Презентация органы государственной и муниципальной власти. Органы государственной власти субъектов российской федерации

ВОПРОСЫ:

1.
2.
3.
4.
Понятие органа государственной власти
Признаки органа государственной власти
Классификация органов государственной власти
Принципы организации и деятельности органов
государственной власти
5. Система органов государственной власти
современной России
6. Отличие органа государственной власти от
органа местного самоуправления

Основные акты:

1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 06.10.1999г. (ред. от 13.07.2015) N 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»
(далее по тексту – ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ)
3. Федеральный закон от 06.10.2003г. (ред. от 29.06.2015г.) N
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту –
ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ)
4. Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.1997 N 55-О
«О прекращении производства по делу о проверке
конституционности Указа Президента Российской Федерации
от 2 октября 1996 г. N 1412 «Об утверждении Положения об
Администрации Президента Российской Федерации»
тема: органы государственной власти

Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум и свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы мест

Народ осуществляет свою власть
непосредственно (референдум и свободные
выборы), а также через органы
государственной власти и органы
местного самоуправления

В Конституции РФ используются следующие понятия:

1. Государственные учреждения (п.1 ст.41; п.2
ст.68)
2. Государственные органы (ст.33; п.п. «в» п.3
ст.125)
3. Органы государственной власти (п.2 ст.3; п.2, 3
ст.11; п.1 ст.77)
4. Органы законодательной, исполнительной и
судебной власти (ст.10; ст.78)
данные термины не тождественны и имеют ряд различий
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культ

Учреждением признается унитарная
некоммерческая организация, созданная
собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных или иных
функций некоммерческого характера
(правовой статус госучреждений регламентируется
гражданским законодательством – §7 п.2 ст.123.22
Гражданского кодекса РФ часть 1)
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Государственный орган – это обособленная часть механизма государства, предназначенная для выполнения от имени государства его функций, о

Государственный орган – это
обособленная часть механизма
государства, предназначенная для
выполнения от имени государства его
функций, определенным образом
организованная, действующая в рамках
установленной правом концепции
государственно-властных полномочий
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Орган государственной власти – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необ

Орган государственной власти – это часть
государственного аппарата, наделенная
властными полномочиями, определенной
компетенцией и необходимыми
средствами для осуществления задач,
стоящих перед государством на
конкретном участке государственного
руководства обществом
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти – это частный случай термина орган государственной власти, в котором особо подч

Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти
– это частный случай термина орган
государственной власти, в котором
особо подчеркивается принцип
разделения властей, лежащий в
основе построения
государственного аппарата
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Различие терминов государственный орган и орган государственной власти лежит в плоскости властных полномочий. Государственные органы не

Различие терминов
государственный орган и орган
государственной власти лежит в
плоскости властных полномочий.
Государственные органы не
обладают правом принятия
правовых актов внешнего действия
(например, Президент РФ – это орган
государственной власти, а Администрация
Президента РФ – это государственный орган)
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Наиболее общим термином является термин «орган государства» Орган государства = государственные органы + органы государственной власти ф

Наиболее общим термином является термин
«орган государства»
Орган государства = государственные
органы + органы государственной
власти
формула:
каждый орган государственной власти является
органом государства, но не каждый орган
государства является органом государственной
власти
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Признак органа государственной власти – это внутреннее свойство, характерное для данного конституционно-правового института

Вся совокупность признаков органов
государственной власти делится на:
1. Основные или обязательные
2. Дополнительные или факультативные

Основные признаки органа государственной власти:

1. Особый порядок образования или
формирования
2. Государственно-властные
полномочия
3. Особый порядок деятельности
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Выделяют следующие способы образования или формирования органов государственной власти:

1. Непосредственное избрание народом
(Государственная Дума, Президент РФ, Главы субъектов РФ)
2. Назначение на должность (Правительство РФ,
Коллегия Администрации Кемеровской области)
3. Назначение на должность путем голосования
(судьи Конституционного Суда РФ)
4. Формирование на основе сочетания принципов
выборности и назначения (Совет Федерации)
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Государственно-властные полномочия = компетенция + предметы ведения компетенция – это закрепленные в правовых нормах, права и обязанности

органа
государственной власти, позволяющие выступать
от имени государства и издавать обязательные
веления
предмет ведения – это сфера деятельности органа
государственной власти, в которой он
осуществляет определенные управленческие
функции применительно к объектам управления
тема: органы государственной власти Вопрос №2

1. В Конституции РФ исчерпывающим образом определены полномочия Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного С

1. В Конституции РФ исчерпывающим образом
определены полномочия Президента РФ,
Государственной Думы, Совета Федерации,
Конституционного Суда РФ
2. Полномочия других органов государственной
власти в Конституции РФ определяются самым
широким образом, а в деталях регламентируются
специальными законами (исключения: Прокуратура
РФ, Центральная избирательная комиссия,
Следственный Комитет РФ)
3. Властные полномочия органов государственной
власти субъектов РФ закреплены в ФЗ от 06.10.1999г.
№184-ФЗ и детализируются в актах субъекта РФ
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Особый порядок деятельности:

1. Отступить от установленного порядка орган
государственной власти не вправе
2. Степень правовой регламентации процедуры
деятельности органа государственной различна:
Она более высока для законодательных и судебных
органов государственной власти, органов
государственной власти с особым статусом
Порядок деятельности Президента РФ и органов
исполнительной власти регламентируется наименее
четко. Эти органы государственной власти
осуществляют свою деятельность, не выходя за рамки
общих принципов
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Дополнительные признаки органа государственной власти:

1. Внутренняя структура органа государственной власти –
2. Наделение органа государственной власти частью
единого фонда государственной собственности
3. Каждый орган государственной власти осуществляет
задачи и функции государства
4. Возможность принятия в процессе деятельности
органа государственной власти присущих ему
юридических актов
5. Каждый орган государственной власти является
составной частью единой системы органов
государственной власти России
тема: органы государственной власти Вопрос №2

1. В зависимости от территориальной сферы
деятельности, обусловленной формой
государственного устройства:
Федеральные органы государственной власти (Президент
РФ, Правительство РФ, Парламент РФ)
Органы государственной власти субъектов РФ (Коллегия
Администрации Кемеровской области, Совет народных

2. По способу волеизъявления и принятия
решений:
Коллегиальные (Правительство РФ, ЦИК)
Единоначальные (Президент РФ, Министерства)

Классификации органов государственной власти:

3. По людскому составу:
Единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по
правам человека РФ)
Коллективные (Правительство РФ, ЦИК, Парламент РФ)
4. По способу формирования:
Выборные (Государственная Дума, Совет народных
депутатов Кемеровской области)
Назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ)
Назначаемые в распорядительном порядке
(Министерства)
Смешанные (ЦИК, Совет Федерации)
тема: органы государственной власти Вопрос №3

Классификации органов государственной власти:

5. По объему компетенции органов государственной
власти:
Органы общей компетенции (Президент РФ, Государственная
Дума)
Органы специальной компетенции (Министерства, Счетная
палата РФ)
6. По характеру выполняемых задач и исполняемых
функций
:
Законодательные (Парламент РФ)
Исполнительные (Правительство РФ)
Судебные (Конституционный Суд РФ)
Контрольные (Счетная Палата)
Глава государства (Президент РФ)
Избирательные (ЦИК)
Надзорные (Прокуратура РФ)
тема: органы государственной власти Вопрос №3

Принципы организации и деятельности органов государственной власти - это основополагающие начала в соответствии с которыми формируются и

функционируют органы государственной власти
1. Народовластие (п.п.1,3 ст.3 Конституции РФ) –
2. Суверенность государственной власти (п.4 ст.3
Конституции РФ)
3. Единство государственной власти (п.3 ст.5
Конституции РФ)
4. Разграничение предметов ведения и полномочий
между органами госвласти РФ и субъектов РФ
(п.п.1,3 ст.3, ст. ст. 71,72,73 Конституции РФ)
5. Приоритет прав и свобод человека и гражданина
(ст.2, ст.18 Конституции РФ)
6. Законность (п.п.2,3 ст.15, ст.76 Конституции РФ)

Принципы организации и деятельности органов государственной власти:

7. Участие граждан в формировании и деятельности
органов госвласти (п.2 ст.3, ст.32 Конституции РФ)
8. Гласность (п.2 ст.24 Конституции РФ)
9. Разделение властей (ст.ст.10, 11 Конституции РФ)
10.Деидеологизация (п.2 ст. 13 Конституции РФ)
11.Светскость (ст. 14 Конституции РФ)
тема: органы государственной власти Вопрос №4

Органы государственной власти не существуют разрознено, они представляют собой целостную систему, состоящую из множества элементов Систе

Органы государственной власти не существуют
разрознено, они представляют собой целостную
систему, состоящую из множества элементов
Система органов государственной
власти – это обусловленная
функциями государства и
национальными традициями
совокупность органов
государственной власти и их
подразделение на отдельные виды

Система органов госвласти современной России обусловлена двумя базовыми принципами:

1. Принцип разделения властей, который
позволяет делить органы госвласти погоризонтали (законодательные,
исполнительные, судебные, глава
государства, органы госвласти с особым
статусом)
2. Принцип федерализма, который позволяет
делить органы госвласти по-вертикали
(федеральные органы госвласти и органы
госвласти субъектов РФ)
тема: органы государственной власти Вопрос №5

Система федеральных органов государственной власти России:

1. Глава государства – Президент РФ
2. Законодательная власть – Федеральное Собрание –
3.
4.
Парламент РФ (Совет Федерации + Государственная Дума)
Исполнительная власть – Правительство РФ,
Министерства, Федеральные службы, Федеральные
агентства
Судебная власть – Конституционный Суд РФ,
федеральные суды общей юрисдикции и федеральные
арбитражные суды во главе с Верховным Судом РФ
5. Органы государственной власти с особым
статусом – Уполномоченный по правам человека в РФ,
ЦИК, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ,
Центральный Банк России, Счетная палата РФ
тема: органы государственной власти Вопрос №5

Система органов государственной власти субъектов РФ:

1. Законодательная власть – законодательный
2.
3.
(представительный) орган субъекта РФ
Исполнительная власть – высший исполнительный
орган государственной власти субъекта РФ во главе с
высшим должностным лицом субъекта РФ;
исполнительные органы государственной власти
субъектов РФ
Судебная власть – Конституционные (уставные)
суды субъектов РФ, мировые судьи
4. Органы государственной власти с особым
статусом – Уполномоченный по правам в субъекте РФ,
Избирательная комиссия субъекта РФ, контрольносчетные органы субъектов РФ
тема: органы государственной власти Вопрос №5

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

тема: органы государственной власти Вопрос №6

Различия между органами государственной власти и органами местного самоуправления являются нормативными, т.е. они могут быть обнаружены т

Различия между органами
государственной власти и органами
местного самоуправления являются
нормативными, т.е. они могут быть
обнаружены только при анализе
действующих правовых норм

1. Правовой статус ОМС регламентируется
специальным актом ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ.
Правовой статус органов государственной власти
регламентируется Конституцией РФ (Президент РФ),
ФКЗ (Правительство РФ), ФЗ (Счетная палата РФ),
Указами Президента РФ (Министерства)
2. ОМС – это избираемые непосредственно
населением и (или) образуемые представительным
органом муниципального образования органы,
наделенные собственными полномочиями по
решению вопросов местного значения (п.1 ст.2 ФЗ
от 06.10.2003г. №131-ФЗ). Определение органа
государственной власти связано с государственным
аппаратом и не содержится в правовых нормах
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления (ОМС):

3. ОМС обладают специфической компетенцией,
содержание которой определено кругом вопросов
местного значения («местные дела»). Вопросы местного
значения определены в главе 3 ФЗ от 06.10.2003г. №131ФЗ. Перечень государственных вопросов вытекает из
ст.ст. 71,72 и 73 Конституции РФ
4. Структура ОМС определяется населением
самостоятельно (п.1 ст.131 Конституции РФ). ОМС
формируются населением соответствующей
территориальной единицы и осуществляют свои
полномочия только в рамках этой территории.
Структура, состав участников и способы
формирования органов государственной власти более
сложный
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления (ОМС):

5. ОМС напрямую не подчиняются федеральным
органам государственной власти. Однако они
руководствуются и соблюдают законы и иные
нормативно-правовые акты органов
государственной власти (п.1 ст.15 Конституции РФ).
6. ОМС могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей
необходимых для их реализации материальных и
финансовых средств (п.2 ст. 132 Конституции РФ).
Реализация переданных полномочий
подконтрольна государству.
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления (ОМС):

7. В соответствии со ст.4 п.10 ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ» от 12.06.2002г. №67-ФЗ - на основании
международных договоров Российской Федерации и в
порядке, установленном законом, иностранные
граждане, постоянно проживающие на территории
соответствующего муниципального образования, имеют
право избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления, участвовать в иных избирательных
действиях на указанных выборах, а также участвовать в
местном референдуме на тех же условиях, что и
граждане Российской Федерации. Избирательными
правами на выборах в органы государственной власти
иностранные граждане не обладают избирательными
правами ни при каких условиях.
тема: органы государственной власти Вопрос №6
  • Законодательная власть
  • Парламент
  • Федеральное собрание
  • Совет федерации
  • Государственная дума
  • Законодательный процесс
  • Статус депутата
Сущность законодательной власти
  • Делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.
  • Законодательная власть реализуется избираемым, а иногда частично назначаемым парламентом.
  • Сущность законодательной власти состоит:
  • в принятии законов, выступающих высшей формой выражения государственной воли народа.
  • выполнении функций:
  • финансовой (утверждает государственный бюджет);
  • распорядительной (формирует высшие исполнительные и судебные органы);
  • контрольной (над деятельностью исполнительной власти).
Парламент
Виды парламентов
  • С абсолютно определённой компетенцией (в федерациях и децентрализованных унитарных государствах). Центральная власть ограничена правами субъектов федерации (предметы ведения).
  • С абсолютно неопределённой компетенцией (Великобритания). Парламенты имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями.
  • С относительно неопределённой компетенцией (Швейцария). Нет чёткого критерия разграничения полномочий парламента и правительства.
Структура парламента
  • Верхняя и нижняя палаты:
  • верхняя палата избирается на больший срок. Депутаты имеют более высокий уровень квалификации;
  • основная роль законодательной деятельности лежит на нижней палате.
  • Двухпалатная система наиболее распространена в мире. Положительные качества:
  • Представляются интересы, как всех граждан, так и интересы коллективных сообществ.
  • Обеспечивается оптимальное прохождение законопроектов; каждая палата может воспрепятствовать необдуманным и поспешным законопроектам, т. к. у них различается природа представительства, сроки полномочий, уровень информированности в социально-экономических процессах.
  • Парламент имеет в своём подчинении систему специальных комитетов, управлений и т. д.
Процедуры работы парламента
  • Парламентская сессия – промежуток времени, в течение которого проходят пленарные заседания, заседания постоянных комитетов и работа в избирательных округах.
  • Парламентские каникулы – промежуток между сессиями.
  • Очередные сессии – созываются в связи с установленным регламентом;
  • Чрезвычайные сессии – могут быть созваны по решению главы государства, председателя палаты или заявлениями от 1/3 депутатов; рассматриваются только те вопросы, ради которых она была созвана.
  • Первую сессию, вновь избранного парламента, открывает старейший по возрасту депутат.
  • На первом заседании формируются:
  • счётная палата;
  • временная комиссия по регламенту;
  • временный секретариат.
  • Заседания парламента обычно проводятся гласно. На них могут приглашаться эксперты, специалисты по разным областям. По решению председателя могут проводиться и закрытые заседания.
Контрольная деятельность парламента
  • В парламентских республиках парламент обладает большими полномочиями в области контроля над правительством:
  • парламент заслушивает доклады и отчёты правительства о своей деятельности;
  • формой контроля являются парламентские слушания , организуемые обычно тем или иным постоянным комитетом или несколькими комитетами совместно;
  • парламент создаёт различного рода временные (следственные и др.) комиссии ;
  • контроль от имени парламента по определённым вопросам осуществляют парламентские комиссары (омбудсмены);
  • в чрезвычайных случаях (введение чрезвычайного положения и др.) для контроля над действиями президента и исполнительной власти должна быть немедленно созвана специальная сессия парламента.
Законодательная власть в РФ
  • В России парламент появился в 1906 г.
  • После 1917 г. законодательная власть реализуется через советскую систему (представительские органы совета народных депутатов), действующую в системе единства власти.
  • В 1936 г. создан Верховный совет СССР, состоящий из двух палат: Совет союза и Совет национальности.
  • По Конституции РФ 1993 г. органы законодательной власти включают Федеральное собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ.
  • Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю.
  • В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Федеральное собрание
  • Парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат
  • верхняя: Совет федерации – призван обеспечить интересы субъектов;
  • нижняя: Государственная дума – призвана обеспечить интересы народа.
  • Двухпалатная структура Федерального собрания обладает особенностями:
    • палаты являются самостоятельными, не подчиняются друг другу, каждая имеет собственную компетенцию.
    • разный порядок формирования палат.
  • Палаты заседают раздельно, кроме следующих случаев:
  • заслушиваются послания президента;
  • выступает руководитель иностранного государства;
  • обсуждается вопрос отрешения президента от власти.
Федеральное собрание
  • Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций.
  • Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным собранием,
  • Федеральное собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость.
  • Обе палаты Федерального собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается.
  • Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ.
  • Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в реализации своей главной функции.
Федеральное собрание
  • Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как:
  • референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;
  • чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;
  • право Конституционного суда РФ объявлять законы неконституционными;
  • право Президента РФ распускать Государственную думу при определённых обстоятельствах;
  • ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;
  • требование Конституции РФ о принятии Государственной думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей.
Государственная дума
  • Государственная дума состоит из 450 депутатов
  • Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ).
  • Депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Порог - 7 %, с 2016 г. - 5 %.
  • Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев.
  • Дума не может быть распущена в первый год своей работы.
  • В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Структура
  • Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности сотрудников Думы.
  • Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти. Председатель и его заместители избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.
  • Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. В Госдуме 6-го созыва существует 30 комитетов.
  • Совет Государственной думы планирует работу Госдумы и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты.
К полномочиям комитетов относятся:
  • внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
  • предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
  • подготовка проектов постановлений Государственной думы;
  • подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
  • подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;
  • организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
  • заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  • анализ практики применения законодательства.
Депутатские объединения
  • К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы.
  • Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу.
  • Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.
  • Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы.
Совет Государственной думы
  • Особый коллегиальный орган Государственной думы, созданный для предварительной подготовки организационных решений, касающихся распорядка деятельности палаты.
  • В его состав входят Председатель Государственной думы, руководители фракций и депутатских групп.
Полномочия Государственной думы
  • В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации Государственная дума обладает правом законодательной инициативы.
  • Депутаты Государственной думы вносят на рассмотрение:
  • законопроекты и поправки к ним;
  • законодательные предложения о разработке и принятии новых законов;
  • законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.
Полномочия Госдумы с правом выносить постановления по ним:
  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя ЦБ России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты РФ и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Общий порядок работы
  • Государственная дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной думы ранее этого срока.
  • Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат.
  • Государственная дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает:
  • Счётную комиссию Государственной думы;
  • Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования;
  • Временную комиссию по Регламенту Государственной думы;
  • Временный секретариат Государственной думы;
  • Мандатную комиссию Государственной думы.
  • Кроме того на первом заседании депутаты проводят выборы Председателя и его заместителей.
Общий порядок работы
  • Заседания Государственной думы проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации.
  • На заседаниях Государственной думы вправе присутствовать депутаты (члены) Совета федерации.
  • Решением палаты на её заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым законопроектам и иным вопросам. Представители СМИ могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в Государственной думе.
  • Государственная дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом, комитетом Государственной думы или депутатским объединением в Государственной Думе, Председателем Государственной думы, Председателем Правительства.
  • На заседаниях Государственной думы ведутся протоколы и стенограммы.
Общий порядок работы
  • Государственная дума собирается на сессии, как правило:
    • весеннюю - с 12 января по 20 июля;
    • осеннюю - с 1 октября по 25 декабря.
  • Заседания Государственной думы проходят в среду и пятницу.
  • Очередные заседания Совета проходят во вторник и в четверг,
  • Комитеты и комиссии заседают в понедельник и четверг.
  • Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах.
  • По вторникам проводятся парламентские слушания.
  • Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов с избирателями.
  • Каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час» для ответов членов Правительства на вопросы депутатов.
Общий порядок работы
  • Внеочередному рассмотрению на заседании Госдумы подлежат:
  • послания и обращения Президента Российской Федерации;
  • законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  • проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации;
  • федеральные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной думы;
  • проекты федеральных законов о ратификации международных договоров;
  • проекты Регламента Государственной думы и постановлений Государственной думы о внесении в него изменений и дополнений;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.
  • Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Голосование
  • Решения Государственной думы принимаются на её заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поимённым.
  • Голосование на заседании в Государственной думе осуществляется с использованием электронной системы подсчёта голосов, без использования указанной системы, с использованием бюллетеней и путём опроса депутатов.
  • Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным.
  • Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчёт голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию.
  • Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам.
  • Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчёт голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
  • Качественное голосование представляет собой альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: «очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо» и «очень хорошо».
Парламентские слушания
  • форма обсуждения актуальных и значимых вопросов с привлечением общественности.
  • Парламентские слушания могут быть посвящены концепции готовящегося закона, подготовленному в основе законопроекта, международного договора, подлежащего последующей ратификации, иным важным вопросам внешней и внутренней политики.
  • Парламентские слушания проводятся по инициативе руководящего органа палаты Совета Государственной думы или Совета Федерации, постоянных комитетов палат, депутатских объединений, а также по инициативе определенного числа депутатов.
Парламентские слушания
  • Организация и проведение парламентских слушаний возлагается Советом Госдумы на соответствующий комитет, комиссию, а также на соответствующие подразделения Аппарата Госдумы.
  • Парламентские слушания, как правило, открытые, в том числе для средств массовой информации, но в особых случаях они могут проводиться закрыто. Руководит парламентскими слушаниями обычно председатель соответствующего комитета или его заместитель.
  • Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц.
  • Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии Госдумы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты и приглашённые лица.
  • Итогом парламентских слушаний может стать принятие рекомендаций по обсуждавшемуся вопросу, однако строго юридического, обязывающего значения такие рекомендации не имеют.
Совет федерации
  • Совет федерации является «верхней» палатой Федерального собрания.
  • В Совет федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Всего 166 сенаторов.
  • Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета федерации.
  • Членом Совета федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Совет федерации
  • Совет федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета федерации являются основной формой работы палаты.
  • Они проходят раздельно от заседаний Государственной думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
  • Заседания Совета федерации проводятся в Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми.
  • По решению Совета федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.
Внутренняя структура
  • Совет федерации избирает из своего состава Председателя Совета федерации, его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  • Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты.
  • Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.
  • Все члены Совета федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его заместителей, входят в состав комитетов.
  • Член Совета федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета федерации.
  • Состав комитета, комиссии утверждается палатой.
Внутренняя структура
  • Комитеты и постоянные комиссии Совета федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты:
  • осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной думой и переданным на рассмотрение Совета федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам;
  • разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов;
  • организуют проведение парламентских слушаний и т. д. Деятельность временных комиссий ограничивается определённым сроком или конкретными задачами.
Полномочия Совета федерации
  • Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий.
  • А также осуществляются следующие полномочия:
    • утверждение изменения границ между субъектами РФ при их взаимном согласии;
    • утверждение указа Президента о введении чрезвычайного или военного положения;
    • решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил Российской Федерации за пределами территории РФ;
    • назначение даты выборов Президента;
    • отрешение Президента от должности;
    • назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации;
    • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
    • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.
Обязательному рассмотрению подлежат:
    • законопроект федерального бюджета;
    • законопроект федеральных налогов и сборов;
    • законопроект денежной эмиссии;
    • законопроект финансового, валютного и таможенного регулирования;
    • законопроект ратификации и денонсации международных договоров;
    • вопросы статуса и защиты государственной границы;
    • вопросы войны и мира.
    • Совет федерации не обязан рассматривать все федеральные законы, принятые Государственной думой.
Законодательный процесс
  • Первая стадия : внесение законопроекта
  • Вторая стадия : обсуждение законопроекта.
  • Третья стадия. Законопроект, принятый в нижней палате, отправляется в верхнюю. Верхняя палата рассматривает законопроект и может его отклонить. Отклонённый закон отправляется снова в нижнюю палату. Нижняя палата может поставить закон на повторное голосование, который может быть принят ⅔ голосов, или создать согласительную комиссию.
  • Четвёртая стадия . Законопроект, принятый и утверждённый верхней палатой, отправляется главе государства. Он может принять/отклонить закон, может наложить вето. Возражения должны быть учтены и снова после совместного заседания верхней и нижней палаты и принятия абсолютным большинством голосов президент должен дать согласие.
  • Пятая стадия . После принятия президентом закона, он публикуется и только после этого его выполняют исполнительные органы власти. Подписание президентом закона – один из элементов его промульгации . Это понятие включает также санкционирование закона и распоряжение органам исполнительной власти выполнять его.
Законодательный процесс
  • Вторая стадия : обсуждение законопроекта. Каждое обсуждение, заканчивающееся голосованием, называется чтением.
  • Смысл первого чтения - происходит утверждение основ законопроекта; либо принят, либо отвергнут.
  • Второе чтение - рассмотрение законопроекта по статьям; составляется таблица поправок; каждая статья ставится на голосование.
  • Третье чтение - законопроект должен приниматься в целом, либо быть отвергнутым.
  • Четвёртое чтение - обычно это проект о бюджете; тогда на третьей стадии вносят поправки представители министерства финансов.
Статус депутата
  • Депутат осуществляет свою деятельность в следующих формах:
  • участие в заседаниях своей палаты;
  • участие в работе комитетов или комиссий;
  • выполнение поручений председателя палаты;
  • работа по депутатским запросам;
  • работа с избирателями.
  • Гарантии депутата :
  • право законодательной инициативы;
  • депутатский запрос, на который должны дать ответ в определённый срок;
  • неприкосновенность;
  • материальное обеспечение (проживание, телефонные переговоры, машина, командировки)

Органы Государственной Власти

Президент – глава государства, гарант Конституции. (ст. 80 КРФ)

Судебная

Законодательная

Исполнительная

Конституционный суд

Верховный суд

Федеральное Собрание РФ

Правительство РФ

Высший Арбитражный суд

Совет Федерации

Государственная Дума РФ

Местное самоуправления


Президент - глава государства, занимаемый высшее место в иерархии государственных органов, обеспечиваемый стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляющий верховное представительство страны на международной арене.

Кандидатура Президента

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент избирается сроком на четыре года, при этом, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.


  • (с согласия Государственной Думы) Назначает Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
  • представляет в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и назначает судей федеральных судов РФ;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, формирует Администрацию Президента РФ;
  • назначает выборы Государственной Думы, а также распускает Государственную Думу;
  • назначает референдум в установленном Законом порядке;
  • Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации;
  • назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение или чрезвычайное положение (ст.88).

  • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
  • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры;
  • Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Правительство РФ - это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти по всей территории России.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров.

Состав Правительства РФ:

  • Председатель Правительства;
  • Заместитель Председателя Правительства;
  • Федеральные министры.

Полномочия Правительства РФ

  • Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.
  • Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах;
  • Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента.

Федеральное Собрание РФ- избираемый двухпалатный парламент России, постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых населением страны сроком на 5 лет.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. Формируется в порядке предусмотренным законом ФЗ «О Порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»


Полномочия Государственной Думы РФ

  • Принятие законов.
  • Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов.
  • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
  • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от неё председателя Центрального банка РФ.
  • Объявление амнистии
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Амнистия - мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам,

совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания.


Полномочия Совета Федерации РФ

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения.
  • Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ.
  • Отрешение Президента РФ от должности.
  • Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
  • Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.

Ратификация - процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон.

Денонса́ция - надлежащим образом оформленный отказ государства от заключённого им международного договора.


Местное самоуправление - это форма власти предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Муниципальное образование – самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город).

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

  • непосредственно (на выбора, референдумах, общих собраниях жителей);
  • через создаваемые местные представительные органы (совет, земство, дума, муниципальный комитет)
  • через органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации.

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы её развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Полномочия местного самоуправления:

Полномочия представительных органов местного самоуправления

Полномочия главы местного самоуправления

  • Утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении.
  • Устанавливают местные налоги.
  • Утверждают программы развития соответствующих территорий.
  • Осуществляют контроль за деятельностью главы местного самоуправления.
  • Осуществляет управление муниципальным хозяйством.
  • Распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности.
  • Разрабатывает местный бюджет.
  • Осуществляет регулирование земельных отношений.


Первые лица города Липецка и Липецкой области

Глава Администрации города Липецка ГУЛЕВСКИЙ Михаил Владимирович.

Председатель Липецкого областного Совета депутатов ПУТИЛИН Павел Иванович.

Глава Администрации Липецкой области КОРОЛЕВ Олег Петрович.

ТИНЬКОВ Игорь Владимирович

Председатель Совета депутатов г. Липецка.



СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Функции судебной власти:

  • Правосудие.
  • Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
  • Толкование правовых норм.
  • Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

  • Основные: граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
  • Дополнительные: сдача квалификационного экзамена, не должны допускать порочащих их поступков.