Конспекты юриста. Федеральные законы как источник земельного права Источниками российского земельного права являются

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие, виды и система источников земельного права



Система источников права - совокупность нормативно-правовых актов , которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

Источники права - различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источник земельного права - документ установленной формы, изданный уполномоченным на то гос. органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

Первичный элемент законодательства – НПА - документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. НПА составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.

Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее НПА, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и НПА, образующиеся другими отраслями законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Различают действие НПА по территории, времени и кругу лиц:

  • - действие по территории - определяется территориальной полномочиями органа: федеральные, региональные, местные.
  • - действие по времени - как правило, не имеет обратной силы, время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о сроках исковой давности.
  • - действие по кругу субъектов: общих субъектов - лиц, по своей юридич. природе не отличающихся какими-либо особыми признаками; специальных субъектов - лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные доп. права или льготы либо лишающими этих льгот.

Виды источников права:

  • 1. Правовой обычай;
  • 2. НПА - наиболее характерный для России способ правового регулирования, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения;
  • 3. Правовые договоры – соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений;
  • 4. Юридический прецедент;
  • 5. Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах;
  • 6. Религиозные тексты - основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.
  • 7. Руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;
  • 8. Другие.

Недостаточно исследованным, по все же объективно существующим источником является правовой обычай . Они прямо не устанавливаются нормами права (в этом случае они теряют свойство правового обычая), однако нормы права могут отсылать к ним. В земельном праве можно выделить правовые обычаи:

  • - согласно подп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса с/х животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • - согласно ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Следовательно, при наличии спора о порядке пользования земельным участком (например, между сособственниками), такой спор может разрешаться исходя из местных условий и обычаев;
  • - свойством правового обычая обладает возведение заборов по периметру земельного участка. Так, ЗК РФ и иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта осуществления собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения задач индивидуализации земельного участка вполне достаточно определения его площади и составления межевого плана;
  • - большую роль правовой обычай играет в пределах отдельно взятых национальных и национально-религиозных общностей. В данном случае наиболее ярким примером являются коренные и малочисленные народы. Например, согласно ст. 13 ФЗ от 07.05.2001 № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных пародов в соответствии с законодательством РФ, а также обычаями малочисленных народов.

Иерархия земельно-правовых нормативных актов:

  • 1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ (ст. 4 ЗК РФ).
  • 2. Конституция РФ - основной источник для всех отраслей права.
  • 3. Федеральные конституционные законы. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
  • 4. ФЗ. Принимаются Федеральным Собранием РФ.
  • 5. Указы Президента РФ. Относятся к федеральному уровню.
  • 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.
  • 7. Акты министерств и иных гос. органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты гос. комитетов, министерств и служб - нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.
  • 8. НПА субъектов РФ.
  • 9. НПА органов местного самоуправления.
  • 10. Вспомогательные НПА. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты.

Конституция РФ , где выделяют 2 группы норм:

  • - нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36);
  • - иные статьи опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).

Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является федеральный закон (ФЗ) :

  • 1. Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы;
  • 2. ФЗ от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";
  • 3. ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О гос. кадастре недвижимости";
  • 4. ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
  • 5. ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
  • 6. ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
  • 7. ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
  • 8. ФЗ от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.

ФЗ природоресурсной подотрасли экологического права: ФЗ «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.

Группу ФЗ, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность - в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

нормами гражданско-правовых актов (Гражданский Кодекс РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются указами Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др. и постановлениями Правительства РФ от РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения гос. земельного кадастра» и др.

Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в ФЗ «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).

Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.

Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры , касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.

Не являются источниками: правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации). Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ также не рассматриваются - данные виды актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.

Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты. Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм: 1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст.ст. 9, 36 Конституции РФ); 2) иные статьи Конституции РФ опосредовано регулируют земельные отношения (ст.ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).

Источники земельного права - это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные общественные отношения. Нормативные правовые акты по своей форме и содержанию не однообразны. Они могут выступать в форме законов, указов Президента РФ, постановлений, положений, правил, инструкций, решений, приказов, уставов, договоров (соглашений) и т.д.

По своей юридической силе источники земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы, в свою очередь, подразделяются на:

Федеральные конституционные законы, обладающие высшей юридической силой и принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации в особом порядке (соответственно две трети голосов депутатов Государственной Думы и три четверти голосов членов Совета Федерации). Федеральные конституционные законы не следует ограничивать рамками только Конституции РФ или конституций республик, входящих в состав Российской Федерации. К их числу следует, например, отнести Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. "О Правительстве Российской Федерации";

Федеральные законы. Примером может служить Закон РСФСР "О плате за землю" 1991г., Закон РФ "об особо охраняемых природных территориях" 1995г., Закон РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" 2002г. Наиболее распространенными формами подзаконных актов являются постановления Правительства РФ и утверждаемые ими положения или правила.

По направленности и содержанию регулируемых общественных отношений источники земельного права подразделяются на:

1) общие источники (например, Конституция РФ, Закон РФ "О местном самоуправлении" 1991г., ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" 1995г., Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" 1999г.). Данными законами определяются принципы охраны и рационального использования земель и организации управления земельными ресурсами;


2) специальные источники земельного права. Они предназначены в первую очередь для регулирования общественных отношений по поводу земли. К их числу относятся, в частности, Земельный кодекс РФ 2001г., Закон РФ "О плате за землю" 1991г., Закон РФ "О мелиорации земель" 1996г., ФЗ "О государственном земельном кадастре" 2000г., ФЗ "О землеустройстве" 2001г. и многие другие.

Нормативные акты по земельному праву подразделяются на федеральные, субъектов федерации, акты местных органов самоуправления.

Большую роль в регулировании земельных отношений имеют межотраслевые источники земельного права: ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" 2002 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Лесной кодекс РФ 1997 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Трудовой кодекс РФ 2002 г.

Систему источников земельного права образуют:

Конституция РФ;

федеративные договоры;

международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;

законы (конституционные и федеральные);

указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

нормативные правовые акты министерств и ведомств;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

корпоративные (локальные) нормативные правовые акты;

правовой обычай.

ФЗ (ЗК, ВК, ЛК), также КоАП, УК.

Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации.

24 июля 2002 г. принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения. Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Подзаконные акты (Указы Президента, Акты Правительства).

Не должны противоречить ЗК и ФЗ. «Об утверждении перечня приграничных территорий». Если нормы, сод-ся будут нарушать права граждан, то они могут быть оспорены в КС РФ.

– НПА в сфере налогообложения.

В сфере долевого строительства многоквартирных домов и объектов недвижимости.

Правительство регулирует земельные отношения в пределах компетенции, установленной ЗК, ФЗ и указами Президента. «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценке земель». Оспорить можно также в КС, ВС, ВАС.

Ведомственные акты. Приказ Министерства путей сообщения.

Акты иных органов ИВ.

Минэкономразвития:

В сфере кадастровой стоимости земельных участков

Ставки арендной платы за земельные участки

НПА органов гос.власти субъектов

В области исп-я и охраны земель

«Об обеспечении плодородия земель селькох.назначения»

Законы, связанные с правами граждан на земельные участки

Регулирование в сфере гос.управления.

НПА ИВ субъектов

В случаях, установленных актами высшей юр.силы. Постановление Прав-ва г.Москвы «..о градостроительных планах..»

НПА ОМСУ

Правила землепользования и застройки

Установление земельного налога

Установление публичных сервитутов.

Локальные акты. В организациях, учреждениях и предприятиях.

Общие принципы, договора и правовые обычаи.

Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное к конкретному гражданину либо организации). Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.

  1. Конституционные основы земельного законодательства.

Конституция РФ является основным и важнейшим источником всех отраслей российского права. Будучи законодательным обобщением достигнутого, Конституция вместе с тем выступает нормативной программой совершенствования общественного и земельного строя.

Статья 9 Конституции РФ требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой же статье определены возможные формы собственности на землю. Она может находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст.36 собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты Федерации на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, но они не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам.

Поскольку вопрос владения, пользования и распоряжения землей, как предусмотрено ст.72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствии с федеральным законом.

К этим вопросам ст.72 Конституции относит также: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе земельной.

Решение остальных вопросов в области рационального использования и охраны земель Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации.

Поэтому в ст.73 Конституции РФ записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".

Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ст.ст.130, 131, 132).

Важным источником земельного права являются конституции республик в составе РФ, которые принимаются на основе Конституции РФ и не должны ей противоречить. В конституциях республик учитываются национальные и местные особенности народного хозяйства и культуры каждой республики, а вместе с тем и задачи земельного законодательства в области рационального распределения, использования и охраны земельных богатств.

1) Земли используются и охраняются как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2) К предмету совместного ведения РФ и субъектов отнесены вопросы ведения, пользования и распоряжения землями, а также земельное законодательство.

3) Формы собственности на землю (государственная, муниципальная, частная и иные виды собственности)

Иных пока нет, а если будут, то установлены в ГК.

4) Права граждан на землю

Иметь в частной собственности землю

Собственником ведение осуществляется свободно, если не нарушает и не причиняет вред окружающей среде.

Введение: истoчник права

Источник (форма) права - исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права . Включают следующие виды:

Каждой отрасли российского права присущи свои источники.

В системе социальных правил (моральных, религиозных, технических) и норм право выделяется общеобязательным, письменным, категорическим характером, влекущим негативные последствия, санкции за несоблюдение и неисполнение (т.е. наказание), либо стимулирующие, поощрительные воздействия (за добросовестное исполнение).

Призванное быть регулятором общественных отношений, право должно получать внешнее выражение, приобретать различные, действующие с разной степенью категоричности и эффективности юридические формы. Именно эти формы, с помощью которых общества или его части становится обязательной, обозначаются термином «источники права» или «формы права».

В рамках правовой системы источники права выстраиваиваются по принципу их соподчиненности в иерархическую пирамиду. Единство и соподчиненность источников права, обеспеченные с помощью организационных, юридических механизмов и законодательной техники, способствуют единству государственной власти, сохранению, укреплению ее вертикали и неуклонному, единообразному применению, соблюдению и исполнению правовых требований.

В развитом цивилизованном юридическом и экономическом пространстве, где функционируют исторически обусловленные правовые, нравственные и экономические системы, могут существовать различные виды источников права: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты.

Однако не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой — на их действие влияют специфические исторические черты правовых систем той или иной страны, особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции отраслей права, в нашем случае — земельного, природоресурсного.

Считается распространенным мнение о том, что России неизвестен судебный прецедент ввиду отсутствия обязательности одних судебных решений для остальных судов. Такая точка зрения была оправданна в том смысле, что в России прецедентного права в общепринятом понимании действительно пока нет. Однако практика складывается таким образом, что судебные решения также становятся источником права, в том числе земельного.

Решения одних судов являются авторитетными для других: решения вышестоящих судов РФ по конкретным и кассационным делам нередко публикуются и, как правило, учитываются нижестоящими судами. Кроме того, постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, определения их коллегий могут являться обязательными для остальных судов. Таким образом, и в России судебный прецедент начинает занимать хотя и ограниченное, но определенное место. Окончательными и обязательными для исполнения являются постановления и иные акты Конституционного Суда РФ, в правоприменительной практике учитываются его концептуальные правовые позиции.

Идеи и доктрины, т.е. мнения ведущих ученых-юристов, в ряде государств участвуют в формировании права, становятся обязательными, общими, т.е. не персонифицированными, рассчитанными на неоднократное исполнение, получая отражение в законодательстве и праве, в том числе в земельном.

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных . Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм.

Источник зе-мельного права - документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной тер-ритории, определенное время и среди определенного круга лиц, яв-ляющийся элементом системы земельного законодательства.

Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт:

    1. международные договоры;
    2. Конституция и предусмотренные ею федеральные конституционные законы;
    3. федеральные законы, законы РФ;
    4. подзаконные акты (к ним относятся акты как государственных органов, так и органов местного самоуправления);
    5. законы субъектов РФ.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.

    • как земельное закондательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК),
    • так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.

Вторую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Помимо вышеперечисленного, источники земельного права можно классифицировать по следующим критериям:

1. по территории действия:

  • федеральные (НПА для всей страны - Земельный кодекс, ФЗ и т.д.);
  • региональные (НПА для одного субъекта федерации);
  • местные (НПА для одного муниципального образования).

2. по кругу субъектов:

  • общие;
  • специальные (для субъектов, обладающих специальными признаками).

Конституция как источник земельного права

Основной закон — Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и , федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного.

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

1) непосредственно посвященные земельным отношениям:

    • ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
    • ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
    • ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
    • ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
    • ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:

    • ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;
    • ст. 1, 7 -- о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;
    • ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
    • ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;
    • ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
    • ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;
    • ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.

Аналогично строятся и конституции, уставы субъектов Российской Федерации.

Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные законы как источники земельного права

Если среди источников земельного права на первом месте находится нормативный правовой акт, то среди различных видов нормативных правовых актов закон в России стоит на первом месте и занимает особое положение, что обусловлено следующим:

    1. закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений;
    2. законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным голосованием — референдумом в особом порядке.

Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как

    • Земельный (2001 г.), Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.) кодексы;
    • Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";
    • Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
    • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
    • Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
    • Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
    • Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
    • Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права , но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

1) законы природоресурсного блока (регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов - кроме земли): Федеральные законы «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

2) законы иных отраслей права.

Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

Подзаконные нормативные акты как источники земельного права

К подзаконным нормативным актам относятся:

    • указы Президента РФ;
    • постановления Правительства РФ;
    • ведомственные акты, нормативные акты организаций;
    • иные акты (акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления).

Указы Президента РФ как источники земельного права

Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Главенствующая роль указов Президента среди подзаконных актов основывается:

    1. согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;
    2. Президент является прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
    3. указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России.

Перечень указов Президента

Неполный перечень тем указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании земельного права в последние годы. Оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать Указы:

    • «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»;
    • «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
    • «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей»;
    • «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»;
    • «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»;
    • «О реализации конституционных прав граждан на землю»;
    • «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств (изложение содержания приведенных указов дается в последующих главах, раскрывающих соответствующие институты земельного права)»;
    • «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

Постановления Правительства как источники земельного права

Следующими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет в Российской Федерации.

Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права.

Перечень актов Правительства

    1. «О мониторинге земель в Российской Федерации»;
    2. «О порядке ведения государственного земельного кадастра»;
    3. «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации»;
    4. «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»;
    5. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
    6. «Об утверждении Положения о порядке установления границ зем-лепользования в застройке городов и других поселений»;
    7. «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание ав-томатизированной системы ведения государственного земельного кадастра»;
    8. «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации»;
    9. «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений»;
    10. «Об экономических условиях функционирования агропромышлен-ного комплекса Российской Федерации»;
    11. «О порядке определения нормативной цены земли»;
    12. «О государственной кадастровой оценке земель»;
    13. «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации».

Ведомственные акты как источники земельного права

К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону о Правительстве РФ относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства (Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Росгидромет и др.).

Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают зна-чение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.

Таким образом, для осуществления указанных задач федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, называемые ведомственными.

Примерами нормативных ведомственных актов

Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:

    • приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации»;
    • Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства РФ и Государственным таможенным комитетом РФ;
    • приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ»;
    • письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства РФ «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)»;
    • приказ Министерства путей сообщения РФ «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорож-ного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»;
    • письмо Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «О включении в состав сведений, подлежащих регистрации, прав на недвижимое имущество, градо-строительных ограничений и сервитутов»;
    • Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам по применению Закона РФ «О плате за землю».

Нормативные акты организаций как источники земельного права

Нормативные акты организаций, т. е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях. Они называются локальными и могут быть двоякого вида:

    1. рассчитанные на работающих на данном предприятии, т. е. обращенные внутрь предприятия, либо
    2. направленные вовне предприятия;

и те и другие носят общий характер, сориентированы на неоднократное число применения.

Примером первого вида нормативного акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия). Сюда же относятся внутриколхозные, например правила вспашки зяби, одобренные на колхозном собрании.

Общий характер они носят потому, что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни осуществлял предусмотренные этими правилами работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место.

Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосу-дарственной хозрасчетной организацией: они принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов — законов, указов, постановлений, приказов и т. п., обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.

Четкой границы между этими видами нормативных актов организаций порой нет: правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены вовнутрь организации, однако не могут не учитываться обращающимися в лесничество гражданами; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в актах организации, являются обязательными для работников и самой этой организации.

Нормативные акты организации хотя и находятся в иерархии нор-мативных актов на самой низшей ступени, т. е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, тем не менее являются самыми массовыми, регулирующими наибольшее число прав граждан и конкретных земельных отношений, приносящими наибольшее количество нарушений законности и посягательств на права граждан, в том числе земельные, источниками земельного права.

Общие принципы права, договоры и обычаи как источники земельного права

Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: «...суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ст. 6 Гражданского кодекса РФ при невозможности использования , т. е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судебная прктика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями.

Соглашения между различными субъектами договоры — права могут содержать правовые нормы: не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники предусмотренных в них общественных отношений. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах.

В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов . К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и рядом субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это неудивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К этой же группе источников земельного права относятся примерные или типовые договоры , разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными на то органами. В настоящее время их правовая сила подвергается обсуждению, а поле действия — сокращению, поскольку гражданским законодательством провозглашена свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 ГК РФ). Видом нормативного договора является международный договор, предусмотренный в упомянутой ст. 15 Конституции РФ. В ней также говорится, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем . В земельном праве правовой обычай занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений.

Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.

Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками располо-женного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

1) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

2) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т. д.;

3) законы – основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ), в котором особое место отводится регулированию охраны земли, закрепляется система правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель и т. п. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и др. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», закрепляющий порядок выдачи лицензий на пользование недрами, Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

4) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, Постановление Совета министров – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 100 «О Государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993–1995 гг.»;

5) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, поэтому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

6) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

Тема №2. Источники земельного права.

Вопросы:

1. Понятие источников земельного права, их система.

2. Конституционные основы земельного права.

3. Федеральные законы как источник земельного права.

4. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права;

5.

6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.

Понятие источников земельного права, их система.

Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. В соответствии со ст. 2 ЗК РФ источниками земельного права являются :

Конституция РФ,

Общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры,

Федеральные законы,

Указы Президента РФ,

Постановления Правительства РФ,

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти,

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Конституционные основы земельного права.

Конституция РФ устанавливает значение земли, формы собственности на землю, определяет вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ в области регулирования отношений, связанных с землей, закрепляет права граждан на землю, а также иные положения, имеющие значение для земельного права.

В части I ст. 9 Конституции РФ закреплена исключительная общественная значимость земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории .

Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся «совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с данной нормой регулирование земельных отношений осуществляется как федеральными законами, так и законами субъектов РФ: на федеральном уровне закрепляются основные принципы, основы регулирования земельных отношений, которые впоследствии развиваются в законодательстве субъектов РФ с учетом региональной специфики.

Права граждан на землю закреплены в ст. 36 Конституции РФ: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю . При этом устанавливаются пределы осуществления правомочий собственников земельных участков в целях недопущения нарушения ими общественных интересов, ущемления общественной значимости земли: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Большое значение для земельного права имеют положения Конституции РФ, устанавливающие экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. А также обязанности граждан по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам, уплате законно установленных налогов и сборов.

Конституцией РФ закреплен также ряд гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина , которыми могут воспользоваться и участники земельных отношений. В частности, каждому гарантируется судебная зашита его прав, в том числе связанных с землей.

Федеральные законы как источник земельного права.

Федеральные законы . Основополагающим федеральным законом в области регулирования земельных отношений является Земельный кодекс РФ 25 октября 2001 г. № 136 , который:

Определяет принципы земельного законодательства, источники земельного права, понятие земельных отношений, устанавливает полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области регулирования земельных отношений;

Регулирует отношения, связанные с осуществлением имущественных прав на землю, их возникновением, ограничением и прекращением, закрепляет механизмы защиты прав на землю и порядок рассмотрения земельных споров;

Устанавливает мероприятия по охране земель, основные положения в области государственного управления земельным фондом - мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и контроля за использованием земель, а также платы за землю;

Закрепляет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса.

Иные федеральные законы, входящие в состав земельного законодательства, регулируют отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения; с платой заземлю; с осуществлением функций государственного управления в области использования и охраны земель: государственного земельного кадастра, землеустройства.

Нормы земельного права содержатся также в федеральных законах, не входящих в состав земельного законодательства. Так, в Лесном кодексе РФ закреплены нормы, касающиеся перевода лесных земель в нелесные, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ установлены составы правонарушений, связанных с неправомерным использованием земель, и т.д.

В случае несоответствия норм земельного права, содержащихся в таких законах, нормам ЗК РФ действуют нормы ЗК РФ. Особое внимание законодатель уделил случаю противоречия норм ГК РФ и ЗК РФ, регулирующих отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. В соответствии со ст. 3 ЗК РФ нормы земельного законодательства в имущественных отношениях имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства.

4. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права;

Указы Президента РФ. Право Президента РФ на регулирование земельных отношений закреплено п. 1 ст. 2 ЗКРФ и может осуществляться путем издания нормативных указов.

Указы Президента РФ играли важную роль в регулировании земельных отношений и период с 1993 по 2001 г., когда были приняты основополагающие указы Президента РФ в данной области, в их числе Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». На данный момент вышеназванные указы не действуют.

В настоящее время указы, регулирующие отношения, связанные с землей, принимаются крайне редко и касаются, как правило, признания утратившими силу принятых ранее указов либо изменения их отдельных норм. Основным из них является Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 г. № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента РФ». В случае противоречия ЗК РФ или иного федерального закона и указа Президента РФ, принятого после введения в действие ЗК РФ, т.е. после 30 октября 2001 г., действуют нормы федеральных законов. Действующие указы Президента РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ, т.е. до 30 октября 2001 г., и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

Акты Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет регулирование земельных отношений путем издания постановлений, принимаемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Согласно п. 3 ст. 2 ЗК РФ Правительство РФ регулирует земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, иными федеральными законами и указами Президента РФ,

ЗК РФ закреплены полномочия Правительства РФ по регулированию:

1) отношений, связанных с охраной земель, в том числе установление порядка консервации земель;

2) отношений, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности;

3) отношений, связанных с государственным управлением в области использования и охраны земель, в том числе установление порядка осуществления государственного земельного контроля;

4) отношений, связанных с использованием земель промышленности, транспорта, иного специального назначения.

Правительство РФ активно участвует в регулировании земельных отношений. В настоящее время приняты постановления Правительства РФ по большинству вопросов, отнесенных ЗК РФ к его компетенции.

Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков"

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса"

В случае противоречия норм, содержащихся в постановлениях Правительства РФ, нормам ЗК РФ или иных федеральных законов действуют нормы федеральных законов. Действующие постановления Правительства РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

Законы субъектов РФ как источники права, их соотношение с федеральными законами. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ как источники земельного права.

Субъекты РФ осуществляют регулирование земельных отношений, отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ, на основе федерального законодательства.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

- резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;

Разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

Иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В Воронежской области – это Закон Воронежской области от 13 мая 2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24 апреля 2008 г.)

В случае противоречия закона субъекта РФ, принятого по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, федеральному закону действует федеральный закон.