковь для нужд рыболовецких артелей, работавших в низовьях Волги.
С нелегким бытом этих людей Янков, занимавшийся скупкой рыбы, был знаком не понаслышке.
Это был целый "плавучий город", располагавшийся на Каспийском море в 220 км от Астрахани. Он представлял собой сотни морских судов, барж, шхун, плавучих контор со штатом служащих, контролировавших движение грузов, с "населением" до 100 тыс. человек.
Мелководье в устье Волги не позволяло морским судам добираться до Астрахани, поэтому большинство "населения" в течение 7-8 месяцев в году не ступало на берег. И, конечно, им нужен был храм.

Идея хоть и получила одобрение, но первая благая попытка закончилась безрезультатно. Осенью 1907 г. ходатай во второй раз обратился к руководству церкви со своим предложением.
На этот раз Янков предлагал строить не плавучий храм, а две разборные церкви, для перевозки которых можно было бы использовать "парусное деревянное судно длиной 17 м и при нем плоскодонную лодку для постановки храма". При этом обсуждался и проект строительства парохода-церкви, но он, как выяснилось, требовал больших финансовых затрат.
На следующий год специальная комиссия, сформированная советом Кирилло- Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, решила "ради экономии средств" купить один из уже готовых пароходов, чтобы приспособить его под плавучий храм. Осмотрев более 30 судов, привлеченные для работы специалисты остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе "Пират", принадлежавшем астраханскому мещанину П. М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 г., о чем не преминули сообщить "Астраханские епархиальные ведомости".
До превращения в церковь "Пират" ровно полвека трудился на Волге. В 1858 г. Судоходное общество "По Волге" заказало в Англии на заводе "Ровенгиль-Залкелд" буксирный колесный пароход с малой осадкой для плавания в низовьях реки. Через два года судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска.
Здесь, в мастерских общества, пароход собрали и после испытаний он отправился в свой первый рейс по просторам великой русской реки.

Корпус парохода был железный, а палуба деревянная. Длина судна составляла 44,5 м, ширина чуть более 7 м (с обносами 13 м), высота по борту 2,2 м и осадка с грузом около 1 м при грузоподъемности 32 т. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена мощностью в 60 л.с.
Скорость судна достигала 20 верст в час (21,3 км), а экипаж состоял из 18 человек.
Пароходу присвоили имя "Криуши". Под этим названием он проплавал до начала XX в., пока не был продан некоему Минину, который и переименовал судно в "Пират". Правда, новый хозяин недолго владел своим приобретением, уступив пароход по сходной цене для оборудования походной церкви.
Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего "Пирата". Заказы разместили на местных заводах.
Всего за два месяца пароход был полностью переделан. За это время заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели часовню-звонницу, совместив ее с рулевой рубкой, и соорудили сам храм.
Оборудование "духовного" судна стоило больших хлопот и немалых финансовых затрат. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тыс. рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами.

Священники, купцы, чиновный и простой люд вносили на обустройство плавучей церкви кто сколько мог. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила не менее 28 тыс. рублей - сумма по тем временам немалая.
Помещение храма соорудили в носовой части корпуса судна. Исключая алтарь, его площадь составила более 40 кв.м. Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 молящихся.
По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. В нем установили ценные старые иконы, выполненные в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма были богато украшены декоративными элементами и иконами старого письма, а венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами.
За счет добровольных пожертвований храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы - от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.
Доминирующей надстройкой "духовного" парохода была звонница, она же рулевая рубка, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг).

Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг). В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта - священника, диакона и старосты. Здесь же находился лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих. Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.
В воскресенье 11 апреля 1910 г. пристань известного астраханского рыбопромышленника Беззубикова запрудил народ. С утра сюда начали собираться люди, желавшие принять участие в освящении плавучего храма. Огромную площадь пристани заполнила пестрая толпа обывателей, пристанских рабочих, представителей духовенства и купечества. У дебаркадера стояло, сияя свежей белой краской, судно-церковь - "Святитель Николай Чудотворец".
В лучах по-весеннему яркого солнца ослепительно сверкали семь вызолоченных церковных глав - зрелище, доселе на судах невиданное. На мачте развевался треугольный белый флаг с крестом посередине.
Начало торжественного богослужения было отмечено звоном благовеста и перезвоном всех шести колоколов церковной звонницы. Сотни молящихся заполнили помещения церкви, хоры и палубы парохода. Освящение совершал епископ Астраханский и Енотаевский Георгий, сказавший после литургии: "Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были где-нибудь у нас храмы Божьи, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных или приморских обитателей. Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде".

В первом плавании церковью парохода-храма заведовал протоиерей Петр Горохов, а помогали ему иеромонах отец Иринарх, иеродиакон отец Серафим, фельдшер отец Домиан, пономарь отец Лаврентий, три певчих и монастырский повар Кузьма Ежов - все из Чуркинской пустыни. Светская команда состояла из 9 человек.
Содержание плавучей церкви обходилось от 6 до 8 тыс. рублей в год. Основными источниками пополнения бюджета, помимо продажи свечей и открыток, были пожертвования от частных лиц и церквей епархии.
Нововведение не осталось незамеченным. Тогдашняя пресса отмечала: "В низовьях Волги было все, что составляло неизбежную потребность порта и просто человеческого бытия, но не было храма для удовлетворения души". А потребность в этом у православного народа всегда существовала, что и побудило епархию соорудить плавучий храм.
В пятницу, 16 апреля 1910 г. "Святитель Николай Чудотворец" снялся с якоря на Астраханском рейде и по прошествии нескольких часов прибыл в низовья Волги. А в сентябре, 6 числа, началась служба этого необычного судна.
Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные села Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в ее строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещеных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык).

По составленному расписанию в первую и последующую навигации плавучий храм посещал определенные для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 верст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне.
Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 г. не вышел к ожидавшему ее рыболовецкому люду...
Почему же так произошло? Дело в том, что к осени 1915 г. все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь, но возможно, какие-то иконы, наиболее ценные, могли попасть в какой-то музей.
В феврале 1916 г. газета "Московская копейка" писала: "прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А т.к. ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в "износившийся пароход" и, как передает "Астр. Л.", продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь".
Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 г. уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря.

К концу сентября 1916 г. волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись - жизнь заставила людей решать другие проблемы, ведь в то время Россия испытывала горесть поражений на фронтах войны с Германией.
В этих условиях нельзя было ожидать сбора больших средств на постройку нового плавучего храма. Февральские события, а затем Октябрьский переворот идею о новом плавучем храме окончательно похоронили.
Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые под разными предлогами разрушали и использовали для хозяйственных нужд. Так, непонятно куда делись купола с плавучего храма. Известно только, что большевики их сняли.
Согласно рукописи краеведа П.С. Лебедева, в 1918 г. Плавучая церковь была превращена в морское спасательное судно "Нечаянный" с припиской к Бакинскому порту. Какое-то время он там успел проработать, но по Регистру судно не прошло к плаванию в море и было возвращено в Астрахань в распоряжение Рыбтреста.
Потом оно было переоборудовано в плавучий театр (такая вот насмешка судьбы!) и предоставлено в распоряжение рыбаков, получив название "Иосиф Сталин", а позднее "Моряна".
В 60-е в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный. Правда, по другим данным судно было разобрано на металлолом еще в 1924 г. в Астрахани после возвращения из Баку.

Мало кто знает, что по Каспию в начале ХХ в. ходили не только пассажирские и рыболовецкие суда, военные корабли, нефтеналивные танкеры, баржи и т.п. Его воды бороздил и... плавучих храм. До Октябрьского переворота Плавучая церковь Святителя Николая Чудотворца была единственным в Российской империи кораблем, на котором располагалась полноценная православная церковь. Действовала церковь в Каспийском море в 1910-1915 гг.

Идея сооружения первого на Волге и Каспии плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Н.Е. Янкову - человеку благочестивому и набожному. Зимой 1903 г. он обратился в епархию с предложением соорудить передвижную церковь для нужд рыболовецких артелей, работавших в низовьях Волги.

С нелегким бытом этих людей Янков, занимавшийся скупкой рыбы, был знаком не понаслышке.

Это был целый "плавучий город", располагавшийся на Каспийском море в 220 км от Астрахани. Он представлял собой сотни морских судов, барж, шхун, плавучих контор со штатом служащих, контролировавших движение грузов, с "населением" до 100 тыс. человек.

Мелководье в устье Волги не позволяло морским судам добираться до Астрахани, поэтому большинство "населения" в течение 7-8 месяцев в году не ступало на берег. И, конечно, им нужен был храм.

Идея хоть и получила одобрение, но первая благая попытка закончилась безрезультатно. Осенью 1907 г. ходатай во второй раз обратился к руководству церкви со своим предложением.

На этот раз Янков предлагал строить не плавучий храм, а две разборные церкви, для перевозки которых можно было бы использовать "парусное деревянное судно длиной 17 м и при нем плоскодонную лодку для постановки храма". При этом обсуждался и проект строительства парохода-церкви, но он, как выяснилось, требовал больших финансовых затрат.

На следующий год специальная комиссия, сформированная советом Кирилло- Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, решила "ради экономии средств" купить один из уже готовых пароходов, чтобы приспособить его под плавучий храм. Осмотрев более 30 судов, привлеченные для работы специалисты остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе "Пират", принадлежавшем астраханскому мещанину П. М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 г., о чем не преминули сообщить "Астраханские епархиальные ведомости".

До превращения в церковь "Пират" ровно полвека трудился на Волге. В 1858 г. Судоходное общество "По Волге" заказало в Англии на заводе "Ровенгиль-Залкелд" буксирный колесный пароход с малой осадкой для плавания в низовьях реки. Через два года судно в разобранном виде доставили в Криушинский затон недалеко от Симбирска.

Здесь, в мастерских общества, пароход собрали и после испытаний он отправился в свой первый рейс по просторам великой русской реки.

Корпус парохода был железный, а палуба деревянная. Длина судна составляла 44,5 м, ширина чуть более 7 м (с обносами 13 м), высота по борту 2,2 м и осадка с грузом около 1 м при грузоподъемности 32 т. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена мощностью в 60 л.с.

Скорость судна достигала 20 верст в час (21,3 км), а экипаж состоял из 18 человек.

Пароходу присвоили имя "Криуши". Под этим названием он проплавал до начала XX в., пока не был продан некоему Минину, который и переименовал судно в "Пират". Правда, новый хозяин недолго владел своим приобретением, уступив пароход по сходной цене для оборудования походной церкви.

Сразу же по приобретении был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего "Пирата". Заказы разместили на местных заводах.

Всего за два месяца пароход был полностью переделан. За это время заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели часовню-звонницу, совместив ее с рулевой рубкой, и соорудили сам храм.

Оборудование "духовного" судна стоило больших хлопот и немалых финансовых затрат. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тыс. рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами.

Священники, купцы, чиновный и простой люд вносили на обустройство плавучей церкви кто сколько мог. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила не менее 28 тыс. рублей - сумма по тем временам немалая.

Помещение храма соорудили в носовой части корпуса судна. Исключая алтарь, его площадь составила более 40 кв.м. Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 молящихся.

По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. В нем установили ценные старые иконы, выполненные в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма были богато украшены декоративными элементами и иконами старого письма, а венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами.

За счет добровольных пожертвований храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы - от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.

Доминирующей надстройкой "духовного" парохода была звонница, она же рулевая рубка, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг). Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг). В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта - священника, диакона и старосты. Здесь же находился лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих. Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.

В воскресенье 11 апреля 1910 г. пристань известного астраханского рыбопромышленника Беззубикова запрудил народ. С утра сюда начали собираться люди, желавшие принять участие в освящении плавучего храма. Огромную площадь пристани заполнила пестрая толпа обывателей, пристанских рабочих, представителей духовенства и купечества. У дебаркадера стояло, сияя свежей белой краской, судно-церковь - "Святитель Николай Чудотворец".

В лучах по-весеннему яркого солнца ослепительно сверкали семь вызолоченных церковных глав - зрелище, доселе на судах невиданное. На мачте развевался треугольный белый флаг с крестом посередине.

Начало торжественного богослужения было отмечено звоном благовеста и перезвоном всех шести колоколов церковной звонницы. Сотни молящихся заполнили помещения церкви, хоры и палубы парохода. Освящение совершал епископ Астраханский и Енотаевский Георгий, сказавший после литургии: "Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были где-нибудь у нас храмы Божьи, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных или приморских обитателей. Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде".

В первом плавании церковью парохода-храма заведовал протоиерей Петр Горохов, а помогали ему иеромонах отец Иринарх, иеродиакон отец Серафим, фельдшер отец Домиан, пономарь отец Лаврентий, три певчих и монастырский повар Кузьма Ежов - все из Чуркинской пустыни. Светская команда состояла из 9 человек.

Нововведение не осталось незамеченным. Тогдашняя пресса отмечала: "В низовьях Волги было все, что составляло неизбежную потребность порта и просто человеческого бытия, но не было храма для удовлетворения души". А потребность в этом у православного народа всегда существовала, что и побудило епархию соорудить плавучий храм.

В пятницу, 16 апреля 1910 г. "Святитель Николай Чудотворец" снялся с якоря на Астраханском рейде и по прошествии нескольких часов прибыл в низовья Волги. А в сентябре, 6 числа, началась служба этого необычного судна.

Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные села Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в ее строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещеных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык).

По составленному расписанию в первую и последующую навигации плавучий храм посещал определенные для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 верст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне.

Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 г. не вышел к ожидавшему ее рыболовецкому люду...

Почему же так произошло? Дело в том, что к осени 1915 г. все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь, но возможно, какие-то иконы, наиболее ценные, могли попасть в какой-то музей.

В феврале 1916 г. газета "Московская копейка" писала: "прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А т.к. ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в "износившийся пароход" и, как передает "Астр. Л.", продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь".

Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 г. уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря.

К концу сентября 1916 г. волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись - жизнь заставила людей решать другие проблемы, ведь в то время Россия испытывала горесть поражений на фронтах войны с Германией. В этих условиях нельзя было ожидать сбора больших средств на постройку нового плавучего храма. Февральские события, а затем Октябрьский переворот идею о новом плавучем храме окончательно похоронили.

Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые под разными предлогами разрушали и использовали для хозяйственных нужд. Так, непонятно куда делись купола с плавучего храма. Известно только, что большевики их сняли.

Согласно рукописи краеведа П.С. Лебедева, в 1918 г. Плавучая церковь была превращена в морское спасательное судно "Нечаянный" с припиской к Бакинскому порту. Какое-то время он там успел проработать, но по Регистру судно не прошло к плаванию в море и было возвращено в Астрахань в распоряжение Рыбтреста.

Потом оно было переоборудовано в плавучий театр (такая вот насмешка судьбы!) и предоставлено в распоряжение рыбаков, получив название "Иосиф Сталин", а позднее "Моряна". В 60-е в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный. Правда, по другим данным судно было разобрано на металлолом еще в 1924 г. в Астрахани после возвращения из Баку.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Плавучий храм Святителя Николая Чудотворца

Флаг Российская империя
Класс и тип судна колёсный полуморской пароход
Порт приписки Астрахань
Организация Астраханская епархия
Введён в эксплуатацию 6 сентября 1910 года
Выведен из состава флота после 1917 года

Плавучий храм Николая Чудотворца - единственный в Российской империи корабль, на котором располагался полноценный православный храм . Действовал в 1910-х годах в Каспийском море .

История

Проект

Оборудование

На пожертвования членов КМО, АЕК и частных лиц был приобретён колёсный полуморской пароход. В носовой части парохода по проекту архитектора Карягина соорудили храм святого Николая Чудотворца , вмещавшего церковный хор и до 500 прихожан.

Около рубки была небольшая касса, где продавались свечи, лампады, иконки святых. Тут же находился краник, где христиане брали святую воду.

На борту располагались также аптека, каюта для фельдшера и палата на несколько больных. Содержание штата взял на себя Чуркинский монастырь , командировавший на борт иеромонаха Иринарха, иеродиакона Серафима, трёх певцов и монаха-фельдшера Дамиана.

Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде… предназначается обслуживать дельту Волги и острова, лежащие около берегов Каспийского моря, где расположены рыболовные промыслы. Наше судно-корабль напоминает, как Спаситель плавал по Галилейскому морю и учил стоящий на берегу народ. С борта нашего корабля, как и с евангельского, будет так же раздаваться проповедь о вечном спасении…

Функционирование

Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные сёла Кордуан и Кривобузанск , Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в её строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещёных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык). Вся команда парохода, кроме капитана и механика, состояла из священно- и церковнослужителей .

По составленному расписанию в первую и последующую навигации плавучий храм посещал определённые для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 вёрст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне .

Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 года не вышел к ожидавшему её рыболовецкому люду.

Перепрофилирование и дальнейшая судьба судна

К осени 1915 года все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь , но возможно, какие-то иконы наиболее ценные могли попасть в какой-то музей.

15 (28) февраля 1916 года газета «Московская копейка» писала: «прибыл в Астрахань преосвященный Филарет , он нашёл, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А так как ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в „износившийся пароход“ и, как передаёт „Астр. Л.“, продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь» .

Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 года уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря .

12 июля 2000 года на Центральной набережной Волгограда была освящена плавучая несамоходная церковь речного класса «Святитель Николай», построенная силами местных энтузиастов. Несколько раз перебуксированная с места на место по Волге и Волго-Донскому каналу , церковь обслуживала прибрежные посёлки. В 2008 году из-за аварийного состояния понтона церковь была перенесена на берег, став приходским храмом посёлка Октябрьский .

Напишите отзыв о статье "Плавучий храм Николая Чудотворца"

Примечания

Отрывок, характеризующий Плавучий храм Николая Чудотворца

– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил.
В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее:
«Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d"hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l"en prevenir. Je l"ai instruit de la chose.
Recommandez, je vous prie, a Leppich d"etre bien attentif sur l"endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l"ennemi. Il est indispensable qu"il combine ses mouvements avec le general en chef».
[Только что Леппих будет готов, составьте экипаж для его лодки из верных и умных людей и пошлите курьера к генералу Кутузову, чтобы предупредить его.
Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]

Плавучий храм Святителя Николая Чудотворца
Флаг Российская империя
Класс и тип судна колёсный полуморской пароход
Порт приписки Астрахань
Организация Астраханская епархия
Введён в эксплуатацию 6 сентября 1910 года
Выведен из состава флота после 1917 года

Плавучий храм Николая Чудотворца - единственный в Российской империи корабль, на котором располагался полноценный православный храм . Действовал в 1910-х годах в Каспийском море .

История

Проект

Оборудование

На пожертвования членов КМО, АЕК и частных лиц был приобретён колёсный полуморской пароход. В носовой части парохода по проекту архитектора Карягина соорудили храм святого Николая Чудотворца , вмещавшего церковный хор и до 500 прихожан.

Около рубки была небольшая касса, где продавались свечи, лампады, иконки святых. Тут же находился краник, где христиане брали святую воду.

На борту располагались также аптека, каюта для фельдшера и палата на несколько больных. Содержание штата взял на себя Чуркинский монастырь , командировавший на борт иеромонаха Иринарха, иеродиакона Серафима, трёх певцов и монаха-фельдшера Дамиана.

Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде… предназначается обслуживать дельту Волги и острова, лежащие около берегов Каспийского моря, где расположены рыболовные промыслы. Наше судно-корабль напоминает, как Спаситель плавал по Галилейскому морю и учил стоящий на берегу народ. С борта нашего корабля, как и с евангельского, будет так же раздаваться проповедь о вечном спасении…

Функционирование

Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные сёла Кордуан и Кривобузанск , Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в её строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещёных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык). Вся команда парохода, кроме капитана и механика, состояла из священно- и церковнослужителей .

По составленному расписанию в первую и последующую навигации плавучий храм посещал определённые для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 вёрст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне .

Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 года не вышел к ожидавшему её рыболовецкому люду.

Перепрофилирование и дальнейшая судьба судна

К осени 1915 года все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь , но возможно, какие-то иконы наиболее ценные могли попасть в какой-то музей.

Действовал в 1910-х годах в Каспийском море .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского

Субтитры

История

Проект

Оборудование

На пожертвования членов КМО, АЕК и частных лиц был приобретён колёсный полуморской пароход. В носовой части парохода по проекту архитектора Карягина соорудили храм святого Николая Чудотворца , вмещавшего церковный хор и до 500 прихожан.

Около рубки была небольшая касса, где продавались свечи, лампады, иконки святых. Тут же находился краник, где христиане брали святую воду.

На борту располагались также аптека, каюта для фельдшера и палата на несколько больных. Содержание штата взял на себя Чуркинский монастырь , командировавший на борт иеромонаха Иринарха, иеродиакона Серафима, трёх певцов и монаха-фельдшера Дамиана.

Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде… предназначается обслуживать дельту Волги и острова, лежащие около берегов Каспийского моря, где расположены рыболовные промыслы. Наше судно-корабль напоминает, как Спаситель плавал по Галилейскому морю и учил стоящий на берегу народ. С борта нашего корабля, как и с евангельского, будет так же раздаваться проповедь о вечном спасении…

Функционирование

Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные сёла Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в её строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещёных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык). Вся команда парохода, кроме капитана и механика, состояла из священно- и церковнослужителей .

По составленному расписанию в первую и последующую навигации плавучий храм посещал определённые для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 вёрст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне .

Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 года не вышел к ожидавшему её рыболовецкому люду.

Перепрофилирование и дальнейшая судьба судна

К осени 1915 года все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь , но возможно, какие-то иконы наиболее ценные могли попасть в какой-то музей.

15 (28) февраля 1916 года газета «Московская копейка» писала: «прибыл в Астрахань преосвященный Филарет , он нашёл, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А так как ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в „износившийся пароход“ и, как передаёт „Астр. Л.“, продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь»

Популярное