Дети как участники вооруженных конфликтов. Защита детей-беженцев, перемещенных детей и детей – участников и жертв вооруженных конфликтов

ЭпиграфЭПИГРАФ
«Война в одинаковой мере облагает данью мужчин,
женщин и детей; но только с первых взимает кровь,
со вторых – слёзы, а с третьих – и слёзы, и кровь».
У.Теккерей

Статистика UNICEF

СТАТИСТИКА UNICEF
2.000.000 детей за последние 10 лет погибли в ходе вооруженных конфликтов
6.000.000 остались бездомными
12.000.000 получили ранения или стали инвалидами
300.000 детей-солдат участвую в конфликтах в различных точках земного шара

Международное гуманитарное право как основной источник

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК
Совокупность норм международного права,
основанных на принципах гуманности и
направленных на ограничение средств и методов ведения
войны и на защиту жертв вооружённых конфликтов
(как международных, так и немеждународных)

Регулирование

РЕГУЛИРОВАНИЕ
Дополнительный
протокол I 1977 г.
к Женевским
конвенциям 1949 г.
Касается жертв
международных
вооруженных
конфликтов
Меры для того, чтобы
дети до 15 лет не
принимали
непосредственного
участия в военных
действиях
Конвенция о правах
ребёнка 1989 г.
Конвенция о наихудших
формах детского труда
п.2 ст.38
Принята в 1999 году
Международной
организацией труда
п.3 ст.38
Принудительная или
обязательная вербовка
детей для использования
их в ВК – наихудшая
форма детского труда

Требования к государствам

ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВАМ
Обязанность уважать нормы международного гуманитарного права,
относящиеся к детям, и обеспечивать их соблюдение
Обеспечение положения о том, чтобы лица, не достигшие 18летнего возраста, не подлежали обязательному призыву в их ВС
Статья 3 Протокола к Конвенции о правах ребёнка - исключение

Особая защита - ???

ОСОБАЯ ЗАЩИТА - ???

Защита от всех форм
сексуального насилия
Воссоединение
беспризорных
детей с их
семьями
1. Особое уважение
2. защита от любого
рода непристойных
посягательств
Эвакуация из зоны
боев для обеспечения
безопасности
Содержание отдельно от
взрослых в случае
лишения свободы, если
только не являются
членами одной семьи
Образование, питание,
услуги
здравоохранения

Дети-комбатанты

ДЕТИ-КОМБАТАНТЫ
Не достиг 15 лет – не должен принимать
непосредственного участия в военных
действиях (ст.38)
При вербовке лиц, достигших 15 лет, но
которым еще не исполнилось 18, отдавать
предпочтение лицам более старшего
возраста
МУС: привлечение детей к активному
участию в военных действиях – военное
преступление
Запрет применения в их отношении
калечащего и причиняющего лишние
страдания оружия

10. ИНТЕРНИРОВАНИЕ

Принудительное помещение иностранцев определенных категорий в
какую-либо местность с запрещением покидать ее пределы
в случае интернирования члены одной семьи должны содержаться
вместе и, по возможности, в одном помещении
интернированная семья не должна жить вместе с другой
интернированной семьей
требование интернирования детей, оставшихся на свободе без
родительского попечения
держава, во власти которой оказались дети, должна обеспечить им
обучение, специальные участки для занятия спортом на открытом
воздухе

11. IV ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ 1949 Г.

Дети, не принимающие непосредственного участия в военных
действиях, - покровительствуемые лица
Дети до 15 лет вместе с матерями имеют право находиться в
санитарных зонах и зонах безопасности, в случае их создания
Держава, во власти которой оказались покровительствуемые лица,
должны предоставить им необходимую медицинскую помощь
Обеспечение свободного пропуска всех посылок с медицинскими и
санитарными материалами, а если посылка для детей младше 15 лет и
рожениц, то нужен свободный пропуск и необходимых продуктов
питания, носильных вещей, укрепляющих средств
Вопрос ответственности (МУС)

12. Ответственность детей

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
Замена карающих мер воспитательными
Смертный приговор не выносится и не подлежит исполнению, если на
момент совершения преступления лицу не исполнилось 18 лет
Запрет жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения или наказания
Арест, задержание, тюремное заключение – крайние меры

Мировое сообщество должно учитывать, что в той или иной стране могут возникнуть ситуации, при которых для несовершеннолетних окажется невозможным дальнейшее проживание в стране своего гражданства или в другой стране, где они постоянно проживают. Исходя из этого, в ст. 22 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что "государства-участники принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами, изложенными в настоящей Конвенции и других международных документах по правам человека или гуманитарных документов, участниками которых являются указанные государства. С этой целью государства-участники оказывают в случае, когда они считают это необходимым, содействие любым усилиям Организации Объединенных Наций и других компетентных межправительственных организаций или неправительственных организаций, сотрудничающих с Организацией Объединенных Наций, по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка-беженца, с тем чтобы получить информацию, необходимую для его воссоединения со своей семьей. В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения, как это предусмотрено в настоящей Конвенции".

В подобных случаях речь главным образом идет не о защите прав ребенка от общественно опасных посягательств, а о защите самого ребенка как человеческого существа в связи с тем, что он оказался в трудной жизненной ситуации. В данной норме Конвенции признаются также его права на приобретение статуса беженца и на гуманитарную помощь и защиту. Представляется, что в России указанные положения Конвенции реализованы с достаточной полнотой в Законе РФ от 19.02.1993 № 4528-1 "О беженцах". Так, в п. 5 ст. 3 данного Закона предусмотрено, что признание беженцем лица, не достигшего возраста 18 лет и прибывшего в Российскую Федерацию без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории РФ осуществляется с учетом интересов этого лица после получения сведений о его родителях или опекунах. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей о признании беженцем, а при отсутствии родителей – в ходатайство одного из взрослых членов семьи, добровольно взявшего на себя ответственность за поведение несовершеннолетнего лица и обязанность по его воспитанию и содержанию. Несовершеннолетнему, прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или иных законных представителей, выдается свидетельство о признании его беженцем.

В то же время, как указано в ст. 11 Конвенции, "государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. С этой целью государства-участники содействуют заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединению к действующим соглашениям". К их числу относится Гаагская конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. С данной нормой тесно соприкасаются положения, содержащиеся в ст. 35 Конвенции о том, что государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме. Наиболее эффективной в данном случае признаются уголовно-правовая защита прав и интересов ребенка, объявление на национальном уровне соответствующих действий преступными и установление за их совершение уголовной ответственности с назначением наказания. Именно такой подход к решению проблемы защиты прав ребенка от подобных правонарушений используется в России. При этом в качестве квалифицирующих признаков преступлений, предусматривающих назначение более сурового наказания, предусматривается их совершение в отношении заведомо для виновного несовершеннолетних лиц. К числу таких преступлений относятся, в частности: похищение человека (п. "д" ч. 2 ст. 126 УК); незаконное лишение свободы, не связанное с похищением (п. "д" ч. 2 ст. 127 УК); торговля людьми (п. "б" ч. 2 ст. 127.1 УК); использование рабского труда (п. "б" ч. 2 ст. 127.2 УК). В известной мере к таким действиям относится подмена ребенка (ст. 153 УК).

В конце прошлого века и в текущем столетии мировое сообщество столкнулось с опасностью вовлечения несовершеннолетних во всякого рода вооруженные конфликты на межнациональной, межконфессиональной, социальной и иной почве. Учитывая это обстоятельство, Конвенция в ст. 38 предусматривает, что "государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста. Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними".

Как отмечается в науке международного права, особый уровень уязвимости права человека приобретают в период военных действий, вне зависимости от типа самого́ вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право тесным образом связано с защитой основополагающих прав человека по целому ряду общих и специальных принципов и правил. В том числе его нормы касаются общегуманного отношения к некомбатантам и особой протекции детей .

Защита детей от военных событий находит свое место, прежде всего, в международных соглашениях универсального уровня. Так, п. 1 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает право каждого ребенка, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения, на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства. Проблема определения возраста, в котором ребенок становится взрослым человеком, является сложной, как в области физиологии и психологии, так и в правовой сфере. Юридическая наука связывает его наступление с правовым статусом лица и осуществлением им своей дееспособности. При вооруженном конфликте этот вопрос приобретает особое значение с точки зрения осознания детьми своего прямого или опосредованного участия в войне. Военные действия детей-комбатантов в мире являются крайне острой темой в связи с постоянными вооруженными столкновениями и низким уровнем экономики в странах африканского континента (Сомали, Чад, Кения) и военной ситуацией в Афганистане и Ираке. Зачастую такие оплаченные вербовки подростков в вооруженные силы являются финансовым источником существования для их семей. Международное гуманитарное право предоставляет особую защиту детям в возрасте до 15 лет.

Факультативный протокол 2000 г. к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, повышает минимальный возраст добровольного призыва лиц в национальные вооруженные силы и признает за теми, кто не достиг 18 лет, право на особую защиту (п. 1 ст. 3). Обязательный призыв лиц, не достигших 18 лет, запрещается ст. 2 Протокола.

Государства – участники Протокола, которые допускают добровольный призыв несовершеннолетних лиц до 18 лет, должны представить национальные гарантии, что:

  • – призыв действительно имеет добровольный характер;
  • – он производится с согласия родителей или законных опекунов призываемых лиц;
  • – эти лица получили полную информацию об обязанностях военной службы и представили достоверные доказательства своего возраста до принятия их на военную службу.

Федеральный закон от 26.06.2008 № 101-ФЗ "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах" содержит два заявления России по поводу призыва на военную службу в вооруженные силы. Первое из них состоит в том, что российские граждане, не достигшие 18-летнего возраста, не подлежат призыву и с ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы. Второе заявление касается права на поступление в военные образовательные учреждения граждан Российской Федерации, достигших 16-летнего возраста. Отмечено, что при зачислении в такие учреждения (военные училища) они приобретают статус военнослужащих, проходящих службу по призыву. Позиция России в вопросе призывного возраста построена на дифференцированном подходе. Сохраняется общий принцип ст. 1 Конвенции о правах ребенка и одновременно существуют исключения в отношении части молодежи, делающей выбор в пользу профессионального военного образования.

Статья 4 Факультативного протокола 2000 г. применяет обязанность не вербовать и не использовать в военных действиях лиц, не достигших 18 лет, и в отношении вооруженных групп, которые представляют собой оппозиционные формирования. Указанным правилом государствам – участникам Протокола предоставляется возможность применения данной нормы к ситуациям внутренних конфликтов и гражданских войн для особой защиты детей. Основы этого правового подхода были заложены еще ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны. Она исходит из того, что применение минимума норм гуманного обращения сторонами вооруженного конфликта не влияет на их юридический статус. Факультативный протокол 2000 г. к Конвенции о правах ребенка основан на том же постулате международного гуманитарного права.

Что касается специальной (отраслевой) защиты детей – жертв вооруженных конфликтов, то она, прежде всего, осуществляется с помощью норм международного гуманитарного права. А. Ю. Ястребова называет следующие принципы такой защиты :

  • – находящиеся в вооруженном конфликте стороны принимают все меры к тому, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали участия в военных действиях в качестве комбатантов. Этого требует от сторон конфликта п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. В частности, они должны воздерживаться от вербовки детей в вооруженные силы. Этот принцип закреплен также в п. 2 и 3 ст. 38 Конвенции о правах ребенка, что говорит о заимствовании отраслевых принципов (lex specialis) универсальными соглашениями. Таким образом, международное сообщество при защите прав детей в период войны может использовать общие и специальные инструменты протекции. Кроме того, эксперты Международного Комитета Красного Креста справедливо отмечают, что понятие "вербовка" включает в себя одновременно принудительные и добровольные методы. Это предполагает дополнительную обязанность сторон конфликта воздерживаться от призыва детей, стремящихся добровольно вступить в состав вооруженных сил или иных военных формирований;
  • – исходя из того, что полностью запретить участие подростков в военных действиях невозможно, п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I 1977 г. предлагает сторонам вооруженного конфликта при вербовке в армию лиц в возрасте от 15 до 18 лет отдавать предпочтение лицам более старшего возраста. Нужно сказать, что эта установка носит условный характер, так как государства-участники могут сослаться на сложность военной ситуации, чтобы законно осуществить "молодой" призыв в свои вооруженные силы;
  • – если при международном вооруженном конфликте дети в возрасте до 15 лет, несмотря на запрет, предусмотренный п. 2 ст. 77 Дополнительного протокола I, все же призваны в состав вооруженных сил, то они продолжают пользоваться особой защитой;
  • – дети в любых условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением и должны быть защищены от любого рода непристойных посягательств. Участники конфликта обязаны обеспечить им эту защиту и помощь;
  • – в отношении детей продолжают действовать принципы сохранения и единства семьи, поддержания культурных традиций и надлежащей системы воспитания и образования детей;
  • – дети должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых, в случае ареста, задержания или интернирования;
  • – смертный приговор за правонарушение, связанное с вооруженным конфликтом, не приводится в исполнение в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста, в тот момент, когда оно было совершено;
  • – освобождение и возвращение детей в места их постоянного проживания или размещение их в третьей нейтральной стране должны быть по возможности облегчены;
  • – эвакуация детей производится только с согласия родителей, опекунов или ответственных за попечение лиц (п. 1 ст. 78 Дополнительного протокола I);
  • – во время эвакуации должно быть обеспечено обучение каждого ребенка;
  • – на власти принимающей страны возложены обязанности по идентификации детей и предоставлению информации о них в Центральное агентство по розыску Международного Комитета Красного Креста. Это делается для того, чтобы облегчить последующее возвращение детей в их семьи и страну их гражданской принадлежности. Кроме того, ст. 24 IV Женевской конвенции о защите гражданского населения 1949 г. предусматривает меры по установлению личности всех детей до 12 лет с помощью ношения опознавательного медальона или другими способами (возможно и применение современных методов дактилоскопии).

Что касается защиты детей в период вооруженных конфликтов на внутригосударственном уровне, то ст. 4 Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. в п. 3 запрещает участие в военных действиях детей, не достигших 15-летнего возраста, и их вербовку сторонами немеждународного вооруженного конфликта. Как и в ситуации международного конфликта, даже в случае вовлечения детей в конфликт к ним продолжает применяться особая защита. Тем не менее, как отмечает А. Ю. Ястребова,

Дополнительный протокол II не предлагает детальной регламентации правового статуса детей, которые могут быть задержаны как вооруженные участники воюющей оппозиции. Если нормы Дополнительного протокола I обращены к самим участникам международного конфликта, то Дополнительный протокол II направлен в этой части на прямой запрет участия в вооруженной борьбе в отношении детей и подростков. По мнению автора, современному международному гуманитарному праву необходимо более предметно подойти к правовому статусу детей, которые участвовали по своей или чужой воле в войне на стороне оппозиции и попали в военный плен. Нужно уточнить в этой части содержание п. 3 (d) ст. 4 Дополнительного протокола II 1977 г. Так или иначе, проблемы защиты детей в период вооруженного конфликта продолжают оставаться открытыми. Политические и военные события, происходившие в Чеченской Республике, автономном крае Косово, Афганистане, Таджикистане, Южной Осетии, показывают особую незащищенность детей во время вооруженных противостояний. Зачастую взрослым людям очень сложно остановить стремление детей помочь своим родителям, которые сражаются с оружием в руках, и последовать их примеру.

В ст. 39 Конвенция о правах ребенка, как бы подводя своеобразный итог международно-правовой регламентации защиты несовершеннолетних как жертв всякого рода эксплуатации и правонарушений, устанавливает следующее: "государства- участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка". Данное положение Конвенции основано на многочисленных наблюдениях специалистов, отмечающих деформацию детской психики практически у всех детей – участников вооруженных конфликтов. Ростовские психологи, педагоги и журналисты, занимавшиеся программами оздоровления детей – жертв военных конфликтов в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике, отмечают у них синдром "упущенного детства". Презюмируется, что детство является обязательным в жизни каждого человека периодом формирования личности. Специалисты указывают: "Сравнивая одинаковые по времени отрезки жизни ребенка и взрослого, мы ясно видим, что они находятся как бы на разных временны́х осях.

Так, если за 10 лет жизни взрослый может несколько постареть или возмужать, то у ребенка в те же годы происходят бурный рост и физическое, психическое, умственное и нравственное формирование. И то, что недополучено в детстве, что было упущено, практически невозможно выправить, восполнить в течение всей жизни. В результате ребенок может войти во взрослость ущербным в одном или нескольких отношениях" . Бесспорно, что принципы особой защиты детей в военных действиях должны жестко соблюдаться всеми участниками вооруженного конфликта, с привлечением системы контроля на универсальном (учреждения ООН, в частности ЮНИСЕФ) и специальном (Международный Комитет Красного Креста и державы-покровительницы) уровне.

Важным условием практической защиты детей при вооруженном конфликте является применение общей протекции гражданского населения, предусмотренной IV Женевской конвенцией 1949 г. Международно-правовые основы обращения с гражданскими лицами, такие, как необходимость проведения различия между комбатантами и некомбатантами, запрет неизбирательных нападений и использования военных мер в отношении мирного населения, ограждение его от опасностей войны, вне сомнения, направлены и на детей.

Статья 14 IV Женевской конвенции устанавливает возможность создания сторонами конфликта на собственной или оккупированной территории санитарных и безопасных зон и местностей для того, чтобы оградить от военных действий в том числе и детей до 15 лет, беременных женщин и матерей с детьми до семи лет. Такие зоны не должны быть объектами каких бы то ни было военных нападений. Согласно ст. 50 Конвенции не допускается изменение оккупирующей стороной гражданского состояния детей, т.е. их гражданства и семейно-правового статуса. Эвакуация детей в другую страну возможна только в случаях, когда речь идет о временных мерах безопасности. Как правило, воюющее государство организует такую эвакуацию для детей своих граждан. Данная норма исчерпывающим образом закреплена в ст. 78 Дополнительного протокола 11977 г. Помимо этого правила, ст. 50IV Женевской конвенции обязывает оккупирующее государство заботиться о поддержке детей, разлученных вследствие войны с родителями и близкими. Это касается организации их обучения своему национальному языку и религии и предоставления им должного содержания.

Дети и война: сб. статей. М.: Международный Комитет Красного Креста (МККК), 1995.

Необходимость развития института защиты прав детей была обусловлена тем, что со временем вооруженные конфликты начали приобретать новые формы проявления и продолжают носить массовый характер. Развитие военной техники и появление нового современного оружия сформировали своего рода экономический фактор, который заключается в том, что в случае вооруженного столкновения конфликтующие стороны пытаются как можно быстрей уничтожить экономический потенциал противника, и тогда в качестве мишени выступают не только боевая техника, но и гражданское население, так как область поражения оружия массового уничтожения носит обширный характер.

Государства способствовали приведению права войны в соответствие с условиями современных военных действий. Государства предприняли ряд шагов, усиливающие защиту прав детей и придали ей статус особенной защиты. Однако усовершенствование и расширение принципа особой защиты детей на этом не остановилось.

Декларация о защите детей и женщин в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 года содержит в себе положения о предоставлении защиты женщинам и детям в условиях вооруженных конфликтов, а в качестве одной из целей декларации выступает запрещение таких мер, как преследование, пытки, карательные меры, унизительное обращение и насилие.

Так как дети являются уязвимой частью населения, то вооруженные конфликты оказывают на них колоссальное воздействие. Дети могут являться как жертвами вооруженных конфликтов, так и, будучи втянутыми в конфликт, непосредственными участниками в качестве комбатантов (лиц, входящих в состав вооруженных сил). Зачастую это происходит в неразвитых странах, где уровень жизни населения низкий, а бедность является ее неотъемлемой частью. Соответственно, дети не имеют доступа к нормальному воспитанию и образованию, легко подвержены внушению или обману со стороны взрослых. Они также не имеют возможности нормально питаться и это толкает их на участие в вооруженном конфликте в роли солдата, ведь только таким способом они смогут прокормить себя и свою семью. Наиболее часто вербовке подвергаются дети, подвергающиеся дискриминации, в том числе по признаку пола. Участие в составе вооруженных сил обеспечивает им питание, одежду и защиту от таких проблем.

При вооруженном конфликте этот вопрос имеет особое значение и с точки зрения осознания детьми своего прямого или опосредованного участия в военных действиях. Прямое участие детей-комбатантов, их вербовка в вооруженные силы, связанные с этим физические и психологические истязания при попытке отказа и вытекающие из этого последствия, являются острой проблемой современности в связи с постоянными вооруженными столкновениями на африканском континенте, в исламских странах, в связи с активизацией деятельности радикальных террористических организаций (ИГИЛ, Джабхат ан-Нусра), а также вооруженными столкновениями в Украине.

Ярким примером, иллюстрирующим данную проблему, являются действия боевиков незаконной группировки ИГИЛ на территории Сирии, которые вовлекают детей в участие в вооруженном конфликте, обещая им взамен успех, богатства, а также навязывая свои убеждения, в том числе и псевдорелигиозные ценности, стараясь сформировать у детей с самого раннего возраста представление о правильности действий, совершаемых членами исламистского бандформирования. Результатами такого воспитания становится личностная деформация, отсутствие нравственных ориентиров таких детей. С малолетства им прививаются идеи радикального ислама, в то время как истинные идеалы и нравственные ценности, присущие цивилизованному миру, попросту стираются из сознания детей, а их психика формируется таким образом, что у детей практически нет шансов вернуться к нормальной жизни, ведь все что они видят - это, убийства, смерть, войну.

Но даже тем из детей, которые оказываются психологически устойчивыми и не поддаются вербовке, не удается избежать войны и ее последствий. В случае отказа от добровольного присоединения детей запугивают, им угрожают и зачастую притворяют угрозы в жизнь. Многие дети на оккупированных территориях подвергаются насилию или самостоятельно ввязываются в вооруженные действия в попытке защитить себя и своих близких. Ярким примером таких действий являются небезызвестные случаи, когда боевики ИГИЛ попросту замаривают детей голодом, заставляя умирать их в муках на глазах у их родных.

Значимой проблемой, возникшей в результате вооруженного конфликта на территории Сирии, также является общее снижение уровня жизни, проблемы беженцев и переселенцев, разрастание гуманитарного кризиса до практически катастрофических масштабов. Более 3 миллионов детей в Сирии испытывают нужду в гуманитарной помощи. Около 2 миллионов детей вынуждены покинуть свои дома в поисках спасения от войны в других государствах. Все это ведет к психологическим травмам, когда дети видят, как разрушают их дом, фактически, выгоняя их из собственной страны. Результатом этого стали тысячи жертв среди детского населения страны. Одним из самых известных случаев стала смерть Алана Курди - трехлетнего сирийца, утонувшего 2 сентября 2015 года при попытке убежать от войны и добраться до мирных берегов. Его случай не единственный, а лишь один из множества, свидетельствующий о необходимости особой защиты детей силами всего мирового сообщества.

Институт защиты прав детей берет свое начало c Гаагских конференций 1899 и 1907 гг. Несмотря на то, что на конференциях обсуждались законы и обычаи ведения войны, был сформулирован принцип гуманизации и сокращения чрезмерного вооружения. Здесь хотелось бы отметить особый вклад России в принятие конвенций и проведение конференций. Император России Николай II выступил инициатором созыва конференции и его настрой на построение мира во многом стали основой для проведения плодотворной работы. Целью государств является обеспечение защиты населения, частью которого непосредственно выступают дети.

«Население и воющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания», - закреплено в Конвенции 1907 года. Понимание необходимости ограждения детей от вооруженных конфликтов и обеспечения им защиты их неотъемлемого и, пожалуй, самого важного права на жизнь, привело к возникновению принципа особой защиты прав ребенка. Принципы международного права - общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера, носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. В качестве одного из таких принципов доктрина международного права выделяет принцип уважения прав человека и основных свобод. Принцип особой защиты детей не является отдельно действующим принципом международного права, хотя и направлен на защиту прав и свобод человека. Анализируя право вооруженных конфликтов, можно говорить о наличии специального принципа особой защиты детей.

Дальнейшее становление института защиты прав детей сопровождалось созданием в 1946 году Международного чрезвычайного фонда помощи детям в разоренных войной странах Европы, задачами которого являются улучшение качества жизни детей посредством осуществления долгосрочных программ по улучшению питания, образования, водоснабжения и санитарии, и окружающей среды, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях и реабилитация после них.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, принятая в 1949 году, в статье 24 говорит о том, что: «Находящиеся в конфликте стороны будут принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе, и чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитанием».

Вооруженным конфликтом является событие: «происходящее на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия», - ст. 1 Дополнительного Протокола 1977 года. На практике не всегда можно определить, когда и в каких ситуациях имеет место вооруженный конфликт. В Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительных протоколах 1977 года к ним государства отдают предпочтение термину «вооруженный конфликт», а не «война». А.В. Герасимов объясняет это тем, что с точки зрения терминологии понятие «вооруженный конфликт» охватывает более широкий круг возможных конфликтных ситуаций, чем понятие «война». Понятием «война» не охватываются многие пограничные ситуации, при которых интенсивность и продолжительность столкновения вооруженных сил не превысила определенный порог, например, такие, как пограничные инциденты, рейды вооруженных банд, мятежи без контроля над определенной территорией.

Выделение прав детей государствами в отдельную категорию прав, подлежащих особой защите впервые наблюдается с предоставлением им особого уважения и защиты от любого рода непристойных посягательств. Государства акцентируют внимание на том, чтобы стороны, участвующие в конфликте, предпринимали все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. Конфликтующим сторонам следует воздержаться от вербовки детей в свои вооруженные силы, а в случае вербовки из числа лиц, достигших пятнадцатилетнего возраста, но которым еще не исполнилось восемнадцать лет, отдавать предпочтение лицам старшего возраста. Это условие очень важно, так как оно не позволяет детям до 18 лет участвовать в военных действиях и тем самым увеличивается степень их защиты. Для реализации этого условия государства ввели абсолютный запрет на участие в военных действиях лицам до 15 лет.

Однако достаточно ярким примером является ситуация, когда дети наряду со взрослым населением при наступлении вражеских войск добровольно берутся за оружие для борьбы с неприятелем. Участие детей в вооруженных конфликтах известно еще со времен средневековья, когда в 1212 году около тридцати тысяч французских и немецких детей и подростков направились освобождать Иерусалим. В истории 13 го века этот период получил название «Крестового похода детей». Еще тогда идея крестового похода детей была связана с «непорочностью» и «святостью» юных душ, а также с суждением, что им не может быть причинен физический вред оружием.

В начале XIII века в Европе распространилось убеждение о том, что только безгрешные дети способны освободить Святую землю. Пламенные речи проповедников нашли широкий отклик среди детей и подростков, в основном среди крестьянских семей Северной Франции и Прирейнской Германии. В июне 1212 года в одной деревне во Франции явился мальчик-пастух по имени Стефан, который объявил, что он посланец Бога и призван стать предводителем и снова завоевать христианам Землю Обетованную. Он прошел по всей стране и везде вызывал бурное воодушевление своими речами. Вскоре во многих местностях появились мальчики в качестве крестоносных проповедников, которые собирали вокруг себя целые толпы единомышленников и вели их со знаменами, крестами и торжественными песнями к Стефану. Родители и духовные лица, пытались удержать мальчиков, но так ничего и не смогли сделать, тем более народ ждал от этого крестового похода великих дел и резко порицал тех, кто думал иначе.

Безрассудство, охватившее французских детей, распространилось также и в Германии. Инициатором выступил мальчик Николай (ему не было и 10 лет). Толпа в 20 тысяч мальчиков и девочек, которая двинулась на юг через Альпы. По дороге большая часть погибла от голода и разбойников, многие возвратились домой, не осилив трудности похода. Часть мальчиков направилась в Рим, чтобы просить у Папы освобождения от крестоносного обета. Но Папа римский, находясь в разгневанном состоянии, приказал детям бросить их безумное мероприятие. Обратный путь уничтожил почти все детское «войско». Сотни детей падали от истощения и погибали на больших дорогах, и лишь немногим удалось вернуться в Германию. Такой поступок французских и немецких детей является первым в истории примером военного движения, участниками которого выступили дети. Однако он не был единственным.

В современной Европейской истории ярким примером является период Балканских войн с 1991 по 1995 годы, когда тысячи детей выступали в качестве солдат. По данным Хорватской Ассоциации Малолетних Волонтёров Войны (CAUWV) участниками военных действий стали, по меньшей мере, 3000 детей. Согласно данным, полученным после окончания войны, в том числе и от самих участвовавших детей, многие из них осознанно шли на войну, считая необходимым защищать свой дом.

Когда дети выступают в вооруженных конфликтах в качестве солдат (квази-комбатантов), государства предоставляют им статус детей- комбатантов в случае захвата их в плен вражескими войсками. Следует отметить, что возрастные ограничения для предоставления статуса военнопленного нигде не закреплены, а участие детей в вооруженных конфликтах не является преступлением и нарушением закона, так как ответственность налагается на сами стороны, участвующие в конфликте, и которые, в свою очередь, зачисляли детей в вооруженные силы своего государства.

Неприменение наказания является проявлением принципа особой защиты в отношении детей. Если дети совершили нарушения в период вооруженных конфликтов, то такая высшая степень наказания как смертная казнь не может быть приведена к исполнению в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Римское право, более поздние правовые акты средневековья и, тем более, законодательство XVIII-XIX вв. оставили нам некоторые юридические доказательства того, что еще в те времена были предприняты попытки оградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное ими деяние. В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.) в книге четвертой есть титул IV, озаглавленный как: «О лицах, не достигших 25 лет». Из текста эдикта (римского источника права) следует, что защиту лиц в возрасте до 25 лет осуществляют их попечители, если речь идет о сделках с имуществом. Также, в Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания, который применялся к несовершеннолетним и формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием. Несовершеннолетних, к которым применен принцип прощения наказания, современные западные юристы называют «уменьшенными взрослыми», а для российских юристов более приемлем термин «уменьшенная вменяемость». В свою очередь, статья 26 Римского статута Международного уголовного суда закрепляет следующее положение: «Суд не обладает юрисдикцией в отношении любого лица, не достигшего 18-летнего возраста на момент предполагаемого совершения преступления».

Сохранение семьи во время вооруженного конфликта имеет высокое значение для ребенка. Государства гарантируют, что в случае интернирования члены одной семьи, и в особенности родители и их дети, будут содержаться в одном и том же месте интернирования. Государства обеспечивают неразрозненность одной семьи и любыми возможными путями способствуют воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженных конфликтов. Подчеркивая важность института семьи для ребенка, государства призывают избегать вынесения смертного приговора матерям, имеющим на своем иждивении детей.

Позиция Европейского Совета по беженцам и по интеграции беженцев в Европе заключается в том, что право на воссоединение семей не должно быть ограничено узким пониманием семьи. В этом случае должно применяться расширенное определение семьи, которое включает отдаленных родственников и фактических членов семьи.

Государства обязаны эвакуировать детей в случае необходимости, а в качестве специальной меры предоставлять временную эвакуацию детям с иностранным гражданством в случае наличия у них проблем со здоровьем, либо необходимости лечения.

Основной проблемой оставался возраст ребенка, до наступления которого он не может принимать участия в вооруженных действиях. Его необходимо было поднять с 15 до 18 лет, так как ребенком человек считается до 18 лет. Более того, на тот момент в качестве примера уже выступала Африканская Хартия прав и благосостояния детей 1990 года, которая определяет детей как лиц в возрасте до 18 лет (без исключений) и утверждает, что государства - участники должны принимать все необходимые меры, чтобы оградить детей от участия в боевых действиях и вербовки в вооруженные силы. Здесь мы можем наблюдать некоторый прогресс, заключающийся в том, что Африканские государства называют эти меры «необходимыми», в то время как остальные страны предусматривают лишь «возможные меры».

Г.Е. Лукьянцев отмечает, что большинство государств высказывалось в пользу того, чтобы установить 18 лет в качестве минимального возраста для лиц, принимающих участие в боевых действиях. Однако наряду с этим данное положение вызвало трудности у таких делегаций, как США и Великобритания, и если первые требовали снизить упомянутый предел до 17 лет, чтобы привести данное положение проекта в соответствие со своим внутренним законодательством, то англичане подчеркивали, что решение данной проблемы таким путем будет препятствовать (пусть даже и на первых порах) их участию в Протоколе.

В результате было найдено решение, которое удовлетворило все стороны. Государства договорились принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. Причина установления такого двоякого режима была обусловлена неспособностью и отсутствием готовности государств недопускать лиц, не достигших 18 лет, в состав вооруженных сил своего государства. Более того, установление нового положения сопровождалось бы изменениями в законодательстве, пересмотром военных доктрин и армейских структур в целом.

Государства обязуются не призывать лиц, не достигших 18 лет, в вооруженные силы своего государства. Российская Федерация гарантирует, что граждане, не достигшие 18 лет, не могут быть призваны на военную службу в Вооруженные Силы РФ и с ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.

Римский статут Международного уголовного суда квалифицирует призыв, вербовку или использование детей в возрасте до 15 лет в военных действиях как военное преступление. В качестве примера можно обратиться к делу ICC-01/04-01/07 Прокурор против Жермена Катанги и Матье Нгуджоло Шуи, рассматриваемому Международным уголовным судом. Обвиняемым, наряду с иными преступлениями, инкриминируется использование детей, их вербовка в возрасте до 15 лет в состав вооруженных сил и их использование для активного участия в боевых действиях в период между августом 2002 г. и маем 2003 г во время вооруженного конфликта на территории Демократической Республики Конго, в Итури. Жермен Катанга и Матье Шуи использовали детей для различных целей. Дети использовались как охранники, в том числе персональные телохранители, и для прямого участия в боевых действиях. Детей-солдат предположительно тренировали в лагерях ФНИ и ПФСИ. Некоторых из них обучали обращению с оружием и в конце тренировочного курса им выдавали холодное (мачете и копья) и огнестрельное оружие. Предположительно, дети-солдаты участвовали в нападении на деревню Богоро, убивали гражданских лиц, уничтожали и разграбляли частную собственность, принадлежавшую лицам народности хема. Также, как утверждает обвинение, комбатанты и обвиняемые лично обращали гражданских лиц, в том числе малолетних девочек в сексуальное рабство, а также использовали их в качестве «жен» комбатантов против их воли. При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что факты насилия являются доказанными, однако достаточных доказательств виновности обвиняемых в участии детей в качестве комбатантов в материалах дела не имеется. В связи с этим в части привлечения детей в качестве солдат виновными обвиняемые не признаны. Вместе с этим следует отметить выводы суда, которые находят отражение в судебной практике, о том, что за привлечение детей в качестве комбатантов и за совершенные ими действиями отвечают лица виновные в их привлечении, самих же детей, в силу их возраста и психического развития, следует расценивать, как оружие совершения преступления.

Прямо подтверждает эти выводы другой пример из судебной практики. Дело Лубанга , рассмотренное Международным уголовным судом, в рамках которого рассмотрены обвинения, выдвинутые в адрес Томаса Лубанга, в использовании детей в вооруженных конфликтах, понуждении детей к участию в вооруженных силах и использование их для ведения боевых действий. Суд, признавая Томаса Лубанга виновным в предъявленных ему обвинениях, исходил из того, что, будучи президентом Патриотических Сил Освобождения Конго и Союза Патриотов Конго, являясь верховным главнокомандующим, обвиняемый и его подельники, действуя с прямым умыслом, направляли свои усилия на формирование армии из детей, не достигших 15 лет, в период с 1 сентября 2002 по 13 августа 2003. Совершая координирующие действия по набору детей и понуждению их к участию в вооруженных силах, Лубанга отдавал приказы и определял те или иные действия, которые дети должны были совершать. Таким образом, ответственность за совершенные детьми преступления должна быть возложена на него. Дети признаны жертвами действий Лубанга, так как они, будучи несовершеннолетними, подчинялись его приказам, а он, используя их положение, фактически использовал их в целях совершения военных преступлений. Решение суда подтверждено апелляционным постановлением, таким образом можно прийти к выводу о том, что ответственность за действия, совершенные детьми, в силу особенностей их развития, должны отвечать люди, контролировавшие их и отдававшие приказы. Из этого можно сделать вывод о том, что со стороны конфликтующих сторон должны быть предприняты все необходимые меры для предотвращения участия детей в вооруженных конфликтах и защите их прав.

К сожалению, несмотря на существующие обязанности государств по защите прав детей, нарушения имеют место быть. В 2011 году в годовом докладе Генерального секретаря ООН по вопросу о детях и вооруженном конфликте в Йемене к сторонам, которые осуществляют вербовку и использование детей в вооруженных конфликтах, были отнесены проправительственное вооруженное ополчение племен и вооруженная группа «Аль-Хути». В годовом докладе 2012 года отмечено, что Вооруженные силы Йемена и первая бронетанковая дивизия осуществляют вербовку и использование детей. В июне 2013 года в список сторон, которые осуществляют вербовку и использование детей, была включена группировка «Ансар аш-Шариат». В течение отчетного периода ООН документально зафиксировала 84 случая вербовки и использования детей. Шестьдесят девять таких случаев (речь идет о мальчиках в возрасте от 10 до 17 лет) были проверены целевой группой по наблюдению и отчетности.

Проявление любой из форм принуждения является достаточно частым примером нарушения прав детей в условиях вооруженных конфликтов. На основании доклада Генерального секретаря ООН о детях и вооруженном конфликте на Филиппинах Совет Безопасности, принимая во внимание нормы международного гуманитарного права, выявил шесть видов грубых нарушений в отношении детей в условиях вооруженных конфликтов, а именно: убийство и нанесение увечий, использование детей-солдат, похищение, сексуальное насилие, отказ в гуманитарном доступе и нападения на школы и больницы.

В период вооруженного конфликта в Йемене были замечены случаи сексуального насилия. Целевая группа по наблюдению и отчетности документально зарегистрировала сообщения о том, что в прошлом году почти 100 девочек в Абьяне были насильно выданы замуж за главарей или членов группы «Ансар аш-Шариат», поскольку в это время данная вооруженная группа контролировала мухафазу Абьян. Организации Объединенных Наций удалось проверить только 7 сообщений, в которых речь шла о девочках в возрасте от 13 до 17 лет. Семьям некоторых девочек выплачивался выкуп в размере до 5000 долл. США, притом, что их среднемесячный доход составлял около 12 долларов. В других случаях, два из которых были проверены, девочки (в возрасте 15 и 17 лет) предлагались братьями в качестве «подарка» в благодарность за то, что им было «разрешено» присоединиться к этим вооруженным формированиям. После выдачи замуж за членов этой вооруженной группы многие девочки забеременели. Девочки и их семьи неохотно сообщают о нарушениях, в частности из-за опасений расправы со стороны членов этой вооруженной группы, которые все еще остаются в Абьяне. Во всех семи проверенных случаях «жены» сообщали, что вместе с детьми они были брошены «мужьями», бежавшими из Абьяна после наступления правительственных сил.

Множество детей становятся жертвами применения конфликтующими сторонами оружия неизбирательного действия. Защиту от такого оружия государства гарантировали принятием Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Однако перечня видов оружия государства в данной Конвенции не закреплено. В Протоколе о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств56 выделяются некоторые виды оружия с их подробной характеристикой и условиями запрета на их применение, к примеру, государствам-участникам запрещено использовать мины-ловушки под видом детских игрушек или иных предметов, предназначенных для обучения детей.

Примером ограничения применения конкретных видов вооружения массового поражения является ограничение применения фосфорных боеприпасов, обладающих значительной поражающей силой, связанной как непосредственно с горением фосфора при температуре около 1000 °C, так и продуктом его распада, выделяемым при горении газом, поражающим людей даже в убежищах, являясь крайне ядовитым газом быстрого действия.

К сожалению, несмотря на международные соглашения, случаи применения оружия неизбирательного действия имеют место в районе проживания гражданского населения и в наши дни. В ходе недавних событий на Украине 7 июня 2014 года в спальном районе г. Славянска в результате разорвавшихся мин было ранено 9 человек, в том числе 4-летний ребенок. Еще один случай произошел на востоке Украины, когда на кладбище под Донецкими местными жителями было обнаружено огромное количество неразорвавшихся снарядов. Среди людей, обнаруживших мины, были два мальчика подростка, которые заметили мины в то время, когда гуляли с собакой.

Женевские конвенции 1949 года, Дополнительные протоколы I и II 1977 года к ним, Конвенция о правах ребенка 1989 года и Факультативный протокол 2000 года к ней гарантируют особую защиту детей в условиях вооруженных конфликтов. Однако в свете описанных выше событий, справедливым кажется вывод о том, что меры по защите прав детей, предпринимаемые только лишь государствами, являются недостаточными. Большое значение для защиты прав детей имеют и иные механизмы, деятельность которых направлена на осуществление особой защиты детей. В качестве такого механизма можно выделить деятельность международных организаций.

Одной из наиболее острых проблем во время вооруженных конфликтов является вопрос об обеспечении защиты гражданского населения, в особенности детей. Несмотря на широкое признание в международном праве необходимости защиты гражданского населения, в настоящее время данная проблема приобрела особую актуальность. Анализ современных войн показывает, что появились новые виды конфликтов, особенностью которых являются постепенное стирание грани между комбатантами и гражданским населением, повышение роли экономического фактора в войне, возникновение новых видов вооружений и т.д. Тем не менее, несмотря на то, что международное гуманитарное право четко регламентирует необходимость защиты прав детей во время вооруженного конфликта , обеспечить эту защиту удается далеко не всегда.

Отметим, что начало международно-правовой защиты прав и интересов детей было положено в рамках Лиги Наций , а затем шло параллельно с общей международно-правовой регламентацией прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. Эти процессы находились в тесной взаимосвязи и вза- имозависимости. Международно-правовые нормы о правах детей и о защите детей являются составной частью общих норм о правах человека.

К числу документов, которые регулируют права детей в период вооруженных конфликтов относятся:

  • Декларация прав ребенка 1924 г.,
  • Декларация о правах ребенка 1959 г.,
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г. (не подписали Сомали и США)
  • Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, устанавливающий возрастной предел в 18 лет для принудительного призыва и прямого участия в военных действиях и требует от государств-участников снижения минимального возраста для добровольной вербовки как минимум до 16 лет;
  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,
  • Международные Пакты о правах человека 1966 года, касающиеся защиты гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав.
  • Римский Статут Международного уголовного суда 1998, который квалифицирует призыв, вербовку или использование детей в возрасте до 15 лет в военных действиях как военное преступление;
  • Многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН - 1261(1999), 1314 (2000), 1379 (2001), 1460 (2003), 1539 (2004), 1612 (2005) - касаются защиты детей, затрагиваемых вооруженными конфликтами;
  • Четыре Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года обеспечивают особую защиту детей во время вооруженного конфликта. В частности, можно сказать, что дети пользуются двойной защитой в соответствия с международным гуманитарным правом: общей защитой как все мирные жители и лица, прекратившие принимать участие в боевых действиях, и особой защитой, которой они пользуются, являясь детьми. Более 25 статей Женевских конвенций и их Дополнительных протоколов регламентируют порядок защиты детей. К ним относятся правила о запрете смертной казни, обеспечении доступа к продовольствию, медицинской помощи и образованию в зонах конфликта, содержанию под стражей, разлуке с родными и участию детей в военных действиях. Права, гарантированные детям Конвенцией о правах ребенка, которую ратифицировали почти все страны мира, действуют также во время вооруженного конфликта.

Помимо этого стоит отметить роль Международного Комитета Красного Креста, который ставит своей целью предоставление помощи всем жертвам вооруженного конфликта с целью защиты жизни и здоровья людей и облегчения их страданий. Помощь детям предоставляется на основании их потребностей – продовольствие, вода, укрытие, медицинская помощь, предоставление наборов по уходу за детьми, обеспечение охраны материнства и детства, снабжение детей школьно-письменными принадлежностями и.т.д.

Сегодня, более чем в 30 странах свыше 250 тыс. детей в возрасте до 18 лет подвергаются жестокой эксплуатации в качестве солдат. За последнее десятилетие в результате вооруженных конфликтов и гражданских войн погибли 2 млн. детей, еще 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами. Многие другие, кого война сделала сиротами или разлучила с родителями, пережили тяжкие эмоциональные потрясения в борьбе за выживание.

Еще в 2008 Генеральный секретарь ООН сформулировал коллективную волю следующим образом: «Обеспечение защиты детей в вооруженных конфликтах - это наиболее безошибочный способ проверки на качество для Организации Объединенных Наций и ее государств-членов. Это моральный призыв, и он заслуживает того, чтобы стоять над политическими интересами. Решение этой задачи требует новаторского и бесстрашного подхода и приверженности со стороны всех основных участников процесса».

Таким образом, защищая детей, живущих в атмосфере насилия и жестокости, миротворцы могут разорвать порочный круг и заложить основы долгосрочного мира.

Международный Комитет Красного Креста Российское общество Красного Креста

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений

Защита детей во время вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право предусматривает общую и особую защиту детей в период вооруженного конфликта.

1. Общая защита детей как части гражданского населения

Под общей защитой детей понимается, что дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение. В отношении детей запрещаются, например, следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение.

2. Особая защита детей как части гражданского населения

Особая защита детей как части гражданского населения предполагает, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств; стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, которые требуются детям ввиду их возраста.

2.1. Специальные положения о защите детей от последствий военных действий.

Дети, не достигшие 15 лет, могут быть приняты в санитарных или безопасных зонах, созданных сторонами, участвующими в международном вооруженном конфликте.

В случае необходимости и по возможности с согласия родителей принимаются меры для временной эвакуации детей из района военных действий в более безопасные районы.

2.2. Особая помощь.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны разрешить свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет.

Оккупирующая сторона должна оказывать содействие деятельности учреждений, попечению которых вверены дети на оккупированной территории.

Сторона, во власти которой находятся интернированные, должна оказать поддержку всем иждивенцам интернированных, которые не имеют достаточных средств к существованию или не могут сами зарабатывать себе на жизнь.

Предпочтение при распределении гуманитарной помощи должно быть отдано детям.

2.3. Ребенок и его семья.

Общей обязанностью сторон, участвующих в вооруженном конфликте, является содействие воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженного конфликта,

Интернированные члены одной семьи должны содержаться в одном помещении, отдельно от других интернированных, и им должны быть предоставлены необходимые условия для ведения нормальной семейной жизни. Интернированные могут потребовать, чтобы их дети, оставшиеся на свободе без родительского попечения, были интернированы вместе с ними.

Оккупирующей стороне запрещается изменять семейное или гражданское состояние детей. Она должна способствовать установлению личности детей и регистрации их родственных связей, а также создать в рамках Справочного бюро по делам покровительствуемых лиц специальный отдел, занимающийся установлением личности детей. Наличие системы идентификации детей - важная мера, не допускающая того, чтобы тысячи детей оказались без присмотра в связи с вооруженным конфликтом. За каждым человеком, находящимся на территории участвующей в конфликте стороны или на оккупированной территории, признается право сообщать о себе членам своей семьи, где бы они ни находились.

2.4. Культурная среда ребенка.

Защищая семью, международное гуманитарное право защищает также моральные ценности, религию, культуру и традиции, в которых ребенок был воспитан. Находящиеся в конфликте стороны должны обеспечить, чтобы воспитание детей до 15 лет, осиротевших или разлученных с семьями, было поручено людям тех же культурных традиций. Прием таких детей в нейтральных странах должен происходить в соответствии с теми же принципами.

Оккупирующая сторона должна принимать меры по содержанию и обучению детей-сирот или детей, разлученных с родителями, если они не могут быть обеспечены заботой близких родственников или друзей. Обучение, по возможности, должно проводиться лицами их национальности, языка и религии.

Оккупирующая сторона должна с помощью местных властей оказывать содействие учреждениям, которым поручено попечение и воспитание детей. Детям и подросткам должно быть разрешено посещать школы.

2.5. Гражданские права ребенка.

Оккупирующей стороне запрещается изменять гражданское состояние ребенка: ни гражданство, ни гражданский статус ребенка не могут быть изменены.

Оккупирующая сторона не должна зачислять детей в зависящие от нее формирования или организации.

2.6. Арестованные, задержанные или интернированные дети. Дети, которые были арестованы, задержаны или интернированы, должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых. Когда задержанию или интернированию подвергаются семьи, их, по возможности, размещают в одном и том же месте и содержат как отдельные семьи.

Находящиеся в конфликте стороны должны прилагать усилия к заключению во время военных действий соглашений об освобождении, репатриации, возвращении на место жительства или госпитализации в нейтральной стране детей, беременных женщин и матерей с грудными и малолетними детьми.

2.7. Дети и смертный приговор,

Если в момент совершения правонарушения ребенок не достиг 18-летнего возраста, то смертный приговор в отношении его не может быть приведен в исполнение, даже если он принимал участие в военных действиях.

3. Дети, принимающие участие в военных действиях

Запрещается участие детей до 15 лет в военных действиях. МГП содержит специальную норму, согласно которой стороны в конфликте должны воздерживаться от принудительного призыва и добровольного зачисления их в свои вооруженные силы. При вербовке детей, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, необходимо стремиться отдавать предпочтение детям более старшего возраста.

Если же дети принимают непосредственное участие в военных действиях, на них распространяется действие норм МГП, касающихся правового положения сражающихся. В тех случаях, когда дети, не достигшие 15-летнего возраста, попадают во власть противника, они продолжают пользоваться особой защитой. Дети старше 15 лет могут претендовать на статус военнопленного, а в случае нарушения норм МГП (совершения военных преступлений) они несут уголовную ответственность по действующему законодательству.