Способы (методы) правового регулирования. Виды правовых норм По способу правового регулирования данная норма является

Выделяются три основных способа воздействия на поведе­ние субъектов :

императивный - строго обязательное предпи­сание;

автономный (диспозитивный) - возможность для вы­бора или свободного волеизъявления;

В соответствии с ними выделяют:

1. Императивные нормы - категорические, строго обяза­тельные, не допускающие отступлений и иной трактовки пред­писания. Например, «Финансирование судов производится только из федерального бюджета...» {статья 124 Конституции РФ).

2. Диспозитивные нормы либо позволяет выбрать из пред­ложенных в норме вариантов поведения, либо предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегули­ровать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях и лишь на случай, если они не сделают этого, пред­писывается определенный вариант поведения.

Все это влияет на особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки включает слова: «если иное не предусмотрено договором». В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву. Наприме р: часть 2 статьи 273 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю перехо­дит право собственности на ту часть земельного участка, кото­рая занята зданием (сооружением) и необходима для его ис­пользования».

3. Рекомендательные нормы устанавливают варианты наи­более желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Например, Указ Президента РФ от 21.03.1996 № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обес­печению прав вкладчиков и акционеров» (с изменениями от 02.04.1997, 16.10.2000) п. 4.5.1.В случае неисполне­ния предписаний Центрального банка РФ,... Центральному банку РФ рекомендуется предъявлять учредителям (участникам) бан­ка требования о проведении мероприятий по финансовому оз­доровлению банка либо о реорганизации банка и решать воп­рос о замене его руководителей.

4. Поощрительные нормы - это предписания о предос­тавлении органами и должностными лицами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом полез­ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих обязанностей либо в дости­жении результатов, превосходящих обычные требования.

В поощрительных нормах может содержаться и правомо­чие (право работника на дополнительное вознаграждение или льготы при перевыполнении норм выработки и т. п.) и связыва­ние (обязанности администрации поощрить выплатить подоб­ное вознаграждение).

VIII. По степени регламентации поведения.

1. Абсолютно определенные и относительно определен­ные нормы .

Если норма формулирует правило, условия его действия с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то она абсолют­но определенная .

Например , п. 1 ст. 4 Патентного закона: «Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, име­ет изобретательский уровень и промышленно применимо».

2. Относительно определенные нормы допускают возмож­ность вариантов поведения с учетом конкретных обстоятельств. Эти нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотре­ния адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - пре­доставляют возможность выбора из обозначенных в норматив­ном акте вариантов.

Например, п. 4 ст. 13. Патентного закона: «В интересах нацио­нальной безопасности (в случае если сложится ситуация зат­рагивающая интересы национальной безопасности) Правитель­ство РФ имеет право разрешить использование объекта промыш­ленной собственности без согласия патентообладателя с вып­латой ему соразмерной компенсации» и «В случае если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объяв­ляет об отставке Правительства либо распускает Государствен­ную Думу» (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).

IX. По времени действия выделяют постоянные нормы и временные .

Большинство правовых норм относятся к постоянным нор­мам, что видно из признаков правовой нормы. Однако достаточно часто в переходных положениях нор­мативно правовых актов используются и временные нормы.

Например , Совет Федерации первого созыва и Государствен­ная Дума первого созыва избираются сроком на два года (пункт 7 Раздела второго - Заключительные и переходные положения Конституции РФ).

Кроме того, оперативные нормы выполняют кратковремен­ную задачу: вводят новые и исключают устаревшие нормы.

Нормы права классифицируются по различным критериям.

По роли и месту в правовой системе (по социальному назначению):

Учредительные нормы – выполняют функцию норм – принципов. Данные нормы закрепляют:

1) основы общественно – политического;

2) права и свободы граждан;

3) основы политической системы;

4) основы правовой системы.

Примером указанных норм, являются конституционные нормы.

Регулятивные нормы – выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

1) управомочивающие – предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

2) обязывающие – вынуждают к определенным действиям;

3) запрещающие – устанавливают запрет на совершение, или не совершение тех или иных действий.

Охранительные нормы – выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действия с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Пример – норы уголовного кодекса, устанавливающие наказание за совершение преступления.

Обеспечительные нормы играют роль норм – гарантий, которые способствуют исполнению других норм, т.е. гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ, РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).

Дефинитивные нормы – выполняют функцию норм – определений и объясняют содержание тех или иных понятий.

Коллизионные нормы являются нормами – арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы – выполняют роль норм – инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права – материальных и процессуальных.

По методу правового регулирования правовые нормы могут быть:

1) императивными – применяются при отношениях, власти и подчинении, носят строгий обязательный характер;

2) диспозитивными – применяются при регулировании отношений, равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;

По субъектам правотворчества выделяются:

Нормы, исходящие от государства, т.е. изданные государственными органами – к ним относятся большинство правовых норм;

Нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

По сфере действия правовые нормы могут быть:

Нормами общего действия – действуют на территории всей страны в отношении всех граждан – нормы Конституции;

Нормами ограниченного действия – действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой – либо ограниченной территории – нормы законов, акты субъектов РФ;

Локальными нормами – распространяют свое действие только на членов отдельных государственных либо негосударственных структур – работники предприятий, организаций.

По времени действия выделяются:

Постоянные нормы – действуют неограниченный период до тех пор, пока нормативно – правовой акт не будет отменен, либо изменен;

Временные нормы – действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени.

По кругу лиц различаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан. Например: нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих.

По функциональной роли правовые нормы могут быть:

Общими – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов в соответствующей отрасли права;

Специальные – охватывают часть институтов соответствующей отрасли права, и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы.

Проблема объединения правовых норм в институты и отрасли права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.

Российские ученые называют два критерия выделения отраслей в системе права.

Критерием деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это определенная совокупность однородных общественных отношений. Под предметом правового регулирования понимается то. Что подлежит урегулированию, то есть те отношения, которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь юридически значимые отношения, которые:

Являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

Создают объективную потребность в их урегулировании.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты – индивидуальные и коллективные;

б) их поведение, поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

Предмет правового регулирования является объективным, лежащим вне права критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных причин в соответствии со спецификой связей между общественными отношениями, поэтому главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями общественных отношений.

Вторым основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – есть совокупность способов и приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Если предмет – на вопрос что , то метод на вопрос – как регулирует.

Предмет является главным материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод является дополнительным , юридическим критерием, самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.

Наряду с общим методом правового регулирования существуют и конкретные методы, характерные для тех или иных отраслей права. К ним относятся: 1) императивный методы, 2) диспозитивный метод, 3) метод поощрения, 4) рекомендаций, 5) метод автономии и равенства сторон, 6) убеждения, 7) принуждения, 8) альтернативный, 9) наказания.

1) Императивный метод – метод властных предписаний, абсолютно определенного характера, исходящий от компетентного лица, обеспечивается мерами принудительного характера, содер­жащий, как правило, нормы-запреты. Он является властно-авторитарным, строго обязательным, это метод «вертикали». Предполагает запреты, обязанности, наказания. Характерен в основном для уголовного, административного, финансового и некоторых других отраслей права.

2) Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рам­ках закона. Он построен на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, их несоподчиненности между собой, это – метод «горизонтали». Предполагает дозволения. Присущ в первую очередь гражданскому праву.

3) Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. По­ощрения присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и ме­далями).

5) Метод автономии и равенства сторон характерен для про­цессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участ­ники судебного разбирательства находятся в одинаковом процес­суальном отношении друг перед другом, законом и судом; их от­ношениям присуща самостоятельность.

6-7)В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение . Эти методы присущи как для права в целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.

8-10) Метод дозволения, обязывания и запрет , свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

11) В административном праве действует метод субординации и властного приказа позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

Все названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения, и, наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.

Говоря о разделении права на отрасли, необходимо иметь в виду следующее:

1. Все отрасли права по своему со­держанию могут быть разделены на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

Материальное право - это совокупность правовых норм (объединенных, естественно, в институты, подотрасли и отрасли права), регулирующих содержательную сторону общественных отношений. Таким образом, это отношения складывающиеся между людьми и их объединениями, отношения связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. К отрас­лям материального права относятся конституционное, уголовное, админист­ративное, гражданское, исправительно-трудовое, финансовое, земельное, се­мейное, трудовое, аграрное право. Нормы указанных отраслей права непо­средственно регулируют управленческие, имущественные, трудовые, семей­ные отношения и т. д.

Процессуальное право - совокупность правовых норм (объединенных в институты, подотрасли, отрасли права), регулирующих об­щественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права. Таким образом, это отрасли, которые определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

К отраслям процессуального права отно­сятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, а согласно позиции некоторых авторов - и конституционно-процессуальное, арбитражное и админист­ративно-процессуальное право.

2. Разделение права на частное и публичное. Это разделение, сложилось в юридической науке и практике еще в Древнем Риме. По широко известному определению римского юриста Доминиция Ульпиниана (III в.), публичное право относится «к положению Римского государства», частное – «к выгоде отдельных лиц». Публичное право – это область дел государственных, а частное право – область частных дел.

Такое деление права было воспринято континентальной правовой системой.

Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечи­вающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. Речь идет главным образом об имущественных и личных неимущественных отно­шениях. К частному праву относятся прежде всего гражданское, торговое (в странах, где оно выделилось в самостоятельную отрасль права), семейное право.

Специфику частного права составляют следующие черты :

1. Частное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

2. Предметом регулирования частного права является область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовые средства и т.д.

Регулирование отношений частных лиц между собой;

Обеспечение частного интереса с акцентированием внимания на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

Обеспечение свободного волеизъявления субъектов при реализации своих прав;

Широкое использование договорной формы регулирования;

Включение в себя норм, обращенных к субъективному праву и обеспечивающих судебную защиту;

Преобладание диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям;

Использование классической юридической техники.

4. Метод частного права – преимущественно диспозитивный.

5. Отрасли, основу которых составляют нормы частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и др.

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный ин­терес. К публичному праву относятся, например, конституционное, уголов­ное, административное право.

Специфику публичного права составляют следующие черты :

1. Публичное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, организации и деятельности представительных учреждений, осуществление правосудия, борьбу с посягательствами на конституционный строй.

2. Предметом регулирования публичного права является область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти всех, публичных институтов, аппарата государств, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

Регулирование отношений между государственными органами или между частными лицами и государством;

Обеспечение публичных интересов с акцентированием внимания на запретах, обязанностях граждан перед государством;

Обеспечение одностороннего волеизъявления субъектов права;

Включение в себя общих и безличных норм, имеющих нормативно ориентирующее воздействие;

Преобладание директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

Широкое использование новейших технических приемов.

4. Метод публичного права – преимущественно императивный.

5. Отрасли, основу которых составляют нормы публичного права: конституционное право, административное право, уголовное право, финансовое право, уголовно-процессуальное право и др.

В качестве критерия разграничения частного и публичного права в со­временной юридической науке признается и различие методов правового ре­гулирования. Для публичного права характерен метод централизации (суб­ординации, власти-подчинения), для частного права - метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права, как пра­вило, императивны, их содержание не может быть изменено по воле участни­ков правоотношений.

Абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы могут присутствовать в отраслях частного права, и наоборот. Так, например, в земельном праве – отрасли частного права – присутствуют и публично-правовые элементы в виде определения порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. В семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права: оно перешло в состав отраслей частного права, сохраняя публично-правовые элементы.

Возрастание влияния современного государства на экономические отношения и увеличение объема его социальной деятельности обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Договор, который является типичным проявлением частноправового регулирования, все более внедряется в публично-правовые отношения в современной России (например, договор о поступлении гражданина на государственную службу, контракт о службе в Вооруженных Силах РФ, контракт о службе в органах внутренних дел и т.д.).

В какой-то степени разделение права на публичное и частное носит ус­ловный характер (заметим, что в странах с англосаксонской системой права такого разграничения нет); ведь частный интерес, не соответствующий инте­ресу всего общества, т. е. публичному интересу, не может рассчитывать на юридическую защиту.

Соотношение Публичное право Частное право
1. Выражают интересы государства Частные интересы отдельных лиц
2.Регулируют отношения Между государственной властью и гражданином Граждан и их частных объединений между собой
3.Соотношение сторон, положение участников Присутствует подчиненность, неравноправие участников (субординация) Участники юридически равноправны (равноправие)
4.Характер правоотношений Вертикальные по типу «власть-подчинение» Горизонтальные «координационного» типа
5.Регулирование отношений Централизованная регуляция общественных отношений гос. власти Децентрализованное регулирование из независимых центров
6. Метод правового регулирования императивный диспозитивный
7. Правовые нормы Обязанности, запреты дозволение
8. Средство правового регулирования Односторонне-властный акт компетентного государственного органа договор
9. Сущность отношений (целевые установки) Сущность образует коллективное начало Образует индивидуальное начало
10. Защита прав исходит Исходит от государства Исходит от заинтересованного частного лица
11. Статус государства Властный субъект, наделенный компетенцией Юридическое лицо

3. Международное право не входит ни в одну национальную сис­тему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, по­скольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударст­венные отношения. В нем выражается коллективная воля наро­дов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и ин­ституты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности госу­дарств - участников мирового сообщества, принципы их взаи­моотношений, поведение на международной арене.

Это правовая система, включающая международное публичное право, регулирующее межгосударственные отношения, и международное частное право, регулирующее внутригосударственные отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.

В современной юридической науке сложились различные концепции соотношения международного и национального права:

1) монистические концепции, сторонники которых признают международное и национальное право составными частями единой системы права:

Концепция примата (приоритета) национального права над международным;

Концепция примата международного права над национальным.

2) дуалистическая концепция, сторонники которой рассматривают международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые, изолированные и независимые друг от друга правовые системы, которые активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.

Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, рост значения роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общественные ценности и приоритеты.

В этих условиях все большее число сторонников находит концепция верховенства международного права, разработанная основателем нормативистской школы права австрийским юристом Г. Кельзеном (1881-1973). Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств; истинность норм национального права определяется нормами международного пава.

Международное право:

1. Международное право является составной частью правовой системы каждого государства. Оно активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.

2. Международное право создается международными организациями, а т.ж. совместной деятельностью различных государств, а национальное право – компетентными субъектами, определяемыми в каждом отдельном государстве.

3. Международное право распространяет свое действие на территорию всех государств, а национальное право – на территорию соответствующего отдельно взятого государства.

4. Источниками международного права являются пакты, декларации, конвенции, международные договоры. Источниками национального права являются внутригосударственные нормативные правовые акты, договоры обычаи.

5. В современном мире реализуется концепция примата (верховенство) международного права над национальным.

Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В КонституцииРФ записано, что общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются прави­ла международного договора (ст. 15 ч. 4).

Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам.

Интеграция России в мировое сообщество, развитие сотрудничества с другими государствами, участие в разрешении региональных конфликтов, выполнение по мандату ООН миротворческих миссий свидетельствует о признании конструктивного влияния России на решение международных проблем. С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России, о чем, в частности, свидетельствует возможность граждан РФ в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.


Похожая информация.


В зависимости от функциональных особенностей отрасли права выделяют нормы процессуальные и материальные.

Материальное право - специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Такие нормы регулируют социальные, политические, имущественные и иные отношения. Они определяют права и обязанности субъектов права, а также содержательную характеристику правоотношений, возникающих между государством и гражданами (населением) в рамках регулятивных и охранительных правоотношений. При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти. Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.

Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства).

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Императивные нормы - нормы права, которые не допускают законного отступления от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. Ст. 306 ТК РФ:

Об изменении существенных условий, предусмотренных трудовым договором, работодатель - физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее, чем за 14 календарных дней.

Пример № 2. Ст. 50 ЗК РФ:

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Пример № 3. Ст. 20 ВозК РФ:

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Диспозитивные нормы - нормы права, которые допускают законное, договорное отступление от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. ст. 33 СК РФ:

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.



Пример № 2. п. 2 ст. 134 ГК РФ:

Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Пример № 3. ч. 4 ст. 301 ТК РФ:

Дни отдыха в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в пределах учетного периода оплачиваются в размере тарифной ставки (оклада), если иное не установлено трудовым договором или коллективным договором.

Поощрительные нормы - нормы права, закрепляющие поощрение участникам правоотношения, выполнившим определенные предписания.

Пример № l. П.п. 1 Дисципли­нарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации:

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, за образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, за отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники начальники от командира полка, командира корабля 1 ранга, им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей 2 ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со ст. И дисциплинарной властью командира батальона (корабля 3 ранга), имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами.

Пример № 2. п.п. 8 Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. № 715):

Членам экипажей, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются преимущества в области социально-культурного и жилищно-бытового обеспечения.

Пример № 3. п.п. 10 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621) (с изменениями от 25 декабря 1993 г., 23 апреля 1996 г., 8 февраля 1999 г., 14 июля 2001 г.):

За особые трудовые заслуги работники представляются в установленном порядке к государственным наградам Российской Федерации.

Пример № 1. п.п. 3 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7 «Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»:

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Пример № 2. п.п. 4 Методических рекомендаций по организации деятельности территориальных органов Минюста России по осуществлению полномочий, представленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления:

В случае получения материалов, не относящихся к компетенции Минюста России, рекомендуется направлять их в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение данных материалов.

Пример № 3. п. 6 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. № 86 «Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации»:

В целях обеспечения организации экспертной деятельности по условиям труда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, рекомендуется в своих структурах образовывать самостоятельные подразделения (управления, отделы) государственной экспертизы условий труда, а также создавать исследовательские (измерительные) лаборатории по оценке условий труда, которые аккредитуются в установленном законодательством порядке и действуют в соответствии с областью аккредитации в структуре соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или вне ее.

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, опре-делить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в ре-гулировании общественных отношений, в-третьих, точнее опре-делить границы и возможности регулирующего воздействия пра-ва на общественные отношения, в-четвертых, значительно усо-вершенствовать правотворческую и правоприменительную дея-тельность.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего от выбора ее основания, которым выступает наиболее существен-ный признак, определяющий все остальные признаки классифи-цируемого явления. В настоящей главе предлагаются четыре ос-нования классификации юридических норм (хотя в правовой ли-тературе их значительно больше): функции в правовом регули-ровании общественных отношений, предмет правового регулиро-вания, метод правового регулирования, форма выражения пред-писания.

1. По функциям в механизме правового регулирования выде-ляются: исходные правовые нормы, нормы — правила поведения, общие и специальные нормы.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы за-нимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные на-чала, основы правового регулирования общественных отноше-ний. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направле-ния, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не ис-ключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела — если надо обо-сновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законо-дательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законо-дательного положения, либо усилить авторитетность принимае-мого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по свое-му характеру, содержанию и целевому назначению. В их соста-ве можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-нача-ла это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и госу-дарственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Конституции государства. Они получают разви-тие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах.


Нормы-принципы зако-нодательные предписания, выражающие и закрепляющие прин-ципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значитель-нее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законода-тельном предписании, становится нормой-принципом.

Определителъно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляю-щие целевые установки законодателя. Примером таких норм слу-жат предписания Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (ст. 1): «Судебная власть в Российской Федерации осуществля-ется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, на-родных и арбитражных заседателей»; ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Россий-ской Федерации» от б февраля 1997 г., где определяются задачи внутренних войск, и др.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых катего-рий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступ-ления в уголовном законе, административного проступка — в ад-министративном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы вы-полняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирова-ния. Их отсутствие в системе права лишило бы законодатель-ство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным.

Именно поэтому российское за-конодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основ-ные понятия, термины. Так, принятый в 1997 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 2 закрепляет определения основных понятий и терминов, исполь-зуемых в этом законе, в частности, «агитация предвыборная», «выдвижение кандидата», «депутат», «избиратель», «избира-тельный блок» и др.

Нормы — правила поведения, в отличие от исходных, — это нормы непосредственного регулирования поведения людей, обще-ственных отношений. Они указывают на взаимные права и обя-занности субъектов, условия реализации этих прав и обязаннос-тей, виды и меру реакции государства по отношению к право-нарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в представительно-обязывающем ха-рактере, соответственно которому она устанавливает для участ-ников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гаран-тируемые государством взаимные субъективные права и юриди-ческие обязанности. В результате такого целенаправленного ре-гулятивного воздействия нормы — правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами дан-ного правоотношения.

В нормах — правилах поведения получают логическое разви-тие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы — правила поведения основательно изучены в юриди-ческой науке. Определение юридической нормы и ее теории в целом до недавнего времени ориентировались исключительно на нормы — правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы — правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранитель-ные. Не возражая в принципе против такого деления, подчер-кивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим, вслед за некоторыми другими авторами, услов-ность данной классификации, ибо охрана — один из способов ре-гулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной.

Общие и специальные нормы.

Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие нормы это пред-писания, охватывающие своим действием, как правило, все пра-вовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы груп-пируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. В отличие от них, специальные нормы — это предписания, кото-рые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых обще-ственных отношений, с учетом присущих им особенностей.

Спе-циальные нормы детализируют общие предписания, корректиру-ют временные и пространственные условия их реализации, спо-собы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей сово-купности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в граждан-ском праве; нормы, предусматривающие ответственность за ху-лиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уго-ловном праве, и т.д.

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловлива-ют особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют от-расль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и про-цессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют организаци-онные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отно-шению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и проис-ходит, то на определенном этапе развития системы права. Про-цессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную право-вую совокупность, создают определенный раздел соответствую-щей отрасли права.

3. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

1) властно-побудительный (императивный), направленный на обес-печение предписанного государством, строго обязательного пове-дения субъектов;

2) автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощри-тельный, стимулирующий желательное для государства и обще-ства правомерное и социально активное поведение;

4) рекоменда-тельный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения го-сударства вариант поведения. В соответствии с ними и классифи-цируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы категорические, строго обязатель-ные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, отно-сящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диапозитивные нормы, предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах за-конных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделя-ются участники отношений, регулируемых диспозитивной нор-мой, заключается в том, что сторонам предоставляется возмож-ность самим договориться о своих взаимных правах и обязаннос-тях, и лишь на случай, если они этого не сделают, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обусловли-вает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно это формулируется следующим образом: «Если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким об-разом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если по истечении срока трудового договора (контракта) трудовые отношения фак-тически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их пре-кращения, то действие договора (контракта) считается продол-женным на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специ-фический метод правового регулирования данной отрасли бази-руется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полез-ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводитель-ный труд людей, их творческую и социальную активность (нор-мативные предписания о государственных наградах, премиях и др.).

Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, ак-ционерным обществам, государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ожидает двоякая судьба:

многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут от-менены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предо-ставив им полную хозяйственную и организационную самостоя-тельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

4. По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предо-ставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «впра-ве», «имеет право», «может». Например: осужденные имеют пра-во на получение информации о своих правах и обязанностях;

имеют право на вежливое обращение со стороны персонала уч-реждения, исполняющего наказание; имеют право на охрану здо-ровья и др. (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения оп-ределенных положительных действий. Для этих норм характер-ны слова «обязан», «должен». К примеру: «Государственная лес-ная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обя-зана обеспечивать в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (ст. 77 Лесного ко-декса РФ).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты — это государственно-властные веления, основная цель которых пред-отвратить возможное нежелательное для личности и общества по-ведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровожда-ется словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др. Например: «Брачный договор не может огра-ничивать правоспособность или дееспособность супругов...» (ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ); «Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается» (ст. 51 КЗоТ РФ);

«Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституци-онного Суда Российской Федерации не допускается» (ст. 29 Фе-дерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.) и т.д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени под-ходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов: властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов; автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления; поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обуславливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким образом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если трудовые отношения по истечении срока трудового договора фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения, то действие договора продолжается на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания об орденах, медалях, премиях и др.).

Рекомендательные кормы адресуются, главным образом, колхозам и государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ждет двоякая судьба: многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.