Избирательное законодательство советских автономных государств участников. Избирательная система ссср

избирательный право государственный политический

Развитие российского избирательного права шло по мере принятий Конституций, в истории нашего государства их было пять: это Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года.

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, - не было и избирательных прав.

Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему. Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. - М.: МарТ, 2008. - 224 с. . Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название - Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Ст.64 Конституции РСФСР 1918 года. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие “трудящийся”, давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

Итак, Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства. Характер Конституции как закона эпохи диктатуры пролетариата проявляется в особенностях закрепленной в ней демократии - демократии для большинства и против меньшинства, в объеме демократических прав и свобод, в особенностях обязанностей советских граждан. Он проявляется также в специфике конструкции государственного механизма, в избирательном праве.

Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго - всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР.

Избирательное право в Конституции СССР 1924 года.

Объединение в 1924 году РСФСР с другими советскими республиками (создание Советского Союза) привело к изменению государственного устройства.

Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. -- конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.

Вместе с тем произошло изменение инструктивных актов о лишении избирательных прав в сторону уточнения или введения новых социальных категорий, подпадающих под данную меру наказания, было теснейшим образом связано с политической ситуацией в стране, с поиском и нейтрализацией очередных врагов Советской власти. В 1927 году в РСФСР было более 2 млн. лишенных избирательных правАстафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999. . Лишение избирательных прав кормильца автоматически причисляло к лишенцам всех материально зависимых от него членов семьи.

Лишенец не мог избирать и быть избранным в руководящие государственные и партийные органы, общественные организации. Лица, лишенные избирательных прав, не имели возможности занять любую должность, а также учиться в средних специальных или высших учебных заведениях.

Избирательное право в Конституции СССР 1936 года.

В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам. Конституция 1936 года законодательно закрепила победу социалистических общественных отношений.

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу -- социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности -- государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право граждан СССР на объединения в общественные организации: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип "один человек -- один голос" (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав). Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

В 1936 году избирательные права были предоставлены всем лишенцам. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

Таким образом, Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, законодательно установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет, независимо от их социальных различий, в том числе имущественного положения и прошлой деятельности.

Избирательное право в Конституции СССР 1977 года.

Следующая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. Закрепляя однопартийную политическую систему, она вошла в историю как «конституция развитого социализма».

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти «всему рабочему населению страны» Cт. 10 Конституции РСФСР 1918 года. , «трудящимся города и деревни» Ст.3 Конституции СССР 1936 года. . Конституция 1977 г. впервые записала, что «вся власть в СССР принадлежит народу» Ст.2 Конституции СССР 1977 года. . Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы, но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов.

Конституция сказала о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Также было отменено такое наказание, как лишение избирательных прав.

Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

Избирательное право в Конституции РФ 1993 года.

Этот раздел следует начать с того, что Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, и вступившая в действие 25 декабря того же года, отпраздновала в 2013 году свое двадцатилетие.

Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Структура Конституции Российской Федерации состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:

С 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета;

С 21 года- депутатом Государственной Думы;

С 35 лет- Президентом страны.

Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:

Лица, признанные судом недееспособными;

Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». . При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

При выборах Совета Федерации первого созыва образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

Следующим принципиальным моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Таким образом, в советский период была проделана большая работа по созданию научной базы для анализа механизма формирования выборных органов государственной власти.

Для становления демократической избирательной системы необходимо не только совершенствование избирательного законодательства, но и конституционное закрепление основных принципов избирательного права: принципа равных выборов, принципа альтернативности, принципа независимости избирательных комиссий. Эти важнейшие принципы должны составлять основу постоянно совершенствующегося избирательного законодательства.

Амнистия и помилование

В советское время амнистия практиковалась широко - акты об амнистии, снижающие уровень уголовных репрессий, оказались неотъемлемой составной частью внутренней политики...

Бандитизм. Понятие, состав и виды данного преступления

Рассмотрим вопросы эволюции норм о бандитизме в российском законодательстве. Следует отметить, что их основой является понятие «шайки», которое встречается в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 923-926 Раздела V)...

Государственная служба в Российской Федерации, ее виды

После Октябрьской революции сложившийся институт русской государственной службы был практически уничтожен. Одним из первых актов советской власти был Декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 11 ноября 1917 г...

Дактилоскопия: история и перспективы развития

Дальнейшее становление дактилоскопии, как направления криминалистической техники и метода регистрации преступников, можно разделить на пять периодов по двадцать лет...

История развития криминалистики в советский и послесоветский период

1.1 Формирование частных криминалистических теорий в советский период (1917 - 50-е гг.) Совершенствование криминалистики как науки в первые годы советской власти серьезно затормозилось. Такие ведущие отечественные криминалисты, как В.И. Лебедев, С.Н...

Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Уголовный кодекс Советских Республик 1922 года. УК СР 1922 года посвящает вопросу половой свободы и половой неприкосновенности граждан 7 статей. Значительно суживая круг половых преступлений в сравнении со старым западноевропейским правом...

Годы гражданской войны (1917-1920 гг.). После победы Петроградского вооруженного восстания на II Всероссийском съезде Советов (25 октября 1917 г. в Петрограде) было зафиксировано взятие власти съездом и переход власти к Советам на местах...

Прокуратура после распада СССР

После Октябрьской революции 1917 г. прокуратура была упразднена. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. по этому поводу отмечалось: "Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора...

Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

В первых нормативных актах, изданных после октябрьского переворота...

Российский опыт становления местного самоуправления

После Октябрьской революции 1917 г. в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это, естественно...

Сущность коллективной формы отбывания наказания в Российской Федерации

Послереволюционный период для системы исполнения наказаний в России начинается как совершенно новый этап в своем развитии, государство активно берет систему под свой контроль, и начинаются масштабные реформы тюремной системы. 6 января 1918 г...

Уголовная ответственность за государственную измену

Молодая Советская республика начала с создания государственных органов, основная задача которых была формально - разработать руководящие документы, регламентирующие различные аспекты организации защиты государственной тайны...

Избирательное право Республики Казахстан имеет свои источники -нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К ним относятся Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан", решения избирательных комиссий.

3. Принципы участия граждан в выборах

Избирательное право основано на определенных принципах, под которыми следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти. Наиболее важные принципы избирательного права закреплены непосредственно в Конституции. Более подробно регламентация принципов дается непосредственно в Законе о выборах.

Принцип всеобщего избирательного права не следует отождествлять с правом абсолютно всех граждан Республики Казахстан участвовать в выборах. Определенные ограничения рамок избирательного права признаются необходимыми в силу различных причин естественного и социального порядка.

Всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов, представляющих собой требования, которым должны отвечать граждане для получения права участвовать в выборах.

Имеются общие цензовые требования, которые регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности, т. е. предписания так называемого пассивного избирательного права.

Среди общих цензов следует прежде всего назвать возрастной. Он означает признание за лицом избирательного права по достижении определенного возраста. Так, согласно Конституционному закону "О выборах в Республике Казахстан" все граждане, достигшие 18-летнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, местожительства или любых иных обстоятельств имеют право участвовать в голосовании на выборах. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Для пассивного избирательного права законодательство устанавливает целый ряд дополнительных требований. Так, например. Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин республики по рождению (не натурализованный), не моложе 40 лет (возрастной ценз), свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет (ценз оседлости).

Депутатом Сената может быть избран гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менеe пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы республики не менее трех лет.


Депутатом Мажилиса может быть избран гражданин республики, достигший двадцати пяти лет. Депутатом Маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет.

Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет один голос. В юридической литературе соответствующий принцип иногда определяется как "один избиратель - один голос", однако в зависимости от избирательной системы голосов может быть и больше, чем один. Важно при этом, чтобы у всех избирателей их было поровну.

Кроме этого, данный принцип означает, что все кандидаты участвуют на выборах на равных основаниях. Идеально этот принцип не выдерживается, так как избирательные округа в Республике Казахстан создаются не всегда равные. Так, согласно статье 21 Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан" избирательные округа образуются с учетом административно-территориального деления и с примерно равной численностью избирателей. Разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы республики, района, города не должна превышать 25 процентов.

Только при наличии вышеуказанных требований выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично; для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Другой элемент - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один кандидат не имеет каких-либо преимуществ перед другим кандидатом, а избирательные права всех граждан равным образом охраняются законом.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидата непосредственно. Этот принцип действует на выборах Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса, маслихатов и органов местного самоуправления.

Непрямые выборы осуществляются через представителей (выборщиков), и они подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. На основе косвенного избирательного права осуществляется избрание депутатов Сената. В выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики -депутаты маслихатов соответствующих областей, города республиканского значение и столицы. Косвенные выборы применяются также и при избирании сельских акимов. В CШA вначале избирается коллегия выборщиков для избрания Президента, которая затем распускается. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой, коллегией, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является одним из полномочий, входящих в его компетенцию.

Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателей. Он позволяет избирателю свободно выразить свою волю. Избирателю предоставляется возможность использовать особую закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня, при этом никто не должен присутствовать, в т. ч. члены избирательной комиссии.

Принцип добровольного участия в выборах означает, что избиратель сам решает, участвовать ему в избирательном процессе или нет. За неучастие в выборах для избирателя не наступает какой-либо ответственности. Далеко не во всех зарубежных государствах участие в выборах является добровольным.

Всеобщее избирательное право

система избирательного права, при которой право участвовать в выборах представительных органов предоставляется всем гражданам, достигшим установленного законом возраста, без каких-либо ограничений избирательными цензами.

Всеобщность выборов - один из основных принципов избирательного права, определяющий условия избирательных прав граждан и степень демократизма данного общества, носит ярко выраженный классовый характер. Содержание В. и. п. различно в условиях социалистического и буржуазного общества. В СССР В. и. п. означает, что, согласно Конституции СССР (ст. 135), все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах во все представительные органы государственной власти, что женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами, что граждане, состоящие в рядах вооружённых сил, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Правом быть избранными депутатами Верховного Совета СССР (См. Верховный Совет СССР) обладают граждане, достигшие 23 лет; депутатами Верховного Совета союзной или автономной республики - граждане, достигшие 21 года; депутатами местных Советов - граждане, достигшие 18 лет. Не имеют избирательных прав лишь лица, в установленном законом порядке признанные умалишёнными. До принятия Конституции СССР 1936 избирательных прав лишались представители эксплуататорских классов. Это временное ограничение было вызвано ожесточённой классовой борьбой.

Всеобщность выборов - важная и действенная форма участия советских граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Соблюдение этого принципа гарантируется политическими (власть трудящихся) и экономическими (социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства) основами советского общества и обеспечивается порядком составления списков избирателей, организации избирательных участков, назначением выборов на нерабочий день, возможностью голосования для граждан, находящихся вне своего постоянного места жительства (в поездах дальнего следования, пароходах, больницах), отсутствием каких-либо избирательных взносов, залогов и т.д.

Советское законодательство закрепляет организационно-правовые формы участия граждан в проведении самих выборов, контроля за их ходом со стороны общественности, а также устанавливает уголовную ответственность тех, кто путём насилия, обмана, угрозы или подкупа препятствует советским гражданам в осуществлении их права избирать и быть избранным.

В. В. Кравченко.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Всеобщее избирательное право" в других словарях:

    Конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление: активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, исключая недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы; а также пассивного… … Финансовый словарь

    Конституционный принцип избирательной системы, предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, исключая недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы, без каких либо ограничений избирательными… … Политология. Словарь.

    В большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения… … Юридический словарь

    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, заключающийся в предоставлении активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам государства (за исключением недееспособных лиц и лиц, находящихся в… … Юридическая энциклопедия

    Всеобщее избирательное право - (англ. universal suffrage) право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах органов гос ной власти, не ограниченное иными, кроме возрастного … Энциклопедия права

    Всеобщее избирательное право - право всех взрослых жителей страны избирать депутатов в парламент или органы местного самоуправления. На практике фактически этого права, как всеобщего, не существует нигде (не пользуются этим правом женщины, безработные и т.д.)Благодаря тому,… … Популярный политический словарь

    Предоставление права участия в выборах представительных органов государственной власти всем гражданам, достигшим определенного возраста без каких либо ограничений избирательными цензами (см. Цензы избирательные). Как правило, закрепляется в… … Большой Энциклопедический словарь

    Предоставление права участия в выборах представительских органов государственной власти всем гражданам, достигшим определенного возраста без каких либо ограничений избирательными цензами (см. Цензы избирательные). Как правило, закрепляется в… … Энциклопедический словарь

    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - – см. Избирательное право … Советский юридический словарь

    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - один из основополагающих принципов избирательного права права участия в выборах. Оно распадается на две возможности: избирать и быть избранным. Право избирать именуется активным избирательным правом, оно предоставляется гражданам РФ по достижении … Энциклопедический словарь конституционного права

    В большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц. находящихся в местах лишения… … Энциклопедия юриста


законом возраста, без каких-либо ограничений избирательными цензами.

Всеобщность выборов - один из основных принципов избирательного права, определяющий условия избирательных прав граждан и степень демократизма данного общества, носит ярко выраженный классовый характер. Содержание Всеобщее избирательное право различно в условиях социалистического и буржуазного общества. В СССР Всеобщее избирательное право означает, что, согласно Конституции СССР (ст. 135), все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах во все представительные органы государственной власти, что женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами, что граждане, состоящие в рядах вооружённых сил, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Правом быть избранными депутатами Верховного Совета СССР обладают граждане, достигшие 23 лет; депутатами Верховного Совета союзной или автономной республики - граждане, достигшие 21 года; депутатами местных Советов - граждане, достигшие 18 лет. Не имеют избирательных прав лишь лица, в установленном законом порядке признанные умалишёнными. До принятия Конституции СССР 1936 избирательных прав лишались представители эксплуататорских классов. Это временное ограничение было вызвано ожесточённой классовой борьбой.

Всеобщность выборов - важная и действенная форма участия советских граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Соблюдение этого принципа гарантируется политическими (власть трудящихся) и экономическими (социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства) основами советского общества и обеспечивается порядком составления списков избирателей, организации избирательных участков, назначением выборов на нерабочий день, возможностью голосования для граждан, находящихся вне своего постоянного места жительства (в поездах дальнего следования, пароходах, больницах), отсутствием каких-либо избирательных взносов, залогов и т.д.

Советское законодательство закрепляет организационно-правовые формы участия граждан в проведении самих выборов, контроля за их ходом со стороны общественности, а также устанавливает уголовную ответственность тех, кто путём насилия, обмана, угрозы или подкупа препятствует советским гражданам в осуществлении их права избирать и быть избранным.

В. В. Кравченко.

Статья про слово "Всеобщее избирательное право " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 6498 раз

избирательный право государственный политический

Развитие российского избирательного права шло по мере принятий Конституций, в истории нашего государства их было пять: это Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года.

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, - не было и избирательных прав.

Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему. Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. - М.: МарТ, 2008. - 224 с.. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название - Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Ст.64 Конституции РСФСР 1918 года. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие “трудящийся”, давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

Итак, Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства. Характер Конституции как закона эпохи диктатуры пролетариата проявляется в особенностях закрепленной в ней демократии - демократии для большинства и против меньшинства, в объеме демократических прав и свобод, в особенностях обязанностей советских граждан. Он проявляется также в специфике конструкции государственного механизма, в избирательном праве.

Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго - всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР.

Избирательное право в Конституции СССР 1924 года.

Объединение в 1924 году РСФСР с другими советскими республиками (создание Советского Союза) привело к изменению государственного устройства.

Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. -- конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.

Вместе с тем произошло изменение инструктивных актов о лишении избирательных прав в сторону уточнения или введения новых социальных категорий, подпадающих под данную меру наказания, было теснейшим образом связано с политической ситуацией в стране, с поиском и нейтрализацией очередных врагов Советской власти. В 1927 году в РСФСР было более 2 млн. лишенных избирательных правАстафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999. . Лишение избирательных прав кормильца автоматически причисляло к лишенцам всех материально зависимых от него членов семьи.

Лишенец не мог избирать и быть избранным в руководящие государственные и партийные органы, общественные организации. Лица, лишенные избирательных прав, не имели возможности занять любую должность, а также учиться в средних специальных или высших учебных заведениях.

Избирательное право в Конституции СССР 1936 года.

В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам. Конституция 1936 года законодательно закрепила победу социалистических общественных отношений.

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу -- социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности -- государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право граждан СССР на объединения в общественные организации: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип "один человек -- один голос" (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав). Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

В 1936 году избирательные права были предоставлены всем лишенцам. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

Таким образом, Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, законодательно установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет, независимо от их социальных различий, в том числе имущественного положения и прошлой деятельности.

Избирательное право в Конституции СССР 1977 года.

Следующая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. Закрепляя однопартийную политическую систему, она вошла в историю как «конституция развитого социализма».

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти «всему рабочему населению страны» Cт. 10 Конституции РСФСР 1918 года., «трудящимся города и деревни» Ст.3 Конституции СССР 1936 года.. Конституция 1977 г. впервые записала, что «вся власть в СССР принадлежит народу» Ст.2 Конституции СССР 1977 года.. Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы, но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов.

Конституция сказала о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Также было отменено такое наказание, как лишение избирательных прав.

Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

Избирательное право в Конституции РФ 1993 года.

Этот раздел следует начать с того, что Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, и вступившая в действие 25 декабря того же года, отпраздновала в 2013 году свое двадцатилетие.

Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Структура Конституции Российской Федерации состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:

С 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета;

С 21 года- депутатом Государственной Думы;

С 35 лет- Президентом страны.

Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:

Лица, признанные судом недееспособными;

Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

При выборах Совета Федерации первого созыва образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

Следующим принципиальным моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Таким образом, в советский период была проделана большая работа по созданию научной базы для анализа механизма формирования выборных органов государственной власти.

Для становления демократической избирательной системы необходимо не только совершенствование избирательного законодательства, но и конституционное закрепление основных принципов избирательного права: принципа равных выборов, принципа альтернативности, принципа независимости избирательных комиссий. Эти важнейшие принципы должны составлять основу постоянно совершенствующегося избирательного законодательства.